Сущность общеучебных умений.
Сущность общеучебных умений
- Взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения
- Формирование исследовательских умений младших школьников
- Система внутришкольного мониторинга
- Русская национальная школа
- Развитие мышления младшего школьника на уроках математики
- Развитие действия контроля в процессе изучения алгоритмов умножения и деления многозначных чисел
- Понятие и особенности внеурочной деятельности
В научной и педагогической литературе встречаются различные определения понятия "умение":
-способность делать что-нибудь, приобретенная в результате обучения или жизненной практики. (Харламов И.Ф. Педагогика:Учебное пособие.-М.:Рардарики,2007.-519с.).
-Возможность эффективно выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Умения тесно взаимосвязаны с навыками как способами выполнения действий… Высокий уровень умения означает возможность пользоваться различными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия…Приобретенные человеком умения не только определяют качество его деятельности, но могут стать свидетельством уровня общего умственного развития человека, качеств его ума. Легкость и быстрота овладения умениями говорит о высоком уровне способностей данного человека (Педагогическая энциклопедия в 3-х томах. Т.3,М.2007).
-Первичная фаза формирования навыка. Отмечается, что умения – это высшее человеческое свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса. Умением обозначают осознанное выполнение в учебном процессе определенных действий или отдельных операций, которые направлены на осуществление конкретной учебной цели (Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А.Сластенин,И.Ф.Исаев,А.И.Мищенко,Е.Н.Шиянов.-М.:Школа-Пресс,2007.-512с, с.76)
-Освоенная человеком система приемов сознательного построения результативного действия. (Дидактика современной школы. Пособие для учителей/Под ред. В.А.Онищука.-К:Рад.шк.,1995.-351с.,с.145).
-приобретенная знанием и опытом способность выполнения определенной работы на достаточно высоком уровне сложности (Давыдов В.В.,Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы соврем.психологии детей младшего школьного возраста.-В кн.:Проблемы общей, возрастной и педаг.психологии. М.,1978,с.200, с.79).
-Е.А.Милерян, развивая теорию К.К.Платонова, считает, что умения представляют собой своеобразный синтез природных и приобретенных свойств личности (Милерян Е.А.Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.,1973.-318с., с 37).
-Ю.К.Бабанский утверждает, что сознательное овладение каким-либо приемом деятельности называется умением. Умение, доведенное до реально возможного автоматизма, характеризуется уже как навык…это дает основание говорить, что в учебном процессе одновременно формируется какое-то умение и соответствующий навык (Бабанский Ю.К. Методы обучения в совр. Общеобраз. Школе.-М.:Просвещение,1985.-208с, с.87).
-Г.И.Щукина относит умение к операциям интеллектуального свойства. Существенным свойством умений автор считает их обобщенность, вследствие чего они с успехом реализуются в измененных и разнообразных ситуациях (Педагогика школы. Учебное пособие для студентов пед. ин-ов. Под ред. Г.И.Щукиной. М., "Просвещение",1977.-384с, с.51).
- Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. (Педагогика. Учебное пособие для студентов педаг.учеб.заведений/В.А.Сластенин,И.Ф.Исаев,А.И.Мищенко,Е.Н.Шиянов.-М.:Школа-Пресс, 2005.-512с,с.39)
- Закрепленный способ применения знаний в практической деятельности. (Педагогика и логика/Г.П.Щедровицкий и др.-М.:Касталь,2003.-416с, с47)
- К.К.Платонов определяет умение как способность выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях, где он выделяет пять этапов формирования умений:
1. Первоначальное умение: его структуру составляют – осознание цели действия, поиск способов его выполнения, опирающийся на ранее приобретенные знания, умения и навыки; деятельность методом проб и ошибок; (Привести пример)
2. Недостаточно умелая деятельность: ее структуру составляют – знания о способах выполнения действия, использование ранее приобретенных, несистематических навыков; (привести пример)
3. Отдельные общие умения: их структура – ряд отдельных высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности;
4. Высокоразвитое умение: психологическую структуру которого составляют – творческое исполнение заданий и навыков данной деятельности с осознанием не только цели, но и мотивов выбора, способов ее достижения;
5. Мастерство: его психологическая структура – творческое исполнение различных умений (Платонов К.К.Дидак.основы методов обучения в школе.-М.:Педагогика,1983.-126с,с.33)
-Усвоенный опыт различных способов деятельности. (Андреев В.И.Педагогика. учеб.курс для твор.саморазвития.-2-е изд.-Казань:Центр инновационных технологий,2007.-608с,с.40)
-Готовность к практическим действиям, выполняемым сознательно на основе приобретенных знаний (Блонский П.П. Педология:Кн. Для преподават. и студ. высш. пед. учеб.заведений/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007.-288с., с49)
-Способности человека выполнять действия, приобретенные на основе знаний и опыта (Воронцов А.Б.Педаг.технология контроля и оценки учеб.деят-ти.Образоват.система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.М.:Рассказов,2007-136с, с.68).
Многие исследователи (какие именно) избегают определять понятие "умение", ссылаясь на трудность этой проблемы, и лишь в отдельных случаях встречаются попытки дать определение. Под умением понимают часть навыка (А.М.Левитов), высшее человеческое свойство (К.К.Платонов), первичную ступень в освоении навыка (Е.Н.Кабанова-Меллер), совокупность приемов и способов (Т.А.Ильина), возможность выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать (А.В.Усова).
Отмеченные выше и многие другие определения умений свидетельствуют об отсутствии единого подхода к данному вопросу в научной и педагогической литературе. Очевидно, что разногласия связаны со сложностью и многогранностью понятия.
В течение всей своей жизни человек овладевает разными по объему и уровню развития умениями, среди которых важное место занимают учебные умения.
А.В.Усова характеризует учебные умения, как "умения, формируемые в процессе изучения основ наук и необходимые для успешного их изучения". (Усова А.В.Формир. учеб. умений и навыков учащихся./Усова А.В.,Бобров А.А..-М.:Просвещение,1990)
Т.И.Шамова вычленяет только одну из сторон учебных умений, считая их "одним из компонентов способности школьников осуществлять самоуправление процессом своего учения"(Активизация учения школьников,М.Педагогика,1985)
Среди учебных умений различают общеучебные и специальные. Общеучебные умения - это учебные умения, которые являются универсальными, общими для всех учебных дисциплин или для определенного цикла дисциплин. (перечисли, назови)
Н.А.Лошкарева определяет общеучебные умения как умения, "основу которых составляют знания о способах действий в рамках, свойственных процессу изучения нескольких учебных дисциплин", что отражает только один аспект общеучебных умений. (О программе развития общих учебных умений и навыков школьника.М.Педагогика,1984)
Л.М.Фридман рассматривает общеучебные умения с точки зрения перехода их в операции и трактует их как умения, "которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни" (Психопедагогика общего образования.-М.:Издательство "Институт практической психологии",2005)
Определим общеучебные умения как освоенные учащимися в процессе учения способы выполнения действий, используемые для успешного изучения всех учебных дисциплин.
Общеучебные умения это совокупность действий и операций по получению и применению знаний в образовательной деятельности, обеспечивающие возможность усвоения знаний по другим предметам и перенос в другие области жизнедеятельности, позволяющие школьнику действовать свободно, быстро совершать любые предметные действия, характеризующиеся сознательностью, интеллектуальностью, произвольностью, плановостью, практической действенностью, слиянием умственных и практических действий, а также вариативностью способов достижения целей.
На основе анализа психолого-педагогической литературы определим особенности общеучебных умений.
Первая их особенность состоит в том, что характер познавательного действия, мыслительных операций определяется содержательной стороной познавательной задачи. Мыслительная операция, успех ее действия будут зависеть не столько от владения самой операцией, сколько от владения тем содержанием, которое она обслуживает. Мышление в этом плане всегда продуктивно. Ошибка представителей формального направления в педагогике состояла в том, что оно, недооценивая содержательную сторону обучения, считало главной задачей вооружение школьника мыслительными операциями в отрыве от их содержательной стороны. Следует учесть, что мышление развивается только в связи с обогащением знаний, что мыслительные действия обязательно совершаются на какой-то содержательной основе.
Вторая особенность общеучебных умений состоит в их слабой осознанности (кем). Эта слабая осознанность познавательных действий, их незримый характер ставят вопрос о необходимости "выведения" их наружу, более отчетливого их осознания для облегчения управления ими.
"Выведение" наружу совершаемых познавательных действий может быть осуществлено через проговаривание вслух, организацию предметных действий, способствующих "материализации" мыслительной операции, в составлении предварительного плана своего действия.
Третья особенность общеучебных умений связана с тем, что обычно познавательная задача решается не одним действие, а их совокупностью.
Поэтому, когда стоит вопрос о формировании общеучебных умений, целесообразно научить осознавать как каждую операцию отдельно, ее место, функции, так и всю систему действий, направленную на решение познавательных задач.
Четвертая особенность общеучебных умений состоит в том, что они, будучи зависимы от содержания задачи, тем не менее, носят ярко выраженный личностный характер. В конечном счете, какие учения использовались в познании, к каким из них прибегнуть, решает сама личность. Это объясняется тем, что познание может совершаться на разных уровнях (более глубоком и более поверхностном), оно может быть организовано более или менее рационально.
Итак:
1. Общеучебные умения мобильны, подвижны, вариативны, как правило, распространяются на все области учебной деятельности школьников. Овладение ими позволяет учащимся достаточно быстро совершать предметные действия.
2. Данные умения характеризуются многообразием способов достижения целей деятельности, целенаправленностью, интеллектуальностью, сознательностью, плановостью, слиянием умственных и практических операций.
В педагогических исследованиях существует несколько классификаций общеучебных умений, имещих, однако общее основание. Большинство авторов, предлагая свой перечень учебных умений, исходит из основных структурных компонентов учебной деятельности и элементов процесса обучения школьников. Все исследователи опираются на мыслительные операции, которые являются исходным началом мышления, пронизывающим всякую деятельность. К основным из них относятся анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умение выделять главное, проводить аналогии, действовать в уме, ориентироваться в пространстве.
Центральное место среди них занимает классификация, предложенная Ю.К.Бабанским. Остальные лишь дополняют, уточняют и конкретизируют ее.
Ю.К.Бабанский, уделивший много внимания в своих работах рациональной организации учебного процесса, разделяет общеучебные умения на три группы:
1. Учебно-организационные. Например, умения применять и намечать задачи деятельности, рационально планировать свою деятельность, создавать благоприятные условия деятельности.
2. Учебно-информационные. Например, умения работать с книгой, осуществлять наблюдения.
3. Учебно-интеллектуальные. Например, умение мотивировать свою деятельность, внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать, логически осмыслять учебный материал, осуществлять самоконтроль учебно-познавательной деятельности.
(Бабанский Ю.К.Рациональная организация учебной деятельности//Избранные педагогические труды/Ю.К.Бабанский.-М.:Педагогика,1990.-с.328)
К общеучебным умениям относят организационные (организация учебного труда), информационные (способы добывания, переработки и хранения информации), коммуникативные (культура устной и письменной речи) и интеллектуальные (приемы и методы умственного труда). Лебедева,2004
Свою классификацию представляет Г.К.Селевко. Учитывая этапы формирования учебной деятельности, он выделяет пять групп умений:
1) умения планирования учебной деятельности; (расшифровать)
2) умения организации своей учебной деятельности; (расшифровать)
3) умения восприятия информации; (расшифровать)
4) умения мыслительной деятельности; (расшифровать)
5) умения оценки и осмысливания результатов своей деятельности. (расшифровать)
(Селевко.Современные образ. Технологии/Г.К.Селевко.-М.:Народное образование,2003)
Д.В.Татьянченко и С.Г.Воровщиков предлагат свою "Программу общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников", в которую включают 120 умений, разделенных на три группы (учебно-управленческие, учебно-информационные, учебно-логические) 2007г.
Опираясь на проанализированные исследования и учитывая современные возможности школьного обучения, составлен примерный перечень общеучебных умений, разделенный на четыре группы: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные и учебно-интеллектуальные умения. Умения, которые Ю.К.Бабанский объединял в группу учебно-информационных умений, представляется логичным разделить на две группы, так как учебно-коммуникативные умения отражающие культуру устной и письменной речи учащихся, выполняют самостоятельную функцию. Отметим, что все общеучебные умения различаются по своему объему, который определяется количеством операций, составляющих умение, более простые умения входят в качестве операций в более сложные умения.
Среди общеучебных умений важнейшее место занимают учебно-интеллектуальные умения, так как они являются составной частью других, более сложных умений из других групп. К этой группе относятся следующие умения: выделять главное, выявлять существенные признаки, сравнивать, обобщать, объяснять, доказывать, формулировать определение, выводы, делать сообщение, осуществлять самооценку и самоконтроль и др.
Вторая группа – учебно-информационные умения – включает в себя умения работать с различными источниками информации:
(нужно выделить те, которые характерны для младших школьников)
-владеть различными формами фиксации содержания материала: план, конспект, тезисы, реферирование, таблица, график, схема и др.;
-пользоваться различными справочными системами;
-осуществлять наблюдение и эксперимент.
Следующая группа общеучебных умений – учебно-коммуникативные умения – включает в себя умения пользоваться разными видами чтения и основными видами письменных работ; владеть культурой устной и письменной речи.
Учебно-организационные умения наиболее сложные умения по своему составу, каждое из них включает в себя большое количество различных знаний, навыков и более простых умений. В эту группу включены следующие общеучебные умения, относящиеся и к индивидуальной и к коллективной деятельности:
-соблюдать гигиену учебного труда;
-осознавать и определять цели задания;
-намечать и отбирать средства, необходимые для достижения поставленной цели;
-планировать условия и последовательность работы;
-оценивать и контролировать деятельность.
Опираясь на исследования Н.Ф.Талызиной, В.Зайцева, Д.В.Татьянченко и др., доминирующими общеучебными умениями являются: чтение, письмо, счет, слушание, выявление существенных признаков предмета, сравнение, обобщение, пересказ, составление простого плана, заполнение таблицы, самоконтроль, подготовка рабочего места.