Стимулирование труда работников образовательной организации

Стимулирование труда работников образовательной организации.

Статьи по теме
Искать по теме

Роль стимулирования в процессе управления организацией

Интерес к проблемам мотивации и стимулирования возник еше до появления теории управления как науки. Научному изучению причин активности человека положили начало великие мыслители древности – Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ.

Дальнейшее научное изучение и обоснование проблемы мотивации и стимулирования осуществлялись уже в ходе формирования и развития теорий управления персоналом; более того, можно говорить, что проблемы мотивации и стимулирования изначально входили составной частью в три группы теорий управления персоналом: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов.

Каждая из теорий управления персоналом представлена соответственно подходами к мотивации и стимулированию его труда: "человека экономического", "человека социального" и "человеческих ресурсов".

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.

Система управления – это совокупность элементов, обеспечивающих целенаправленное функционирование предприятия.

Элементы системы управления:

1. Цель – желаемый результат функционирования системы. Требования: реальная, возможная при данных условиях функционирования предприятия, достижимая, реализуемая.

2. Принципы управления – правила осуществления управленческой деятельности.

3. Функции управления – специализированные виды управленческой деятельности.

Общие:

- планирование,

- организация,

- координирование (регулирование),

- стимулирование (мотивация),

- учет (фиксация состояния управляемого объекта),

- анализ (выявление причин состояния управляемого объекта),

- контроль (выработка мер устранения отклонений от заданного режима).

В менеджменте методы управления по характеру воздействия классифицируются: административные, экономические, социально-психологические.

Таблица 1

Характеристика методов управления

Методы управления

Механизм воздействия

Содержание методов

Стимулы выполнения управ­ленческих воздействий

Администра-тивные

Прямой директивный

Приказы; инструкции; распоряжения; административные права; гражданские нормы

Дисциплинарная ответственность

Экономические

Косвенный, стиму­лирующий

Прибыль; цена; экономическое стимули­рование

Материальная заинтересо­ванность

Социально-психологи­ческие

Косвенный, стиму­лирующий

Стиль руководства; мотивы; традиции; творческая активность

Моральная ответственность

Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов управления, которые нередко называют организационно-административными, или организационно-распорядительными. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников.

Сущность экономических методов состоит в том, чтобы воздействием на экономические интересы работников и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений. Менеджмент избавляется от необходимости преодолевать инертность персонала в реализации новых задач, управляемые процессы становятся более гибкими и адаптивными.

Административные и экономические методы менеджмента имеют много общего. В практике управления они дополняют друг друга. Как правило, административные решения – это не просто директивы, а решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности.

Социально-психологические методы. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы.

Данные методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу психики людей. Среди этих методов – убеждение, внушение, "заражение", демонстрация примеров поведения. Современная деятельность по управлению невозможна без широкого применения социально-психологических методов управления. Они всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы менеджмента.

Из характеристики методов видно, что стимулирование труда – это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Вместе с тем оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно. Она выполняет экономическую, социальную, нравственную функции.

Экономическая функция выражается прежде всего в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.

Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный климат в организации и в целом в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.

Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме того, формирование потребностей, а в итоге и развитие личности также предопределяются организацией и стимулированием труда в обществе.

Виды и формы стимулирования труда работников

В литературе по менеджменту при рассматривании вопросов управления организацией, особенностей использования методов управления персоналом чаще говорится о внешних видах вознаграждений, которые в различных предлагаемых классификациях обозначаются как виды, методы, формы стимулирования.

Исходя из набора инструментов, через которые проводится процедура стимулирования, можно выделить несколько ее видов:

- административные (основаны на принятии решений руководителями в сфере нематериальных поощрений и наказаний, например, благодарностей или выговоров, а также связанных с процессом организации работы, распределения полномочий и ответственности, определением графика работы и пр.);

- экономические (основаны на применении в качестве стимулов материального вознаграждения в качестве компенсации за трудовое усилие работника и достигнутые им результаты);

- социально-психологические (основаны на применении к работнику специальных стимулов, таких как отношение коллектива, статус и пр.) [4].

Таким образом сравнивая понятия управления и стимулирования мы делаем вывод, что они связаны между собой.

В Управлении персоналом рассматривают мотивацию и стимулирование персонала как одну из подсистем системы управления персоналом организации. Тем самым определено место мотивации и стимулирования в системе управления персоналом. Если предметом изучения является не вся система управления персоналом, а только одна из ее подсистем, то мы можем рассматривать эту подсистему как систему, в свою очередь состоящую из подсистем. Таким образом, система мотивации и стимулирования как система имеет объект и субъект управления. Субъектом управления являются руководители и специалисты аппарата управления организацией, а объектом – персонал этой организации. В пределах этой системы осуществляется процесс управления мотивацией и стимулированием персонала организации. В специальной литературе, а также в научно-исследовательских и диссертационных работах часто путают этот процесс с процессом управления системой мотивации и стимулирования персонала, когда речь идет о системе управления персоналом организации в целом, когда мотивацию и стимулирование рассматривают как часть целого, как подсистему системы управления персоналом. Этот процесс осуществляет подсистема общего и линейного руководства организации [7].

В специальной литературе сложилось следующее определение мотивации и стимулирования.

Мотивация и стимулирование – это процесс удовлетворения потребности, которая активизирует поведение и создает побуждение, направленное на достижение определенного вознаграждения (получение определенных благ) посредством трудовой деятельности. Таким образом, ключ к пониманию процесса мотивации и стимулирования лежит в значении слов "потребности", "побуждение", "вознаграждение" и во взаимоотношении между ними. Потребности создают побуждения, нацеленные на получение вознаграждения в этом и заключена основа процесса мотивации и стимулирования, который складывается из трех взаимодействующих и взаимозависимых элементов: потребностей, побуждений и вознаграждений

Потребности возникают всякий раз, когда нарушается физиологическое. психологическое или социальное равновесие. Например, потребность существует, когда клетки тела лишены пищи и воды, или человеку не хватает общества других людей, или нет удовлетворения в труде

Побуждения, или мотивы (оба термина часто используются как взаимозаменяющие), возникают, чтобы хоть частично удовлетворить потребности. Физиологический мотив можно определить просто как ощущение недостатка в чем-либо. Физиологические, психологические и социальные побуждения ориентированы на действие и обеспечивают энергию движения к достижению вознаграждения.

Вознаграждение определяется как нечто, что приглушает потребность и снижает побуждение.

Стимулирование это инструмент управления мотивацией человека посредством внешнего побуждения к активности через различные блага (стимулы), способные удовлетворить потребности человека. Механизм стимулирования предполагает воздействие на уже имеющуюся систему мотивов человека (заложенную в человека в результате социализации или измененную с помощью механизмов мотивирования), актуализируя и усиливая эти мотивы, не меняя саму структуру мотивации.[13]

Процессы мотивирования и стимулирования тесно связаны с двумя ключевыми категориями теории мотивации: мотив и стимул. Мотивы относятся к внутренней среде человека, т.е. зависят от индивидуальных особенностей личности. Стимул воздействует на поведение человека, актуализируя определенные мотивы. Содержания понятий "мотив" и "стимул" тесно связаны друг с другом.

Таблица 2

Взаимосвязи мотивов и стимулов в практике управления

Мотивы

Стимулы

Получение материальных благ

Заработная плата, индексация оплаты труда в связи с инфляцией, оплата проезда, питания, кредитование

Социальные гарантии

Больничное страхование, пенсионное обеспечение, стабильность трудоустройства и занятости, компенсационные пакеты, гибкий график работы

Жизненное самоопределение

Управление карьерой, предоставление возможностей для обучения, поощрение творчества и новаторства

Самоутверждение

и признание

Возможности служебного роста, расширение сферы компетенций, право подписания документов, публичное признание успехов, персональные блага, представительские функции, участие в управлении предприятием

Социальное взаимодействие

Единый статус работников, демократический стиль руководства, участие коллектива в принятии решений

корпоративная культура, наставничество

В общем виде существует следующая классификация видов стимулирования.[8]

Материальное стимулирование:

- материально-денежное (заработная плата, премия);

- материально-неденежное (предоставление дополнительных социальных льгот: выплата натурой, оплата жилья, оплата дополнительного обучения, возмещение транспортных расходов);

Нематериальное стимулирование:

- моральное (медали, знаки отличия, почетные грамоты, кубки и т.п.);

- организационное (увеличение творческих элементов в работе, участие в управлении, карьера, профессиональный роста и личностное развити);

- свободным временем (отгулы, выбор времени отпуска, сокращение длительности рабочего дня, гибкая занятость, надомная работа).

Эффективность воздействия на человека того иди иного стимула определяется его конкретной ценностью – вознаграждением.

Это означает, что вознаграждение людей должно соответствовать их ценности для предприятия и может быть измерена непосредственно личным трудовым вкладом в конечные финансовые результаты организации. [2]

Под материальным денежным видом понимают собственно сам размер заработной платы, переменную ее часть – премии, доплаты, надбавки и прочие выплаты. Материальный неденежный вид – вознаграждение за заслуги, имеющие денежное выражение, но выдаваемое работнику в неденежной форме (то есть различные путевки, подарочные сертификаты, продукция компании и т. д.). Нематериальное же стимулирование труда – вознаграждения, не имеющие денежного выражения: признание статуса и заслуг (грамоты), предоставление отдельным сотрудникам особых условий работы (гибкий или свободный график). В управленческом смысле такие моральные стимулы выполняют роль сигналов со стороны персонала о том, в какой степени их деятельность соответствует интересам деятельности предприятия. Применение данного вида стимулирования предусматривает создание благоприятной атмосферы и положительного морально-психологического климата. Но тем не менее, большинство руководителей российских компаний считают, что материальное стимулирование является основным фактором развития коммерческих предприятий.

Таким образом, важную роль для материального стимулирования играет правильно выбранная система оплаты труда в организации. Именно 80–90 % стимулов к высокопроизводительному труду в условиях развивающейся рыночной экономики составляет заработная плата. В последние годы в крупных российских компаниях наблюдается тенденция перехода от повременной системы оплаты труда к гибкой бестарифной системе. При этом система материального стимулирования ориентируется на фактическую квалификацию работника (в зависимости от выполняемой им работы). На таких предприятиях работники получают фиксированное вознаграждение за квалификацию, а не за часы, проведенные на рабочем месте.

Таким образом, суть новых подходов к стимулированию состоит в отказе от традиционных систем оплаты труда, а также их замену на оплату труда, состоящую из двух элементов: базовой ставки и дополнительных стимулирующих выплат, которые зависят от индивидуальных результатов и эффективности работы подразделения и организации.

Стимулирование персонала в современной интерпретации – это совокупность материального и нематериального стимулирования труда сотрудников.

Основной частью дохода работника образовательной организации является заработная плата, которая по своей структуре неоднородна. Она состоит из двух частей: постоянной и переменной. Постоянная часть оплаты труда – это совокупность элементов заработной платы, которые слабо связаны с результатами труда работника за конкретный период времени, то есть это независимая от объема работы и стабильная во времени часть оплаты труда. В нее входят:

- основная часть оплаты труда в виде оклада или месячной тарифной ставки;

- регулярные дополнительные выплаты, к которым относятся надбавки и доплаты.

Доплаты – это выплаты, носящие компенсационный характер с целью возмещения работнику дополнительных расходов или дискомфорта, связанного с особенностями его трудовой деятельности. Их начисляют за повышенную интенсивность труда или за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Например, доплата за работу в выходные и праздники, в ночное время, за совмещение профессий (должностей).

Надбавки – выплаты носящие стимулирующий характер, которые начисляются с целью вознаграждения достигнутого работником уровня компетенции и образования, потребности в самосовершенствовании. Например, за классность, за выслугу лет (стаж работы), за знание иностранных языков, за профессиональное мастерство, за высокие достижения в труде и высокий уровень квалификации, за продолжительность непрерывной работы, ученую степень или звание и т.п.

Надбавки устанавливаются локальными актами организаций, трудовым и (или) коллективным договором; в бюджетных организациях устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти соответствующего субъекта РФ, органами местного самоуправления [31].

Переменная часть оплаты труда представляет собой совокупность элементов заработной платы, которые непосредственно связаны с количественными или качественными результатами труда и не являются постоянными. К ней, кроме прочего, относятся премии как вознаграждение за особый, повышенный результат труда [3].

Цель премирования – улучшение прежде всего конечных результатов деятельности, выраженных в определенных показателях. Механизм премирования представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов:

- показатели премирования, определяющие те трудовые достижения, которые способствуют достижению высоких конечных результатов организации и подлежат специальному поощрению;

- условия премирования;

- источники премирования и размер премии;

- круг премируемых.

Л.И. Лукичева отмечает, что практикой выработано семь общих правил материального поощрения персонала, основанных на единстве материальных и моральных стимулов при доминировании материальных:

1. Системы материального стимулирования должны быть просты и понятны каждому работнику.

2. Системы должны быть гибкими, дающими возможность сразу же поощрять каждый положительный результат работы.

3. Размеры поощрения должны быть экономически и психологически обоснованы ("больше, но реже" или "чаще, но меньше").

4. Поощрение персонала возможно организовывать по таким показателям, которые воспринимаются каждым как объективные.

5. Системы поощрений должны формировать у работников ощущение справедливости материальных вознаграждений.

6. Работники должны видеть четкую взаимосвязь между результатами своей работы и деятельностью организации [15].

Освещая проблему разработки системы стимулирования труда работников, многие авторы отмечают, что материальные факторы далеко не всегда выходят на первый план и не могут быть единственной формой вознаграждения за труд. Главное – привлекательность труда, его творческий характер. Вот именно эту привлекательность и следует создавать руководителю, постоянно обновляя содержание труда каждого подчиненного.

Таким образом, система стимулирования труда работников – это совокупность систем материального и нематериального стимулирования, в которой все элементы взаимосвязаны и могут влиять друг на друга. Разработка системы стимулирования представляет собой комплексный подход в решении задач повышения эффективности и качества труда работников и предполагает учет интересов личности, трудового коллектива, степени их удовлетворенности, основываясь на принципах доступности, гибкости, объективности, своевременности, справедливости. Основаниями для классификации видов стимулирования служат набор инструментов, через которые проводится процесс стимулирования, свойства материальности. Виды стимулирования уточняются специфическими формами. Между известными видами, формами стимулирования существует диалектическая связь, они взаимно дополняют и обогащают друг друга.

В процессе функционирования системы мотивации и стимулирования важно проводить оценку ее эффективности в целях поиска путей ее совершенствования и развития.

А. Я. Кибанов предлагает следующий порядок диагностики существующей системы мотивации и стимулирования персонала, как части процесса совершенствования системы управления мотивацией в организации:

- мониторинг состояния рынка труда и позиционирование организации;

- диагностика существующих в организации методов, форм и элементов мотивации и стимулирования;

- диагностика мотивации работников организации.

О. Г. Одегов и Т. В. Никонова выделяют следующие процедуры для диагностики системы мотивации и стимулирования труда:

- анализ используемых форм и систем стимулирования, их связи с мотивацией персонала;

- анализ уровня и структуры оплаты труда;

- оценка соответствия разработанных принципов, структуры оплаты труда целям организации.

При совершенствовании системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности в организации ключевым вопросом является сбор информации о существующей в данный момент в организации системе. Для облегчения диагностики "работающей" системы мотивации персонала М. О. Олехнович и Т. А. Макарова разработали специальную технологию, которая представляет собой "Мотивационный аудит". Целями проведения мотивационного аудита могут быть [20]:

- оценка эффективности существующей системы управления мотивацией;

- определение соответствия системы управления мотивацией ТК РФ;

- рекомендации по необходимому перестроению системы мотивации;

- разработка системы стимулирования персонала под новые цели;

- оценка соответствия системы мотивации целям предприятия;

Для оценки системы стимулирования выберем порядок диагностики А.Я. Кибанова.

Нормативное обеспечение стимулирования труда работников образовательной организации среднего профессионального образования

Новое качество профессионального образования обеспечивается новым качеством преподавания, новыми подходами к мотивации и стимулированию персонала образовательных организаций.

Для этого необходимо:

установить четкое соответствие между результатами деятельности и вознаграждением за нее;

обеспечить новые условия повышения квалификации: персонифицированное финансирование, модульный подход, индивидуальные образовательные траектории, обмен кадрами с реальным сектором экономики – стажировки преподавателей на производстве, привлечение практиков к преподаванию;

внедрить механизмы профессионально-педагогической поддержки ведущих специалистов и опытных мастеров профильных организаций, включенных в процесс реализации профессиональных образовательных программ, обеспечивающих подготовку кадров для приоритетных отраслей экономики;

обеспечить условия для формирования кадрового резерва и системы наставничества;

разработать эффективные механизмы поддержки молодых талантливых преподавателей, в том числе льготное кредитование, субсидии, "социальный пакет", перспективы карьерного роста.

При создании системы стимулирования труда необходимо разработать соответствующие локальные и нормативные акты, в которых бы оговаривались порядок, условия вознаграждения педагогов за качественный и эффективный труд. Содержание данных актов должно уточнять основные положения о стимулировании труда работников, отраженных в нормативно-правовых документах федерального и регионального уровня.

В Российской Федерации основным документом, которым следует руководствоваться в вопросах оплаты труда на практике, является Трудовой кодекс Российской Федерации. В нем в главе 30 "Дисциплина труда" в статье 191 "Поощрения за труд" уточняется, что "…работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценными подарками, почетной грамотой, представляет к званию "Лучший по профессии". Другие виды поощрения работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положением о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам" [31].

Обратимся к понятию и содержанию коллективного договора.

Коллективный договор – это правовой акт, регламентирующий социально-правовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателем могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями.

Для системы образования основным документом, которым необходимо руководствоваться, является Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред.от 23.07.2013г.) "Об образовании в Российской Федерации". Здесь мы тоже находим соответствующую 47 статью, в которой отражаются трудовые права и социальные гарантии педагогических работников. Конкретно о видах и формах стимулирования не упоминается, но оговаривается, что "…иные меры социальной поддержки устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации" [32].

Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г.) (далее – План мероприятий) был установлен перечень мер, обеспечивающих разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с преподавателями и мастерами производственного обучения образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения и среднего профессионального образования.

В Законе Кемеровской области от 05.07.2013 г. № 86-ОЗ "Об образовании" есть статьи о государственной поддержке педагогических работников, проявивших выдающиеся способности, о мерах социальной поддержки педагогических работников, привлечения молодых специалистов в образовательной организации, в которых указываются возможные меры материального стимулирования. Так, "…лицам, работающим по основному месту работы в образовательной организации в должности педагогического работника, являющимся ветеранами труда и удостоенным до 1 января 2014 года почетных званий Российской Федерации, СССР, РСФСР либо звания Героя Социалистического труда, выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере, установленном Коллегией Администрации Кемеровской области. Педагогическим работникам государственных профессиональных образовательных организаций Кемеровской области, победившим в областном конкурсе "Преподаватель года", выплачивается ежемесячное социальное пособие…, при условии продолжения работы в образовательных организациях" [5].

В утвержденном Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29 декабря 2014 г. № 528 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.03.2011 № 120 "О введении новой системы оплаты труда для работников государственных образовательных организаций Кемеровской области, созданных в форме учреждений" Примерном положении об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Кемеровской области уточняется, что условия оплаты труда данных работников включают в себя размеры окладов, ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, указывается порядок формирования систем оплаты труда, а также виды выплат компенсационного, стимулирующего характера [24,25].

Остановимся подробнее на стимулирующих выплатах, виды которых перечислены в 4 части настоящего документа. К ним относятся:

- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

- выплаты за качественное выполнение работ;

- выплаты за непрерывный стаж работы, выслугу лет;

- премиальные выплаты по итогам работы;

- иные поощрительные и разовые выплаты.

Условием выплат стимулирующего характера является достижение работником определенных количественных и качественных показателей работы. Данные выплаты должны устанавливаться в соответствии с Положением о стимулировании работников учреждения, согласованно с выборным профсоюзным органом. В приложении к настоящему Примерному положению находится Примерное положение о стимулировании работников учреждения, где основанием для материального поощрения работников является:

- качественное исполнение должностных обязанностей;

- строгое соблюдение Устава учреждения;

- соблюдение правил внутреннего распорядка;

- успешное и своевременное выполнение плановых мероприятий;

- систематическое повышение квалификации;

- неукоснительное соблюдение норм трудовой дисциплины и профессиональной этики;

- четкое и своевременное исполнение приказов и распоряжений вышестоящих органов, руководителя учреждения, решений педагогического совета учреждения.

Важно отметить, что на премиальные выплаты по итогам работы рекомендовано выделять не менее 60% от всего стимулирующего фонда. Установление премиальных выплат осуществляется комиссией по премированию. Конкретные периоды, за которые устанавливаются данные выплаты, определяются Положением об оплате труда. Учреждение по согласованию с выборным профсоюзным органом самостоятельно устанавливает показатели стимулирования в разрезе категории работников, которые в обязательном порядке должны быть связаны с результативностью труда, быть относительно стабильными в течение учебного года. В документе описан возможный механизм оценки выполнения показателей стимулирования, процедура заполнения оценочных листов работниками и утверждения установленного размера премиальных выплат по итогам работы.

Если обратиться к другим видам выплат стимулирующего характера, указанным выше, то можно отметить, что порядок, размеры, условия назначения должны также оговариваться в соответствующем локальном акте учреждения.

К выплатам за интенсивность и высокие результаты работы относятся: премии за реализацию отдельных видов деятельности учреждения; особый режим работы (связанный с обеспечением безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения учреждения); премии за организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа организации среди населения; успешное выполнение особо важных и срочных работ, оперативность и качественный результат.

Показатели стимулирования за интенсивность и высокие результаты работы по должностям работников устанавливаются учреждением самостоятельно с учетом улучшения качественных характеристик выполняемой работы.

Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются работникам учреждений в виде премий в случаях награждения государственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами, наградами Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области, департамента образования и науки Кемеровской области, муниципального образования Кемеровской области.

Для установления прямой зависимости уровня оплаты труда работников образовательных организаций от объема и качества предоставляемых образовательных услуг приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от 25.12.2013 г. были утверждены "Методические рекомендации по разработке показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) образовательных организаций Кемеровской области, их руководителей и педагогических работников по типам организаций".[19]

В рекомендациях подробно раскрываются требования к показателям эффективности деятельности педагогических работников, требования к содержанию оценочных листов. В качестве показателей стимулирования рекомендуется отбирать только основные, влияющие на эффективность работы образовательных организаций, на количественное и качественное изменение результатов по отношению к стратегической цели, задаче, ожидаемому результату. Критериями к установлению показателей эффективности деятельности являются цели и задачи, стоящие в государственной программе развития системы образования Кузбасса.

Основные показатели эффективности рекомендуется измерять соответствующими индикаторами, которые должны обязательно иметь целевое значение и быть измеримыми в цифрах или качественно. Запрещается установление показателей и индикаторов, не связанных с должностными обязанностями работников.

В оценочном листе обязательно указывается, кроме прочего, весовое значение, оцениваемое в баллах, период измерения, источник информации.

Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г.) (далее – План мероприятий) был установлен перечень мер, обеспечивающих разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с преподавателями и мастерами производственного обучения образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения и среднего профессионального образования.

Анализ нормативно-правовых актов показал, что стимулированию труда работников образовательных организаций уделяется значительное внимание на Федеральном и региональном уровне. На уровне образовательной организации должны быть разработаны соответствующие локальные акты, регламентирующие порядок и условия вознаграждения педагогических работников за качественный труд.

Литература

1. Андреева А.Р. Внедрение эффективного контракта: результаты исследования [Текст] / А. Р.Андреева, С. А. Попова, Н. В. Родина // Народное образование. – 2014. – № 10.

2. Веснин, В.Р. Менеджмент [Текст]: Учебник/ В.Р. Веснин. – 4-е изд., перераб. И доп.– М.: Проспект, 2011. – 613 с.: ил.

3. Гликман, И.З. Средства стимулирования педагогического труда [Текст]: / И.З.Гликман // Управление современной школой. Завуч. – 2010. – №

4. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020гг.

5. Закон Кемеровской области от 05.07.2013. – 86-03 (ред. от 26.12.2013) "Об образовании".

6. Захарчук, Л.А. Экономика образовательного учреждения [Текст]: учебное пособие. – ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 104 с.

7. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. Учебник/под ред. А.Я.Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 638 с.

8. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятнльности [Текст]. Учебник/под ред. А.Я. Кибанова – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 524 с.

9. Кулыгина И.А. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие – 2-е изд., испр. – Челябинск: Изд-во ЮУрГТУ, 2007. – 106 с.

10. Кондратьев, М.Ю. Азбука социального психолога-практика [Электронный ресурс]: / М.Ю.Кондратьев, В.А.Ильиных. – М.: ПЕРСЭ, 2007.

11. Крапивин, О.Н. Оплата труда [Текст]: Вопросы правового регулирования /О.М.Крапивин, В.И.Власов. – М.: 2005.

12. Курдянкина, С.В. Мотивация и система стимулирования педагогов [Текст]: // Управление современной школой. Завуч. – 2010. – № 3.

13. Литвинюк А.А., Гончарова С.Ж., В.В. Данилочкина Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика. [Текст]: учебник . – М.: Издательство Юрайт, 2015 – 398 с.

14. Ложкина Л.С. Мотивация и система стимулирования педагогов [Текст]: // Управление современной школой. Завуч. – 2010. – № 3.

15. Лукичева, Л.И. Управление организацией [Текст]: учебное пособие по спец. "Менеджмент организаций" / Л.И.Лукичева; под ред. Ю.П.Анискина. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005.

16. Макарова, А.О. Анализ методов и видов стимулирования труда на российских предприятиях [Электронный ресурс]. – // Молодой ученый. – 2013. – № 6. – 376.

17. Методы стимулирования труда [Электронный ресурс].- режим доступа свободный, заглавие с экрана: http://proftests.ru/lib/b3/3_5.htm

18. Методические рекомендации по разработке показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) организаций Кемеровской области, их руководителей и педагогических работников по типам организаций (утвержден приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от 25 декабря 2013 г. № 2438).

19. Музыченко, В.В. Управление персоналом. Лекции [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.В.Музыченко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2006.

20. Мотивационный аудит как технология повышения эффективности управления персоналом [Текст] / М.Олехнович, Т.Макарова

21. Примерное положение об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Кемеровской области [Текст]: утверждено постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 25 марта 2011 года № 120.

22. Примерное положение об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Кемеровской области [Текст]: новая редакция, утверждено постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 29 декабря 2014 года, № 528.

23. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 года [Текст]: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р.

24. Пряжников, Н.С. Мотивация трудовой деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С.Пряжников. – М.: Издательский центр "Академия", 2008.

25. Солодянкина, О.В. Мотивация и стимулирование труда работников на промышленных предприятиях [Электронный ресурс] // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – № 2.

26. Талтыков, С.Н. Трудовые мотивации в системе управления человеческими ресурсами [Текст] – Воронеж, 2004.

27. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2013).

28. Федеральный закон [Текст]: от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013).

29. Федченко, А.А. Оплата труда и доходы работников [Текст]: / А.А. Федченко, Ю.Г.Одегов. – М., 2004.

30. Фетисова, О.А. Анализ эффективности стимулирования трудовых ресурсов [Электронный ресурс] // Планово-экономический отдел. – 2011. – №8.