Особенности развития речи у детей раннего возраста

Особенности развития речи у детей раннего возраста.

Статьи по теме
Искать по теме

Характеристика речевого развития у детей раннего возраста

Речь – ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер – весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое.

При систематической работе и при благоприятных условиях к трем годам речь детей развивается настолько, что они в состоянии выразить словами свое желание, мысль, повторить то, что запомнили. Они могут декламировать небольшие стихи, петь песни.

Ребенок рождается с такими унаследованными качествами мозга, которые дают ему возможность усвоить речь и овладеть языком, на котором говорят окружающие его люди. Но для того, чтобы он заговорил, ему необходимо слышать речь взрослых, с ним надо разговаривать. Ребенок учится языку у взрослых.

Характеристика речевой деятельности детей 1-го года жизни.

Произносить первые слова большинство детей начинает на втором году жизни, в возрасте 12-14 месяцев. До этого времени у ребенка наблюдается предшествующая речи звуковая активность – подготовительные упражнения, способствующие развитию говорения, умению произносить слова, овладению речью.

Эта звуковая активность раньше всего проявляется в крике. Крик ребенка, похожий на плач, – сигнал о неблагополучии, своеобразное сообщение взрослым, родителям о том, что ему необходимо в чем-то помочь.

Ребенок кричит по четырем причинам: когда голоден, когда ему холодно, когда он нуждается в смене белья и, наконец, если ему нездоровится. Опытное ухо матерей разбирает характер детского крика и определяет его причину. Когда устраняются эти причины, крик ребенка прекращается.

Когда ребенок здоров, сыт, когда ему достаточно тепло, то сравнительно рано, приблизительно на третьем месяце жизни, звуковая активность его проявляется в форме "гуления". "Гу-агу" – такие звуки издает ребенок. Это гуление сопровождается выражением радости, удовольствия на личике ребенка. Интересно, что положительное настроение ребенка значительно ярче и сильнее проявляется, когда взрослые обращаются к нему с речью, когда они разговаривают с ним.

Поэтому речь ребенка надо развивать с самого начала жизни. Надо "разговаривать" с ребенком, когда его берут кормить, когда ему меняют белье, делают гигиенические процедуры, когда он, бодрствуя, лежит в кроватке. Говорить с ним или напевать колыбельную песенку следует и перед засыпанием. Надо, чтобы с самого начала жизни ребенок слышал и воспринимал человеческую речь. Это первое и необходимое условие для его нормального развития.

К шести месяцам дети начинают лепетать, произнося при этом больше звуков, чем раньше. Ребенок уже начинает подражать взрослым, повторяя некоторые элементы слышимой от них речи.

В лепете ребенка многократно ритмически повторяются отдельные слоги: ма-ма, ам-ам, па-па, ба-ба, дя-дя, ня-ня и т.п. Из этих сочетаний и образуются первые слова, содержание и смысл которых складываются и вырабатываются у ребенка под влиянием взрослых.

В этот период жизни ребенка следует говорить с ним, перекликаться, повторять звуки, которые встречаются в его лепете. Необходимо лепет связывать с предметами и таким образом наполнять его определенным содержанием, развивая у ребенка понимание окружающей действительности. Детям нравится, когда с ними разговаривают. Они внимательно прислушиваются к речи взрослых, воспринимают ее, пытаются повторять и повторяют некоторые звуки.

С 6-7 месяцев дети начинают постепенно понимать речь и отвечать на нее определенными действиями. Они подползают или подходят на зов, отвечают на приветствия, качая головой, прощаются, махая ручкой, делают "ладушки", находят и показывают предметы по просьбе взрослых. К году они начинают сообщать звуками о своих нуждах, например, произносят "ам-ам" (хочу есть), "бах" (упала игрушка), обращают звуками внимание взрослых на предметы, которые их интересуют.

Характеристика речевой деятельности детей 2-го года жизни

В 12-14 месяцев у детей появляются первые слова, возникающие из лепета: "мама", "баба", "папа", "няня", "ляля" и т.д. В течение второго года, если с ребенком разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 250 – 300 слов.

Бывают случаи, когда дети начинают говорить (произносить первые слова) не в 14 месяцев, а значительно позднее – к двум и даже к трем годам. Такое отставание может быть вызвано разными причинами. Возможно, уделяется мало внимания в плане общения с ребенком или взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша и ему не нужно стремиться выражать их словами. Среди причин могут быть и медицинские показания, желательно обратиться к специалистам (психологу, врачу – логопеду).

Овладение речью дается маленькому ребенку нелегко: он еще и недостаточно ясно воспринимает речь взрослых и недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом. Нельзя мешать правильному развитию речи ребенка, подражая ему в неправильном произношении слов. Чтобы речь ребенка развивалась нормально, взрослым необходимо произносить слова нормально, правильно. Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро овладеет хорошим, правильным произношением.

Характеристика речевой деятельности детей 3-го года жизни

За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью. К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства.

Итак, речь – ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер – весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления.

Диагностика задержки развития речи у ребенка раннего возраста

Диагностировать задержку в развитии речи можно в том периоде, когда речь уже должна быть развитой, а именно – в 3-4 годика. Зачастую подобный диагноз специалисты ставят в то время, когда упущена возможность наверстать или скорректировать это состояние. По этой причине родители не должны ждать, когда малыш начнет сам говорить и внимательно отслеживать становление его речи, начиная с наиболее раннего возраста, в особенности, если для этого имеются показания (проблемы развития плода внутри утробы, тяжелые роды, неврологические показания).

Малышу диагноз ЗРР ставят лишь на основании комплексного заключения таких специалистов, как: невропатолог, психолог, логопед. Перед назначением лечения в подобной ситуации сначала выясняется причина, благодаря которой произошла задержка в развитии. Если проблема психологического характера (нехватка внимания взрослых, не было потребности в разговоре), наилучшим методом по исправлению ситуации будет дополнительное стимулирование речи. Родителям придется уделять внимание по максимуму и вносить эмоциональную сторону в отношения со своим чадом. Также необходимо проводить занятия с логопедом и дефектологом.

Если проблема неврологическая, и задержка речевого развития произошла в результате дисфункции мозга, лечение должен назначить врач-невропатолог. Он выпишет медикаменты ноотропного действия (кортексин, ноотропил, энцефабол, цинаризин), действие которых направлено на лучшее кровообращение мозга и поддержку интегративной мозговой функции. ЗРР неврологического характера может быть вылечена с помощью метода транскраниальной микрополяризации. При этом участки головного мозга, которые отвечают за развитие речи, будут подвержены действию постоянного тока со слабой силой (в 10 раз меньшей, чем во время электрофореза), что способствует активизации деятельности этих участков, нормализации развития речи и познавательных процессов, таких как память и внимание.

Специалисты ставят диагноз ЗРР на основе беседы с родителями, общения с ребенком и с помощью специальных тестов: шкалы Бейли для оценки развития грудных детей, шкалы раннего речевого развития, Денверского скринингового теста оценки развития ребенка и др.

Задержка речевого развития диагностируется, если ребенок:

- в 2 мес. мало лепечет;

- в 8 мес. не откликается на свое имя, не понимает названия простых предметов и понятий, не выполняет простых действий;

- в 2 года не любит повторять слова, имеет бедный словарный запас из единичных слов;

- в 2, 5 года не может принести названные предметы, не знает названия частей тела, не умеет составлять словосочетания;

- в 3 года в основе речи имеет отдельные слова, а не распространенные предложения, не всегда понимает смысл текстов или речи окружающих.

Чтобы нивелировать задержку речевого развития и стимулировать этот процесс, специалисты применяют массу способов развития детской речи.

Для коррекции речи ребенка применяются как медикаментозные методы, так и психолого-педагогические. Эффективным считается комплексный подход к лечению ЗРР.

Большую роль играют родители, активно общающиеся с ребенком, задающие ему вопросы, требующие наиболее полного ответа, читающие малышу книги, обсуждающие с ним героев и все, что происходит в окружающей жизни. Параллельно необходимы занятия с логопедом и дефектологом.

Все большую популярность приобретают дельфинотерапия (плавание с дельфинами), иппотерапия (езда на лошадях) и др.

При этом не уменьшается значение специальных педагогических методик коррекционной работы с речью: арттерапия, музтерапия, развитие мелкой моторики, пальчиковые и подвижные игры, рисование, лепка и т. д.

Родителям специалисты дают такие рекомендации:

― не закрывать глаза на речевые проблемы малыша, не паниковать, не комплексовать, а просто помогать ребенку развиваться;

- говорить с ребенком грамматически правильно, четко, внятно, в нормальном темпе, не растягивая слова, но и не торопясь;

- ни в коем случае не сюсюкать и не повторять ошибки ребенка;

- отвечать на все вопросы малыша и даже стимулировать постановку новых;

- выслушивать ребенка до конца, исправляя ошибки в произношении по окончании монолога;

- как можно больше читать книжек и давать слушать аудиозаписи;

- во время игры активно разговаривать;

- предпочитать задания на развитие речи и мелкой моторики рук;

- выполнять все рекомендации специалистов.

Только совместные усилия к выбору методов развития детской речи дадут наибольшую результативность, и диагноз "задержка речевого развития" будет побежден.

Итак, диагностировать задержку в развитии речи можно в том периоде, когда речь уже должна быть развитой, а именно – в 3-4 годика. Зачастую подобный диагноз специалисты ставят в то время, когда упущена возможность наверстать или скорректировать это состояние. По этой причине родители не должны ждать, когда малыш начнет сам говорить и внимательно отслеживать становление его речи, начиная с наиболее раннего возраста.

Консультирование родителей по поводу проблем речевого развития

В настоящее время сложилась такая ситуация, при которой за консультацией к психологу обращаются родители детей раннего возраста. Родители стали обращать пристальное внимание на возникающие отклонения в развитии их детей, а также прибегать к помощи психолога. Среди семей, которые обращаются за помощью, в настоящее время можно встретить родителей детей раннего возраста. В таком возрастном диапазоне психолог – консультант встречается с самым большим спектром проблем. Однако эта ситуация обусловлена как объективными особенностями данного возраста, так и отношением взрослого к имеющимся проблемам их детей, восприятием их проходящими, временными по мере взросления. В родительском сознании есть представление о проблемах первого года жизни детей.

Такие проблемы, как: беспричинный плач, бессонные ночи, родители считают, что все это необходимо лишь перетерпеть. Следовательно, учитывая эту установку и недостаточность знаний, а также особенностей развития детей у родителей не возникает мысли о том, что существующие у них проблемы выходят за рамки нормы. Следовательно, на практике посещение психологической консультации родителями представляет собой весьма редкое событие, однако учитывая то, что на сегодняшний день работа психологов с будущими родителями лишь усиливается, в результате может измениться и ситуация с консультированием.

Просветительская профилактическая работа психолога – консультанта помогает направить родительское внимание на такие стороны психического развития детей, которые в будущем будут определяющими в его успешности, а также даст нужные средства для контроля. Но, в настоящее время, работа с будущими родителями не заняла достойного места в консультативной практике, в Российской Федерации проблемы развития детей редко решаются с помощью консультирования. Следовательно, психолог уже встречается не с самой проблемой, а с ее отсроченными последствиями. Проблемы, с которыми приходят родители в консультацию чаще всего – это последствия особенностей развития ребенка в младенчестве.

В настоящее время родители детей раннего возраста обращаются к психологу – консультанту с проблемой запаздывания появления активной речи у их детей. Практика свидетельствует о том, что своевременно развивающийся ребенок начинает говорить примерно в 2 – 3 года. Активная речь формируется у детей как средство ситуативно-делового общения с взрослыми. В ходе взросления ребенка, эта форма общения для него становится нужной в его окружающем мире предметов. После того, как дети для себя открывают независимое существование предметов, они стремятся к их познанию. Предметно-орудийная деятельность детей раннего возраста становится для них основой, а также обуславливает стремление к познавательной деятельности. В результате это ведет к развитию личности детей. Российские психологи отмечают значения участия взрослого в освоении ребенком предметного мира, так как предметы, которые окружают ребенка, он может познать самостоятельно, то есть без участия взрослых. С тесным общением с взрослыми связана вся познавательная активность детей. Именно речь становится средством для данного общения.

Появление активной речи – основное подтверждение своевременного и правильного психического развития детей. Появление активной речи дает возможность родителям сравнивать собственного ребенка со сверстниками, однако иногда это сравнение приводит к неоправданным волнениям. Достаточно часто психологи встречаются с взволнованными родителями, в том случае, когда их ребенок говорит на месяц – другой позже сверстников. Так как у родителей нет возможности оценить, насколько серьезным считается это отставание, то родители часто начинают сосредоточивать собственные усилия на возможных формах стимуляции развития речи и часто драматизируют ситуацию.

Бывают случаи, при которых усердие родителей ведет к прямо противоположному эффекту. Когда просят ребенка постоянно произнести определенное слово, это налагает отпечаток и складывается на эмоциональной окрашенности ситуации. Из-за такой настойчивости со стороны родителей может быть то, что дети начинают избегать этих ситуаций общения с взрослыми. В будущем это усугубляет проблему.

Совместно с этими случаями, когда в основании, которых лежат проблемы, при которых родители не учли индивидуальные и возрастные особенности развития детей, психологу – консультанту приходится сталкиваться с более серьезными трудностями развития речи. В работе с этими случаями требуется дифференциация задержек, которая считается следствием органического дефекта или имеет психогенную сущность. Помощь психолога принесет максимальный эффект лишь в том случае, если отставание в развитии речи ребенка было вызвано конкретными условиями общения с ним, которые в данной семье сложились. Так как речь представляет собой средство коммуникации, то важно проанализировать условия взаимодействия "дети – родители".

Из сказанного выше можно сделать вывод, что появление активной речи у ребенка считается результатом изменения формы его общения с взрослыми. Причин задержек развития речи у детей множество. Основным условием для развития речи детей считается его включенность в общение с иными людьми, с членами семьи.

Решение проблемы развития речи требует от психолога – консультанта, в первую очередь, анализа обстановки в семье. Под углом зрения: насколько на достаточном уровне организовано общение с взрослыми, а также способы и специфика их взаимодействия. В ходе взросления, ребенок становится более самостоятельным, его действия становятся автономными от действий взрослых. Формируется необходимость ребенка оставаться на некоторое время в одиночестве, отпускать от себя взрослых должно приветствоваться родителями. Если у ребенка отсутствует стремление к автономности при достижении им возраста 2 – 3 лет, то это начинает беспокоить родителей и воспринимается как серьезная проблема.

Практические основы консультирования семей, которые имеют детей с нарушениями речи

Главной задачей консультирования родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями считается оказание консультантом психологической помощи родителям в процессе специально-организованной беседы, направленной на понимание родителями сущности и способов решения проблемы.

Сущность консультирования родителей, которые имеют детей с речевыми проблемами, определяется рядом факторов:

- самостоятельность действий родителей по решению собственной проблемы после консультации в согласовании с рекомендациями, которые дал консультант;

- заинтересованность и активность родителей в процессе консультирования;

- практическая завершенность каждой встречи родителей с психологом – консультантом;

- эпизодичность контактов родителей с психологом – консультантом;

- кратковременность личных контактов родителей с психологом – консультантом (1 – 3).

В зависимости от глубины и сложности проблемы, с которой родители обратились за помощью к психологу – консультанту, можно выделить несколько видов психологического консультирования:

- семейное консультирование (консультант консультирует обоих родителей);

- индивидуальное консультирование (консультант консультирует одного из членов семьи).

Исходя их числа родителей либо семей, которые присутствуют на консультировании, можно выделить следующие виды психологического консультирования:

- групповое консультирование (несколько семей);

- индивидуальное консультирование.

Консультирование не обязательно должно происходить при личной встрече родителей и психолога. Можно выделить также следующие виды психологического консультирования:

- переписка;

- консультирование по телефону.

Психологическое консультирование можно разделить условно на 5 фаз:

1. Установка контакта с родителями.

Психолог обязан определить границы взаимодействия с родителями, что осуществляется в процессе первичной консультативной беседы. В данной фазе устанавливается дистанция и составляющие общения. Психолог еще до начала беседы наблюдает за семьей, контактами ребенка и родителей. Психолог определяет тип поведения родителей и детей в коммуникации, отмечает особенности реакций родителей и детей в диаде, характер невербальных и вербальных контактов, способы регулирования и оценки поведения ребенка, характер нарушения речи.

В первичной беседе выявляется характер отношения родителей и социальному педагогу (игровое, рентное, деловое) и устанавливаются границы взаимодействия с семьей.

Опытный психолог при консультировании уже при 1 встрече получает информацию об этапах и истории развития ребенка, типе семейного воспитания, воспитательном потенциале семьи, о том, какие в семье установлены педагогические установки. Данная фаза помогает родителям оценить возможности психолога, сориентироваться в тех процедурах, которые будут совершаться. Консультант определяется, будет ли их сотрудничество кратковременным или продолжительным.

2. Определение и диагностика проблемы.

В данной фазе консультант переходит к определению проблемы у семьи. В ходе проведения данной фазы психолог получает согласие родителей, в понимании имеющееся проблемы. На этом этапе родители сами определяют проблему на языке трудностей. Психолог разъясняет речевые проблемы ребенка. Психолог и родители обсуждают и рассматривают вероятные варианты решения проблемы, возможные альтернативные варианты решения. На этом этапе родители и психолог обязаны прийти как к общему пониманию проблемы, так и к общему мнению в ее решении. Нужно отметить, что если на данном этапе консультант не пришел к общему пониманию с родителями, то весь процесс консультации нужно начинать заново.

Консультант проводит интервью родителей, характер беседы может носить неуправляемое или управляемое интервью. Он определяется целями психологического консультирования, принятым теоретическим подходом и целями консультирования.

На данном этапе психологического консультирования вероятно проведение детальной диагностики актуального уровня развития речи детей. Провести эту диагностику может психолог, дефектолог, логопед, которые оценят умственное развитие, исходные речевые возможности ребенка и психосоматическое состояние.

Диагностика речи детей осуществляется по следующим факторам:

1. Уровень состояния артикуляционного аппарата и звукопроизношения.

2. Потенциальные возможности для объединения 2-х слов в одном предложении (высказывании).

3. Уровень речевого подражания.

4. Обследование уровня активного словаря.

5. Обследование понимания речи.

Помимо этого, наблюдению подлежат:

1. Умение устанавливать равенство предметов.

2. Умение составлять целое из частей.

3. Зрительное соотнесение предметов, одинаковых по величине, цвету, форме.

4. Действия ребенка с игрушками (замена игрушек неигровыми предметами, переключаемость, уровень игры).

Материалами для исследования могут быть: изображения игрушек, комплекты сюжетных и предметных картинок, объемные фигуры, игрушки и пр.

Данные первичной оценки развития речи детей могут быть представлены в виде таблиц 1 – 2.

Таблица 1

Уровень понимания речи

Выполнение

Задание

Что нужно чтобы пойти гулять (обувь, одежда)

Что нужно, что бы поесть (тарелка, ложка, вилка)

Узнавание предметов по их назначению

Понимание элементарной просьбы

Покажи, кто спит, кто умывается, кто причесывается.

Названия действий (покажи, где девочка спит, бегает, кушает и пр.)

Узнавание знакомых предметов по картинкам

Части тела куклы, свои (показать)

Названия предметов, которые используется в быту (покажи шапку, ложку)

Названия игрушек. Покажи: "Где мяч, мишка, зайка, мишка и пр.".

Таблица 2

Состояние произносительной стороны речи

Словарь

Слова – фрагменты

Слова – звукоподражатели

Правильно произносимые слова

Отсутствующие звуки

Замена звуков

Звуки, которые произносятся правильно

Количество слов в активном словаре

Способность воспроизводить новые слова из 2-х слогов

Способность воспроизводить новые слова из 1 слога

Возможность речевого подражании

Внесенные данные в таблицу можно сопоставить с приведенными ниже показателями речевого развития (табл. 3).

Таблица 3

Диагностическая шкала оценки этапов начального нормального вербального развития

Главные показатели вербального и довербального развития

Возраст (мес)

Использования 3 "лепетных" слов с соотнесением.

11

Использование простой инструкции, дополняемой жестом. Использование 3-4 "лепетных" слов

12

6 слов произносит. Понимает простую инструкцию без жеста.

15

Словарный запас 7-20 слов. Показывает одну из частей тела.

18

Фраза из 2-х слов, словарный запас 20 слов. Показывает 3 части тела.

22

Словарь – минимум 50 слов. Предложение из 2-х слов. Понимает двухэтапную инструкцию.

24

Адекватно использует местоимения Я, ТЫ, МНЕ. Имеет представление о значении слова "один".

34

Словарный запас около 250 слов, предложения из 3 слов, называет свое имя, пол, возраст, выполняет задания типа "положи кубик в коробку", "положи кубик под чашку"

36

Нужно помнить, что установление уровня развития детской речи проводится в динамике. Дети, которые стойко отстают на 1 возрастной период – дети из группы риска. Ребенок, который не пользуется фразой в 2,5 года, обязан быть проконсультирован врачом и логопедом. Также нужно иметь в виду, что до того, как дети научатся произносить, они обязаны понимать обращенную речь.

Шкала оценки понимания речи в норме представлена в таблице 4.

Таблица 4

Шкала оценки нормального понимания речи

Уровень понимания

Возраст (мес)

Прислушивается к голосу взрослого, узнает знакомые голоса, адекватно реагирует на интонацию

3 – 6

Понимает конкретные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам "нельзя", "где папа", "поцелуй маму", "дай руку" и пр.

6 – 10

Понимает названия конкретных предметов

10 – 12

Узнает предметы по изображениям

12 – 14

Узнает предметы на сюжетных картинках

15 – 18

Понимает обозначения действий в разных ситуациях: "покажи, кто спит, кто сидит", понимает двухступенчатую инструкцию, вроде – "пойди в кухню и принеси чашку" и пр.

30

Понимает прочитанные взрослым короткие сказки и рассказы со зрительной опорой на иллюстрации и без нее

30 – 36

Понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной, привычной ситуации

48

Для психолога – консультанта могут быть также полезны некие психологические тесты.

3. Рабочая фаза.

В ходе проведения рабочей фазы родители обязаны по-новому посмотреть на понимание проблемы.

Для данной фазы характерны процессы: структурирование связи между психологом и родителями.

В данной фазе психолог – консультант использует разнообразные приемы и методы. К примеру, семейная дискуссия представляет собой один из самых применяемых и распространенных методов в семейной психологической коррекции. Семейная дискуссия – дискуссия в семейных группах. Цели дискуссии могут быть различными:

1. Обучение членов семьи объективности. На данном этапе консультант стремится привести родителей и одному и тому же мнению либо снять напряжение по острым и актуальным семейным проблемам.

2. Обучение родителей методам и приемам дискуссии. Задачи дискуссии заключаются не в том, чтобы доказать собственную правоту консультанту, а вместе с ним найти истинное решение, установить истину, а не прийти к обоюдному соглашению.

3. Коррекция неправильных представлений о различных аспектах семейных взаимоотношений, способах решения проблем в семье, возникающих конфликтов, о правильной организации и планировании семейной жизни, о правильной организации занятий с детьми дома, о распределении обязанностей между родителями.

4. Фаза действий и решений.

В результате проведения данной фазы обязано появиться эффективное поведение родителей в естественной ситуации.

На данной фазе, психолог – консультант, базируясь на конкретной консультативной теории, разрабатывает план действий. Иными словами, психолог – консультант разрабатывает стратегию собственного поведения, которое приводит родителей к поиску и нахождению выхода из сложившейся проблемы. Найдя оптимальное решение, приняв его как собственное, обретя уверенность в себе и самостоятельность, родители принимают решение действовать. Совместно с психологом – консультантом они разрабатывают различные алгоритмы и способы действий. Выбрав наиболее приемлемый вариант, они идут применять данный вариант на практике, в естественных условиях. Если результаты заметны на практике, то вариант принимается как модель собственного поведения.

5. Фаза обратной связи.

В результате проведения данной фазы обязано быть достигнуто удовлетворение родителей от процесса и результатов консультирования.

Психолог – консультант получает эту информацию уже в ходе консультирования, при котором наблюдается поведенческие признаки переноса. Психолог – консультант может организовывать эпизодические повторные встречи, чтобы прояснить ситуацию, либо внести корректировки.

Исходя из результатов, которые получены, психолог – консультант делает выводы о правильности выбранной тактики и стратегии консультирования и обязан реализовать такие требования к консультативной информации: конструктивность и конкретность ее содержания, потребностный, своевременный и констатирующий характер, адресованность определенному лицу.

Стратегией психолога обязано быть не стремление выяснить, кто виноват в сложившейся проблеме, и разоблачить родителей, а облегчить психологическое эмоциональное состояние родителей, правильно выявить и разъяснить сущность проблемы.

Психолог может выбрать разнообразные типы работы и поддержки родителей ребенка: внимательный или влиятельный, утверждающий или спрашивающий, стремящийся к пониманию или ставящий диагноз.

В ходе работы психологу нужно выработать специальные навыки и умения работы с родителями. Научиться ставить закрытые и открытые вопросы, следовать в беседе за логикой изложения материала родителям, фиксировать внимание на основных проблемах, владеть умением перефразирования и суммирования основных высказываний клиента, доказательства и выдвижения гипотез, выразительного молчания, научиться, совместно с родителями, принимать решения, и научить этому родителей.

Следовательно, консультирование родителей по вопросам развития, воспитания и обучения детей с нарушениями речи считается одной из главных основных форм в работе с ними.

Литература

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. – Екатеринбург: Деловая книга, 2007 год. – 415 с.

2. Айви А.Е., Айви М.Б., Сайсэк-Даунин Г.Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М.: Академия, 2008 год. – 320 с.

3. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: Инфра, 2009 год. – 422с.

4. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. – М.: АСТ-пресс, 2009 год. – 400 с.

5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Инфра, 2007 год. – 290 с.

6. Захарова А.В. Логотерапевтический практикум психологического консультирования. – М.: Учебная литература, 2008 год. – 155 с.

7. Кеттлер Дж., Браун Р. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2009 год. – 230 с.

8. Кочюнос Р. Основы психологического консультирования. – М.: АСТ-пресс, 2009 год. – 421 с.

9. Лисина М. И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М.: Педагогика, 2008 год. – 562 с.

10. Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2 – 3 лет. – М.: АРКТИ, 2010 год. – 460 c.

11. Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Инфра, 2008 год. – 256 с.

12. Мухина В. С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2012 год. – 199 с.

13. Немов Р.С. Психология. Кн.3: Психодиагностика. – М.: Академия, 2008 год. – 460 с.

14. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008 год. – 126 с.

15. Серебрякова Н.В. Диагностика нарушений речи у детей и организация психологической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб: Детство – Пресс, 2012 год.

16. Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб: КАРО, 2010 год. – 224 с.

17. Филиппова Г. Г. Психология материнства. – М.: Изд-во института психотерапии, 2007 год. – 519 с.

18. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Десткая литература, 2008 год. – 210 с.

19. Эдеймиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2009 год. – 345 с.