Младенческий возраст и развитие детей

Младенческий возраст и развитие детей.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и особенности младенческого возраста

В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается. Если ребенок развивается нормально, то за первый год жизни в росте он прибавляет приблизительно двадцать пять сантиметров, а его вес увеличивается в два раза. Но помимо физического развития, растет и расширяется кругозор и познавательная деятельность ребенка.

Таблица 1. Соотношения движений в младенческом возрасте с возрастом

Время появления движений

Развитие моторики

1 месяц

поднимает подбородок

2 месяц

поднимает грудь

3 месяц

тянется за предметом, но как правило промахивается

4 месяц

сидит с поддержкой

5-6 месяц

хватает рукой предметы

7 месяц

сидит без поддержки

8 месяц

садится без посторонней помощи

9 месяц

стоит с поддержкой, ползает на животе

10 месяц

ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками

11 месяц

стоит без поддержки

12 месяц

ходит, держась одной рукой

За счет того, что ребенок от месяца к месяцу осваивает новые движения, у него появляются большие возможности в познании окружающего мира. В познавательном развитии ребенка большое значение имеет развитие восприятия и тонкие движения руками.

Еще на этапе новорожденности ребенок научается сосредотачивать свое внимание на предметах. После второго месяца ребенок может удерживать внимание на предмете до семи- восьми секунд, также становится возможным прослеживание перемещения предметов глазами. Приблизительно в четыре месяца ребенок активно реагирует на увиденное: дергает руками, ногами или издает различные звуки.

Наблюдения показывают, что уже в период младенчества ребенок реагирует на различные детали. Например, если ему показать белый лист с широкой черной полосой, то его глаза остановятся на границе черного и белого цветов. А если ему показать два изображения: одно в пастельных тонах, а другое черно-белое (резко контрастное), то взгляд его задержится на втором изображении. Также было замечено, что младенец больше интересуется не прямолинейными формами, а изогнутыми.

Можно предположить, что уже в младенческом возрасте дети способны ориентироваться в различных параметрах предметов.

Младенцы могут проявить интерес к новым объектам, если эти объекты чем-то отличаются от тех, которые они уже видели раньше. Но внимание задерживается на новых предметах ненадолго. А если предмет сильно отличается от ранее увиденных, это может вызвать чувство тревоги, или плач у ребенка.

Ребенок зрительно воспринимает объекты и может различать их по цвету или форме. Наблюдения показывают, что на цвет ребенок может реагировать уже в три-четыре месяца. Если его кормить из бутылочки какого-то одного цвета, то он обязательно ее выберет из предложенных ему бутылок. Условно-рефлекторные связи способствуют формированию такой реакции.

Также в младенческом возрасте начинает свое развитие восприятие пространства. Американские психологи проводили эксперимент на исследование восприятия глубины. Эксперимент с "обрывом" заключается в том, что ребенка помещали на прозрачный стол, под которым помещались две доски на разных уровнях. Разноуровневое расположение досок, которые были обтянуты тканью в крупную клетку, создают ощущение глубины, обрыва. И маленький ребенок, помещенный на эту прозрачную поверхность, тактильно ощупывая стол, ползет к своей матери совершенно спокойно, не замечая глубины.

По достижении восьмимесячного возраста многие дети отрицательно реагируют на "обрыв". Они начинают плакать и всячески избегать эксперимента.

Считается, что ребенок в младенческом возрасте воспринимает целостные объекты, а не разрозненные элементы и цветовые пятна. Вследствие восприятия объектов в целом, ребенок создает обобщенные образы предметов и у него формируется целостная картина мира.

Разнообразные впечатления, которые ребенок получает в детстве, способствуют его развитию в познавательном плане. Следовательно взрослые, ухаживающие за ребенком, должны создать условия для удовлетворения детской потребности в новых впечатлениях. Окружающая его обстановка не должна быть однообразной, неинтересной. Замечено, что познавательное развитие младенца, находящегося в однообразных условиях, несколько замедлено, по сравнению с детками, живущими в интересной обстановке и получающими большое количество новых впечатлений. Жизнь ребенка должна быть эмоционально окрашена.

Приблизительно на четвертом месяце жизни младенец тянет руки к предмету, ощупывая его. В пять-шесть месяцев ребенок уже может схватить предмет, и это действие требует сложной координации зрительных и двигательных навыков. Этот момент очень значим, так как хватание – это первое целенаправленное действие ребенка, которое является основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии интенсивно развиваются движения рук и соответствующих действий. Ребенок хватает предметы, размахивает ими, бросает, перекладывает с места на место. Появляются так называемые "соотносящиеся" действия: малыш начинает вкладывать маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки баночек и коробочек. Хорошо в этом возрасте предложить ребенку или специальные пирамидки из вкладывающихся друг в друга баночек или пластиковые баночки от кремов различных размеров. Ближе к году, приблизительно в одиннадцать месяцев, появляются первые функциональные действия. Они подразумевают под собой правильное использование предметов – дети катают машинку, а не бьют ей по барабану.

К концу года ребенок познает все лучше мир человеческих вещей и действий с ними. Различные манипуляции с предметами приводят ребенка к открытиям новых и новых свойств окружающих предметов. Ребенок, ориентируясь в окружающей действительности, задает вопрос не только "Что это?", но и "Что с этим можно делать?"

Восприятие и действие – в младенческом возрасте является основой наглядно-действенного мышления. В течение первого года жизни усложняются познавательные задачи, которые может решить ребенок

Решение простейших познавательных задач в младенческом возрасте.

Ребенок может найти предмет, полностью закрытый платком

Ребенок ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах.

Таблица 2. Успехи и неудачи в младенческом возрасте

Возраст в месяцах

Успехи

Неудачи

0-2

------------------------

Когда на глазах у ребенка прячется предмет, не наблюдается никаких определенных действий

2-4

Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого.

Ребенок продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место.

4-6

Ребенок больше не делает ошибок, характерных для 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком.

Ребенок не может найти предмет, который полностью закрыт платком.

6-12

В процессе познавательного развития ребенка предполагается активация механизмов памяти, сначала простейших ее видов. На первом этапе появляется узнавание. Даже в младенческом возрасте дети могут соотносить полученную информацию с том, которая уже имеется. Если ребенку дать новую игрушку, то какое-то время он будет ее разглядывать и на следующий день он может ее вспомнить. Приблизительно в возрасте четырех месяцев ребенок может отличить знакомое лицо от незнакомого. К году ребенок может уже что-то вспомнить даже если перед ним нет сходного объекта.

В младенческом возрасте наряду с развитием познавательных процессов происходит и развитие эмоциональной сферы. Эмоциональное развитие как и познавательное развитие напрямую зависит от общения с близкими взрослыми. Приблизительно в три-четыре месяца у детей проявляются первые эмоциональные реакции: удивление в ответ на неожиданность (ребенок может замереть, изменить выражение лица), тревожность (которая проявляется плачем, усилением сердечного ритма, двигательной активностью). После трех-четырех месяцев ребенок улыбается не только маме, но и знакомым. Может смутиться в присутствии незнакомца, но если человек доброжелателен по отношению к ребенку, но настороженность может смениться радостью. Позднее, в втором полугодии жизни ребенка, беспокойство при виде незнакомых усиливается. Также после шести месяцев появляется так называемый "страх расставания". Он проявляется в испуге или снижении настроения, если мамы долго нет. Если говорить о "страхе расставания", то он обостряется на втором году, где-то с 15 по 18 месяцы. Но впоследствии, по мере взросления ребенка он ослабевает.

Активно общаясь со взрослыми, ребенок к концу первого года жизни, начинает использовать их при удовлетворении своих потребностей: что-то достать с полки, рассмотреть высоко висящую картину. То есть ребенок использует взрослого для достижения своих целей, так как сам он не в состоянии еще многое сделать.

Помимо развития познавательной, эмоциональной и двигательной сферы, также в младенческом возрасте происходит и речевое развитие. В первом полугодии – это гуление и формирование речевого слуха. Во втором – возникает лепет, в котором можно расслышать отдельные повторяющиеся звуки. Лепет, как правило, сопровождается активной жестикуляцией. Ребенок еще многого не может сказать, поэтому помогает себе руками.

К концу первого года жизни ребенок может произнести одно или несколько первых слов, которые похожи на взрослую речь. И как только у ребенка начала формироваться речь, начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Проблема кризиса первого года

Эмпирическое содержание кризиса первого года жизни чрезвычайно просто и легко. Он был изучен раньше всех остальных критических возрастов, но его кризисный характер не был подчеркнут. Речь идет о ходьбе, о таком периоде, когда о ребенке нельзя сказать, ходящий он или неходящий, о самом становлении ходьбы, когда, употребляя высоко диалектическую формулу, о становлении этой ходьбы можно говорить как о единстве бытия и небытия, т.е. когда она есть и ее нет.

Итак, эмпирическое содержание кризиса первого года жизни связано с несколькими моментами. Первый – развитие ходьбы. В конце первого – начале второго года жизни о ребенке нельзя уверенно сказать, ходящий он или не ходящий, ходьба уже есть или ее еще нет, что составляет противоречивое диалектическое единство. Главное в обретаемом акте ходьбы, по Д.Б. Эльконину, – не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации "Мы": теперь не мать ведет ребенка, а ребенок ведет свою мать, куда захочет. Ходьба поэтому – важное основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Второй момент относится к речи, к появлению первого слова. В конце первого года жизни ребенка мы сталкиваемся с двойственным моментом, когда нельзя сказать, является ли он говорящим или еще нет. О ребенке, имеющем автономную, ситуативную, эмоционально окрашенную речь, понятную только близким, действительно невозможно сказать, есть у него речь или нет, потому что у него нет и речи в нашем смысле слова, но и нет бессловесного периода, поскольку он говорит. Таким образом, мы опять имеем дело с переходным образованием, отмечающим границы кризиса. Значение его то же: таким, где было единство, становится двое – взрослый и ребенок.

Третий момент кризиса, по Л.С.Выготскому, относится к сфере аффектов и воли. В связи с кризисом у ребенка появляются первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя взрослому. Появление негативизма у детей этого возраста – совершенно нормальное явление. Ребенок начинает вести себя как независимое существо, сопротивляется самым простым требованиям и указаниям взрослого. Всем своим поведением ребенок обособляется от непосредственно-практической связности со взрослым, настаивает на своей независимости, демонстрирует негативизм, если блокируется его исследовательская инициатива, действия с предметами и т.п.

Негативные реакции ребенка в кризисном возрасте иногда выявляются с очень большой силой и остротой. Обычно ребенок, которому в чем-то отказано или которого не поняли, обнаруживает резкое нарастание аффекта, в своем поведении ребенок как бы возвращается к более раннему периоду своего развития. Все дети этого периода проявляют подобные реакции, даже те из них, которые развиваются благополучно. У некоторых детей негативизм может продолжаться 6-7 месяцев. Все зависит здесь от поведения взрослых, от их терпения, мудрости и тактичности.

Взрослому следует признать возросшие возможности и самостоятельность ребенка, не злоупотреблять запретами, а предложить ему новые формы сотрудничества, основанные на предметных действиях.

Именно на мощной потребности, с одной стороны, в своей самостоятельности, которую необходимо обеспечивать и поддерживать, а с другой – на потребности в сотрудничестве со взрослыми легко строить взаимоотношения с ребенком: он быстро и без проблем переключается на другое, отвлекается, включается в новую ситуацию, если видит возможность проявить свою самостоятельность и активность.

Негативизм в поведении ребенка, аффективные вспышки являются симптомом назревших противоречий между возросшими потребностями ребенка и возможностями его действий с предметами, противоречий между новыми потребностями и прежними отношениями со взрослыми, когда активность ребенка прямо опосредовалась деятельностью взрослого. Эти противоречия разрешаются через возникновение собственно речевого общения со взрослыми и новых отношений с ними. Отношения ребенка и взрослого становятся предметно опосредованными; возникает новое отношение ребенка к миру – предметное отношение. Оно осуществляется ребенком не самостоятельно, а совместно со взрослыми и на основе речевого общения. В процессе совместной предметной деятельности происходит зарождение субъектности ребенка, развитие сознания собственной самости, начинается действительное одушевление самобытия ребенка.

Свобода передвижения приводит к расширению круга доступных предметов, часто небезопасных для ребенка. Он бегает по квартире, залезает во все углы, бросает и тянет все, что попадется на глаза. Стремление к независимости часто выражается в негативном поведении ребенка. Со стороны родителей вынужденно возникает запрет. Регулярно сталкиваясь с противодействием взрослого в реализации некоторых своих устремлений, ребенок начинает протестовать против управления собой. Годовалый ребенок неожиданно для родителей превращается из спокойного и уступчивого существа в капризного, своевольного деспота. Это и есть кризис 1 года – главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.

Стремление ребенка к независимости и его объективная зависимость от взрослого – является основным противоречием кризиса 1 года.

Поведенческим симптомом появления кризиса является появление гипобулических реакций, протекающих по типу эмоциональных взрывов: ребенок требует желаемого, но натыкается на сопротивление взрослых, поэтому возникают слезы, скандалы.

Кризис 1 года захватывает все сферы жизни ребенка:

1. Сфера предметной деятельности. В этой сфере возрастает активность и самостоятельность предметных действий, их разнообразие, овладение новыми способами с предметами.

2. Отношения со взрослыми: наблюдается избирательность отношений, неприязнь и недоверчивость к посторонним, требовательность к взрослым.

3. Отношение к самому себе: стремление отстоять свою независимость проявляется прежде всего в повышенной обидчивости ребенка, настойчивых требованиях.

Основная задача воспитания в данный период – максимально расширить и развивать ориентацию ребенка в окружающей действительности. Забота о максимальной безопасности малыша не должна привести к бесконечным ограничениям и слову "нельзя". Пространство дома должно быть четко разделено на разрешенное и запрещенное. Когда это возможно, запреты нужно заменить более гибким поведением: провести ревизию дома на предмет его "доброжелательности" к ребенку; быть готовым предложить выбор, привлекательную замену опасному предмету; научить малыша правильно обращаться с вещами.

Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис сопровождается внешними проявлениями и внутренними причинами. Внешние проявления заключаются в следующем: когда взрослый что-то запрещает ребенку или не понимает его, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность, могут даже возникнуть аффективные состояния. Внутренние причины кризиса таковы: нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.

Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. И это оправданно, потому что ребенок начинает говорить, ходить, развиваются действия с предметами. Но возможности его все же ограничены, поскольку, во-первых, речь ребенка носит автономный характер, а во-вторых, взрослый помогает ему в осуществлении любого действия. Это явно выражено при конструировании предметов, которыми ребенок манипулирует. Д.Б. Эльконин указывал, что ребенку надо раскрывать общественный способ употребления предметов. Показать это младенцу это невозможно, поэтому взрослому приходится конструировать предметы самому.

Согласно точке зрения Эльконина младенческий возраст – 0-1 год. Ведущий вид деятельности – непосредственно эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия. Важным новообразованием младенческого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.

На втором месяце жизни ребенок замирает и сосредотачивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в 6 месяцев отличает своих от чужих. Во втором полугодии ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающем предмет, и самим предметом. У ребенка формируется ориентировочная реакция на называемые ему предметы. В словаре ребенка появляются новые слова.

В перестройке и совершенствовании двигательной сферы особое место занимает развитие движения рук. Во втором полугодии у него формируются целенаправленные действия с предметами. Манипулирование с предметами дает возможность ребенку знакомиться со всеми новыми их свойствами, устанавливать устойчивость этих свойств. Восприятие приобретает предметность и константность.

Важное место в развитии ребенка занимает кризис первого года. С 9 дети могут себя вести капризно, отказываться есть, толкать родителей. В кризис первого года жизни родители удивляются, ищут причины изменений в поведении малыша. И это совсем не означает, что ребенка воспитывают не правильно.

Эти изменения закономерны для всех детей на определенном возрастном этапе. Любой кризис, и кризис первого года жизни в том числе, сопровождается негативными реакциями, которые малыш проявляет чрезвычайно ярко, и обойти их нельзя – через это проходят почти все дети.

Психическое развитие детей в младенческом возрасте

Общее количество работ, относящихся к проблемам диагностики детской психики, весьма велико. Не претендуя на полноту охвата всех существующих в психологии подходов к рассмотрению диагностики детей первого периода жизни, попробуем выделить некоторые наиболее значимые из них.

Потребность практики в методах оценки психического развития велика. Важное место в методах исследования развития детей в младенческом возрасте занимаю шкалы и таблицы. Так, проведя серию лонгитюдных исследований нормального развития младенцев и дошкольников, А. Гезелл и его коллеги подготовили таблицы развития, охватывающие четыре основные сферы поведения: моторику, язык, адаптивное и личностно-социальное поведение. Они обеспечивают стандартизированную процедуру для наблюдения и оценки хода развития поведения ребёнка в обыденной жизни. Хотя некоторые из разделов этих таблиц можно рассматривать в качестве тестов, все же большинство из них основаны только на наблюдении. В исследованиях Гезелла данные, полученные посредством прямого наблюдения за реагированием детей на обычные игрушки и другие стимульные объекты, дополнялись информацией, сообщаемой матерью ребёнка.

А. Анастази отмечает недостаточную стандартизованность этих таблиц развития, но указывает на их полезность в качестве дополнения к медицинским обследованиям, осуществляемым педиатрами и другими детскими специалистами, выявляющими причины ненормальности поведения в ранний период жизни.

Преимущество различных методов наблюдения за детьми – от простого присмотра без каких-либо заметок до структурного наблюдения, подробно распланированного заранее и проводимого с определённой целью, – показано в работах Д. Лешли, практического психолога из Англии. Для того чтобы метод наблюдения был более качественным и давал информацию о развитии, Д. Лешли вводит особый методический прием – создание определённой схемы наблюдения и заполнение карточек развития. Цель такой карточки развития, по мнению Д. Лешли, – создание чёткого представления о ребёнке на данный отрезок времени. Продолжая через месяц наблюдение по заданной схеме, можно судить о ходе развития младенца.

Содержание карточек развития включает следующие стороны:

1. физическое развитие (ребёнок может переворачиваться со спины на живот, поднимает головку, тянет в рот погремушку, может сидеть без поддержки короткое время и т.д.);

2. общение и развитие речи (понимает обращенную к нему речь, прислушивается, затихает и т.п.);

3. социальное развитие и игра (включается в общение со взрослыми, гулит, вокализирует, отдаёт игрушку взрослому и т.д.);

4. самостоятельность и независимость (сколько времени ребёнок в период бодрствования может занимать сам себя);

5. поведение (непоседлив, концентрируется на 1–2 минуты и т.д.).

Вторая методическая особенность процесса наблюдения названа Д. Лешли "методом повременных проб", обозначающим регулярность наблюдения по заранее отмеченным временным отрезкам, в рамках которых предусмотрены собственно наблюдение и заполнение карточек развития. Одним из возможным подходов является наблюдение одного ребёнка в течение полных 30 минут с записью впечатлений через 30-секундные интервалы. Такая процедура даёт возможность осмыслить то, что делает ребёнок, и правильно фиксировать это.

Есть два основных способа оценивать информацию, которую дают карточки развития. Во-первых, можно сравнивать показатели ребёнка со средними показателями детей данного возраста. Такое сравнение покажет, отстает ли ребёнок, находится ли на среднем уровне или же хорошо развит для своего возраста.

Другой способ интерпретации информации – сравнение ее с результатами, полученными ребенком в более раннем возрасте. Эти два способа сравнения не исключают друг друга и используются не только психологами, но и логопедами, психоневрологами, педиатрами и другими специалистами.

Взрослым, работающим с детьми, нужно уметь соотносить нормы развития с индивидуальными особенностями ребёнка. Важно ясно представлять себе диапазон показателей по какому-либо свойству или параметру, характерный для детей разных возрастов, чтобы можно было судить о норме или патологии развития.

Д. Лешли указывает, что, кроме карточек развития для работы со здоровыми младенцами, есть множество таких же карточек развития для работы с детьми, имеющими дефекты развития.

Ещё одним примером использования метода наблюдения являются исследования Бейли и ее коллег. Шкалы развития младенцев Бейли предусматривают три вспомогательных средства оценки развития ребёнка в возрасте от двух месяцев до двух с половиной лет: шкалу умственного развития, шкалу моторного развития, запись поведения младенца.

Шкала умственного развития выявляет такие функции, как восприятие, память, обучаемость, решение проблем, вокализация, зачатки словесного общения и простейшее абстрактное мышление.

Шкала моторного развития измеряет макромоторные способности, такие, как умение сидеть, стоять, ходить и подниматься по ступенькам, а также умение двигать руками и пальцами. В младенческом возрасте развитие двигательных функций, манипулирование с предметами играют важную роль в развитии умственных процессов. Записи поведения предназначены для оценки различных аспектов развития личности ребёнка, таких, как эмоциональное и социальное поведение, объём внимания, настойчивость и целеустремленность.

Н. Бейли указывает, что эти шкалы, как и все, предназначенные для тестирования младенцев, должны использоваться главным образом для оценки текущего уровня развития, а не для предсказания последующего развития способностей. На развитие способностей в столь раннем возрасте оказывает влияние такое огромное число различных факторов, что предсказание на длительный период времени оказывается малоценным. Однако шкалы весьма полезны для раннего распознавания сенсорных и неврологических нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательных влияний окружающей среды.

Ещё одним вариантом шкалы развития с меньшим охватом видов поведения, но рассчитанной на более широкий возрастной диапазон, являются шкалы двигательных умений Н.И. Озерецкого, которые послужили основой для создания в дальнейшем шкал моторного развития, предназначавшихся для изучения всех основных типов моторного поведения, от принятия позы и макродвижений тела до координации движения пальцев и контроля лицевой мускулатуры. При этом для проведения экспериментов требуются очень простые, доступные материалы, такие, как деревянные катушки, нитки, бумага, веревки, коробки и резиновый мяч.

Особую позицию в диагностике младенцев занимают американские психологи П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган и А. Хьюстон. В своей основе их диагностика является описательной. Они начинают рассматривать предпосылки психического развития в младенческом и раннем детском возрастах, прослеживая влияние биологических и социальных факторов.

С точки зрения американских исследователей, наиболее всеобъёмлющую картину изменений, наблюдаемых в период младенчества, даёт изучение познавательной сферы ребёнка. Поэтому, изучая младенцев, они вводят идею экспериментального исследования когнитивных функций

Они утверждают, что оценочные шкалы развития младенцев не определяют умственного развития ребёнка в дальнейшем. Предсказания коэффициента интеллекта с помощью подобных шкал развития справедливы приблизительно для 5% детей, которые значительно отстают в развитии часто из-за грубых нарушений моторики или умственной отсталости. Подобные шкалы необходимо использовать для оценки развития младенца лишь на данный момент, учитывая при этом, что в различных сферах психического развития младенец может находиться на разных уровнях. Так, ребёнок с хорошо развитой двигательной сферой может отставать в речевом развитии. Отсюда вводится идея простых и коротких измерительных процедур – тестов развития. Цель таких тестов – определить развитие младенца по четырем направлениям: навыки общения, мелкая моторика, речь, развитие основных движений.

Эти тесты дают возможность выявлять отставание в развитии у младенцев, за исключением умственных способностей.

Авторы попытались описать и объяснить ряд общих изменений в процессах познания и овладения навыками и выделили четыре аспекта изучения познавательной деятельности младенцев:

1. восприятие, т.е. способность младенцев получать множество зрительных, звуковых, обонятельных и вкусовых впечатлений,

2. распознавание информации: младенцы научаются находить все более тонкие различия в сходных явлениях, сопоставлять полученную информацию с приобретенными ранее знаниями;

3. выделение категорий, т.е. способность объединять в классы сходные по свойствам предметы или явления;

4. развитие памяти: младенцы способны помнить прошлый опыт, и эта память улучшается с возрастом.

Изменения процессов познания происходят на основе биологического созревания и приобретения опыта. Новая постановка проблемы диагностики младенчества появляется в исследованиях Ж. Пиаже, составивших целую эпоху в развитии учения о речи и мышлении ребёнка.

Ж. Пиаже вводит новый метод изучения развития – клинический, позволяющий раскрыть качественное своеобразие детского мышления. В познавательном развитии младенца Ж. Пиаже уделял первостепенное внимание действиям ребёнка с предметами. Основной единицей знания в младенчестве, согласно Пиаже, является сенсомоторная схема, т.е. класс моторных действий, способствующих достижению цели. Под схемой Пиаже понимает процесс выделения общего и рассматривает действия ребёнка как основное содержание этих схем. Среди основных сенсомоторных схем следует отметить хватание, сосание, движения руками и ногами Пиаже считал, что младенцы получают знания о предметах в процессе действий с ними. Так, например, ребёнок узнает о своих пальцах, перебирая их и засовывая в рот.

В течение первых двух лет жизни, которые Ж. Пиаже назвал сенсомоторным периодом, развитие ребёнка проходит ряд стадий, на каждой из которых по-разному осуществляется процесс познания мира. Причем каждый новый шаг в развитии основывается на предшествующей стадии и включает некоторые из ранее сформировавшихся способностей. В этот период интеллект ребёнка представлен в его действиях.

На первой стадии сенсомоторного периода ребёнок обладаёт только врождёнными рефлексами: он может сосать, двигать ручками и ножками, следить за движущимися объектами, реагировать на звук.

На второй стадии улучшается координация, возникает взаимодействие между различными рефлексами. Например, голодный младенец может сосать свой палец – действие, которое не является врожденным рефлексом.

На третьей стадии сенсомоторного периода ребёнок старается продлить заинтересовавшие его впечатления, ориентируясь при этом на внешние цели. Ребёнок, например, может стучать по погремушке, чтобы услышать издаваемые ею звуки.

На четвертой стадии дети могут координировать свои сенсомоторные схемы для достижения внешних целей. Так, например, к концу первого года жизни малыш старается открыть крышку коробки, чтобы достать игрушку, которую у него на глазах туда положили.

В начале второго года жизни ребёнок переходит на пятую стадию, которая характеризуется возникновением новых сенсомоторных схем. В возрасте полутора лет младенец, увидев под кроватью интересную игрушку, постарается ее достать, сначала рукой, но потерпев неудачу, – с помощью палки. Использование палки является новой сенсомоторной схемой, с помощью которой ребёнок достигает желанной цели.

На последней, шестой, стадии дети могут создавать новые схемы, мысленно исследуя объекты и представляя себе результаты своих действий. Если ребёнок хочет достать что-то, он не может сделать это из-за того, что предмет лежит высоко, он придвинет стул, встанет на него и достанет необходимую вещь.

На этой же стадии ребёнок переходит от решения задач методом проб и ошибок к особому экспериментированию с объектом, исследованию средств и способов решения задач.

Основная методологическая установка Ж. Пиаже состоит в том, что первичной природой развития ребёнка является внутренний аутизм, выраженный в действиях и сенсомоторных схемах. Шкалы Ж. Пиаже ориентированы на содержание, поскольку обеспечивают качественное описание того, что в действительности может делать ребёнок.

Шкалы Ж. Пиаже широко используются в возрастной психологии в качестве стандартизированных шкал, в которых достижение какого-либо уровня невозможно без успешного прохождения более ранних этапов.

В российской психологии в комплексной диагностике развития в раннем возрасте нас интересуют прежде всего, показатели нервно-психического развития.

Для детей первых трех лет жизни они разработаны в нашей стране в 20–30-х гг. ХХ в. в клинике проф. Н. М. Щелованова, в дальнейшем многократно перерабатывались и дополнялись (1-й год жизни – Э. Л. Фрухт; 2-й год жизни – К. Л. Печора; 3-й год – Г. В. Пантюхина) под руководством проф. Н. М. Аксариной.

В 70-е гг. ХХ в. эти авторы впервые в нашей стране разработали методы диагностики развития детей в поликлинике, в доме ребенка, яслях.

Развитие ребенка оценивают методом диагностики, в некоторых случаях – с помощью наблюдения, а также методом опроса родителей. Каждый тест включает в себя указание возраста проверки, название линии развития и проверяемого показателя, описание материала для проверки, воздействия взрослого (экспериментатора) и поведения ребенка, свидетельствующего о выполнении задания.

Диагностику развития детей 1-го года жизни проводят ежемесячно, что объясняется гетерохронностью и быстрым темпом развития на этом этапе.

Внутри каждого возрастного периода выделяются ведущие линии развития, и именно их характеристики диагностируются прежде всего. На каждом этапе имеются три уровня развития:

1. то, что развивается сейчас, то есть ведущее;

2. то, что развивалось раньше и создавало предпосылки для развития, а сегодня закрепляется, например, соответственно хватательные движения и манипулирование;

3. то, что сейчас только появляется, а развитие получит позже, то есть предпосылки будущего, более сложного.

Диагностика проводится по показателям, соответствующим возрасту, если же они отсутствуют, проверяются показатели предыдущего возрастного периода. В результате выделяется фактический уровень развития по каждой линии.

Особенно важно увидеть показатели отставания в первые три месяца жизни, так как они с большой точностью прогнозируют задержку формирования основных функций к 12 месяцам и даже в дошкольном возрасте. На протяжении всего раннего детства важно знать, по какой линии наблюдается наибольшая глубина отставания или наибольшее опережение, так как это является прогн озом на отдаленное будущее.

Особое внимание должно быть уделено методу контроля поведения ребенка. Метод наблюдения и контроля поведения ребенка – составная часть диагностики его нервно-психического здоровья. Ежедневное и многократное в течение дня наблюдение с фиксацией всех изменений осуществляет, как правило, мать, а в доме ребенка – воспитатель группы. При наблюдении важно отслеживать эмоциональное состояние и настроение, особенности засыпания и сна, аппетита и пищевого поведения, характер бодрствования, взаимоотношения со взрослыми и детьми, отрицательные привычки, другие индивидуальные особенности ребенка.

Наблюдение за младенцем посредством метода контроля поведения ребенка

Для наблюдения за развитием младенца может быть использован метод наблюдения и контроля поведения ребенка, описанный в книге И.А. Шаповала.

Важно отметить, что главной составляющей данного метода является наблюдение за развитием ребенка. Наблюдением обычно называют целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него "вмешательства" путем создания специальных условий в "жизнь" наблюдаемого процесса, явления. От бесцельного пассивного "глазения", которое тоже никак не изменяет условий существования рассматриваемого явления, наблюдение отличается прежде всего тем, что подчинено определенной цели, совершается по заранее разработанному плану, оснащено предметными средствами для осуществления самого процесса наблюдения и фиксации его результатов.

Наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах наблюдения или проверять исходные предположения, связанные с ними. Именно потому, что наблюдение обеспечивает познание путем прямого контакта при помощи органов чувств с объектом изучения, оно стало исторически первым научным методом.

Вот такой дневник наблюдения за ребенком в младенческом возрасте следует вести молодой маме.

Таблица 3. Дневник наблюдения по месяцам за ребенком в младенческом возрасте.

Месяц

Наблюдения

1.

В роддоме Алеша был очень спокойный, все время спал. Два дня без молока выдержал молодцом, а на третий день пришло молоко у мамы, и Алеша стал вместо пустышки рассасывать маму.

Когда Алеше скучно одному, или он хочет есть, то он так забавно вскрикивает "А!", как галченок. Успокаивает его пеленание, не любит холодной воды. Когда жарко-краснеет как рак. Начал к десятому дню, лежа на животике, переворачивать головку с одного бока на другой. Один не любит оставаться, начинает призывно вскрикивать "А!". Когда хочет кушать, начинает усиленно дрыгать ногами, сосать кулаки, облизываться, часто дышать и вскрикивать "А!". С 14-го дня начались колики.

2.

Алеша стал агукать. Стал поворачивать голову на голос, следить за нами глазами. Иногда уже улыбается нам. Головку стал увереннее держать, лежа на животе, даже иногда и грудь приподнимает. Алеша очень любит на руках быть, сразу животик успокаивается. Алеша плохо днем спит из-за жары и и з-за газиков. Постоянно качаю его в кроватке с маятником. А вот ночью хорошо спит. У Алеши стали появляться эмоции, может обиженно заплакать, если не тороплюсь грудь дать или оставляю в кроватке ненадолго, прямо слезки на глазках. Ну и радость активно выражает- воркует на своем языке, улыбается.

3.

Недавно впервые вложила погремушку в руку Алеши, он автоматически сжал ее пальцами и стал махать рукой вместе с погремушкой, а потом стукнул себя по лбу неожиданно и заплакал. Мы так любим смотреть на Алешку, столько радости он нам доставляет! Стал часто улыбаться и ворковать. Стал вытягивать руку, недолго держать ее и пальчиками ощупывать то, что под руку попалось. Ребенок уже начинает владеть руками. Еще стал с силой выгибать спину вверх, лежа на спине. Наверно хочет перевернуться. Алеша стал подолгу разглядывать свои руки, вытянет их перед собой и сожмет пальцы, у него часто фигушки получаются. В коляске повесили растяжку с погремушками, так он руками бьет по ним. Моя спина стала деревянной от укачиваний Алеши.

4.

Алеша улыбается вовсю, иногда много гулит, а иногда молчалив. В целом очень спокойный. Еще больше стал владеть руками, уже берет в руку подвеску на коляске. Вкладываю ему погремушку в руку, а он ее сразу в рот и облизывает. Режим установился, спит три раза в течении дня, бодрствует около двух часов. Когда голоден и хочет спать, то начинает плакать и хочет быть только на руках, тогда молча терпит, только кулаки сосет. Бывает, что перевозбудится, тогда приходится туго пеленать, чтобы не шевелился, и он через минуту уже спит.

Алеше уже не интересно все время лежать, он уже плачет не только, когда хочет кушать, но и тогда, когда не хочет лежать. Ему надо, чтобы его носили на руках. Любит слушать потешки и мои песенки. Стали выкладывать часто на животик, и Алеша уже стал потихоньку вокруг своей оси поворачиваться. Недавно впервые засмеялся, когда я его за руки качала в воздухе. Очень его завораживает игра "Ку-ку". Когда я накидываю на него пеленку, он начинает активно дрыгаться, а когда снимаю, то у Алеши такой восторженно-удивленный видок! Ну вот и стал переворачиваться!

5.

Недавно Алеша стал ловко в кровати вертеться, аж поперек ложится. Повесили прыгунки, теперь прыгает довольный. Все время кулаки сосет или пальцы. Слюни текут. В последнее время Алеша стал более активный и часто стал перевозбуждаться, стало сложнее усыплять его. Алеша стал ловко за все руками хвататься, вообще его предметы стали интересовать. Недавно долго целофановым пакетиком играл. Алеша может уже криком что-нибудь требовать

6.

Была неделя, когда Алеша все время кричал и внимательно за ним последив, я поняла, что он устает и ему необходим четкий режим. Прямо по минутам! Лишние десять минут перегуляли и все – у ребенка усталость и перевозбуждение. Когда он не переутомлен, то с легкостью засыпает.

Где-то в 5 с половиной месяца стало видно, что Алеше уже мало быть просто на руках и наблюдать, ему стало надо и руками орудовать. Все тащит в рот. Стал жадно следить, как мы едим, каждый кусок провожает взглядом. Стал смешно язык высовывать. Любит музыкальный мобиль слушать, пытается до крутящихся игрушек на мобиле дотянуться.

7.

Да, поведение Алеши очень изменилось. Если раньше он просто все созерцал, то теперь ему надо все щупать руками и тянуть в рот. Мы начали прикорм. Попробовали кабачок и гречку. Алеша стал выгибать попу кверху, лежа на животе. А спустя две недели стал вставать на четвереньки. Стал требовать к себе много внимания, ничего не хочет делать один, хочет, чтобы мы ему показывали и рассказывали. Интересуют все предметы, быстро переключается с одного предмета на другой. Очень любит, когда я песенки пою, сразу успокаивается и заинтересованно слушает. Алеша уже бодрствует по три часа, но и спит еще три раза на дню. Очень впечатлительный. Если дома весь день пробудем, то спокойно засыпает. А вот если куда-то в гости сходим или в садик поиграть игрушками, то становится возбужденный и плохо засыпает. Алеша стал говорить па-па-ба-ба. Сегодня Алеша бил по бубну рукой – это прогресс. Может требовательно кричать и тянуться при этом туда, куда ему хочется. По мягкой кровати Алеша уже хорошо стал по пластунски ползать, а вот на твердом полу еще только на четвереньки встает и раскачивается. Стал махать руками вверх-вниз, колотить предметами.

8.

Сегодня Алеша пополз хорошо на четвереньках и сегодня же мы увидели прорезавшийся зуб наверху. Его нервная система окрепла и он хорошо засыпает даже после кучи впечатлений. Хорошо кушает все, что даю. Перешел на два сна и уже четко по режиму живет: три часа бодрствует, потом спит. Алеше очень нравится магнитофон, он все открывает, закрывает крышку, поднимает и опускает ручку. Ну вот, Алеша стал на ножки вставать и теперь только и стремится это делать. Встает в кроватке, держась за бортики.

Согласно информации представленной в дневнике, ребенок развивается быстро. Отклонений от норм развития не отмечается. Тот факт, что на шестом месяце ребенок перешел к активному наблюдению говорит о своевременном и здоровом развитии малыша.

На современном этапе развития возрастной психологии существует широкий спектр методик исследования развития ребенка в младенческом возрасте. Все способы диагностики и оценки развития в младенческом возрасте, существующие в мире, призваны помочь, как можно раньше увидеть начальные отклонения в развитии, своевременно осуществлять коррекцию развития отстающих детей, предотвращать более грубые нарушения в старшем возрасте.

Выводы

Итак, под младенчеством подразумевается период, когда ребёнок развивается в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорождённого с малым набором врождённых реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких.

Когда младенчество завершается, случается "кризис первого года", что говорит о том, что детская личность формируется. Важно помнить, что в жизни ребенок преодолевает не один кризис. За первым последует кризис трех лет, семи, и примечательный своей трудностью – переходный. Кризис в каждом возрасте означает, что ребенок переходит к новой ступеньке самостоятельности. В первый год жизни ребенок осваивает важные этапы своего развития – учится ходить и передвигаться в пространстве без посторонней помощи. Все, что попадает в поле зрения маленького исследователя, незамедлительно отправляется в рот. Малышу интересно все до мелочей. В это время ребенок начинает формироваться как отдельная, независимая личность. Он бурно отстаивает свои предпочтения, отвергает то, что ему пришлось не по нраву или действия, навязываемые ему взрослыми. Например, ребенок нарочно отворачивается и жует землю, если ему делают замечания или стягивает с себя одежку, даже если очень хочет погулять на улице.

Вот некоторые из "симптомов", по которым можно узнать кризис первого года:

1. Проявление новых форм поведения ребенка, он может отказываться от выполнения необходимых процедур.

2. Малыш превращается из покладистого в "трудного" ребенка – проявляет непослушание, упрямство, требует все больше внимания.

3. Бурная реакция на замечания и запреты, реагирует плачем, агрессивным поведением или обижается.

4. Ребенок становится капризным и раздражительным.

5. Противоречия в поведении – ребенок может просить вашей помощи и тут же сам от нее отказаться.

На современном этапе развития возрастной психологии существует широкий спектр методик исследования развития ребенка в младенческом возрасте. В настоящее время все способы диагностики и оценки развития в младенческом возрасте, существующие в мире, призваны помочь, как можно раньше увидеть начальные отклонения в развитии, своевременно осуществлять коррекцию развития отстающих детей, предотвращать более грубые нарушения в старшем возрасте.

Литература

1. Абдурахманов Р.А. Возрастная психология. Онтогенез психических процессов и личности человека – М.: Современный гуманитарный университет, 1999.

2. Авдеева, Н.Н., Мещерякова, С.Ю. Вы и младенец / Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова. – М.: Просвещение, 2011

3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего. – М.: Медицина 2012.

4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2007

5. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр.соч. в 6 т. М.: Просвящение, 1984. Т.4

6. Ермолаева М. В.. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения – М: Издательство: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК., 2009

7. Кризис первого года жизни ребенка.//[Электронный ресурс] Режим доступа: medportal.by/vozrastnyie-krizisyi/krizis-pervogo-goda-zhizni-rebenka.html

8. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. – М.: Просвещение, 2013.

9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет – М.: Айрис-пресс, 2015.

10. Лешли Д., Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы – М.: Просвещение, 1991

11. Миллер С.А.Психология развития: методы развития – М.: Просвещение, 2013

12. Михалевская М.Б., Корнилова Т.В. Метод наблюдения в психологии // [Электронный ресурс] Режим доступа: psychology-online.net/articles/doc-1211.html

13. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2007

14. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревчча, Е. М. Борисовой – М.: Издательство УРАО, 2007

15. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития – М.: ТЦ Сфера, 2012.

16. Шаповаленко И.В. Возрастная психология – М.: Гардарики, 2005