Профориентация школьников

Профориентация школьников.

Ранняя профессиональная ориентация ребенка в труде взрослых как условие его психического развития

Н. С. Пряжников пишет: "…при определении возможного объекта профориентационного исследования можно исходить из предположения о многоуровневой организации психического, которое в разных своих проявлениях (и на разных уровнях) характеризуется способностью к самостоятельности, автономии, непредсказуемости, внутренней активности и рефлексии…".

"Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.). В такой профконсультации вполне возможно использовать психодиагностические методики, но не столько для составления профконсультационных рекомендаций, сколько для повышения у ребенка интереса к своим психологическим качествам и их развитию. Естественно, что результаты таких исследований могут быть использованы педагогами и родителями в дальнейшей работе с детьми. Заметим также, что нередко ранняя профконсультация проводится не столько для детей, сколько для их родителей и служит часто приобщению родителей к формированию у подрастающего ребенка готовности самостоятельно и осознанно делать профессиональные и нравственные выборы".

Н. Н. Захаров выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации – сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

В развитие идеи непрерывной профессиональной ориентации при введении вариативного и профильного обучения целесообразно, учитывая особенности психологического развития ребенка, осуществлять раннюю профессиональную ориентацию ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения. Разработчики программ дошкольного образования включают в различные разделы этого документа сведения о деятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, формирование трудовых навыков и т. п. с целью общего развития детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых.

Однако психологическое и педагогическое понятие "ранняя профессиональная ориентация", отнесенное к детям дошкольного возраста (3–7 лет), психологами и педагогами видимо не сформулировано, так как в научной психологической и педагогической литературе оно не встречается. Однако в публицистической литературе выражение "ранняя профессиональная ориентация" встречается как раз применительно к данному возрасту.

Наиболее существенный вклад в развитие понятия "ранняя профессиональная ориентация" внес Е. А. Климов. Он разработал периодизацию возрастного развития человека или субъекта труда. Допрофессиональное развитие, согласно данной периодизации, включает в себя: стадию предыгры, стадию игры, стадию овладения учебной деятельностью, стадию оптанта или оптации, из которых мы рассматриваем первые две стадии.

Методология профориентации

Под методологией профессиональной ориентации подразумевают учение об основных положениях, структуре и методах исследования научных проблем профориентационного самоопределения и совершенствовании практических методов воздействия на молодежь с целью оптимизации интересов личности и общества в вопросах выбора профессии.

К основным положениям, оказывающим существенное влияние на постановку всей профориентационной работы относятся идеи концептуального характера. Одна из них – идея организации профориентационной работы, основанной на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии.

К идее методологического характера относится идея дифференцированного подхода к проведению профориентационной работы с учащимися. Она предусматривает предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференциальный подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно, а, следовательно, и более эффективно.

К методологическим вопросам профориентации относятся и вопросы определения и развития системы профориентации.

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.

Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

Социально-профессиональная адаптация.

Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы – это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия и т.д.

Несколько сложнее обстоит дело с методами научного исследования вопросов профориентации. Выделение профориентации в качестве самостоятельной науки предполагает среди прочих важных признаков наличие собственных методов. Но в научных исследованиях по профориентационным проблемам используются методы психологии, педагогики, экономики, социологии, медицины. Поэтому нельзя пока утверждать, что профориентация представляет собой самостоятельную науку. Это междисциплинарное научное направление, призванное решать прикладные задачи оптимального регулирования процесса профессионального самоопределения личности в ее интересах и в интересах общества. Поскольку система знаний, понятийный аппарат и методы разных наук имеют заметные различия, то возникает проблема интеграции необходимых для профориентации знаний.

К числу наиболее важных методологических вопросов относятся и вопросы определения критериев эффективности профориентации. Сейчас эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, и работают по ним.

Этот критерий важный, но недостаточный. Ведь, например, запланированного процента учащихся можно добиться разными средствами, и в том числе не всегда оправданными с педагогической, социальной, психологической и экономической точек зрения. И если это показатель становиться главной целью и самоцелью профориентации, притом без серьезной диагностической и воспитательной работы с учащимися, то вся эта работа приобретает своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой профориентации, подрывающий доверие к ней со стороны учащихся и их родителей. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной работе с молодежью, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям, так и потребностям города, района, села, в котором они живут, общества в целом.

Вот почему с педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. При этом предполагается, что педагогические рекомендации основаны на учете как личных, так и общественных потребностей. Соответственно чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы.

Таким образом, "главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в СПТУ, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом".

Вопрос об определении эффективности профориентационной деятельности школ и педагогов говорит о важности профориентации как для общества, так и для личности. То есть профориентация является проблемой не только педагогической, но и социальной, проблемой, от решения которой зависит развитие общества.

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – "сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда".

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий.

Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. "Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности:

Самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;

Авторитет в трудовом коллективе;

Признание родных, знакомых, друзей;

Самосовершенствование и самовыражение – интересная работа;

Применение своих знаний, умений, способностей;

Творческий характер труда;

Материально-практические, утилитарные ценности – хороший заработок;

Должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе".

Иногда можно встретиться с отождествлением понятий "интерес" и "направленность". Такое отождествление необоснованно хотя бы потому, что интерес – состояние довольно изменчивое, а направленность – долговременное, стойкое.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

" По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

Общая мотивировка;

Романтика профессий;

Мотивы познавательного характера;

Мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии;

Ссылка на пример;

Немотивированный выбор.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

Мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

Мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;

Мотивация неуверенная, неаргументированная;

Никак неаргументированная мотивация".

Удовлетворение потребностей, интересов, реализация цели немыслимы без решения конкретных задач, выполнения соответствующей работы. Поэтому в каждом случае человек выбирает объект, явление или деятельность (профессию). Таким образом, выбор обеспечивает потребности личности.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.

Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно определить следующим образом: потребности – интересы – объективные ценности – мотивы – цели – выбор.

В широком смысле слова профконсультация – "это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности".

"Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:

1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.

2. Цель завершающей профконсультации – оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.

3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.".

На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта, учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы направлять его деятельность.

На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную.

Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной профдиагностики личности школьников. Медицинскую профконсультацию проводят заблаговременно, чтобы дать возможность подростку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии, исходя из состояния своего здоровья и требований, предъявляемых человеку профессией. Это работа осуществляется с участием школьного врача и других медицинских работников.

Отдельные профессии предъявляют повышенные требования к психологическим особенностям личности. Несоответствие личностных качеств работника требованиям профессии может привести к перегрузке нервной системы, а подчас и к заболеванию.

В том случае, если после сопоставления медицинского и психолого-педагогического обследования учащегося с его профессиональной направленностью обнаружатся противопоказания, профконсультант должен тактично и доказательно объяснить ему невозможность сделанного им выбора профессии и рекомендовать ему другую профессию. При этом нежелательно сделать так, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащегося, а определенным образом соответствовала ему.

Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе – помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.

Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной.

Итак, профконсультация – "это оказание помощи молодому поколению, выбирающему трудовой путь в жизни, но не в коем случае не навязывание своих суждений, не подмена права человека на свободу выбора профессии.

Составная часть профориентации – профессиональный отбор (подбор), то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности".

В процессе профессионального отбора (подбора) определяет профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.

Существующее физическое и интеллектуальное различие обусловливает доступность человеку одних видов труда и одновременно трудность или даже совсем недоступность других. Однако это вовсе не означает, что природа ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной принадлежности. Люди появляются на свет не токарями, не писателями и не учителями.

Но, отвергая понимание способностей как врожденных особенностей человека, предопределяющих его профессиональную судьбу, нельзя отрицать наличие некоторых врожденных задатков – психофизических предрасположений к той или иной работе.

Следует отметить, что в свете последних достижений микробиологии и ряда других наук открываются обнадеживающие перспективы не только для раскрытия тайн генетического кода природных задатков, но и активного воздействия на "биологическую галактику" человека в желательном направлении.

В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:

1. Период поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).

2. Период обучения в профессиональном учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).

3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики, закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии).

Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания.

Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы: индивидуальные, групповые, массовые.

Методы профессионального воспитания можно также объединить в три группы: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности.

Развивающая программа "Мир профессий" для детей дошкольного и младшего школьного возраста

В последние 15–20 лет в дошкольных образовательных учреждениях реализуются обязательная "Программа воспитания и обучения в детском саду" (под ред. М.А. Васильевой) и порциальные программы – такие, как программа "Радуга", "Развитие", "Детство", "Паутинка", "Страна чудес".

Из анализа каждой отдельно взятой программы видно, что при всех их достоинствах вопросам ознакомления детей с трудом взрослых, их профессиями в большинстве из них уделяется косвенное внимание. Более конкретная постановка задач в данном воспитательно-образовательном направлении отмечается в программе "Детство" и программе М.А. Васильевой.

Программа М.А. Васильевой предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых в процессе занятий, что в какой-то степени можно рассматривать как элемент формирования представлений о мире профессий. Она знакомит детей 5–7 года жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий). При всей универсальности программы М. А. Васильевой в целом все разделы ее, где дети на занятиях знакомятся с трудом взрослых, дают довольно ограниченное представление о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий, а в разделе "Игра" такая задача вообще не ставится.

Более полно, на наш взгляд, данное направление представлено в программе "Детство". В целом же наиболее распространенные в практике ДОУ программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.

Цели, задачи и структура развивающей программы "Мир профессий"

Цели и задачи развивающей программы "Мир профессий" определяются Положения о профориентации и психологической поддержке населения Российской Федерации (Постановление от 27 сентября 1996 г. №1 Минтруда и социального развития РФ):

формирование и выявление профессиональных интересов детей, поддержка и развитие их природных дарований;

психолого-социальная ориентация детей;

развитие у детей в ходе игровой деятельности трудовых навыков;

формирование мотивации и интересов детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.

Исходя из анализа перечисленных недостатков существующих программ, была составлена порциальная игровая образовательная программа ДОУ "Мир профессий", включающая в себя введение, формулировку задач и путей их реализации по годам жизни ребенка, рекомендованный перечень игр и примерный уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых, формируемых посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр. Программа составлена с учетом принципа цикличности. В основу структуры игровой программы ДОУ "Мир профессий" положены:

1. Модель психологического механизма ранней профессиональной ориентации дошкольника:

младший дошкольный возраст – метафорическая ориентация;

средний дошкольный возраст – моделирующая ориентация;

старший дошкольный возраст – идентифицирующая ориентация.

2. Четырехъярусная классификация по четырем признакам классификации профессий Е.А. Климова. Ее первые два яруса имеют вид:

первый ярус – типы профессий:

"Человек – живая природа" (П),

"Человек – техника и неживая природа" (Т),

"Человек – человек" (Ч),

"Человек – знаковая система" (З),

"Человек – художественный образ" (Х);

второй ярус – классы профессий:

"Гностические профессии" (Г),

"Преобразующие профессии" (П),

"Изыскательные профессии" (И).

Таким образом, структурная основа программы представляет собой матрицу, где координатами являются первый и второй ярусы четырехъярусной классификации профессий Е.А. Климова. Подборка игр производится для каждой ячейки матрицы по возрастным диапазонам и может варьироваться сообразно местным условиям. Игры включают ролевое участие детей в максимальном числе понимаемых для данного возраста профессий по типам и классам с опорой как на профессии ближайшего окружения, так и на "экзотические" профессии (с системой обязательной предварительной подготовки детей). Тематика игр частично повторяется в каждой возрастной группе в более расширенном и усложненном виде. Программа учитывает всю тематику сюжетно-ролевых игр с производственными и бытовыми сюжетами основной и других программ ДОУ и дополняется значительным количеством сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности.

Программой по каждому возрастному диапазону определены задачи, пути их реализации и примерный перечень представлений о профессиональной деятельности взрослых, формируемых посредством профориентационной сюжетно-ролевой игры. Программа в календарном плане синхронно сопряжена с календарно-тематическим планированием основной воспитательно-образовательной программы ДОУ.

К ней разработано методическое пособие по ее реализации в образовательном процессе, предусматривающее, кроме всего, рекомендации по системам коррекционных и развивающих игр для организации работы по проблемам коррекции психического и физического развития ребенка, его способностей и задатков. Программа "Мир профессий" предусматривает ознакомление детей более чем с 80 профессиями (при 7–12 – по традиционной программе). Она учитывает соответствие возрастной динамики развития детей и смысловое содержание сюжетно-ролевых игр. Каждая игра предусматривает для каждой роли полный цикл "профессиональных действий" (Н.Е. Веракса) и их логическую завершенность. Игры группируется как с учетом требований основной программы, так и с учетом сезонного труда взрослых и пр. В программу введены игры, отражающие современные социально-экономические отношения и новые профессии, связанные с элементами рыночной экономики.

Во второй младшей группе (3–4 года) используются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, трактористов, летчиков, доярок и др. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе (4–5 лет) появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водитель автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготавливать некоторые необходимые для игр предметы, игрушки, моделировать профессиональное поведение.

В старшей группе (5–6 лет) поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, почта, аптека, поликлиника и т.п.), совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, повара, милиционера, шофера, моряка, летчика и т.п.). В играх на тему "Транспорт" совершенствуются знания правил движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей, моделируют их профессиональное поведение.

И, наконец, дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевой игре работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолетах летают пилоты, но могут быть и механики, радисты, штурманы; на пароходах есть капитаны, штурманы, рулевые, матросы и т. д. Развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг. Они выбирают роли, обмениваются ролями, "вживаются" в роль.

Игры группируются как с учетом требований основной программы воспитания и обучения в детском саду, так и с учетом профессиональных праздников, времени года и сезонного труда взрослых. В программу введены игры, отражающие новые социально-экономические отношения и новые профессии, связанные с элементами рыночной экономики.

В результате реализации программы дети подготовительной группы знают до 40 и более, а знакомятся с более чем 80-ю профессиями против 7–12 наименований профессий по традиционной программе. Они могут уверенно рассуждать о профессиональной этике и содержании деятельности представителей большинства из названных профессий, ориентируются в их взаимосвязях и т. д., выражают предпочтение определенной группе профессий или конкретной профессии. Результаты наблюдений за детьми в игре заносятся в творческую книжку дошкольника, анализируются. На основе данных наблюдений проектируется дальнейшая развивающая работа с детьми.

Для реализации программы "Мир профессий" разработаны: методическое пособие для реализации программы, включающее серию специальных дидактических игр и упражнений игрового характера для системного развития и коррекции профессионально важных психических функций, способностей и задатков; две модели творческой книжки дошкольника; профориентационный опросник; классификация игр для детей дошкольного возраста; схема механизма руководства развитием ребенка в процессе игровой и трудовой деятельности.

Предлагаемая программа разработана в соответствии с целями и задачами, сформулированными для дошкольных образовательных учреждений в Положения о профориентации и психологической поддержки населения РФ, утвержденного Постановлением от 27 сентября 1996 года №1 Министерства труда и социального развития РФ, и предусматривают:

осуществление психолого-социальной ориентации детей;

проведение бесплатно учебных занятий по изучению мира труда;

развитие у детей в ходе игровой деятельности трудовых навыков;

формирование мотивации и интересов детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.

Задачи ранней ориентации дошкольников в мире профессий с учетом возрастных изменений

Младший возраст

3-й год жизни ребенка

Дать детям первые общие представления о труде взрослых (няни, врача, медсестры, повара, шофера).

Содействовать развитию игр, отражающих труд взрослых, несложные профессиональные действия (шофер работает на машине, перевозит грузы или людей).

Формировать у детей умение взаимодействия с партнером в соответствии с игровой ролью.

4-й год жизни ребенка

Воспитывать интерес к труду взрослых, учить наблюдать за их работой (в ближайшем окружении), совершенствовать себя как личность, через общение с людьми.

Продолжать знакомить с трудом взрослых (медсестра, повар, парикмахер и т. д.), обращая внимание на трудовые действия и их результат.

Учить взаимодействиям в сюжетах с 2–3 действующими лицами (шофер – пассажир; воспитатель – няня – дети; врач – медсестра – больной).

Учить бережно относиться к вещам (они сделаны людьми и помогают жить).

Развивать интерес к труду взрослых по уходу за животными и растениями, учить общению и взаимодействию с природой.

Пути реализации поставленных задач

3-й год жизни

Обращать внимание детей на наиболее характерные операции и результат труда. "Няня вымыла грязную посуду горячей водой, сполоснула их чистой водой, поставила в сушилку. И стали тарелки чистыми", – говорит воспитатель, подводя итог совместному наблюдению.

Полученные детьми знания уточняются и закрепляются в дидактических играх типа "Узнай и назови" (орудия труда и трудовые действия врача и повара), "Кому нужны эти вещи" (врач, повар). А также в сюжетно-ролевых играх. Воспитатель берет на себя главную, ведущую роль, объединяя детей для совместной деятельности.

Особое место в руководстве сюжетно-ролевой творческой игрой детей этого возраста занимает подбор соответствующего игрового материала, прием обыгрывания новых игрушек в форме театрализованных представлений, создание игровых ситуаций.

4-й год жизни ребенка

Обращать внимание на трудовые действия и результаты труда в сюжетно-дидактических и сюжетно-ролевых профориентационных играх ("Что нужно для того, чтобы испечь румяные пирожки? Что с ними сделаете потом?")

В совместной игре с воспитателем принимать игровую роль, участвовать в несложном ролевом диалоге. Правильно называть себя в игровой роли ("Я – шофер"), называть игровые действия ("Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином, я еду быстро, развожу подарки").

В самостоятельной игре передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (медсестра измеряет рост, смазывает ранки и т.д.), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно).

Самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли: белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса.

Вступать в игровое общение со сверстниками: парное, в малой группе; элементарно договариваться в совместных действиях ("Давай играть с куклами"), о ролях ("Я буду врачом, приносите мне своих детей").

Средний возраст

Задачи

Уточнять представления детей о труде сотрудников д/сада.

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых (почтальон, продавец и др.).

Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.

Проявление интереса к строительно-конструктивным играм. Самостоятельное возведение бытовых построек (предметов мебели, гаражей, мостов и др.) и использование их в сюжетно-ролевых играх.

Способствовать проникновению ребенка в мир социальных отношений людей (слияние с полюбившимся образом, профессией, приобщение детей к миру чувств, эмоций, переживаний окружающих людей).

Пути реализации поставленных задач

Закреплять в сюжетно-дидактических и сюжетно-ролевых профориентационных играх знания о профессиях воспитателя, прачки, шофера, продавца, парикмахера, моряка и др. и отражать в играх разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатления о жизни и труде людей (семья, магазин, д/сад, парикмахерская и др.).

Строить сюжет из 4–6 смысловых эпизодов. Освоение ролевого поведения в игре, умение исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом разворачиваемого сюжета.

Организовывать с детьми целевые прогулки, экскурсии на улицу, по которой движется автотранспорт, на почту, в магазин. Обращать внимание детей на понятные им трудовые действия (шофер управляет автомобилем, ухаживает за машиной, делает ремонт; продавец взвешивает, отпускает товар; деньги платить в кассу кассиру и др.).

Полученные детьми впечатления уточняются и конкретизируются в процессе специальных бесед типа "Что мы видели на улицах нашего города", "О чем мы беседовали с продавцом" и др. Беседы сопровождаются демонстрацией картин, иллюстраций. Затем проводятся дидактические игры типа "Кому что нужно для работы" и др.

При руководстве игрой необходимо формировать у дошкольников умение самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга.

Старший возраст

Задачи

Расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.

Обобщать знания детей о труде строителей: каменщика, маляра, плотника; работников сельского хозяйства: хлебороба, животновода и овощевода и др.

Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.

Формировать у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером.

Отражать в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская), так и навеянные сказками, игрой воображения.

7-й год жизни ребенка

Расширять представления детей о роли механизации в труде, о машинах и приборах-помощниках человека.

Знакомить детей, учитывая местные условия, с некоторыми видами труда в промышленности и на транспорте.

Расширять представления о труде людей разных профессий (спасателя, режиссера театра, дирижера, учителя, библиотекаря и др.).

Дать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование и т. д.), о связи людей различных профессий (машиностроители и фермеры, фермеры и работники пищевой промышленности и т. д.).

Продолжать обогащать содержание игр детей, развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.

Формировать умение строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами-сверстниками.

Формировать представление о ценности труда родителей и близких родственников.

Пути реализации поставленных задач

Формировать в системе знания детей о труде строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, работников технических и творческих профессий и др. Предварительно проводить с детьми различную работу: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов и пр. Чтобы облегчить труд, люди придумали различную технику; технику создают ученые и изобретатели, их помнят и уважат (Кулибин, Яблочков и др.) Прежде чем разработать какой-либо технический прибор, человек внимательно наблюдает за природой, за ним, как устроены технические сооружения. Так, по подобию птицы создан самолет, по образцу рыбы – подводная лодка.

Широко используется иллюстративный материал, позволяющий познакомить детей с тем, чего они не могут увидеть сами (сельскохозяйственную технику, ракету и пр.).

При ознакомлении с живой и неживой природой необходимо давать информацию о том, что человек научился специально для употребления в пищу выращивать культурные растения (высевать злаковые культуры, высаживать овощи, фрукты). Он приручил животных, которые теперь называются домашними. Животные дают человеку молоко, мясо, яйца. За это животных кормят, ухаживают за ними.

Люди, работающие на фермах, где разводят коров, свиней, домашних птиц, называются животноводами. Есть врачи, которые лечат животных – ветеринары. Ухаживая за животными, растениями, человек учится быть добрым.

При знакомстве с творческими профессиями детям говорят, что на земле живут люди, которые умеют сочинять музыку, стихи, сказки, рисовать, одна из самых творческих профессий на земле – профессия музыканта.

Художник – тоже очень важная профессия, потому что он изображает то, что видит, и знакомит с этим нас (море, океан). Разными красками он может передать настроение.

Проводя экскурсии, наблюдая с дошкольниками отдельные трудовые операции (закройщик снимает мерку, кроит, примеряет), следует показывать результат труда, его значение (вам необходима одежда, поэтому есть ткачи, швеи и модельеры; люди хотят много знать и уметь, поэтому есть учителя, воспитатели, писатели и т.д.).

Осознать общественную значимость труда ребенку помогают также беседы и дидактические игры типа "Чей труд важнее", "Все для всех", "Экономическая азбука", "Профессия моих родителей" и пр.

Для развития игровой деятельности воспитатель организует работу так, чтобы сведения об окружающем, о людях разных профессий, которые дети должны усвоить по программе, сопровождались эмоциональными впечатлениями, создавали в сознании ребенка яркие образы, которые он стремился бы воплотить в игровом действии.

Необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр (беседы с взрослыми и сверстниками, наблюдения, художественную и познавательную литературу и пр.). Для этого воспитатель должен помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.

Одной из форм организаций игры являются игры, сюжеты которых создаются по мотивам сказок и небольших рассказов. Они служат как бы образцом для создания сюжетов самими детьми.

Другая форма организации сюжетно-ролевой игры – игры с предварительным планированием, когда заранее определяется тема, роли, игровые действия, события, их последовательность. Первоначально это может делать воспитатель, а потом сами дети ("Хотите, я расскажу вам, как бы я играла в путешествие").

Эти формы организации игры характеризуются готовыми сюжетами. Дети, участвуя в подобных играх, приобретают опыт ролевого поведения.

Третья форма организации сюжетно-ролевой игры отличается от первых двух тем, что определена только тема ("Давайте играть в зоопарк"). Сюжет заранее не обговаривается и строится по ходу самой игры.

В старшем дошкольном возрасте у детей появляются более сложные игры. Их тематика связана преимущественно с современной жизнью ("Кондитерская фабрика", "Консервный завод", "Служба спасения", "Банк", "Налоговая инспекция" и пр.).

Выводы

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.

Социальная роль школы как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Учитель помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Учитель должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.

И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.

Литература

Артемова, А. Организация взаимовлияния в игре / А.Артемова // Дошкольное воспитание. – 2002. – №6.

Батяева, Н.О. О подготовке детей к сюжетно-ролевой игре / Н.О.Батяева // Дошкольное воспитание. – 2003. – №6.

Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э.Берн. – СПб.; М.: АСТ, 2006.

Васильева, М.О. О дальнейшем совершенствовании руководства игровой деятельностью детей / М.О Васильева // Дошкольное воспитание. – 2003. – №12.

Выготский, Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка / Л.С.Выготский // Дефектология. – 2006. – №6.

Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н.Захаров. – М., Просвещение, 2006.

Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.Климов. – Р н/Д, 2006.

Кондрашов, В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: Автореф. дис. … к. пед. н. / В.П.Кондрашов. – Саратов: Изд-во СГУ, 2007.

Красновский, Л.И. Опыт ранней профориентации / Л.И. Красновский. // Дошкольное воспитание. – 2001. – №10.

Логинова, В.И. Формирование представлений о труде взрослых / В.И.Логинова, Л.А. Мишарина // Дошкольное воспитание.– 2004. – №10.

Мартынова С.С. "Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации)"; Омск: Омский пед. ин-т, 2006.

Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. – М., Наука, 2007.

Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. – М., Просвещение, 2006.

Профессиональная адаптация учащихся школ; М.: Издательство Моск. ун-та, 2004.

Профессиональная ориентация и обучение труду в сфере обслуживания/ [В. А. Аптекман, В. Н. Зубков, И. М, Пацула; под ред. Б. Н. Ройзмана] М. – Высшая школа, 2005.

Профессиональная ориентация младших школьников в процессе трудового обучения / Под ред. канд. пед. наук В.А. Полякова; М.: Просвещение, 2002.

Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов; под ред. А.Д. Сазонова.- М.: Просвещение, 2006.

Профессиональная ориентация школьников/ А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др. – М.: Высшая школа, 2004.

Профессиональная ориентация школьников: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 2007.

Пряжников,Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С.Пряжников. – М.; Воронеж., 2006.

Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / Под ред. Д.Б. Эльконина // Педагогические чтения: Сб. –М.: АПН, 2007.

Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация / Л.Д.Столяренко. – Р-н/Д., 2004.

Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 2006.

Школа и выбор профессии / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 2007.

Школа и труд / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика, 2007.

Якиманская, И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 2004. – № 3.