Методы психологических измерений

Методы психологических измерений.

Статьи по теме
Искать по теме

Существует два типа задач, решаемых с помощью шкалирования:

1) числовое отображение показателей распределения испытуемых внутри группы, характеристика выборки с последующей статистической обработкой;

2) отражение характеристик объекта путем установления их числовых отношений по какому-либо явлению.

Процесс шкалирования состоит в конструировании шкалы по определенным правилам и включает два этапа.

На первом этапе проводится создание эмпирической системы проявлений исследуемых объектов и фиксация типов отношений между ними.

Второй этап – анализ данных, в зависимости от результатов которого строится числовая система, составляющая основу одного из видов шкал.

Специфика измерения в психологии состоит в том, что здесь объектом выступает человек, отличающийся активным (а не пассивным, в отличие от физических объектов) типом поведения в ситуации диагностического обследования. Человек может изменять свои ответы, контролировать реакции в зависимости от действия различных факторов, как внешних, так и внутренних (например, смена настроения, стремление выглядеть лучше, общее состояние и пр.). Предметом психологического измерения выступают различные подсистемы психики и личности человека.

Назовем три важнейших свойства психологических измерений.

1. Существование семейства шкал, допускающих различные группы преобразований.

2. Сильное влияние процедуры измерения на значение измеряемой величины.

3. Многомерность измеряемых психологических величин, т. е. существенная их зависимость от большого числа параметров.

В психологии используется множество конкретных измерительных методик. Удобную классификацию психологических измерений дал С.С. Паповян.

Методы психологических измерений могут быть классифицированы по различным основаниям:

1) процедуре сбора "сырых" данных;

2) предмету измерения;

3) виду используемой шкалы;

4) типу шкалируемого материала;

5) моделям шкалирования;

6) числу мерностей (одномерные и многомерные);

7) мощности метода сбора данных (мощные или слабые);

8)типу ответа индивида;

9) какими они являются: детерминистскими или вероятностными.

Для психолога-экспериментатора главными основаниями являются процедура сбора данных и предмет измерения.

Чаще всего применяются следующие процедуры субъективного шкалирования:

- Метод ранжирования. Все объекты представляются испытуемому одновременно, он должен их упорядочить по величине измеряемого признака.

- Метод парных сравнений. Объекты предъявляются испытуемому попарно (число предъявлении равно числу сочетаний (п)). Испытуемый оценивает сходства–различия между членами пар.

- Метод абсолютной оценки. Стимулы предъявляются по одному. Испытуемый дает оценку стимула в единицах предложенной шкалы.

- Метод выбора. Индивиду предлагается несколько объектов (стимулов, высказываний и т.д.), из которых он должен выбрать те, которые соответствуют заданному критерию.

По предмету измерения все методики делятся на а) методики шкалирования объектов; б) методики шкалирования индивидов и в) методики совместного шкалирования объектов и индивидов.

Методики шкалирования объектов (стимулов, высказываний и др.) встраиваются в контекст экспериментальной или измерительной процедуры. По своей сути они не являются задачей исследователя, а представляют собой экспериментальную задачу испытуемого. Исследователь использует эту задачу для выявления поведения испытуемого (в данном случае – реакций, действий, вербальных оценок и др.), чтобы знать особенности его психики. Поэтому нет оснований причислять эти техники к методам психологического измерения поведения, если под измерением понимать только задачу экспериментатора.

При субъективном шкалировании испытуемый выполняет функции измерительного прибора, а экспериментатор мало интересуется особенностями "измеряемых" испытуемым объектов и исследует сам "измерительный прибор".

Парадигма субъективного шкалирования перешла в другие области психологии из психофизики, где классификация задач испытуемого в эксперименте очень хорошо разработана. Этого нельзя сказать о других областях психологии.

Но по укоренившейся традиции методики и модели субъективного шкалирования рассматриваются в одном разделе с техниками и моделями измерения поведения. Традиция эта связана с тем, что и при "шкалировании объектов", и при "шкалировании индивидов" в ходе обработки и интерпретации данных используется сходный математический аппарат.

Процедуре одномерного и многомерного субъективного шкалирования посвящена обширная научная и учебная литература.

Остановимся на моделях совместного шкалирования объектов и испытуемых. Модели делятся на два вида: детерминистические и вероятностные. Суть этих моделей в том, что и объекты, и индивиды, которые высказывают суждения об объектах, "отображаются" на одну шкалу на основании обработки данных поведенческого измерения либо субъективного шкалирования.

Основными детерминистическими моделями являются метод развертывания К.Кумбса и шкалограммный анализ Л. Гуттмана. К вероятностным моделям относится латентно-структурный анализ IRT (item response theory). Здесь же мы кратко остановимся на детерминистических моделях.

Метод развертывания Кумбса исходит из предположения, что объекты и индивиды могут быть размещены на шкале одномерного признака. Индивид может предпочитать один объект другому. Существует "идеальная точка" индивида – субъективный эталон. Индивид предпочитает тот стимул, который "ближе" к субъективному эталону.

Процедура измерения состоит в следующем. Испытуемому предъявляются пары стимулов, которые он сравнивает. Формируется матрица частоты предпочтений стимулов размером m х п (т – стимулы, n – индивиды). В клеточках матрицы – относительные частоты предпочтений.

Шкалограммный анализ Гуттмана используется для построения опросников. Наиболее часто применяется при дихотомической оценке ответа испытуемого ("да" – "нет", "решил" – "не решил").

Предполагается следующее: принятие индивидом пункта (решение задачи, ответ "да" и т.д.) означает то, что его шкальное значение не меньше величины пункта. Если индивид решает данную задачу, то он решает любую другую (болеелегкую) задачу. Принятие индивидом пункта опросника или правильное решение задачи обозначается как " 1", неприятие пункта или неверное решение – "О".

В ходе обработки строки и столбцы исходной матрицы данных переставляются так, чтобы она соответствовала "совершенной" шка-лограмме: матрица выше диагонали, т.е. верхняя правая часть матрицы должна состоять из единиц, а нижняя левая – включать только нули.

Выводы

Кратко охарактеризуем основные методы, применяемые в психологических измерениях. Методы психологических измерений классифицируются по различным основаниям [188]: процедуре сбора "сырых" данных; предмету измерения; виду используемой шкалы; типу шкалируемого материала; моделям шкалирования; числу "мерностей" (одномерные и многомерные); мощности метода сбора данных (мощные или слабые); типу ответа индивида; какими они являются: детерминистскими или вероятностными. Методы получения "сырых" результатов подразделяются на: прямые, основанные на допущении непосредственного отношения между оценками и субъективными переменными, подлежащими измерению, которые характеризуются: видом оценок, к которым они применимы, и основными предположениями об отношениях между оценками и искомыми переменными. В данных методах измерения исходят из количественных оценок, которые отражают степень выраженности оцениваемого свойства объектов или ситуаций; косвенные, в которых необходимо вывести шкальные значения из оценок, содержащих только порядковую информацию, для чего используется три основных способа: а) метод парных сравнений, когда испытуемому предлагаются пары стимулов, он должен выбрать тот, в котором более выражено измеряемое свойство; б) метод полного ранжирования, когда стимулы упорядочиваются по степени выраженности в них измеряемого свойства; в) метод последовательных категорий, при котором испытуемый располагает стимулы по степени выраженности свойства в вербально заданные категории, причем предположений о равенстве субъективных расстояний между категориями не делается. Прямые методы в психологии основываются на следующих методах оценки: а) распределение стимула по категориям в предположении, что расстояния между соседними категориями субъективно равны; б) непосредственное оценивание субъективного расстояния между стимулами, соответствующее соотношению выраженности в них измеряемого свойства; в) непосредственное оценивание отношения двух стимулов по степени выраженности измеряемого свойства. К свойствам прямых методов относятся: якорный эффект – совокупность факторов, определяющая единицу и начальную точку шкалы. Установлены следующие эффекты якорного (анкерного) стимула; общие свойства, проявляющиеся в тенденции испытуемых избегать крайних категорий, что укорачивает шкалу, уменьшает количество категорий и несколько сдвигает оценки к среднему рангу; возрастные свойства, проявляющиеся в том, что с возрастом расширяется диапазон используемых численных оценок. В заключении отметим, что прямые методы измерения в психологии применяются реже, чем косвенные.

Классификация задач и методов их решения

Задачи

Условия

Методы

1. Выявление различий в уровне исследуемого признака

а) 2 выборки испытуемых

Q – критерий Розенбаума;

U – критерий Манна-Уитни;

ф* – критерий (угловое преобразование Фишера)

6) 3 и более выборок испытуемых

S – критерий тенденций Джонкира;

Н – критерий Крускала-Уоллиса

2. Оценка сдвига значений исследуемого признака

а) 2 замера на одной и той же выборке испытуемых

Т – критерий Вилкоксона;

G – критерий знаков;

ф* – критерий (угловое преобразование Фишера)

б) 3 и более замеров на одной и той же выборке испытуемых

Xr 2   – критерий Фридмана;

L – критерий тенденций Пейджа

3. Выявление различий в распределении  признака                    

а) при сопоставлении эмпирического распределения с теоретическим

x2 – критерий Пирсона;

l – критерий Колмогорова-Смирнова;

m – биномиальный критерий

б) при сопоставлении двух эмпирических распределений

x2 – критерий Пирсона;

l – критерий Колмогорова-Смирнова;

ф* – критерий (угловое преобразование Фишера)

4. Выявление степени согласованности изменений

а) двух признаков

rs  – коэффициент ранговой корреляции Спирмена

б) двух иерархий или профилей

rs  – коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

5. Анализ изменений признака под влиянием контролируемых условий

а) под влиянием одного фактора

S – критерий тенденций Джонкира;

L – критерий тенденций Пейджа;

однофакторный дисперсионный анализ Фишера

б) под влиянием двух факторов одновременно

Двухфакторный дисперсионный анализ Фишера

Глоссарий

п/п

Понятие

Определение

1

Измерение

процедура,  с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале 

2

Измерительные шкалы

метрические системы, моделирующие исследуемый феномен путем замены прямых обозначений изучаемых объектов некоторыми признаками, наличие или степень выраженности которых представлена и оценивается испытуемыми в виде числовых значений, графического изображения (фигуры, вертикальные или горизонтальные линии) или в вербальной форме (например, в виде суждений о степени выраженности признака)

3

Шкалирование

метод моделирования явлений с помощью числовых систем

4

Числовые системы

множество элементов с реализованными в нем отношениями, существующими между элементами (или свойствами) реальных объектов

5

Психометрия

(психометрика)

область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений; математизированная технология создания стандартизированных, измерительных психодиагностических методик

6

Дифференциальная

психометрия

(дифференциальная

психометрика)

область психометрии, определяющая и обосновывающая требования к измерению индивидуально-психологических различий в психологической диагностике 

7

Математическая теория измерений

раздел математической психологии, интенсивно развивающийся параллельно и в тесном взаимодействии с развитием процедур психологического измерения (психометрией)

8

Нольмерное

шкалирование

построение психологической шкалы, имеющей единственное значение и нулевую размерность

9

Шкала

форма фиксации совокупности признаков  изучаемого  объекта с упорядочиванием их в определенную числовую систему

10

Признаки и переменные

измеряемые психологические явления

11

Порядковая шкала

шкала, классифицирующая признаки по принципу "больше – меньше" 

12

Принудительное

ранжирование

ранжирование, при котором  количество  рангов  соответствует  количеству  ранжируемых субъектов или объектов (ценностей, качеств и т.п.)

13

Интервальная  шкала

шкала,  классифицирующая по принципу "больше на определенное количество единиц – меньше  на определенное количество единиц" 

14

Шкала равных  отношений

шкала,  классифицирующая объекты или субъектов пропорционально степени выраженности  измеряемого  свойства 

15

Метод ранжирования

процедура измерения, когда все объекты представляются испытуемому одновременно, и он должен их упорядочить по величине измеряемого признака

16

Метод парных сравнений

процедура измерения, когда объекты предъявляются испытуемому попарно (число предъявлений равно числу сочетаний) и он оценивает сходства – различия между членами пар

17

Метод абсолютной оценки

процедура измерения, когда стимулы предъявляются испытуемому по одному объекту, и он дает оценку стимула в единицах предложенной шкалы

18

Метод выбора

процедура измерения, когда испытуемому предлагается несколько объектов (стимулов, высказываний и тд), из которых он должен выбрать те, которые соответствуют заданному критерию

19

Шкала графическая

форма фиксации данных по измерительным шкалам при помощи наглядного отображения развития признака в виде непрерывной линии или определенной фигуры

20

Числовая шкала

форма фиксации данных в измерительных шкалах посредством их числовых значений

21

Вербальная шкала

форма фиксации данных в измерительной шкале, опирающаяся на набор суждений о наличии или степени выраженности изучаемого признака

22

Чувствительность

способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие  непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений

23

Органы чувств

телесные органы, специально предназначенные для восприятия, переработки и хранения информации

24

Нижний абсолютный

порог чувствительности

минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение

25

Верхний абсолютный

порог чувствительности

максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение

26

Порог различения

(разностный порог)

минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений

27

Оперативный порог

различимости сигналов

величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума

28

Закон Бугера-Вебера

психофизический закон, выражающий постоянство отношения приращения величины раздражителя, породившего едва заметное изменение силы ощущения к его исходной величине

29

Основной

психофизический закон

положение, гласящее о том, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя (величины стимула)

30

Пороговая зона

такой диапазон интенсивности раздражителя, на границах которого испытуемый практически всегда начинает или перестает ощущать воздействие стимула

31

Латентный анализ

(от лат latentis – скрытый, невидимый)

совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между ними

32

Фактор

конструкт, операционально определяемый его факторными нагрузками

33

Факторный анализ

комплекс аналитических методов, позволяющих выявить скрытые (латентные) признаки, а также причины их возникновения и внутренние закономерности их взаимосвязи

34

Дисперсионный анализ

анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых переменных факторов

35

Регрессионный анализ

(от лат regressio – движение назад)

область статистического анализа, изучающая зависимость изменений значений переменных от одной или нескольких переменных (факторов)

36

Линия регрессии

линия, соединяющая точки средних значений сгруппированных признаков-факторов (те тех признаков, влияние которых на переменную изучается)

37

Достоверность различия (сходства)

аналитико-статистическая процедура установления уровня значимости различий или сходства между выборками по изучаемым показателям (переменным)

38

Инструкция

руководство по выполнению заданий теста, предъявляемое испытуемому письменно, устно или с помощью компьютера и направленное на создание адекватной мотивации, установки субъекта на обследование

39

Адаптация теста

комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения

40

Точность (надежность)

измерения

качество, отражающее близость результата измерения к истинному значению измеряемой величины

41

Правильность измерения

качество, отражающее близость к нулю систематических погрешностей результатов измерения

42

Сходность измерения

качество, отражающее близость друг к другу результатов измерений, выполненных в одинаковых условиях

43

Воспроизводимость

измерения

качество, отражающее близость друг к другу результатов измерений, выполненных в разных условиях

44

Критерий валидизации

признак, независимый от валидизируемого теста, хорошо (достаточно надежно, полно) отражающий меру изучаемого качества (свойства, процесса)

45

Распределение

закономерность встречаемости признака и разных  его значений 

46

Нормальное распределение

вид распределения переменных, характеризуемое тем,  что крайние значения признака в нем ссылаются достаточно редко, а значения, близкие к средней величине – достаточно часто

47

Параметры распределения

числовые характеристики распределения, указывающие,  где в "среднем" располагаются значения признака, насколько эти значения изменчивы и наблюдается  ли  преимущественное появление определенных значений признака

48

Меры изменчивости

статистические показатели вариации (разброса) признака (переменной) относительно среднего значения, степени индивидуальных отклонений от центральной тенденции распределения

49

Стандартизация

(от англ standard – типовой, нормальный)

унификация, регламентация, приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста

50

Оценки первичные

("сырые" баллы)

оценки, полученные испытуемым на начальном этапе обработки результатов тестовой методики 

51

Профильные оценки

способ представления количественных результатов психодиагностической методики, при котором оценки по отдельным группам заданий, субтестам с помощью специальных приемов приводятся к соизмеримым единицам (единой шкале оценок) и отображаются на графике

52

Шкальные оценки

способ оценки результатов теста конкретным испытуемым путем установления его места на специальной шкале

Литература

1. Глас, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии [Текст]: пер. с англ. / Дж. Глас, Дж. Стэнли. – М., 1976.

2. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст]: учеб. пособие / В. Н. Дружинин. – М., 1997.

3. Корнилова, Т. В. Введение в психологический эксперимент [Текст]: учебник / Т. В. Кор-нилова. – М.: Изд-во МГУ, 1997.

4. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях [Текст] / Д. Кэмпбелл. – СПб., 1996.

5. Логвиненко, А. Д. Измерения в психологии: математические основы [Текст] / А. Д. Логви-ненко. – М.,1993.

6. Математические методы в современной психологии [Текст] / В. Ю. Крылов [и др.]. – М.: ИП РАН, 1995.

7. Мощенко, А. В. Корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы [Текст]: учеб. пособие / А. В. Мощенко. – М., 2000.

8. Немов, Р. С. Психология. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст]: в 3 кн. / Р. С. Немов. – М., 1998. Кн.З.

9. Паповян, С. С. Математические методы в социальной психологии [Текст] / С. С. Поповян. – М.,1983.

10. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] / Отв. ред. С. Б. Крымский. – Киев, 1999.

11. Суходольский, Г. В. Основы математической статистики для психологов [Текст]

12. / Г. В. Суходольский. – Л., 1972.

13. Гусев А., Измайлов Ч., Михалевская М. Измерение в психологии. Общий психологический практикум. – М.: УМК Психология, 2005 (Гриф Учебно-методического объединения Министерства образования и науки РФ).

14. Рамендик Д.М. Психологический практикум. Серия: высшее профессиональное образование. – М.: Academia, 2006 (Гриф Учебно-методического объединения Министерства образования и науки РФ).