Психология как наука.
Психология как наука
- Основные стили поведения людей в конфликтной ситуации
- Понятие личности
- Диагностика школьной тревожности
- Факторный анализ в психологии с помощью программы SPSS
- Личностная зрелость и профессиональное самоопределение
- Особенности межличностных отношений подростков с акцентуациями характера
- Дифференциальная психология, близнецы и теория интегральной индивидуальности
Основные понятия психологии
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая практические и научные задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений, памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно мы можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
В научном употреблении термин "психология" появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.
В ХХ столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых на протяжении веков концентрировались. В этой связи название ''психология'' отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется её прежнее название.
С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающие в себя многие субъективные явления. С помощью одних таких, например, как ощущение и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познаёт мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живёт и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определённые поступки. Для того, что бы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию как личность.
В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмысленны до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий в жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность, поэтому составляют предмет современных психологических исследований.
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
Изучая психологию и поведение людей, учёные ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой – в его индивидуальном опыте, с третьей – в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.
Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных психологических явлениях – больших и малых группах, коллективах.
Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология.
На рисунке обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируется название двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии.
Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний.
Основные отрасли психологии
"В настоящее время психология представляет собой весьма разветвлённую систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящие время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4-5 лет появляются какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.
Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересует психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином ''общая психология''.
Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные – выделяют вопросы, представляющие собой интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.
Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии.
Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нём познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний.
Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.
Специальные отрасли психологии (рис.3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.
Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.
Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.
Три следующие отрасли психологии – медицинская и патопсихология, а также психотерапия имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки – объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации"[1, с. 11 – 15].
Рисунок. Структура общей психологии
Все перечисленные выше отрасли психологии используют различные теоретические подходы и направления, используют на практике методы и концепции различных психологических школ. Это и бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, понимающая психология, психоанализ и другие.
"Недавние исследования показали, что большинство практикующих психологов считают себя эклектиками, то есть они пользуются методами и концепциями различных теоретических источников. Одной из причин этого может быть то, что согласно экспериментальным оценкам, эффективность любого крупного направления приблизительно одинакова и практические психологи предпочитают заимствовать из каждого то, что они считают наиболее полезным.
Наряду с тенденцией к эклектизму, на практике наблюдается и возрастающий интерес к поиску общего в разных подходах и способам их объединения"[4, с. 589].
В последние годы в психотерапии началось движение в сторону интеграции различных психотерапевтических подходов, развивающееся в нескольких направлениях.
Среди них можно выделить три основных.
Методический эклектизм. Это понятие подразумевает, что психолог должен быть эклектиком, то есть заимствовать методы и процедуры из разных подходов и прежде всего руководствоваться практикой, а не теоретическими воззрениями. Сторонники методического эклектизма утверждают, что психотерапевт должен оценить, в чем состоит проблема клиента, и выбрать тот способ вмешательства или подход, который будет наилучшим для работы с ней.
Поиск общих факторов. Сторонники данного подхода считают, что в различных видах терапии присутствуют некие общие факторы. Предполагается, например, что все виды терапии внушают надежду, передают информацию и формируют навыки межличностного общения, а все хорошие терапевты обладают такими чертами, как теплота и эмпатия.
Теоретическая интеграция заключается в комбинировании теорий. Некоторые теоретики интеграции пытаются решить трудную задачу по разработке новой, всеобъемлющей теории, которая смогла бы объединить и заменить все другие психотерапевтические теории. Это направление является особо сложным и противоречивым, одновременно новаторским подходом к психотерапевтической интеграции. Это сложно потому, что исходные положения основных подходов очень различаются.
Второй тенденцией в развитии психологических знаний в современном мире является то, что психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится практически весьма полезной областью знаний. Кроме традиционных для нее сфер приложения (медицина, педагогика), она широко используется в промышленности, экономике, политике, юридической практике.
Третья тенденция состоит в расширении и обогащении как понятийного, так и методического аппарата психологических исследований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении разнообразных научных и прикладных проблем. Особенно много полезного ей сулит усиливающийся альянс с кибернетикой и вычислительной техникой.
Методы исследования в психологии
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там где это удаётся сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперёд в познании мира.
Всё сказанное и относится к психологии. Её явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки её успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это – методы философии и социологии, математики и физии, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.
Благодаря применению естественных и точных наук, психология начиная со второй половины XIX века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путём самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надёжность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между химическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
Намерение её сделать настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в неё лабораторного эксперимента и измерения.
В таблице представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.
Основной метод
- Наблюдение
- Опрос
- Тесты
- Эксперимент
- Моделирование
Вариант основного метода
- Внешнее (наблюдение со стороны)
- Внутреннее (самонаблюдение)
- Свободное
- Стандартизированное
- Включенное
- Стороннее
- Устный
- Письменный
- Свободный
- Стандартизированный
- Тест-опросник
- Тест-задание
- Проективный тест
- Естественный
- Лабораторный
- Математическое
- Логическое
- Техническое
- Кибернетическое
Выводы
Таким образом, возникнув в древние времена, интерес к психологическим знаниям способствовал превращению философских мыслей в научное знание.
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвлённую систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящие время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4-5 лет появляются какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.
Благодаря применению естественных и точных наук выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путём самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей.
В последние годы в психотерапии началось движение в сторону интеграции различных психотерапевтических подходов, развивающееся в нескольких направлениях.
Второй тенденцией в развитии психологических знаний в современном мире является то, что психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится практически весьма полезной областью знаний.
Третья тенденция состоит в расширении и обогащении как понятийного, так и методического аппарата психологических исследований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении разнообразных научных и прикладных проблем.
Литература
1. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. Т. 1, 2. М.: Владос, 1995 – 576 с.
2. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: медицина, 1970. – 215с.
3. Старшенбаум Г.В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. – М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. – 367с.
4. Тодд Д., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии – Эксмо-пресс, 2001 – 761 с.
5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – Спб.: Изд-во "Питер", 1999. – 656 с.