Бизнес-план создания арт-галереи.
Бизнес-план создания арт-галереи
Общая характеристика проектируемой организации и целевого рынка
Проектируемая организация будет иметь формат галереи. Галереи организуют выставки произведений искусства (картин, скульптур и т.д.) в своих помещениях с целью их продажи и получают процент от проданного.
Галерея выступает посредником между творческим человеком и бизнесом, она адаптирует художника к реальной жизни и реальную жизнь к искусству, при этом решая непростую задачу: заработать деньги для себя и для художника. Но владелец галереи в России – это особая работа. Если в Европе и Америке главная задача – убедить клиента в том, что художники, которых они выставляют, лучше, чем художники, которых выставляют другие, то в России галерист должен объяснять клиенту, что такое искусство вообще, зачем его собирать и почему современное искусство так непохоже на то, что он видел в детстве в учебнике.
Открытие галереи поможет решить одну из многих важных проблем, которой озабочены художники и фотографы Новосибирска – недостаточное количество выставочных залов, вернее, их отсутствие. Новосибирск, третий по величине город страны, имеет лишь 8 выставочных площадок, тогда как в Санкт-Петербурге их более 40. И даже в Екатеринбурге, который гораздо меньше Новосибирска, таких площадок 30.
Существование арт-рынка напрямую зависит от существования среднего класса. Сначала средний класс вкладывает деньги в недвижимость, машины, ценные бумаги. И только после этого он начинает приобретать искусство. Но если, покупая, например, машину, мы отдаем себе отчет, что у нее есть себестоимость и есть цена, которая определенным образом соотносится с себестоимостью, то с искусством все гораздо сложнее. Цена на искусство не вырастает из себестоимости, и ценовая политика – одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются участники арт-рынка в России.
Другая сложность: в силу того что мы были изолированы от мирового современного искусства, покупатель предпочитает искусство старое. Если проверено временем – значит, искусство. Это вызывает перекос в ценах. К примеру, голландцы, которые в Европе не очень ценятся, потому что на рынке их много, здесь стоят гораздо дороже. Нужно объяснять, что лучше купить перспективного современного художника, чем хорошо знакомое старье.
Конечно, человеку, далекому от сферы искусства, будет непросто начать такой бизнес. Наличие художественного или культурологического образования существенно облегчит задачу: во-первых, будет хорошее владение материалом, а во-вторых, необходимые знакомства среди художников.
Для начала следует провести анализ – какое искусство востребовано в данный момент и какие есть перспективы для развития? Какие художники работают в городе? Существуют ли подобные проекты, и насколько они успешны?
Для начала реализации проекта необходимо сформулировать для себя ее идейную и культурную направленность, а также собрать "базу данных" о художниках в городе.
Начальный капитал будет включать средства на аренду, персонал и рекламу. Арт галерея немыслима без помещения – удобно расположенного (в идеале – в центре города, вблизи от прочей развлекательной инфраструктуры – кафе, ресторанов, кинотеатров) и грамотно организованного. Особенное внимание следует уделить освещению и вентиляции. В выставочном пространстве должно быть достаточно света, потенциальным покупателям будет приятнее "приобщаться к искусству" в атмосфере уюта. Галерея – это выставки! Каждая выставка – это идея, экспозиция, реклама и продажи. Решать все эти задачи в одиночестве вряд ли удастся – слишком много всего придется взять на себя, поэтому потребуются помощники для создания экспозиции, написания текстов и общения с клиентами. Очень многое зависит от экспозиции. Грамотное размещение объектов позволит показать их в более выгодном свете, ни один объект не должен "выбиваться" из экспозиции или теряться среди других работ.
Реклама – двигатель торговли, это общеизвестно! Обязательно нужно информировать потенциальных покупателей о выставке: буклеты, статьи в газетах и журналах, а также на сайтах города и сюжеты в телеэфире существенно повысят шансы на успех. В данном случае будет полезен навык написания пресс-релиза, а также опыт общения со СМИ.
Ну, и самое главное – продажи. Найти общий язык с покупателем, рассказать о достоинствах того или иного арт-объекта – вот настоящее искусство! Лучше, чтобы сотрудники имели образование культуролога или искусствоведа. Молодых специалистов, желающих получить опыт работы и не претендующих на большую зарплату, всегда предостаточно на последних курсах ВУЗов.
В отличие от западных арт-заведений, где посетители платят за билеты, наша галерея на стартовом этапе будет рада любому клиенту. Продажа билетов преждевременна – она оттолкнет неподготовленного покупателя от "художественного прилавка", но через несколько лет, когда галерея заработает имя и репутацию, можно будет попробовать этот инструмент. Продажа билетов впоследствии будет выполнять двойную функцию: давать дополнительный заработок и отсекать случайных людей.
Деньги в области искусства можно заработать главным образом, если ты даешь людям что-то уникальное, что они действительно хотят и не смогли бы найти дешевле больше нигде. Хороший пример – живое выступление. Можно легко найти бесплатную музыку в интернете, но получить ощущения от концерта можно только отправившись на него. Все работает точно также и с великим произведением искусства. Его создание может занять столько же, сколько потребуется на запись хорошего музыкального альбома, но чувства от него нельзя записать на диск и раздать людям вокруг бесплатно. Чтобы ощутить, получить высший опыт, ты должен купить произведение и поставить его у себя дома или посмотреть на него в музее.
Произведение искусства – товар особый, маркетинг и реклама которого невозможны вне художественной среды, способствующей продвижению на рынке не столько произведения, сколько его автора. По мере того как в данной контекстуальной среде растет значимость автора, увеличивается и рыночная стоимость его работ, в том числе ранних, созданных до возникновения арт-рынка. Однако процесс осложняется тем, что у нас практически отсутствуют рейтинги художников. А поскольку в отечественной маркетинговой среде нет выраженной иерархии художников, то и на Западе нет ясного понимания, что такое российское актуальное искусство. До недавнего времени отношения с зарубежными арт-дилерами строились по принципу поставки необработанного сырья. Так, если цены на работы ведущих американских и немецких художников стартуют с 70 тыс. долларов, то для равных им по статусу русских художников ценовые рамки – от 3 до 7 тыс. долларов.
И последнее. Открыть галерею можно, зарегистрировавшись либо как индивидуальный предприниматель, либо создав общество с ограниченной ответственностью. Данный вид деятельности не лицензируется.
Итак, проектируемая галерея будет представлять собой уникальную организацию, работающую с современным искусством. Предполагается работа с широким спектром уже сложившихся техник и жанров (живопись, фотография, графика, скульптура, объект, инсталляция, мультимедиа) и ориентирование на форму универсального авторского проекта. Такой подход позволяет показать не только качественные произведения, но и сам способ художественного переживания быстро меняющегося мира. Актуальность проекта, в данном случае, разворачивается как в Настоящем, так в Прошлом и Будущем.
Настоящее – это активно работающие современные художники, получившие признание зрителей и профессиональных экспертов, участвующие в крупных отечественных, зарубежных, международных проектах, работы которых представлены в частных и музейных коллекциях.
Прошлое – это уже сложившаяся "классика" современного искусства 60–90 гг., не потерявшая актуальности для сегодняшнего дня и создающая необходимую качественную планку, позволяющую сохранять непрерывность диалога в искусстве. Большинство из этих произведений уже находятся в музейных собраниях и частных коллекциях, но процесс осмысления и "музеефикации" происходит на наших глазах, что и позволяет галерее работать с этим направлением.
Будущее – это молодые, только начинающие свой путь в искусстве, интересные в своем потенциале авторы. Это приоритетное направление нашей работы.
Т.о. в задачи галереи входит организация многогранного арт-пространства в центре города, основным направлением которого является современное искусство, а так же классические и актуальные направления в сфере фотографии, моды, кино и современного театра.
Примеры направлений деятельности, это:
- Art-агентство (оказание услуг по поиску, созданию, продаже и аренде произведений искусства);
- Проведение мероприятий, отвечающих формату галереи (аукционы, презентации);
- Мастер-классы известных мастеров;
- Студия живописи;
- Перформанс-направление;
- Art-фестивали.
Первые два направления являются основными.
Т.о. проектируемая галерея, уникальное место в г. Новосибирске, которая занимается современным творчеством. Она охватывает новые тенденции и направления в искусстве. Ее задача в открытии новых имен и поддержке уже состоявшихся художников в новом качестве. А также всеядное "просекание" действительности, препарирование ее с помощью разнообразных тем, форм и стилей вплоть до треша. Этот неджентльменский творческий набор призван заполнить разреженную сибирскую действительность.
Анализ внешней среды организации
Любая организация имеет свои сильные и слабые стороны. Руководству необходимо знать их и уметь оптимизировать работу организации, принимая эти стороны во внимание. Существуют внешние факторы, влияющие на деятельность организации, и они часто определяют ее успех. Организация, имеющая хорошие внутренние характеристики, может быть успешной в полной мере лишь тогда, когда учтены все возможные внешние факторы: какими-то из них можно пользоваться себе во благо, а каких-то – предусмотрительно избегать. Только в совокупности внешних и внутренних факторов можно получить реальные оценки положения фирмы.
Для анализа внешней и внутренней сред организации используются:
- Метода PEST-анализа (таблица 1);
- Метод SWOT-анализа (таблица 2);
- Исследование конкурентных характеристик конкурентов (таблица 3).
Итак, арт-рынок в нашей стране зреет медленно, но верно. У него большой потенциал. В Новосибирске живет примерно полмиллиона семей. Если каждая приобретет хотя бы одну картину, получится полмиллиона продаж. Емкость художественного рынка большого города огромна. Но динамика продаж произведений искусства напрямую зависит от состояния общества. Если сформируется устойчивый средний класс, если вслед за поколением первоначального накопления капитала придет генерация эстетически образованных предпринимателей, – на российском арт-рынке можно ожидать взрыва. Придется он, скорее, на сегодняшних детей, для которых картины прочно войдут в статусный "лонг-лист" и станут такой же непременной составляющей бытования, как книги или ноутбук.
В Нью-Йорке, крупнейшем мировом арт-рынке, десять тысяч художников: целая армия людей, вооруженных кистью. Но и в Сибири рисуют не меньше. Количество живописцев и графиков в расчете на душу населения в Новосибирске такое же, что и в американском центре: примерно по одному на тысячу жителей – это и члены Союза художников, и свободные художники, и выпускающиеся каждый год ученики архитектурно-художественной академии, художественных училищ и худшкол. Т.о., если учесть разницу между спросом и предложением можно говорить о том, недостатка в художественных продуктах нет.
Коллективный портрет покупателя, формирующего спрос, примерно выглядит так. Примерно на три четверти он состоит из "стихийной" массы, в основном представленной предпринимательством и госслужащими (рисунок 1 "Социальный состав покупателей произведений искусства"). Для большинства приобретение картин – действие случайное, единичное, преследующее утилитарно-подарочные цели. Таких, кто извлекает удовольствие из систематического коллекционирования, страстных собирателей, можно пересчитать по пальцам. Коллекционирование – почти исключительно мужская сфера. За последние пару лет заметно возмужал и покупатель-любитель. Еще недавно в галереях и на аукционах господствовали женщины: они совершали до 70% покупок. Теперь половину приобретателей составляет сильный пол.
Итак, и художники, и покупатель имеется. Отчего же они не встречаются на рынке? Почему в крупнейшем за Уралом городе не может сформироваться арт-рынок с четкой структурой, аналогичной западной, пусть и в миниатюре.
Рисунок 1 – Социальный состав покупателей произведений искусства, %
Мировой опыт говорит: художественные салоны, где продаются как картины древних мастеров, так и мелкие поделки всех времен и народов ("антик"), галереи, ведущие собственную художественную политику, и выставки как художественные акты – вот те кровеносные сосуды, что питают артистический рынок. Без них он просто не выживет.
В Новосибирске с этим совсем туго. Небольшое количество галерей совершенно не создают арт-рынка, нужно нечто кардинально непохожее, с чётко выстроенным форматом, сюда как раз и вписывается проектируемая галерея, которая позволить арт-рынку Новосибирска стать более полноценным.
Для более детального анализа внешней среды организации используем метод PEST-анализа, который представлен в таблице 1.
Таблица 1 – PEST-анализ
Политика P |
Экономика E |
1. Федеральные реформы в области поддержки культуры и искусства (Федеральные ЦП). |
1. Мировой экономический кризис 2. Изменение уровня жизни населения. 3. Инвестиционный климат в отрасли |
2. Муниципальные программы в области культуры и образования (Областные ЦП). 3. Сотрудничество США и России в области культуры. 4. Конкурсы и гранты Министерства Культуры 5. Мероприятия по поддержки малого бизнеса в России. 6. Внесение изменений в ФЗ об "ООО". |
4. Основные внешние издержки предприятия: – Затраты на аренду. – Затраты на коммуникации. 5. Рост спроса на предметы искусства. |
Общество S |
Технологии T |
1. Изменение потребительских предпочтений 2. Изменение базовых ценностей потребителей. 3. Изменение уровня и стиля жизни населения. 4. Изменение структуры доходов и расходов населения. 5. Изменение отношения к искусству. 6. Появление новых течений в культуре и искусстве. 7. Изменение ситуации на рынке труда. 8. Изменение отношений со СМИ. |
1. Изменение систем оценки квалификации сотрудников. 2. Появление более совершенных технических средств, необходимых для внутреннего обустройства галереи. |
Далее представим то, как развиваются события по каждому фактору и наши действия, исходя из этого:
"Политика":
Как известно в последние 30 лет большое влияние на арт-рынке приобрело США. Взять хотя бы Нью-Йорк – законодатель в мире актуального искусства, его доля в суммарном обороте крупнейших мировых аукционов составляет примерно 46,5%. Он соперничает с Лондоном и Парижем, и является признанным лидером в направлениях живописи импрессионизма, модернизма и современного искусства, именно те направления, которые интересны для нашей галереи [1].
Так как формат нашей галереи совпадает именно с направлением, на котором специализируется американский арт-рынок, то немало важным может являться разработка между Россией и США ряда совместных проектов в области культуры и искусства [14].
Этот момент является актуальным, т.к. заметным движущим механизмом регионального арт-рынка выступают иностранные коллекционеры. У некоторых художников в списке "мест проживания" их работ значится больше иностранных городов, чем отечественных. Основной мотив интереса иностранных коллекционеров – не столько местная экзотика, сколько соотношение приличного качества картин и их невысокой, по сравнению с заграничными мерками, стоимости. Это обстоятельство позволит получать высокий процент прибыли.
Далее, в случае действий со стороны федеральных или муниципальных властей в области культуры и искусства, наша организация может получить ценную поддержку. → Необходимо отслеживать все изменения в данной области, чтобы не пропустить розыгрыша грантов и просто не упустить свою выгоду в какой бы то ни было ситуации. Необходим постоянный мониторинг – основная информация доступна на сайте Департамента культуры Новосибирской области [6].
Для участия в конкурсе социально-значимых проектов, в рамках проектов направленных на создание условий для повышения образовательного уровня различных уровней населения, нужно организовать благотворительные выставки, а также мастер классы для детей. Это повысит узнаваемость галереи и её имидж [17].
Немаловажным является также участие в конкурсах на выделение грантов Министерством культуры, например конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире" [9].
Также, т.к. галерея является предприятием малого бизнеса, также необходим постоянный мониторинг реформ в этой области. Для г. Новосибирска актуален сайт "Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса" [2]. Основными документами поддержки малого и среднего бизнеса являются:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
2. Областная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009–2013 годы";
3. Городская целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске на 2008–2010 годы".
Т.к. предполагаемая организационная форма галереи ООО негативным моментом является увеличение минимального уставного капитала [19].
"Экономика":
В данный момент наблюдается постепенный выход из финансового кризиса, а также положительная динамика ВВП (до 3,5%) [15]. Это может помочь плавному притоку инвестиций.
В случае развития российской экономики ожидается рост уровня жизни населения, в связи с чем открываются возможности в области ценовой политики – ценообразование может исходить уже из большей доли прибыли, закладываемой в цену услуг. Стабилизация и подъем экономики также тесно связаны с поддержкой малого бизнеса. → Стимулы и бонусы для нашей организации, финансовая устойчивость.
Благоприятным фактором является рост спроса на предметы искусства среди россиян, который обусловлен двумя основными мотивами – социальным (стремление подтвердить имидж представителя элиты) и финансовым (инвестирование средств в искусство). Причем в настоящее время именно последний мотив становится, по мнению некоторых экспертов, преобладающим.
Объем антикварного рынка в России, по оценкам экспертов, составляет порядка $700 млн. – 1 млрд. в год. На сегодняшний день произведения искусства и антиквариата являются одним из самых надежных и высокодоходных способов размещения капитала: их доходность в год превышает 15% [8].
"Общество":
Потенциальными работниками галереи являются выпускники художественных ВУЗов, в Новосибирске наиболее престижным заведением выпускающим таких специалистов является НГАХА. Возможно сотрудничество с Отделом содействия трудоустройству, который поможет подобрать необходимых специалистов [11].
Плюс данного вида работников в невысоких требованиях в заработной плате, а также гибкостью и готовностью обучаться.
Также, с учетом того, что Россия приобщается в Западу, потребители всё с большим доверием вкладывают свои средства в искусство.
Необходимо укрепить "любовь к культуре" у простого населения и престижность покупки предметов искусства, у более обеспеченных покупателей. Всё это делается с помощью рекламы, при активной поддержке СМИ. Для людей, которые подчеркивают покупкой произведений искусства свой статус, будет очень действенна реклама в глянцевых мужских и женских life-style журналах (например, "Дорогое удовольствие"). Также немаловажно и освещение в основных печатных СМИ, для увеличения известности.
"Технологии":
С появлением новых технологий повышается эффективность работы и увеличивается прибыль компании. Например, значительное улучшение технической базы, компьютеризация, возможность обучения посредством интернет, позволить как повышать квалификацию персонала, так проводить мониторинг рынка, потому что в искусстве необходимо постоянно следить за новыми веяниями и основными тенденциями, а также увеличивать известность галереи.
Анализ внутренней среды организации
В любом изобразительном искусстве важно знать технологию – как выполнить ту или иную вещь, для того чтобы добиться нужного эффекта. В наше время помимо всех этих технологий добавилась еще одна – это технология продажи. От того, как ты подашь свое произведение искусства, зависит то, станет она продаваемой или нет.
Чтобы знать "что продавать?" необходимо сначала определить "кто это будет покупать?". Если взять среднюю статистику по провинциям, то примерный портрет покупателя выглядит следующим образом: это женщина (60%) в возрасте от 40 до 50 лет, предприниматель, имеющая высшее образование (95%) и просто любящая живопись как форму самовыражения.
Именно исходя этого можно определить и форму продаж – это некое клубное пространство, игра, спектакль, а при удачном стечении обстоятельств – моноспектакль. Очевидно, что для этого покупателя не определилась роль эксперта в процедуре выбора покупки. Этот широкий покупатель ещё пока доверяется своему неискушённому вкусу.
Анализ жанра говорит о следующем: живопись, пейзаж – 72% продаж, жанровые работы – 15% продаж, графика – 4% продаж, абстракция -5%, мелкая пластика – 4% продаж.
Наиболее эффективным способом продаж был и остается аукцион. Без аукциона арт-рынок полноценным считать нельзя. Вот где настоящая торговля произведениями искусства во всем кипении страстей. Это зрелище, игра, выброс адреналина, состязание нервов. Один потрясен: за бесценок приобрел работу мастера. Другой чуть не рыдает: выторговал "лот в мешке", а там – практически ничего.
Аукцион отображает именно ту величину, которая закреплена в понятии рыночная, то есть та, за которую при одинаковых условиях продавец готов продать, а покупатель готов купить. При этом ни тот, ни другой не обязаны этого делать.
Публичное озвучивание цены продажи опрокидывает многие иллюзии художников относительно их востребованности, экспертов – относительно точности их материальной оценки работ художников. Динамика повышения средних аукционных цен чётко отслеживается в следующих цифрах: если в январе – феврале 2000 года средняя цена продаж едва дотягивала до 3 000 рублей, то в ноябре – декабре 2001 года обычной стала сумма в 7–8 тысяч рублей, а планка так называемых "хороших" продаж поднялась до 15–18 тысяч рублей.
Т.о., зная "что?", "как?" и "кому?" продавать можно перейти к описанию того, как проектируемая галерея, с учётом требований внешней среды, будет строить внутреннюю.
Анализ внутренней среды (таблица 2) вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Он позволяет также лучше уяснить цели организации, определить смысл и направления деятельности фирмы.
Таблица 2 – SWOT-анализ
Возможности (O) |
Сильные стороны (S) |
O1. Повышение интереса населения к современному искусству и "экзотическим" его направлениям. O2. Желание потребителей вкладывать свои средства в искусство. O3. Большое количество авторов, желающих сотрудничать. |
S1. Уникальный формат галереи. S2. Постоянный мониторинг рынка и расширение клиентской и авторской базы. S3. Грамотное расположение, уютная атмосфера. |
Возможности (O) |
Сильные стороны (S) |
O4. Сотрудничество с ведущими музыкальными, художественными коллективами и учреждениями в городе. O5. Наличие ниши на рынке. O6. Финансовая, материальная и рекламная поддержка со стороны муниципалитета, культурных учреждений. O7. Гранты и иные бонусы за организацию выставок и других мероприятиях. O8. Активное участие в культурной жизни города и области. O9. Посткризисное снижение цен на арендуемые площади. O10. Большое число молодых специалистов на рынке труда |
S4. Масштаб и формат галереи, не имеющей аналогов в городе. S5. Собственные помещения. S6. Сотрудничество с молодыми специалистами, что дает постоянный приток новый идеё в организацию, что немаловажно для данной области |
Угрозы (T) |
Слабые стороны (W) |
T1. Негативные последствия финансового кризиса T2. Наличие на рынке большого количества организаций-конкурентов, прежде всего, государственных. T3. Снижение спроса на предметы искусства. T4. Неготовность потребителей вкладывать свои средства в искусство. T5. Появление нового лидера на рынке. T6. Переманивание сотрудников со стороны конкурентов. |
W1. Нестабильное финансовое состояние в краткосрочном периоде. W2. Отсутствие собственных средств для финансирования. W3. Отсутствие прочных, налаженных связей с авторами. W4. Зависимость от авторов. W5. Малая известность, неузнаваемость на рынке. W6. Нет налаженных информационных каналов W7. Высокая текучесть той доли персонала, что сама непосредственно вовлечена в творческую деятельность. |
Рассматривая вход на рынок, необходимо отметить тот факт, что возникнут сложности с привлечением доверия покупателей и авторов, с силу чего галерея будет нести значительные убытки. Основные сильные стороны "Mari! Mari!" – то, что галерея уникальна по своей сути, и масштабам, подобные проекты в г. Новосибирске не создавались. Но чтоб воплотить в жизнь все проекты галереи, необходимы большие затраты. В зависимости от авторов, с которыми мы будем сотрудничать, и состоят слабые стороны галереи. Тем не менее, велика вероятность возникновения финансирования из внешней среды: муниципалитет, культурные учреждения открывают перед нами возможности. Главная угроза состоят в том, что уже сейчас рынок начинает наполняться подобными учреждениями в сфере искусства.
По результатам SWOT-анализа, выделим две возможные альтернативы с целями. Альтернатива 1 (А1) (таблица 3) подразумевает работу с уже сформировавшимся сектором рынка и применима в случае, когда ниша будет существовать, и тогда галерея будет воспринята посетителями позитивно, при этом экономические факторы будет влиять по меньшей мере лишь нейтрально, не изменяя кардинально концепцию бизнеса. А2 (таблица 4) демонстрирует ситуацию, когда сегмента еще нет и необходимы действия по его созданию, когда экономическое положение не устойчиво, когда следует работать не только с посетителями, но и вести глобальную подготовку квалифицированных кадров внутри компании, а также рекламную компанию, работа со СМИ.
Таблица 3 – Альтернатива А1 "Наличие ниши на рынке"
Внутренняя среда Внешняя среда |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
поле целей | ||
Возможности |
O5-S1. Закрепление на уже существующих нишах. |
O3-W3. Развитие связей с авторами, а также другими "людьми искусства". |
Внутренняя среда Внешняя среда |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
поле целей | ||
Возможности |
O2-S1. Информирование потребителей об уникальности галереи. O3, О4-S2. Постоянный поиск новых авторов, соответствующих концепции и формату галереи. O1-S2. Непрерывный мониторинг рынка для получения своевременной информации, что будет являться гарантом конкурентоспособности. O1, О6-S1, S4. Создание и поддержание имиджа галереи, как уникального места в г. Новосибирске. O10-S6. Создание системы повышения квалификации сотрудников. |
O1-W5. Развитие рекламной компании. O3-W3. Развитие связей с авторами, а также другими "людьми искусства". O1-W5. Развитие рекламной компании. O10-W7. Сотрудничество с художественными ВУЗами и школами, с целью привлечения молодых специалистов и их последующего обучения. |
Угрозы |
T4-S1. Повышение уровня доверия и внимания со стороны клиентов за счет масштабной рекламной компании и акценте на уникальности галереи. T4-S3. Отслеживание удовлетворенности посетителей, путем выстраивания обратной связи. T6-S6. Разработка должностных инструкций для снижения текучести кадров. |
T4-W5. Тщательное отслеживание информации о рынке. T4-W4. Постоянный поиск новых авторов, соответствующих концепции галереи. T6-W7. Разработка системы стимулирования персонала во избежание утечки кадров. |
Таблица 4 – Альтернатива А2 "Создание рыночной ниши"
Внутренняя среда Внешняя среда |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
поле целей | ||
Возможности |
O2, О3-S2. Формирование клиентской и авторской базы. O2-S1. Информирование потенциальных посетителей о концепции галереи и её уникальности для г. Новосибирска. O1-S1. Создание и поддержания имиджа компании с упором на уникальный формат и основную концепцию. O10-S6. Создание программы повышения квалификации молодых специалистов. O2, О3-S2, S3. Разработка индивидуальных программ работы как с авторами, так и с клиентами. |
O1-W5. Развитие рекламной компании. O1-W6. Получение доступа с существующим информационным потокам, а также создание собственных. O10-W7. Формирование и закрепление корпоративной культуры, для повышения лояльности персонала |
Угрозы |
T5-S1. Повышение уровня доверия со стороны клиентов за счет масштабной рекламной компании и акценте на уникальность формата галереи и её концепции. T6-S6. Разработка системы повышения квалификации сотрудников. |
T5-W6. Тщательное отслеживание информации на рынке. T4, Т5-W4. Поиск новых авторов, соответствующих концепции галереи, а также клиентов, готовых вкладывать деньги в искусство. T6-W7. Разработка эффективной программы мотивации персонала. |
Таким образом, проведя SWOT-анализ, мы можем сделать следующие выводы о необходимой нам стратегии:
- Делать ставку на рекламу, активно продвигая свою галерею, ставя акцент на уникальность, на то, что подобных мест, в Новосибирске, занимающихся таким же широким спектром направлений искусства, нет.
- Организовывать, особенно на начальных этапах, различные благотворительные выставки, аукционы, получать гранты и муниципалитета.
нализ конкурентных сил
Таблица 5 – Основные конкуренты
Название |
Конкурентное преимущество |
Конкурентное отставание |
Галерея "Сибирские мастера" |
Большой опыт, постоянные авторы |
Ограниченная специализация |
Арт-галерея "Че" |
Специализация, большой опыт, известность |
Ценовая политика |
Арт-галерея "Mari! Mari!" |
Уникальный формат, многопрофильность, ценовая политика |
Небольшой опыт |
Популярных и достаточно известных галерей в г. Новосибирске всего две, но они уже имеют большой опыт работы и широко известны публике, у них есть круг устоявшихся авторов, к которыми они постоянно сотрудничают и связи в мире культуры и искусства Новосибирска. Таким образом, хоть конкурентов немного, но они довольно внушительны, поэтому нужно отойти от того, чтобы меряться с ними силами и развивать уникальность нашей галереи, как абсолютно неформатной.
Создание новой ниши на рынке, как галереи уникального формата, позволит укрепить позиции компании на рынке.
Большой проблемой для входа на рынок для компании будут являться большой объем капиталовложений, а также недостаток в связях в творческих кругах.
Нужно сделать ставку на более сильную рекламную компанию, нежели у конкурентов, это усилит положение компании на рынке, и известность будет являться хорошим конкурентным преимуществом.
Концепция бизнеса арт-галереи
Проектируемая организации будет представлять собой галерею современного искусства. Она будет рассчитана на то, чтобы донести культуру современности в массы, т.е. используя уникальный формат представления привычных выставок. Основные продажи же будут рассчитаны не на широкий круг, а на людей, которые уже могут позволить себе вкладывать деньги в искусство, такие покупки не что иное как показатель успешности. Сочетание "музейности" и продаж очень важный показатель функционирования галереи, т.к. в отличие от музея, галерея, как правило, должна занимается активной коммерческой деятельностью. Продажа произведений искусства является основным условием существования. Но в то же время, полная коммерциализация становится признаком смерти галереи, поскольку при таком условии галерея утрачивает свои основные функции и превращается в обыкновенный салон по продаже сувениров. Никакой сувенирной продукции в галерее не будет, это способно "отпугнуть" серьёзных художников, во-первых, они беспокоятся о своём творческом имидже, во-вторых, их не устроит ценовая политика такой галереи, склонной унифицировать цены на серьёзные и сувенирные работы.
Т.о. проектируемая галерея будет представлять собой художественно-культурное образование, которое совмещает в себе поиск, собирание и экспонирование ценных произведений современного изобразительного искусства. В галерее будут раскрываться перед публикой их культурная и художественная значимость. В галерее также будет превращение произведения искусства в товар особого рода, в "символический капитал", то есть произведение, в силу своих художественных достоинств, приобретает адекватный условный ценовой эквивалент, может быть продано, оказывается в поле искусства и оборота "символического капитала".
Маркетинговый план
Действия, направленные на активизацию процесса продажи товаров называются маркетингом. Так что, раздел бизнес – плана, посвященный маркетингу, содержит программу действий фирмы по обеспечению продвижения товаров на рынке сбыта и всемирному расширению круга покупателей. Во многом успех в бизнесе зависит от успеха в маркетинге. Маркетинговая стратегия (стратегия маркетинговой деятельности) предприятия представляет собой систему конкретных мероприятий, нацеленных на получение максимального дохода фирмы посредством удовлетворения запросов покупателей.
Рассмотрим основные виды маркетинговых усилий по созданию благоприятных условий для продажи товаров.
К основным элементам маркетинга относят:
- Схема распространения товаров;
- Цели и стратегия маркетинга по продаже конкретных товаров, проникновению на конкретные рынки, привлечению новых покупателей;
В галерее, это будет новый товар на новом рынке.
- Стратегия ценообразования.
Методика определения цены на товары:
- Высокое качество – высокая цена;
- Низкие издержки – низкая цена;
- Цена в зависимости от цен конкурентов.
Возможная цена определяется:
- себестоимостью продукции;
- ценой конкурентов;
- особыми достоинствами товара или его высокими качествами – максимальная цена за экологически чистый товар.
В данном проекте возможная цена определяется особыми достоинствами товара, т.е. уникальностью – чем более модный, эстетически привлекательный и авторский товар, тем выше цена.
Также необходимо сформулировать цели рекламы, величину средств, необходимых для рекламы.
Расходы на рекламу – это расходы предприятия по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции на рынках сбыта.
Предприятие должно будет осуществлять продуманную рекламу своей деятельности – этой очень важный аспект функционирования галереи, поэтому за это отвечает специальный человек – пресс-секретарь.
Для рекламы будет использоваться телевидение, пресса, наружная реклама.
Основная часть новосибирцев не знает своей культуры из-за отсутствия в городе специализированных СМИ, информирующих о достижениях местных художников, например, или музыкантов. В частности, в Новосибирске нет телеканала, который должен создавать и показывать просветительские программы о деятелях культуры, в том числе художественной. В новостях сегодня можно встретить лишь скудные событийные сводки, совершенно не привлекающие внимание массового зрителя. Между тем, телевидение само по себе является одним из наиболее актуальных видов художественной культуры в современном мире. Это синтетический вид культуры: и средство массовой информации, и искусство одновременно. Кроме того, телевидение смело можно отнести к разряду очень серьезного идеологического инструмента, необходимого для поддержания высокого культурного уровня, которого Новосибирску пока не хватает. Поэтому для рекламы будет использоваться не специализированная пресса, та, которая ассоциируется успешностью, т.е. где галерея сможет смело рекламировать картины, как предметы роскоши.
Расценки на рекламу имеют широкий разброс значений, поэтому будем брать средние величины. Стоимость рекламы в некоторых печатных СМИ представлена в Приложении Б. Примерная смета затрат на рекламу в месяц представлена в таблице 6.
Таблица 6 – Смета затрат на рекламу
№ |
Наименование рекламного мероприятия |
Сумма в рублях |
1 2 3 |
Размещение в печатных СМИ Размещение рекламы на телевидении Рекламные щиты |
17472 23220 8000 |
ИТОГО: |
48692 |
Неким средством, способствующим совершению покупки, может стать гарантия покупки – заключаемый договор и сертификат на картину. Сертификат имеет свой номер, в нём данные об авторе, о картине, каталожные данные, удостоверяющие эту информацию подписи художника и продавца. Этот сертификат не знак качества, а атрибутация в том смысле, в котором мы привыкли её видеть и воспринимать. Это некая гарантия для покупателя. Затраты на создание данного сертификата – минимальны.
И наконец, один из наиболее важных моментов в маркетинговой политике это формирование общественного мнения, т.е. разработка мероприятий по систематическому созданию благоприятного отношения к организации населения.
Поэтому выставки должны представлять собой некий фестиваль современного искусства, т.е. размещение экспозиции в нескольких местах, включение в программу мероприятий музыкальные, поэтические и танцевальные представления. Это смешение жанров может вывести искусство на новый уровень и привлечь множество заинтересованных лиц.
Эта форма представления как раз и объединит художника и зрителей, даст им возможность понимать друг друга, обмениваться идеями. Это искусство, которое понятно зрителям, которое находит живой отклик в их душе и украшает собой наш город.
Производственный план. Основные направления организации производственной деятельности арт-галереи
В этом разделе рассматривается характеристика организационной структуры предприятия (персонал, система управления предприятием, кадровая политика, документация).
Арт-галерея будет являться частным предприятием, управление которым будет осуществлять директор. Он будет являться единоличным руководителем предприятия так же его владельцем.
В состав основных функциональных обязанностей директора входят:
- организация работ;
- обеспечение выполнения перспективных и текущих планов;
- обеспечение прибыльной работы предприятия согласно разработанным им программам развития предприятия;
- обеспечение соблюдения трудового законодательства, норм и правил по условиям труда и охране труда работников.
Юридическое оформление предприятия предусматривает регистрацию его в Государственных органах, соблюдение действующего законодательства о найме на работу, а также инструкций и соответствующих требований к качеству товара, например различных документов, подтверждающих подлинность.
Арт-галерея будет являться Обществом с Ограниченной Ответственностью.
Технологию работы галереи можно описать следующим образом:
1. Подготовительный этап
Этот этап включает в себя поиск авторов, с которыми мы будем сотрудничать, т.е. первоначально мы подготавливаем основу для предстоящих выставок и различных мероприятий, договариваемся о проведении мастер-классов, обговариваем ценовую политику, процент от продажи работ и т.д. и т.п.
2. Выставочный процесс
Это основная деятельность галереи, т.е. сами выставки, мастер-классы, различные перфомансы и другие мероприятия.
Таким образом, первоначально будет составлен график выставок, если выставка коммерческая, то назначаются, либо аукционы, либо просто осуществляется продажа работ, также параллельно все желающие могут пообщаться с авторами, узнать больше об их творчестве и даже научиться чему-нибудь на мастер-классах.
Т.к. галерея, место само по себе уникальное, то вся деятельность будет преподносится и осуществляться более чем оригинально, чтобы посетители не были безмолвными манекенами, пришедшими посмотреть на музейные шедевры, но и сами погружались в мир современного искусства.
На начальном этапе в арт-галерее будет работать всего пять человек: галерист-руководитель, куратор, пресс-секретарь, консультант и экспозиционер.
Финансовый план
В данном разделе бизнес – плана рассматривается вопрос финансового обеспечения деятельности предприятия и использование имеющихся денежных средств. Во-первых это величина инвестиций, т.е. средств, которые придется потратить, чтобы запустить бизнес, а во-вторых величина доходов, и последнее – величина затрат, которые придется нести, чтобы поддерживать соответствующие доходы уже в ходе операционной деятельности.
Первоначальные затраты.
Стоимость помещения рассчитана в таблице 6 и составляет 1 635 000 руб. Т.к. аренда помещения и ремонт основная статья первоначальных расходов, то общая потребность в инвестициях будет равна стоимости помещения (таблица 9).
Таблица 9 – Стоимость помещения
Статья затрат |
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена, руб. |
Сумма, руб. |
Аренда |
кв. м |
150 |
400 |
60 000 |
Капитальный ремонт с дизайном помещения |
кв. м |
150 |
10500 |
1 575 000 |
Всего |
1 635 000 |
Величина доходов.
Помещение в галерее художественных произведений преследует в конечном итоге главную цель – их продажу. Картина, скульптура имеют свойство превращаться в товар особого рода. Они могут быть приобретены для украшения интерьера квартиры, офиса, для пополнения частной или музейной коллекции, следовательно, имеют свою цену.
Цена произведения искусства, как правило, зависит от многих причин. В современном искусстве ценообразование осуществляется, как правило, в галерее. Приобретение произведения может происходить непосредственно по прямой договорённости с директором или с его доверенным лицом. Покупатель при осмотре экспозиции знакомится с прайс-листом. Указанные в нём цены не всегда являются окончательными и могут изменяться в ту или в иную стороны, но, естественно, не становятся ниже стоимости, обещанной автору. Когда покупатель и галерист придут к соглашению относительно цены произведения, устраивающему обоих, происходит покупка – обмен произведения на деньги и соответствующее оформление коммерческой сделки – выписка счёта или сертификата, пробивание чека и упаковка приобретённого произведения искусства.
Процесс ценообразования на произведения искусства зависит от многих факторов. Так, цены зависят от средних цен, сложившихся в данной стране и в данное время. Произведения искусства являются предметами роскоши, то есть не являются продуктами непосредственного жизнеобеспечения, и поэтому стоят достаточно дорого. Произведения искусства являются предметами духовного потребления и поэтому не являются массовым продуктом, но сугубо индивидуальным удовлетворением духовных потребностей, формируемых как общим культурным полем, так и индивидуальной судьбой.
Цены на произведения отдельного художника в основном зависят от уровня предшествующих продаж, зафиксированных в соответствующих документах (в чеках, договорах, бланках налоговых сборов, в каталогах аукционов). Цены определяются известностью автора, качествами произведений, их размерами и техникой исполнения. Так, тщательная проработка холста свидетельствует о кропотливом труде, вложенном художником, и является веским аргументом в пользу высокой оценки произведения. На ценообразование также влияют размеры произведения, а также материал и техника, в котором выполнено произведение искусства. Например, картины, написанные маслом на холсте, стоят, как правило, выше, чем написанные маслом на картоне. Графические произведения (акварели и рисунки) стоят обычно значительно меньше, чем работы маслом. Цены на скульптуру во многом зависят от материала, из которого она выполнена. Так, скульптура, вылепленная из глины, будет стоить значительно дешевле скульптуры, отлитой в бронзе, поскольку бронза значительно дороже глины.
Эти параметры цен, естественно, весьма условны, потому что каждое произведение искусства по своей природе уникально и сравнения здесь всегда приблизительны. Искусность автора также много значит и накладывает свой след на величину цены.
Одним из важнейших составляющих ценообразования произведений искусства является известность мастера. Его слава складывается из оригинальности манеры, самобытности сюжетов, мастерства исполнения, уровня общественного признания, количества выставок.
Важнейшую роль в популяризации творчества мастера играют масс-медиа. В современном искусстве встречаются художники, которые завоёвывают популярность и высокий рейтинг работ совсем не своим талантом. Поэтому часто говорится, что талантливое произведение в современном искусстве создаётся не художником, а арт-критиком и дилером, умело создающими общественный миф о творчестве автора. В сферу создания подобной мифологии входит мода на определённые манеры и образный ряд в искусстве или просто мода на работы данного мастера. Пресса, ТВ и журналисты играют важнейшую роль в коммерческой "раскрутке" художника, в его популярности. Слухи о гениальности важнее самой гениальности.
Т.о., выделив примерные показатели ценообразования на арт-рынке можно начать делать выводы о доходах организации.
Диапазон цен, по продаже произведений искусства, колеблется от 4000 до 100 000 рублей. Верхняя граница – не предел, цены на произведения знаменитостей могут достигать довольно высоких значений. Картины нераскрученных живописцев стоят 5000–10000 рублей. Художник вне зависимости от степени известности получает 30% стоимости проданной картины.
Таким образом, при организации 1 выставки в месяц, состоящей примерно из 20 картин, при продаже хотя было половины работ, выручка составит примерно 500000 руб.
Вывод
Обоснование экономической эффективности подтверждено: NPV (положительный), IRR (58%), срок окупаемости (3 года).
Литература
1 Бекетова О.Н. Бизнес-план: теория и практика. Учебник: Приор. 2009 г. – 288 с.;
2 Голяков С.М. Общий и стратегический менеджмент. Бизнес-планирование на малых и средних предприятиях. – Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2003. Сер. 8. Вып. 4 (№32). – 22 с.
3 Горемыкин В.А., Бочков В.Е., Демин Ю.Н. Бизнес-планирование. Учебник – Москва: МГИУ, 2000. – 138 с.;
4 Ляпунов С.И., Попов В.М. Бизнес-планирование. Учебник: "Финансы и статистика", 2003 г. – 672 с.
5 Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Сборник бизнес-планов: методика и примеры. Учебник: МарТ. 2008 г. – 408 с.;
6 Орлова Е.Р. Бизнес-план: методика составления и анализ типовых ошибок. Учебник: Омега-Л. 2009 г. – 160 с.;
7 Петухова С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект. Учебник: Омега-Л. 2008 г. – 191 с.;
8 Саттон Г. Азбука составления победоносного бизнес-плана. Учебник: Попурри. 2007 г. – 384 с.;
9 Сухова Л.Ф., Чернова В.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. Учебник: "Финансы и статистика". 2007 г. – 160 с.;
10 Ушаков И.И. Бизнес-план. Учебник: Питер. 2009 г. – 224 с.;
11 Халтаева С.Р., Яковлева И.А. Бизнес-планирование. Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. – 170 с.