Взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения.
Взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения
- Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики
- Педагогическая теория Макаренко
- Формирование орфографической зоркости у младших школьников
- Диалогическая речь у детей
- Рукоделие
- Методика обучения использования французского условного наклонения
- Развитие силовых способностей слабослышащих юношей 9 класса на уроках физической культуры
1. Отношения подростков с родителями
Важность для подростка его общения со сверстниками часто скрывает, отодвигает на дальний план проблемы его взаимоотношений со взрослыми, прежде всего с родителями и педагогами. А ведь это одна из самых значимых сфер отношений подростков. Влияние родителей уже ограниченно – им не охватываются все сферы жизни как было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах связанных с развлечениями, с молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей и других значимых взрослых.
Первый источник этих проблем – непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представление о переживаниях, мотивах тех Илии иных поступков, стремлениях, ценностях и т.д. Взрослые часто недооценивают значение сферы общения со сверстниками для подростка.
Исследование показало, что чем старше становится подросток, тем меньшее понимание он находит у окружающих его взрослых. Если их представления о переживаниях учащихся IV – V соответствуют действительности, то представления взрослых о переживаниях учащихся VII –VIII классов весьма от нее далеки. Очень часто представления родителей и учителей сближаются, другими словами родители перестают видеть своих детей, а учителя учеников, а место этих конкретных и разных подростков начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная его версия, почерпнутая из газет, разговоров взрослых между собой, но только не из реального живого видения ребенка.
И родители и учителя подростков, в большинстве своем не умеют ни увидеть ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить детские формы контроля, общения с детьми. Именно в этот момент подростки начиная с V класса отмечают в качестве своей главного основания своих огорчений в общении с ними: "Я огорчаюсь, если родители опекают меня, следят за моим аппетитом и одеждой" (V класс), "огорчаюсь, если родители не понимают меня, мои переживания и заботы; они все скрывают от меня, а в мои секреты вторгаются" (VIII). Особенно это остро проявляется в старших подростковых классах, учащиеся которых испытывают огромную потребность в общении со взрослыми на "равных", редко имея возможность ее удовлетворить. Результатом этого как правило, становиться противопоставление своего "Я" взрослым, потребность в автономии.
В младшем подростковом возрасте пути компенсации неудовлетворенности своим положением в системе взаимоотношений со взрослыми обычно такие: стремление к снижению ценности желаемого общения; стремление к замещающей деятельности; погружение в мир фантастических образов; фрустрация в форме агрессии или ухода от общения.
Для старших подростков более свойственны такие формы негативного отношения к взрослому, как реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера), реакция отказа (неподчинение требованиям), реакция изоляции (стремление избежать нежелательных конфликтов).
Кризис подросткового возраста более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких, актуальных действительно потребностей, которые не могут быть удовлетворенны в условиях недостаточной социальной зрелости школьника.
Понять другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Самая распространенная жалоба юношей и девушек на родителей: "Они меня не слушают!". Спешка, не умение и не желание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителя и растущими детьми.
В работе Кона И.С. приведено описание следующего опыта проведенного в Ленинграде: группу школьников, учеников девятого класса попросили оценить себя по различным качествам (доброта, общительность, смелость, самообладание, уверенность в себе и т.д.) по пятибалльной системе, а затем предсказать, как их оценят по той же системе родители, друзья и одноклассники. После этого приглашенных в школу отцов и матерей попросили оценить качества своих детей и предсказать их самооценки. Уже первые пробы показали, что дети гораздо более точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители – юношеские самооценки. Наиболее вдумчивых родителей задача представить себе самооценку своего отпрыска, т. е. как бы "влезть в его шкуру", очень заинтересовала, но показалась им трудной. А некоторые родители даже не смогли понять задание: " Что значит – оценить качества сына так, как он сам их оценивает? Я лучше знаю, каков он на самом деле". Даже добросовестно пытаясь встать на точку зрения сына или дочери, некоторые родители оказались неспособными отрешиться от собственных суждений: то, что им кажется самооценкой сына, есть на самом деле родительская оценка его качеств. Это значит, что самосознание ребенка, его "Я" родителям не известно.
Дело конечно не в том, что дети проницательнее или чувствительнее родителей. Предсказать родительскую оценку не так уж трудно, потому что она в той или иной форме неоднократно прямо или косвенно высказывалась.
В работе Дубровиной И.В. в сборнике "Формирование личности в переходный период" приведены следующие данные, относительно потребности школьников в различного рода общении.
Партнеры |
Регламентируемое общение |
Нерегламентированное общение | ||
Потребность в нем |
Реальное общение |
Потребность в нем |
Реальное общение | |
Родители и близкие родственники |
4.7 |
70.8 |
66.6 |
29.2 |
Учителя |
8.3 |
95.7 |
10.9 |
4.3. |
Другие взрослые |
2.6 |
98.6 |
6.5. |
1.4 |
Близкий друг сверстник |
0 |
0 |
68.4 |
56.2 |
Другие сверстники |
4.6 |
68.4 |
24.3 |
31.6 |
Как видно из таблицы, общение со взрослыми, включая родителей, оказалось гораздо более формальным и регламентируемым, чем общение со сверстниками. Оно вызывает у подростков острую неудовлетворенность. Потребность в формальном общении с родителями удовлетворяется меньше чем на половину.
Общение подростка с родителями, учителями и другими взрослыми, начинает складываться под влиянием возникающего чувства зрелости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отожествляемую в их понимании со взрослостью.
Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по- новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.
В связи с легкой ранимостью подростка для взрослых очень важно найти формы налаживания и поддержания этих контактов. Подросток испытывает желание поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общений.
Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведет к "уходам" из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями.
Характерно для подросткового возраста являются имитации чьего – либо поведения. Чаще имитируются поведение значимого взрослого, достигшего успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка.
Недостаточность внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует семя лишним, ибо является источником обременяющих забот. Подросток в таких случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.
Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенный возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.
Чрезмерное покровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей приводят к дезориентации, неспособности к объективной рефлексии. Ребенок, привыкший к всеобщему вниманию, рано или поздно попадает в кризисную ситуацию. Неадекватно высокий уровень притязаний и жажда внимания не сочетаются с малым опытом преодоления сложных ситуаций.
Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие как, дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Однако подросток в действительности сенситивен к культурным ожиданиям его поведения в отношении к родителям.
В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Основные сложности в общении, конфликты возникают из – за родительского контроля за поведением, учебой, выбором друзей. Существуют несколько стилей воспитания, определяющего особенности отношений подростка со взрослыми и его личностное развитие.
Демократичное – взрослые ценят в поведении подростка и самостоятельность и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких – то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнение обязанностей. Контроль основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких условиях происходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарный стиль общения – это требование от подростка беспрекословного подчинения и отказ со стороны взрослых от объяснения причин своих указаний и запретов. Взрослые жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. При таких условиях подросток замыкается в себе, часть из них идет на конфликт.
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к подростку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.
Сочетание безразличного отношения со стороны взрослых и полное отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант отношений взрослых и подростков. Подросткам дозволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает со взрослых ответственность за последствия поступков детей.
Подростки бесконечно нуждаются в помощи и поддержке взрослых по решению жизненно важной задачи – развитие своих интеллектуальных возможностей, так как в этот период жизни реальность собственного мышления такова же, как реальность тела, можно сказать, что она осязаема в результатах мышления и его процесс как мне принадлежащем.
Это обостряет значение содержания общения между подростком и взрослыми людьми.
На поверхности бытового поведения подростков наблюдатель видит, что они очень много сил и времени отдают общению со сверстниками. Казалось бы, значение взрослых существенно меняется в сторону уменьшения его значения. Но чудо жизни Я состоит в том, что зажечь его в полную силу может только человек зрелый.
Можно привести данные взятые из работы И.Ю. Кулагиной "Возрастная психология. Развитие от младенчества до 17 лет". Использование бесед, стандартизованного интервью и опроса дало возможность прийти к заключению о том, что потребность общения со взрослыми обусловлена прежде всего проблемами перспективного жизненного самоопределения. Содержанием общения со взрослыми становятся вопросы взаимоотношения людей, отношения между полами, выбор профессии.
Обращает на себя внимание еще одна особенность общения подростков со взрослыми. Если ребята в большинстве случаев не удовлетворены отношениями со старшими, то взрослые те же отношения считают вполне приемлемыми, то есть не понимают отношений с подростками – переоценивают или недооценивают их.
Характер общения со взрослыми существенно влияет на такие стороны самооценки как степень самостоятельности и независимости. Существуют цифры который подтверждают это. У подростков, которые могут доверительно общаться со взрослыми, только 8.3 % неадекватная самооценка (так или иначе недооценивают себя). У ребят с преобладанием регламентированного типа общения со взрослыми неадекватная самооценка в 87.9% случаев. Устойчивая самооценка формируется у 79.1 % исследуемых школьников если у них есть с кем доверительно общаться, при регламентированном общении – у 25 %.
Подростки удовлетворенные своим доверительным общением со взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно, без помощи других, не по готовому шаблону, глубоко и в соответствии со свойствами реальности человеческой жизни анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. У них нет противоречий между потребностью в доверительном общении и условиями ее реального удовлетворения. Поведение этих подростков взрослые и сверстники оценивают как "взрослое".
Совершено другая картина характерна для школьников с низкой удовлетворенностью общения со взрослыми. Они затрудняются самостоятельно анализировать и оценивать сверстников и взрослых, не умеют и не хотят этого делать. В поведении этих подростков отмечаются агрессивность, недоверчивость, конфликтность, безразличие ко всему и так далее.
В экспериментах с несовершеннолетними правонарушителями установлено, что ближайший круг их общения становиться важнейшим фактором формирования их ценностных ориентаций. Их мотив самостоятельности, стремление к автономности не получает удовлетворения, что приводит к использованию искаженных средств, ограждающих от влияния взрослых, которое воспринимается как "помеха" для удовлетворения потребности в автономности, в самоутверждении. В зависимости от реальных объективных условий общения этот мотив получает антисоциальное содержание.
Подросток переживает период поиска форм проявления своей силы, энергии, возрастающей вместе с темпом физического созревания, это не только физическая сила, но и сила его Я, которая в этом возрасте проявляется в возможности интегрировать разные проявления жизни.
2. Общение подростка с людьми пожилого возраста
В отличие от ребенка, принимающего правила поведения на веру, подросток уже начинает осознавать их относительность. Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Более того, "разрушение" авторитетов становится психологической потребностью, предпосылкой собственного морального интеллектуального поиска.
Начиная разговор о взаимодействии подростков и людей взрослого пожилого возраста мы имеем в виду общение между поколениями. Для лучшего понимания темы данного исследования необходимо объяснить наиболее часто встречающиеся термины, в данном случае это "общение" и "поколение". Когда говорят об общении, то имеют в виду "взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующее цель достижения изменений в познавательной, мотивационно – эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц".
Именно в общении отчетливо проявляется так называемый конфликт поколений или конфликт "отцов и детей". Для наилучшего понимания сущности конфликта необходимо объяснить термин поколение.
Понятие "поколение" не является однозначным. Сложилась научная традиция использовать его в четырех значениях.
Во – первых, поколение означает современников – людей, родившихся преимущественно в одно время.
Во – вторых, антропологи или юристы поколением называют ступень в происхождении от общего предка.
В – третьих, историки и социологи данным термином называют отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.
Наконец, данное понятие употребляется в символическом смысле, подчеркивая не сколько хронологическую общность современников, сколько общность их жизненного опыта, их мироощущения, их образ жизни.
Пожилые люди, свободные от повседневного труда на производстве, чаще всего занимаются воспитанием внуков. Поэтому социально значимой проблемой для общества является общение пожилых и молодых, которое нередко бывает конфликтным.
Можно выделить еще несколько причин, порождающих трудности в общении молодых и пожилых.
1. Разно направленность жизненного вектора. Пожилым свойственна оглядка назад, анализ, оценка жизненного пути. Старшие поколения со сложившимся укладом жизни и в состоянии активности в своем стремлении к достижению гармонии в удовлетворении требований общества, социальной среды и своих потребностей не всегда может адекватно отражать стремление молодых к достижению такого же рода гармонии в составе своих "малых" групп. Если при этом молодое поколение находится в состоянии социальной и экономической зависимости, то его стремление к защите "Я – концепции" может приводить к конфликтным ситуациям.
Во всех случаях сохраняется взаимоотношения типичного в образе жизни, что свойственно обществу (взрослых), а также специфичного и индивидуального, что свойственно малой группе и его членам.
2. Различное восприятие окружающего мира, времени.
3. различные субкультуры. У пожилых и молодых свои субкультуры. Они отличаются друг от друга взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, языком. Молодежь часто употребляет свой сленг, что ставит в тупик людей старшего поколения и мешает восприятию и пониманию друг друга.
4. Физиологические и психологические особенности пожилых и молодых. Многие качества у пожилых гиперболизируются, наблюдается поляризация взглядов, склонность идеализировать прошлое, наряду со снижением эмоциональности и отзывчивости – повышенная сентиментальность, умиление. Такие важные компоненты общения, как память и внимание, также нарушаются. Часто пожилые люди в подробностях помнят что было давно, и не могут вспомнить вчерашний день. Внимание характеризуется неустойчивостью и отвлекаемостью. Все это в сочетании с такими качествами подростков, как неуравновешенность, нетерпимость, агрессивность и неумение управлять своими чувствами, является еще одним конфликтогенным фактором в их общении друг с другом.
Таким образом, возрастные особенность подростков и пожилых людей затрудняют процесс общения. Неумение в достаточной степени понимать другого человека, его чувства, желания, потребности присуще и пожилым, и молодым людям. Только подросток с силу малого социального опыта не владеет приемами общения, а пожилой человек постепенно их утрачивает.
Правомерно выделять четыре типа связей между поколениями.
1. Силовые связи, которые по сути отношения руководства и подчиненного ведущих и ведомых. Их квинтэссенция в словах: "Я тебя породил, я тебя и убью". Поэтому старшее поколение как носитель культуры общества не всегда принимает субкультуру молодежи, тяготеет к диктату, авторитаризму. Старшее поколение более консервативно, с трудом воспринимает новое, более категорично, более безапелляционно в суждениях, тяготеет к вердикту, а не к дискуссии.
2. Эмоциональные связи это отношения любви, привязанности и восхищения, благодарности, уважения. Естественно, именно на такие отношения претендует старшее поколение. Однако большинству молодых присуще негативное отношение к прошлому страны, пренебрежение патриотизмом, альтруизмом, то есть всем тем, что олицетворяет старшее поколение. Ведущей моделью отношения молодежи к старикам стала геронтофобия.
3. Когнитивные связи, т.е. связи, в процессе которых происходит обмен информацией. В каждую социокультурную эпоху поколению присущи свои ценности, идеи, мотивы и действия людей, которые и определяют его облик. Поэтому, познавая прошлое, молодежь лучше понимает настоящее.
4. Нормативные связи – передача молодежи комплекса норм, выполняющих функции регламентации, регулирования и контроля за взаимодействием и взаимоотношениями людей. Но сами нормы зависят от общественно – экономического строя общества. Для того чтобы норма сформировалась и начала действовать, необходимы определенные условия, т.е. "социальный заказ". У каждого субъекта собственные представления о нормах, и если они не совпадают с общепринятыми, авторами которых является старшее поколении, то субъекты вступают в открытый или скрытый конфликт.
3. Влияние школы на взаимоотношения подростков с людьми зрелого (пожилого) возраста
Подросток в школе обязан беспрекословно выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их, ученические организации функционируют под контролем и руководством взрослых (классного руководителя и школьной администрации), и очень часто это руководство перерастает в мелочную опеку.
Значительно более сложными и дифференцированными становятся в юношеском возрасте отношения к учителям и с учителями. Подобно родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд ипостасей, соответствующих выполняемым им функциям: замена родителей; власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями; авторитетный источник знаний в определенной области; старший друг и товарищ.
Младший школьник не различает этих функций, воспринимая учителя в целом и оценивая его по тем же критериям, что и родителей. С возрастом положение меняется. Подросток уже не видит в учителе отца и мать. Учительская власть также не велика, она даже меньше, чем власть спортивного тренера, который может отстранить нерадивого ученика от тренировок, чего учитель сделать не вправе. В образе "идеального" учителя на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества – способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность, т.е. в учителе хотят видеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем – умение справедливо распоряжаться властью.
Эти качества не всегда сочетаются в одном лице. Отсюда – дифференциация оценок учителей и самих отношений с ними. В принципе старшеклассник готов удовлетвориться более менее специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который отлично знает и преподает свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Но вместе с тем школьнику хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причем уровень его требований к этой дружбе достаточно высок.
Главное препятствие взаимопонимания учителей и учеников – абсолютизация ролевых отношений, наивно – бюрократический "школо" и "учебоцентризм". Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося. Чтобы преодолеть стереотипы собственного мышления, учитель должен знать специфические опасности и вредности своей профессии. Многих учителей и вне школы отличает назойливо – дидактическая, поучающая манера держать себя в руках затрудняет эмоциональное самовыражение.
Подростковая личность всегда противоречива и изменчива. Самая распространенная и типичная ошибка учителей – неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким – то усредненным, формальным и внешним показаниям, таким как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Но самый легкий, послушный и покладистый ребенок не всегда самый искрений или самый инициативный. В средней и старшей школе отношения учителя с учениками могут строится только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу, прежние формы взаимоотношений лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая у учащихся.
Отношения между учителем и учеником никогда не бывают, и не могут быть абсолютно равными – сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта, и ассиметричность социальных ролей.
Учитель, нарушающий эти незримые границы, не только ставит себя в ложное положение, но и обманывает ожидания ученика, жаждущего найти в нем не сверстника, а именно старшего друга и наставника. Но в одном отношении равенство между ними обязательно – в степени искренности.
Литература
1. Устиненко Е.Ф.Межличностные отношения трудных подростков. // Вопросы психологии. 1984 №1.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: Издательство педагогического университета, 1995.
3. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1987.
4. Мухина В.С. Возрастная психология. М.:Просвещение, 1997.
5. Пертенава Г.Р. Динамика изменения интересов детей на рубеже перехода к подростковому возрасту. Автореф. дисс. М., 1988.
6. Практикум по возрастной психологии.// Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001
7. Обозов Н.Н. Возрастная психология. Юность и зрелость. СПб.: Речь, 2000.
8. Полянская Д.В. Проблемы общения пожилых и молодых. // Диалог поколений. Тезисы конф. Тюмень: Издательство ТГНГУ, 1999.
9. Кон И.Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
10. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: Академия, 2001.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие от младенчества до 17 лет. М.: Просвещение, 1997.
12. Атаханов Р.А. Образ жизни и взаимоотношения поколений.// Диалог поколений. Тезисы конф. Тюмень: Издательство ТГНГУ, 2000.
13. Абрамов Г.С. Возрастная психология. М. Издательство МГУ, 2000.
14. Возрастная и педагогическая психология. Словарь. М. Академия, 1999.
16. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова./ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.
17. Богданова М.В. Современники: разновременность одновременного.// Диалог поколений. Тезисы конф. Тюмень: Издательство ТГНГУ, 2000.