Руководитель дошкольного образовательного учреждения должен быть профессионально и морально подготовлен к управленческой деятельности, знать теорию научного управления, совершенствовать свой стиль работы.
Особенности руководителя в дошкольном образовательном учреждении
Спасибо инвесторам из Азино 777
- Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
- Развитие памяти у детей младшего школьного возраста
- Использование информационно-коммуникационных технологий ИКТ в ДОУ
- Работа с семьей в ДОУ
- Организация зоны природы в ДОУ, как форма экологического воспитания дошкольников
- Развитие диалогической речи у детей 4-5 лет
- Роль музыкального руководителя ДОУ в эстетическом воспитании
Руководитель в образовательном учреждении
Представление о деятельности управления руководителя образовательного учреждения как профессиональной, базирующейся на науке управления образованием, стало формироваться только в 90х годах XX века. Сегодня заведующий дошкольным образовательным учреждением – это не только должность, но и профессия со всеми присущими профессиональной деятельности структурными компонентами. В чём же сущность деятельности управления в дошкольном образовательном учреждении?
Значительная часть исследователей определяет сущность управления через его внутренние и внешние функции. А.Ф. Пеленёв, основываясь на методологии системного исследования [30, с. 91]. Он рассматривает управление как целостное единства взаимосвязанных между собой многих компонентов, считая необходимым выделить его состав, структуру, сущность, внешние функции (целевое назначение по отношению к объекту), внутренние функции как субъекта для того, чтобы изучить их по отдельности.
Дошкольное образовательное учреждение, как и всякое другое образовательное учреждение имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из тесно связанных между собой коллективов – педагогического, медицинского, обслуживающего и детского.
Целевое назначение управления дошкольным учреждением состоит в обеспечении направленности деятельности всех подразделений и сотрудников на исполнении его функций, в первую очередь образовательных и воспитательных. Иначе говоря, управление дошкольным образовательным учреждением призвано обеспечить использование кадровых, материально-технических, финансовых, временных и других ресурсов с максимальной эффективностью и продуктивностью для развития детей дошкольного возраста.
Во всех приведённых определениях управления и его назначения подразумевается присутствие двух сторон: субъект управления (кто управляет) и объект управления (чем управляют). Причём, управление состоит в воздействии субъекта на объект для изменения его с разными целями: выполнение работы, устойчивого функционирования, развития. Отсюда следует, что управление осуществляется людьми (руководитель) как субъектами, есть деятельность, цель и задачи которой направлены на обеспечение, поддержание и повышение эффективности функционирования объекта управления, достижение его целей.
Рассуждая о сущности деятельности управления в дошкольном образовательном учреждении необходимо чётко определить, что есть субъект и объект управления, или, иначе, ответить на вопрос – кто и чем управляет.
В образовательном учреждении субъектом управления является заведующая и её заместитель (методист). Кроме того, создаются и коллегиальные органы, решающие управленческие задачи (совет педагогов и т. д.). Субъектами управления в той или иной мере являются педагоги и родители. Все субъекты управления могут действовать разрозненно, противоречиво (что влечёт к осложнениям в микроклимате дошкольного образовательного учреждения), или образовывать целостное единство, систему внутрисадовского управления.
Объектом управления в дошкольном образовательном учреждении выступает вся система его жизнедеятельности, основными компонентами которой являются:
- воспитательно-образовательный процесс;
- межличностные отношения всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, педагоги, родители, сотрудники);
- повышение квалификации педагогов;
- создание необходимых материально-технических условий.
Элементом системы управления выступает её наименьшая часть, представляющая собой единство процессов сбора и отработки информации об управляемом объекте, принятие управленческого решения и действий субъекта (руководителя дошкольного образовательного учреждения) на его выполнение. Отсутствие названных составляющих процесса управления, или нарушение их единства ведёт к утрате сущности управления, к неуправляемости объекта. В идеале сбор и отработка информации должна осуществляться непрерывно, необходима обратная связь с объектом управления, чтобы иметь достоверную картину о положении дел, достаточную для принятия своевременных и адекватных управленческих решений.
Управленческое решение – это постановка задачи, выполнение которой необходимо для изменения объекта, перевода его из одного состояния в другое, в соответствии с целями субъекта управления (руководителя дошкольного образовательного учреждения). Управленческое решение включает задачи двух видов. Одни из них в отношении собственных действий (что я как руководитель должна предпринять), а другие адресованы другим лицам. Действие руководителя, принявшего решение, в свою очередь могут быть направлены непосредственно на преобразование субъекта или предъявление требований другим исполнителям.
Постановка управленческих задач, даже самых своевременных и компетентных, ещё не управление. Целенаправленный переход объекта управления из одного состояния в другое (качественно лучшее) произойдёт лишь в том случае, если управленческое решение будет реализовано на практике. Если же изменения в объекте происходит независимо от воздействия субъекта управления (руководителя) или преобразование идёт не в соответствии с принятым решением – это означает, что объект становится неуправляемым. Причинами подобной ситуации могут быть:
- отсутствие у руководителя достоверного знания о состоянии и функционировании управляемого объекта;
- не принятое вовремя необходимое и адекватное управленческое решение;
- несоответствие принятого решения субъективным потребностям, закономерностям или условиям функционирования и развития объекта;
- неприятие решения исполнителями;
- недостаточно высокий квалификационный уровень педагогов;
- отсутствие высокого уровня исполнительской дисциплины.
Особенности руководителя образовательного заведения
В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и обеспечение здоровья детей.
Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. При этом понятие "здоровье" повышает роль физической культуры на совершенно новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни человека, закладывающейся в дошкольном возрасте.
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а такжё необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании Российской Федерации" ответственность за жизнь и здоровье воспитанников несет образовательное учреждение. Задача законодательной и исполнительной власти всех уровней – обеспечение необходимой законодательной и нормативной правовой базы для создания в образовательных учреждениях условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Руководитель дошкольного образовательного учреждения должен уметь выявлять и устранять эти причины, выстраивая свою деятельность, согласно науке управления образованием.
Таким образом, управление дошкольным образовательным учреждением как деятельность руководителя предусматривает целостное единство взаимосвязанных между собой компонентов, имеет определённую структуру, внешние и внутренние функции и направлена на перевод ДОУ из одного состояния в другое, качественно лучшее.