Настроение

Настроение.

Статьи по теме
Искать по теме

Настроение в психологии

Оттолкнемся от результатов общепсихологического анализа природы настроений на уровне отдельного индивида— тогда яснее станут варианты социально-психологического понимания массовых, прежде всего общественных настроений, а также различные подходы к выработке политико-психологического видения массовых настроений,

В рамках общей психологии индивидуальные настроения рассматривались с разных точек зрения. Долгое время доминировали психофизиологические акценты, при которых настроения оказывались "абстракцией от однородных чувственных тонов представлений и ощущений" или "выражением коркового самочувствия". С другой стороны, умножались описания "специфических настроений", выражавших "особенности тех или иных народов". Одно из наибо­лее точных психологических описаний настроения дал А.Н. Леонтьев: "День, наполненный множеством событий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него некий неприятный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается. Но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает впечатления прожитого дня. И вот в ту минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность: возникает аффективный сигнал, указывающий на то, что именно данное событие и оставило у него эмоциональный осадок".

Современная общая психология определяет настроение как определенное психическое состояние, интегрирующее влияние объективных событий на их субъективное переживание. В рамках деятельностной трактовки в отечественной психологии это — высший уровень субъективного осмысливания (как про­цесса наделения субъективными смыслами) чего-то объективного. Это своего рода "пред-сознание", "чувственная подкладка", "ближайший резерв" сознания один из сильнейших регуляторов субъективной психической жизни. В основе настроений, с данной точки зрения, лежат потребности человека; это особая сигнальная реакция, указывающая на расхождение потребностей с реальными условиями жизни и возможностями индивида. Сходных взглядов придерживаются и другие направления. Так, в школе топологической психологии К. Левина было введено понятие "притязания". Этот порождаемый потребностями фактор определяет настроенность субъекта на успех или неудачу действий, в том числе социально-политической направ­ленности. В целом, в общепсихологическом ракурсе настроения хорошо исследованы прежде всего как мотивационный фактор индивидуального поведения.

В социально-психологических направлениях главным было установление собственно социальной специфики тех или иных настроений. Западные исследо­ватели по преимуществу связывали ее с социальным поведением индивида и его влиянием на общество. Так, М. Дойч объяснял социальную апатию, как результат переживания индивидами субъективной вероятности неудачи перед лицом сложных социально-политических проблем и, соответственно, снижения уровня притязаний, не оставляющего надежд на успех в революционной борьбе. Отечественные исследователи, напротив, в основном искали социальную природу настроений во влиянии общества на человека, рассматривая этот вопрос с трех основных точек зрения.

Во-первых, социальные по генезису настроения, охватывающие те или иные социальные группы и слои, представлялись итогом социализации субъекта таких настроений, следствием его принадлежности к определенной группе, слою или социально-политической системе. В этом русле настроения рассматривались как особое "сопереживание" (совместное переживание) людьми проблем той общности, членами которой они являются. Так в отечественной социальной психологии и возникло пресловутое "общественное настроение", которое оказывалось одновременно и эмоциональным отражением, и нормативным отношением, существующем в обществе. В такой трактовке общественные настроения были как бы предписаны субъекту социально-классовой природой общества и носили ролевой характер: он должен был испытывать их почти в обязательном порядке как член той или иной группы, слоя, организации.

Во-вторых, настроения рассматривались как социальные по своему содержанию. Исходя из мысли Г.В. Плеханова о том, что "всякая данная "идеология"... выражает собой стремления и настроения данного общества или... общественного класса", общественные настроения трактовались в социологически ориентированной отечественной социальной психологии как особые, не связанные с индивидуальными явления, определяемые идеологическими факторами. Это усиливало их нормативно-заданный характер.

В-третьих, настроения рассматривались рядом отечественных направлений как социальные по своему субъекту. И тогда, в соответствии с общей норматив­ной направленностью, они превращались в "настроение всего общества", являющееся слагаемым некой "общественной атмосферы".

Теперь уже очевидно, что подобные обобщенно-социологические взгляды вели к недооценке реальной роли и неточному пониманию природы массовых настроений, переживаемых людьми в социально-политической жизни. В ней сосуществуют "общественные настроения", но иного плана — представляющие собой идеальные требования, которые предъявляет общественная система (включая группу, организацию и т. п. — набор социальных ролей), и реальные массовые настроения. Последние возникают и развиваются как специфические переживания теми или иными множествами людей степени соответствия идеальных норм — реальным жизненным возможностям их овеществления. Согласно отечественным вариантам интеракционистского направления, усваивая "общественные настроения" на уровне ролевых обязанностей, люди переживают их по-разному, в зависимости от того, подкрепляются ли нормы и идеалы социально-политической системы условиями непосредственного повседневного бытия людей. Так возникают реальные социально-психологические настроения, особые состяния, "связанные с осуществлением или неосуществимостью, с разными фазами борьбы за осуществление тех или иных надежд и чаяний, помыслов и замыслов", направленные позитивно или негативно по от. ношению к социально-политическим условиям жизни. Такая направленность и определяет социальный характер настроений.

Обобщая взгляды разных школ и направлений, можно заключить, что с социально-психологической точки зрения настроения — это особый феномен, сущ­ность которого состоит в переживании и наделении со стороны субъекта определенным смыслом его принадлежности к социальной системе. Они определяются степенью идентификации себя с социальной ролью, а в конечном счете — с системой. При такой трактовке настроения неизбежно приобретают социально-политическую окраску. Отражая степень удовлетворенности общественно-политическими условиями жизни, настроения приобретают специфическую политическую направленность и могут становиться массовыми. Тогда они выходят за рамки социально-психологического на­правления и нуждаются в специальном политико-психологическом изучении. Таким образом, подойдя к пониманию роли настроений как фактора, опосредующего взаимоотношения людей и социально-политической системы, связанного с мотивацией массового поведения, социальная психология остановилась перед анализом их роли в политической деятельности. Это является бесспорной прерогативой политической психологии.

Формы нарушения настроения

1. Дисфорическое настроение: субъективно тяжелое эмоциональное состояние.

2. Эутимное настроение: колебания настроения в нормальном диапазоне, т. е. отсутствие депрессивного или приподнятого настроения.

3. Экспансивное настроение: невоздержанность в выражении своих чувств, часто с переоценкой собственной значительности и важности.

4. Раздражительное настроение: быстрое возникновение раздражения и склонность к гневливым реакциям.

5. Колебания настроения: чередование периодов эйфории с периодами депрессии и тревоги.

6. Приподнятое настроение: состояние, которое характеризуется самоуверенностью и чувством радости, настроение более приподнятое, чем в норме, но не обязательно патологическое.

7. Эйфория: сильно приподнятое настроение, сопровождающееся чувством грандиозности.

8. Экстаз: чувство огромного восторга.

9. Депрессия: психическое расстройство ощущения в форме великого страдания.

10. Ангедония: потеря интереса ко всем видам активности, которые раньше доставляли удовольствие, и уход от них; часто связаны с депрессией.

11. Ощущение горя и печали: страдания, адекватные реальному горю.

12. Алекситимия: невозможность описать или осознать свои собственные эмоции и настроение.

Методы работы с настроением

Бывают моменты, когда ситуация представляется безысходной, когда результат выглядит ничтожным, а усилия - тщетными, когда общение с миром и с людьми приносит больше боли, чем радости. Бывает, что самые близкие люди отказываются понимать, и действуют так, будто нарочно хотят причинить страдание. Бывает так, что мечешься, как в заколдованном круге, и не можешь добиться улучшения. Но выход есть всегда! И часто в конце концов оказывается, что он рядом. Надо только знать, как его найти...

Трудно представить себе счастливчика, который за всю жизнь не пережил ни одного тяжелого периода. Причины могут быть разные - несчастная любовь или неудача в карьере, неожиданное "лобовое" столкновение с последствиями своих прошлых грехов или глупостей. Жизнь иногда преподносит нам удары настолько сильные и внезапные, что на первых порах об активном и позитивном отреагировании просто не может быть и речи. Слишком остра душевная боль. Настолько, что главной проблемой становится уже не внешняя ситуация, а собственные внутренние ощущения. Природа устроила нас мудро, и даже в самых трагических случаях со временем боль слабеет. Но нельзя ли предпринять что-нибудь, чтобы скорее выйти на свет? Чтобы вернуть себе способность снова действовать эффективно?

Конечно, двух одинаковых кризисов не бывает, как не бывает двух одинаково несчастных семей, и лучшего эффекта можно добиться лишь при индивидуальной работе. Но все же во всех кризисных ситуация есть и что-то общее, что позволяет говорить о проблеме в целом.

Какие же средства душевной анестезии, и душевной скорой помощи можно посоветовать тем, кому сейчас тяжело?

В самый тяжелый период, обычно сразу после удара, возникает непреодолимое желание скрыться, исчезнуть, бежать от боли. Тут приходит на ум пушкинский рецепт на случай "черных мыслей": Откупори шампанского бутылку, иль перечти "Женитьбу Фигаро". Против первого варианта следует возразить категорически. Одно из правил употребления алкоголя (для тех, кто не в состоянии отказаться от него вообще) предписывает ни в коем случае не пить "с горя", при депрессии. А второй вариант может оказаться спасительным. Старая любимая книга, любимое видео, перенесет вас на час - другой в мир грез, а там, глядишь, станет и полегче. Может даже удастся взглянуть на ситуацию более трезво и отстраненно. Если Вы не в состоянии читать или смотреть кино, или если у вас нет такой возможности, может помочь очень долгая прогулка, а если говорить не о часах, а о днях, то хорошо будет куда-нибудь съездить. Но в любом случае, опасайтесь напугать своих близких - ваши проблемы, это ваши проблемы, да и излишняя забота может оказаться в тягость.

Средство первое: Покиньте мир. Но не надолго.

Острый период миновал, но много легче не стало. Мрачное настроение периодически наваливается на вас, превращая жизнь в ад. Хорошо тому, у кого есть друг с которым можно поделиться. А если это не в вашем характере - перекладывать на кого-то свои проблемы? Начните вести дневник. Это не только идеальный собеседник. Вы сможете лучше осознать проблему, излагая ее на бумаге. Но и это не главное преимущество. Когда кризис пройдет (а пройдет он обязательно), не выбрасывайте свои записки. Храните их и тогда, по прошествии многих лет вас может ожидать удивительное открытие. Ситуации часто повторяются. Сейчас Вам не до этого, но пройдут годы, и Вы положите перед собой два дневника, старый и нынешний, и увидите, что одни и те же чувства у вас вызывают совершенно разные люди. И, сделав еще один шаг к мудрости, Вы поймете, что дело - в вас. Такое лечение часто оказывается радикальным.

Средство второе: Ведите записи.

Если Вам и правда так тяжело, если вас посещают мысли о бегстве, или даже о самоубийстве, если появилось желание "бросить все, отпустить себе бороду и бродягой пойти по Руси" - оцените все то, что Вам пришлось бы оставить, уходя. Мысль о бегстве всегда спасительна. Каждый из нас, теоретически, имеет право на такой романтический шаг - обрубить все концы и начать новую жизнь где-нибудь на севере, или в горячей точке. Каждый человек имеет некоторые шансы, даже начиная с нуля. Но насколько больше ваши возможности сейчас, когда у вас есть... Я не знаю ваших активов, но в любом случае они больше, чем ничто, и, почти всегда, несравненно больше даже того, чего Вы лишились (или не смогли приобрести). Оцените то, что у вас осталось, будь то имущество, родственники, здоровье или образование, и Вы поймете, что отчаяние так же нелепо, как самоубийство бизнесмена, потерявшего два миллиона из трех.

Средство третье: Оцените, что у вас осталось.

Каждое владение, материальное ли, духовное ли, помимо преимуществ, приносит свои проблемы и неудобства. Иногда это может прозвучать кощунственно, но в самой тяжелой потере всегда есть какие-то плюсы. Подумайте об этом. Подумайте об обретенной свободе, о полученном опыте, о том что отчаяние можно обратить в энергию, которая принесет Вам больше того, что Вы потеряли. И как бы тяжело не было ваше состояние сейчас, эти мысли станут первым шагом к новой жизни.

Средство четвертое: Найдите хорошие стороны в вашей проблеме.

Есть у японцев в языке идиома, которая в буквальном переводе на русский звучала бы приблизительно как "человек, умеющий жить", но смысл в эти слова изощренные азиаты вкладывают совсем не тот, что мы с вами. Они называют так не среднее между практиком и прохиндеем а, совсем наоборот, человека, умеющего находить радость в каждом мгновении жизни, независимо от внешних обстоятельств. Это способность радоваться мелочам, или если угодно, правильно соразмерять масштабы, потому что, подумайте, что значительнее - пастельная полоска рассвета между домами напротив сегодня утром, или недовольная гримаса начальника вчера днем? Вы уже знаете ответ. Но секрет не в том, чтобы понять, что радоваться лучше, чем печалиться. Несмотря на очевидные преимущества положения богатого и здорового многие все же остаются бедными и больными.

Так что сегодня я не буду убеждать вас, что лучше быть веселым, нежели сетующим, но постараюсь дать несколько практических рекомендаций, позволяющих приблизиться к этому блаженному состоянию. Есть множество техник, позволяющих вызывать данное состояние более-менее по заказу, но все они, будь то восточная медитация или модное в наше время нейролингвистическое программирование, требуют времени, усилий, и главное индивидуальной работы. Поэтому ограничимся приемами, может быть, менее действенными, но более универсальными.

Следите за природой своих состояний. Иногда бывает, например, что вас преследует тревога или беспокойство по какому-нибудь поводу. А потом повод исчезает, а беспокойство остается, Вы замечаете это, отбрасываете, наконец, тревогу и расправляете плечи. Это Вы сделали правильно. Но вдвойне правильно было бы обратить внимание на этот момент, и, так сказать поймать свое подсознание за руку - вот оно, плохое настроение безо всякой причины! Проделав такой ход один раз, Вам гораздо легче будет повторять его в будущем, когда Вы уже будете на личном опыте знать, что настроение не имеет прямой связи с причинами. Испытав же позитивное состояние, старайтесь его запомнить, зафиксировать, чтобы попробовать воспроизвести позже.

Прием первый: Учитесь у себя своим состояниям.

Если ваше настроение представляется настолько плохим, что не жалко потратить некоторое время на его улучшение, то смело можете провести его за занятием, безусловно его улучшающим. Настроение улучшается при рисовании. Это факт научный. И не смущайтесь, если Вы не умеете рисовать, или если получается не то, что хотелось. Не выходит рисовать предметы - займитесь беспредметной живописью, может ее ради вас и придумали. Есть только два обязательных условия. Рисовать нужно красками и на большом формате. Если Вы попробуете создать миниатюру, эффект может получиться обратный, поскольку мелки движения требуют собранности и концентрации. Это несерьезное занятие действительно приносит замечательный результат.

Прием второй: Рисуйте

Даже когда Вы научитесь управлять своими состояниями, все равно не удастся все время пребывать в радужной эйфории. Да это, наверное, и не надо. Лучше прибегнуть к принципу, которым мы уже пользовались - обратить недостатки в достоинства. Может быть в негативном состоянии лучше заняться каким-нибудь серьезным делом? А когда совсем грустно написать стих? Или устроить стирку? Большинству состояний можно найти разумное, полезное, а иногда и приятное применение.

o Прием третий: Найдите применения различным состояниям.

Вольтер в своем "Кандиде" после всех приключений приводит своих героев и читателей к удивительной панацее, универсальному средству, помогающему во многих нуждах, и, в числе прочего, охраняющему от хандры. В устах одного из персонажей рецепт звучит так: "Возделывайте свой сад". Вот оно, волшебное средство, помогающее от любых передряг - работа. Работа помогает, когда совсем тяжело и хочется отвлечься от своих проблем. Тогда на нее набрасываются с ожесточением, забывая обо всем за кругом привычных обязанностей. Работа помогает и тогда, когда просто на душе невесело, она дает чувство преодоления, достижения, позволяет почувствовать свое достоинство безотносительно к чьей-либо оценке. Ну и конечно, работа, как психотерапевтическое средство, имеет одно неоспоримое преимущество, перед всеми другими: за нее платят. Так что воспользуйтесь советом Вольтера:

Прием четвертый: Возделывайте свой сад

Выводы

Считают, что лучший способ справиться с плохим настроением - выговориться.

Впрочем, не всегда может найтись слушатель. Современная фармакология предлагает большее количество транквилизаторов - успокоительных лекарств. Но многие не знают, что ученые открыли несколько эффективных средств, помогающих улучшить настроение, не прибегая к лекарствам.

Итак, не спешите в аптеку. Прислушайтесь к советам психологов и врачей.

Думайте о хорошем. Люди часто находятся в подавленном состоянии из-за того, что образ их мыслей носит негативный характер. Важно распознать и научиться изменять угнетенный образ мыслей. Не приводите сами себя в угнетенное состояние. По словам психолога из Филадельфии Джуди Эйдельсон, причиной плохого настроения чаще все-го является нереалистичный образ мыслей.

"Думайте о хорошем, и Вы, вероятно, станете чувствовать себя счастливыми",- говорит Д. Стейнберг из Нью-йоркского института рациональной эмоциональной терапии. Она добавляет: "Постарайтесь заинтересоваться кем-то. Вы не только порадуете этого человека, но и избавитесь от подавленного настроения".

Литература

1. Морозов А. В. "Деловая психология"; С-П; 2002 год.

2. Додонов Б. И. "В мире эмоций"; Киев; 1987 год.

3. Изард К. Е. "Эмоции человека"; Москва;1980 год.

4. Ладанов И. Д. "Управление стрессом"; Москва; 1989 год.

5. Немов Р. С. "Психология"; Москва; 1995 год.

6. Ефимов. В. Как настроение? //Современная психология № 5 2006