Объективные и субъективные факторы формирования зависимости

Объективные и субъективные факторы формирования зависимости.

Статьи по теме
Искать по теме

Объективные факторы формирования зависимости

В настоящее время момент в научной литературе нет единого признанного определения психологической зависимости. Одни авторы определяют ее, как необходимость "Я" в приеме психоактивных веществ или производстве определенных действий для достижения определенных эмоциональных переживаний, акцентируя, таким образом, предопределенность, неизбежность приема психоактивного вещества и его цель. Другие исследователи определяют психологическую зависимость как эмоциональное состояние, характеризуемое ощущением настоятельной потребности в наркотике, либо действии (игре, например) либо для получения эффекта, связанного с его употреблением, либо для снятия негативных ощущений, связанных со злоупотреблением им.

Все же, видимо, есть смысл говорить о наличии объективных факторов формирования психологической зависимости, как обстоятельств внешнего порядка. Медики обычно причисляют к объективным факторам биологический механизм формирования зависимости.

С учетом анализа литературы по вопросу психологической зависимости и установленных эмпирических фактов под психологической зависимостью при наркомании мы будем понимать непреодолимое влечение человека к изменению эмоционального состояния при помощи наркотического вещества (или веществ), или влечение к совершению определенных действий (игр, религиозных обрядов).

Психологическая зависимость обусловлена доминантой на наркотик; поддерживается формированием представления об интоксикации как единственно возможном комфортном состоянии, обеспечивающем максимально возможную психологическую работоспособность; проявляется как навязчивое влечение к этому комфортному состоянию; сопровождается ощущением управляемости со стороны. В результате человек теряет контроль над своим поведением.

В структуре головного мозга имеется центр, объединяющий специальные группы нервных клеток, регулирующих у человека чувство удовольствия, он так и называется – "центр удовольствия". Клетки центра возбуждаются при воздействии достаточно сильных, приятных для человека внешних раздражителей. Воздействие на этот центр и обеспечивает биологически привыкание человека к тем или иным раздражителям, и это привыкание быстро превращается в потребность.

Прежде всего в ряду таких факторов учитывают наследственность. Специфической патологии здесь не обнаружено, но у детей алкоголиков и наркоманов установлен низкий уровень физического и психического развития, нервные и психические заболевания.

Вторым фактором обычно считается гендерный. Одна и та же доза наркотика или алкоголя будет больше влиять на женщину, чем на мужчину при прочих равных условиях. К тому же женщины более эмоциональны, а также более "открыты приему" чужих эмоций, что делает их более зависимыми от религиозных сект. Об этом мы еще скажем ниже.

К числу игроманов чаще относятся мужчины, но на наш взгляд, здесь действует не психологический, а скорее, социальный механизм. Женщины в российском обществе реже проводят время в казино и игровых залах. В тех же случаях, когда такое происходит, зависимость формируется быстрее и прочнее, чем у мужчин.

Объективным фактором формирования психологической зависимости может быть и возраст. Токсическое воздействие вредных веществ на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого человека. В подростковом возрасте наркотические вещества оказывают крайне опасное действие даже при однократном приеме, нарушают нормальный процесс развития психики. Задерживается развитие высших форм мышления, утрачиваются развивавшиеся способности. Аналогичное, воздействие на растущий организм оказывает и алкоголь.

К тому же в подростковом возрасте сильнее действуют на психику социальные факторы.

К социальным факторам, способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести технический прогресс в области пищевой промышленности или фармацевтической индустрии, выбрасывающих на рынок все новые и новые товары – потенциальные объекты зависимости. Кроме того, по мере урбанизации мы наблюдаем, как ослабевают межличностные связи между людьми. Стремясь к независимости, человек утрачивает необходимые ему поддержку и ощущение безопасности. "Вместо того чтобы искать удовлетворения в человеческих взаимоотношениях, мы все больше обращаемся к бездушным продуктам цивилизации".

Нельзя забывать и о воздействии на психику подростка референтных групп. Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики. Например, на фоне выраженной тенденции группирования подростков психоактивные вещества выступают в роли "пропуска" в подростковую субкультуру. В данном случае они выполняют следующие жизненно важные для подростка функции:

- поддерживают ощущение взрослости и освобождения от родителей;

- формируют чувство принадлежности к группе, а также среду неформального общения;

- помогают регулировать эмоциональное состояние.

Субкультура может выступать в самых разнообразных формах: подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство или просто мужская компания. В любом случае ее влияние на личность, идентифицирующую себя "со своими", чрезвычайно велико. Очевидно, что в подростковом и юношеском возрасте влияние субкультуры максимально. На наш взгляд, это один из наиболее значимых социальных факторов зависимого поведения личности.

Вернемся к фактору наследственности. На наш взгляд здесь правильнее говорить о том, что вытекает из семейных отношений. Семья играет существенную роль не только в происхождении, но и в поддержании зависимого поведения. В то же время наблюдения говорят о том, что в одной и той же семье дети могут демонстрировать различное поведение. Более того, даже в семьях, где родители страдают алкоголизмом, у ребенка не обязательно формируется зависимое поведение. Очевидно, что не менее важную роль играют индивидуальные особенности конкретной личности.

Таким образом, целесообразно говорить не о наследственной, а о семейной предрасположенности к зависимому поведению.

Субъективные факторы формирования зависимости

Среди наиболее значимых факторов патогенеза зависимости обычно называют психологические и средовые. В сущности, это и есть факторы объективные (средовые) и субъективные (психологические). Хотя полностью отождествлять их, по-видимому, не стоит. Ведь средовые факторы тоже могут (хоть и не всегда) зависеть от психологических особенностей человека. В конце концов, в определенном плане мы сами выбираем себе среду. Однако и этот выбор может быть предопределен сочетанием объективных факторов, скажем, семейных.

Психофизиологические особенности человека, очевидно, выступают в роли фактора, определяющего индивидуальное своеобразие аддиктивного (зависимого) поведения. Они могут существенно влиять на выбор объекта зависимости, на темпы ее формирования, степень выраженности и возможность преодоления.

Здесь психологическая зависимость определяется через эмоциональное состояние, существенным признаком которого является настоятельная потребность в наркотике или подобном элементе. Ведь психологическая зависимость обозначает стойкую эмоциональную потребность в повторяющемся употреблении чего-либо, потребность в совершении определенных действий (игр, сакральных обрядов в сектах).

В медицинской литературе используется термин "синдром психологической зависимости". Синдром – это определенное сочетание признаков, симптомов какого-либо явления, объединенных едиными механизмами возникновения. Здесь могут быть выявлены следующие особенности:

-формирование представления об интоксикации наркотиками (алкоголем), либо об участии в играх, сектах, как единственно возможном комфортном состоянии, обеспечивающем максимально возможную психологическую работоспособность;

-формирование обсессивного влечения к этому комфортному состоянию.

Мнение о том, что личностные факторы являются важными этиологическими детерминантами развития аддиктивных расстройств, сложилось довольно давно. При этом достаточно долгое время главенствовало представление о гедонистической акцентуации личностной организации у алкоголиков и наркоманов.

Во главу угла психологической концепции патологического влечения ставилось стремление к удовольствию, а также агрессивные и аутодеструктивные мотивы аддиктивного поведения. Подчеркивалось значение недостаточности исходных волевых качеств индивида, его побудительной неустойчивости с ориентацией на легко достижимые цели, немедленное осуществление желаний с отсутствием присущей "нормальной" личности способности согласовывать удовлетворение потребностей с "принципом реальности". Генетически связанными с указанными девиациями представляются такие свойства характера зависимых, как внушаемость, подчиняемость и подражательность.

Факт высокой отягощенности аддиктивных больных мотивационно-волевыми расстройствами с недостаточностью самоконтроля гедонистических и деструктивных импульсов явился для некоторых исследователей поводом для выделения так называемой "преалкогольной" и "пренаркоманической" личности.

Так, в качестве одного из наиболее патогномоничных в отношении развития патологического пристрастия к психоактивным веществам типов акцентуации характера и психопатий рассматривался "неустойчивый тип", своеобразие которого и определяется неустойчивостью мотивационно-потребностной сферы с сочетанием импульсивности и ведомости.

Но при изучении специфической личностной предиспозиции к развитию зависимости от психоактивных веществ большинство исследователей пытались также применить выделяемые в клинической психиатрии типы психопатий и акцентуаций характера. Однако по мере накопления казуистического материала стало очевидным, что при квалифицировании личностных свойств наркологических больных в соответствии с традиционной типологией выделение "алкогольной" и "наркоманической" личности бесперспективно. Это неизбежно приводит, в одних случаях, к недоучету многих важных личностных факторов предрасположения, в других, – к чрезмерному расширению либо искусственному искажению рамок того или иного классического понятия.

Но безусловно, аддиктов отличает крайне неустойчивая и поляризованная самооценка, формирование которой восходит к самым ранним этапам развития личности. У них отсутствует базовое чувство благополучия, внутренней гармонии и самодостаточности, которое создается как функция оптимальной успокоенности, сытости и защищенности в условиях сбалансированных отношений между родителями и развивающимся ребенком. Вследствие указанного дефицита задерживается обретение способности любить себя и других, наличие которой необходимо для развития у человека чувства собственной ценности и, в конечном итоге, – для целеустремленного и независимого существования.

Характерной особенностью самооценки аддиктов является ее слабая аргументированность реальными фактами прошлого, зависимость от сиюминутного положения "здесь и сейчас" и, как следствие, – несоответствие ретроспективной самооценки проспективной.

Такой человек, например, преподносит свое прошлое в самоуничижительных красках; актуализируя ошибки прежних лет, дает неопределенную оценку себе в настоящем и превозносит – в будущем, рисуя ничем не обоснованную радужную картину предстоящей метаморфозы: высокая репутация, уважение окружающих и т.д.

То есть, личностные и субъективные факторы в большей степени обусловливают расстройство мотивационно-потребностной сферы человека.

Ситуативная или длительная депривация такой потребности, например, отсутствие объекта зависимости, является помехой нормального (эффективного, стабильного и комфортного) повседневного функционирования личности, вызывает затруднения в социальной и психологической адаптации и/или приводит к субъективному переживанию тяжелого личностного дискомфорта.

А это вынуждает личность к регулярному и постоянно возобновляющемуся поиску источника удовлетворения потребности, связанного с объектом зависимости. Удовлетворение такой искаженной потребности является временным, и по истечении некоторого срока потребность в объекте зависимости актуализуется вновь.

В состоянии психологической зависимости может нарушаться критичность по отношению к объекту зависимости и/или затрудняться критическое осознание этой зависимости. Источник психологической зависимости может выступать для личности в качестве объекта сверхценного отношения. Объект (ситуация) зависимости может служить источником субъективно-комфортного состояния или средством стабилизации неблагоприятных личностных состояний.

Если же речь идет о психологической зависимости, например, от религиозных организаций (сект), то здесь не приходится говорить о том сочетании физической и психической зависимости, которая возникает, например, при алкоголизме или наркомании. Скорее, это разновидность расстройства личности, при котором она настолько опирается на других людей, что не может принять даже простейшего самостоятельного решения.

Человек, страдающий зависимостью, может также необоснованно считать себя неполноценным и поэтому будет нуждаться в ком-то, кто сможет помогать ему бороться с жизненными невзгодами.

При изучении подобных личностей для последующей помощи им целесообразно использовать такие методики, как интервьюирование, тестирование, анкетирование.

Мы выбираем эти методики, поскольку с их помощью наиболее быстро получаются значимые результаты, к тому же, поскольку в данном случае на вопросы отвечает конкретная личность, есть возможность оказывать помощь, опираясь именно на ее личностные характеристики.

Интервью – в социальных исследованиях – целенаправленная беседа, цель которой состоит в получении ответов на вопросы, предусмотренные программой. Интервью позволяет:

- учесть уровень подготовленности и культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса;

- гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания ответов на предыдущие ответы;

- ставить дополнительные вопросы и т.д.

Все это делает интервьюирование одной из оптимальных форм работы в данном случае.

Психологическое тестирование – исследование определенных психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов, может помочь в данном случае, поскольку сделает более жесткой направленность ответов. Надежная тестовая методика дает сходные результаты независимо от времени года или пола экспериментатора, влияния подобных фоновых факторов, оно должно сводится к минимуму самой методикой, что и определяет ее надежность.

Недостаток этого метода, применительно к нашей проблеме, на наш взгляд, заключается в том, что тестовая методика пока не столь популярна в нашей медицине. Тестовые опросы в основном проводятся при приеме на работу, на экзаменах и т.п.

Пока отработаны только тестовые методики, позволяющие определить склонных к формированию зависимости людей, но для этого не обязательно проводить тестирование. Для оказания же помощи таким людям отработанной тестовой методики еще нет.

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведен здесь к минимуму, а значит, к минимуму сведено и возможное влияние психолога на опрашиваемых.

Анкетирование позволяет наиболее жестко следовать намеченному плану исследования, так как процедура "вопрос-ответ" строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Поэтому данный метод представляется оптимальным, применительно к нашей проблеме. К тому же можно разработать несколько видов анкет (для страдающих психологической зависимостью, для контингента "группы риска", для их близких), учитывая региональные, этнические и другие особенности анкетируемых.

Психологическая зависимость от алкоголя или наркотиков

С середины XX века проблема зависимости от наркотиков стала привлекать все большее внимание общества и институтов здоровья в связи с тем, что в наше время она стала гораздо серьезней, чем в начале прошлого века, так как появилось огромное количество синтетических препаратов, вызывающих зависимость. К тому же в подавляющем количестве случаев их производство и продажа осуществляются незаконно, что не позволяет контролировать качество этих препаратов и их влияние на организм и психику человека.

Причины и механизмы возникновения наркомании изучены не достаточно хорошо. В медицине принято говорить, в первую очередь, о наличии врожденной предрасположенности к зависимости и механизмах взаимодействия психоактивных веществ с медиаторами головного мозга. Психология ставит вопрос о наличии психологических причин возникновения зависимости, которые связаны с особенностями личности и ее развития.

Психологическая зависимость при наркомании означает непреодолимое влечение человека к изменению эмоционального состояния при помощи наркотического вещества (или веществ). Психологическая зависимость обусловлена доминантой на наркотик, поддерживается представлением об интоксикации как единственно возможном комфортном состоянии, обеспечивающем максимально возможную психологическую работоспособность; проявляется как навязчивое влечение к этому комфортному состоянию; сопровождается ощущением управляемости со стороны. В результате человек теряет контроль над своим поведением. Зависимость может быть представлена в виде образа. В ходе психологического консультирования, проработки зависимости в разных модальностях образ зависимости меняется, что свидетельствует об ослаблении психологической зависимости, постепенно создается основа для восстановления контроля над поведением.

Если в данном контексте вместо понятия "наркотик" употреблять понятие "алкоголь", мы получим примерно ту же картину. Различие здесь заключается, главным образом, в психологическом плане, т.е., например, в оценках группы, которую человек воспринимает как референтную.

Дело в том, что употребление алкоголя в обществе, в принципе, не возбраняется, а в чем-то даже поощряется. И только выход за рамки дозволимого обществом употребления считается некорректным.

А вот в плане наркотиков ситуация выглядит несколько иначе, (мы не будем останавливаться на голландской системе разрешения т.н. "легких" наркотиков), российское общество вполне справедливо считает, что легких наркотиков не бывает. Поэтому группа, где наркотики употребляются, выглядит как бы противостоящей обществу, в чем подростки могут найти известную привлекательность.

Кроме того, можно сделать вывод, что сочетание объективных и субъективных факторов будет иметь решающее значение на формирование психологической зависимости при наличии определенных акцентуаций личности. Как известно, акцентуация – крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим.

Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определённой дисгармонии.

Если у нормальной личности все жизненные трудности связаны с трудностями внешней ситуации, а не с самой собой, то при скрытой особенности, связанные с задатками или способностями, корригируются правильным воспитанием. И в общении признаков акцентуации не выявляется, но сама личность испытывает определенные трудности. Когда компенсаторные механизмы начинают сдавать, то признаки акцентуации могут выйти наружу. При неявной акцентуации особенности личности проявляются лишь в особых случаях, когда личность столкнется с препятствием. Если жизнь акцентуированной личности сложится неблагополучно, то может произойти полная деформация личности, что мы и наблюдаем в случае возникновения психологической зависимости.

Во всяком случае, личность, относящаяся к возбудимому, гипертимному или напротив, дистимическому и т.п. типу, находится в своебразной "группе риска".

Конечно, возникновение психологической зависимости, например, от наркотиков, можно объяснить, прежде всего, эффектом наслаждения. На психофизиологическом уровне аффект оставляет свой след в виде доминанты. Запредельные положительные эмоции побуждают человека повторять поведенческие акты, и, таким образом закреплять их. В отсутствии наркотиков, напротив, возникают сильные негативные эмоции. А это приводит к потере контроля над поведением, оно становится хаотичным и нецелесообразным.

Дополнительно к выявленным признакам психологической зависимости можно добавить ощущение себя наркозависимыми как управляемыми со стороны. При проведении психологического консультирования практически у всех подростков, имеющих опыт употребления наркотиков (в отсутствии физической зависимости), нами были получены следующие эмпирические данные: наблюдались речевые паттерны, имеющие смысл ощущения себя подростками как управляемыми со стороны.

В ответах на анкету, предложенную нами, встречались следующие:

"Как будто кто-то гнал меня к этому месту"; "Как будто кто-то говорил внутри меня: укради, достань". "Как будто меня нет вообще, а кто-то другой находится в моей шкуре, как пришелец из космоса, захвативший мою оболочку". Похожие речевые паттерны наблюдаются у подростков и с другими видами зависимого поведения. Например, у подростков, зависимых от компьютерных игр, у активных курильщиков, злоупотребляющих алкоголем. Подростки даже отмечали, что вели с "другим" внутренний диалог. Например: Я себе говорю: "Что же ты делаешь?" И слышу внутри себя: "Отстань"

Психологическая зависимость может быть представлена в виде образа. Как правило, этот образ в случае хорошей мотивации на отказ от употребления носит агрессивный, угрожающий характер. Часто это образ козла с красными глазами, копытами, густой шерстью, от него исходит неприятный запах, он может рычать. В нем просматриваются черты беса. Иногда это цепи: тяжелые, ржавые, прочные. Они держат в неволе, а ключ от замка находится у кого-то другого. Иногда зависимость выступала в образе змеи: длинной, толстой, кровожадной. Даже в случае отрицания проблемы зависимость все-таки представляется в виде образа, который определяет достаточно лояльное отношение человека к своей зависимости. Часто это пушистый зверек, зайчик, белка, кошка (особенно в начале употребления). Описывается этот зверек как игривый, добрый, хитрый.

В случае категорического отказа подростков от лечения, зависимость отображается в образе орла, ворона, пантеры, которые описываются как сильные, ловкие, хитрые, независимые от других, отличающиеся превосходством. В случае понимания своего бессилия перед проблемой образ зависимости был, с одной стороны, демоническим, а, с другой стороны, жалким, потрепанным. Например, черт со свалявшейся шерстью, облезлым хвостом, но крепкими клыками. Как двойник человека, образ зависимости несет информацию о чувствах и мыслях, отношении к проблеме, субъективном восприятии своей зависимости. При осознании степени своей зависимости человек реконструирует образ. Например, пушистый зайчик становится длинным, с красными глазами, шерсть темнее и дыбится, что свидетельствует не о росте психологической зависимости, а ее адекватной оценке.

Интересно, что в народном сознании представление о двойнике, который может распоряжаться человеком в результате его неумеренного употребления алкоголя бытует уже давно. Этот двойник выступает в древних литературных текстах в разных обличьях, то Горя-злочастия, то Хмеля и др., но за ними просматриваются бесовские черты.

Таким образом, можно сделать вывод, что психологическая зависимость от алкоголя и наркотиков сочетается с зависимостью физической, а это значит, субъективные факторы во многом базируются на объективных. Но при этом зависимые лица более-менее четко осознают негативную оценку общества, стараясь дистанцировать себя от своей зависимости, переложить ответственность за ее возникновение на кого-то другого (на двойника и т.п.)

Игровая зависимость

Игровая зависимость может иметь место и у посетителей казино, и у завсегдатаев игровых компьютерных залов. Здесь мы остановимся на зависимости от компьютерных игр на домашних компьюетерах, в том числе на зависимости от он-лайн игр. По данным специалистов, около 30% людей, увлекающихся компьютерными играми, злоупотребляют нахождением в виртуальности, а 10% – находятся в стадии психологической зависимости. Так можно ли считать компьютерные игры чем-то вроде наркотика? Когда и у кого обычная психологическая разрядка становится зависимостью?

Феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место – утверждают психологи. Многим людям увлечение компьютером не идет на пользу, причем некоторые из них нуждаются в серьезной психологической помощи. Нарушения психических состояний у них заметны невооруженным глазом: сниженное настроение, самочувствие, активность, ухудшение самочувствия вплоть до депрессии, повышенный уровень тревожности. Для таких людей реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого они пытаются жить в другом мире – виртуальном, где они устанавливают правила игры.

Дезадаптация, неадекватное восприятие себя и окружающего мира – основной признак зависимости от компьютерных игр. При этом данную зависимость осознают окружающие человека друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам.

Основными критериями, определяющими данное заболевание, специалисты считают следующие:

-нежелание отвлечься от игры;

-раздражение при вынужденном отвлечении;

-неспособность спланировать окончание сеанса игры;

-расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления игр и устройств компьютера;

-забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе игры на компьютере;

-пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

-злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;

-готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;

-ощущение эмоционального подъема во время игры;

-обсуждение игровой тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Психологи утверждают, что зависимость от игр проявляется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь и т.д. В среднем требуется не более полугода-года для ее формирования.

Специалисты выделяют четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику.

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов.

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию, является появление в иерархии потребностей новой потребности – игра в компьютерные игры.

3. Стадия зависимости. Сюда переходят не все – только 10-14% игроков находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр. Большинство останавливаются на второй стадии или сразу переходят на четвертую.

4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек "держит дистанцию" с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий – она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Психологи утверждают: все игры не одинаковы по задействованным в их процессе психическим функциям, по силе и глубине влияния на личность человека, по психологическим механизмам формирования зависимости. В этом отношении самыми опасными являются ролевые игры.

Ролевые компьютерные игры – это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т.е. сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. Только при игре в ролевые компьютерные игры можно наблюдать процесс "вхождения" человека в игру, своего рода интеграции человека с компьютером, а в клинических случаях – процесс утери индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем. Ролевые компьютерные игры порождают качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера.

Постепенно человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

Как определить, есть ли у человека зависимость или компьютерная игра является для него обычной разрядкой? Все очень просто, процесс благотворного влияния ролевых игр выглядит следующим образом: человек на время "уходит" в виртуальность, чтобы снять стресс, отвлечься от проблем и т.д. А вот в патологических случаях зависимости все происходит наоборот: человек на время "выходит" из виртуальности в реальный мир, чтобы не забыть, как он выглядит, и удовлетворить физиологические потребности. Остальные потребности сдвинуты в виртуальную реальность и удовлетворяются там. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей, потому что человек не может в реальном мире делать все то, что ему дозволено в виртуальном.

Образ компьютерной зависимости обычно является ярким, манящим. Например, монитором с разноцветным полем, по которому бегает человек, попавший в виртуальную реальность. Напомним, что у людей, злоупотребляющих алкоголем или наркотиками, образы зависимости часто являются образами пресмыкающихся.

Источниками образов, как известно, выступают ситуации, обстоятельства, слово (воспроизведение обстоятельств в воображении путем их словесного описания), потребности. Возбуждение, вызываемое потребностью, способствует конструированию образов обстоятельств, в которых в прошлом происходило удовлетворение потребностей. Осознание проблемы позволяет увидеть внутренний, виртуальный образ своей зависимости, что повышает чувствительность к проблеме. Как известно, чувствительность к проблеме является чертой характера саморазвивающейся личности, т.е. появляются новые ресурсы личности.

Психологическая зависимость от религиозных организаций

В последние годы проблема зависимости от религиозных организаций получила широкое распространение в связи с расширением деятельности самых разнообразных религиозных структур, в том числе и тоталитарных религиозных сект. Хотя религиозная аддикция может развиться в рамках любой конфессии, наибольшим аддиктивным потенциалом, безусловно, обладают секты, причем секты тоталитарные, применяющие разнообразные психотехники при вербовке неофитов и во время проведения религиозных ритуалов. Сразу оговоримся, что целесообразно различать две разновидности сект.

Тоталитарная секта (тоталитарный культ) – это группа с жестким авторитарным управлением, сознательно отрывающая человека от общества и ограничивающая его свободу выбора и самостоятельность мышления.

Деструктивная секта (деструктивный культ) – это группа, учение и действия которой наносят вред физическому или психическому здоровью человека, негативно сказываются на его общественной, семейной и личной жизни.

Большая часть людей попадает в секты в состоянии психологического кризиса. Секты используют именно это состояние, чтобы "помочь" человеку реализовать потребность заполнить душевный вакуум, снизить тревогу, обещая быстрое и окончательное решение вопросов. Секты стремятся к контролю. Посредником между Богом и членами общины выступает некий учитель, гуру, нередко наделенный практически неограниченной властью. Религиозную зависимость как раз и отличает устойчивая потребность переложить ответственность за свои взаимоотношения с Богом на сильного наставника, учителя или старца, который должен установить регламент взаимоотношений с Богом.

Иногда религиозная зависимость может скрываться за вполне притягательными для определенного типа людей формулировками: "отсечь свою волю"; "принести свою свободу в жертву Богу в лице наставника". Вряд ли человек без воли и без уверенности в собственной ценности способен на какой-либо значимый поступок. Но, попав в кризисную ситуацию, бывает, что он непрестанно ищет, кто бы ему "дал совет", кто бы решил за него его проблемы.

Таким образом, религиозная зависимость, как и любая другая, становится одним из способов бегства от тревоги, ответственности, необходимости решать свои личностные и духовные проблемы. Вместе с тем нельзя отрицать, что религиозные сообщества оказывают существенную помощь при проведении реабилитационных программ с наркозависимыми.

Однако, на наш взгляд, следует различать реабилитационные программы, проводимые традиционными конфессиями и тоталитарными сектами. Нужно признать, что эффективность в плане отказа от употребления психоактивных веществ в ряде сект выше, чем в традиционных христианских реабилитационных центрах.

Но это связано с тем, что, помимо аддикции общения и религиозной аддикции, формирующейся во всех религиозных реабилитационных центрах, в сектах, использующих разные психотехники, во время проведения богослужений у последователей возникает измененное состояние сознания. Химические аддикты, особенно наркоманы, в прошлом принимали наркотики именно с целью изменения сознания, поэтому подобные "богослужения" вызывают у них мощное подкрепляющее действие, подобно наркотику. Все это повышает аддикцию к секте, проводящей подобное "лечение".

Так, активно действующая в России тоталитарная секта "Сайентология", созданная Р. Хаббардом, имеет свою антинаркотическую программу "Нарконон", которая способствует устойчивому вовлечению в активные члены наркоманов, разочаровавшихся в традиционных методах лечения и реабилитации.

Персонал частных сайентологических учреждений с помощью специально разработанных программ изменения личности под видом избавления от наркотической зависимости или ее профилактики продолжает заниматься подавлением воли пациентов и превращением их в управляемых безвольных людей, не способных впоследствии на полноценную здоровую жизнедеятельность в обществе вне сайентологической группы.

В сущности, речь здесь идет о замене одной психологической зависимости на другую.

Сегодня проблема с религиозными новообразованиями и психическими последствиями от пребывания в них вызывает сегодня профессиональный интерес у врачей-психиатров, наркологов, организаторов здравоохранения, а также некоторых ответственных представителей государственных служб и ведомств. Появляется все больше фактов, свидетельствующих о том, что постоянное посещение массовых собраний харизматических неопятидесятнических объединений, так называемых восхвалений Господа, может способствовать росту психической патологии у тех, кто принимает в них наиболее активное участие.

Поведение членов подобных общин вследствие регулярного применения определенных практик и психотехник легко поддается контролю, эмоциональный фон со временем становится неустойчивым, нестабильным. Их разум наполняется идеями превосходства над окружающими людьми, категорически отвергающими предлагаемые подходы создателей новообразованного культа на пути к обретению трезвого образа жизни. Наряду со "Свидетелями Иеговы" подобные объединения являются самыми многочисленными и быстро растущими религиозными группировками в нашей стране, несмотря на разрушительные для человеческой психики технологии, используемые в процессе обработки сознания попавших к ним людей.

Как и в случае формирования психологической зависимости от алкоголя или наркотиков, так и здесь действуют все те же, уже перечислявшиеся нами объективные и субъективные факторы. Следует только заметить, что если при алкоголизме и наркомании психологическая зависимость усиливается физической, то при зависимости религиозной этого не происходит. Она по своим параметрам, скорее, ближе к зависимости игровой. Тем не менее, не стоит думать, что последствия религиозной зависимости могут быть менее тяжкими.

Нередко близкие родственники пытаются вернуть в свои семьи молодых людей, освободившихся от страсти алкоголизма или наркомании, но при этом неожиданно фанатично уверовавших в силу духа новоявленных пророков и представителей нетрадиционных религий.

Дальнейшее пребывание в таких религиозных культах современности, все чаще именуемых сегодня общественными организациями, способствует развитию невротической мании преследования, навязчивых мыслей о скором "конце Света", вплоть до проявлений острого психотического состояния. Это, в конце концов, может привести к вспышкам необоснованной агрессии даже по отношению к семейному кругу, не способному собственными силами изменить сформировавшееся парадоксальное мировоззрение, не говоря уже о посторонних лицах, пытающихся разъяснить опасность длительного пребывания в подобных закрытых от внешнего мира группах единомышленников.

Неизбежное нарастание конфликта с внешним миром, отказывающимся серьезно воспринимать сомнительные утверждения адептов многоликих религиозных новообразований современности, может спровоцировать у них появление навязчивых мыслей о самоубийстве, вплоть до их реализации.

В любом случае об обретении здоровой трезвости говорить здесь не приходится. По сути это уже не химическая зависимость, а ее трансформация в выраженную психологическую зависимость, от группы и применяемых ею религиозных практик, нередко использующих, кстати, элементы нейролингвистического программирования, что еще больше осложняет обратный выход в окружающий социум после окончания курса реабилитации.

Выводы

Практически каждый психологически зависимый человек в душе желает обрести свободу от пагубного пристрастия, но у него нет для этого ни сил, ни возможности, отсутствует истинная вера в возможность исцеления.

Исключение здесь, пожалуй, составляют только психологически зависимые от религиозных сект, поскольку у них, как правило, отсутствует взгляд на свою приверженность секте, как на форму психологической зависимости.

А нарастающая в последнее время духовно-личностная деградация жителей страны и резко сниженный образовательный уровень молодежи не дают возможности развиться мотивационным процессам для лечения. Ведь для прохождения всех этапов лечебно-реабилитационного процесса требуется приложить определенный духовный и интеллектуальный труд, но эта задача практически невыполнима для души, многократно и глубоко поврежденной греховными пороками, по крайней мере, собственных сил здесь чаще всего уже недостаточно.

Зависимый человек не видит своих ошибок, начинает винить обстоятельства, внешние силы или людей. Им что-то или кто-то мешает, то есть переключение внимания с себя, с своего состояния на поиски врагов и недоброжелателей.

Зависимости – сложный, тугой узел, в котором завязано все: медицинский аспект (медико-биологический, биохимический, физиологический и др.), психологический аспект, социальный, экономический, социально-культурный, культурологический и другие аспекты. На каком-то жизненном этапе человек теряет контроль над своим поведением. С этого времени зависимость полностью овладевает его поведением, хочет он этого или нет, зависимость начинает диктовать поступить так или иначе, он попадает под власть своей зависимости.

Человек лишается способности выбора, ему остается одно – поступать так, как требует агент зависимости, при этом нарастает частота использования "утешителя" (например, алкоголь, наркотики, сигареты или акт азартной игры) с увеличением доз (химическая зависимость) или увеличением продолжительности пребывания в состоянии акта зависимого поведения (например, в состоянии азарта).

Программа поведения зависимого человека настолько глубоко внедряется в жизнь человека, что становится неосознаваемой и заставляет безотчетно подчиняться, с полной отдачей потоку саморазрушения, поэтому многие люди воспринимают свою зависимость как "защиту" от раздражительности, неудовлетворенности, как утешение от тягот одиночества, как способ ухода от решения жизненных проблем.

Люди, попавшие в зависимость от своего агента, стремятся все чаще и чаще с помощью этого агента достичь более сильного эффекта воздействия (большего опьянения, большего ощущения опасности или риск, большего состояния унижения или разочарования).

Повторность навязчивых мыслей о своем агенте зависимости, потребность в нем. Это проявляется в монотонности и регулярности повторений актов зависимого поведения, именно в те моменты, когда человек попадает в затруднительные ситуации, наподобие скуки, одиночества или физической боли. Приходит ощущение, что человек не может справиться со своими проблемами (из любой сферы своей жизни) без помощи своего агента, (эмоционального или химического).

И такая психологическая зависимость формируется у людей объективно и субъективно подверженных воздействию того или иного агента. В отсутствие группы субъективных факторов она не возникает, что подтверждает гипотезу, высказанную нами во введении.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2008.

2. Данилин А.Г. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001

3. Ильин Е.П. Мотивация поведения. – СПб., Питер, 2000

4. Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. – Л., 1990.

5. Корсаков С.С. Общая психопатология, М.: БИНОМ, 2004.

6. Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. – СПб.: Алетейя, 2001.

7. Леонгардт К. Акцентуированные личности.- М: Алетейя.2006.

8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., Дрофа,1997.

9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, – М.: Академия. 2005.

10. Психология личности в трудах зарубежных психологов/ Сост. А.А. Реан; Гл. ред. В. Усманов. – СПб.: Питер, 2000.

11. Пятницкая И.Н. Наркомания.- М.: Медицина, 1994.

12. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: Пособие для учителей и практических психологов. – Мн.: Высш. шк., 2003

13. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 1991.

14. Снежневский А.В. Общая психопатология, М.: МЕД-пресс-информ,2007

15. Фокс В. Введение в криминологию. – М.: Мысль, 1985.