Агрессия и агрессивность

Агрессия и агрессивность

Статьи по теме
Искать по теме

В переводе с латинского языка "агрессия" означает "нападение". В настоящее время термин "агрессия" употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (стремление вредить), а так же с негативными установками (расовые предубеждения) и разрушительными действиями.

Агрессия рассматривается как любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р.Бэрон, Д.Ричардсон).

Отечественные исследователи понимают агрессию как целенаправленное, разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, страха, подавленности и т.д.).

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других или доминировать над ними.

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело, личность). Особую опасность представляет агрессия, направленная на других людей. А.Бандура и Р.Уолтерс называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону[6].

В первые годы жизни агрессивность проявляется в импульсивных приступах упрямства, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. В дальнейшем ребенок постепенно научается контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в более приемлемых рамках.

Проанализировав многообразие западных концепций, можно выделить три наиболее значимых из них. Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врождённое, инстинктивное свойство индивида. Вторая описывает агрессию как поведенческую реакцию на фрустрацию. Третью составляют концепции, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения.

Теория влечений (психоэнергетическая модель).

Один из основоположников этой теории З.Фрейд считал, что в человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо), который рассматривался как стремления, связанные с созидательными тенденциями в поведении человека (любовь, забота, близость), а также инстинкт смерти, который несёт в себе энергию разрушения. Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у З.Фрейда связывается со стадиями детского развития. Фиксация на оральной стадии развития может привести к формированию таких агрессивных черт характера, как наклонность к сарказму и сплетням. Фиксация на анальной стадии – упрямства, иногда переходящего в упорство, к которому присоединяется наклонность к гневу и мстительности. Фиксация на фаллической стадии психосексуального развития – дерзости, гипертрофированной гордости, соперничества с другими, эксгибиционизма. На латентной стадии сексуальные бури на время затихают, и энергия либидо направляется в более мирное русло. На протяжении всего этого периода идет активная подготовка к завершающему этапу психосексуального развития. На генитальной стадии целью подростка является нормальное сексуальное общение, достижение которого, как правило, сопряжено с рядом трудностей. По этой причине на протяжении всего прохождения генитальной стадии развития могут появляться фиксации на различных предыдущих стадиях. Взгляды З.Фрейда во многом разделялись и с другими психологами [38,с.6-7].

Новое звучание эта тема получила благодаря работам К.Лоренца, утверждавшего, что агрессивный инстинкт много значил в процессе эволюции, выживания и адаптации человека [38,с.7-8]. Однако стремительное развитие научно-технической мысли и прогресс обогнали естественно текущее биологическое и психологическое созревание человека и привели к замедлению развития тормозных механизмов агрессии, что влечет периодическое внешнее выражение агрессии. Иначе внутреннее напряжение будет накапливаться, и создавать "давление" внутри организма, пока не приведет к вспышке неконтролируемого поведения. Сторонники теории инстинктов считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека являются конкуренция, состязания и участие в спортивных соревнованиях. Однако большинство психологов не разделяют такого фатального взгляда на человеческое поведение. Они осуждают ограниченность представлений о природе человека как о чем-то неизменном, а также не разделяют мнение и в отношении того, является агрессия инстинктом или же это способ преодолевать препятствия на пути к удовлетворению других влечений [38,с.7-8].

Другой представитель психоанализа Э.Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессии: оборонительная, "доброкачественная" агрессия, которая служит делу выживания человека (имеет биологические корни и затухает при исчезновении опасности или угрозе жизни) и "злокачественная" агрессия – это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами [38,с.10].

Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).

Эта теория – противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный процесс, а не эволюционный. Основоположником этого направления считается Дж. Доллард. Согласно его воззрениям, агрессия – это реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. Основные положения этой теории: 1) фрустрация всегда влечет за собой агрессию; 2) агрессия всегда является результатом фрустрации. Схема "фрустрация-агрессия" базируется на четырех понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение. Агрессия понимается как намерение навредить другому своим действием. Фрустрация возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции (причем величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия к достижению цели и количества действий). Торможение – тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. Замещение – стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустрации [38,с.10-12]. Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрессии является эффект катарсиса, который означает процесс освобождения накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Суть этой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций во вне приводит к облегчению, в результате чего достигается ослабление готовности к агрессии [38,с.12]. Разрядка агрессии может осуществляться на различного рода эрзац-объектах: куклы, просмотр видеофильмов, участие в спортивной борьбе, или наблюдение за ней, создание виртуальной реальности [32,с.10].

Фрустрационная теория не избежала замечаний в свой адрес: было замечено, что люди часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот.

Теория социального научения (бихевиоральная модель).

Согласно этой теории, агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. В первую очередь изучается влияние первичных посредников социализации – родителей. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети [38,с.16]. К тому же, если ребенок ведет себя агрессивно и получает при этом положительное подкрепление, то вероятность его агрессии в аналогичных ситуациях возрастает. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Как правило, строже наказывается ребенок за агрессивность по отношению к взрослому. Таким образом, предполагается, что в подростковом, юношеском возрасте выросший ребенок будет чувствовать себя спокойнее, проявляя агрессивность лишь по отношению к сверстнику, а не по отношению к какому-либо авторитетному лицу [40,с.75].

С точки зрения А.Бандуры, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

- Способов усвоения подобных действий;

- Факторов, провоцирующих их появление;

- Условий, при которых они закрепляются [3,с.137].

Важным элементом этой теории является социальное подкрепление: похвала и выговор, улыбка и насмешка, дружеские и враждебные жесты.

В настоящее время теория социального научения является одной из наиболее эффективных в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития [38,с.17-19]. Отечественные психологи М.Н. Жарова (2001), О.Ю. Михайлова (2000), А.А. Реан (1999) и др., также отмечают, что наиболее доказательными на сегодняшней день являются фрустрационная теория и концепция социального научения агрессии [16,24,33].

Социализация агрессивности.

- Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю своих агрессивных устремлений или выражению их в приемлемых формах. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко. Третьи ничему не научаются и проявляют агрессивные импульсы в физическом насилии. [40,с.72].

Научение осуществляется посредством следующих механизмов:

- Имитация – отражение мимических и пантомимических движений (высовывание языка, сжимание кулаков и т.д.)

- Копирование – воспроизведение специфических движений взрослого.

- Подражание – активное воспроизведение ребенком способов действия, когда взрослый выступает как объект наблюдения. Это следование какому-либо примеру, в большей мере осознанное, так как требует выделения сторон, черт, манеры поведения образца.

- Идентификация – уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. Это психологический процесс (полностью бессознательный), посредством которого субъект присваивает себе свойства, качества другого человека и преобразует себя [40,с.72-74].

Согласно теории социального научения, формирование агрессивного поведения может происходить несколькими путями.

1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно либо показывают пример соответствующим поведением по отношению к другим и к окружающей среде.

2. Родители очень резко подавляющие агрессивность у своих детей,

3. Родители, которые не наказывают детей за проявление агрессивности [40,с.78].

Типология агрессивного поведения.

Агрессивность условно можно разделить на разные категории.

По направленности на объект: внешняя (гетеро) – открытое проявление агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия); внутренняя (ауто) – выражение обвинений или требований, адресованных самому себе.

По способу выражения: произвольная – желание, намерение воспрепятствовать, навредить кому-либо, кого-нибудь оскорбить; непроизвольная – нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева и или ярости, когда действие неподконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта.

По конечной цели: инструментальная (конструктивная) – действия имеют позитивную ориентацию и направлены на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется в качестве средства (врач, который делает операцию больному с целью спасти его жизнь); враждебная (деструктивная) – в действиях прослеживается стремление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку.

По форме выражения: физическая (предпочтительное использование физической силы против другого лица: драка, толчки и т.д.; вербальная – выражение негативных чувств через крик, визг, ругань, оскорбления, сплетни; косвенная – действия, направленные окольным путем на другое лицо, хоть как-то связанное с обидчиком или ни на кого не направленные (бросание предметов на пол, удары кулаком по столу); негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета или руководства (это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов). Помимо понятия агрессии, существует понятие агрессивности. Агрессивность – это набор преимущественно межличностных действий, вербальных или физических по форме, деструктивных и вредоносных по отношению к другим людям или предметам. Надо признать, что время от времени почти все подростки проявляют агрессивное поведение, но беспокойство подростковая агрессивность вызывает, как правило, в тех случаях, когда она становится хронической и(или) ярко выраженной.

Агрессия может быть очевидной, а может быть завуалированной, пассивной, например, муж игнорирует весь вечер жену, не уделившую ему достаточно внимания, или малыш в ответ на строгость родителей мочится в постель.

С точки зрения родителей, учителей, мира взрослых людей, агрессивность – негативное, отрицательное поведение, которое существенно осложняет жизнь, затрудняет общение, воспитание и обучение ребенка.

Но, несмотря на нанесение агрессивными подростками материального ущерба, насилия среди подростков, агрессивность имеет и положительную сторону и представляет собой способность человека защищать себя и других людей, дает возможность отстаивать свою позицию, а так, же придерживаться принятых ценностей, это неотъемлемая часть лидерства и управления. Подавление же агрессии ведет к пассивному поведению и неспособности человека постоять за себя. При контроле агрессивности человеком, она способствует успехам человека в разных сферах жизни, направляет активность и целеустремленность.

В быту агрессия воспринимается людьми как сугубо отрицательное проявление человеческой природы. Представление об этом феномене и его описание в клинической психологии и психиатрии также имеет негативную окраску. Оно включает разрушение, нанесение ущерба, физических и нравственных страданий. Согласно принятым формулировкам, агрессия – это действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу. А между тем само слово "агрессия" (от греч. "аggredy") означает "идти вперед", "приближаться". Как и в любом фундаментальном понятии, здесь соединены противоположные тенденции. "Приближаться" ведь можно как с целью налаживания контакта, так и с какой-либо враждебной целью. На эту особенность агрессии, ее противоречивые грани, указывали многие исследователи (К. Меннингер, Р. Мэй и др.).

Главная проблема состоит в том, что эти две составляющие агрессии, условно говоря, "положительная" и "отрицательная", могут очень тесно сплетаться между собой. Хорошо, когда ясно виден добрый или, наоборот, враждебный мотив поведения. А когда одно становится частью другого?! В таких случаях агрессия выглядит очень сложным и неоднозначным явлением. Внешне она может выступать как разрушение, а на самом деле являться необходимым звеном в более глубоком процессе созидания.

Существует несколько теорий происхождения агрессии.

В своей книге "Введение в познание человеческого разума", написанной в 1746 году, французский писатель-моралист маркиз де Вовенарг назвал насилие изначальным законом природы.

Наш современник – нобелевский лауреат Конрад Лоренц много лет изучал агрессивное поведение животных и написал об этом увлекательную книгу "Так называемое зло". Он приходит к тому же выводу не только на основе наблюдений, но и экспериментальных исследований. Агрессия, по Лоренцу, – инстинкт, направленный на сохранение вида, и, как любой инстинкт, он проявляется спонтанно.

Как это ни прискорбно, но агрессия свойственна всему живому. Это врожденная, безусловная реакция "отменить" или "запретить" которую не в наших силах.

Отечественные исследователи – И.А. Фурманов, П.М. Якобсон, В.С. Журавлев, П.Н. Дмитриева и др. понимают агрессию как целенаправленное, разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, напряженность, страх, подавленность).

Определяющая роль принадлежит, прежде всего, воспитанию – в семье в коллективе, в обществе. Человек может отреагировать агрессивно на неприятное или болезненное раздражение, но при этом он способен ответить даже большим злом, чем было причинено ему. Все зависит от того, чему его учили с детства. Агрессивные реакции могут быть подавлены или напротив, усилены воспитанием. Поступающую извне информацию наш мозг перерабатывает, сопоставляя ее с индивидуальной "базой данных", то есть внутренней шкалой ценностей и правил. Все вместе и определяет характер ответной реакции.