В рекламной практике используется несколько терминов, обозначающих рекламное сообщение: собственно рекламное сообщение, рекламное объявление и рекламное обращение. Они используются в зависимости от того, какова цель рекламной коммуникации и форма рекламного сообщения.
Рекламное сообщение
Рекламное сообщение – элемент рекламной коммуникации, являющийся непосредственным носителем информационного и эмоционального содержания, передаваемого в процессе рекламной коммуникации. Это послание имеет конкретную форму (текстовую, визуальную, символическую) и поступает к адресату с помощью конкретного канала коммуникации. Этот термин носит нейтральный характер. Он не отражает силу рекламного воздействия и, в этом смысле, может быть синонимом рекламного объявления.
Рекламное объявление – рекламное сообщение, имеющее конкретную форму выражения, использующееся с целью привлечения внимания целевой аудитории (рекламное объявление в газете, рекламное объявление по радио).
Рекламное обращение – это любое публичное объявление, направленное на содействие продаже, покупке товара или услуги, на продвижение какого-либо дела, идеи или на оказание других видов воздействия со стороны коммуникатора с целью достижения запланированного результата, отклика со стороны целевой аудитории. Сила рекламного воздействия зависит от цели рекламной коммуникации. Далее в качестве основного термина будет использоваться термин "рекламное сообщение".
Содержание рекламного сообщения определяют следующие факторы:
1) цели воздействия;
2) характер воздействия;
3) мотивы потребителя.
Процесс разработки и создания рекламного сообщения представляет собой совокупность конкретных действий, производимых в определенной логической последовательности и направленных на достижение поставленной задачи. В основе создания любого рекламного сообщения лежит четкое понимание целей рекламы и представления о целевой аудитории рекламы. На этом строится рекламная политика фирмы, тесно связанная с ее общими маркетинговыми задачами. Несмотря на то, что,, как показывает практика, предвидеть реакцию на ту или иную рекламу с высокой точностью в целом невозможно, существуют стандартные процедуры, поэтапное выполнение которых приводит к созданию эффективного рекламного сообщения.
В связи с этим выделяют несколько этапов создания – рекламного сообщения.
1. Определение главной идеи рекламного сообщения.
2. Трансформация (материализация) идеи в, рекламное сообщение, то есть выражение идеи средствами языка и образов (описание идеи).,,
3. Определение набора средств, с помощью которых идея рекламного сообщения будет выражена в зависимости от:
- типа мотивации потребителя (рационалистическая или проекционная реклама);
- предпочтительного типа восприятия (аудио-,, зрительная или мультимедийная реклама);
- медиапредпочтений потребителей;
- творческих способностей создателей рекламы;
- бюджета рекламодателя.
4. Начальный этап создания рекламного сообщения – это выработка редакционной платформы (copy-strategy, рекламной стратегии), которая, как правило, содержит:
- рекламное обещание или предложение;
- рекламную аргументацию, доказательство" подтверждение или поддержку обещания, которое принимает в готовом рекламном продукте разнообразные формы:
а) демонстрацию рекламируемых качеств (остроты лезвия ножа, мощности мотора бытового прибора);
б) в сравнение (эффективность жидкости для мытья посуды рекламируемой марки и всех остальных);
в) свидетельство (подтверждение уважаемого, всем известного актера или ученого, врача, Минздрава);
г) описание товара (крупный план, показ деталей, чертежа);
д) точное описание целевой аудитории, которой реклама адресована, в самой рекламе (в случае с товарной рекламой);
е) тон и стиль, созвучные ожиданиям потребителя;
- преимущества для покупателей, заложенные в товаре;
- тон рекламного послания как совокупность элементов, которые должны с точки зрения общей концепции быть переданы потребителю посредством рекламы (стиль рекламной кампании, информативность, желательные персонажи, стиль одежды персонажей, оформление интерьеров в рекламном ролике, цвет, графика). Тон рекламной кампании должен вызвать у целевой аудитории запланированные ассоциации.
5. Последующие действия непосредственно связаны с созданием элементов рекламы любого вида (в прессе, наружной, теле- и радиорекламы):
- проектирование макета рекламного модуля, разработка сценария или плана видео-, аудиоролика;
- разработка основных компонентов структуры рекламного сообщения;
- разработка языка рекламного текста, применение изобразительно-выразительных средств (стилистических фигур), выбор или создание персонажа и лица рекламируемой торговой марки;
- проверка соответствия созданного сообщения основным требованиям, предъявляемым к языку текстовой рекламы;
- формирование модулей текстов рекламы;
- изготовление story-board (визуализация идеи и содержания видеорекламы);
6. Тестирование рекламы с точки зрения композиционной завершенности, целостности, привлекательности.
7. Тестирование рекламы с точки зрения ее способности реализовать задачи рекламной коммуникации.
8. Тестирование на соответствие рекламному законодательству.
Рекламное сообщение может рассматриваться на двух уровнях: очевидном и скрытом. Об очевидном уровне можно говорить, когда содержание рекламы составляет предмет рационального обсуждения, когда оно написано "открытым текстом". Скрытый же уровень предполагает подсознательное восприятие рекламной информации, которая передается посредством знаков и символов. Они способствуют формированию заданных образов и ассоциаций, имеющих непосредственное отношение к рекламируемому товару, торговой марке.
В рекламном сообщении следует выделить несколько элементов, используемых для аргументации:
1) информация, содержащая только реальные факты о свойствах и качествах товара, способах его употребления и тому подобное, что в процессе выбора и совершения покупки может стать существенным;
2) обращение к разуму характерно для рационалистической рекламы, когда стремятся убедить, приводя доводы и аргументы в пользу покупки того или иного товара;
3) явное или символическое представление преимуществ, обращенное к эмоциональной сфере человека.
В процессе создания рекламного сообщения следует учитывать индикаторы внимания.
Индикаторы внимания |
Что следует учитывать при создании рекламного сообщения |
1. Размер рекламного сообщения |
1) минимальный объем информации достаточный для восприятия (длительность слота, размеры модуля рекламного объявления и тому подобное); 2) "Закон квадрата" – чтобы удвоить внимания, нужно в четыре раза увеличить площадь размещения |
2. Цвет |
1) цвет в рекламе придает значение товару; 2) эффект восприятия того или иного цвета; 3) межкультурные особенности (важно для международных рекламных кампаний) |
3. Уровень звука и движение в рекламе |
1) варьировать уровень звука в рамках одного рекламного ролика; 2) мобильная реклама предпочтительнее статичной |
4. Контраст |
1) использовать прием размещения черно-белой рекламы среди полноцветных рекламных материалов; 2) использовать видеорекламу без звукового ряда среди звуковых рекламных видеороликов |
5. Позиционирование рекламы |
1) лучше читается текст, размещенный на правой стороне страницы, чем на левой; 2) верхняя часть страницы привлекает внимание прежде всего |
В своей структуре рекламное сообщение должно содержать:
1) слоган – девиз;
2) заголовок (подзаголовок);
3) рекламный текст: информационный блок, справочный материал;
4) эхо-фраза;
5) внешние атрибуты торговой марки (логотип, эмблема);
6) персонаж марки;
7) лицо марки;
8) дополнительные эффекты для видео-, аудиорекламы: видеоряд, музыкальное сопровождение, цветовое решение.
Слоган или девиз – словосочетание или предложение, отражающее суть рекламного сообщения, миссию фирмы. Например: "Изменим жизнь к лучшему" – в рекламе торговой марки Filips или "Обувь для жизни" – девиз торговой марки ЕССО.
Основные требования к слогану – краткость, простота, легкость запоминания. В рекламном сообщении слоган размещается на самой выгодной позиции и является одним из обязательных элементов. При написании слогана часто прибегают к рифме и аллитерации, используемой в качестве стилистического приема.
Специфика рекламы в прессе диктует некоторые особые подходы к ее созданию и размещению. Важнейшим элементом печатной рекламы является заголовок.
Заголовок – это часть печатного рекламного объявления, которая расположена таким образом, чтобы привлечь наибольшее внимание. Кроме того, он должен сообщать новую информацию, содержать основную аргументацию и наименование товара. Поэтому заголовок набирают более крупным шрифтом, чем основной текст рекламы. Учитывая, что длинный заголовок работает лучше, чем короткий, при его создании не следует бояться большого количества слов.
В заголовке должна быть отражена идея рекламы, которая более подробно раскрывается в последующем текстовом ряде или подтверждается визуальным содержанием (фотографией, рисунком, коллажем). При этом вербальная часть сообщения должна быть направляющей, а иллюстрации могут дополнять и усиливать ее воздействие.
Типы заголовков:
- содержащие призыв;
- отражающие утилитарные свойства товара;
- провоцирующие;
- информативные;
- содержащие вопрос.
Подзаголовок, как правило, уточняет идею заголовка, разъясняет или дополняет ее.
Основной текст рекламного сообщения представляет собой повествование (рассказ) или описание и содержит в себе основную информацию рекламного сообщения. Он может быть представлен в форме монолога или диалога. Рекламный текст состоит из информационного блока и справочного материала.
При составлении основного текста рекламы к нему предъявляется ряд требований. Предпочтительно использовать простые, но несущие позитивные значения слова, например, "надежный", "новинка", "дешево" и другие, а при иллюстрировании – фотографии, так как они имеют больший эффект воздействия, чем рисунки. В рекламе рационалистического типа, обращенной к разуму потребителя, целесообразно использовать большие по объему тексты, так как потребитель, заинтересованный в более детальной информации и привлеченный заголовком, читает весь рекламный текст. Кроме того, существуют товары, пользование которыми предполагает детальное знание инструкций по порядку их применения. Это значит, что рекламная информация должна быть подробной и значительной по своему объему. Существуют и общие требования к тексту рекламы. Так, например, он должен быть легким для восприятия, не содержать преувеличений, не соответствующих действительности, представлять факты, а не голословные утверждения. Общепризнанным считается, что доверие потребителя к рекламе повышается, если фото и текст отражают картину реальной жизни, свидетельства очевидцев, мнения авторитетных специалистов.
Рекомендуется также избегать использования отрицательных оборотов, потому что в памяти потребителя могут сохраняться отрицательные эмоции, ассоциирующиеся с предметом рекламы.
Справочный материал, как правило, содержит выходные данные рекламодателя: адреса и контактные телефоны.
Эхо-фраза – заключительная вербальная часть в печатной рекламе. Наряду с заголовком она является важнейшим элементом рекламного сообщения. Эхо-фраза располагается в конце печатного объявления и повторяет основную идею рекламного слогана или заголовка. Она присутствует и в теле-, и в аудиорекламе, например, в виде речевого элемента (произнесение марочного названия или слогана) или музыкальной фразы. Как правило, эхо-фраза служит для того, чтобы повторить основную мысль рекламы или придать ей законченный вид.
В целом рекламное сообщение представляет собой важнейший элемент рекламной коммуникации, от качества которого зависит результат рекламного воздействия. Одно из основных требований, выдвигаемых в процессе создания рекламного сообщения, – соблюдение правила единства и целостности всех его структурных и композиционных элементов.
Литература
1. Карпова С.В. Рекламное дело. – М.: Финансы и статистика, 2007.
2. Бороноева Т.А Современный рекламный менеджмент. – М.: Аспект Пресс, 2006.
3. Федотова Л.Н. Реклама в коммуникационном процессе. – М.: Камерон, 2007.