Розничное торговое предприятие

Розничная торговля представляет собой производственную деятельность по продаже товаров или услуг конечному потребителю для их личного некоммерческого использования.

Статьи по теме
Искать по теме

В современной России розничная торговля является одной из самых перспективных и динамично развивающихся отраслей. Экономические преобразования, происходящие в стране, активизировали процесс стабилизации потребительского рынка. В настоящее время на внутреннем рынке происходят серьезные изменения в конъюнктуре, усиливаются позиции отечественных производителей, в связи с чем, достигается баланс спроса и предложения и насыщение рынка товарами основных групп.

Функции розничной торговли

1. за счет большого числа предприятий розничной торговли происходит удовлетворение потребности конечного покупателя по месту его жительства или работы. При этом, большие объемы поставок от поставщика делятся на мелкие порции товара, соответствующие желаниям и потребностям конечного покупателя;

2. через розничную торговлю производитель получает информацию о спросе на товар, являясь наиболее чувствительным индикатором регулирования объемов производства;

3. через розничную торговлю происходит освоение новых рынков и осуществляется продвижение новых товаров;

4. розничная торговля выполняет рекламные функции товара производителя.

Предприятие розничной торговли – предприятие, основными задачами которого являются розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), а также другими товарами, обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей.

Стационарная торговая сеть является наиболее распространённой, включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, торговые автоматы.

Розничная торговая сеть классифицируется по двум признакам: стационарности и товарно-ассортиментному профилю. По первому признаку розничная торговая сеть разделяется на:

– стационарную (магазины);

– полустационарную (павильоны, палатки, ларьки, киоски);

– передвижную (развозная и разносная).

– По второму признаку розничная торговая сеть разделяется на:

– смешанную (торгующую товарами одной или двух-трех групп или комплексов);

– специализированную (торгующую отдельными подгруппами и видами товаров);

– универсальную (торгующую всеми группами или продовольственных или непродовольственных товаров).

Анализ особенностей каждого вида розничной торговли показал, что современные тенденции развития розничной торговли должны опираться прежде всего, на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.

В последние годы такое соотношение утратило позитивную динамику. Более половины розничного товарооборота реализуется сегодня на основе внемагазинных форм продаж. Данное обстоятельство имеет вполне определенные негативные последствия – уменьшение розничного товарооборота.

Для того чтобы активно конкурировать с внемагазинной продажей, общими принципами работы розничной торговой сети должны стать:

1. универсализация продовольственной торговли за исключением товаров редкого эпизодического спроса;

2. развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;

3. формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;

4. организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;

5. формирование системы так называемых удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;

6. выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;

7. формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;

8. восстановление розничной торговли через автоматы.

Инфраструктура розничной торговли любой региональной модели торгового обслуживания должна обеспечить разнообразие структурно-функциональных параметров торговых объектов и всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания.

Развитие розничных торговых предприятий

Разнообразие розничных торговых предприятий с позиции их структурно-функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития:

1. независимых розничных торговых предприятий;

2. розничных торговых предприятий, принадлежавших товаропроизводителям;

3. розничных торговых предприятий, принадлежавших оптовым торговым организациям;

4. муниципальных розничных торговых предприятий.

Все это исходит из того, что формирование системы предприятий розничной торговли товаропроизводителями, оптовыми организациями, а так же муниципальными органами является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально-ориентированной рыночной среды.

В этой среде независимым розничным торговым предприятием является предприятие, не входящее ни в какие объединения. Магазин, принадлежащий товаропроизводителю или оптовой организации, всегда функционирует в составе соответствующей компании и поэтому является зависимым. Муниципальный торговый объект – это, как правило, социально ориентированное розничное торговое предприятие, дополняющее сложившуюся в рамках муниципального образования систему торгового обслуживания.

Разнообразие розничных торговых предприятий с позиции их ориентации на конкретную зону торгового обслуживания должно предусматривать выделение в любой системе торгового обслуживания:

1. магазинов местного значения;

2. магазинов общесистемного значения;

3. магазинов в составе торговых центров;

4. магазинов (палаток, киосков, павильонов, вдоль автомагистралей).

Магазины местного значения должны располагаться в пределах пешеходной доступности и торговать универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.

Типовой состав магазинов общесистемного значения более разнообразен, поэтому в их числе должны быть специализированные и универсальные магазины, магазины с комбинированным ассортиментом товаров.

Особое место в классификации рыночных структур занимает торговый центр, который представляет собой совокупность торговых предприятий, спланированных, построенных и управляемых как единым территориальным комплексом с обширной автостоянкой, поэтому особую группу розничных торговых предприятий должны составлять предприятия в составе торговых центров. Торговый центр всегда предлагает универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Торговые центры необходимо формировать на пересечении крупных автомагистралей с тенденцией смещения за пределы интенсивной городской застройки.

Хотелось бы отметить, что системная организация объектов рыночной торговли должна опираться не только на рациональную дифференциацию магазинов, но и на развитие внемагазинных форм продажи.

Развитие внемагазинных форм продажи товаров, с одной стороны, обуславливается эволюцией самой торговой практики, а с другой – все более масштабным проникновением в быт рядового потребителя разнообразных средств технического прогресса. В связи с этим можно сказать, что внемагазинные формы продажи всегда нацелены на определенные сегменты товарного рынка, с их помощью решается определенный круг проблем.

Исходя из задач розничной торговли, коммерческая работа осуществляется в следующих направлениях:

1. формирование необходимого ассортимента товаров в рамках покупательского спроса;

2. развитие закупочной деятельности;

3. организация хозяйственных связей с поставщиками;

4. осуществление процесса купли-продажи товаров, сопровождаемого коммерческими сделками, товарно-денежным обменом;

5. обеспечение устойчивых конкурентных позиций при решении коммерческих задач.

Среди основных методов продажи, включающих совокупность приемов и способов реализации товаров, на первый план выступают:

1. самообслуживание;

2. через прилавок обслуживания;

3. по образцам;

4. с открытой выкладкой;

5. по предварительным заказам.

Наиболее прогрессивной формой розничной торговли является продажа товаров на основе самообслуживания, в результате которой не только сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации, но и осуществляется свободный доступ покупателей к многочисленным товарам, самостоятельный без помощи продавца их отбор, способствующий рациональному использованию труда продавцов. Оплата за отобранные товары производится в узлах расчета, обслуживаемых контроллерами-кассирами. Как правило, этот метод может быть использован как при продаже продовольственных, так и при реализации промышленных товаров. Исключение составляет группа наиболее ценных и значительных видов товаров, а именно: автомобили, меха, электротовары, культурно-бытовые и другие, т. е. реализация товаров, требующих дополнительного консультирования по их использованию.

В таблице приведены основные факторы, которые влияют на формирование ассортимента в розничном магазине.

Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров розничного торгового предприятия

Факторы

Состав и содержание фактора

Принципы формирования ассортимента

В розничной торговле ассортимент должен формироваться на основе спроса покупателей, который представляется постоянным, альтернативным и импульсивным, а также с учетом его воздействия на товары повседневного, периодического и редкого потребления

Профиль торгового предприятия

Ассортиментная номенклатура обуславливается товарной ориентацией, типоразмером, зоной действия и состоянием материально-технической базы торгового предприятия

Потребительские комплексы

За основу комплексной потребности должен быть взят конкурентный перечень товаров, сгруппированных по функционально-потребительским признакам, например: "товары для женщин", "товары для детей".

Товарная классификация

Ассортиментная совокупность устанавливается на основе следующей классификации: товарная группа (характеризуется однородностью сырья, из которого изготовлены товары); подгруппы (внутригрупповое деление товаров). Каждая подгруппа складывается из родственных товаров различных видов и разновидностей

Стадия жизненного цикла товара

На приобретение продукции оказывает влияние жизненный цикл товара: внедрение, рост, зрелость, устаревание, что обусловливает необходимость адекватного подхода при формировании ассортимента

Устойчивость ассортимента товаров

Стабильность постоянного ассортимента товаров по группам, подгруппам, видам и разновидностям в розничной продаже обеспечивается наличием товарных запасов, которые регулируются с учетом потребностей покупателей

Литература

1. Задорожный, Ю.В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами / Ю.В. Задорожный. – Н.Новгород: НКИ, 2003.

2. Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.П. Половцева. – М.: ИНФРА-М.: 2001.

3. Щур, Д.Л. Основы торговли. Розничная торговля / Д.Л. Щур, Л.В. Труханович. – М.: Дело и Сервис, 2002.

4. Микроэкономика / под ред. Г.И. Габиш