Методы формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Сейчас меняется подход к дошкольному образованию. Все больше внимания привлекает к себе развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущей жизни.

Методики формирования социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Методы формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Общительность является одной из составляющих развития социально-коммуникативных навыков, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Так же на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. И, конечно же, на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста наиболее эффективно происходит посредством использования игровых методик. Именно в игре ребенок может проявить себя субъектом деятельности. По мнению академика А.Г. Асмолова: "Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры. Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка: "Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни".

Важным методом, направленным на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников является стимулирование двигательной деятельности.

Двигательная деятельность в ДОУ:

  • утренняя гимнастика
  • физкультурное занятие
  • гимнастика после дневного сна
  • физкультминутка и физкультурная пауза
  • самостоятельная и специально организованная физкультурная деятельность на прогулке.

Двигательная деятельность в ДОУ способствует развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Необходимо отметить, что подвижная игра и физкультурное упражнение применяются как ведущие средства активизации двигательной деятельности детей, способствующие развитию физических качеств и социально-коммуникативных навыков.

Подвижная игра, реализуемая в двигательной деятельности, требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в быстром изменении направления движения и действий, степени мышечного напряжения. В подвижной игре ребенок учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Это содействует развитию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, искать выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели. Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения [14, c.18].

Л.Н. Волошина, Н.И. Дворкина, Г.В. Ильина и др. предлагают использовать подвижные игры (в том числе с элементами спорта), способствующие развитию познавательных способностей, физических и личностных качеств. Сопоставление своих действий с действиями сверстников в данных играх создает условия для формирования волевых качеств (выдержка, смелость, организованность, умение преодолевать трудности, не уклоняться от правил, выслушивать замечания, корректировать свои движения, переживать поражение и победу), самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение для социально-коммуникативного развития.

Проблема такого развития крайне актуальна, так как современный мир динамичен и сложен. Ребенок-дошкольник должен получить своевременную профессиональную помощь, чтобы приобрести социальный опыт, занять достойное место в обществе, успешно развиваться как личность.

Критериями эффективности педагогической деятельности, направленной на развитие у детей социально-коммуникативных навыков, могут выступить:

  • снижение степени детского эгоцентризма;
  • повышение способности детей к эмпатии;
  • проявление конструктивного поведения в ходе конфликта;
  • позитивное отношение ребенка к переменам.

Социально-личностное развитие, т.е. формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.

Таким образом, подвижная игра обладает ресурсами для социально-коммуникативного развития дошкольников, а именно:

  • способствует освоению социальных норм и ценностей;
  • развивает общение с взрослыми и сверстниками;
  • обеспечивает саморегуляцию действий;
  • развивает эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
  • формирует готовность к совместной деятельности со сверстниками;
  • закладывает основы безопасного поведения в социуме.

Для эффективного развития социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в ДОУ используют методик театрально постановки. В ней активно применяются языковые (фонетические, лексические, грамматические) и неречевые средства (мимика, жесты, позы, взгляды, предметные действия). Особое внимание уделяется разработке специальных инструкций, в содержании которых учитывается качество выполнения упражнений и активное взаимодействие детей друг с другом.

С использованием актуальных современных методик процесс формирования социально-коммуникативных навыков в старше и средней возрастных группах дошкольников подразделяется на три этапа:

1. Формирование доверительных контактов и дружеских отношений между ними в ходе выполнения общеразвивающих упражнений в парах, игрового массажа, подвижных игр разной интенсивности, игр-забав и хороводных игр. Педагог применяет слово с учетом специальной инструкции (например, "Прыгаем, соблюдая дистанцию! Берегите друг друга!") и символ, который придуман с детьми заранее к данной инструкции (например, восклицательный знак в круге).

2. Формирование умений вербального и невербального общения с помощью специальных упражнений в проблемных ситуациях. Педагог применяет символ: например, в круге нарисован смайлик-улыбка, который означает "Подари радость, улыбнись!", или в круге размещены стрелки в направлении друг к другу ("Играй дружно!"). Данные символы на занятиях выводятся на экран, прикрепляются на стойки и т.д.

3. Формирование умения договариваться друг с другом в процессе придумывания новых упражнений и правил для знакомых игр, поиска выхода из проблемных ситуаций.

Рекомендации по формированию социально – коммуникативных навыков в ДОУ

Важно подчеркнуть то, что все мероприятия, связанные с совершенствованием социально-коммуникативных навыков в условиях ДОУ должны проводиться обязательно целенаправленно. Здесь можно выделить два направления:

  1. мероприятия по развитию коммуникативных умений группы в целом;
  2. мероприятия по развитию коммуникативных умений отдельных воспитанников, сталкивающихся с трудностями общения.

Можно предложить использовать комплекс игр, сформированных О.Е. Смирновой. Весь комплекс игр авторы делится на три группы. Первая группа игр направлена на формирование положительного эмоционального отношения к сверстнику, снятие эмоциональных барьеров общения.

Вторая группа игр больше направлена на формирование познавательного компонента образа сверстника. Здесь также можно выделить несколько направлений игр.

Игры, направленные на понимание внешних особенностей сверстника (особенности внешности, одежды, эмоций) и игры, направленные на познание качеств личности, интересов, потребностей сверстников. Главное, что посредством данных игр дети понимают, что у них много общего (одни интересы, предпочтения, переживания в различных жизненных ситуациях).

Третья группа игр направлена на формирование поведенческого, регуляционного компонента образа сверстника. Цель этих игр – формирование умений регулировать поведение, ориентируясь на сверстника. В поведении одним из критериев сформированных коммуникативных умений является чувство удовлетворения, возникающее в ходе общения и у ребенка, и у сверстника [6, c.19].

Можно использовать любые игры при формировании коммуникативных умений, при этом главным условием является формирование осознанного отношения к сверстнику и осознание конструктивных правил взаимодействия с ним. Педагог в этом процессе должен играть направляющую роль.

Чтобы использовать игру как форму организации интересной детской деятельности, как средство воспитания каждого ребенка, педагогу следует осуществить подробную аттестацию всех детей. По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определенного климата коллективных взаимоотношений в игре, можно выделить основные четыре подгруппы детей.

Первая подгруппа – дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. Однако среди детей первой подгруппы встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослых, а с мнением своих сверстников не считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют на других детей.

Вторая подгруппа – дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений (вырезать, рисовать, конструировать и др.).

Третья подгруппа – дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры.

Четвертая подгруппа – это дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний; эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу [11, c.22].

Знание особенностей характеров всех детей группы дает возможность воспитателю подобрать и использовать при руководстве играми наиболее эффективные педагогические приемы, способствующие воспитанию у всех ребят устойчивых моральных чувств, формированию представлений о коллективе, умений и навыков коллективной жизни, которые постепенно превратятся в привычные и осознанные отношения доброжелательности, взаимопомощи, характерные для человека современного общества. Задача педагога должна состоять в том, чтобы объединить детей в совместной игре в дружный коллектив.

Литература

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека – М.: "Академия", 2007
  2. Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Левшина Н.И., Мичурина Ю.А., Степанова Н.А., Турченко Теоретико-прикладные основы социально- коммуникативного развития дошкольников – Магнитогорск: Изд- во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015
  3. Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников/ Под ред. Н. И. Левшиной, Т. М. Бабуновой – М.: – Флинта, 2015.
  4. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений – М.: ПИТЕР, 2012
  5. Клюева К.Г. Методическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – Иваново, 2015.
  6. Кризис дошкольного возраста // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://7budget.ru/news/krizis_doshkolnogo_vozrasta/
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека – М.: ТЦ Сфера, 2012
  8. Левшина Н., Багаутдинова С. Научные и нормативные аспекты интеграции социально-коммуникативного и физического развития старших дошкольников // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dovosp.ru/insertfiles/files/VAK/2016_10/1.pdf
  9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
  10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: – М.: Издательский центр "Академия", 2009