Основы бизнес-планирования на предприятии

Как составлять бизнес-план предприятия

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие, цели бизнес – планирования и его место в системе планирования на предприятии.

Создавая свое дело, предприниматель должен всегда помнить о необходимости планирования на будущее в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, для этого нужно умело рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Главной задачей является, умение привлечения инвестиционных партнеров для развития предприятия. Для этого и необходим бизнес –план, в котором предприниматель должен донести инвесторам суть своего дела (предложений), требующих инвестиций. Бизнес-план –, который содержит все необходимые действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо проекта или создания нового предприятия и является эффективным инструментом для разрешения многих проблем. Составлять бизнес-план рекомендуется на 3-5 лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее – в годовом разрезе

При составлении бизнес- плана важно помнить:

Многие люди, проявляющие свои предпринимательскую деятельность, часто не рассчитывают свои силы и финансовые возможности применяют их не рационально. Некоторые из них не имеют представления о руководстве предприятием и о тех проблемах, с которыми предприятие может столкнуться.

Неумение их правильно решать, часто приводит предприятие к банкротству.

Целью бизнес-плана являются:

. Изучение рынка сбыта;

. Анализ положение дел отрасли;

. Анализ предполагаемого хода событий в планируемом деле и умение их преодолеть.

Исходя из выше перечисленного, главной целью бизнес-плана – дать, системную оценку на перспективу развития предприятия, исследовать различные стороны предприятия (SWOT- анализ) т. е. спрогнозировать и спланировать его деятельность на ближайший период и перспективу.

Три основные причины, которые побуждают предпринимателей планировать свою деятельность:

.Сама разработка бизнес-плана, включая aнализ, заставляет объективно, критически взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План – это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок на пути его реализации;

. Бизнес-план является инструментом, с помощью которого можно успешно контролировать и управлять предприятием;

. Правильно составленный бизнес-план является средством для донесения и реализации идей своего бизнеса до всех заинтересованных лиц (банковского менеджера, других финансовых инвесторов.), включая работников самого предприятия.

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

определить конкретное направление деятельности предприятия, и занять свою нишу на этих рынках;

сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы;

выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также, оценить издержки по их созданию и реализации;

Проводить маркетинговые исследования рынка, организации рекламы, стимулирование продаж, добиться максимизации прибыли в конкретных условиях и т. п.;

обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой

конкуренции;

оценить материальное и финансовое положение фирмы.

В комплексе данные задачи предъявляют особые требования к создаваемому руководством фирмы хозяйственному механизму, который должен обеспечить наиболее быструю адаптацию деятельности фирмы к изменяющимся внешним условиям макро- и микросреды за счет применения современных методов стратегического планирования.

Стратегическое планирование – это управленческая деятельность по созданию и поддержанию стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными материальными и технологическими возможностями и шансами в сфере маркетинга и по достижению стратегического преимущества перед конкурентами.

Таким образом, смысл стратегического планирования состоит в:

. Создание условий для сдерживания стремления руководителей только к максимизации текущей прибыли в ущерб достижению долговременных целей фирмы;

. Ориентирование руководителей в большей степени на предвидение будущих изменений макро- и микросреды фирмы, чем на реагирование на уже произошедшие изменения;

. Определение условий для установления обоснованных приоритетов распределения обычно ограниченных производственных ресурсов с целью их мобилизации для достижения поставленных конкретных целей;

. Уменьшение риска в хозяйственной деятельности и обеспечении концентрации имеющихся ресурсов на выбранных приоритетных направлениях.

Одним из ключевых элементов стратегического планирования является бизнес-план.

Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать бизнес, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможные риски.

Бизнес-план, в отличие от внутрипроизводственного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта, оценивая перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее.

Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии, или тактики развития предприятия, тогда как обычное планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.

Бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя – учредителя фирмы.

Отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиях рыночных отношений.

Таким образом, бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко применим практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.

Методика разработки бизнес-плана предприятия.

Приступая к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации.

Первый шаг в подготовке бизнес-плана предполагает определение источников нужной информации. Ими могут стать учебники по бизнес-планированию, правительственные учреждения (в том числе занимающиеся проблемами малого бизнеса), фирмы по управленческому консультированию и другие подобные организации, отраслевые издания, курсы по составлению бизнес-планов, аудиторские фирмы, знакомые, коллеги, друзья.

Вторым шагом работ над бизнес-планом становится определение целей его разработки. Цели определяются тем перечнем проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Очень важно понять, что внутренние и внешние цели организации могут быть достигнуты, только если создан по-настоящему добротный и качественный план. Отечественные бизнесмены часто приводят доказательства, опираясь, скорее, на эмоциональные, чем на рациональные доводы. Однако в кредитной сфере слову и формальным отпискам доверять не склонны. Хилый, скудный по содержанию, скрывающий важную хозяйственную информацию бизнес-план не может соответствовать целям привлечения инвесторов. Определяя внутренние и внешние проблемы бизнес-планирования, стоит задуматься о возможности их взаимопроникновения. Например, внешние цели – привлечение инвесторов могут быть лучше достигнуты, если предложить, скажем, коммерческим банкам стать не просто кредиторами, а полноправными участниками предпринимательского проекта.

Во-первых, это привлечет к проекту дополнительное внимание. Как показали исследования, для коммерческих банков более привлекательным представляется не простое выделение кредитов под бизнес-план, а сочетание кредита с непосредственным участием в его осуществлении: совместная деятельность, долевое участие в акционерном капитале, распределении прибыли, операции и т.д. Если данные моменты будут выделены в бизнес-плане, это поможет легче получить необходимые финансовые ресурсы.

Во-вторых, специалисты коммерческих банков и других финансовых компаний, как правило, обладают необходимыми навыками в оценке инвестиционных проектов. В инвестиционных управлениях коммерческих банков, учитывая отсутствие нужного опыта и знаний у отечественных предпринимателей, создают специальные подразделения, эксперты которых помогают разобраться в сложных проблемах оценки будущих перспектив бизнеса. Таким образом, предприниматели могут рассчитывать на серьезную помощь в решении внутренних проблем нового бизнеса на уровне современных научных методов с применением сложного экономико-математического аппарата.

Когда внутренние и внешние цели бизнес-планирования выяснены, можно приступить к третьему шагу – точному определению своих целевых читателей – будут ли это только внутренние участники организации (что крайне маловероятно) или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами, – будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты. Венчурные, или рисковые, капиталисты – это коммерческие организации, специализирующиеся в области финансирования предпринимательских проектов на различных стадиях их осуществления (как на этапе становления, так и на этапах расширения и модернизации), а также финансирования отдельных рисковых подразделений – видов бизнеса, входящих в крупную хозяйственную организацию. Венчурные капиталисты участвуют в финансировании бизнеса через систему долговых расписок, приобретение акций и других ценных бумаг фирмы, нуждающейся в финансировании, цель деятельности венчурного капитала – вложение средств в рискованные предприятия для получения высокой прибыли. В странах с развитой рыночной экономикой венчурный капитал – обычное, широко распространенное явление. Организационные формы его различны. Обычно они создаются в рамках товариществ с ограниченной ответственностью, партнеры которых страховые, пенсионные, благотворительные фонды или частные лица с высокими доходами.

Выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость выделения тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических показателей (фирма, ориентированная на финансирование, в первую очередь за счет выпуска и продажи акций, должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат; если организация рассчитывает на получение банковского кредита, в бизнес-плане нужно указать величину процентов, имея в виду их типичные размеры на рынке вообще и на рынке банковских кредитов в частности).

Когда автор будущего бизнес-плана очертил круг своих будущих читателей, он может перейти к очередному, четвертому шагу – установлению общей структуры создаваемого документа.

Анализ практики составления бизнес-планов позволяет выделить следующие разделы, т.е. определить структуру, в которую, по моему мнению, должны войти: краткая характеристика предприятия, характеристика проекта, характеристика продукта (товара), оценка конкуренции, анализ рынка, стратегия маркетинга (в том числе стратегия сбыта), финансовый план, оценка рисков.

Пятый шаг бизнес-планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана. Это могут быть внутренние участники – работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательно привлечь также внешних консультантов, особенно для использования их в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов, в работу над бизнес-планом могут быть вовлечены экономисты широкого профиля (в том числе специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению. Перед тем как заняться сбором информации, полезно составить вопросник, который включает существенные вопросы по каждому из разделов бизнес-плана.

Следующий, шестой шаг в бизнес-планировании – это непосредственное написание бизнес-плана. Это очень ответственный и трудоемкий этап. Важное правило здесь: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков такого рода работы. Помощь консультантов предпринимателю завершается на предыдущем этапе, когда внутренние и внешние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществляют ее первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут ассистировать предпринимателю. Если предприниматель перепоручает написание бизнес-плана кому-нибудь другому, то следствием этого являются:

неполное и несистематичное знание предпринимателем слабых и сильных сторон своей организации, основных направлений ее деятельности, возможного будущего запланированного проекта;

отсутствие периода обучения деятельности по планированию, которое негативно скажется на будущих действиях организации (ведь планирование – это неотъемлемый компонент управленческой деятельности);

неумение предпринимателя доказательно и глубоко продемонстрировать преимущества своего проекта будущим инвестора; И что не менее важно – предприниматель может потерять доверие инвесторов: несовершенный, не совсем удачный, но составленный самостоятельно бизнес-план можно исправить, а вот потерянное доверие восстановить гораздо сложнее. Тем не менее, в современной практике далеко не все предприниматели занимаются самостоятельным составлением бизнес-плана.

Сегодня отечественные бизнес-планы создаются:

самими предпринимателями, часто с привлечением специальных

компьютерных программ – таких, как отечественная Project Expert, которые весьма дороги;

консалтинговыми фирмами, качественная продукция которых в зависимости от степени участия в планировании, проработки плана, и квалификации привлеченных сотрудников колеблется от 2 до 40 тысяч долларов. На рынке консалтинговых фирм также действуют заведомо недееспособные фирмы, которые готовы составить бизнес-план срочно и по низкой цене, их продукция не выдерживает никакой критики;

инвесторами: коммерческими банками, фондами.

Некоторые кредиторы настороженно относятся к самостоятельно составленным бизнес-планам, считая их кустарными и недостоверными. С учетом определенного недоверия инвесторов к самостоятельной работе отечественного предпринимателя оптимальным решением, по-видимому, является компромисс: предприниматель сам составляет бизнес-план, а заинтересованные структуры, либо консалтинговые фирмы производят его экспертизу и, если нужно, корректировку. Желательно привлечение специальных программных продуктов.

Когда все разделы бизнес-плана написаны, предприниматель должен подготовить резюме основных идей бизнес-плана.

Шестой этап, в общем, завершает процесс бизнес-планирования, однако для улучшения плана полезно сделать еще один, седьмой шаг, который заключается в том, что предприниматель предлагает готовый бизнес-план для прочтения кому-нибудь из авторитетных, но незаинтересованных лиц, кто способен оценить его работу на основе конструктивной критики. Перед тем как передать бизнес-план заинтересованным читателям, необходимо тщательно продумать и составить их список. В целом, работа по бизнес-планированию – это очень трудоемкий и достаточно длительный процесс. Предпринимателю приходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана. Различные специалисты по бизнес-планированию единодушны в том, что суммарное время, необходимое для этого, составляет около 200 часов.

Структура бизнес-плана и краткое содержание его основных разделов

Структура бизнес-плана должна состоять из коротких но понятных комментариев, с помощью которых можно осветить вопросы бизнес- плана. Так же стоит отметить, что единой стандартной схемы нaписания бизнес-плана нет, так как каждый бизнес имеет свою структуру и цели. Однако при написании бизнес- плана существуют общие правила, бизнес-план должен быть:


1.Бизнес – план должен быть, лаконичен но раскрывать сущность проекта.

2.Бизне – план должен быть, функциональным и включать ту информацию которая будет выгодна и интересна читающему(инвестору, кредитору)

3.При разработке бизнес- плана, нужно подходить реалистично, учитывать так же и худшие показатели.

Бизнес-план предприятия включает в себя следующие разделы:

. Резюме.

. Описание товара.

. Анализ рынка.

. Оценка конкуренции.

. Маркетинг-план.

. Производственный план.

. Финансовый план и показатели эффективности проекта.

. Анализ рисков.

Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указываются: наименование предприятия – инициатора проекта, его название, а также авторы проекта, время и место подготовки бизнес-плана.

1. Резюме

Это сжатый обзор делового предложения, предназначенный привлечь внимание инвесторов к разрабатываемому бизнес-проекту и получить необходимые кредиты для его практической реализации. В нем должны быть показаны необходимость его финансирования, а также планируемая эффективность его финансирования а так же планируемая реализуемость. Резюме составляется уже на основе готового бизнес- плана. Обычно из каждого раздела выбираются самые существенные инновационные предложения и наиболее важные расчетные показатели. Работа над подготовкой резюме, является чрезвычайно важной и ответственной, поскольку оно не произведет благоприятного впечатления на будущих инвесторов и кредиторов о содержании бизнес- плана, то трудно будет рассчитывать в дальнейшем на получение денежных средств.

Объем резюме должен быть не более двух страниц. Поэтому оно должно кратко и достаточно полно отобразить все наиболее значимые социально-экономические результаты бизнес-проекта. Резюме служит ключевой частью всякого бизнес- плана и должно привлекать внимание специалистов не количеством, а качеством итоговой информации.

2. Описание товара.

Или вида деятельности заключается в том, чтобы наиболее подробно и полно представить в бизнес-плане основные характеристики будущей продукции, товаров, услуг предлагаемых к поставке на соответствующий рынок. В данном разделе необходимо дать точное представление о товаре и раскрыть его конкурентоспособность, показать динамику спроса, расширение рынка продаж, возможность совершенствования, сокращение издержек и т.д.

При описании товара, необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Какие потребности призван удовлетворять планируемый к производству новый товар?

2.В чем особенность и уникальность данного товара и почему потребители должны отдавать ему предпочтение перед другими товарами-конкурентами?

3.Какими патентами защищен предлагаемый к производству продукт и доведен ли он до товарного вида?

В данном разделе бизнес-плана центральным является описание вида деятельности фирмы. Любой бизнес предполагает занятие несколькими видами предпринимательской деятельности. Поэтому очень важно выбрать тот вид, от которого полностью зависит также содержание планово-управленческой деятельности. В особенности это важно для вновь открываемых фирм и предприятий, при создании которых в бизнес – плане следует дать ответы о содержании их основной деятельности.

3. Анализ рынка.

Рынок и маркетинг являются решающими факторами для всех компаний. Самые гениальные технологии оказываются бесполезными если на них нет покупателя.

Изучение рынка одна из главных проблем нового бизнеса. Вам необходимо убедить инвестора и необходимо убедится самому в существовании рынки для вашей продукции в том что вы рынок понимаете и сможете продавать свою продукцию.Для этого необходимо предварительно собрать и обработать всю информацию касательно рынка

Типичный процесс исследования рынка предлагает четыре этапа:

определение типа данных;

поиск этих данных;

анализ данных;

реализация мероприятий, позволяющих использовать эти данные на пользу предприятию.

В этом разделе перечисляются все имеющиеся заказы на продукцию на первый и последний годы планового периода.

Требуется провести анализ, определив, в течение какого времени продукция может утвердиться на рынке и какие факторы повлияют на расширение рынка (перспективы развития отрасли, региона, конкуренции и т.п.). Здесь очень важно выделить слабые и сильные стороны свои и конкурентов, оценить конкурентоспособность производимой продукции.

Это может послужить исходной информацией для определения объема продаж и оценки возможных рисков.

Если трудно провести достоверные исследования рынка, либо они стоят достаточно дорого и не по карману начинающему предпринимателю, можно изготовить пробную партию товара, реализация которого даст ценную информацию о рынке, особенно если сам предприниматель примет непосредственное участие в продаже товара или оказании услуг.

При этом предпринимателю целесообразно обратить внимание на следующее:

насколько часто и охотно покупатели приобретают его товар или

обращаются в его фирму за услугами;

кто именно покупает его товар или обращается к нему за услугами, что именно привлекло;

сколько времени потребовалось для реализации всей партии товара или оказания одной услуги;

как реагируют покупатели на цену его товара. Можно поиграть с ценой товара и посмотреть, повлияет ли ее снижение на скорость продажи и расширение круга потребителей.

Таким образом, из пробной продажи необходимо получить максимум интересующей информации. Полезно поинтересоваться у потребителей, какие изменения внесли бы они во внешний вид, качественные параметры, упаковку, оказание сервисных услуг. При этом не обязательно стремиться удовлетворить интересы и запросы всех потребителей сразу. Необходимо нацелить товар или услугу на определенную группу покупателей, на их потребности и вкусы, направить совершенствование изделий и услуг, завоевать определенную нишу на рынке данного товара (услуги) и стараться ее удержать.

может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, дабы успешнее противостоять своим соперникам. Причем такой анализ необходимо вести постоянно хотя бы потому, что рынки пребывают в постоянном изменении, и чей-то успешный дебют привлекает новых конкурентов.

Необходимо сделать акцент на те стороны деятельности, где наблюдается определенное преимущество перед конкурентами (

5. План маркетинга.

Предназначен для создания эффективного рынка сбыта предлагаемого товара. Он необходим как часть бизнес- плана не только для организации внутренней деятельности фирмы но и установления деловых контактов с внешними партнерами и инвесторами. В рыночных отношениях для достижения высоких результатов не достаточно просто произвести требуемый товар, а необходимо завоевать доверие покупателей, обеспечить его продажу

и получить запланированную прибыль. Маркетинговый раздел бизнес-плана дает ответы на следующие вопросы:

Каковы основные характеристики различных групп покупателей на том внутреннем или внешнем рынке, на которое предприятие ориентируется? Каковы здесь сегменты рынка и на какой из них следует рассчитывать?

Какие каналы распределения товаров будет использовать предприятие? Каковы будут издержки сбыта при различных вариантах организации продаж?

Каждый предприниматель должен уметь составлять план- маркетинга который служит базой для последующих разделов бизнес- плана.

6. Производственный план.

Необходим в тех бизнес- проектах, которые предусматривают организацию производства новых конкурентоспособных товаров и услуг

В производственном разделе бизнес – плана необходимо дать ответы на следующие вопросы:

1. Где будут производиться товары?

2. Какие потребуются производственные мощности и как обеспечить их развитие?

3. На каких условиях и у кого будут закупаться требуемые производственные ресурсы?

Производственный план обычно разрабатывается на несколько лет и в дальнейшем может изменяться.

7. Финансовый план

В данном разделе бизнес-плана обосновываются основные показатели эффективности проекта.

Финансовый раздел должен содержать три наиболее важные формы:

отчет о прибылях и убытках;

отчет о движении наличности;

баланс предприятия.

Отчеты о прибылях и убытках показывает, будет ли получать (или для действующей компании – получает ли уже) ваша компания прибыль, т.е. уровень прибыльности вашей компании: сколько денег вы будете иметь после всех произведенных расходов. Однако этот отчет не отражает общую " стоимость" вашей компании, а так же какой наличностью она располагает. Компания может начать терять деньги

Данный раздел бизнес-плана является итоговым и просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции. При разработке финансового плана должны быть учтены характеристики и условия среды, в которой предполагается реализация инвестиционного проекта:

- налоговая среда (перечень видов налогов, ставки налогов и сроки их выплаты, тенденции изменения);

- изменение курса валют, по которым ведется расчет проекта;

- дифференцированная инфляционная характеристика среды;

- дата начала и время реализации проекта,

- горизонт расчета проекта.

Методические основы финансового планирования и определения эффективности инвестиционного проекта, а также этапность

построения финансового плана широко известны.

Финансовый план включает три документа: Отчет о прибылях и убытках, План-баланс и Отчет о движении денежных средств.

Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия в текущий период проекта. С помощью данного отчета можно определить размер получаемой предприятием прибыли в определенный период времени.

Балансовая ведомость отражает финансовое состояние предприятия на конец рассчитываемого периода времени, из анализа которого можно сделать вывод о росте активов и об устойчивости финансового положения предприятия, реализующего проект, в конкретный период времени.

Отчет о движении денежных средств показывает формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств предприятия в динамике от периода к периоду.

Наиболее распространенные формы финансирования инвестиционных проектов:

1. Акционерное инвестирование – вклады денежных средств путем приобретения акций.

2. Бюджетное – осуществляется непосредственно за счет инвестиционных программ через прямое субсидирование.

3. Лизинг – способ финансирования инвестиций, основанный на долгосрочной аренде имущества при сохранении права собственности за арендодателем.

4. Долговое финансирование – за счет кредитов банков и долговых обязательств юридических и физических лиц.

5. Ипотека – вид залога недвижимого имущества с целью получения денежной ссуды.

8. Анализ рисков проекта.

Проблема риска и дохода в производственной и финансовой деятельности предприятия является одной из главных. Для промышленного предприятия риск означает вероятность наступления неблагоприятного события, которое может привести к потере части его ресурсов, недополучению доходов или появлению дополнительных расходов в результате производственной и финансовой деятельности.

Следует учитывать, как минимум, следующие виды рисков:

производственные, связанные с различными нарушениями в

производственном процессе или процессе поставок сырья, материалов и комплектующих;

коммерческие, связанные с реализацией продукции на рынке не в

полном объеме;

финансовые риски, которые вызываются инфляционными процессами,неплатежами, колебаниями валют и т.п.;

риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами, которые могут быть вызваны непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса до стихийных бедствий).

Проводят качественный и количественный анализ риска. Задачей первого является определение факторов риска и этапов работ, при выполнении которых возникает риск. Количественный анализ предполагает определение размера риска, что является более сложной задачей.