Поручения как средство воспитания у детей среднего дошкольного возраста положительного отношения к труду

Поручения как средство воспитания у детей среднего дошкольного возраста положительного отношения к труду.

Статьи по теме
Искать по теме

Трудовое воспитание дошкольников.

В словаре понятие "труд" трактуется как "целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей".

Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике, пословицы о труде и отношение людей к труду.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д.Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: "воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой".

Вся эта работа начинается еще в младшем возрасте и продолжается всю человеческую жизнь. В детстве особенно важно воспитание чувств. Маленького человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, быть благородным людям за их труд.

Трудовая деятельность необходима человеку для удовлетворения его жизненных потребностей, и не только физических. Она является важнейшим источником нравственного и эстетического развития личности.

К.Д.Ушинский писал, что воспитание должно зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

С первых лет советской власти дошкольное воспитание становилось всеобщим, общественным, решался вопрос и о трудовом воспитании детей. В 1919 г. на первом съезде по дошкольному воспитанию определились единые со школой задачи трудового воспитания, сформулированы требования к нему. Труд должен быть посильным, иметь понятную ребенку цель и доставлять ему удовольствие, выполняться хорошо, и по возможности красиво. Перед воспитателем ставились две задачи, научить детей трудиться с радостью и приучить их работать коллективно. Содержание трудовой деятельности дошкольников включало в себе самообслуживание и ручной труд с

разнообразными материалами, детей следовало привлекать к уборке комнаты, стирке, работе на огороде и в саду.

На конференции по теме "О трудовом начале в дошкольном учреждении" в 1919г. наметили два направления:

1) Дети в детском саду должны выполнять всю работу по поддержанию пищи, выращиванию овощей и др., что может привести к отказу от технического персонала;

2) Труд не следует вводить как воспитательный момент, а по этому он должен быть посильным, его не должно быть много.

Е.А.Аркин и большинство практических работников придерживались другого мнения: труд следует вводить как воспитательный элемент, а поэтому он должен быть посильным.

Дошкольные работники стремились предоставить детям возможность свободно проявлять активность и инициативу, многим казалось, что это можно осуществить, если опираться на теорию "свободного воспитания" согласно которой включение детей в труд предполагалось, но роль воспитателя сводилась главным образом к организации соответствующей обстановки, никакие руководящие указания педагога не допускались, отрицался показ способов работы с инструментами. Считалось, что надо дать ребенку возможность самому исследовать, приспособиться к инструменту, а не учить как пользоваться им. В 20-е гг. в детских садах преобладало влияние свободного воспитания, детям предоставлялась возможность проявлять активность и инициативу.

Педагог С.С.Моложавый писал: "Трудовой процесс максимально активный, жизненно-приспособительный. В основе трудовой деятельности лежат преобразования среды и материала при посредстве орудий… стимулы, вызывающие трудовой процесс, это не предметы или явления, это жизненные потребности…" Эта позиция обосновывала правомерность первого подхода к труду детей.

В 1921 году на 2 съезде поставил перед педагогами задачу воспитания коллективизма. Необходимо было так организовать труд, чтобы каждый ребенок чувствовал, что он выполняет частицу общего дела.

На таких позициях строилась работа Центрального детского сада Первой Опытной станции по дошкольному воспитанию (1922г.) под руководством Л.К.Шлегер. Педагоги предавали большое значение трудовому воспитанию детей.

Труд условно делили на три вида:

- труд по самообслуживанию;

- ручной труд;

- общественный труд (на огороде, в семье, около учреждения и т.д.)

Они считали, что в процессе труда крепнет воля ребенка, развивает его ум, уважение к работе других, чувство товарищества, формируется сознание полезности его для окружающих людей, для коллектива. Л.К.Шлегер высказывала мысли о связи труда и игры, ведущим признавался труд.

На 3 съезде ( 1924 г.) потребность пересмотреть содержание работы о связи с программами единой трудовой школы; было принято решение строить работу детских садов, исходя из того, что ребенок – "продукт социальной среды". Основные составляющие социальной среды – труд, природа, общество – были приложены в основу содержания работы дошкольных учреждений. Подчеркивалась важность совместной деятельности детей и взрослых. Труд стал соотноситься не с игрой, а с задачами производства. Н.К.Крупская не поддерживала того подхода к дошкольному трудовому воспитанию, она выступала за содержание труда понятного детям, близкого им, но обязательно в коллективной форме.

4 съезд ( 1928 г. ) вновь поднимает обсуждение вопроса о месте и роли игры и труда в дошкольном возрасте. Профессор С.С.Моложавый утверждал, что труд дает ребенку больше чем игра. Н.К.Крупская критически отнеслась к его высказыванию: "Неверно положение, что труд дает ребенку больше чем игра… Весь вопрос в том, какая игра и какой труд". То, что в игре

обязательного и используемого в жизни результата, рассматривается как отрицательный момент, который не обеспечивает жизненные потребности ребенка. И хотя в целом значение игры для развития творчества не отрицается, все же С.С.Моложавый утверждает, что игра создавая особый мир фантазии, не продвигает, а задерживает рост и развитие ребенка. Молодая педагогика впервые разработала методы воспитания детей. Трудности в осуществлении трудового воспитания дошкольников в 20-30е гг. явилось то, что в этот период не была решена с правильных позиций важнейшая проблема соотношения наследственности, среды и воспитания в процессе развития личности. При всех недостатках было и много положительного, стремление сделать работу детского сада содержательной, дать ребенку представление о труде взрослых, привитие трудовых умений и навыков, привлечение детей к труду с использованием различных инструментов.

Новые направления в решении задач трудового воспитания появились в 30-40е гг. Огромное влияние на преодоление ошибок в трудовом воспитании дошкольников оказали статьи и выступления Н.К.Крупской. Она подчеркивала, что труд детей должен быть посильным и интересным. Выступала против перенесения форм и методов работы взрослых на работу с детьми.

Высоко оценивая роль игры в воспитании детей, Надежда Константиновна подчеркивала тесную взаимосвязь между игрой и трудом, критикуя попытки противопоставить эти два вида деятельности. Взгляды Н.К Крупской поддерживают видные педагоги: Е.А.Аркин, Р.И.Жуковская, Ф.С.Левин-Щирина, А.В.Суворовцева.

Большое влияние на установление взаимосвязи между игрой и трудом в практике работы детских садов оказала вышедшая в 1935 г. книга Р.И.Жуковской "Игра и трудовые занятия". Она исходила из положения Н.К.Крупской о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка, критиковала практику обособленности игры и труда.

Во время войны труд стал естественной формой работы с детьми в связи с ухудшением условий жизни, необходимостью реально помогать взрослым,

которые всегда старались по возможности придать содержанию труда игровую форму.

В последние годы уровень воспитательно-образовательной работы в детском саду стал значительно выше. Передовые воспитатели: И.А.Балабанович, В.А.Полежаева и др. ведут поиски содержания знаний детей о труде взрослых с учетом местных условий детского сада, уточняют и конкретизируют воспитательные задачи. Однако некоторый односторонний подход в понимании задач трудового воспитания. Ознакомление с трудом взрослых чаще всего рассматривается как средство развития наблюдательности, расширения кругозора, активного словаря, детей знакомят с названием профессий, инструментов, действий. Познавательный характер знакомства детей с трудом слабо сочетался с нравственным воспитанием. В преодолении этого недостатка большую роль сыграла Е.И.Родина, опираясь на положение Н.К.Крупской о связи работы детского сада с окружающей действительностью, она показала, что отбор знаний об окружающем должен происходить с учетом единства задач нравственного и умственного воспитания.

А.П.Усова разрабатывает теоретические основы обучения, определяется его содержание, формы и методы.

В "Руководстве для воспитателя детского сада" (1953г.) большое значение придавалось игре, подчеркивалось ее значение во всестороннем развитии ребенка.

Однако трудовая деятельность детей была представлена недостаточно, ее содержание и методика работы с детьми раскрывались попутно в разных разделах, не было ясных указаний о месте труда в режиме детского сада. Нечеткость программы трудового воспитания сказывалась в работе дошкольных учреждений.

Стремление придать большую четкость в организации различных видов труда детей отличает передовую практику. Поиски закономерностей формирования нравственных качеств в процессе трудовой деятельности, научное обоснование содержания и некоторых форм организации труда детей ведутся в специальных педагогических и психологических исследованиях (З.Н.Борисова, Т.А.Маркова, Я.З.Неверович и др.). Значительное влияние на преодоление одностороннего подхода к трудовому воспитанию (лишь через ознакомление с трудом взрослых) оказали работы Я.З.Неверович. Он показал, что у дошкольника могут быть правильные представления об общественном значении труда, но, не находя практического применения в жизни ребенка, они существуют лишь как формальные знания, не являются мотивом собственной трудовой деятельности и не перестраивают поведение ребенка. Необходим переход от ознакомления словесным и наглядным путем с трудом окружающих взрослых к организации посильной трудовой деятельности самого ребенка. Эти исследования оказали серьезное влияние на трудовое воспитание в детских садах.

Многочисленные статьи в журнале "Дошкольное воспитание" в конце 50-х гг., в начале 60-х гг. говорят о большом внимании практических работников к вопросам воспитания детей в трудовой деятельности (Н.В.Сосова, Н.Ф.Лебедева, Р.А.Яковлева, З.Н.Ромашкова и др.). Внимание педагогов направлено на воспитание в труде моральных качеств личности ребенка.

В "Программе воспитания в детском саду" (1962г.) определились задачи и содержание систематической трудовой деятельности детей на различных ступенях дошкольного возраста. Основное внимание направлялось на формирование нравственных черт в труде, воспитания у детей интереса к этому виду деятельности, развитие положительного отношения к трудовым обязанностям, стремление сделать что-то полезное для окружающих, формировать умение работать в коллективе, воспитание элементарных трудовых навыков, а также интереса и уважения к труду взрослых.

Решению поставленных задач в широкой практике способствовала вышедшая в 1964 году книга "Трудовое воспитание в детском саду" (В.Г.Нечаева, Е.И.Родина, Е.И.Корзакова) определили место труда в педагогическом процессе детского сада, различные линии его взаимосвязи с игрой в разных возрастных группах, условия и методы успешного формирования готовности детей трудиться.

Сначала 60-х гг. интерес к проблеме трудового воспитания не ослабевают. Работы педагогов и психологов – З.Н.Борисовой, Р.С.Буре, Г.Н.Годиной, А.В.Запорожца, Т.А.Марковой, В.Г.Нечаевой и др., позволили выделить и показать роль разных средств трудового воспитания в детском саду (ознакомление детей с трудом взрослых, трудовое обучение и труд детей), уточнили и конкретизировали содержание посильного труда дошкольников, формы его организации, а также задачи нравственного воспитания в труде, начиная с первой младшей группы. Все это вошло в новую "Программу воспитания и обучения в детском саду" (1985 г.).

Под руководством В.Г.Нечаевой исследуются разные виды труда и формы организации коллективной деятельности детей (И.Лернер, Г.Н.Година, А.Д.Шитова, Д.В.Сергеева, Г.Н.Киселева, В.Г.Зайцева и др.), под руководством Р.И.Жуковской – особенности ознакомления детей с трудом взрослых (С.Г.Журат, Г.И.Григоренко, В.П.Сафонова и др.).

Проводились психологические исследования, в которых доказана роль мотивов практической деятельности для трудового и нравственного развития дошкольников. Массированное изучение проблемы трудового воспитания дошкольников дало положительный результат: изучены содержание труда, формы его организации, средства и методы, а также исследовалось влияние труда на нравственное развитие ребенка.

С изменением социально-политической, экономической жизни в стране, изменилось и отношение людей к трудовому воспитанию. Сама постановка трудового воспитания в дошкольных учреждениях, несомненно требует коррекции. В концепции дошкольного воспитания (1989) положение "труд дошкольника" изложено противоречиво. В современных разработках отсутствует термин "Нравственно-трудовое воспитание".

В концепции, с одной стороны критикуют традиционный подход, с другой – не отрицается практика трудового воспитания. Имеется в виду подход, игнорирующий интересы детей (труд по требованию взрослого), а также неоправданные характеристики со стороны взрослых – положительные и отрицательные трудолюбивый, ленивый).

Очень настораживает, что во многих программах (исключая "Детство"), игнорируется термин "нравственно-трудовое воспитание". В детских сада мало уделяют внимание работе.

Начальной формой трудового воспитания детей дошкольного возраста, являются поручения. Сама простая и доступная детям форма организации труда. Эту проблему изучали В.Г.Нечаева, Г.Н.Година, А.Д.Шатова. Они уже выяснили и доказали, что трудовые поручения могут стать средством воспитания, тогда взрослый должен обязательно учитывать возможности каждого ребенка.

Трудовые поручения в воспитании у дошкольников отношения к труду.

Содержание труда реализуется в разных формах организации. В практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, особенно важны для детей младших групп. В этом возрасте дети еще часто не разграничивают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через поручения.

Под трудовым поручением понимается возложенные на ребенка конкретные задания, которые он должен выполнить один или со сверстником. Поручить – значит обязать ребенка выполнить какую – то работу.

В практике воспитательной работы с детьми особенно распространенны индивидуальные поручения. Создаются возможности формирования трудовых умений и навыков. Научить одного – двух ребят легче, чем целую группу, при этом удобен контроль над действиями каждого, своевременно оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Трудовые поручения, используемые в детском саду, имеют разное назначение. Одни из них кратковременны, эпизодичны, вызываются временной необходимостью: устранить быстро случившийся беспорядок (что-то по неосторожности уронили, разбили, разлили), помочь воспитателю что-то поднять, отнести, пододвинуть, подать кисточку, клей, совок, предложить стул и т.д.

Такие поручения чаще всего возникают в силу жизненных обстоятельств. Дети, как правило, успешно с ними справляются даже на младших возрастных ступенях. Ценность их состоит в том, что, несмотря на их простое, элементарное содержание, они не имеют игрового начала,

приучают детей к умению быстро ориентироваться в окружающей обстановке, среди многих вещей и предметов найти нужный. Эти поручения способствуют воспитанию сообразительности, исполнительности, ловкости. Часто такого рода поручения сопровождают работу, которую в основном выполняют взрослые. К примеру, воспитатель ремонтирует книги. Дети по его просьбе приносят все необходимое для этого: бумагу, клей, кисточки, ножницы, поднос, относят обрезки, прижимают тряпочкой наклеенные полоски. В процессе такого совместного труда дети постепенно узнают, какой материал, предметы нужны для выполнения такого поручения, как обращаться с ними, привыкают быть полезными в работе взрослых.

При этом легко можно увидеть возможности детей в выполнении данных поручений, их стремление справиться с заданием.

Выполнение второй группы поручений ставит своей целью обогатить детей умениями ухаживать за животными, растениями: помыть клетку, покормить животных, рыбок, птичку, полить комнатные растения, цветник, огород. Эти поручения воспитывают у детей любовь к животным, к окружающей природе, умение беречь ее. Они часто выполняются без видимого для детей контроля педагога. Для их выполнения ребенку необходимы дополнительные предметы или оборудование для труда (таз, палочки, лейки, мыло, тряпочки и т.д.). Кроме того, они требуют от детей знаний и умений в обращении с материалами, орудиями труда, где взять их, как по окончании убрать рабочее место, элементарно спланировать свою деятельность.

К третьей группе относятся поручения, связанные с результатами, получаемыми не сразу: Посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания, расческу, попросить папу поточить цветные карандаши и т.п. Получение результата связано с приложением усилий памяти, знанием некоторых

временных понятий (утром, когда приходишь в детский сад, после прогулки, вечером, после полдника, обеда, когда пойдешь домой).

Четвертая, особая группа - это словесные поручения: спросить повара, что сегодня на завтрак, есть ли корм для кролика, передать сведения о количестве детей, пригласить методиста или заведующую на занятие, позвать к телефону кого-либо из сотрудников детского сада, спросить, можно ли идти на музыкальное занятие и т.д.

Хотя поручения такого рода не требуют от ребенка особых мускульных усилий, они представляют для детей, особенно 3-5 лет, большую трудность. Здесь ставятся задачи другого характера: уметь общаться с взрослыми, что-то вспомнить, запомнить, уметь ориентироваться в помещении и на территории участка. Выполнение этих задач представляет сложность для детей еще и потому, что в таких поручениях результат для ребенка не выступает наглядно и по этому часто ему непонятен.

Но это не значит, что надо избегать подобных поручений в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Если ребенок не справляется с заданием, воспитатель должен, прежде всего, выяснить, почему он отказывается от выполнения поручения (стесняется, не знает того человека, к кому посылают, плохо ориентируется, малообщителен и т.п.), и по возможности помочь ему справиться с заданием. Целесообразно вначале давать поручения более смелому ребенку, при этом объяснить, куда надо пойти, попросить его повторить задание и рассказать, как он будет выполнять его. Следует напомнить правила: прежде чем обратиться к взрослому с просьбой, необходимо поздороваться, вежливо спросить, поблагодарить, попрощаться.

Таким образом, зная нагрузку различных по содержанию поручений, учитывая возможности каждого ребенка, воспитатель может целенаправленно организовать их, с тем чтобы учить детей тому, что они

еще не умеют делать: у одного формировать трудовые навыки, другого учить тщательности, старательности выполнения задания и т.д.

Содержание трудовых поручений последних двух групп несколько сложнее первых. Поэтому они чаще всего используются в старшем возрасте. На более младших ступенях дошкольного детства содержание поручений обычно связано с трудом по самообслуживанию, повседневным бытом детей. Исследования (В. Г. Нечаевой, Г. Н. Годиной, А. Д. Шатовой, Д. В. Сергеевой) показали: трудовые поручения могут стать средством, когда взрослый учитывает возможности каждого ребенка; когда каждый ребенок принимает участие в выполнении заданий и т.д. Поручения можно рассматривать как условие подготовки детей к последующим, более сложным формам приобщения к труду (в частности, к дежурствам, коллективной, совместной деятельности со сверстниками), поскольку исполнители приобретают необходимые практические навыки.

Как правило, поручения носят индивидуальный характер, что позволяет педагогу научить своего воспитанника тому, что он еще не освоил. Именно индивидуальное занятие - благоприятное условие для изучения возможностей и особенностей каждого ребенка, его склонностей и интересов. (Не случайно методика организации трудовой деятельности рекомендует начинать приобщение детей к труду с этой формы работы.) Совместные занятия возможны только при наличии хоты бы минимального опыта, минимальных навыков. В совместной работе осваиваются уже совсем другие навыки, непосредственно связанные с деятельностью, например, навыки общения.

Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. Очень важно, чтобы поручения выполняли все дети. Поэтому воспитателю надо вести учет, кому и какое поручение он давал, как ребенок реагировал на поручение, тщательно ли выполнял.

Младшие дошкольники с удовольствием берутся за любое дело, их "трудовые интересы" пока еще не сформировались, поэтому их легко привлекать к труду. Важно чтобы поручения были доступными и понятными и по мотиву и способу выполнения.

Старшие дети трудовые поручения выполняют более сложные и по содержанию, и по степени ответственности за результат. Наряду с

поручениями, предполагающими одно действие, есть и такие, которые включают несколько взаимосвязанных действий (подобрать материал для ручного труда, разложить его на столы). Очень важно, что поручения дают возможность воспитывать у ребенка чувство ответственности.

В старших группах можно давать поручения с отстроченным результатом (сегодня мы посадим луковицы тюльпанов, будем каждый день поливать, они вырастут очень красивыми, а к 8 Марта подарите своим мамам).

Очень важно для будущих школьников научиться самостоятельно продумывать организацию своего труда, последовательность выполнения поручений.

Воспитатель может очень тактично помочь советом, подсказкой, как будет выполнять поручение, с чего начнет, какие материалы и инструменты ему понадобятся, где он их возьмет и куда поставит после окончания работы.

Проводя поручения в дошкольном возрасте, необходимо формировать самостоятельность, чтобы самая простая работа была бы для него серьезным, а не "игрушечным" делом. Поручения должны быть интересными, понятными, убедительными для ребенка.

Именно через поручения учим детей видеть необходимость работы, самостоятельно ее планировать, контролировать в систематически повторяющихся трудовых процессах.

Возможности трудового воспитания детей 4-5 лет.

В средней группе детского сада поручения особенно распространены (индивидуальные и коллективные задания), играющие существенную роль в трудовом воспитании детей.

Интерес детей к выполнению трудовых поручений обусловлен, прежде всего, их содержанием. Определение содержания поручения зависит от интересов и склонностей педагога, от условий жизни детского сада и группы. Содержание поручений определяется педагогическими принципами организации труда детей: посильностью, способами действий, их количеством и сложностью, т.е. тем, что оказывает воздействие на достижение ребенком конечного результата. От количества действий, трудовых операций зависит от сложности заданий. Поручения, используемые в младшем возрасте, усложняются. Дети 4-5 лет приобрели определенный опыт и способны справиться с более сложным делом (Например, предложить поставить стаканчики с цветными карандашами на четыре стола. От ребенка требуется четыре одинаковых действия, если ставить по одному стаканчику на стол). Это поручение по содержанию и действию посильно для ребенка средней группы. Но если ему предлагают выбрать и поставить в стакан отточенные карандаши, затем раздать их, то здесь требуется больше усилий, больше способов действий, они сложнее по качеству. Для этого необходимы определенные знания, какими карандашами можно рисовать, а какими нельзя. В конце средней группы с этим заданием хорошо справляются.

Педагогу необходимо вести контроль за деятельностью ребят, это позволяет правильно осуществлять индивидуальный подход к каждому из них, учитывать возможности ребенка для включения его в труд. Дошкольники от 4 до 5 лет при выполнении поручений ориентируются на требования педагога, необходимо правильное руководство деятельностью ребят при выполнении поручений является важнейшим условием воспитания у них положительного отношения к труду, исполнительности.

У детей очень важно вызвать положительное отношение к требованиям педагога, разумное послушание и исполнительность. Опыт совместной работы с детьми показывает, насколько велика роль обучающего воздействия при выполнении детьми трудовых поручений. Овладение способами выполнения специфических трудовых действий, операции, их правильной последовательностью позволяет ребенку приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию поручений. Педагог пользуется приемами показа, объяснения и усиленным контролем. При малейшей трудности ребенок бросает дело, переключаясь на игру. Усвоению умений способствует повторение способов деятельности, для их закрепления. Воспитатель расширяет сферу деятельности детей, побуждает их к переносу усвоенных способов в новые условия.

В процессе овладения навыком выполнения трудовых поручений ребенок должен осознать их цели и задачи, способы действий. Это достигается посредством подробного объяснения мотивации того, что малыш делает или будет делать.

Активная роль педагога необходима, когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками. Но по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания необходимо перейти к словесному напоминанию, достаточно подсказать ему, как следует действовать в данной ситуации, в данных условиях. Постепенно активизировать детей вопросами (С чего начнешь? Сколько воды лить в этот цветок?) Вопросы необходимо направить на то, чтобы дети уяснили или вспомнили способы выполнения поручения. Содержание вопросов должно быть индивидуальными, необходимо учитывать возможности каждого затруднения ребенка при выполнении задания.

Когда дети имеют опыт работы и не требуют постоянного вмешательства и внимания педагога, можно поручить это задание нескольким детям. При этом воспитатель показывает несложные приемы работы всем детям одновременно (например: поручает четырем воспитанникам протереть стульчики. Каждый вытирает один стул, педагог разъясняет приемы работы, последовательность.)

Важным педагогическим условием воспитания у детей положительного отношения к поручениям взрослых является формирование у них социальных мотивов деятельности - мотив долга и ответственности перед взрослыми за выполнение задания. Необходимо повышать требования к детям, к их индивидуальной трудовой деятельности, усложняя поручения. Очень важна оценка содержания этой деятельности. Сначала педагогу необходимо добиваться лишь эмоционально-положительного отношения к трудовому поручению, осуществляется благодаря положительной, доброжелательной оценке.

По мере возникновения у ребят интереса к выполнению поручения, следует добиваться более осознанного отношения к заданию. Педагогу очень важно умело поддерживать детскую инициативу, когда ребенок по собственному побуждению включается в трудовую деятельность. Это важно для формирования в дальнейшем у детей умения выполнять обязанности.

Инициативу в труде дети проявляют в тех случаях, когда педагог умело переходит от предложения и требования выполнить задание к напоминанию его содержания и способов выполнения. С помощью вопросов педагог постепенно приучает детей обращаться к своему опыту. Необходимо для ребенка организовать специальную ситуацию, в которой он проявит свою инициативу. Для проявления инициативы детей в труде, особенно на пятом году жизни, во многом способствуют поручения, даваемые воспитателем задолго до их выполнения (например: "Саша, у нас

мало времени, а вот после сна напомни мне, я тебе поручу очень важное дело. Хорошо?)Ребенка располагает, радует доверие педагога.

В средней группе очень важно замечать детскую инициативу, так как выполнение детьми заданий организуется взрослым. Необходимо, чтобы поручения не заглушали детское желание участвовать в труде. Они должны быть интересными, эмоционально насыщенными, доступными, понятными - все это способствует воспитанию у детей средней группы положительного отношения к труду.

Таким образом, поручение как форма организации трудовой деятельности детей имеют большое воспитательное значение, поскольку они дают возможность повседневно приобщать всех детей группы к посильному труду. Это постоянно приучает детей быть занятыми, находить себе полезное занятие, это создает в группе дружную деловую атмосферу.

Литература

1. Анищенко О. "Возможность формирования контроля у дошкольников" // Дошкольное воспитание – 1983г.-№11

2. Буре Р.С., Година Г.Н. "Учите детей трудиться". М., 1983г.

3. Виноградова Н.Ф. "Умственное воспитание в процессе ознакомления с природой". М., Просвещение, 1982г.

4. "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников" / Под ред. Виноградовой А.М. – М., 1980г.

5. "Воспитание дошкольников в труде" / Под ред. Кошелевой А.Д. – М., 1985г.

6. "Детский сад и семья" / Под ред. Марковой Т.А. – М., 1986г.

7. Крупская Н.К., "Дети – наше будущее", - М., 1984г.

8. Крупская Н.К., "О дошкольном воспитании", - М., 1973г.

9. Козлова С.А. "Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром". М., 1988г.

10. Ковальчук Я.И. "Индивидуальный подход в воспитании ребенка", М., 1985г.

11. Крулехт М.В., "Проблема целостного развития ребенка – дошкольника как субъекта трудовой деятельности". – С-Пб., 1995г.

12. Козлова С.А., Куликова Т.А., "Дошкольная педагогика". – М., 2000г.

13. Куликова Т.А. "Учите детей трудиться"// Дошкольное воспитание – 2000г.-№7.

14. Логинова В.И. "Трудовое воспитание детей" Л., 1979г.

15. Макаренко А.С "Лекции о воспитании детей", // Соч.: В 7 т. – М., 1957г. –Т.4.

16. Маркова Т.А. "Воспитание трудолюбия у дошкольников". М., 1991г.

17. "Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду" / Под ред. Буре Р.С. – М., 1987г.

18. "Нравственное и трудовое воспитание" / Под ред. Козловой С.А. – М., 2002г.

19. "Нравственное воспитание в детском саду" / Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой Т.А. – М., 1984г.

20. "Отношения между сверстниками в группе детского сада" / Под ред. Репиной Т.А. – М., 1978г.

21. "Родной край" / Под ред. Козловой С.А. – М., 1985г.

22. Сергеева Д.В. "Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности". – М., 1987г.

23. Сергеева Д. В. "Совместная трудовая деятельность ребенка и взрослого" // Дошкольное воспитание – 1983г.-№1

24. Сухомлинский В.А. "Сердце отдаю детям", Киев, Радяньска школа, 1974г.

25. "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста" / Под ред. Васильевой М.А. – М., 1984г.

26. Усова А.П. "Обучение в детском саду". М., 1981г.

27. Фонарев А., Теплюк С., "Предпосылки трудового воспитания"// Дошкольное воспитание – 1983г.-№11.

28. Эмоциональное развитие дошкольника" / Под ред. Кошелевой А.Д. – М., 1985г.

29. Шатова А. "Вне творческого труда нет созидания" // Дошкольное воспитание 2000г. - №7.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Карта проверки плана работы по трудовому воспитанию.

Планирование работы

Баллы

1

Эстетика оформления

2

2

Общие вопросы (режим, сетка занятий, сведения об индивидуальных особенностях детей)

2

3

Планирование работы, содержание

3

4

Методы активизации детей

2

5

Материалы и оборудование

1

6

Хозяйственно-бытовой труд

а) навыки самообслуживания

2

б) поручения

2

в) дежурства

3

г) коллективный труд

3

7

Планирование прогулки

а) наблюдение за трудом взрослых

2

б) труд в природе

2

в) индивидуальная работа с детьми

2

8

Сотрудничество с родителями

а) индивидуальные беседы

1

б) консультации

2

в) наглядная информация

2

г) совместные мероприятия

3

1 – высокий

1 – средний

2 – низкий

Карта профессиональных знаний и умений воспитателя по руководству трудовым воспитанием дошкольников.

Перечень профессиональных знаний и умений воспитателя

Ф.И.О. воспитателя

Васильева И.П.

Панова Н.В.

1

Знание программных целей и задач трудового воспитания средней группы

2

2

2

Знание методов и приемов трудового воспитания

3

2

3

Умение объективно диагностировать детей

2

2

4

Грамотная организация трудовых поручений

1

2

5

Умение правильно планировать и проводить трудовые поручения

2

3

6

Умение организовывать труд детей, воспитывая желание трудиться

2

2

7

Знание методики обучения детей правилам ухода за животными и растениями

1

1

Итого:

13

14

1 – отлично

2 – хорошо

3– неудовлетворительно

Конспект беседы с детьми в средней группе на тему: "Каждой вещи – свое место".

Программное содержание: Знать, где хранятся вещи, игрушки, убирать их за собой, соблюдать правило: "Каждой вещи – свое место".

Ход беседы.

Воспитатель: Дети, когда вы раздеваетесь, чтобы лечь спать, куда вы складываете свою одежду?

Саша. На спинку стула.

Наташа. На стульчик.

Воспитатель. А для чего вы складываете одежду на стульчик?

Юля. Чтобы не разбрасывать вещи.

Сережа. Чтобы не пачкать.

Света. Чтобы не помялась.

Воспитатель. Правильно, дети, но не только для этого. Одежду надо складывать на стульчики еще и для того, чтобы знать где она лежит. Вот послушайте, что случилось с Машей, которая этого не делала.

Воспитатель читает книгу Л.Воронковой "Маша – Растеряша", затем спрашивает детей: "Почему Машу назвали растеряшей?"

Сережа. Потому что она все теряет.

Витя. Потому что Маша не клала на стульчик свою одежду.

Воспитатель. Что же Маше нужно делать, чтобы ее не называли растеряшей?

Света. Надо все вещи на стульчик класть.

Таня. Надо вещи на место класть.

Воспитатель. Правильно. Но класть на место не только одежду, но и все вещи, чтобы их легко можно было найти и взять. Посмотрите, как хорошо у нас в группе. Везде чисто. Все вещи, игрушки лежат на своих местах, и мы можем быстро найти любую вещь. Если мне нужна будет книжка, где я смогу ее взять?

Оля. На полке, у нас там все книги лежат.

Воспитатель. А если мне нужна будет настольная игра, где я смогу ее взять?

Оксана. В шкафу, там еще лежат карандаши и пластилин.

Воспитатель. А теперь Рома принесет нам корм для птичек. (Рома приносит), Почему ты так быстро их нашел?

Рома. Потому что он лежал на месте.

Воспитатель. Юра, принеси нам пожалуйста, коробку карандашей. (Юра приносит). Почему ты так быстро их нашел?

Юра. Потому что кладем их на место.

Воспитатель. Таня, а ты принеси нам, пожалуйста, книгу. (Таня приносит). Почему ты так быстро ее нашла?

Таня. Потому что мы на место ее убираем.

Воспитатель. Правильно, дети, вы быстро находили вещи, потому что все они лежали на своих местах. Сегодня вы сами убедились, как хорошо, когда вещь имеет свое место, и не будете забывать убирать за собой игрушки. Одежду, книги, настольные игры. Тогда у нас в группе все будет порядок, и мы не будем тратить время на то, что бы найти нужные нам вещи.

Конспект беседы с детьми: "Нужно ли помогать своим товарищам".

Программное содержание:

Воспитывать интерес к труду, желанию трудиться. Формировать представление о трудолюбии и лени.

Предварительная работа:

- Чтение украинской сказки "Колосок".

- Рассматривание иллюстраций к сказке.

Ход беседы:

Дети сидят полукругом.

Вопросы к детям:

- Почему петушок Голосистое горлышко не угостил мышат пирогами?

Предложить детям рассказать о том, какими были мышата Круть и Верть, каким был петушок.

- Ребята, а кто вам больше понравился и почему?

- Было ли стыдно мышатам за то, что они не помогли петушку? (Они были лентяи).

- Кто нашел колосок?

- А кто же его обмолотил?

- Кто на мельницу носил?

- Тесто месил и дрова носил кто?

- А кто же печь топил, пироги пек?

Воспитатель: А мышата отвечали ему все тише и тише, стыдно им было, и, наконец, они вышли из-за стола. В следующий раз они обязательно будут помогать ему. Они же поняли, что плохо поступили. А петушок со всеми делами справился сам, ему никто не помогал. Он очень трудолюбивый и со всеми трудностями справился.