Современные технологии управления персоналом в организации

Современные технологии управления персоналом в организации.

Статьи по теме
Искать по теме

Развитие представлений о кадровом управлении

История возникновения и развития представлений об управлении персоналом насчитывает несколько тысячелетий. Жизнь общества в определённый исторический период предполагает изменение подходов и идей о сущности и целях управления.

Древний период (7 тыс. до н.э.- конец 18 века) связан с зарождением письменности в древнем Шумере. Это достижение, навсегда изменившее жизнь человечества, привело к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, которые заведовали сбором налогов, имущественными делами, управляли казной. Они оформляли приказы, вели коммерческие расчеты.

Хаммурапи, царь Вавилона (1792-1750гг. до н.э.) был искусным политиком, считался справедливым правителем, большое внимание уделял правосудию. Кодекс Хаммурапи состоит из 285 законов. Внимание сконцентрировано на хозяйственных, экономических и семейных отношениях.

Следующий известный правитель Навуходоносор 2 (605-562 гг. до н.э.) считался талантливым не только в военном деле, но и в политическом. Его правление отмечено экономическим расцветом и культурным возрождением Вавилонии. Он соединил государственные методы управления и контроль деятельности в сфере производства и строительства, стал основоположником привлечения свидетелей и недопустимости перекладывания ответственности.

Индустриальный период (1776-1890гг.) начинается с великой индустриально-промышленной революции и развития капитализма, что обеспечивает постепенный переход от ручного труда к фабричному производству и приводит к отделению менеджмента от собственности (капитала) и зарождению профессионального управления. Задача индустриального управления состояла в том, чтобы добиться высокой отдачи от труда рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.

Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления [4, с. 8].

Появились первые школы для профессионального обучения руководителей, что было обусловлено развитием крупных промышленных комплексов, для работы на которые требовалось большее число сотрудников, которых, в свою очередь, нужно было обучать. Квалификация рабочих предполагала более высокий уровень при работе с машинами, производство требовало разделения труда, экономии материалов, разделения ответственности в управлении и, как следствие, появления менеджеров среднего и низшего звена.

Адам Смит (1723-1790 гг.) – шотландский экономист, основоположник современной экономической теории, представитель классической школы политической экономии, специалист в области управления обосновал в своей книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) принцип свободы экономического развития, сформулировал и объяснил работу свободного рынка с учетом только внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Английский ученый считал, что человек является основой всего общества, а его поведение, мотивы и стремления направлены на личное обогащение и выгоду, что, в результате, обеспечит благополучие отдельно взятого человека и всего общества.

Один из первых социальных реформаторов XIX века Роберт Оуэн (1771-1856 гг.)- английский философ был увлечен химией, нашел новые способы обработки хлопка и благодаря своим познаниям стал управляющим, а позже совладельцем мануфактуры.

Не только в теории, но и на практике, он стал первым, кто решился на социальный эксперимент, который был связан с реформами производственных отношений. Будучи управленцем своего предприятия, он ввел ряд усовершенствований, которые облегчили условия труда рабочих: сократил продолжительность рабочего дня, создал детские сады, открыл школу. Рабочие получали оплату в случае непредвиденной остановки работ, во время промышленного кризиса. Он был твердо убежден в том, что обязанности заботиться о наемных рабочих совпадают с интересами работодателя и говорил о создании социальной среды для работника: комфортный труд и красивая обстановка увеличат производительность.

Оуэн первый стал задумываться об экономическом положении пролетариата, а благодаря его социальным экспериментам можно наблюдать важность морального и материального стимулирования рабочих, что, по сути, является элементом менеджмента.

Биография Чарльза Беббиджа (1791-1871 гг.) говорит о том, что он был талантливым математиком, конструктором, автором различных сочинений. Круг его интересов был весьма разносторонним. Но больше всего он любил точность, что привело к созданию первой вычислительной машины (1822г). Он также интересовался вопросами производства и управления им. Занимаясь созданием и производством своей машины Беббидж посещал производства, наблюдал и в результате очень точно описал инструменты и машины, предложил экономические принципы производства, осуществил анализ действий, навыков, затрат на каждый процесс. Он поддерживал идею о разделении труда:

- время, которое нужно затратить на обучение работника соответствует количеству процессов при производстве чего-либо этим работником. Чем меньше производственных операций выполняет один рабочий, тем более эффективна его деятельность, сосредоточенная на одном отработанном навыке и не требующая заминки для перехода к другому

- мастерство, которое приходит к рабочему благодаря постоянному повторению одного и того же действия будет увеличиваться в противовес навыкам, которые нужно нарабатывать переходя от одной операции производства к другой

- разделение труда может применяться и к умственным процессам, что позволит давать более квалифицированным работникам сложные производственные задачи

Систематизация менеджмента (1856-1950 гг.) приходится на окончание индустриальной эпохи, создаются школы менеджмента.

школа научного управления (1885-1920 гг.)

Настоящий прорыв в развитии теории управления был совершен благодаря трудам американского инженера Фредерика Уинслоу Тейлора (1856–1915). Началом можно назвать выход в 1911 году его книги "Принципы научного управления". Он был первым, кто выделил менеджмент как отдельную отрасль профессиональной деятельности, провел исследования, определил рабочих основным критерием производительности и выдвинул основную цель менеджмента – повышение производительности труда. Речь шла о своеобразных правилах и инструкциях деятельности работника [29, с. 27].

Тейлор говорил о системе "научного управления" и предлагал доверить управление специально обученным и натренированным работникам (администрации), которые смогли бы планировать работу всех отделов, повышая, тем самым, производительность. При этом простые рабочие стали бы максимально заинтересованными в увеличении объёмов производства, так как оплата труда должна была быть сдельной и стимулировать интерес и темп рабочих, что, в свою очередь, совпадало с интересами предпринимателей. Ответственность же за результат труда должна была быть разделенной между рабочими и администрацией.

Тейлор предложил перейти от общения рабочего с одним начальником к системе, при которой работник общался бы с несколькими более узкими специалистами, которые являлись профессионалами на своем участке работы. Он впервые отделил процесс планирования работы от самой работы. Таким образом, Тейлором была впервые выделена одна из основных управленческих функций.

Ученик Ф. Тэйлора Генри Лоуренс Гантт (1861 – 1919) сделал следующий шаг в научном управлении, от отдельных операций и движений он пришел к измерению производственного процесса в целом. В своих работах Гантт говорил о ведущей роли человеческого фактора на производстве, о том, что работник должен находиться на рабочем месте не только ввиду необходимости поддержания своего существования, но и удовлетворенности при выполнении той или иной работы. Гантт полагал, что достижение такого результата возможно путем постановки перед каждым рабочим конкретной производственной задачи с перспективой получения премии за своевременное и точное исполнение. Он разработал графики, по которым можно было составлять планы и осуществлять контроль за их исполнением.

Фрэнк (1868-1924) и Лилиан (1878-1972) Гилберт изучали факторы, влияющие на производительность труда. Они применяли стандарты и оборудование на производстве, что в дальнейшем привело к появлению рабочих нормативов, которые внедрили научные школы менеджмента. Ф. Гилбрет исследовал переменные факторы, оказывающие влияние на производительность труда. Он разбил их на три группы:

- связанные со здоровьем, образом жизни, телосложением культурным уровнем, образованием;

- связанные с условиями труда, обстановкой, материалами, оборудованием и инструментами;

- связанные со скоростью движений: быстрота, результативность, автоматичность и другие. В результате исследований Гилберт пришел к выводу, что факторы движения являются самыми значимыми.

Школа научного менеджмента Ф. Тейлора и его дело были продолжены вкладом Генри Форда(1863-1947), осуществившим стандартизацию всех процессов на производстве, разделившим операции на этапы. Форд механизировал и синхронизировал производство, организовав его по принципу конвейера, за счет чего себестоимость уменьшилась в 9 раз. Первые научные школы менеджмента стали надежным фундаментом для развития управленческой науки.

Эта школа стала серьезным концептуальным прорывом, благодаря которому менеджмент превратился в самостоятельную область научных исследований. Менеджеры и ученые впервые поняли, что методы, используемые в науке и технике, можно применять для достижения организационных целей [22, с. 7].

классическая (административная) школа управления (1920- 1950 гг.)

Научная и административная школы менеджмента развивались в разных направлениях, но дополнили друг друга. Сторонники административной школы занимались вопросами совершенствования организации в целом. Административную школу связывают с именем Анри Файоля (1841-1925), инженера, имевшего опыт работы в высшем управлении организации. В его книге "Общая и промышленная администрация" управление рассматривалось как процесс выполнения определенных функций: планирование, организацию, мотивацию, регулирование и контроль. Анри Файоль был менеджером – практиком, а потому видел прямую связь между эффективностью системы управления и самими методами управления. Главным из методов считал грамотное применение принципов управления: разделение труда, власть и полномочия, дисциплина, единоначалие, единство действий, подчинение личных интересов общественным, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, стабильность персонала, инициатива, командный дух.

Согласно классической теории организации необходимо создать продуманную структуру, в которой нет дублирования функций и лишних уровней управления, а затем уже подыскивать подходящих работников, то есть принцип соответствия работников структуре [26, с. 48].

Макс Вебер (1864-1920), немецкий социолог, предложил модель идеальной бюрократии, основанную на жестко регламентированных принципах иерархической структуры, и сформулировал концепцию рационального управления при: высокой степени разделения труда, четкой иерархической системе, использовании правил и стандартов при оценке работы, отсутствии каких-либо симпатий к отдельным работникам, подборе кадров исключительно по профессиональным качествам. Вебер видел в организации машину, которая должна работать по правилам и инструкциям. Административной школе управления характерно игнорирование человека и его потребностей. Ее сторонники пытались повысить эффективность организации в обход человека и не смогли осознать значимость эффективности мотивации труда.

школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930- 1950 гг.)

Школа человеческих отношений связана с именами Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933) и Джордж Элтон Мэйо (1880–1949), которые сосредоточили свое внимание на человеческом факторе и поведении отдельно взятого человека – главного элемента эффективности организации. Мисс Фоллетт считала, что управленец должен стать лидером, за которым последуют подчиненные, а Хотторнские исследования Элтона Мэйо показали, что поведение человека определяется не только специальными регламентами, заработной платой, настроением или усталостью. На производительность влияют социальные условия, в которых работают люди, взаимоотношения внутри коллектива и с руководителями, мотивация и роли сотрудников [28, с. 39].

По мнению Э. Мэйо организация – это социальная структура, состоящая из личностей. Эффективная организационная структура всегда признает уникальность каждого работника. Если менеджер будет заботиться о своих подчиненных и интересоваться их мнениями или взглядами, то удовлетворенность, возрастая, приведет к росту производительности труда.

Сторонники школы находили эффективность управления в неформальной структуре организации, сформированной под работников, и демократичным стилем руководства; во взаимодействии работников; в возможности работников проявлять себя; в коллективной мотивации. Сотрудники не должны были быть узкими специалистами и подчиняться одному руководителю. Теория человеческих отношений была нацелена на усиление внимания к людям.

Школа поведенческих наук сформировалась к началу 50-х годов и рассматривала поведенческие концепции, направленные на изучение и развитие индивидуальных возможностей и способностей отдельных работников. На первое место вышли не методы по построению межличностных отношений, а эффективность сотрудника и предприятия в целом. Появилась новая функция менеджмента – управление персоналом. Внимание акцентировалось на методах налаживания межличностных отношений, мотивации, лидерстве, коммуникации в организации, на изучении и создании условий для наиболее полной реализации способностей и потенциала каждого работника. Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений являлся бихевиоризм – теория человеческого поведения и мотивации. Сторонники школы использовали достижения психологии и социологи, а высокую эффективность предприятия определяли за счет высокой эффективности его человеческих ресурсов.

Дуглас Мак-Грегор (1906-1964) сосредоточил свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях. Его теория о типах управления "Х" и "У" подразделялась на автократический и демократический тип отношения к подчиненным (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Теории управления "X", "Y" Дугласа Мак-Грегора

Взгляд на человека при теории Х

Взгляд на человека при теории Y

- от природы ленив, старается избегать работы, боится ответственности

- безразличен к проблемам организации

- противится переменам

- нацелен на извлечение материальной выгоды

- доверчив, не слишком сообразителен, безынициативен, предпочитает, чтобы им руководили

- не является от природы пассивным и не противодействует целям организации.

- стремится к результатам, способен генерировать идеи, брать на себя ответственность и направлять свое поведение на достижение целей организации

Функция управления – помочь человеку осознать и развить в себе эти человеческие качества.

В данном разрезе применяется тактика "кнута и пряника", применять поощрения и наказания.

По мнению Мак-Грегора, человек совсем не такой от природы и ему присущи противоположные качества. Поэтому менеджерам нужно руководствоваться теорией Y.

В теории Y большое внимание уделяется природе взаимоотношений, созданию среды, благоприятной для максимального проявления инициативы и изобретательности. При этом акцент делается не на внешний контроль, а на самоконтроль, который возникает, когда работник воспринимает цели компании, как собственные.

Мак-Грегор считал, что менеджеры должны создавать условия, при которых сотрудник не просто затратит усилия для достижения целей предприятия, но и достигнет личных целей [30, с. 51].

Дэвид Кларенс Макклелланд (1917-1998) изучал человеческие побуждения и выделил три группы первостепенных мотивов: мотивацию достижения, мотивацию причастности, мотивацию власти. Дальнейшие исследования показали, что мотивированность работника важнее имеющихся у него практических навыков. Обучение мотивированного сотрудника приносит наилучший результат.

Фредерик Ирвин Герцберг (1923-2000) разработал двухфакторную теорию, основанную на потребностях человека, согласно которой на рабочем месте, наряду с определёнными факторами, вызывающими удовлетворение от работы, существуют факторы, которые вызывают неудовлетворённость:

- факторы, удерживающие на работе (гигиенические факторы) – административная политика компании, условия труда, величина заработной платы, межличностные отношения в коллективе;

- факторы, мотивирующие к работе (мотиваторы) – достижения, признание заслуг, ответственность, возможности для карьерного роста.

Психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) создал пирамиду потребностей, которые распределил по мере возрастания. Он считал, что человек не может испытывать потребности высокого уровня (социальные, престижные, духовные), пока нуждается примитивных вещах (физиологические потребности). А руководитель должен видеть потребности подчиненного и выбирать подходящие методы мотивации [40, с. 19].

Информационный период (1950- настоящее время) характеризуется разработкой различных подходов.

Теория принятия решений (Чарльз Черчмен (1913-2004), Джей Форрестер (1918)) гласит о необходимости разделения процесса разработки решений на стадии и серию шагов, о разработке моделей в принятии решений.

Количественный подход предполагал использование в управлении данных точных наук (математика, статистика, инженерные науки) и широкое применение результатов исследований; применение вычислительной техники в управлении; разработку и принятие моделей для принятия решений в сложных ситуациях.

Системный подход Карл Людвиг фон Берталанфи (1901-1972), Рассел Линкольн Акофф (1919-2009) вынес свои основные идеи:

-организация – это открытая система, выживание которой зависит от внешней среды, к воздействию которой должна приспосабливаться организация;

-система – это целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

Барталанфи выделял системы:

- закрытые – организации, функционирующие независимо от внешней среды;

- открытые – организации, находящиеся в постоянном взаимодействии с окружающей средой, влияющей на существование организации (есть вход-поступление сырья, трудовых ресурсов, информации; производство-преобразование входящего ресурса в продукцию и услуги; выход- передача услуг и продукции во внешнюю среду).

Ситуационный подход (1960-1970) Питер Фердинанд Друкер (1909-2005), Джеймс Гарднер Марч (1928). Выступали со своими идеями:

- внешняя среда влияет на организацию, это надо учитывать;

- анализ и увязка конкретных приемов и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организации;

- умение менеджера предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия применения конкретных концепций и методик;

- умение менеджера правильно интерпретировать ситуацию, определять наиболее важные факторы в этой ситуации и вероятный эффект от изменения переменных.

Процессный подход (1950-настоящее время) – предполагает, что управление – это непрерывная цепь взаимосвязанных управленческих функций (планирование, организация, мотивация, контроль), осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий (коммуникации и принятия решений).

Таким образом, история развития науки управления в целом, и кадрового менеджмента в частности, насчитывает уже несколько столетий. Современный менеджмент рассматривается как элемент современной человеческой культуры, включающий в себя традиции, историю, концепцию, институты, практику, направленные на управление человеческой деятельностью [33, с. 62]. При этом теория и практика современной науки управления во многом опирается на научные достижения прошлого. Поэтому для понимания многих теоретических положений необходимо обратиться к историческому контексту развития представлений об управлении кадрами.

Понятие и цели системы управления персоналом

Управление персоналом – это наука и практика управления организацией. С точки зрения науки – это вопросы по оптимизации деятельности руководителей и сотрудников, к которым можно отнести кадровый менеджмент, кадровую стратегию, кадровую политику, кадровое планирование, отбор, подбор, обучение, аудит персонала, аттестацию, мотивацию, решение конфликтных ситуаций. Практическая деятельность по управлению – ключевая функция менеджера направлена на эффективное использование работников для достижения целей организации и личных целей.

Управление персоналом в организации – целенаправленная, систематическая, планомерная, организованная деятельность руководства по формированию системы взаимодействия и включения каждого сотрудника в достижение целей организации, а значит, к эффективному функционированию и развитию [20, с. 5].

В этой связи можно говорить об объекте и субъекте управления, которые в процессе взаимодействия составляют систему управления. Взаимозависимость элементов, включая цели, задачи, структурные и функциональные элементы позволяет употреблять понятие системы [36, с. 128], (см. Рис. 1.1).

Применительно к области управления персоналом, система – множество взаимосвязанных элементов и процессов, составляющих единое целое, позволяющее оптимально управлять одним из основных ресурсов компании – персоналом [19, с. 14].

Современные технологии управления персоналом в организации

Рисунок 1.1- Схема системы управления

При определении понятий "субъект" и "объект" управления персоналом необходимо выделить категории персонала (см. Рис. 1.2)

Современные технологии управления персоналом в организации

Рисунок 1.2- Категории персонала

Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческого решения [23, с. 96].

Персонал организации – это совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма – весь штатный состав организации. В таких отношениях могут состоять не только наемные работники, но и физические лица – собственники или совладельцы организации, если они помимо причитающейся им части доходов получают соответствующую оплату за то, что они принимают участие в деятельности организации своим личным трудом.

Обычно полномочия службы управления персоналом напрямую связаны с размером и масштабами деятельности организации и предполагают решение следующих вопросов:

- определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития организации;

- ведение кадрового учета и делопроизводства;

- формирование количественного и качественного состава кадров;

- создание кадровой политики (взаимосвязь с внешним и внутренним рынком труда, высвобождение, перераспределение и переподготовка);

– подбор и адаптация персонала;

- оптимизация организационной структуры и штатной численности;

- проведение корпоративных мероприятий;

- обучение и развитие персонала;

- юридические аспекты работы с персоналом;

- разработка положений и регламентов по различным вопросам работы с персоналом;

- исследования в области управления персоналом;

- оптимизация коммуникаций в организации;

- повышение производительности и нормирования труда;

- планирование карьеры и формирование кадрового резерва;

- оценка деятельности и аттестация персонала;

- создание системы оплаты и стимулирования труда (материальная и моральная заинтересованность);

- бюджетирование деятельности службы;

- забота о здоровье работников, безопасности труда и охраны труда.

Все разнообразие целей, которые могут быть представлены перед службой управления персоналом, сводится к одной: кадровое обеспечение стратегических целей компании.

Совокупность же целей предприятия можно разделить на четыре вида:

экономическая цель – получение расчетной величины прибыли от реализации продукции или услуг;

научно-техническая цель – обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и разработок, а также повышение производительности труда за счет совершенствования технологии;

производственно-коммерческая цель – производство и реализация продукции и услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью;

социальная цель – достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников.

Структуризацию социальной цели следует рассматривать двояко. С одной стороны, она должна отвечать на вопрос: каковы конкретные потребности работников, удовлетворения которых они вправе требовать у администрации. С другой стороны, эта же система целей должна отвечать и на вопрос: какие цели по использованию персонала ставит перед собой администрация и какие условия она стремится создать. Очевидно, эффективность управления персоналом зависит от того, в какой степени будут непротиворечивы указанные две группы целей.

Итак, с точки зрения персонала, блок социальных целей представлен на рис. 1.3

Рисунок 1.3- Социальные цели работников

С точки зрения администрации решение задач выглядит следующим образом на рис. 1.4

Современные технологии управления персоналом в организации

Рисунок 1.4- Цели администрации в отношении персонала

Эффективные взаимоотношения субъектов способствуют достижению общих целей. И при решении главной задачи администрации – получении прибыли, важным является удовлетворение социальных потребностей человека [15, с. 64].

Существуют различные модели построения системы управления персоналом в организации. Эффективным будет такое управление, при котором менеджеры работают с персоналом в условиях перемен и при этом добиваются преданности работников. Для этого необходимо, чтобы служба персонала профессионально выполняла следующие задачи:

- наем и адаптацию персонала;

- привлечение в организацию новых сотрудников;

- организацию обучения сотрудников;

- улучшение качества работы каждого сотрудника;

- создание обстановки творческого сотрудничества и развитие партнерских отношений между работниками;

- систематизацию и контроль трудовых затрат;

- индивидуальное и групповое развитие персонала;

- создание и поддержание оптимального климата в коллективе;

- заботу о здоровье и физическом состоянии работников;

- создание внешнего и внутреннего кадрового резерва [19, с. 232].

На основании выше сказанного, можно сделать вывод о том, что очень важно обратить внимание на структуру системы управления персоналом, распределение целей и функций между подразделениями и отдельными работниками, а также на последовательность мер, которые должны иметь логику и не противоречить законодательству. Для этого и разрабатывается долгосрочная система технологий управления персоналом в соответствие с целями и корпоративной политикой организации.

Современные технологии управления персоналом

В данной работе мы уже проследили этапы формирования понятий об управлении персоналом. В настоящее время выработано и предложено множество вариантов, принципов и методов, идей и подходов, но, в результате, все сведено к понятию и внедрению именно системы управления персоналом.

Управление людьми можно приравнять к искусству. И это искусство является одним из самых трудных практических процессов в организации. Деятельность по управлению персоналом – главная функция менеджера, касающаяся отношений и взаимодействия сотрудников в процессе всех действий в современной организации. Задачей менеджера является акцентирование внимания на превращении персонала в ключевой фактор успеха, управлении персоналом с учетом новейших технологий [20, с. 12].

Опыт управления персоналом формируется на менталитете и традициях каждой конкретной страны, одна концепция управления сменяет другую. Многие основные черты отечественной модели управления являются пережитками советских времен и неактуальны в настоящий момент. Поэтому многие коммерческие организации берут на вооружение японские и американские современные концепции управления персоналом.

Успех и эффективность выполнения задач организации во многом зависят людей с определенными способностями, профессиональной подготовкой и опытом. Потенциальных сотрудников необходимо найти на рынке труда, оценить их профессиональные, деловые и личностные качества, произвести отбор, ввести в состав организации, а далее использовать знания, умения и возможности в деятельности, направленной на достижение целей организации. Именно эти действия составляют основу кадровых технологий [11, c. 13].

Средством управления количественными и качественными характеристиками персонала, обеспечивающим достижение целей организации и эффективность ее функционирования являются кадровые технологии – совокупность последовательных действий, а также наличие целей, задач, функций, принципов, правил, форм и методов, механизмов и процедур, разработанных и применяемых критериев эффективности, направленных на выяснение, изменение или формирование, реализацию возможностей личности.

Эффективное управление персоналом подразумевает создание условий работы, при которых сотрудники принимают активное участие в развитии своей организации. В этой связи необходимы реальные действия и постоянные вложения в человеческий капитал.

Для такого рода деятельности в организации необходимы специалисты с определенным уровнем профессиональных знаний и навыков. В своей работе, связанной с кадровыми технологиями, они в обязательном порядке опираются на правовые и нормативные акты, в числе которых Трудовой кодекс РФ, законы и постановления субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, локальные нормативно-правовые акты.

Опираясь на изученную литературу кадровые технологии можно сгруппировать следующим образом:

1. Технологии формирования персонала: планирование персонала, определение потребности в поиске и найме, набор, отбор, найм, высвобождение. Здесь же может быть и адаптация персонала.

2. Технологии развития персонала: обучение, планирование карьеры, формирование кадрового резерва. Адаптация может рассматриваться и в этом блоке так же, как и оценка.

3. Технологии рационального использования персонала: оценка, аттестация, мотивация, формирование команд и корпоративной культуры

Все эти технологии мы можем отнести к базовым. Но в настоящее время кадровый менеджмент выводит на первое место гибкость, умение адаптироваться к ситуации, справляться с современными проблемами, а для этого располагает целым рядом инноваций в сфере управления человеческими ресурсами [53, с. 5].

В рамках данной работы нас интересуют современные управленческие технологии, кадровые инновации, связанные с любым организованным решением, процедурой или методом управления, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые используемые в организации.

Говоря о ключевой роли человеческих ресурсов в организации, умении подстраиваться под изменения внутренней и внешней среды, сотрудники системы управления персоналом не могут игнорировать причины возрастания потребности в применении современных кадровых технологий:

- повышение уровня образованности персонала приводит к требованию сотрудников большей свободы и самостоятельности на работе;

– возникновение новых, а особенно информационных технологий в управлении и производстве предполагает обязательную переподготовку работников и менеджеров;

– изменение состава рабочей силы в части планирования трудовых ресурсов любой организации обязывает учитывать увеличение доли женщин, пожилых людей, заинтересованных студентов, что приведет к изменению ценностей организации и кадровых технологий;

- изменение роли руководителей организации – они становятся все более активными участниками процесса развития персонала;

– формируется трудовая этика: с развитием проектных и командных форм работы все больше внимания уделяется личности работника;

– изменение роли служб управления персоналом в стратегическом планировании: понимание персонала как источника прибыли говорит о важности работы кадровой службы в организации;

– развитие системы оценки достижений сотрудников предполагает возможность делиться доходами с работниками благодаря объективным и ориентированным на результат системам оценки персонального вклада;

В настоящее время в условиях непрерывных изменений стратегически важным являются новые, современные технологии в кадровой сфере. Они, несомненно, приведут к повышению продуктивности деятельности, эффективному обучению и развитию персонала, улучшению рабочих взаимоотношений и созданию творческой среды в организации, улучшению качества жизни сотрудников, стимулированию конструктивных идей, повышению восприимчивости и адаптивности персонала к нововведениям.

Организации, ориентирующиеся на старые подходы к управлению персоналом, обречены на провал. Современный же кадровый менеджмент опирается на собственные и зарубежные наработки. С точки зрения кадровых процессов современные технологии управления персоналом можно поделить на блоки. Рассмотрим некоторые из современных технологий и опишем их согласно этапов работы, на которых они применяются (см. Таблицы 2-5).

Таблица 2

Современные технологии формирования персонала

Технология управления

Описание технологии

Кадровый маркетинг

Постоянное взаимодействие сотрудников службы персонала с окружающей средой: изучение рынка труда, оценка потребностей в персонале, позиционирование компании в качестве привлекательного работодателя, продвижение брендов компании, взаимодействие сотрудников с клиентами компании.

Рекрутмент

Привлечение в компанию мотивированных специалистов, способных выполнять требуемую работу и их обучение.

Обеспечение внутреннего и внешнего кадрового резерва (то есть, обеспечение возможности как можно более быстрого и эффективного подбора кандидатов при возникновении соответствующей позиции).

Кейс- интервью.

Интервью по компетенциям

Предложение соискателю описать модель своего поведения в конкретной ситуации, разработанной заранее, для определения, какое поведение он считает социально правильным.

Таким образом, появляется возможность оценить, насколько данные представления кандидата соответствуют ценностям компании и той работе, которую он будет выполнять.

Такие задания нацелены на выявление стрессоустойчивости и креативности.

Интервью по компетенциям очень похоже на ситуационное интервью (метод кейсов). Но в ситуационном интервью – это вымышленные ситуации, а в интервью по компетенциям разговор идёт о вполне реальных жизненных ситуациях, с которыми пришлось столкнуться соискателю.

Тестирование

Используется, как метод психологической диагностики и предполагает стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий.

Тестирование играет роль предварительного отсеивания, так как характеризует уровень интеллекта, личностных качеств, профессиональных навыков, способности к обучению, умения работать в команде и ряд других задатков и склонностей претендента на  должность.

Хэдхантинг

(от англ. headhunting – охота за головами, где head – голова и hunting – охота) – это одно из направлений поиска и подбора персонала ключевых и редких, как по специальности, так и по уровню профессионализма специалистов.

Это активный поиск кандидатов в фирмах профиля заказчика, среди тех, кто уже доказал, что успешен в бизнесе. Хедхантер анализирует рынок и составляет список организаций, в которых может быть найден подходящий кандидат. Когда круг потенциальных кандидатов определен, избранным делается предложение о дальнейшем росте – смене места работы. Работа ведется от полутора до шести месяцев: "прочесывается" весь потенциальный рынок кандидатов. В результате остается одна-две кандидатуры, точно отвечающие запросам клиента.

Таблица 3

Современные технологии оценки персонала

Технология управления

Описание технологии

Ассессмент-центр

Технология, предназначенная для комплексной оценки персонала в организации в соответствии с критериями, сформулированными руководителем.

Это специально подобранный набор тестовых заданий в виде дискуссий, деловых игр, индивидуальных заданий, в которых участники в максимальной степени могут проявить свои профессиональные компетенции. Именно их и оценивают в ходе Ассессмент-центра.  Каждая ситуация позволяет оценить несколько компетенций, может выполняться в паре или в группе. За поведением работников наблюдают специально обученные внешние эксперты или сотрудники кадровой службы [62].

Это универсальная процедура, позволяющая  решать самые различные задачи:

- формирование кадрового резерва,

- принятие решений, о приеме кандидата на руководящую должность и прогнозирование успешности его профессиональной деятельности в рамках компании,

- оценка профессиональных качеств и управленческого потенциала руководителей всех уровней,

- проведение конкурса на замещение вакантной должности.

- оценка уровня сформированности команды и прогнозирование успешности работы в данном составе,

- определение потребности в обучении и развитии ключевых специалистов.

Технология применяется при появлении потребности в сжатые сроки выявить наиболее талантливых менеджеров и специалистов, способных успешно решать задачи развития организации в ближайшем будущем.

Метод "360 градусов" 

Направлен на получение достоверных характеристик о работнике путем получения информации о нем из разных источников: от коллег по работе, руководителей, подчиненных, директора организации и клиентов (по мере необходимости).

Такого рода обратная связь помогает получить достаточно объективную картину профессиональной деятельности сотрудника, а также измерить его признанный индивидуальный вклад в деятельность компании.

Полученная информация позволяет судить об имидже сотрудников, вовремя влиять на сложившуюся ситуацию, анализировать сложные неоднозначные ситуации, которые складываются в результате взаимодействия между различными сотрудниками и смотреть на важные аспекты их профессиональной деятельности с различных сторон. Оцениваются такие компетенции, как работа в команде, профессионализм, организаторские способности, коммуникабельность, умение принимать решение, лидерство, инициативность, способность к адаптации. Результаты суммируются и обрабатываются независимыми экспертами [62].

Аттестация 

Технология оценки результатов работы сотрудников, личностных и деловых качеств, практических навыков и уровня знаний. Порядок и регламент проведения аттестации согласуются с руководителем организации и утверждаются в "Положении об аттестации". Может быть очередной или внеочередной [18, с. 294]. Аттестационная комиссия рассматривает все полученные данные и принимает решение о дальнейших действиях в отношении работников. Сотрудникам озвучивается обоснованное решение.

Таблица 4

Современные технологии мотивации персонала

Технология управления

Описание технологии

Грейдинг

Определенное позиционирование должностей, то есть распределение их в иерархической структуре предприятия в соответствии с ценностью данной позиции для предприятия [58].

Группировка должностей по определенным основаниям (определение "веса", классификация) с целью стандартизации оплаты труда в организации, технология построения системы управления персоналом, где "грейд" – установленный интервал "весов" или рангов, внутри которого должности считаются равнозначными для организации и имеющими один диапазон оплаты (тариф), [49, с. 16].

Косвенная (не прямая) материальная мотивация

Компенсационный пакет, предоставляемый работнику в зависимости от уровня должности, профессионализма, авторитета. Состоит в определении неденежных компенсаций работникам и делится на:

- обязательные бенефиты: оплата больничных листов, оплата ежегодных отпусков, обязательное медицинское страхование, отчисления на обязательное пенсионное страхование;

- добровольные бенефиты: специальное медицинское обслуживание работников, оплата обучения и дополнительного образования сотрудников, компенсации услуг сотовой связи [52, с.22].

Таблица 5

Современные технологии обучения и развития персонала

Технология управления

Описание технологии

Коучинг

(от англ. coaching – наставлять, воодушевлять, тренировать для специальных целей, подготавливать к решению определенных задач) – это система принципов и приемов, способствующих развитию потенциала личности, а также обеспечивающих максимальное раскрытие и эффективную реализацию этого потенциала.

Основная цель коучинга – помощь обучаемому в самостоятельном поиске решения поставленной задачи, достижении максимальной эффективности [46, с. 95].

Тимбилдинг

(англ. Team building – построение команды) –модель корпоративного менеджмента, обеспечивающая полноценное развитие компании, и являющаяся одним из наиболее эффективных инструментов управления персоналом. Командное строительство направлено на создание групп равноправных специалистов различной специализации, сообща несущих ответственность за результаты своей деятельности и на равной основе осуществляющих разделение труда в команде.

Деловая игра

Форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения состоит в следующем:

- процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений.

- метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по активизации полученных теоретических знаний в практической деятельности

Тренинг

Как технология обучения выполняет такие функции:

 - диагностическую – определение узких мест, их развитие или коррекция,

- обучающую – передача нового опыта, будь то знания, умения и навыки, или формы поведения и установки;

- командообразование – формирование сплочености при совместном обучении,

- психотерапевтическую – это является эффектом групповой динамики, действий тренера и самой тренинговой ситуации [41, с. 228].

Современные технологии высвобождения персонала целесообразно рассмотреть в сравнении (см. Таблицу 6).

Таблица 6

Современные технологии высвобождения персонала

Показатель

Виды современных технологий высвобождения персонала

Лизинг      (аренда)

Аутсорсинг

(вне источника)

Аутстаффинг (вне штата)

Аутплейсинг   (вне места)

Сущность технологии

Предоставление оформленного в штат агентства сотрудника клиенту (заказчику) на определенный период (от 3 месяцев до нескольких лет). Заключение заказчиком с данным сотрудником временного трудового или договора подряда.

Передача сторонней организации бизнес процессов, не профильных для нее, на долгосрочной основе [5, с. 101].

Выведение имеющегося персонала за штат. Кадровое агентство не подбирает персонал для заказчика, а оформляет в свой штат персонал компании-клиента [5, с. 112].

Необходимость увольнения или сокращения сотрудников. Увольняющая компания платит кадровому агентству за гарантированное трудоустройство увольняемого сотрудника.

Работодатель

Кадровое агентство

Фирма, специализирующаяся на выполнении услуги

Кадровое агентство

Кадровое агентство

Передается внешнему источнику

сотрудник

Бизнес функция

сотрудник

сотрудник

Положительные стороны технологии

- получение необходимых квалифицированных кадров за короткий срок

- возможность менять неподходящих сотрудников

- уменьшение объема кадрового делопроизводства

- избегание юридических и налоговых проблем

- повышение качества работы за счет того, что поставщик- компания, специализирующаяся на данном бизнес процессе

- возможность регулирования количества работников без изменения его фактической численности

- возможность сосредоточиться на основных бизнес процессах

- возможность получения психологической, информационной, консультационной помощи

- сохранение внутреннего и внешнего имиджа компании

Отрицательные стороны технологии

- отсутствие лояльности к компании со стороны такого сотрудника

- более высокая стоимость временного персонала

- боязнь потери контроля над бизнесом

- опасение в предоставлении коммерческой тайны сторонним организациям

Современные информационные технологии в кадровой работе являются существенной помощью в процессе сбора и анализа данных и создании виртуального офиса для взаимодействия людей, находящихся на удалении друг от друга:

1. Удаленный доступ и on-line взаимодействие для решения типовых задач в области кадрового менеджмента – собеседование через Skype, заполнение электронных бланков анкет, трансляция электронных копий персональных документов, дистанционное обучение.

2. Создание баз данных учета и контроля кадровой статистики (трудовой дисциплины, динамики кадрового состава, качества персонала).

3. Проведение видеоконференций и вебинаров.

4. Рассылка важной информации на персональную почту сотрудников.

Таким образом, говоря об эффективности в управлении персоналом организации, важным нужно считать применение современных технологий в кадровой сфере. Именно такой подход приведет к положительным изменениям в иных ресурсных сферах – в характере продукта или услуги, в способе построения взаимоотношений с сотрудниками и ключевыми клиентами, в экономике организации в целом. Рассмотренные технологии перспективны. А понимание актуальных для организации технологий кадрового менеджмента позволит рационально подойти к вопросу эффективного использования персонала приведет к прорыву организации в высоко конкурентной среде.

Специфика технологий управления персоналом в сфере продаж

Имея прекрасное образование в сфере управления персоналом, опыт, здоровые амбиции и стремления, менеджер может упустить, на первый взгляд, незначительный фактор или допустить более серьезную ошибку, которая, в конечном счете, способна привести к разорению компании. Рассматривая компанию, решившую закрепиться в сфере коммерческого бизнеса, имеющую несколько каналов сбыта (оптовые и розничные продажи, интернет магазин, услуги учебного центра), мы говорим о достижении успеха благодаря комплексу навыков и знаний не только в области продаж, но и в области руководства и управления.

Особенностью такой компании является синергия управляющего персонала, направленная на принятие грамотных решений по бизнес процессам, а значит и на разработку оптимальных способов обучения, мотивации и стимулирования персонала.

Работники сферы продаж всегда нацелены на получение измеримого результата. Специфика заключается в четком понимании и обозначении понятия "эффективный специалист" в области продаж. Какой он с точки зрения наличия знаний и умений, владения навыками, способностями и ключевыми компетенциями, насколько он адаптивен и информирован о сути деятельности в данной сфере.

Рассмотрим специфичные моменты, отличия и особенности, касающиеся технологий управления персоналом в сфере продаж [60].

Поиск. Специалистов по продажам в специфическом секторе бизнеса, а мы говорим об индустрии красоты и профессиональной косметике, лучше искать в профильных учебных заведениях (парикмахерское искусство, косметология), использовать сайты для размещения объявлений. Хорошим способом является использование внутренних источников – формирование и "выращивание" необходимых работников силами компании.

Важным моментом является и описание вакансии. В сфере продаж, тем более в так называемом "красивом бизнесе" важны действительно хорошие кандидаты. Информация, указываемая в требованиях к должности должна вызвать интерес к компании, вакансии, сфере деятельности. Необходимо:

- четкое понимание, кого хочет привлечь компания и написание портрета будущего сотрудника,

- указание ценностей, важных для разных категорий соискателей (общение, признание, командировки, обучение, название должности),

- описание предпочитаемых моделей поведения.

Оценка. При осуществлении технологий подбора и оценки сотрудников в отделы продаж важным становится серьезный отбор и отсев до начала работы, а не поиск и привлечение как можно большего количества сотрудников.

Особенными и специфичными являются сведения об общих компетенциях этих специалистов – личностных характеристиках: мобильность, стрессоустойчивость, вариативность мышления, креативность, ответственность, обучаемость, ориентированность на результат, способность самостоятельно принимать решение и брать на себя ответственность и специальных компетенциях – основных профессиональных навыках: навыки презентации и продаж, техника работы с возражениями, знание специфики бизнеса и рынка, основы маркетинга. Отличительными от других сфер являются и инструменты оценки указанных компетенций в сфере продаж: пунктуальность и активность на собеседовании, интервью по компетенциям, моделирование и проигрывание ситуации, групповое собеседование.

Адаптация. Коммуникабельный сотрудник легко и быстро адаптируется, налаживает связи внутри коллектива – отличительная черта хорошего менеджера по продажам или продавца. Такой работник способен наладить контакты с клиентами достаточно быстро, при этом риск допустить ошибку при общении должен быть минимальным. Поэтому основное внимание при адаптации уделяется знакомству с клиентами, спецификой бизнеса и бизнес процессов, критериями результативности, системой мотивации.

На данном этапе изучаются стандарты взаимодействия с клиентами, политика скидок, система отчетности, специфика товаров и услуг в портфеле компании, ассортимент, система и способы продвижения товаров.

Мотивация. Специфичным элементом в сфере продаж с точки зрения технологии мотивации является наличие всех ее видов в системе управления персоналом:

- материальная положительная (бонусы и мини-задания по привлечению новых клиентов, увеличению среднего чека);

– материальная отрицательная (депремирование, система сквозных штрафов);

- нематериальная положительная (карьерный рост, дополнительный отпуск и обучение, участие в конкурсах, номинации, признание);

- нематериальная отрицательная (более жесткий график работы и контроль, доска позора).

Для сферы продаж являются важными: амбициозность, артистичность, индивидуальность и харизматичность [48, с. 3].

Контроль. Для контролирования работы сотрудников отдела продаж применяются показатели результативности:

- количественные (объем продаж, выполнение планов продаж общего и определенных брендов)

- качественные (соблюдения правил и норм компании, зафиксированных в корпоративных документах; соблюдение отчетности и процедур взаимодействия в компании и подразделении; обратная связь).

Обучение и развитие. Главная форма обучения сотрудников отдела продаж – тренинг. В этой сфере навыки действий в определенных конкретных ситуациях и опыт стоят на первом месте. Деловые ситуации должны отрабатываться регулярно и затрагивать, как элементы техник продаж и стандартов обслуживания покупателей, так и знание продукции и преимуществ товара. В продажах важны, как внутренние, так и внешние обучения, когда есть возможность общения и получения дополнительных знаний, мыслей, идей и опыта у сотрудников других компаний.

Менеджеры по продажам и продавцы магазинов – это люди, умеющие оказывать влияние и убеждать, активные, творческие. При проявлении лидерских качеств и потенциала нацелены на вертикальное построение карьеры. В развитии таких сотрудников крайне важно не потерять элемент интереса и куража, не допустить эмоционального "выгорания". Постоянные задания, конкурсы, обучающие программы, тренинги приведут к эффективному результату [61].

Нужно отметить, что в сфере услуг, к которой относятся и продажи, есть свои трудности применения технологий по управлению персоналом:

- как удержать работников?

- как создать команду?

- как правильно и эффективно мотивировать персонал?

- как эффективно обучать и оценивать?

- как развивать компетенции и формировать вовлеченность, лояльность?

Как правило, основными проблемами в управлении персоналом торгующей организации являются недостаточность практики работы с клиентами, трудность планирования продаж в связи с изменением внешней среды, несоблюдение регламентов и стандартов работы, условия работы, особенно в розничном направлении (продолжительный рабочий день, нарушение трудовой дисциплины).

Применительно к базовым технологиям управления персоналом к трудностям можно отнести:

- отсутствие массовости в процедурах поиска и отбора персонала, безответственное отношение соискателей к собеседованию на вакансию: опоздания, неявка. Невозможность выбора подходящих кандидатов из минимального количества откликнувшихся на вакансию;

- создание ложного впечатления о себе при первой встрече со стороны соискателя, что приводит к дополнительной неоправданной трате времени на трудоустройство, адаптацию и выяснение соответствия требованиям;

- не укомплектованность штата в службе управления персоналом, отсюда перезагруженность руководителей подразделений и невозможность отследить наступление у подчиненных необходимости в обучении или повышении квалификации;

- отсутствие системы планирования, продвижения сотрудников и создания кадрового резерва;

- отсутствие системы наставничества в отделах продаж;

- отсутствие регулярных эффективных программ обучения для сотрудников отделов продаж;

- отсутствие эффективных способов мотивации сотрудников.

Все это провоцирует высокую текучесть кадров, необходимость в постоянном найме новых работников, поиске эффективных способов удержания опытного персонала [62].

Итак, бизнес, связанный с продажами, характеризуется некоторыми особенностями: услуга создается в момент ее продажи, наибольшая часть персонала имеет прямое взаимоотношение с покупателем.

В части персонала также своя специфика: большое количество неопытных сотрудников, длинный или ненормированный рабочий день, сотрудники всегда на виду, а значит, поведение и внешность имеют большое значение. Большой проблемой является и недостаток опыта у сотрудников. Все эти факторы предполагают особенности при работе с персоналом в сфере продаж: поиск и отбор должны обеспечивать необходимое количество кандидатов, программы обучения должны быть интенсивнее и короче, внимание должно быть обращено на внешний вид, творческий подход, стремление расти и развиваться.

Литература

4. Албастова Л. Н. Технология эффективного менеджмента / Л. Н. Албастова. – М.:ПРИОР, 2011. – 288 с.

5. Аникин Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента / Б.А. Аникин Б.А., Рудая И.Л. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2009. -320 с.

6. Аникин Б.А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций / Б.А. Аникин. М.: Инфра-М, 2003. – 192 с.

7. Архипова Н.И, Седова О.Л. Управление персоналом. М.: Издательство Ипполитова, 2010. – 147 с.

8. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ, 2002. -560 с.

9. Басенко В.П. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений/ В.П. Басенко, Б.М. Жуков, А.А. Романов. М.: 2012. – 384 с.

10. Богатырева О.Н., Бармина Е.Ю., Кадровые технологии в системе управления персоналом: учебное пособие/ СПбГТУРП. – СПб., 2013. – 3 с.

11. Бакшт К.А. Построение отдела продаж с нуля до максимальных результатов. 2-е изд. – СПб:Питер, 2009. – 224 с.

12. Викулина О.В. Теория и практика психологии управления. Настольная книга менеджера по персоналу/ О.В. Викулина. М.: Владос – Пресс, 2008. – 220 с.

13. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учеб. 5-е изд. – М.:2014. – 576с.

14. Гавренкова В.И. Управление персоналом: учебное пособие/ В.И. Гавренкова, Ю.Г. Гудин, редактор: Заворотная Т.Э. М.: 2012.-271 с.

15. Дайнека А.В. Управление персоналом/ А.В. Дейнека. М.: 2010. – 292 с.

16. Дашков Л.П. Организация и управление коммерческой деятельностью/ Л.П. Дашков, О.В. Памбухчиянц. М.: 2012. – 688 с.

17. Добровинский А.П. Управление персоналом в организации/ А.П. Добровинский, 2011

18. Егоршин А.П. Управление персоналом/А.П. Егоршин. – Н. Новгород: НИМБ, 2003. – 720 с.

19. Екомасов В.В. Большая книга директора по персоналу или совокупность приемов и методов, технологий и процедур работы с кадрами/ В.В. Екомасов, Е.Р. Рудавина. – 670 с.

20. Иванкина Л.И. Управление персоналом: учебное пособие /Л.И. Иванкина, С.В.Негруль -Томск: Изд-во ТМУ, 2009. – 254 с.

21. Игнатьева А.В. Исследование систем управления/ Игнатьева А.В., Максимцов М.М. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2012. – 167с. М.: 2000. – 157 с.

22. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента/ Кабушкин Н.И. 11-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2009. – 336 с.

23. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации/ под ред. А.Я.Кибанова-3-е изд., доп. и перераб.-М.ИНФРА-М, 2005- 96 с.

24. Кибанов А.Я.Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. М.: 2010. – 524 с.

25. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация/ Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2005. – 416 с.

26. Кравченко А.И. История менеджмента. Кравченко А.И.. 5-е изд. – М.: Академ. Проект: Трикста, 2005. – 560 с.

27. Кудрявцева Е.И. Управление персоналом. Учебная тетрадь. / Е.И. Кудрявцева – СПб: Межотраслевой институт повышения квалификации, 2008.

28. Лавров А.Ю., Рыбакова О.И. История менеджмента Учебное пособие. – Чита: ЧитГУ, 2005 – 264 с.

29. Лялин А.М. Теория менеджмента. Под ред. Лялина А.М. СПб.: 2009. – 464 с.

30. Макаров В.М. Менеджмент. Макаров В.М., Попова Г.В. СПб.: 2011. – 256 с. учебное пособие

31. Мамина Р. И. Современный деловой этикет (философско-культурологический анализ) / Под ред. М.Н. Росенко. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2002.

32. Маслова В.М. Управление персоналом/В.М. Маслова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2015. – 492 с.

33. Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента.М.: Дело, 1998.

34. Минько Э.В. Менеджмент качества/Э.В. Минько, А.Э.Минько. М.: 2013. – 272 с.

35. Мухин, Ю. И. Наука управлять людьми. – М.: Дашков и Ко, 2005.

36. Никитина Н.В. Корпоративные финансы: учебное пособие / Н.В. Никитина, В.В. Янов. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 512 с.

37. Новиков Д.А. Методология управления/Д.А. Новиков. М.: 2011. – 128 с.

38. Одегов Ю.Г. Мотивация персонала. Практические задания/Ю.Г. Одегов. М.: 2010. – 640 с.

39. Переверзев М.Р. Менеджмент/ М.Р. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: 2008. – 330 с.

40. Пересветов Ю.В. Менеджмент. Курс лекций. Пересветов Ю.В. и др. М.: МИИТ, 2010. – 176 с.