Психологические особенности взамодействия детей старшего дошкольного возраста

Особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Психологические особенности детей 5-6 лет

Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Развивается общение как вид деятельности. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании и сопереживании и личностные мотивы общения. Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая.

Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям. Старший дошкольник в основном верно осознает, что нравится и что не нравится в его поведении взрослым, вполне адекватно оценивает качество своих поступков и отдельные черты своей личности. К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведениям, установленным в данном коллективе. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе и т. д.

Конструирование, рисование, лепка – это наиболее свойственные дошкольнику занятия. Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело трудиться. Приобретенные к пяти годам навыки самообслуживания, опыт труда в природе, изготовления поделок позволяют детям больше участвовать в делах взрослых. Старшие дошкольники могут переходить от выполнения отдельных поручений к выполнению постоянных обязанностей: убирать свой игровой уголок, поливать цветы, чистить свою одежду и обувь. Вместе с выполнением таких заданий к ребенку придут и первое познание радости собственного труда – дела, сделанного для общего блага.

Еще одна деятельность, элементы которой усваиваются в дошкольном детстве, – это учебная деятельность. Основная особенность ее состоит в том, что, занимаясь ею, ребенок изменяется сам, приобретая новые знания и навык и. В учебной деятельности главное – это получение новых знаний.

Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Вместе с тем вообразить что-то намеренно, подключая волю детям этого возраста нелегко.

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно – ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Старший ребенок – дошкольник уже может сначала отобрать все предметы, необходимые ему для игры в доктора, а только затем начинать игру, не хватаясь уже в процессе ее то за одну, то за другую вещь. Наряду с сюжетно – ролевой игрой – ведущей деятельностью в дошкольном детстве – к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, круговая лапта и др. Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребенка в игре формируются те качества, которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

На шестом году жизни у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Это новое изменение в деятельности и ее целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. Ведь подчинение школьным правилам как раз и требует произвольности поведения. Это означает умение ребенка действовать в соответствии с каким – либо образцом и контроль им своего поведения. Именно в игре, при выполнении какой-либо роли ребенок, с одной стороны, следует образцу, а с другой – контролирует свое поведение.

К шести – семи годам меняется отношение детей к нарушению правила. Дети все более строго относятся к точному следованию правилам игры. Они настаивают на ее продолжении, даже если она успела надоесть всем участникам. И находят в этой рутинной игре какое-то удовольствие.

Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Познавательные интересы возникают в играх, в общении со взрослыми, сверстниками, но лишь в учении, где усвоение знаний становится основной целью и результатом деятельности, формируются и окончательно складываются познавательные интересы. Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале пятилетнего ребенка имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт; слово, т.е. объяснения, рассказы взрослых.

При переходе к старшему дошкольному возрасту отмечается особенно интенсивное развитие словесной памяти. Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в нем.

К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развивается понятийное, или логическое, мышление. Ребенок начинает интересовать не только те явления, которые он видел непосредственно перед собой, а обобщенные свойства предметов окружающей действительности. В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Главным итогом развития всех видов деятельности выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А. Венгер) и формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

К концу дошкольного возраста ребенок может уже довольно долго выполнять какую-либо деятельность, пока она ему интересна, не требует никаких внутренних усилий, основываясь только на непроизвольном внимании. Произвольность и опосредованность внимания в дошкольном возрасте достигается с помощью игр.

К шести годам жизни у ребенка достаточно сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и слова педагога, в результате чего понижается способность к внушаемости. Дети способны отстаивать свою точку зрения, понимать комические ситуации. Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно, он весьма благоприятен для формирования морального облика ребенка, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни.

Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая; формируются и элементы трудовой деятельности – навыки самообслуживания, труд в природе и др. Ведущим видом деятельности является сюжетно – ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др. Происходит изменение в представлении о себе, его образе – я.

Особенности взаимодействия детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками

Прежде чем рассматривать особенности взаимодействия детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками необходимо отметить, что категория "педагогическое взаимодействие" в последние два десятилетия завоевывает все более основательные позиции в отечественной педагогической науке. Чаще всего педагогическое взаимодействие трактуется как "особая форма связи между участниками образовательного процесса.

Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса, их координацию и гармонизацию; личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок…". В литературе по данной проблеме даются различные классификации педагогических взаимодействий, рассматриваются их видовые характеристики, но наш взгляд, необходим философский анализ вопроса о том, в чем особенность этой связи, какова ее природа.

Важное значение для формирования произвольности регуляции поведения в дошкольном возрасте играет сотрудничество со взрослым и сверстниками. Функции и роли партнеров в этом взаимодействии меняются на протяжении дошкольного возраста. Первоначально ребенок не разделяет собственно образец и взрослого, как носителя образца. Воспроизведение образца выступает в форме глобального подражания ребенком действия взрослого. Затем ребенок дифференцирует действия взрослого и собственно образец, а затем выделяет правило, как основание построения собственных действий. Функции взрослого изменяются от выполнения роли образца, к контролю правильности выполнения действия и, наконец, к концу дошкольного возраста к равноправному сотрудничеству, в котором и сам взрослый начинает выступать как объект контроля.

Функции и роль сверстников, участвующих в сотрудничестве со взрослым, по мере формирования у дошкольника устойчивой ориентации на образец, также претерпевают изменения. Вначале функция сверстника для ребенка-дошкольника – эталон действий для организации собственных действий в процессе воспроизведения образца, потом объект контроля и оценки, и, наконец, – равноправный партнер по совместной деятельности.

Успешное включение дошкольников во взаимодействие со взрослым в ситуации учебного типа определяется следующими параметрами:

– стремлением к сотрудничеству и характером ориентировки на взрослого;

– способностью принять задание; результативностью действий ребенка; степенью сформированности самоконтроля; уровнем развития внимания. Указанные параметры связаны с уровнем развития произвольной регуляции поведения ребенка.

Важно помнить, что ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослого – первый этап морального развития поведения ребенка. И хотя потребность вести себя по правилам приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого. Взрослый при этом должен общаться с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не вести себя правильно. Психологический смысл происходящего в поведении ребенка состоит в том, что хотя и с помощью взрослого, но психологически самостоятельно он обретает чувство ответственности за свое поведение.

Ребенок испытывает ненасыщаемую потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. При общении с дошкольником взрослому стоит учитывать важность оказания поддержки ребенку, поскольку невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение взрослого могут привести его к потере уверенности в своих возможностях.

Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.

В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях воспитания и обучения по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослым (Р.С.Буре, Е.Е.Кравцова, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, Г.А.Цукерман и др.). Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками.

В возрасте 5-6 лет круг сверстников приобретает особое значение в развитии самосознания и самооценки ребенка, его эмоционально-волевых черт, стереотипов поведения и деятельности. Учитывая проявление в этот период ярко выраженного у дошкольника интереса к сверстнику и потребности во взаимодействии с ним, можно предполагать, что влияние сверстников на его личностное развитие начинает в известном смысле конкурировать с влиянием взрослого окружения. В самом деле, только в условиях детского социума, то есть в среде себе равных, ребенок может в полной мере проявить свою самостоятельность, защитить собственную позицию, усомниться в правильности высказываний или поступков другого человека, сравнить себя с другим. В этой ситуации ребенок, с одной стороны, вынужден считаться с партнерами, в определенной степени подчиняться правилам социального взаимодействия, с другой – только в условиях общения и деятельности с равными себе может проявляться и развиваться его индивидуальность.

Cтепень популярности ребенка среди ровесников прямым образом влияет на содержание и структуру его мотивационной сферы. В психолого-педагогических работах, как правило, рассматривается только одно направление этой зависимости: мотивы поведения ребенка в значительной степени определяют его социально-психологический статус в детской группе. В нашем исследовании это проявилось также отчетливо: более половины мотивировок предпочтения одних детей другими в старшем дошкольном возрасте связаны с наличием в поведении детей нравственных норм и качеств, позволяющих достичь успеха в деятельности ("много придумывает, когда играем", "хорошо прибирает в уголке"). Вместе с тем совершенно очевидно, что на определенном этапе формирования личности ребенка, приобретения им опыта социального поведения в среде сверстников возникает и обратная связь: удовлетворенность или неудовлетворенность его взаимоотношениями с другими детьми, положением, которое он среди них занимает, влияет на специфику содержания и структуру его мотивационной сферы.

Прежде всего, прослеживается определенная взаимосвязь статуса ребенка в группе сверстников и отдельных групп мотивов его поведения. Так, среди дошкольников, проявивших нравственную мотивацию в ситуациях свободного выбора, преобладают дети высоких статусных групп. Они составляют около 60 % всех детей, сделавших такой выбор. Но при этом почти 2/3 таких детей руководствуются моральными побуждениями только по отношению к сверстникам, вызывающим у них симпатию. Стремление поступить в соответствии с нравственными нормами характеризует и поведение примерно 40 % детей, непопулярных среди ровесников; 32 % из них делали нравственный выбор только по отношению к детям высоких статусных групп. Дети, популярные среди сверстников, значительно чаще отмечают привлекательность той деятельности, которая могла бы подтвердить их высокое статусное положение в группе. В частности, 80 % популярных детей выбирали игры соревновательного характера.

Кроме того, соподчинение, иерархия мотивов как относительно устойчивое проявление личности раньше формируется у детей с более высоким социально-психологическим статусом. У них реже проявляется борьба мотивов в ситуации выбора, такие дети реже обращаются за помощью к взрослому, когда необходимо принять решение.

Изучение различных видов продуктивной и игровой деятельности дошкольников позволяет также высказать мысль о том, что при определенных педагогических условиях совместная детская деятельность в значительной степени способствует развитию индивидуального творчества ребенка, интереса дошкольника к тому или иному виду деятельности.

Все это позволяет утверждать, что детский социум не нивелирует индивидуальность ребенка, а стимулирует ее становление, точнее, должен был бы. Но, к сожалению, здесь кроется серьезная педагогическая проблема – как создать условия для развития этой индивидуальности? Ведь не секрет, что в силу объективных и субъективных причин, таких, например, как количество детей в группе или неготовность педагога к реализации индивидуального подхода в педагогической деятельности, взрослые чаще подавляют индивидуальность ребенка, чем ее развивают.

Общение детей 5-6 лет со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым. Первое яркое отличие общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослым. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники чаще одобряют ровесника и гораздо чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым. Столь сильная эмоциональная насыщенность общения детей, по-видимому, связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым.

Другая важная особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. д. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет проявить свою оригинальность и свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста. Еще одна отличительная особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем с взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды. Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста.