Основы формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий при изучении русского языка

На этапе основного общего образования происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. В настоящее время важной задачей современной системы образования является формирование совокупности "универсальных учебных действий".

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие универсальных учебные действий в лингвистической литературе

Формирование УУД

На законодательном уровне универсальные учебные действия были определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В него входят такие требования, как: "формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе" [1].

Это раскрывает новые возможности развития познавательной, технико-технологической деятельности на основе ценностно-смысловой ориентации личности в мире и обществе, развития самосознания и целеполагания, выстраивания индивидуальной образовательной траектории.

Значительная роль в формировании нового типа учебной деятельности в основной школе принадлежит программе формирования универсальных учебных действий, учитывающей возрастные особенности учащихся. При этом формирование всех видов универсальных учебных действий обеспечивается в ходе усвоения всех учебных предметов и их циклов. Вместе с тем каждый из учебных предметов, кристаллизующий в себе социокультурный опыт определенных видов деятельности, предоставляет различные возможности для формирования учебных действий [1].

В науке имеют место быть определения термина "универсальные учебные действия" следующих авторов: А.Г. Асмолова, З.А. Скрипко, Н.Д. Артёмовой и В.Г. Тютеревой, У.К. Шамсрахмановой и А. В. Федотовой.

Впервые термин "универсальные учебные действия" был введён А.Г. Асмоловым и ещё группой учёных-психологов.

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, в более узком смысле их можно определить как совокупность способов действия, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Понятие "универсальные учебные действия".

Источник

Понятие

1.

Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006

 

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

2.

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

3.

Сюсюкина И.Е Формирование универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности: диссертация... кандидата педагогических наук: – Магнитогорск, 2010

 

Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.

 

4.

Концепция краеведческого образования в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13. 09. 2005 г. №01-1006)

Универсальные учебные действия это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

 

5.

Сборник материалов международной научно-практической конференции (20-21 ноября 2008 года ) Орск 2008

Универсальные учебные действия это совокупность способов действий учащегося, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения, организовывать этот процесс.

 

6.

Публичный доклад муниципального образовательного бюджетного учреждения Явгильдинская средняя общеобразовательная школа муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан 2010

Универсальные учебные действия это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

7.

Методические рекомендации по формированию УУД у детей младшего школьного возраста

Томский Государственный Педагогический Университет 2008

Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

8.

Информационный вестник

Управления образования Выпуск № 25 2011

Универсальные учебные действия это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

9.

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова.– М.: Просвещение, 2008

Универсальные учебные действия это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

В таблице выше приведены ключевые определения понятия "универсальные учебные действия". Изучив таблицу, нельзя не отметить единство терминологии.

Роль универсальных учебных умений хорошо отражена в работе М. А. Ступницкой. Используя метод аналогий, автор сравнивает универсальные умения и способы деятельности с ферментами, которые необходимы для усвоения пищи. В противном случае разнообразие "кушаний" не принесет радости и наслаждения [2].

А. Г. Асмолов указывает, что универсальные учебные действия служат решению основных четырёх задач:

  • личностной (решение жизненно важных задач в процессе обучения),
  • регулятивной (решение проблем управления и самоуправления в познавательной деятельности),
  • познавательной (совместный поиск и обработка информации),
  • коммуникативной (умение работать в коллективе).

В настоящее время в педагогической литературе признана основная классификация универсальных учебных действий (УУД), основанная задачах универсальных учебных действий предложенных А.Г. Асмоловым. Она представлена на рисунке 1.

Виды УУД

Рисунок 1. Виды универсальных учебных действий

Так говоря о личностных УУД выделяют виды представленные на рисунке 2.

Виды личностных УУД

Рисунок 2. Классификация личностных универсальных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия включают: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

В познавательные универсальные учебные действия входят:

  1. общеучебные,
  2. логические,
  3. постановка и решение проблемы [1].

Согласно классификации А.Г. Асмолова выделяются также знаково-символические общеучебные универсальные действия к которым относится следующее:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область [3].

Логические универсальные действия содержат в себе:

  • анализ объектов с целью выделения признаков,
  • синтез,
  • выбор критериев для сравнения и классификации объектов,
  • установление причинно-следственных связей,
  • построение цепи рассуждений,
  • доказательство, построение гипотез их обоснование.

Постановка и решение проблемы: формулирование и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Выделяют такие функции универсальных учебных действий, как:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [4].

Универсальный характер учебных действий проявляется следующем:

  • они носят надпредметный, метапредметный характер;
  • они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития;
  • они обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • они лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Рассмотрим понятие "формирование" в педагогике. И.П. Подласый говорит, что: "формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д." [5].

Формирование универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста происходит с учётом содержания вида деятельности, поэтапной и системной работы.

Формированию личностных универсальных учебных действий способствуют, например: сюжетно-ролевые игры. В процессе рисования можно попросить детей нарисовать рисунок на "определенную тему" и прочитать им литературу (стихи, рассказы, пословицы) по данной тематике.

Познавательные универсальные учебные действия формируются в процессе беседы по определённому плану, когда дети в игровой ситуации находят сходства и отличия предметов или рисунков, складывают целый предмет из частей.

Формировать коммуникативные универсальные учебные действия можно на занятиях аппликацией, изобразительной деятельностью и конструированием. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом и общаться. Оценить сформированность данных действий на занятиях по русскому языку можно применив методики оценивания состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, понимания речи, лексико-грамматического строя и связной речи, а так же другие.

Говоря об особенностях УУД младших школьников нельзя не рассмотреть их этапы формирования согласно теории планомерного поэтапного формирования действий и понятий П. Я. Гальперина. На основе этой теории предметом формирования УУД должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить систему условий, учёт которых не только обеспечивает, но даже "вынуждает" ученика действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями [6].

Эта система включает три подсистемы:

  • условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия;
  • условия, обеспечивающие "отработку", то есть воспитание желаемых свойств способа действия;
  • условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действия из внешней предметной формы в умственный план.

В теории П.Я. Гальперина выделяют шесть этапов интериоризации действия. На первом этапе усвоение начинается с создания мотивационной основы действия, когда закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала, на котором оно отрабатывается. Это отношение в последующем может измениться, но роль пе6рвоначальной мотивации для усвоения в целом очень велика.

На втором этапе происходит становление схемы ориентировочной основы действия, то есть системы ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми качествами. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.

На третьем этапе происходит формирование действия в материальной форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия [6].

Четвертый этап – внешнеречевой. Здесь происходит преобразование действия – вместо опоры на внешнепредставленные средства ученик переходит к описанию этих средств и действий во внешней речи. Необходимость материального представления схемы ориентировочной основы действия, как и материальной формы действия, отпадает; ее содержание полностью отражается в речи, которая и начинает выступать в качестве основной опоры для становящегося действия.

На пятом этапе, который сформулирован как "действие во внешней речи "про себя", происходит дальнейшее преобразование действия – постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание действия переносится во внутренний, умственный план.

На шестом этапе действие совершается в скрытой речи и приобретает форму собственного умственного действия.

Эмпирически формирование действия, понятия или образа может проходить с пропуском некоторых этапов данной шкалы; причем в ряде случаев такой пропуск является психологически вполне оправданным, т.к. учащийся в своем прошлом опыте уже овладел соответствующими формами и в состоянии успешно включить их в текущий процесс формирования.

Таким образом, обобщив всё вышесказанное, можно сделать вывод, что формирование универсальные учебные действия у детей младшего школьного возраста является важной частью образования ребёнка и залогом успешного школьного обучения.

С точки зрения психологии и педагогики универсальные учебные действия имеют ряд особенностей:

Особенности УУД

Рисунок 3.Особенности УУД

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Описание понятия "внеурочная деятельность" в научной литературе

Урочная деятельность трактуется А.В. Хуторским как "организованный в рамках урока процесс взаимодействия учеников и учителя, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками и развивает личностные качества".

Внеурочная деятельность обучающихся – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности позволяют в полной мере реализовать требования ФГОС. Чтобы избежать путаницы в понимании таких видов учебной деятельности как: урочная, внеурочная, классная, внеклассная, внеучебная, обратимся к схеме, предложенной А.Л. Трофимовой (рисунок 4).

виды деятельности

Рисунок 4. Взаимосвязь различных видов деятельности школьников

Следует отметить, что на ней хорошо видны ресурсы деятельности школьников, способствующие решению заявленных в ФГОС целей.

Словарь по педагогике дает следующее определение понятия внеурочная деятельность – это составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной деятельности практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта. [Коджаспирова, 2009]

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение;
  • досугово-развлекательная деятельность;
  • художественное творчество;
  • социальное;
  • трудовая деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • туристско-краеведческая деятельность.

Цели организации внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения.

В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. Конкретные цели определяются педагогическим коллективом образовательного учреждения самостоятельно.

Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность на основе таких методологических подходов, как гуманистический, системный, синергетический, деятельностный, квалиметрический, и в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.

2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

  • всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
  • основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;
  • урочной и внеурочной деятельностью;
  • региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.

3. Принцип вариативности. В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов, форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

4. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

5. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения [7].

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий и т.д.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. [8].

Психофизиологические особенности ребенка младшего школьного возраста приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность.

Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.

Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает направления внеурочной деятельности, определяет временные рамки. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Внеурочную деятельность эффективнее организовать в режиме деятельности групп продлённого дня, где предусмотрены прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность.

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Организация внеурочной деятельность построена в несколько этапов. Рассмотрим этапы, предложенные Е.Н.Степановым (рисунок 5.)

Этапы

Рисунок 5. Этапы организации внеурочной деятельности

На первом этапе усилия администрации и педагогов направляются сначала на сбор информации о том, чем увлекается и интересуется каждый учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься в классе, школе, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта, какое мнение по данному поводу имеют его родители. С этой целью можно использовать методы опроса, игровые методики, выполнение творческих заданий. Полученные сведения имеют важное значение для составления индивидуальных маршрутов участия детей во внеурочной деятельности [9].

Затем следует сосредоточить усилия на формировании проектных представлений о системе внеурочной деятельности, создаваемой в образовательном учреждении.

При ее проектировании необходимо выработать согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса о минимальном количестве времени участия каждого школьника во внеурочной деятельности, организуемой в учебном заведении.

Целесообразно позаботиться о включении в проект широкого спектра внеурочной деятельности, форм и способов ее организации. Это позволяет каждому ученику найти дело по душе, которое, как правило, выполняется им с удовольствием и оказывает существенное влияние на его развитие.

Для младших школьников свойственна неустойчивость интересов и увлечений, поэтому проектируемое многообразие деятельности станет хорошим подспорьем для удовлетворения новых потребностей и интересов, для апробирования своих сил и способностей.

Разумеется, предметом проектирования должна стать не просто разрозненная совокупность видов внеурочной деятельности, а целостная система ее организации. Создание системы предполагает использование системного подхода в учебно-воспитательном процессе. При целенаправленном и корректном его применении формируются воспитательные системы образовательного учреждения и его структурных подразделений, а также индивидуальные системы воспитания конкретных детей. Внеурочная деятельность в контексте системного построения практики воспитания рассматривается лишь как один из элементов воспитательной системы, который взаимосвязан с другими её компонентами и призван способствовать повышению эффективности и развитию этого целостного воспитательного комплекса. В данной связи целесообразно из всего спектра видов деятельности определить, какой из них может стать доминирующим и выполнить роль системообразующего фактора.

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий при изучении русского языка

Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком.

В последнее десятилетие ведутся активные поиски рационального преподавания русского языка. В результате в системе начального и среднего образования Российской Федерации обучение русскому языку ведется по целому ряду учебных комплексов с использованием традиционных и развивающих технологий, авторских и индивидуальных программ, выбор которых предоставлен школам и гимназиям.

Важно помнить, что именно русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели.

К числу универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе относятся все те действия, которые представлены на рисунке 5. Данная классификация УУД является общепризнанной. Развитие у школьников УУД – главная цель различных УМК по русскому языку.

Особое внимание на уроках русского языка уделяют именно познавательной учебной деятельности, так как, по мнению таких ученых как Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, именно данные УУД являются приоритетными при обучении русскому языку.

Универсальные учебные действия на уроках русского языка в младших классах

Рисунок 6. Универсальные учебные действия на уроках русского языка в младших классах

В курсе русского языка формирование познавательных учебных действий – обучение младших школьников поиску и использованию информации, различным видам работы с ней – осуществляется в трёх направлениях:

  • обучение чтению учебных текстов, их полноценному пониманию и интегрированию информации в имеющийся запас знаний, преобразованию, структурированию, воспроизведению и применению с учётом решаемых задач;
  • обучение пониманию информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей и т.п.;
  • обучение использованию для решения разнообразных практических задач различных словарей, справочников.

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Результат развития познавательных УУД при обучении русскому языку напрямую зависит от того, какие методы, приемы и средства используются педагогом. Наиболее продуктивными для решения учебных, педагогических и воспитательных задач является использование технологий на основе активизации и интенсификации учебной деятельности учащихся.

Одна из таких технологий обучения – это проблемное обучение. Проблемное обучение – система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний раздела, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. При этом вырабатываются навыки поискового, исследовательского подхода к решению теоретических или практических проблем [10].

Технология индивидуализации обучения позволяет организовывать учебный процесс с учетом выбора приемов, средств и темпа обучения обусловленных индивидуальными способностями учащихся, что в значительной степени формирует самостоятельность, трудолюбие и творчество учащихся.

Также интерес представляет эвристическая беседа – система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или ее части. Эвристическая беседа стимулирует у учащихся активный интерес к изучаемому материалу; стремление принять участие в поиске, предложенном учителем; является средством вовлечения ребят в самостоятельный поиск новых знаний и способов познавательной деятельности; обучает последовательности шагов поиска решения, облегчает усвоение отдельных операций творческой деятельности.

Очень актуален для развития познавательных УУД младших школьников метод применения полученных знаний на практике. Практические задания имеют частично-поисковый, проблемный или исследовательский характер. Выполняются самостоятельно под наблюдением учителя. Для обеспечения индивидуального подхода к обучению и качества контроля знаний используются индивидуальные разноуровневые задания, подобранные с целью создания для учащихся индивидуальной образовательной траектории.

Без сомнения творческие работы при обучении русскому языку крайне важны. Они позволяют учащимся применять полученные знания в новых условиях. К творческим работам относятся разработки кроссвордов, фантастических рассказов, сказок на основе изучаемого материала.

Метод проектов незаменим для развития познавательных УУД при обучении русскому языку. Это один из эффективных методов формирования ключевых компетенций у учащегося. Результативный способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и поисковые методики, реализуемые в основном во внеурочное время. Использование метода проектов развивает способность к систематизации и структурированию информации и повышает уровень самостоятельности в овладении знаниями.

Учащийся становится подлинным субъектом обучения, если он активно участвует в учебно-познавательной деятельности. Для этого нужно сместить акцент с информирования на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе учения. Обучение в этом случае носит поисковый характер. В основе учебно-поисковой деятельности учащихся лежат такие принципы, как равенство всех её участников; непринужденное привлечение к деятельности; возможность допускать ошибки, обосновывая свою точку зрения; речевое развитие. Ребёнок не получает готовое задание, а сам "открывает" его в процессе решения проблемы. На таких поисковых занятиях возникают партнёрские отношения детей в парах, группах, учителя с детьми, а диалог становится ведущим средством общения. Знания при этом усваиваются прочнее и впоследствии являются инструментом саморазвития. С этой целью на уроках русского языка используются такие методы и приёмы как:

  • развивающая игра,
  • творческие диктанты,
  • составление опорной схемы по содержанию изученного материала,
  • приём сопоставления правил,
  • задания творческого характера.

Для развития познавательных УУД при обучении русскому языку вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Литература

  1. Теплоухова, Л.А. Процесс формирования универсальных учебных действий в проектном обучении в основной школе // Материалы 8-й международной научной конференции – 2012. Том 13. Педагогические науки. София. "БелГРАД-БГ" ООД
  2. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей – Ярославль: Академия развития, 2008
  3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2018.
  4. Зуева Т.Г. Формирование универсальных учебных действий при изучении химии: Сборник методических рекомендаций. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2012.
  5. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов – М.: ВЛАДОС, 2017
  6. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.
  7. Ривкин Е.Ю. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС ОО: целевые установки и организационные формы // Администратор образования № 20. 2012. С. 75-84.
  8. Романова О.Н. Внеурочная деятельность в вопросах и ответах // Практика административной работы в школе №2, 2012. С.12-15
  9. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей – Ярославль: Академия развития, 2008
  10. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008