Общественное мнение и социальная установка.
Общественное мнение и социальная установка
Общественность, Общественное и социальное настроения, общественное мнение и социальная установка- все это объединяется в социальной психологии. Центральным явлением в социальной психологии следует признать общение. Общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; подражание, внушение, убеждение; лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность; отношения и установки. Социальная психология рассматривает общение на разных уровнях: межличностном, институционально-личностном, официально формализованном. Общение изучается и как специфическое явление, и как средство повышения эффективности труда и обучения.(7)(8)
Социальная психология как наука складывалась с середины 19 века. Она возникла на стыке психологии и социологии, по этой причине она вбирает в себя достижения той и другой наук. Являясь преимущественно областью системы психологических наук, социальная психология обеспечивает стык между изучением человека и общества. Иначе говоря, социальная психология изучает "человека в социуме".
К явлениям социальной психологии относятся групповые социально-психологические феномены. Существенное место занимают явления, связанные с личностью, отношения, ценностные ориентации, роли, восприятие и понимание людьми друг друга. Нельзя оставить без внимания изучение массовидных социально- психологических явлений: классовых и национальных особенностей; нравов, обычаев, привычек; подражания, внушения; особенностей массы и толпы.
Интересным для социальной психологии является такое понятие как "общественное мнение". Говоря об общественном мнении, о настроении больших социальных групп, нельзя не сказать о таком явлении, как социальная установка. Начало исследования социальных установок было положено работой У. Томаса и Ф. Знанецкого об адаптации польских крестьян-эмигрантов в США в 1918 г. Были выявлены две зависимости, описывающие процесс адаптации: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида. Для объяснения значимости социальной организации для индивида было предложено понятие социальная ценность, а для объяснения психологического состояния индивида по отношению к группе – социальная установка(8) (9)
Было осуществлено много попыток измерения социальной установки как латентного отношения к социальным ситуациям и объектам, характеризующегося модальностью и вербализирующегося. С этой целью в социальной установке выделяются функции и структура. Широко используются межкультурные исследования, например исследования Макгранахамом (1946 г.) степени авторитаризма отдельных культур. Опрашивались две группы юношей (по 191 участнику в каждой группе, возраст от 14 до 18 лет) соответственно в США и Германии. Согласие с утверждением о том, что люди, несправедливо критикующие правительство, должны находиться в тюрьме выразили 36% в Германии и 21% в США. Согласие с утверждением, что газеты должны сообщать только хорошие для общества новости – 43% в Германии и 17% в США.(9)(10)
К деятельности личность побуждают потребности и мотивы. Социальная установка объясняет, почему люди в определенных ситуациях поступают тем или иным образом, почему они выбирают конкретный мотив. Это понятие объясняет особое состояние личности, предшествующее ее реальному поведению. Социальная установка возникает в результате активного освоения личностью всей системы социальных связей. В отличие от кратковременных эмоциональных реакций, социальная установка достаточно долго сохраняется. Понятие социальной установки широко используется при изучении общественного сознания и политического поведения избирателей в ходе выборов (выяснение устойчивости социальных установок избирателей, механизмов влияния средств массовой информации на изменение социальных установок избирателей).
Что же представляет собой социальная установка? В современной социальной психологии есть два определения этого явления:
- устойчивая предрасположенность, готовность индивида или группы к действию, ориентированному на социально значимый объект;
- психологическое переживание индивидом ценности, значения социального объекта, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее влияние на поведение.
Опросы общественного мнения представляют собой распространенные исследования социальных установок массового сознания. У социальной установки, в аспекте удовлетворения потребностей человека, есть четыре функции:
- приспособительная (адаптивная) – направление деятельности на объект, удовлетворяющий потребности индивида;
- знания – дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к какому-либо объекту,
- выражения (саморегуляции) – как средство освобождения индивида от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
- защиты – способствует разрешению внутренних конфликтов личности.
Структура социальной установки включает в себя осознание, оценку, готовность действовать, а это есть:
- когнитивный компонент – осознание объекта установки;
- аффективный компонент – эмоциональная оценка объекта;
- поведенческий – последовательное поведение по отношению к объекту.
Говоря о социальной установке, важно отметить, что у индивида может существовать одновременно иерархия социальных установок. Кроме того, в конкретной ситуации может происходить конфликт между социальной установкой на объект и социальной установкой на ситуацию, а также в зависимости от ситуации может проявляться (доминировать) когнитивный или же аффективный компоненты структуры социальной установки.
Изменение социальной установки может происходить под влиянием убеждения, массовой пропаганды, членства в новой социальной группе или же благодаря более глубокому знакомству с объектом установки. Существует две теоретических модели, объясняющие изменение социальной установки.(10)(11)
- Бихевиористская. основана на принципе наущения. Предполагается, что социальные установки индивида изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление какой-либо социальной установки. Изменение социальной установки зависит от системы вознаграждений и наказаний.
- Когнитивистская (теория соответствия). Социальная установка изменяется, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие. Стимулом для изменения социальной установки является потребность в восстановлении упорядоченного восприятия внешнего мира.