Связь самооценки и уровня успешности деятельности

Связь самооценки и уровня успешности деятельности.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Психологическая сущность самооценки

Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию. Самооценка складывается прежде всего под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди: человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, он оценивается окружающими. Во-вторых, самооценка формируется в результате сопоставления образа реального "Я" (каким человек является на самом деле) с образом идеального "Я" (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармоничному душевному складу личности. Самооценка зависит также от того, в какой мере человек чувствует себя принадлежащим к значимой для него социальной группе. На ранних ступенях развития ребенка оценки окружающих играют в формировании самооценки исключительно большую роль, поскольку анализ собственной деятельности еще малодоступен ребенку. В дальнейшем, по мере накопления опыта, все больше значение в поведении начинает приобретать оценка результатов собственной деятельности. Успешность педагогического воздействия на ребенка в значительной мере определяется тем, какую самооценку удается сформировать в процессе обучения и воспитания. Достаточно высокая адекватная самооценка позволяет ребенку легче усваивать новый материал, уверенно браться за новое дело, критично воспринимать опыт и оценки других. Доброжелательность к ребенку, заинтересованность в его делах, разумная требовательность и демократизм – необходимые условия развития адекватной самооценки.

Анализируя тот смысл, в котором используется понятие самооценка во многих психологических работах, мы можем сказать, что в одних работах, где поднимаются вопросы адекватности самооценки, это понятие отвечает понятию "представление о себе". В других работах под самооценкой имеется в виду общее отношение к себе. ( С. Л. Рубинштейн, Л. В. Бороздина, К. Левин, Л. И. Божович, А. В. Петровский, У. Джемс, К. Хорни и д.р.) Это неодинаковая позиция авторов отражает истинное положение, так как самооценка действительно, по сути – и представление и отношение личности к себе. Однако, на наш взгляд в ряде исследований понятие самооценка употребляется не по назначению и вернее было бы использовать понятие представление о себе. В понятии самооценка в большей степени отражено именно отношение к себе личности, хотя, естественно, отношение строится на представлении. Таким образом, и в ряде других случаев понятие адекватность представления о себе значительно более точно отразит суть измеряемого параметра, чем понятие адекватности самооценки. Говоря о самооценке личности как об отношении к себе, мы должны иметь в виду, что общая самооценка личности, по сути, представляет собой структуру самооценок. Процесс становления самооценки не имеет какого-то предела, ибо личность постоянно развивается и, следовательно, меняются и ее представления, понятия о себе, эмоциональное отношение к себе. В результате преобразуется содержание, способы выработки самооценки и мера ее участия в регуляции поведения личности.

Самооценка является социально обусловленным психическим образованием, претерпевающим в своем развитии определенную динамику. Основными условиями ее развития являются общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В общении ребенок усваивает критерии оценок, их виды, формы, способы социального сравнения и оценивания; в индивидуальном опыте происходит их апробация, проверка на практике. Формирование самооценки связано с изменением социальной ситуации развития ребенка: с появлением новых требований к нему со стороны окружающих, с расширением самостоятельности и появлением нового видения себя.

Итак, знания о себе человек черпает в общении с окружающими, а его индивидуальный опыт есть не что иное, как реализация усвоенных форм общественного сознания, поле практической проверки этих знаний, позволяющей преломить сквозь призму собственных переживаний оценки, усвоенные в общении. Окружающие транслируют ребенку не только свой собственный образ его, но и отношение к нему, "вооружая ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий, частными и более общими целями, к которым стоит стремиться, образами и делами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовать". Противопоставление, абсолютизация роли "другого" или индивидуального опыта в формировании самосознания и самооценки как его компонента лишено оснований, поскольку они действуют в диалектическом единстве. Более целесообразным представляется функциональное разведение этих факторов. Так, М.И. Лисина высказывает точку зрения, согласно которой индивидуальный опыт больше участвует в формировании у ребенка когнитивной части образа самого себя, в то время как его аффективная часть конструируется в основном под влиянием общения.

Осуществляя целенаправленные воздействия на формирование самооценки, необходимо прежде всего отдавать себе отчет в том, какую личность мы хотим спроецировать, какими качествами ее наделить. Хотим ли воспитать человека самоуверенного и самодовольного, центром устремлений которого будет его собственное "я", воспринимающего окружающих лишь в качестве средства достижения собственных целей, или хотим вырастить личность гуманную, творчески активную, критически относящуюся к себе, умеющую самостоятельно определять перспективы собственного развития? С решением этих вопросов связан выбор качеств самооценки, которые мы будем формировать у ребенка.

Можно формировать самооценку как интеллектуальное действие, рефлексивное в своей основе, опирающееся на развернутый анализ ситуации оценивания, а можно строить ее как эхолалическое образование, односторонне ориентированное, некритически воспроизводящее оценки окружающих.

Нельзя однозначно ответить на вопрос, какая самооценка лучше – высокая или низкая, стабильная или динамичная, адекватная или критичная. Эти вопросы решаются в общем контексте развития личности и применительно к конкретным ситуациям оценивания. Самооценка является сложным образованием, системным по своей природе: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности, формы и уровни общения, в когнитивное, нравственное и эмоциональное развитие личности. Структурные компоненты, формы, виды самооценки находятся в неоднозначных связях и отношениях; их единство и взаимодействие и определяет ценность и значимость этого личностного образования как фактора саморегуляции.

2. Различные взгляды на понятие самооценка в психологической науке

В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием; наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, в зарубежной–У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования. Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира.

Как личностному образованию самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности – ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости. Констатируется, что принятые личностью ценности составляют ядро самооценки, определяющее специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и совершенствования личности.

Ведущая роль отводится самооценке и в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, отражающие специфику понимания ею самой себя.

Итак, в исследованиях решаются проблемы, с одной стороны, связи личности и самооценки, с другой – самосознания и самооценки. Эти разные подходы к раскрытию сущности самооценки отнюдь не противоречат друг другу, а лишь вскрывают ее сложность и многозначность как психологического феномена, ее включенность в развитие и функционирование различных психических проявлений личности.

Сложность изучения проблемы самооценки определяется также тем, что она органично включает в себя два взаимосвязанных аспекта: процессуальный и структурно-итоговый. Изучение специфики репрезентации в самооценке этих аспектов сопряжено с разными задачами исследования: с задачей раскрытия путей, условий и способов ее порождения, развития и функционирования и с задачей выявления ее показателей как личностного образования, интегрирующего в определенные системы знания человека о себе и его отношение к себе.

Двуединая природа самооценки нашла отражение и в тех определениях, которые ей даются в психологической литературе: в них либо актуализируются ее операциональные характеристики, фиксируются способы, с помощью которых человек оценивает себя, либо выделяются показатели ее как личностного образования. В самооценке видят проекцию осознаваемых качеств на внутренний эталон сопоставление своих характеристик с ценностными шкалами форму отражения отношения к себе, личностное суждение о собственной ценности, позитивную или негативную установку на себя и т. п.

Проявления самооценки как личностного образования изучены более широко, в то время как ее процессуальные характеристики раскрыты далеко недостаточно. Вместе с тем подход к самооценке как к сложноструктурированному системному образованию необходимо связан с реализацией комплексного исследования – изучения присущей человеку специфики самооценивания в единстве с его итогами и условиями, обеспечивающими ее оптимальное формирование.

Оценить какое-либо проявление объективного или субъективного мира значит определить свое отношение к нему, установить его значимость, меру соответствия общественно принятым нормам, критериям, выработанным человеком принципам. Содержательная сторона оценки – одобрение или осуждение, принятие или критика, симпатия или антипатия – определяется многими факторами: социальной позицией человека, его установками, взглядами, мировоззрением, интеллектуальным и нравственным развитием; мотивами, средствами и целями действия, его условиями, местом в системе ценностей человека.

Ситуация самооценивания (если это ситуация подлинно самооценочная) ставит человека перед необходимостью решения двух задач: задачи, ориентированной на анализ объекта, по отношению к которому он примеривает свои силы, и самого себя как носителя психических качеств, подлежащих оценке. В этих условиях самооценка представляет собой результат анализа человеком этих двух реальностей, приобретая характер интеллектуально-рефлексивного действия. Исследование процесса ее порождения и функционирования связано с изучением употребляемых человеком средств ее обоснования.

В немногочисленных работах, посвященных решению данного вопроса, в качестве средств самооценки выделяются "личностные смыслы" как преобразованные в ходе индивидуального опыта значения, языка, выработанные человеком эталоны, идеальные уровни выраженности качества, кристаллизующиеся в его сознании стандарты, субъективные координаты опыта и т. п. Основанием самооценки выступают и прямые обращения человека к внешним оценкам, к своей эмоционально-потребностной сфере. Человек использует названные выше средства либо автоматически, интуитивно, либо соотнося их с комплексным анализом оценочной ситуации; при этом как механизм саморегуляции самооценка обретает разную степень действенности и надежности; большую высоту им придает обращение человека к вычерпыванию объективных и субъективных факторов, заложенных в оценочной ситуации, поскольку в этих условиях более выражение проявляются позитивные показатели самооценки, например ее реалистичность и критичность.

Наличие данных зависимостей позволяет поставить вопрос об особой роли в формировании самооценки оснований и средств ее обеспечения и рассматривать их в качестве факторов, определяющих ее регулятивные функции.

В реальной жизнедеятельности человека самооценка функционирует как на вербально-осознанном, так и на интуитивном уровнях. Неосознанный уровень ее функционирования адекватен либо стандартным, привычным для него ситуациям, либо, наоборот, экстремальным условиям, требующим от него быстрого принятия решений. На ранних этапах развития ребенка самооценка также чаще функционирует на неосознанном уровне, проявляясь как непосредственное отражение оценок окружающих. Развитый уровень самооценки соотносим с наличием у человека умения обосновать ее актуализировать используемые средства ее обеспечения. Становление самооценки как механизма произвольной психической регуляции связано, с одной стороны, с усилением процессов самосознания, с другой – с их свертыванием и автоматизацией.

Функционирование самооценки как интеллектуального действия придает ей рефлексивный характер. Именно рефлексия, по мысли Л.С. Выготского, позволяет человеку наблюдать себя со стороны собственных чувств, внутренне дифференцировать "я" действующее, рассуждающее и оценивающее. Рефлексия, как отмечает X. Хекхаузен, наделяет самосознание обратной связью, благодаря которой человек может "оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив успеха, корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и окружающих". Рефлексивность при самооценке, также как и способность к осознанию ее средств, является показателем достаточно высокого уровня ее развития. Именно с рефлексией наиболее тесно связано произвольное управление собственным поведением.

Как особый психологический феномен самооценка является условием и средством формирования таких итоговых продуктов самосознания, как "образ я" и "я-концепция". "Образ я" есть некоторая система многообразных знаний субъекта о себе, имеющих разную степень осознанности, дифференцированности, обобщенности, функционирующих в неразрывном единстве. В качестве генетически исходной формы "образа я" в исследованиях рассматривается "образ самого себя, репрезентирующий целостное отношение ребенка к себе". "Я-концепция" рассматривается как функционирование знаний субъекта о себе на более высоком уровне – как сложившаяся, иерархически организованная, обобщенная и устойчивая система, носящая вместе с тем динамический характер; в "я-концепции" исследователи видят константный компонент самосознания, определяющий общее самочувствие личности. Отражение в "я-концепции" интегрированных знаний субъекта о себе позволяет ему ощущать собственную определенность, самотождественность и целостность. "Я-концепция" детерминирует не только восприятие субъектом разных сторон собственной личности, но и окружающего мира. Самооценка выступает в качестве санкционирующего механизма "я-концепции", обеспечивающего иерархизацию знаний человека о себе. Р. Бернс отмечал, что в более узком смысле "я-концепция" и есть самооценка.

Будучи сложноструктурированной системой, самооценка функционирует в разных формах, видах, на разных уровнях организованности как развивающаяся система. Ее структура представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Некоторые исследователи выделяют третий компонент–поведенческий, однако его целесообразнее соотносить с регулятивными функциями самооценки и считать производным от первых двух. Когнитивный компонент отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности – от элементарных представлений до концептуально-понятийных; эмоциональный – отношение человека к себе, накапливающийся у него "аффект на себя", связанный с мерой удовлетворенности своими действиями, результатами реализации намечаемых целей.

Самооценка является социально обусловленным психическим образованием, претерпевающим в своем развитии определенную динамику. Основными условиями ее развития являются общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В общении ребенок усваивает критерии оценок, их виды, формы, способы социального сравнения и оценивания; в индивидуальном опыте происходит их апробация, проверка на практике. Формирование самооценки связано с изменением социальной ситуации развития ребенка: с появлением новых требований к нему со стороны окружающих, с расширением самостоятельности и появлением нового видения себя.

Итак, знания о себе человек черпает в общении с окружающими, а его индивидуальный опыт есть не что иное, как реализация усвоенных форм общественного сознания, поле практической проверки этих знаний, позволяющей преломить сквозь призму собственных переживаний оценки, усвоенные в общении. Окружающие транслируют ребенку не только свой собственный образ его, но и отношение к нему, "вооружая ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий, частными и более общими целями, к которым стоит стремиться, образами и делами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовать". Противопоставление, абсолютизация роли "другого" или индивидуального опыта в формировании самосознания и самооценки как его компонента лишено оснований, поскольку они действуют в диалектическом единстве.

3. Определение категории "успешность деятельности" в психологии

Успешность является одним из наиболее трудных понятий для определения, так как у разных людей оно вызывает различные ассоциации и к тому же связано с индивидуальной системой оценок и ценностей. Вместе с тем в силу ориентации современного человека на успех данное понятие привлекательно в разных социальных кругах – среди бизнесменов, политиков, молодежи.

Человек, являясь существом социальным по своей природе, постоянно находится в пространстве контекстов и смыслов. Любые представления, в том числе и представления об успехе/успешности, формируют и во многом определяют систему ценностей личности, оказывая влияние на ее установки, самосознание, уровень притязаний.

С точки зрения психологической теории понятие "успешность" может рассматриваться в различных контекстах. Как концепт оно соотносимо с определенным социальным явлением и описывает его с позиций той или иной психологической концепции (теории мотивации, развития и пр.). Также его можно расценивать как своего рода конструкт, имеющий социальную природу, но, тем не менее, существующий в сознании индивида, участвуя наряду с другими понятиями в формировании картины мира.

Таким образом, в качестве предмета социально-психологического изучения успешность предстает в двойственном, субъективно-объективном понимании. Объективность заключается в проявлении данного феномена в конкретно-социальной сфере бытия, взаимосвязи с условиями и обстоятельствами жизни человека при его взаимодействии с другими людьми. Субъективность подразумевает связь с внутренним миром личности, что определяет специфически-индивидуальное восприятие жизни, ее осмысление и выработку эмоционально окрашенного отношения к ней.

На основе обзора существующих в психологии различных концепций понятия "успешность", рассматривающих его в качестве основной характеристики человеческой деятельности, можно отметить следующее. "Успешность" определяется, во-первых, как одна из базовых потребностей индивида и изучается в качестве стимула его поступков; во-вторых, как основной мотив поведения и тогда анализируется в качестве цели, на достижение которой направлены значительные усилия индивида; и, в-третьих, как результат эффективной деятельности, предстающий в качестве оценки как со стороны самого субъекта, так и со стороны окружающих.

В качестве элемента структуры индивидуальных представлений "успешность" может выступать либо как понятие или значение (в случае обобщения и систематизации полученной информации об окружающем мире), либо как личностный конструкт, имеющий индивидуальную и коллективную составляющие. Индивидуальное содержание основано на биографическом опыте, а коллективное – представляет собой преломленные в личном сознании коллективные представления об успехе, успешной деятельности и успешно действующей личности, свойственные современникам данного индивида.

Рассматривая понятие "успешность" в качестве конструкта, мы допускаем, что человек, вкладывая в него определенное содержание, начинает истолковывать окружающие его явления, себя, людей и предметы сквозь призму этого содержания, и организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает ('конструирует') будущие события.

Изучение успешности в таком понимании предполагает выделение особых категориальных структур, опосредующих восприятие и осознание субъектом различных содержательных сфер деятельности – структур обыденного сознания. В то же время следует отметить, что исследований успешности в подобном общетеоретическом плане практически не проводилось, поэтому сложно описать, что скрывается за данным понятием в представлениях различных групп населения.

Семантическое поле понятия "успешность" представлено достаточно разнопланово, оно гетерогенно и поливариативно по своему характеру, что подтверждает многозначность самого понятия.

Выделяют четыре основных компонента, которые являются его базовыми характеристиками. Это, прежде всего, благополучная социализация индивида, которая особенно важна в юности и молодости, так как обеспечивает поддержку и признание, совместное времяпрепровождение, подразумевающее общность интересов и совместные занятия, служит источником и удовлетворенности.

Второй компонент указывает на социально-экономический аспект успешности и обозначен как внешняя сторона успешности. Это в определенной степени стереотипный образ, наиболее обобщенное представление об успешности или успешных людях, существующий в обществе.

Третий компонент называет факторы, которые позволяют достичь результатов. Выявляются как внутренние ресурсы личности, так и внешние условия (удача). Данный компонент обозначен как ресурсы в достижении успешности.

Четвертый фактор объединяет деятельностные сферы успешности и получил название успешность как результат деятельности

В общем можно сказать, что успешность понимается двояко: во-первых, как активность, достижение чего-то или результат достижений, во-вторых, как состояние. В зависимости от этого выделяются ее различные аспекты. В первом случае понятие "успешность" связано с ресурсами и результатами (общественное положение, материальная обеспеченность). Во втором случае имеется в виду эмоциональная сторона, субъективная оценка, или обладание чем-то: материальные блага, друзья.

Изучение успешности в качестве конструкта является значимым для выявления ценностных ориентаций личности, что способствовало бы разработке и оптимизации программ по адаптации, повышению эффективности личности не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Выяснение ценностных ориентаций различных социальных групп, в свою очередь, служило бы хорошей базой для разработки тренингов, ориентации образовательных программ, выяснении целевой аудитории. Безусловно, данные подобных исследований могли бы найти применение в рекламе, менеджменте, консультировании.

Выбор психодиагностического инструментария осуществляется в соответствии с поставленными задачами исследования и требованиями валидности, надёжности, стандартизации и адаптации используемых методик. Можно выделить три наиболее подходящие методики.

1. Личностный опросник для молодёжи HSPQ Р. Кетелла. Методика представляет собой вариант адаптированного опросника Р.Кетелла, предназначенного для измерения шестнадцати личностных факторов, обозначенных соответствующими латинскими буквами, – в связи с названиями этих факторов. Опросник содержит 105 положений, касающихся различных свойств личности, установок и интересов, и заполняется так, что испытуемый должен выбрать один из возможных ответов.

2. Методика самооценки (Будасси). Методика позволяет определить три уровня самооценки (низкая, высокая и средняя). Из предложенного списка слов респонденты выбирают те, которые на их взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Из выбранных 20 слов выбираются наиболее неприятные для респондентов. Далее из оставшихся 19 слов так же выбирается наиболее неприятное качество и ставится напротив этого слова цифра 2 и так далее.

3. Тест-опросник самоотношения В.В. Столина построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник включает следующие шкалы: Шкала S – измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственного "Я" испытуемого; Шкала I – самоуважение; Шкала II – аутосимпатия; Шкала III – ожидание положительного отношения от других; Шкала IV – самоинтерес. Опросник содержит также семь шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес "Я" испытуемого.

Выводы

В результате изучения основ взаимодействия самооценки и успешности мы выявили многогранность понятий самооценка и успешность в фокусе психологической науки.

Многие известные психологи характеризовали понятие самооценка. В итоге можно сформулировать основное о данном понятии:

1. самооценка функционирует в разных формах, видах, на разных уровнях организованности как развивающаяся система. Ее структура представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Некоторые исследователи выделяют третий компонент–поведенческий

2. Самооценка выступает в качестве санкционирующего механизма "я-концепции", обеспечивающего иерархизацию знаний человека о себе.

3. Самооценка является социально обусловленным психическим образованием, претерпевающим в своем развитии определенную динамику. Основными условиями ее развития являются общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В общении ребенок усваивает критерии оценок, их виды, формы, способы социального сравнения и оценивания; в индивидуальном опыте происходит их апробация, проверка на практике. Формирование самооценки связано с изменением социальной ситуации развития ребенка: с появлением новых требований к нему со стороны окружающих, с расширением самостоятельности и появлением нового видения себя.

Касаемо самооценки, как фактора успешности личности необходимо отметить, что психологами выявлена прямая связь: чем выше самооценка, тем выше уровень успешности. Но есть предел – относительная величина при достижении которой высокая самооценка сводит к нулю уровень успешности.

Выводы

Успешность и самооценка очень сильно взаимосвязаны. Реализация себя, как успешной личности практически невозможна с низким уровнем самооценки.

Анализ имеющихся в исследованиях теоретических и эмпирических данных позволяет охарактеризовать самооценку как системное образование и предложить следующую ее структурно-динамическую модель: самооценка представляет собой форму отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующую принятые им ценности, личностные смыслы, меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности.

Опосредствованная познанием внешнего мира, активным взаимодействием с ним субъекта, самооценка является по своей природе социальным образованием, функционирующим как компонент самосознания и важнейшее личностное образование.

Как целостная система самооценка включена во множество связей и отношений с другими психическими образованиями, взаимодействие с которыми носит диалектический характер: будучи обусловленной ими, самооценка в то же время сама выступает важнейшей детерминантой их дальнейшего развития.

Самооценка функционирует в двух взаимосвязанных формах: общей и частной; первая отражает обобщенно-интегральные знания субъекта 6 себе и основанное на них целостное отношение к себе, вторая – оценку конкретных психических и физических проявлений и качеств.

Структура самооценки представлена функционирующими в неразрывном единстве двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным, отражающими знания субъекта о себе и отношение к себе, качественное своеобразие этих компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер.

Временная отнесенность содержания самооценки определяет ее виды: самооценка функционирует как прогностическая, актуальная и ретроспективная; в своем развитии эти виды претерпевают постоянные взаимопроникновения и взаимопереходы.

Онтогенез самооценки связан с формированием у ребенка дифференцированных и обобщенных знаний о себе как внутреннего условия развития устойчивых ориентации относительно себя и эмоционально-ценностного отношения к себе.

Становление самооценки в возрастном и индивидуальном аспектах – единый и непрерывный процесс, в ходе которого каждая ее составляющая (компоненты, формы, виды, показатели) как сложноструктурированного, системного образования обнаруживает свою динамику.

Составляющие самооценки характеризуются как специфическими, так и идентичными показателями, становление которых определяет ее уровневые проявления как развивающейся системы, надежность и действенность ее функционирования как механизма саморегуляции.

Условия развития самооценки представлены двумя основными факторами – общением с окружающими и собственной деятельностью субъекта, каждый из которых вносит свой вклад в ее формирование.

Литература

1 Анищенко С.А. Курс "Основы гендерной психологии" на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ //Психология в ВУЗе: Ежеквартальный научно-методический журнал №3.: Изд-во Москва-Обнинск, 2004.

2 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

3 Будасси С. А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе // Вопр. психол. 1971. № 3.

4 Гербет. О.И. Роль самооценки в самореализации личности. //Наука и образование: проблемы и перспективы. Материалы 8-й региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся. В 2-х частях. Бийский гос. пед. ун-та им. В.М. Шукшина. – Бийск: РИО БПГУ имени В.М. Шукшина, 2006.

5 Захарова А. В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопр. психол. 1980. № 4.

6 Ильин Е. П., Сафонов В. К., Киселев Ю. Я. Психология спорта: современные направления в психологии. Л., 1989.

7 Квинн В.Н. Прикладная психология. – СПб.: Феникс, 2005.

8 Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания. – СПб.: Питер, 2001.

9 Кон И. С. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал, 1981, № 3.

10 Кордуэлл Майк. Психология. Словарь. – М., 1999

11 Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

12 Психологический словарь для родителей (и не только для них)//www.psyholog.ru

13 Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М., 1991.

14 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004.

15 Самооценка младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа. // Вестник МГУ. Психология. – М.: 2001.

16 Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у студенческой молодежи. М.: Академия, 2000.

17 Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. – М., 1990.

18 Соколова Е.Т., Столинн В.В. Самосознание и самооценка личности подростка. – М.: Просвещение, 200.

19 Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры. СПб., 1999.

20 Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Просвещение, 2003.

21 Субъективная оценка в структуре деятельности / Отв. ред. Ю. М. Забродин. Саратов, 1987.

22 Теплов Б. М. Избр. труды: В 2-х т. Т. 1. М., 1985.

23 Фолкэн Чак Т. Психология – это просто. – М.: Гранд, 2002.

24 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность в 2 т. // Пер. с немецкого. / Под ред. Величковского Б.М.. – М.: Педагогика, 2005.

25 Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности. – М.: Юнити, 2000.

26 Чеснокова И.И.. Особенности развития самосознания. – М.: Академия, 2004.

27 Чеснокова И.И.. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 2001.

28 Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., 1994.

29 Шибутани Т. Я – концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара: Бахрах, 2003.

30 Эфорина В.Л. Методы и тесты по выявлению уровня самооценки. – М.: Юнити, 2006.