Дифференциальная психология, близнецы и теория интегральной индивидуальности

Дифференциальная психология, близнецы и теория интегральной индивидуальности.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Раскрытие темы дифференциальной психологии

Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем. Однако научное знание отличается от ненаучного: наличием неразрешенной проблемы, теорий, которые могут способствовать поиску решения, разработанным понятийным аппаратом и наличием объективных методов регистрации научных фактов, объективностью и степенью обобщенности. Если сравнить научное познание с искусством, которое в той или иной мере открывается каждому человеку, то искусство основано на интуиции и потому субъективно и воздействует эмоционально. Наука отличается и от религии как пути познания человеческой души тем, что религия следует догме и основана на вере, а наука стремится к доказательству и постоянно обновляется, находясь в процессе самоопровержения. Поэтому концепции, некогда признанные ложными, время от времени вновь возвращаются в науку.

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ. Сегодня это область знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся. И, подобно тому, как для физики не было унижения в том, что из ее недр в практику вошли микроскоп, телефон, рентгенотерапия, так и психология отнюдь не утеряет своего истинно научного характера, если примет участие в решении практических задач, считал В.Штерн. Когда рождается новое понятие (например, акцентуация характера, стиль поведения), этот процесс осуществляется в лоне дифференциальной психологии, когда же создается тест для диагностики этого качества, то задача по эстафете передается специалистам в области психодиагностики и дифференциальной психометрики.

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных). Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

С самого начала становления дифференциальная психология обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В.Штерн отмечал, что она изучает психические и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и потенциальный характер). То есть можно пытаться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании – объекты непосредственного опыта, а действия и склонности – объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности.

2. История научного изучения близнецов

Английский ученый Френсис Гальтон (1822–1911) опубликовал в Лондоне в 1876 г. статью о близнецах, в которой поднял важные вопросы, связанные с развитием человека, и попытался ответить на них, используя метод сравнения близнецов.

С появлением этой статьи началось научное изучение близнецов. Гальтон был в поиске "нового метода", который позволил бы правильно оценить воздействия наследственности и среды и определить долю их участия в формировании характера и интеллекта человека. История жизни близнецов открыла для этого большие возможности.

Идея Гальтона о сравнении близнецов нашла многих последователей в начале нашего века. В Германии исследователи, занимающиеся изучением близнецов и наследственности, ссылались на него особенно часто. Правда, они следовали не только его методике, но и его теории, которая оказалась крайне односторонней, что привело к роковым последствиям.

На рубеже XIX и XX вв. еще не было эмпирических и теоретических предпосылок для систематического изучения близнецов.

Только в 1914 г. в Германии Поль опубликовал первую научную работу о близнецах. Но к этому времени знания о близнецах были с точки зрения современной науки очень неубедительны, наивны и отчасти неправильны.

В начале 20-х годов началась настоящая волна изучения близнецов. В течении следующих двух десятилетий были опубликованы сотни статей в научных журналах и сборниках, прежде всего в области медицины. Изучали их биологию, патологию, происхождение и т.д.

Первой, очевидно, психогенетической работой, выполненной по близкой к современной схеме метода, было исследование С. Мерримана. Он диагностировал интеллект тестом Стенфорд-Бине у близнецов 5–9 и 10–16 лет, выделив среди них два типа: "дупликатные" и "братские". Оказалось, что сходство однополых близнецов существенно выше, чем разнополых, а у последних оно такое же, как у сиблингов. Мерриман считал, что более высокое сходство однополых пар объясняется включением в эту группу "дупликатных" близнецов. Следовательно, было необходимо разделить выборку однополых близнецов на два типа, для чего ученый предложил критерии физического сходства. Выяснилось, что выделенная таким способом подгруппа близнецов, т.е. однополые и похожие настолько, что их путали, имела внутрипарную корреляцию по баллам IQ, равную 0,99.

Окончательное оформление метода близнецов получил благодаря, главным образом, работам Г. Сименса. Во-первых, он предложил тот базовый вариант метода, который и стал одним из главных инструментов современной психогенетики, а именно сопоставление внутрипарного сходства моно- и дизиготных близнецов. Во-вторых, разработал надежный метод диагностики зиготности, предполагающий одновременную оценку множества признаков, а не отдельных, как делали раньше. Этот метод стал называться полисимптоматическим методом.

В последующие годы уточнялась разрешающая способность метода близнецов, в частности были выявлены, экспериментально проверены и обсуждены его ограничения и возможные источники ошибок; появились различные статистические методы для обработки близнецового материала – и отдельно, и в совокупности с данными, полученными другими методами; новые, в том числе и очень сложные биохимические, и простые (вопросники) способы диагностики зиготности.

3. Теория интегральной индивидуальности

Концепция личности Мерлина раскрывается через его подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям.

Свойства каждого иерархического уровня являются его образцами, отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему.

Во всякой характеристике любого иерархического уровня (биохимического, физиологического, психологического) есть нечто типичное, общее для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному человеку.

Основная проблема психологии личности состоит в том, чтобы определить соотношение социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт.

Социально-типичное – это обобщенное отношение к определенным сторонам действительности, отражающее направленность личности.

В индивидуальное включены две группы психических особенностей. Первая группа – свойства индивидуума (свойства темперамента и индивид, качественные особенности психических процессов). Свойства темперамента – это психические свойства, обусловленные общим типом нервной системы и определяющие динамику психической деятельности при самом различном ее содержании. Индивидуальна в каждом свойстве темперамента лишь количественная его сторона – степень выраженности, определяемая соответствующими поведенческими количественными показателями. Качественная же сторона каждого свойства темперамента характерна для определенного его типа.

Индивидуальные качественные особенности психических процессов определяют продуктивность психической деятельности (например, острота и точность восприятия). Ко второй группе индивидуальных особенностей относятся: во-первых, устойчивые и постоянные мотивы действий в определенных ситуациях (например, мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.).

Во-вторых, индивидуальные черты характера: инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении социальных контактов.

Индивидуальное своеобразие черт характера выражается в особых качествах действий и поступков в определенных типичных ситуациях.

Черты характера проявляются в динамических особенностях мотивов и отношений (например, в устойчивости социальных связей или их кратковременности и неустойчивости).

В-третьих, это – такие свойства восприятия, памяти, мышления и т. п., от которых зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными особенностями психических процессов.

Все индивидуальное в личности, возникая на почве психических свойств индивидуума, формируется в зависимости от ее определенных социально-типичных отношений.

Индивидуальное и социально-типичное – это не разные группы свойств личности, а различные стороны одних и тех же свойств.

Неразложимым компонентом личности являются свойства, каждое из которых есть выражение и способности, и характера, и направленности.

Структурные образования личности характеризуются понятием симптомокомплекса.

Индивидуальное и социально-типичное нельзя рассматривать как два различных симптомокомплекса или фактора личности.

Литература

1. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология – М.: Наука, 2010

2. Шванцара Й. Диагностика психического развития. 1-ое изд., Авиценум – мед. изд., Прага, ЧССР, 1978.

3. Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание: Уч. Пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1990.

4. Щебетенко С.А. Психология интегральной индивидуальности. – М.: Инфра-М, 2010.