Профессиональное выгорание у врачей

Профессиональное выгорание у врачей.

Статьи по теме
Искать по теме

Что такое эмоции. Понятие эмоций в психологии

Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими; он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций.

Самым распространённым определением является следующее: эмоции – особая сфера психических явлений, которая в форме непосредственных переживаний отражает субъективную оценку внешней и внутренней ситуации, результатов своей практической деятельности с точки зрения их значимости, благоприятности или неблагоприятности для жизнедеятельности данного субъекта.

Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции всегда имеют два полюса. Они положительны или отрицательны. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой.

Эмоции, как и ощущения, – базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях – субъективное отношение к различным аспектам этого бытия.

Изучением эмоций занимались известные психологи, философы и педагоги. Так Дружинин В.Н подчёркивает, что в психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Помимо этого узкого понимания понятие "эмоция" используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.

Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (от греч. στενοζ – повышающие жизнедеятельность организма, и астенические – ослабляющие ее. Стенический страх заставил лермонтовского Гаруна бежать быстрее лани, а астенический страх приводит людей и животных в оцепенение.

Впервые эмоциональные проявления стали предметом изучения для Ч. Дарвина. Сравнив млекопитающих, он создал биологическую концепцию эмоций. Выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.

Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций, выдвинутая П. К. Анохиным. Она рассматривает эмоции как продукт эволюции, фактор приспособления. Рассматривая эмоции с биологической точки зрения, П. К. Анохин приходит к идее о том, что они закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка у определенного организма каких-либо жизненных факторов. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает с ожидаемым полезным итогом или превышает его, и наоборот: недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям.

В книге Ю.И. Александрова "Основы психофизиологии" утверждается, что дать эмоциям точное научное определение невозможно. Это подтверждает и анализ определений эмоций, даваемых в отечественной литературе. Например в статье Бергфельда А.Ю. "Восприятие субъектом собственных эмоций и личности: имеется ли связь". Существующие теории эмоций в основном касаются лишь частных аспектов проблемы.

А. Н. Леонтьев справедливо считает, что трудности, которые обнаруживаются при изучении этой проблемы, объясняются главным образом тем, что эмоции рассматриваются без достаточно четкой дифференциации их на различные подклассы, отличающиеся друг от друга как генетически, так и функционально. А. Н. Леонтьев пишет: "Совершенно очевидн что, например, внезапная вспышка гнева имеет иную природу, чем, допустим, чувство любви к Родине, и что никакого континуума они не образуют". По этому же поводу пишут и Ф. Тайсон и Р. Тайсон: "Различные теории аффектов зачастую несовместимы друг с другом и запутывают читателя, потому что каждый автор пытается по-своему определить релевантные концепции и феномены, одни более явно, чем другие. Вдобавок термины "аффект", "эмоция", "чувство" нередко используются как взаимозаменяемые, что отнюдь не добавляет ясности концепции аффектов"

Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиск новых, более успешных способов достижения цели.

С.Л. Рубинштейн писал, что "эмоции можно предварительно в чисто описательном феноменологическом плане охарактеризовать несколькими особенно показательными признаками. Во-первых, в отличие, например, от восприятий, которые отражают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции, во-вторых, обычно отличаются полярностью, т. е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т. п. Оба полюса не являются обязательно внеположными. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство; в ревности страстная любовь уживается с жгучей ненавистью."

Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь – с функцией правого полушария. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования, где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Обнаружено, что в области подкорки (в гипоталамусе) существуют особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания, удовольствия, агрессии, успокоения.

Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции могут включать энергетические механизмы поведения. Так, эмоция страха, возникая в опасной для организма ситуации, обеспечивает реакцию, направленную на преодоление опасности – активизируется ориентировочный рефлекс, тормозится деятельность всех, на данный момент второстепенных, систем: напрягаются необходимые для борьбы мышцы, учащается дыхание, усиливается сердцебиение, изменяется состав крови и т.п.

Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т. п. Все основные эмоции носят врожденный характер. Доказательством тому служит тот факт, что у всех народов, независимо от их культурного развития, одинаковая мимика во время выражения тех или иных эмоций. Даже у высших животных (приматы, собаки, кошки и другие) мы можем наблюдать ту же мимику, что и у человека. Однако врожденными являются не все внешние проявления эмоций; некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания (например, специальные жесты, как знак той или иной эмоции).

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им, человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему. Даже другие высшие животные могут оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма переживаемых эмоциональных состояний. Но некоторое сглаживание проявлений эмоций у социализированного человека наблюдается в результате возрастания роли волевой регуляции.

Все живые организмы изначально стремятся к тому, что соответствует их потребностям и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции являются врожденными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, представления, а эмоциональные процессы обеспечивают избирательность поведения.

Эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой формой эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического вкусовые, температурные, болевые.

Другой формой эмоций являются аффекты, представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности.

Рассмотрим роль эмоций в нашей жизни. Во время эволюции у человека развились способности, смысл которых нам абсолютно понятен: способность ловко выполнять руками какую-нибудь работу – дала возможность производить средства, облегчающие нам жизнь. Способность к логическому и креативному мышлению – стимулирует развитие нового и приводит к огромному количеству изобретений.

Эмоции помогают быстро вызывать в памяти накопленный опыт, а также оценивать новые ситуации и людей. Именно эмоции реагируют на опасные для жизни ситуации быстрее, чем рассудок. В считанные доли секунд они мобилизуют энергию, и побуждают организм защищаться – в зависимости от типа опасности – уклонением, бегством, оцепенением, нападением или защитой.

Способность к предчувствию открыла перед человеком новое измерение – думать о будущем, испытывать новое и осознанно решаться на определенные действия.

Эмоции являются важнейшим средством общения и взаимопонимания людей. С ними связаны типичные невербальные средства общения, которые помогают нам понимать других. Выражение лица, осанка и т.п. От улыбающегося человека не стоит ждать опасности, человек со сдвинутыми бровями и напряженной мускулатурой – выглядит угрожающе и предупреждает, что лучше от него держаться подальше. Печальное выражение лица побуждает к деликатности, помощи или оставить в покое.

Накопленный опыт сохраняется в нашей памяти – все оценивается по принципу хорошо или плохо, приятно или неприятно, опасно или нет. Как правило, это происходит бессознательно. Быстрее, чем размышление, эмоция показывает нам, как мы к чему-то относимся. Даже если это события, о которых мы не помним, но которые оставили след в нашей эмоциональной памяти. Эмоции – высокоэффективная охранная сигнализационная система.

Проблемы эмоционального выгорания

Синдром "выгорания" довольно широко известен и исследуется в зарубежной психологии. Что касается отечественной науки, то данный феномен как самостоятельный практически не изучался. В имеющихся работах он либо обозначался, либо рассматривался в контексте более широкой проблематики.

В настоящее время существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под "психическим выгоранием" понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.

Наконец, редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Предложенные три компонента выгорания в какой – то степени отражают специфику той профессиональной сферы, в которой впервые был обнаружен этот феномен. Особенно это касается второго компонента выгорания, а именно, деперсонализации, отражающей нередко состояние сферы социального обслуживания людей и оказания им помощи. Исследования последних лет не только подтвердили правомерность этой структуры, но и позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой. Это привело к некоторой модификации понятия "выгорания" и его структуры. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение; цинизм; профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом

Синдром эмоционального выгорания или другими словами "синдром психического выгорания", "информационный невроз", "синдром менеджера" – представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе, при этом его развитие характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям. В большой степени это характерно и для медиков-управленцев.

Первые работы по этой проблеме появились в 70-е годы в США. Для обозначения феномена выгорания Х. Фроуденбергер ввел специальный термин "burnout" (выгорание), который ранее использовался в разговорной речи для обозначения эффекта хронической зависимости от наркотиков. Одновременно с клиническими наблюдениями явления Х. Фроуденбергер.

Социальный психолог К. Маслак определила синдром эмоционального выгорания как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Позднее Кондо определяет "burnout" как "состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений". Р. Кочюнас даёт определение "синдрому выгорания" как "сложному психофизиологическому феномену, сопровождающемуся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки".

По мнению западных психологов, история изучения выгорания в американской науке прошла две фазы, и в последнее десятилетие исследования этого психического состояния выходят на качественно новый уровень научного познания.

Первый этап – это фаза "поисков". Цель, стоявшая перед учеными, заключалась в том, чтобы исследовать природу и операционализировать понятие "выгорание личности". Объектом исследования были специалисты "помогающих профессий" (врачи, психологи, психиатры). На данной фазе феномен выгорания изучался в двух направлениях – психиатрическом и социально-психологическом. Именно представитель психиатрического (или клинического) направления Х. Фроуденбергер изучал характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Следовательно, симптомы выгорания и сущность психического здоровья были предметами исследования психиатрического направления.

Необходимо отметить, что в англоязычной психологической литературе следует отличать термин "burnout" от психиатрического термина "burn out". Последний связан с остаточными явлениями шизофрении, симптоматика которых проявляется иначе.

Второй подход, с которым связаны исследования выгорания на фазе "поисков", был социально-психологический. Концепт "выгорания" как трехсимптомного комплекса сформулировали К. Маслак и ее коллеги.

С середины 1990-х годов изучение синдрома выгорания в американской психологии вышло на качественно новый уровень – помимо факторов предметом исследования выступили другие аспекты данного психологического феномена.

Во-первых, выгорание стало изучаться не только в широком круге социальных профессий, но и у офисных работников, военнослужащих, руководителей. Объектом диагностики становятся представители профессий из "несоциальной сферы" (программисты, летчики и т.д.).

Российский психолог В.В. Бойко определил "эмоциональное выгорание" как "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на их избранные психотравмирующие воздействия". Профессиональное выгорание он отличает от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами: свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями. Согласно работам Т.В. Форманюк, "синдром эмоционального выгорания" это "специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми". При этом для уточнения списка подверженных профессиональному выгоранию автор использует исследования А.С. Шафрановой по классификации профессий на основе "преобладания присутствия творческого начала". В Международной классификации болезней синдром эмоционального выгорания отнесён к рубрике Z73 – "Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни".

Согласно "Списка профессиональных заболеваний", утверждённого приказом № 90 МЗ и МП РФ от 14.03.1996 г. "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" в отечественной профпатологии рассматриваются профессиональные неврозы медицинских работников, определяющиеся как психогенные функциональные расстройства психических (преимущественно эмоционально-волевых) и нейровегетативных функций при сохранении у больного достаточно правильного понимания и критической оценки симптоматики, себя и окружающего с негрубым нарушением социальной адаптации, что, по нашему мнению, идентично синдрому профессионального выгорания.

Первые описания синдрома эмоционального выгорания включали обычно в себя следующие характеристики: отказ от карьерного роста, падение интереса к работе и жизни, бессонница, головные боли, чрезмерное употребление лекарственных средств. Развитие этого синдрома было обусловлено необходимостью работать в строго нормированном и однообразно – напряженном режиме дня, с большой эмоциональной насыщенностью личностного взаимодействия с трудными пациентами, клиентами. В настоящее время основной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое, душевное переутомление. К профессиональным факторам риска относят, прежде всего, "помогающие", альтруистические профессии – врачи, особенно оказывающие психиатрическую, ургентную или паллиативную помощь (онкологи, врачи хосписов), работающие с тяжёлыми, агрессивными или суицидальными больными, пациентами с наркотической или алкогольной зависимостью, учителя, психологи, священнослужители, социальные работники, пожарные и спасатели, сотрудники правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы. Среди медицинских работников наиболее подвержены синдрому эмоционального выгорания прежде те специалисты, которых в наибольшей степени отличают такие личностные качества, как повышенное чувство ответственности, готовность всегда придти на помощь больному, стремление быть нужным, желание оказать психологическую поддержку, высокая степень нравственного долга перед пациентом и желание соответствовать определённым этико-деонтологическим требованиям, переживания по поводу своей профессиональной компетентности и др.

По данным английских исследователей, среди врачей общей практики обнаруживается высокий уровень тревоги – в 41 % случаев, клинически выраженная депрессия – в 26 % случаев. Треть врачей использует медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышает средний уровень.

Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания: личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор. Психолог Х. Фроуденбергер описывает "сгорающих" как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей и одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями, "пламенных" и легко солидаризирующихся. Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределённостью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечёткой или неравномерно распределённой ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий. Организационный фактор. К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся:

– высокая рабочая нагрузка;

– отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства;

– недостаточное вознаграждение за работу;

– высокая степень неопределённости в оценке выполняемой работы;

– невозможность влияния на принятие решений;

– двусмысленные, неоднозначные требования к работе;

– постоянный риск штрафных санкций;

– однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;

– необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям;

– отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

Другой фактор развития эмоционального выгорания – дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе.

Купер и Маршалл исследовали источники стресса работников интеллектуального труда и выявили следующие их группы:

1.Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:

1.1. Перегрузки или недогрузки работой. Перегрузка работой ставит человека перед проблемой, может ли он справиться с заданием. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознаграждённым.

1.2.Плохие физические условия труда, например, отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум.

1.3.Дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь).

1.4.Необходимость самостоятельного принятия решения.

2.Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:

2.1.Ролевая неопределённость, например недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства – что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

2.2.Ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или чего не желает делать. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания.

2.3.Ответственность за других людей и за какие-то вещи.

Заметим, что ответственность за людей более стрессогенна.

2.4. Слишком низкая ответственность, больно бьющая по самолюбию и очень расхолаживающая в работе.

2.5. Малая степень участия в принятии решений в организации.

3. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:

3.1Взаимоотношения с руководством, подчинёнными, коллегами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты.

3.2.Трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчинённых выполнять распоряжения руководителя).

4. Факторы, связанные с деловой карьерой:

4.1.Два основных стрессогенных фактора – профессиональная "неуспешность" и боязнь ранней отставки.

4.2.Статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения "предела" своей карьеры;

4.3.Отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений, нестабильность).

4.4.Несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.

5.Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:

5.1.Неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов).

5.2.Ограничение свободы поведения, интриги и т. п.

6. Внеорганизационные источники стрессов:

6.1 Основные проблемы работника, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между семьей и работой; таким образом, сам он "нуждается в социальной поддержке для борьбы с "подводными камнями" семейной жизни"); перенесение кризисов из одной ситуации в другую.

6.2. Мобильность работника ведёт к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т. п.

6.3. Различия по психометрическим данным:

– экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы;

– "ригидные" больше реагируют на неожиданности, идущие "сверху", от начальства;

– "подвижные" чаще оказываются перегруженными работой, ориентированные на достижение показывают большую независимость и включённость в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие.

Обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время синдром выгорания выявляется и у специалистов, для которых контакт с людьми вообще не характерен (компьютерные специалисты: программисты, системные администраторы).

Условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдрома хронической усталости, который, кстати, довольно часто сопутствует синдрому эмоционального выгорания. При синдроме хронической усталости пациентов беспокоит прогрессирующая усталость, снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных нагрузок; мышечная слабость; боль в мышцах; расстройства сна; головные боли; забывчивость; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания, может регистрироваться длительный субфебрилитет, боли в горле.

Известно, что развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощён работой, забывает о собственных потребностях, нуждах, с ней не связанных, затем наступает первый признак – истощение, определяющееся как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.

Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является личностная отстранённость, которую профессионалы, испытывающие выгорание, используют как попытку справиться с эмоциональными стрессовыми агентами на работе. В крайних проявлениях работающего человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к профессиональным контактам, к больным, студентам, ученикам, они воспринимаются как неодушевленные предметы, само присутствие которых порой неприятно.

Третьим признаком синдрома выгорания является ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят дальнейших перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания. Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, недостаточный сон, бессонница, затрудненное дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, аритмии. Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость ощущения фрустрации, беспомощности, безнадежности, раздражительность, агрессивность, тревожность, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, потеря идеалов или надежд, или профессиональных перспектив, увеличение деперсонализации своей или других (люди становятся безликими как манекены), преобладание чувства одиночества. Поведенческие симптомы: рабочее время больше 45 часов в неделю: во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде; малая физическая нагрузка, употребление табака, алкоголя, лекарств, импульсивное эмоциональное поведение. Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, безразличие к новшествам, нововведениям, отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании), формальное выполнение работы. Социальные симптомы: отсутствие времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, ограничение социальных контактов работой, скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Особо выделяется группа самых разнообразных психосоматических расстройств – от возникновения развития артериальной гипертензии до инфарктов и инсультов. Э. Мейхер в своем перечне указывает на различные симптомы, способные быть объединенными в одну группу: аддиктивное поведение (злоупотребление чаем, кофе, табаком, алкоголем, наркотиками, а также переедание или голодание). А.Р. Назмутдинов расширяет список вариантов аддикции, прежде всего, среди нефармакологических – при синдроме эмоционального выгорания: азартное поведение, работоголизм, реже – другие формы аддикций.

Из всего выше сказанного вытекает вывод, что синдром эмоционального выгорания характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.

Анализ сфер, в которых выражено эмоциональное выгорание. Психологическая характеристика трудовых сфер деятельности, где наиболее выражено эмоциональное выгорание

Еще в 70−ые годы некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, менеджеров). Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей профессиональной деятельности неожиданно начинали терять к ней интерес, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам, злоупотреблять алкоголем. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса.

На сегодняшний день в литературе, посвященной синдрому выгорания, указывается на значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности. К ним относятся: учителя, психологи, педагоги, воспитатели детских домов, социальные работники, полицейские и др. Проведенные в различных странах исследования свидетельствуют о том, что особой "группой риска" являются медицинские работники.

Рассмотрим основные сферы деятельности в которых эмоциональное выгорание встречается наиболее часто. Начнём с педагогической сферы. Синдром эмоционального выгорания может развиваться как у учителей с большим стажем работы, так и у молодых педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность. Высокий уровень проявления этого состояния у учителей с большим стажем обусловлен длительным воздействием профессиональных стрессов, а у молодых учителей – вхождением в новую профессиональную сферу.

Как и любое психическое явление, состояние эмоционального выгорания для самого человека не может идти только под каким-то определенным знаком – минус или плюс. Да, это состояние защищает человека от эмоционального и физического перенапряжения за счет отключения эмоционального реагирования на внешние психотравмирующие воздействия. Однако подобная экономия сказывается на эффективности выполнения профессиональных обязанностей и отношениях с другими людьми. Человек, у которого в профессиональной деятельности развились симптомы психического выгорания, не только разрушает собственную личность и здоровье, но может причинить вред тем людям, которые обращаются к нему за помощью.

Профессиональное выгорание оказывает деструктивное влияние на развитие личности педагога и требует коррекции. На основе теоретического конструкта и организации исследования профессионального выгорания была разработана программа коррекции профессионального выгорания педагогов. Теоретической основой коррекции профессионального выгорания послужила концепция нормативного кризиса развития Е.Л. Солдатовой, согласно которой выход из кризиса связан с адаптацией личности к задачам возраста и присвоением личностных новообразований, т.е. достижением автономной идентичности.

Специфика предмета труда оказывает влияние на психику субъекта профессиональной деятельности, формирует или деформирует его психику. Профессиональная роль сотрудника ОВД многосторонне влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, преобразует его облик, как внешний, так и внутренний. Многолетнее, ежедневное решение типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определяя стиль мышления и стиль общения, оказывает влияние на установки, мотивы, ценности. Профессии системы ОВД в той же степени накладывают специфический отпечаток на психический образ человека.

Специфика самой правоохранительной деятельности, сложность условий ее осуществления, психоэмоциональные и физические перегрузки благоприятствуют сравнительно быстрому развитию профессиональной деформации личности сотрудника ОВД. Несомненно, внутриличностные изменения, происходящие с человеком, отражаются на его поступках, стиле общения, предпочтениях, поведении в целом на службе и в быту.

В узком смысле профессиональная деформация– это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Так же под профессиональной деформацией понимают приобретение человеком таких качеств, навыков и склонностей, которые отрицательно влияют на решение поставленных перед ним задач. Она обычно выражается в равнодушии, властолюбии, подозрительности, скептицизме, правовом нигилизме, ложной корпоративности (защита "чести мундира"), схематизме мышления, карьеризме, индивидуализме и т.п.

Профессиональная деформация может иметь довольно сложную динамику проявлений в трудовой деятельности человека и затрагивать различные стороны психики мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности.

В психологическом отношении профессиональная деформация создает чувство уверенности и непогрешимости в своих знаниях и оценках, ограничивая функцию анализа и поиска в мыслительных операциях.

Профессиональная деформация личностных особенностей также может возникнуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на "непрофессиональную" сферу жизни субъекта. Например, следователь в своей работе сталкивается с обманом, коварством и лицемерием. На основании этого у него может выработаться повышенная критичность и излишняя бдительность. Дальнейшее заострение этих черт может привести к развитию чрезмерной подозрительности, когда следователь в каждом человеке видит преступника, причем эта черта проявляется не только в профессиональной деятельности, но распространяется и на семейные и бытовые отношения.

Факторы, ведущие к образованию профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов: детальная правовая регламентация деятельности, наличие властных полномочий по отношению к гражданам, повышенная ответственность за результаты своей деятельности; психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы и отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил и т. д.; экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и т. д.); необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использованию уголовных жаргонов, обращение по кличкам и т. п.).

Таким образом, можно заметить, что профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач, применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношения с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).

К категории работников, подверженных риску развития профессиональной деформации, относятся и сотрудники уголовно-исполнительной системы. С одной стороны, частое взаимодействие с преступным контингентом в ситуации противоборства формирует у сотрудника такое необходимое качество личности, как бдительность, т. е. постоянную готовность противостоять уловкам и ухищрениям. В этом проявляется положительное влияние деятельности на формирование личности, профессиональных черт характера, служебного опыта. Обостряются восприятие, наблюдательность, развиваются профессиональные умения и навыки.

Вся деятельность сотрудников, носящих милицейскую форму, в очень большой степени подчиняется общественным нормам и социальным ожиданиям. Сам факт ношения специальной формы подчеркивает эту особенность деятельности и оказывает известное влияние на личность работника. От человека в милицейской форме все окружающие справедливо ждут строго определенного рода поведения – соучастия, поддержки, помощи, защиты. Окружающие, обращаясь за помощью к милиционеру, предполагают, что он грудью станет на защиту человека, которому угрожает опасность.

Еще одна профессия представители которой сильно подвержены синдрому эмоционального выгорания – это профессия "социальный работник". Профессиональная деятельность социального работника требует большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеет весьма неопределенные критерии успеха. Негативное влияние на здоровье оказывают постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает этот работник в процессе социального взаимодействия с клиентом, постоянного проникновения в суть его проблем, а также по причине личной незащищенности и других морально-психологических факторов.

Причины формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социального работника могут быть связаны с рядом факторов таких, как ситуации изменения или утраты социального статуса, – риск, экстремальные условия, неопределенные ситуации. Вероятность возникновения синдрома эмоционального выгорания увеличивается в следующих условиях: вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании; работа с "немотивированными" клиентами, постоянно противодействующими усилиям помочь им; недостаточность условий для самовыражения на работе; напряженность и конфликтность в профессиональной среде; неудовлетворенность своей профессией.

Профессиональная деятельность работников сферы психического здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интраверсии имеют определенное значение в формировании синдрома эмоционального выгорания. В картине синдрома у работников этой сферы преобладают симптомы фазы "резистенции". Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь. Также достаточно выражено переживание психотравмирующих обстоятельств (фаза "напряжение"), что проявляется ощущением физических и психологических перегрузок, напряжения на работе, наличием конфликтов с руководством, коллегами, пациентами. Психологи относятся к группе высокого риска. Деятельность психолога является публичной, подразумевает необходимость работы с большим количеством людей и предполагает оказание услуг клиентам. Причем последние отличаются от лиц основной массы населения психической неуравновешенностью и девиантным поведением в той или иной форме. Среди психологов-консультантов подвержены синдром эмоционального выгорания люди с низким уровнем профессиональной защищенности. Провоцировать синдром эмоционального выгорания могут болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы такие как развод, смерть близкого или пациента.

Профессиональное выгорание у врачей: причины и особенности.

Особенности профессиональной деятельности медицинского работника требуют от него максимального напряжения личностных, коммуникативных и когнитивных ресурсов, умения преодолевать эмоциональный стресс, эффективно, быстро и на высоком уровне разрешать профессиональные и социально-психологические проблемы.

Для описания влияния профессии на психическую жизнь профессионала в 60-х годах в США было введен термин "профессиональная деформация" в профессиях "человек-человек", в которых на эффективность работы существенно влияет социальное окружение. Были сделаны выводы о существовании профессиональной деформации и необходимости особого профессионального отбора в профессиях системы "человек – человек".

В отечественной психологии первые исследования профессиональной деформации принадлежат А.К. Марковой и В.Ф. Моргуну. Авторы в первую очередь исследовали возникновение профессиональной деформации у педагогических работников, проблеме деформации в профессиональной деятельности медицинских работников внимания практически не уделялось. Однако сделанные выводы позволили описать и проанализировать эту проблему:

1. Существует профессиональная деформация в профессиях "человек – человек".

2. Существуют разные уровни квалификации и подготовки профессионала.

3. В профессиях системы "человек – человек" должен осуществляться профессиональный отбор, так как существует идея профессиональной пригодности.

Р. Конечный и М. Боухал в своих исследованиях касающихся проблемы профессиональной деформации выявили, что склонность к профессиональной деформации наблюдается у определенных профессий, "представители которых обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью. Медицинский работник обладает известной властью над больными, от него зависит здоровье (физическое и душевное), жизнь других людей, их свобода (ситуация судебно-психиатрической экспертизы)".

По наблюдениям И. Харди, ответственная работа медика с большим количеством нездоровых людей может привести к возникновению у него своеобразного расстройства – "отравления людьми". Симптомами этого расстройства являются: раздражительность, вспыльчивость, иногда защитное поведение (холодность, равнодушие).

Для медицинского работника необходима определенная степень эмоциональной сопротивляемости, он должен сохранять те качества, которые делают его не просто хорошим профессионалом, но и оставляют человеком: способность к эмпатии, уважение к другому человеку, соблюдение норм профессиональной этики. Утомление медицинского работника очень часто оказывает влияние на его профессиональную деятельность и тем самым на его пациентов. Последствия утомления могут быть принимать различные формы, среди наиболее чаще встречающихся, выделяют следующие:

1. Нетерпеливость и раздражительность. Проявляется в сокращении времени приема каждого пациента, стремлении как можно быстрее закончить вызывающую утомление работу (создание своеобразного "конвейера");

2. Снижение и замедление производительности труда. Характеризуется неспособностью концентрировать внимание, трудностью при постановке диагноза и выборе метода лечения, преобладанием так называемых диагностических коротких связей. На пациента такой врач производит впечатление рассеянного, занятого своими проблемами, а зачастую и просто некомпетентного;

3. Врачебные ошибки. Могут быть вызваны невнимательностью, поспешностью и приводить к необоснованному диагнозу или неудачно выбранному лечению. Так же, они могут быть причиной психической ятрогении;

4. Недовольство результатами деятельности. Переживание собственной профессиональной несостоятельности при нарастании врачебных ошибок, трудности концентрации, затруднения в восприятии нового материала являются причиной травматизации самого профессионала;

5. Конфликты и нарушение профессионального взаимодействия. Конфликты могут быть как с администрацией (из-за претензий к неудовлетворительной работе), так и с коллегами (вследствие вызванного утомлением раздражения), и с пациентами (из-за врачебных ошибок, отсутствия психологического подхода, неквалифицированных высказываний).

Медицинские работники на уровне эмоционального переживания постоянно имеют дело со смертью. Она может выступать для них в трех формах:

1. Реальная (бесполезность реанимационных мероприятий, смерть в машине скорой помощи и т.д.);

2. Потенциальная (когда от результатов деятельности медицинского работника зависит здоровье, а возможно, и жизнь человека);

3. Фантомная (в виде ее могут выступать жалобы на состояние здоровья мнительного человека, страх и тревога хронического больного, взаимоотношения с родственниками тяжелобольных и даже представление о смерти в общественном сознании).

В каждом из этих случаев для медицинского работника существует проблема невключения своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми этими образованиями (реальной, потенциальной и фантомной смертью) медику необходимо строить отношения.

"Сгорают" не изначально равнодушные и безучастные к своей работе, и не те, кто в профессиональной деятельности реализует модус социальных достижений или обладания, а наоборот, профессионалы, для которых деятельность изначально значима, сознательно выбрана, предполагает известное эмоциональное отношение, ориентацию на других людей, т.е. реализующие модус служения. Сочувствующий, увлекающийся медик-идеалист, ориентированный на других, при недостаточной связи с реальностью, неумении оценивать критически неблагоприятные факторы, низкой устойчивости к стрессорам медицинских профессий (таким, как боль, страдания, болезнь и смерть) может стать носителем быстро прогрессирующего "синдрома эмоционального выгорания".

Однако существует и противоположное мнение. По Е. Махер, "авторитаризм" и "низкая степень эмпатии" в сочетании с фанатичной преданностью делу ("я всю жизнь мечтал стать врачом") и реакцией на стресс, агрессивностью и апатией (унынием) при невозможности достичь в короткий срок желаемых результатов могут инициировать возникновение симптомов "эмоционального выгорания".

Для диагностики синдрома эмоционального выгорания врачей часто используют следующие метордики: опросник на выгорание К. Маслач и С. Джексон в модификации Н.Е. Водольяновой, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, Опросник на выгорание К. Маслач и С. Джексон Maslach Burnout Inventory (MBI). Испытуемым необходимо ответить, как часто они испытывают чувства, перечисленные в опроснике. Для этого на бланке для ответов надо отметить по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте мыслей и переживаний испытуемого: "никогда", "очень редко", "иногда", "часто", "очень часто", "каждый день". Всего опросник имеет три шкалы: "эмоциональное истощение" (проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении, в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии) "деперсонализация" (проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми, повышении зависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, подчиненным, ученикам) и "редукция личных достижений" (проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, снижении значимости собственных достижений, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности или отстранении ("уходе") от обязанностей по отношению к другим). Обработка результатов происходит путем сопоставления с "ключом". Чем больше сумма по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны "выгорания".

Наиболее распространенной на данный момент является методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. Данная методика выявляет как наличие "выгорания", так и степень эмоционального выгорания, под которым автор понимал выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключение эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. В.В. Бойко предлагает ряд утверждений, по каждому из которых, необходимо высказать своё мнение. Если испытуемый соглашается с одним из них, ему надо поставить около соответствующего номера "да", если не согласен – то "нет". С опорой на эту методику выделяют три фазы "напряжение", "резистенция", "истощение" и 12 симптомов характеризующих эти фазы:

– напряжение (переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, "загнанность в клетку", тревога и депрессия),

– резистенция (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально – нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей),

– истощение (эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения).

Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов – не сложившийся симптом, 10-15 баллов – складывающийся симптом, 16 и более – сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания.

Также распространена следующая методика диагностики является трехкомпонентная модель синдрома "выгорания" американских исследователей К.Маслач, С. Джексон. В соответствии с этим подходом синдром "психического выгорания" включает в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редуцирование личных достижений. На основе представленной трехмерной модели К.Маслач и С.Джексон был разработан опросник. Авторы опросника ПВ – Н.Е.Водопьянова и Е.С. Старченкова.

Процессуальное содержание деятельности медицинских работников заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии пациента: надо всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в него; сопереживать, сострадать, сочувствовать, предвосхищать его слова, настроения, поступки. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разрядки коллег и пациентов. Такая деятельность может характеризоваться как хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность.

Выводы

Прежде всего, считаем необходимым отметить, что эмоциональному выгоранию подвержены большое количество людей разных профессий. Но особенно стоит упомянуть такие профессии как: педагоги, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и врачи.

Медицинские работники с высоким уровнем эмоционального выгорания характеризуются эмоциональной отстраненностью, а также попытками подавить эмоции и не выражать свои чувства. Часто это выражается либо в злости, агрессивности, холодности и обвинениях, либо в покорности, безнадежности и подавленности. Можно заметить, что такие врачи начинают формально относиться к своим пациентам и к выполнению работы в целом. Приходя на прием к таким людям, пациенты часто отмечают, что врач занят только заполнением бумаг и абсолютно не заинтересован в том, чтобы выслушать их, а тем более помочь.

Ответственный характер деятельности медицинских работников обусловливает различные стрессогенные ситуации, которые создают предпосылки для возникновения синдрома профессионального выгорания. В связи с этим, особую актуальность приобретает вопрос об организации психологической профилактики данного синдрома. Особенно это важно для молодых сотрудников, так как большинство из них ощущают нехватку практического опыта работы, поэтому возникает ощущение некомпетентности. Следовательно, необходима специальная подготовка к возможной эмоциональной перегрузке, формирование у них соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для минимизации и преодоления эмоциональных трудностей профессии.

Литература

1. Ларенцова Л. И. Профессиональный стресс врачей стоматологов и методы его коррекции: дис. … докт. мед. наук. М., 2003.

2. Арутюнов А.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов и методы его профилактики: Дис. канд. мед. наук. М.:2004

3. Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания // Журнал "Трудный пациент" № 12-2009. С.123

4. Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания // Журнал "Трудный пациент" № 12-2009. С.125

5. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Владос, 2004 – С.67

6. Бергфельд А.Ю. и др. Восприятие субъектом собственных эмоций и личности: имеется ли связь? /А.Ю. Бергфельд, Е.В. Левченко //Личность, креативность, искусство /отв. ред. Е.А. Малянов и др. Пермь. 2002. С. 271-282.

7. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других // http://psychologi.net.ru/book2_isk_ob/boyko.html

8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2009.

9. Глауберман Д. Радость сгорания. Как конец света может стать новым началом. М.: Добрая книга, 2004.

10. Ермакова Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностноосмысловой сферы личности // Культурнооисторическая психология №1, 2010 С.27-34

11. Зильбер А.П. Этика и закон в медицине критических состояний. Этюды критической медицины. Петразаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008.

12. Ильин Е. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2009.

13. Кожевникова Виктория Профилактика профессионального выгорания // http://ruk.1september.ru/article.php?ID=204401

14. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине -. Медицинское издательство, Прага ЧССР 1983.

15. Ларенцова Л.И., Максимовский Ю.М., Соколова Е.Д.Синдром "эмоционального выгорания"(burnout) у врачей−стоматологов // Новая стоматология, 2002, №2, С.97−99.

16. Лежепекова Л.Н, Якубов Б.А. Психогигиена и психопрофилактика в работе практического врача. М.: Медицина. 1982.

17. Леонтьев А.Н. Предисловие // Экспериментальная психология / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1966, вып. I–II. С. 7

18. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2007.

19. Миронов П.И., Асафьева Н.В. Распространенность и характеристика синдрома "эмоционального выгорания" у персонала отделений интенсивной терапии // Интенсивная терапия. – 2007. – № 3. C.16.

20. Мирошниченко Р.Л. Синдром эмоционального выгорания, как проблема управляющего персоналом // www.HR.ru

21. Муфтахова Ф.С. Изучение проблемы синдрома эмоционального выгорания и поведение преодоления в стрессовых ситуациях // Вестник СГТЭУ, №7 2007 С.78-90

22. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. №3. 2001. С.45

23. Основы психофизиологии / Отв. ред. Ю.И. Александров. – М.: ИНФРА-М, 2008

24. Осухова Н.Г., Лотова И.П., Социально-психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку: теория и практика – М.: Издательская корпорация ЛОГОС, 2009.

25. Приходько Р.П. Эмоции и жизнь: взгляд психолога // Психология и жизнь №7 2009С.78-89

26. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Владос, 2009, С.67

27. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб: Питер, 2009.

28. Психосоматическая медицина: руководство для врачей / Под редакцией П. И. Сидорова. М.: Медпрессинформ, 2006.

29. Решетова Т.В. Влияние когнитивного стиля на взаимоотношения врача и больного // Психологический журнал. 1990, Т.11. №1 С.89-98

30. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002, Т.23, №3

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии –Спб.: Питер, 2008. Психология /Под общей редакцией В.Н. Дружинина – Спб.: Питер, 2002

32. Самоукина Н.В. Карьера без стресса. – СПб.: Питер, 2003.

33. Сидоров Павел. Синдром эмоционального выгорания. Медицинская газета №43 – 8 июня 2005 г. http://medgazeta.rusmedserv.com/2005/43/article_1322.html

34. Тайсон Ф., Р. Тайсон Психоаналитические теории развития – М.: Когнито-Центр, 2006

35. Федоровский Н.М., Григорьева О.М. К вопросу о "синдроме профессионального выгорания" у анестезиологов-реаниматологов. Вестник интенсивной терапии; 2004, №5: 65-66.

36. Федоровский Н.М., Григорьева О.М. К вопросу о "синдроме профессионального выгорания" у анестезиологов-реаниматологов. Вестник интенсивной терапии; 2004, №5 С.34

37. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Вопросы психологии, № 6, 1990, С.34

38. Юдина П.Р. Синдром эмоционального выгорания у практикующих психологов // Весник ЮФУ,№3; 2009 С.45-56

39. Юрьева Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция. Днепропетровск:. Изд-во Днепропетровской мед.академии. 2003

40. Алла Фоминова Как не сгореть на работе? // http://ruk.1september.ru/article.php?ID=200801501