Роль беседы на уроках труда

Роль беседы на уроках труда.

Статьи по теме
Искать по теме

Трудовое обучение

На уроках трудового обучения беседа является одним из важных компонентов урока-объяснения.

Рассмотрим несколько уроков, где используется беседа при планировании предстоящей работы.

Урок 1. Для учащихся 1 класса.

Тема: Работа с бумагой. Разметка по чертежу. Изготовление кораблика из геометрических фигур.

Цель: формировать умения работать по чертежу, навыки обработки бумаги.

Задачи:

- учить работать с чертежом, сгибать бумагу по определенным правилам;

- закреплять навыки работы с ножницами, клеем, бумагой;

- развивать умения составлять план работы, анализировать изделие, работать по чертежу (схеме);

- развивать пространственное мышление и воображение, умение анализировать, глазомер, внимание;

- развивать мелкую группу мышц, моторику;

- воспитывать желание довести дело до конца, аккуратность, усидчивость.

Оборудование для учащихся: материалы (клей, цветная бумага), инструменты (ножницы, кисточка для клея, тряпочка, лист белой бумаги)

Оборудование для учителя: образец, техническая карта, карточки со словами.

Ход урока

1. Организация класса

- Сегодня нас ждет занимательное путешествие, оно очень интересное и трудное, в этом путешествии нас ждет много заданий, поэтому надо быть внимательными.

- Проверим, все ли необходимое лежит у нас на парте и как это располагается. (На доске рисунки цветной бумаги, картона, клея, ножницы, салфетка.)

- Какие инструменты нам понадобятся? Какие материалы?

-Давайте посмотрим, правильно ли оформлено рабочее место.

2. Сообщение темы.

-Какие транспортные средства вы знаете?

- Ребята, посмотрите на доску и скажите. Какие транспортные средства изображены на доске? (Катер, парусник)

Роль беседы на уроках труда

- Какие еще водные транспортные средства вы знаете?

- Чем они отличаются друг от друга? (Парус, форма, размеры.)

-Все корабли строятся на верфях. Верфь – это место постройки кораблей.

- Сегодня мы с вами будем работниками верфи, и будем строить корабли.

- Но чтобы построить корабль, нужно сначала сделать его разметку, сконструировать его модель.

- Вот этим мы сейчас и займемся.

3. Анализ образца

- Какая геометрическая фигура изображена на доске? (Квадрат)

- На какие геометрические фигуры он разделен? (Два треугольника и четырехугольник)

- Сколько всего геометрических фигур? (3)

- Есть ли одинаковые фигуры? (Да)

- Какие? (Треугольники)

Показ отдельных деталей.

- Можно ли построить из этих деталей парусник?

- Кто сможет выйти к доске и построить? А вот какой парусник получился у меня.

Вывешивается образец

- Давайте назовем части парусника

- Из какой геометрической фигуры состоит корпус? Паруса?

Работа с технологической картой

- Сейчас мы с вами побываем в цехе разметки и увидим как же готовится наш парусник.

-Посмотрите на наш квадрат и скажите, что мы с вами должны сначала с ним сделать? Согнуть пополам по диагонали.

- Что будем делать дальше? Получилось два одинаковых треугольника. Один согнуть пополам.

- А дальше? Разрезать по линиям сгиба.

- Сколько деталей получилось? (3) Какие?

- Давайте еще раз повторим этапы нашей работы

Вывешивание карточек на доске

Роль беседы на уроках труда

- Какими инструментами мы будем пользоваться? Ножницами

- Каким способом будем соединять детали? При помощи клея

Т/б при работе с клеем и ножницами

- Посмотрите, как располагаются детали на листе картона? В центре листа, расстояние между деталями.

- Посмотрите, как можно оформить нашу работу? Другой образец

4. Самостоятельная работа

- А сейчас мы с вами перейдем в сборочный цех, где мы будем собирать наш корабль.

5. Анализ работ

- Посмотрите, сколько кораблей пришло в нашу бухту.

- Сейчас мы с вами будем членами приемной комиссии, которая будет оценивать готовую работу. Вот по этому плану:

Правильность изготовления деталей;

Точность разметки;

Аккуратность при соединении деталей.

6. Итог урока

- Пожелаем нашим кораблям доброго пути. Музыка прибоя

- А нам пора возвращаться в класс.

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

- Чему учились? Изготовлять изделие по технологической карте

Приводим рабочие места в порядок.

Роль беседы на уроках труда

Урок 2. Интегрированный урок развития речи с элементами художественного труда

Цель урока:

познакомить учащихся с загадкой, ее художественными особенностями, учить сочинять загадки;

ознакомить учащихся с аппликацией – мозаикой, выполненной способом штамповки;

воспитывать любовь к народному творчеству, развивать бережное отношение к животным, развивать зрительную память, наблюдательность;

осуществлять межпредметные связи урока развития речи с уроками труда.

Оборудование:

1. Записи песен "Про ежа" и "Ёжик резиновый";

2. иллюстрация "Бабушка – Загадка"; иллюстрация "Ёжик";

3. текст загадок на каждой парте;

4. заготовка "Ёжик" для художественного труда.

Роль беседы на уроках труда

Объект труда: аппликация-мозаика "Ёжик".

Материалы: плотная бумага, акварельные краски, фломастеры, картофельные штампики.

Основные операции: штамповка, обведение по контору.

Инструменты и приспособления: клеенка, тряпочка для рук.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

III. Наблюдение над тем, что такое загадка.

IV. Сочинение загадок.

V. Физкультминутка.

VI. Практическая работа.

VII. Подведение итогов. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1. Приветствие

- Здравствуйте, дети!

"Здравствуйте" – это значит, будьте здоровы. Я желаю здоровья вам и вашим близким.

2. Упражнение на дыхание.

- Чтобы все хорошо работали на уроке, мы с вами проведем упражнение на дыхание. Представьте, что мы паровозики. Вдохнули, на выдохе произнесли: чух-чух-чух. Начинаем тихо, увеличиваем силу голоса, к концу затихаем.

- Садитесь.

II. Речевая разминка.

- Прочитайте: (написано на доске)

Паровоз без колес.

Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел!

- Что это? Отгадайте эту загадку. Как вы догадались?

- Прочитаем ее выразительно. Каждая строчка в этой загадке читается по-разному, разным тоном.

- Как мы прочитаем первую строчку? (С удивлением) Попробуйте, не забудьте сделать паузу после слова "паровоз". Так мы усилим удивление.

- Как прочитаем вторую строчку? (С восхищением). Прочитайте.

- Как прочитаем третью строчку? (Вопросительно-насмешливым тоном.). Прочитайте.

- И четвертую строчку? (Восхищаясь и удивляясь.) Прочитайте.

- Прочитаем всю загадку хором.

- Кто лучше прочитает?

III. Наблюдение над тем, что такое загадка.

- Сколько лет живут люди, столько лет и живут загадки. Давайте отправимся в гости к бабушке – Загадушке. У нее столько загадок! Попробуем отгадать несколько.

Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук)

Растут в поле сестрички.

Желтый глазок, белые реснички.

(Ромашки)

Зимой и летом

Одним цветом.

(Елка)

- Что мы сейчас отгадывали? (Загадки)

- Загадка... Вот какое толкование этого слова я нашла в Толковом словаре С.И. Ожегова: "Загадка – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолкование". Давайте подумаем над значением этого слова.

- Подберите родственные слова к слову "загадка". ( Загадывать, гадать, гадалка, отгадывать, отгадка).

- "Загадка"- то, что отгадывают. Подберите близкие по значению слова к слову "загадка". (Тайна, секрет)

ВЫВОД.

- Загадка – это маленький секрет, маленькая тайна, которую нужно разгадать, раскрыть.

- Давайте, внимательнее рассмотрим, как "устроена" загадка. Прочитайте загадки и отгадайте их. (У каждого ученика отпечатанный текст с загадками)

1)

Лежало одеяло,

Мягкое, белое.

Солнце припекло,

Одеяло потекло.

2)

Круглый бок, желтый бок.

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это?

3)

Большой подсолнух в небе.

Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет.

4)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

"Пейте чай, вода вскипела!"

- В загадках описывается какой-нибудь предмет или явление: снег, репка, солнце, чайник и т.д.

- Коротко или подробно он описывается? (Коротко)

Но чтобы описание получилось таинственным, секретным, сам предмет не называется.

В загадках всегда присутствуют слова, которые называют признаки или свойства загадываемого предмета.

- Назовите такие слова в первой загадке.

Лежало одеяло

Мягкое, белое.

Солнце припекло.

Одеяло потекло.

- На что похожа загадка на стихотворение или рассказ? (Стихотворение)

- Что такое загадка?

IV. Сочинение загадок.

- Давайте попробуем сочинить загадку про ежика. (Показ картинки с изображением ежика).

- Рассмотрим ежа, постараемся увидеть самое главное.

- Какой он по форме?

- По цвету?

- Какая у него мордочка?

- Ножки?

- Чем покрыта его спинка?

- Какие у него повадки?

- Где он живет?

- Чем питается?

- Что он частенько носит на своей спине?

- Давайте выделим самые главные признаки ежа, позволяющие отличить его от других животных?

(Маленький, спинка продолговатая, вся покрыта иголками, часто сворачивается и становится круглым колючим шаром, недотрога, питается грибами, яблоками, часть которых носит на спинке).

- Нам нужно сравнить ежа с каким-то другим предметом, а в загадке употребить это сравнение.

- На что же похож ежик?

( На мешок с иголками, игольчатый мешок, на иголки на ножках, портного, игольницу, шар с иголками, клубок с иголками, словно ёлка, кактус, колючий клубок).

- Подберите слова, обозначающие действия ежа. (Катится, бежит, укатился, шуршит, семенит, фырчит, пыхтит, несет, свернулся, спрятался).

- Давайте придумаем рифмы для загадки про ежа.

( Катится – прячется, комочек – клубочек, игольница- колется, иголки, бежит – шипит -шуршит, дорожке – на ножках)

Прослушивание записи песни "Про ежа".

- Сочините свои загадки про ежика.

ЗАГАДКИ О ЕЖИКАХ

1. Словно елка,

Весь в иголках.

2. Шуршит в листве колючий комочек,

А как подойдешь, свернется в клубочек.

3. Серая игольница топает и колется

4. Не портной,

А всю жизнь с иголками ходит.

5. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

6. Маленький колючий клубочек

По тропинке бежит,

В листве шуршит,

От обиды шипит.

7. Бегут по дорожке

Иголки на ножках

8. Колючий клубочек

По дорожке семенит,

Фырчит, пыхтит,

В руки брать не велит.

9. Идет, иглы на себе несет,

Чуть кто подойдет,

Свернется в клубок –

Ни головы, ни ног.

V. Физкультминутка

Звучит песня "Ежик резиновый".

Дети в это время готовятся к труду.

VI. Практическая работа.

1. Вводная беседа.

- В начале урока мы сочиняем загадки про ежика. А сейчас попробуем сделать аппликацию – мозаику "Ежик" штампиками, сделанными из картофеля. Работа эта очень интересная. Я надеюсь, она вам понравится.

2. Анализ предстоящей работы.

а) Показ работ, выполненных способом штамповки (Заяц, грибок, петушок, рыбка, ёжик);

б) Подготовка рабочего места.

- Для работы вам понадобятся 5 штампиков, краска черного, коричневого, желтого, красного, зеленого цветов, салфетка, баночка с водой

в) Объяснение выполнения работы.

- Перед вами лежит листок с изображением ёжика. Способом штамповки нужно закрасить ёжика. Сначала штампуем мелкие изображения: яблоко, листик, грибочек, мордочку, ножки, а затем остальную часть рисунка. На штампик накладываем нужную краску и печатаем аккуратно, не торопясь. Когда краска подсохнет, фломастером обводим по контуру изображение предметов.

3. Практическая работа детей.

В процессе работы учитель проводит индивидуальное инструктирование, помогая учащимся советами, как лучше выполнить работу.

VII. Подведение итогов. Домашнее задание.

Показ лучших работ.

- Понравился ли вам урок?

- Что мы делали?

- Чем понравился?

Уборка рабочих мест.

- Домашнее задание – сочинить загадку о первом вестнике весны – граче.

Специфика проведения беседы на уроках труда

В условиях современной школы учителю необходимо переосмыслить свое отношение к подготовке и проведению уроков труда в начальных классах. Как подтверждает передовой педагогический опыт, создание условий, при которых учащиеся могли бы включиться в деятельность по сравнению, анализу объектов труда и образцов изделий, планированию предстоящих трудовых операций, то есть в те процессы, которые наиболее эффективно влияют на формирование трудовых умений, зависит от структуры урока и методики его проведения. Мы считаем, что введение целенаправленных бесед на различных этапах урока, будут способствовать решению поставленных задач, также позволят вызвать у учащихся интерес к процессу труда, развивая их речь, формируя самооценку.

Каждый урок требует от учителя предварительной к нему подготовки. А именно, необходимо определиться в выборе темы и цели урока. Самостоятельно изготовить изделие, чтобы разобраться в его конструкции и тонкостях технологического процесса. Кроме этого, нужно оформить образцы изделия и инструкционно-технологическую карту, в которой выделена каждая следующая трудовая операция. Обеспечивая урок необходимой информацией о предмете изготовления, желательно отобрать новые слова для расширения активного словаря учащихся. Продумать оборудование рабочего места ученика; оформление классной доски и др. (Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 2003)

Так, например, при разработке урока по теме: Переплетные работы в начальной школе. Изделие – "Блокнот-сувенир в твердом переплете", к цели урока можно отнести:

- расширение знаний детей о картоне;

- формирование умений изготавливать блок и оформлять его в переплет;

- воспитание культуры труда и общения.

Технология изготовления изделия.

.Оборудование: бумага для записей, картон /две детали равные размеру листка для записей/, полоска бумаги в цвет картона /корешок/ – длина ее равна длине картона, а ширина – толщине блокнота, плюс один сантиметр.

1. Изготовление блокнота:

- лист будущего блокнота укладывается на "рабочий пятачок",

- на его ширину /верхняя часть/ наносится полоска клея,

- нижние углы следующего листа вначале совмещаются с нижними углами предыдущего, затем приклеивается к нему, сборка продолжается до необходимой толщины блокнота.

Блокнот можно считать самостоятельной единицей, если место его склеивания закрыто переплетной полоской, длина которой равна ширине блокнота, а ширина позволяет не только замаскировать рабочую часть, но и как кант накладывается на лицевую и обратную сторону изделия.

2. Оформление блокнота в твердую обложку.

Обложка состоит из двух одинаковых картонок / по размеру равных листу блока/. Если их условно обозначить №1 и №2, то блокнот необходимо приклеить к картонке №2, затем накрыть картонкой №1 и соединить их между собой при помощи полоски бумаги /корешка/, который наклеивается на обе картонки.

По желанию, готовое изделие можно украсить.

Информация к беседе.

Словарь: Картон, прочность, непрозрачность, излом, мелованный, блестящий, гладкий, шершавый, однослойный, многослойный, макулатура, тара.

Полиграф комбинат, блокнот, сувенир, перелетная полоска – корешок, твердый переплет/;

Картон – это разновидность бумаги /его часто называют твердой бумагой/. Он имеет следующие основные показатели: 1кв.м. картона весит более 250 г., толщина – от 0,3 до 5мм., обладает механической прочностью, непрозрачен, излом неровный.

Сырьем для получения картона служат те же материалы, что и для выработки бумаги; древесина, солома, камыш, макулатура.

По способу изготовления различают однослойный и многослойный, листовой картон; по внешнему виду – лощеный и мелованный, с шершавой и ровной поверхностью, гофрированный.

В нашей стране картон широко применяется в разных отраслях промышленности. Например: на полиграф комбинатах – при изготовлении книжной продукции, в торговле – в виде тары, в строительных работах. На уроках труда применяется окрашенный картон.

Обратимся к уроку трудового обучения по данной теме, проведенного в гимназии №87 г.Саратова, учительница – Соловьева Марина Викторовна.

Ход урока:

Учительница: – Дети, как вы думаете, что на данном уроке мы будем мастерить?

- Верно. Блокнот /показывает образец и убирает его/. Вам помогла сориентироваться в ответе запись темы урока на доске. А что еще она вам подсказывает?

Ученик: Мы познакомимся с разными новыми словами.

Учительница: Прочтите эти слова "про себя" и подумайте над их значением, они нам сейчас пригодятся. /Пауза/. На предыдущих уроках мы говорили с вами о том, что книга появилась давно в связи с потребностью людей передавать информацию, делиться опытом. Текст первых книг был написан людьми, которые владели красивым почерком – писарями. В наше время экземпляры таких книг мы можем увидеть только в больших библиотеках, они представляют собой государственную ценность. Кто из вас знает, каким образом теперь издаются книги?

Учительница /после ответа учеников/: – Да, теперь книги печатают на специальных машинах в полиграф комбинатах. Так, например, Саратовский полиграф комбинат издает учебники для школ всей страны и является одним из ведущих в этой отрасли промышленности. Сегодня на уроке мы сделаем блокнот – разновидность продукции полиграф комбинатов, узнаем о свойствах материала, из которого он выполнен, познакомимся подробнее с его конструкцией. Откройте конверты на ваших столах, что вы там увидели?

Ученик: – Здесь лежит разный картон.

Учительница: – Верно, это коллекция картона. Давайте охарактеризуем каждый его вид, пользуясь новыми словами, записанными на доске. Как вы думаете, это какой картон? Найдите его у себя.

Ученик: – Это прочный, непрозрачный картон.

Учительница: – Верно, давайте попробуем его сложить пополам как бумагу, что получилось?

Ученик: – Картон переломился.

Учительница: – Да, он переломился, мы видим его излом, давайте найдем это слово на доске, запомним как оно пишется и будем включать его в свою речь. У какого еще материала вы могли увидеть излом?

Ученики: У стекла, дерева, разбитой посуды, мела.

Учительница: – Значит, можно сказать, что излом есть у любого твердого материала. Картон – это разновидность бумаги, только более плотный, при его изготовлении используются другие технологии, хоть исходный материал, в основном, остается тем же. По внешнему виду картон может быть: лощеный, мелованный; шершавый с неровной поверхностью, гофрированный. Разложите перед собой все виды картона из ваших конвертов и попробуйте охарактеризовать их, включая в речь новые слова.

Беседа продолжается.

Учительница: – Где применяется картон?

Учащиеся называют некоторые сферы его применения.

Учительница обобщает: – Да, из картона получается прекрасная тара – упаковка для товаров народного хозяйства, в полиграфической промышленности он позволяет украсить книжную продукцию, также картон широко применяется в кондитерской промышленности, и используется для различных нужд граждан нашей страны. В школах из картона ребята делают интересные вещи. Вот, например, сегодня он поможет нам оформить блокнот. Рассмотрите конструкцию блокнота /раздает на каждый ряд по образцу/ и скажите:

- из каких частей он состоит,

- из чего они сделаны,

- какие трудовые операции вам необходимо будет выполнить?

Учительница: – Верно, блокнот состоит из двух основных частей: блока и переплетной крышки, охарактеризуйте блок.

Ученик: Блок это склеенные между собой одинакового размера листы бумаги

Учительница: – Да, а что можно сказать о переплетной крышке?

Ученик: Переплетная крышка состоит из двух картонок одного размера соединенных при помощи полоски бумаги /корешка/.

Учительница: – Что еще мы не обговорили относительно нашего изделия?

Ученик: – Мы не сказали, что блок приклеен к переплетной крышке.

Учительница: – Верно. Он приклеен к первой или ко второй картонке переплетной крышки?

Ученик: – Блок приклеен ко второй картонке переплетной крышки.

Учительница: – Итак, вы успешно разобрались с конструкцией. Это:

- блок, листы которого собраны по ширине при помощи клея;

- переплетная крышка – две одинакового размера картонки, соединенные корешком. Нам осталось только выяснить: как же правильно изготовить блокнот-сувенир, чтобы работа была отличной? Помогите мне, пожалуйста, рассказать вам обо всех секретах технологического процесса. Кто догадался с чего целесообразнее начать работу?

Ученик: – Вначале нужно собрать блокнот

Учительница: – Да, но как это сделать правильно? Посмотрите, пожалуйста, на инструкционную карту, что она рекомендует сделать вначале?

Ученик: – Листы блокнота нужно наклеивать один на один за ширину узкой полоской клея.

Учительница: – О чем при этом нужно помнить? Коля, комментируй, пожалуйста, мои действия /показывает, накладывая нижние углы нового листа на нижние углы листа предыдущего/.

Ученик: – Наверно, при склеивании, необходимо вначале выравнивать листы внизу, а затем притирать их сверху.

Учительница: – Правильно, это и есть главный секрет-условие выполнения работы, чтобы наш блокнот понравился всем. Ребята, а почему можно позволить листочкам не совпадать в верхней части блокнота?

Ученики: – Если в верхней части блокнота листочки будут немножко не совпадать, мы замаскируем это место полоской бумаги.

Учительница /не скрывая радости/: – Вы молодцы! Сами догадались. А вы помните, к какой части перелетной крышки вы прикрепите блокнот: – к первой картонке или ко второй?

Ученики: – Блокнот мы прикрепим к картонке № 2.

Учительница: – Что сделаете потом? Посмотрите на инструкционную карту, – предлагает учительница.

Ученик – Накроем выполненную работу другой картонкой и приклеим переплетную полоску – корешок.

Учительница: – Замечательно, сейчас нужно быстро повторить всю последовательность выполнения работы.

Дети повторяют план работы.

Учительница: – Дети, я вижу, что вы не только разобрались в конструкции изделия, но и прекрасно усвоили последовательность выполнения работы, остается только помнить, какая работа считается "примерной" и как этого достичь.

Учительница обобщает ответы учеников: – Да, за правильную разметку, вырезание, чистое склеивание, порядок на рабочем месте во время работы, за вежливое общение выставляется оценка – "отлично". Украсить изделие можно по своему усмотрению.

Учительница: – Итак, кому все понятно, тот работает самостоятельно, пользуясь инструкционной картой, украшая или совершенствуя конструкцию изделия, остальные работают со мной. Всем желаю удачи!

Учите6льница обращается к детям, нуждающимся в ее помощи:

- Петя, скажи, пожалуйста, с чего нужно начать работу по изготовлению блокнота?

Ученик: – Накроем "рабочий пятачок" подкладным листком и начнем на нем склеивать листы блокнота.

Учительница: – Настя, скажи, пожалуйста, что ты сейчас делаешь?

Ученица: – Я начала собирать блокнот.

Учительница: – Комментируй, как ты это делаешь?

Ученица: – Я уложила листочек будущего блокнота на подкладной лист, нанесла на его верхнюю ширину немного клея лопаточкой, теперь беру второй листочек блокнота и сравниваю его нижние углы с нижними углами первого листочка…

Учительница /подсказывает/: – Для того чтобы…

Ученица /продолжает/: – Для того, чтобы притереть оба листа сверху.

Урок продолжается. Дети заготавливают картон для переплетной крышки соответственно размера готового блокнота. Подбирают переплетную полоску, продолжая комментирование своих действий. С учительницей оговариваются условия экономного расходования материала, контролируется чистота на рабочих местах. (Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 2003)

В конце урока проводится выставка детских работ, сбор инструментов и оставшихся материалов, для уборки в специальный шкаф класса.

Детям предложено поделиться мыслью о применении своего блокнота. Одни учащиеся хотят его оставить себе, для записи "секретиков", другие обещают сделать еще, для того, чтобы подарить близким. В классе царит атмосфера радости.

Итак, беседа постоянно вызывала интерес у учащихся, активизировала их деятельность, повышая работоспособность, способствовала успешному достижению цели урока. Дети подробно ознакомились с особенностями картона; выяснили конструкцию изделия, разобрались в вопросах технологии и качественно выполнили все трудовые операции. Во время самостоятельной работы, беседа не только развивала речь слабых учащихся, но и постоянно "вела" их, организуя осознанное выполнение всех трудовых действий. Особенно характерным был итог урока, на котором дети сами определились в применении своего изделия и выразили желание повторить трудовой процесс, выражая уверенность в успехе.

Таким образом, беседу можно считать одним из ведущих методов в воспитании у детей любви к труду при условии, она должна быть:

- целенаправленной;

- удачно сочетаться с другими методами обучения.

Выводы

Беседа является основным из видов словесных методов. Именно данная форма более часто используется на уроках в начальной школе.

Иногда беседа может негативно повлиять на обучение. Происходит это в том случае, если учитель, слушая ответы учеников, отвлекается от цели урока и начинает рассуждать на совершенно другие темы. Мало того, что при этом он потеряет много времени, которое мог потратить на изучение или закрепление материала, он не сможет и опросить весь класс.

У метода беседы есть ряд, как преимуществ, так и недостатков. Во-первых, если учитель достаточно квалифицирован, то беседа оживит процесс обучения; есть и возможность осуществлять контроль за уровнем знаний. Этот метод способствует развитию правильной, грамотной речи у учеников. Более того, у них появляется возможность самостоятельно мыслить и приобретать новые знания.

Чтобы правильно применять метод беседы, необходимо придерживаться некоторых правил. Во-первых, задавать вопрос или выдвигать проблему следует таким образом, чтобы это заинтересовало ученика. Основываться они должны на личном опыте и полученных ранее знаниях. Никакой из заданных учителем вопросов не должен быть слишком легким, важно, чтобы ученик мог все-таки над ним подумать.

Литература

1. Бокарев Л.Ю. Трудовое обучение и воспитание младших школьников в практике учителей. Начальная школа. № 5, 2003. с.47. 12.

2. Болдырев Н.И. Педагогика. М., Просвещение, 2003.

3. Зимняя И.А. "Основы педагогической психологии" – М, Лидер, 2003

4. Колганова А.В. Трудовое обучение и воспитание младших школьников. Начальная школа. № 4, 2004. с.75-78.

5. Конышева Н.М. Трудовое обучения. Начальная школа. № 4, 2001

6. Лемберг Р.Г. Методы обучения в школе. М., Просвещение, 2003.

7. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения. М., Просвещение, 2003.

8. Лында А.С. Методика трудового обучения. М., Просвещение, 2004.

9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 2001

10. Маслов С.И. Оборудование уроков трудового обучения. Начальная школа. №9, 2000.с.51

11. Маслов С.И. Развитие творческих возможностей младших школьников на уроках трудового обучения. Начальная школа. №8, 2004.с.74

12. Онищук В.А. Урок в современной школе. М., Лидер, 2001.

13. Орлов В.Н. "Активность и самостоятельность учащихся" М., Лидер, – 2004

14. Плескацевич Н.М. Эвристическая беседа и ее роль в процессе обучения. Минск, Учение, 2003.

15. Подласый И.П. "Педагогика" – М., Просвещение, 2003

16. Попова В.В. Из опыта проведения уроки трудового обучения. Начальная школа. № 4, 2003.

17. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. М., Просвещение, 2004.

18. Рожнев Я.А. Примерное планирование уроков трудового обучения. Начальная школа № 1, № 7, 2001. с.36, с.52.

19. Сатканов О.С. Трудовое обучение (учебник) 1 класс. А., Рауан, 2004.

20. Сатканов О.С. Трудовое обучения 1-2 классы. А., Рауан, 2003

21. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 2001.

22. Сорокин Н.А. Дидактика. М., Просвещение, 2004.

23. Столяренко Л.Д. "Педагогика" – Ростов, Традиции, 2002

24. Формирование интереса к изучению у школьников/Под ред. Марковой О.К. М.: Педагогика, 2004

25. Харламов И.Ф. "Педагогика" – СПб., Питер, 2002.

26. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 2003