Профориентационное консультирование

Профориентационное консультирование.

Статьи по теме
Искать по теме

Проблема активизации школьников в процессе профориентации

Одним из лидеров "воспитательной" концепции в профориентации является А.Е. Голомшток. Правильная критика представлений о неизменности и наследственной обусловленности профпригодности человека, постановка вопросов о компенсаторных и резервных механизмах, о принципиальной возможности человека овладеть широким кругом разнообразных профессий, о формируемости профпригодности в процессе выполнения моделируемой в профессиональном обучении и реальной профессиональной деятельности, безусловно, ставят его работы в разряд прогрессивных. Высокая оценка этих работ объясняется также тем, что в связи с постановкой акцента на процессе формирования, воспитания и развития само понятие "выбор профессии" приобрело процессуальный смысл: возникло понятие "профессиональное самоопределение", которое описывало процесс подготовки личности к осознанному выбору профессии в течение длительного времени школьного обучения.

Однако для теоретического обоснования предложений по разработке методов профессионального самоопределения школьников выбирается только одна сторона процесса – сторона педагогического воздействия на личность молодого человека. Предполагается, что если само воздействие организовано правильно, то его результат (профориентация подростков и юношей) обеспечен. В рассматриваемых работах, по сути дела, не ставятся вопросы о том, как действительно проявляет свою активность сам учащийся, в тех или иных профориентационных мероприятиях. Не изучаются формы реальной активности личности в процессе профессионального самоопределения и выбора профессии. Такое положение дел является следствием того, что в первую очередь рассматриваются педагогический план работы и, разумеется, – педагог, воспитатель. Молодой человек, его место и его роль, по существу, отсутствуют. Не определяется его собственное отношение к воспитательным профориентационным воздействиям.

В решении проблемы профессионального самоопределения личности, по нашему мнению, дальше продвинулся литовский исследователь Л.А. Йовайша. Он занимается в основном двумя проблемами: разработкой оптимальной структуры профориентации, органично включающейся в учебно-воспитательный процесс, и исследованием теоретических и организационно-методических вопросов профконсультирования. По существу, его работы затрагивают проблемы, находящиеся на стыке педагогики и педагогической психологии, но разработка предложений по их решению происходит в основном в педагогическом плане.

Л.А. Йовайша акцент делает на необходимости активности самого школьника – он подчеркивает важность формирования его самопознания: "самопознание и знание выбираемой профессии – основа правильного выбора профессии". Не раскрывая процесса самопознания с его психологической стороны, автор подробно останавливается на формах организации таких профориентационных мероприятий, которые его формируют. Л.А. Йовайша подчеркивает важность того, какую позицию занимает сам школьник в процессе принятия решения о своем профессиональном будущем, являясь субъектом выбора профессии. Со стороны общества планируется только действенная помощь ему в том, чтобы стимулировать развитие в его личности субъективного начала.

В соответствии с таким пониманием роли молодого человека в процессе правильного выбора профессии автор пользуется понятием "профессиональный опыт", хотя не обозначает его содержание и подчеркивает важное значение профессионального опыта в выборе профессии. Кроме того, в работах неоднократно высказывается мысль о необходимости самопознания и самовоспитания юношей и девушек для осуществления ими правильного профессионального самоопределения.

В методической части работ Л.А. Йовайши эта идея находит воплощение в том, что одним из самых важных компонентов в системе профориентации он называет компонент "профессиональной активизации" и разрабатывает педагогический аспект этого вопроса. Профессиональная активизация – это "процесс включения подростков и юношей в профессионально важную деятельность и формирование в ходе ее профессиональной направленности", а также обогащение профессионального опыта.

При организации различных форм профессиональной ориентации автор выдвигает ряд требований. Во-первых, необходимо обязательно учитывать интересы и склонности юношей и девушек. Во-вторых, для того чтобы их участие в практической работе действительно влияло на выбор профессии, необходимо, чтобы они осмысленно относились к своему труду, обобщая и оценивая результаты собственной деятельности. В-третьих, педагог должен поддерживать у молодых людей активное отношение к практической деятельности.

Сторонником идеи профессиональной активизации является В.Ф. Сахаров, по результатам собственных исследований и анализа литературных данных он устанавливает, что у большинства юношей и девушек преобладает пассивное, созерцательное отношение к решению проблемы выбора профессии. В связи с этим основную задачу профориентации он видит в том, чтобы превратить ее в "процесс управления жизненным самоопределением молодых людей".

Рассмотренное Сахаровым содержание профессиональной активизации сходно с пониманием этого термина у Л.А. Йовайши – это организация различных видов практической деятельности, моделирующей разнообразные формы профессионального труда взрослых с целью "предоставления каждому молодому человеку возможностей для пробы сил, проверки своих склонностей и способностей в практической работе".

В.Ф. Сахаров признает за воспитанником право на проявление собственной активности в процессе воспитания. Логично поэтому и то, что он последовательно ставит в своей работе такие проблемы: проблему развития самостоятельности молодых людей, определяет ее психолого-педагогическое содержание, предлагает методы формирования этого качества, пишет о необходимости перехода процесса воспитания к самовоспитанию, ставит вопрос о взаимосвязи диагностики и самовоспитания. Реализуя отношение к юноше как субъекту профессионального самоопределения, В.Ф. Сахаров выделяет такой критерий эффективной профориентационной работы, как "нахождение каждым человеком личного счастья в труде, своего признания".

Другой исследователь – А.Г. Смирнов посвящает свое исследование разработке различных форм профориентации молодых людей с целью формирования у них профессиональной направленности. Вопрос об активизации их познавательной деятельности ставится на первый план. Он считает, что в основе активности, проявляемой юношами и девушками в процессе познавательной деятельности, лежат мотивы выбора будущей профессии или области труда.

Высокий уровень методологического и теоретического обоснования своих взглядов характерен для исследований П.А. Шавира. Автор поставил проблему активности личности в профессиональном самоопределении, основываясь на классическом положении С.Л. Рубинштейна о совокупности внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Причем эта активность не есть активность избирательного реагирования на внешние воздействия, и она не сводится к простой их интериоризации. Эта активность есть переработка и систематизация внешних воздействий на человека и возникновение в этих процессах новых содержаний. Поэтому активность внутреннего мира человека как бы порождает новые содержания, "которые выходят за пределы окружающих условий, преодолевают их". Рассуждая о принципе внешней детерминации психических явлений, утвержденном в психологии, П.А. Шавир определяет, что существуют процессы вторичной детерминации, которые он связывает с процессами саморегуляции. Таким образом, по П.А. Шавиру, активность личности проявляется прежде всего в процессах саморегуляции личностью собственной психической деятельности.

П.А. Шавир так же, как многие исследователи до него, предлагает решение задачи активизации молодых людей в профессиональном самоопределении через организацию их активной пробы сил в процессе практической деятельности.

П.А. Шавир считает, что еще до окончания школы и выбора профессии следует организовывать различные виды трудовой или спортивной деятельности, участие в которых поможет молодым людям преодолеть названные выше противоречия, а также часто сможет явиться основным фактором выбора этой деятельности в качестве своей будущей профессии.

Проблема жизненного самоопределения школьников

Анализ теоретических оснований исследования психологического содержания профессионального самоопределения личности и его принципиального отличия от выбора профессии осуществляется в работах Л.И. Божович. В ее исследованиях поставлена проблема жизненного самоопределения подростков и юношей, которая вслед за Л.Г. Выготским трактуется как сложнейший процесс поиска личностью своего жизненного пути, "определенного места в общественном производственном процессе, окончательное включение себя в жизнь социального целого на основе определения своего признания и выбора своего основного жизненного дела". Протекание процесса жизненного самоопределения подростков связывается с развитием их самопознания как психической активности, направленной ими на самих себя. В работах Л.И. Божович неоднократно подчеркивается общественный характер процесса жизненного самоопределения личности - влияние социальной ситуации развития, а также выделение основной линии жизненного самоопределения, связанной с процессом становления молодого человека как субъекта общественных отношений: самоопределение характеризуется "осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции".

Решая вопрос о границах протекания процесса самоопределения, Л.И. Божович считает, что "самоопределение как системное образование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития ребенка".

Теоретическим основанием исследования активности личности в жизненном и профессиональном самоопределении, на наш взгляд, может служить положение Л.И. Божович о наличии внутренней позиции молодого человека. Она доказывает, что человек не просто приспосабливается к окружающей среде, к ее воздействиям, реагирует на них, а также к своему положению, месту, роли, самому себе.

Философские и общепсихологические идеи развития личности, ее субъективности и активности в этом процессе получили свое воплощение в концепции профессионального становления личности и ее методологическом и теоретическом обосновании. Профессиональное становление личности рассматривается как длительный процесс развития, имеющий следующие стадии: возникновение и формирование трудовой направленности и профессиональных намерений (психологический критерий – обоснованный выбор профессии); профессиональное обучение и воспитание (психологический критерий – профессиональное самоопределение); профессиональная адаптация (психологический критерий – овладение профессией) и полная или частичная реализация личности в самостоятельном труде (психологический критерий – мера мастерства и творчества в деятельности). Таким образом, профессиональное самоопределение возникает из второй стадии профессионального становления личности и представляет собой "формирование у личности отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и формирование такой профессиональной направленности, в которой... отражается установка на развитие профессионально значимых качеств".

В.В. Чебышева также разрабатывает понятие о профессиональном самоопределении молодого человека, в котором основной идеей выступает идея его активности в профессиональном самоопределении, направленной им не столько на познание мира профессий и профессиональных требований, сколько на развитие самого себя: профессиональное самоопределение - "это не только ознакомление с миром профессий и с особенностями и требованиями избираемой профессии, но также – самоанализ, самооценка и самопроверка своего соответствия этим требованиям".

Эта же идея положена в основу разработки структуры профессионального самоопределения, в которую входит шесть компонентов: "понимание значения и необходимости профессионального самоопределения; стремление к ознакомлению с миром профессий и предпочитаемой областью труда; овладение знаниями в избираемой области...; самоанализ и самооценка...; практическая проверка соответствия личных особенностей профессиональным требованиям намечаемой профессии; работа над формированием у себя необходимых качеств".

Следует отметить, что В.В. Чебышева выступает против создания профориентационных мероприятий, она подчеркивает большое значение активной практической проверки самими молодыми людьми собственных профессиональных способностей, склонностей и интересов, поиска ими возможностей такой проверки. При этом она предлагает организацию мероприятий с различными видами трудовой деятельности, сравнение своих склонностей и возможностей при переходе от одного вида деятельности к другому. Данная идея нашла отклик во многих работах по профориентации.

П.А. Шавиром профессиональное самоопределение понимается "как существенная сторона общего процесса развития личности". При этом сам процесс личностного развития представляется в работах П.А. Шавира как процесс непрерывного взаимодействия субъекта с внешним миром, поиск себя в этом взаимодействии.

Профессиональное самоопределение, по П.А. Шавиру, это система, основными элементами которой выступают профессиональная направленность и профессиональное самосознание. Профессиональное самосознание, т.е. осознание человеком самого себя как субъекта профессиональной деятельности, проявляется в наличии готовности к самовоспитанию, а также в процессах саморегуляции: "самосознание как ориентировка в самом себе необходимо для активного регулирования собственной деятельности". И через самосознание личности П.А. Шавир заново ставит проблему ее субъективной роли, "отражая прошлое, профессиональное самосознание... ориентировано на будущее и является существенным фактором самоопределения, позволяющим молодому человеку не оставаться в роли пассивного объекта профориен тированных воздействий, но сознательно осуществлять выбор общественной деятельности".

Е.А. Климов разрабатывает представление о профессиональном самоопределении школьника как о процессе развития его в качестве субъекта деятельности.

Профессиональное самоопределение понимается "как частный случай включения человека в группу (в данном случае – в необозримую профессиональную общность) с вытекающими отсюда последствиями (принятие, усвоение целей, ценностей, норм, образа жизни, способов поведения и действий). Такое включение можно рассматривать и как процесс постепенного приобщения к профессиональной группе, имеющей свои этапы, закономерную последовательность, и как уровень и степень этого приобщения...".

Процесс профессионального самоопределения представлен на стадии адаптации как совокупность основных линий взаимосвязанных изменений, среди которых выделяется группа качеств субъекта (информированность, склонности, способности, операционные возможности, уровень притязаний, профессиональные личные планы) и группа его взаимоотношений (с родителями, учителями, консультантом). По каждой линии развития тщательно разработаны критерии выраженности тех свойств, которые рассматриваются. Как видим, основное внимание ученого обращено на исследование проблемы субъекта деятельности, но при этом изучается также такая важная характеристика субъекта деятельности, как активность.

Проблема активизации личности в профессиональном самоопределении поставлена и последовательно решается в рамках активного профессионального информирования. Комплекс работ в области профессионального информирования подростков и юношей предусматривает решение следующих задач:

1) сообщение им сведений о наиболее массовых профессиях;

2) информирование о способах и условиях овладения теми или иными профессиями;

3) формирование положительного отношения к различным видам профессиональной деятельности;

4) формирование устойчивых профессиональных интересов и правильно мотивированных намерений, в основе которых лежит осознание социально-экономических потребностей общества и психофизиологических особенностей (возможностей) личности.

Психологические закономерности процесса профориентации старших школьников

При переходе от анализа психологических особенностей и проблем профессионального самоопределения учащихся старших классов к практическому исследованию психологических особенностей их профессионального самоопределения, следует сделать вывод о наличии общих закономерностей, а также, безусловно, собственно специфике психологических характеристик профессионального самоопределения старших школьников.

В числе общих психологических закономерностей профессионального самоопределения школьников мы выделяем следующее. Во-первых, у школьников проблемы выбора будущей профессии связаны с личностными проблемами. В ходе принятия решения о том, кем стать в будущем, проявляются уровень личностной зрелости молодого человека, его умение строить жизненную перспективу, прогнозировать свое будущее.

Следовательно, в первую очередь школьник должен "найти самого себя" как личность, определить жизненные цели.

Во-вторых, психологическая структура профессионального самоопределения учащихся старших классов имеет следующее содержание. Считается, что осуществить профессиональное самоопределение – это значит, в результате самоопределения и самооценивания соответствующих способностей и возможностей понять свое несоответствие требованиям выбираемой профессии и заняться саморазвитием в процессе подготовки самого себя к успешному труду в данной профессии.

Следовательно, психологическая структура профессионального самоопределения школьника содержит такие процессы, как самопознание – познание своих психологических возможностей, способностей и склонностей относительно выбираемой профессии. Кроме того, профессиональное самоопределение школьников включает в себя процесс самооценивания – осуществление адекватной самооценки своих способностей, возможностей и склонностей. И, наконец, в психическую структуру профессионального самоопределения школьников входят действия по саморазвитию и самовоспитанию, т.е. их психической и профессиональной самоподготовки к выбираемой профессии.

Однако, кроме общепсихологических закономерностей профессионального самоопределения учащихся старших классов, выделяются также и специфические, отличительные особенности профессионального самоопределения. Так, например, можно отметить, что в жизни детей-спортсменов, в отличие от их ровесников, серьезно не занимающихся спортом, компонент практического ознакомления с реальной деятельностью присутствует в полной мере. Ребята участвуют в тренировочных циклах, выступают на соревнованиях, ездят на сборы, живут в спортивных школах-интернатах и прочее. Они хорошо знакомы с практической стороной того вида спорта, которым занимаются и знают группу профессионалов, которые данный вид спорта "обслуживают" – менеджеров, тренеров, организаторов, врачей, журналистов, педагогов и т.п. Кроме того, у юных спортсменов, как правило, сформированы сенсомоторные комплексы спортивных умений и навыков относительно вида спорта, которым они занимаются. Следовательно, допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка к данному виду спортивной деятельности у юных спортсменов присутствует в структуре их профессионального самоопределения.

При безусловной положительной оценке данного обстоятельства, к сожалению, следует отметить, что именно оно зачастую выступает психологическим фактором, препятствующим успешному выбору будущей профессии школьниками, у которых компонент практического ознакомления с реальной деятельностью присутствует в достаточной мере. Дело здесь в том, что такая полная психологическая и психофизиологическая включенность школьника в определенный вид деятельности связана с формированием у него узкопредметной направленности и его полной поглощенностью только одним видом деятельности. Действия самопознания, самооценивания и самоподготовки, составляющие психологическую сущность активного профессионального самоопределения, формируются у него только в рамках конкретной, единичной деятельности и не выходят за ее пределы. Такая узкопредметная направленность создает психологический феномен ограниченного, "усеченного" профессионального самоопределения школьника и, по существу, лишает его возможности осуществлять реальные выборы из множества альтернатив.

Успешное профессиональное самоопределение школьников связано прежде всего с формированием у них психологических действий самопознания, самооценивания и саморазвития. Реализация данных психологических действий возможна при условии организации специальных психолого-педагогических условий повышения личностной и мыслительной активности молодых людей; развития у них личностных качеств самостоятельности и инициативности, а также таких мыслительных способностей, как аналитические способности, рефлексия и прогностичность.

С целью успешного профессионального самоопределения школьников должны быть организованы условия реального или мыслительно-игрового опробования ими различных видов деятельности, а также профессионального информирования молодых людей о разных профессиях, что значительно расширит их жизненный кругозор и будет способствовать принятию ими обоснованного решения о выборе своей будущей профессии.

Подводя итоги анализа наиболее содержательных работ в области психологии и педагогики, посвященных проблемам профориентации и затрагивающих вопросы проблем профориентации молодежи в профессиональном самоопределении и выборе профессии, мы формулируем следующие выводы:

1. В психолого-педагогических работах проблема профориентации личности не выступает самостоятельной проблемой исследования. Эта проблема теснейшим образом связывается с проблемой изучения развития молодого человека как субъекта деятельности собственного развития.

2. В понимании термина "активизация" существует в какой-то мере единство взглядов ученых, работающих в области профориентации, воспитания и обучения.

3. В педагогических работах проводится обоснование необходимости стимулировать самостоятельность молодых людей. Ставится задача формирования у них качеств осознанности, обдуманности и ответственности в процессе принятия решения о выборе будущей профессии.

4. Основное внимание в педагогических профориентационных работах направлено на поиск и разработку различных методов активизации подростков и юношей в профессиональном самоопределении и выборе профессии.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А., О путях построения типологии личности // Психологический журнал, 1983, Т. 4, №1;

2. Ануфриев Е.А., Социальный статус и активность личности (личность как объект и субъект социальных отношений), М.: МГУ, 1984;

3. Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М.: "Просвещение", 1988;

4. Божович Л.И., Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1976, №6;

5. Божович Л.И., Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии, 1995, №1;

6. Борисова Е.М., Гуревич К.М., Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии, 1998, № 1;

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., Словарь-справочник по психологической диагностике, Киев: "Наукова думка", 1989;

8. Гаврилов В.Е., Профессиональные ценности и профессиональная адаптация // Ежегодник Российского психологического общества. Т. 1. Вып. 2, М.: "Наука", 1995;

9. Голомшток А.Е., Выбор профессии и воспитание личности школьника (воспитательная концепция профориентации), М.: "Педагогика", 1979;

10. Демина Л.Д., Ярошенко А.И., Супрун А.П., Психологические аспекты индивидуальной профориентации, Барнаул: АГУ, 1990;

11. Йовайша Л.А., Вехи воспитания, Каунас: "Швиеса", 1985;

12. Йовайша Л.А., Педагогика профессиональной ориентации, Каунас: "Швиеса", 1978;

13. Йовайша Л.А., Профессиональная ориентация, Вильнюс, 1965;

14. Йовайша Л.А., Основы подготовки учащихся к выбору профессии, автореф. докторской диссертации, Вильнюс, 1971;

15. Йовайша Л.А., Проблемы профессиональной ориентации школьников, М.: "Педагогика", 1983;

16. Йовайша Л.А., Вяйткявичус Ю.В., Основы педагогики, Каунас: "Швиеса", 1989;

17. Косенко В.В., Психологические аспекты экстра-интроверсии для задач профориентации и воспитательно-педагогического процесса // История Сабуровой дачи: Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии. Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / под общ. ред. И.И. Кутько и П.Т. Петрюка, Харьков, 1996

18. Климов Е.А., Знание о себе в учении и труде // Профессионально-техническое образование, 1979, №10;

19. Климов Е.А., Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации, М.: "Знание", 1983;

20. Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск: МГУ, Центр "Детство", 1993;

21. Кудрявцев Г.В., Сухарев А.В., Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии, 1985, №1;

22. Методы математической обработки в психологии / под ред. Е.В. Сидоренко, СПб.: "Речь", 2000;

23. Сахаров В.Ф., Система профессиональной ориентации учащихся средних школ, Киров: Волго-Вятское книжное издательство, 1977;

24. Смирнов С.Д., Психология образа: проблемы активности психического отражения, М.: МГУ, 1985;

25. Суходольский Г.В., Основы математической статистики для психологов, СПб.: Изд-во СПбУ, 2000;

26. Талызина Н.Ф., Практикум по педагогической психологии, М.: "Академия", 2002;

27. Чебышева В.В., Психология трудового обучения, М.: "Высшая школа", 1983;

28. Чебышева В.В. Психологические проблемы профориентации школьников // Вопросы психологии, 1971, №1;

29. Чебышева В.В. Об активизации профессионального самоопределения молодежи // Проблемы инженерной психологии и эргономики, Ярославль: "Высшая школа", 1977;

30. Чебышева В.В. Некоторые психологические вопросы подготовки школьников к труду // Вопросы психологии, 1978, №2;

31. Чернявская А.П., Психологическое консультирование по профессиональной ориентации, М.: "Владос пресс" 2001;

32. Шавир П.А., О некоторых методологических аспектах проблемы профессионального самоопределения // Движущие силы учебно-воспитательного процесса, Тюмень, 1974;

33. Шавир П.А., Психология профессионального самоопределения в ранней юности, М.: "Педагогика", 1981.