Процедуры получения и описания данных в психологическом исследовании

Процедуры получения и описания данных в психологическом исследовании.

Статьи по теме
Искать по теме

Первый этап – выбор проблемы и темы, определение объекта и предмета, целей и задач, разработка гипотезы исследования. В целях уточнения методики исследования, конкретизации его целей и задач иногда выделяется еще один этап – пробное (пилотажное) исследование, этот этап предваряет оформление методики исследования.

На втором этапе работы происходит выбор методов и разработка методики исследования, проверка гипотезы, непосредственно исследование, формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение, обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Третий, заключительный этап строится с ориентацией на внедрение полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.

Первый этап начинается обычно с выбора области, сферы исследования. Этот выбор обусловлен как объективными факторами – актуальностью, новизной, перспективностью и т.д., так и субъективными факторами – опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, складом ума. Для психолога-исследователя важно определить, в какой области психологии он будет вести исследовательскую работу: в области психологии личности, коллектива, деятельности и т.д.

Определив сферу исследовательской работы, психолог выбирает проблему и тему исследования. При выборе проблемы исследования следует ориентироваться прежде всего на то, что неизвестно науке, что предстоит открыть, доказать. Иногда в качестве проблемы выбирается поиск вариантов решения актуальной психолого-педагогической задачи (проблема подготовки специалистов в сокращенные сроки, повышение эффективности обучения и т.п.).

Выбор неперспективной темы научной работы на современном уровне и при высоких темпах развития психологии иногда на несколько лет отбрасывает исследователя назад. А ведь необходимо еще время и для того, чтобы "вжиться" в тему, выйти на самые "передовые рубежи" ее разработки, творчески подойти к освоению того, что накоплено в этой области в отечественной и мировой науке. Поэтому при выборе темы не надо спешить, но и любое промедление отодвигает срок начала исследования, а значит и время получения его конечного результата.

Основным критерием выбора темы научной работы является собственное убеждение исследователя в актуальности и перспективности выбранной темы. Но начинающий исследователь часто не обладает достаточным научным кругозором для столь ответственного, а главное – безошибочного выбора. В своей работе он руководствуется требованиями документов, в которых определяются наиболее актуальные проблемы научных изысканий в целях удовлетворения потребностей практики. В этих требованиях отражены "горячие" точки науки, запросы сегодняшнего и завтрашнего дня. Выбрать и сформулировать тему исследования помогают также консультации с учеными-теоретиками, практиками, участие в научной работе совместно с опытными исследователями, тщательный анализ диссертаций и автореф.ов, в которых наиболее компетентные представители науки обычно формулируют перспективные направления исследования той или иной проблемы.

Дальнейший процесс исследования предполагает уточнение его объекта и предмета. Так, например, в психологических исследованиях объектами изучения являются личность, коллектив, их деятельность в определенном направлении. Предметом же исследования выделяются конкретные аспекты, стороны объекта изучения (какие-либо свойства личности, компоненты психологии коллектива, способы активизации познавательной деятельности и т.д.).

Второй этап исследования носит ярко выраженный индивидуальный характер, в связи с чем не терпит жестко регламентированных правил и предписаний. И все же есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо учитывать.

Прежде всего, это вопрос о методике исследования. Ее разработка обязательна, так как она дает ответ на вопрос: каким образом технически реализовать возможности различных методов для достижения поставленной цели. В исследовании мало составить перечень методов, необходимо их сконструировать и привести в систему.

Методика каждого конкретного психологического исследования всегда уникальна. Нет методики исследования вообще, есть конкретные методики исследования. Однако можно попытаться выделить нечто общее, что есть в каждой методике исследования, и тем самым использовать опыт предыдущих исследователей при создании новых методик. Эти общие элементы методик компонуются каждый раз заново в конкретной методике, в зависимости от замысла исследования, наполняются новым содержанием, в зависимости от целей и задач исследования. Оригинально мыслящий исследователь создает творческие, своеобразные методики исследования, он изящен в эксперименте, в интерпретации его результатов.

Методика – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя. Методика – понятие более широкое, чем метод. Даже в том случае, когда содержание методики составляет какой-то один метод, допустим наблюдение, его методика, кроме самого метода, будет включать порядок, технику наблюдения (в данном случае выбор того или иного его вида), характер фиксации, обобщение результатов, определение места и ролевой функции наблюдателя.

В ходе исследования психолог составляет программу. В программе исследования должно быть отражено следующее: какое психологическое явление исследуется, какие критерии при этом выбираются, по каким показателям будет проводиться оценка, какие методы исследования используются. В программе исследования нередко указывается и порядок применения тех или иных методов.

Программа исследования – это как бы модель исследования, развернутая во времени. Естественно, чем точнее и детальнее эта модель отражает действительность, тем результативнее будет и само исследование. Определенная совокупность методов продумывается для каждого этапа исследования. При этом учитывается рациональность применения предложенной методики, ее достаточность и соответствие задачам исследования.

На выбор методики влияет много факторов и, прежде всего, предмет, цели и задачи исследования. Психолог должен ясно представлять, что ему предстоит изучить, выявить. Но, даже зная свою цель, он испытывает серьезные затруднения при разработке методики.

На третьем, заключительном, этапе исследователь приходит к окончательной формулировке результатов и их оценке с учетом цели и задач исследования. В выводах главные результаты исследования излагаются так, чтобы было ясно, чем оно обогатило предшествующие знания. Желательно также, чтобы были указаны и недостатки работы, дана критическая оценка используемых методов исследования и показаны возможности их уточнения, а также намечены возможные перспективы исследовательской работы, новые вопросы, вытекающие из проведенного исследования.

Наиболее творческий момент исследования заключается в изобретении оригинальной мето-дики. Зачастую методическая находка преобразует научную область и порождает новое направ-ление. Создание Б. Скиннером "проблемного ящика" послужило основой для проведения серии исследований по оперантному научению животных. Изобретение Г. Эббингаузом "бессмысленных слогов" способствовало открытию ряда интересных закономерностей работы долговременной памяти. Предложенный Ф. Гальтоном метод сравнения психических особенностей близнецов положил начало современным психогенетическим исследованиям.

Не менее важна формулировка предположений – гипотез. Для их проверки строится план научного исследования. Он включает в себя выбор объекта – группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент или за которыми будет вестись наблюдение. Уточняется предмет исследований – часть реальности, которая будет изучаться. Выбирается место и время исследований и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента.

Проведение исследований по намеченному плану – следующий этап. В ходе реального эксперимента всегда возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта. После фиксации результатов экспери-мента проводится первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность.

ВЫВОДЫ

Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. В реальности разные моменты времени не идентичны, развитие мира необратимо: он – иной в каждый следующий момент времени. Пространство не изотропно. Нет двух идентичных объектов, которые можно было бы включить в класс эквивалентности. Все люди уникальны, каждый со своей, не похожей ни на чью другую, судьбой. Даже однояйцовые близнецы рождаются в разные моменты времени. Тем более уникальны исследователи. Поэтому-то невозможно полностью адекватно воспроизвести экспери-мент в других условиях. Личностные черты экспериментатора влияют на ход исследования, на его отношения с испытуемыми, на точность регистрации и на особенности интерпретации данных.

Реальное исследование не может (да и не должно) полностью соответствовать идеальному. Отклонения от идеального исследования, которые в процессе деятельности психолога возникают неизбежно, порождены особенностями мира, в котором мы живем. Нельзя добиться полного соответствия идеала и реальности даже в ходе научных изысканий. Другое дело, что научный метод должен давать результат, максимально приближенный к идеальному. Мы всегда вынуждены говорить об измерениях, относящихся к разным моментам времени, как о проводимых одновременно. Уникальные объекты мы рассматриваем как эквивалентные друг другу, абстрагируясь от их особенностей. Ситуации, условия проведения разных серий исследования мы полагаем идентичными. Себя же мы считаем идеальными экспериментаторами, компетентными, бесстрастными, движимыми только поиском научной истины, а не желанием заработать деньги или угодить научному руководителю.

Для уменьшения влияния отклонений идеального исследования от реального используются особые методы планирования эксперимента и обработки полученных данных. Термин "реальное исследование" может навести на мысль о том, что эта процедура полностью охватывает природный процесс, однако на самом деле такое представление – иллюзия. В ходе любого "реального исследования" ученый искусственно вычленяет, принимает во внимание некоторую часть реальности, абстрагируясь от других существенных ее сторон. Эта часть реальности, принимаемая в качестве предмета исследования, как бы "контролируется" экспериментатором. Кроме того, условия, в которых проводятся исследование или наблюдение, экспериментальное воздействие, отбор испытуемых, являются факторами, влияющими на результат – на поведение испытуемых и фиксацию параметров наблюдаемого поведения. Поэтому следует различать явления и процессы, происходящие в реальности, и их аналоги, которые мы наблюдаем или воспроизводим в ходе исследования. Степень соответствия реального исследования идеальному будем называть внутренней валидностью.

Степень соответствия реального исследования изучаемой объективной реальности назовем внешней валидностью.

Эксперимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность, называется экспери-ментом полного соответствия. Разумеется, в реальности полное соответствие недостижимо.

Дополнительные переменные, которые необходимо учитывать в эксперименте, влияют на внешнюю валидность. Если от внутренней валидности зависит достоверность экспериментальных результатов, то от внешней – переносимость результатов из лабораторных условий на реальные процессы и обобщение их на другие сферы реальности.

И, наконец, отношение идеального исследования к реальности можно охарактеризовать как теоретическую (или прогностическую валидность), поскольку план "идеального исследования" строится исходя из теоретической идеализации реальности – гипотез исследования.

Рисунок – Классификация исследований

Процедуры получения и описания данных в психологическом исследовании

ГЛОССАРИЙ

№ п/п

Понятие

Определение

1

Внешняя валидность

степень соответствия реального исследования изучаемой объективной реальности

2

Внутренняя валидность

степень соответствия реального исследования идеальному

3

Выборочная совокупность

модель генеральной совокупности, результат определенным  образом построенного  извлечения части элементов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения

4

Выборочный метод психологического исследования

приемы и способы, которые позволяют делать заключения о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности на основании рассмотрения некоторой ее части – выборочной совокупности

5

Генеральная совокупность

множество объектов, являющихся предметом изучения в пределах, ограниченных программой психологического исследования и территориально-временными границами

6

Гипотеза исследования

вероятностное научное предположение, предвидение хода и результата исследования

7

Дисперсия

разброс (отклонения) отдельных значений признаков элементов генеральной или выборочной совокупности от средней величины признака

8

Единица счета

количественная характеристика единицы анализа, фиксирующая регулярность, с которой встречается в обследуемой выборке та или иная смысловая единица

9

Единицы

анализа

части, элементы объекта исследования, которые подвергаются непосредственному исследованию

10

Единицы отбора

элементы генеральной совокупности, отбираемые на каждом этапе выборки

11

Задачи исследования

детализация направлений реализации гипотезы и целей иссле-дования с учетом конкретных требований, предъявляемых к анализу и решению сформулированной теоретической проблемы

12

Замысел исследования

основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения, организацию исследования, его этапы

13

Знание

продукт общественной материальной и духовной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира (природного и человеческого)

14

Идеализированный объект

теоретическая модель исследуемого объекта, вводимая на теоретическом уровне анализа (например, модель творческого отношения к труду)

15

Инструментарий

набор специально разработанных автором исследования и другими экспериментаторами приборов, тестовых бланков, средств фиксации результатов и т.д., служащих средством решения задач исследования

16

Интерпретация понятий

процедура истолкования, уточнения смысла понятий, состав-ляющих концептуальную схему психологического исследования

17

Категории анализа

единицы, выражающие смысловые признаки объекта исследования или его отдельных элементов (единиц анализа)

18

Категория

предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения явлений и предметов действительности и познания

19

Конструктная валидность

выражает адекватность метода интерпретации экспериментальных данных теории

20

Концептуальная модель

целостная система понятий, категорий и законов, раскрывающая теоретическую сущность данного явления и позволяющая его описывать, объяснять или непосредственно управлять им

21

Метод

основной способ сбора, обработки или анализа данных

22

Методика

совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь

23

Методическая функция программы исследования

логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа психологических данных

24

Методологическая

проблема

сформулированная нерешенная задача в области методологии, признание (с некоторой долей упрощения) исследователем наличия затруднений в процессе поиска и разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся

25

Методологическая функция программы исследования

определение научной проблемы, для решения которой прово-дится психологическое исследование в целях установления системы его внешних связей

26

Наука

сфера духовной человеческой деятельности, основная функция которой – выработка новых знаний о мире, их систематизация и построение на этой основе образа мира и способов взаимодействия с ним

27

Объект исследования

носитель проблемной ситуации, конкретная сфера деятельности субъекта, включенная в процесс научного познания

28

Объем выборки

число элементов, включенных в выборочную совокупность

29

Организационная функция программы исследования

заключается в интеграции деятельности членов исследо-вательской группы для решения поставленной проблемы и в рациональном разделении их труда

30

Организационно-процедурные этапы

вид этапов, которые определяют ход выполнения тактических задач исследования, взаимодействия с изучаемым объектом, действий с информацией об изучаемом объекте

31

Организация психологического исследования

единый научно обоснованный комплекс мероприятий, поэтап-ное осуществление которых позволяет обеспечить координацию всего исследовательского коллектива, эффективное и качест-венное выполнение поставленных задач

32

Основа выборки

перечень элементов генеральной совокупности, удовлетворя-ющий требованиям полноценности, точности, адекватности, удобства работы с ним и отсутствия дублирования единиц анализа

33

План исследования

основной документ управления всеми процессами психо-логического исследования, упорядочивающий мероприятия в соответствии с программой, календарными сроками, мате-риальными и кадровыми ресурсами, устанавливающий формы ответственности и контроля за проведением работ

34

План научно-исследовательских работ

основной документ управления научно-исследовательской работой в научном учреждении

35

Предмет исследования

наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы психологического исследования

36

Проблема исследования

форма научного отображения проблемной ситуации, которая выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации; категория, означающая нечто неизвестное науке, то, что предстоит открыть, доказать

37

Проблемная ситуация

состояние объекта психологического исследования, возни-кающее либо при отсутствии аргументированного объяснения сущности и функционирования изучаемого явления, либо при наличии противоречивых объяснений и характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития

38

Программа психологического исследования

документ, содержащий методологические, методические и организационные предпосылки научного поиска

39

Процедура исследования

общая система действий, включающая последовательность всех операций и способ организации исследования для достижения поставленной цели

40

Процедурная модель

определенные правила, алгоритмы, методики и методы конкретной науки по получению и переработке информации

41

Репрезентативность

свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования

42

Сетевой график

используемая для планирования и управления процессом психологического исследования схема (сеть) этапов (операций) психологического исследования, отображающая их техноло-гическую связь и последовательность в процессе достижения требуемого результата (цели)

43

Системный анализ объекта

представление объекта в качестве аналитически расчлененной системы, т.е. комплекса элементов и связей, образующих в своем взаимодействии целое, в котором предполагаемое изменение одного из элементов вызывает изменение других элементов и всей системы

44

Случайная (стохастическая) величина

величина признака, значение которой меняется от опыта к опыту случайным образом

45

Теоретическая (прогностическая) валидность

выражает отношение идеального исследования к реальности

46

Теоретическая проблема

сформулированная нерешенная задача (проблема) в области познания (в области теории)

47

Теория

(греч. theoria – рассматриваю, наблюдаю, изучаю) – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отобра-жение закономерных и существенных связей определенной области действительности

48

Техника

совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода

49

Цель исследования

модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения психологического исследования

50

Эксперимент полного соответствия

эксперимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность

51

Эмпирическая модель

целостная система количественных и качественных харак-теристик интересующего нас явления, в конкретных простран-ственно-временных рамках которой реализуется степень правомерности концептуальной модели

52

Эмпирический индикатор

элемент или характеристика объекта, доступные наблюдению и поддающиеся измерению

53

Этапы логического плана

вид этапов, которые отражают последовательность выполнения стратегических задач исследования

54

Этапы психологического исследования

комплекс процедур, составляющих стадии реализации  целей и задач исследования

Литература

1. Глас, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии [Текст]: пер. с англ. / Дж. Глас, Дж. Стэнли. – М., 1976.

2. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст]: учеб. пособие / В. Н. Дружинин. – М., 1997.

3. Корнилова, Т. В. Введение в психологический эксперимент [Текст]: учебник / Т. В. Кор-нилова. – М.: Изд-во МГУ, 1997.

4. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях [Текст] / Д. Кэмпбелл. – СПб., 1996.

5. Логвиненко, А. Д. Измерения в психологии: математические основы [Текст] / А. Д. Логви-ненко. – М.,1993.

6. Математические методы в современной психологии [Текст] / В. Ю. Крылов [и др.]. – М.: ИП РАН, 1995.

7. Мощенко, А. В. Корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы [Текст]: учеб. пособие / А. В. Мощенко. – М., 2000.

8. Немов, Р. С. Психология. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст]: в 3 кн. / Р. С. Немов. – М., 1998. Кн.З.

9. Паповян, С. С. Математические методы в социальной психологии [Текст] / С. С. Поповян. – М.,1983.

10. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] / Отв. ред. С. Б. Крымский. – Киев, 1999.

11. Суходольский, Г. В. Основы математической статистики для психологов [Текст]

/ Г. В. Суходольский. – Л., 1972.