Организация рабочего места персонала

Организация рабочего места персонала.

Статьи по теме
Искать по теме

Рабочее место и рабочая зона. Элементы рабочего места

Рабочее место является первичным звеном производственно-технологической структуры предприятия, в которой осуществляется процесс производства, его обслуживание и управление. Именно здесь происходит соединение трех основных элементов этого процесса и достигается его главная цель – производства предметов труда, оказание услуг либо технико-экономическое обеспечение и управление этими процессами. От того, как организованы рабочие места, во многом зависит эффективность использования самого труда, орудий и средств производства и, соответственно, производительность труда, себестоимость выпускаемой продукции, ее качество и многие другие экономические показатели функционирования предприятия. Рабочее место состоит из следующих элементов:

1. производственной площади;

2. основного оборудования;

3. устройств для хранения материалов, заготовок, готовой продукции, отходов и брака;

4. устройства для хранения инструментов, оснастки и приспособлений;

5. подъемно-транспортных устройств;

6. приспособлений для безопасности и удобства работы. мастера цеха расфасовки

Рабочее место представляет собой закрепленную, за отдельным рабочим или группой рабочих, часть производственной площади, оснащенную необходимыми технологическим, вспомогательным, подъемно-транспортным оборудованием, технологической и организационной оснасткой, предназначенными для выполнения определенной части производственного процесса.

Каждое рабочее место имеет свои специфические особенности, связанные с особенностями организации производственного процесса, многообразием форм конкретного труда. Состояние рабочих мест, их организация напрямую определяют уровень организации труда на предприятии. Кроме этого организация рабочего места непосредственно формирует обстановку, в которой постоянно находится работник на производстве, что влияет на его самочувствие, настроение, работоспособность и, в конечном итоге, на производительность труда.

Организация рабочего места представляет собой материальную основу, обеспечивающую эффективное использование оборудования и рабочей силы. Главной ее целью является обеспечение высококачественного и эффективного выполнения работы в установленные сроки на основе полного использования оборудования, рабочего времени, применения рациональных приемов и методов труда, создания комфортных условий труда, обеспечивающих длительное сохранение работоспособности работников. Для достижения этой цели к рабочему месту предъявляются технические, организационные, экономические и эргономические требования.

С технической стороны рабочее место должно быть оснащено прогрессивным оборудованием, необходимой технологической и организационной оснасткой, инструментом, контрольно-измерительными приборами, предусмотренными технологией, подъемно-транспортными средствами.

С организационной стороны имеющееся на рабочем месте оборудование должно быть рационально расположено в пределах рабочей зоны; найден вариант оптимального обслуживания рабочего места сырьем, материалами, заготовками, деталями, инструментом, ремонтом оборудования и оснастки, уборкой отходов; обеспечены безопасные и безвредные для здоровья рабочих условия труда.

С экономической стороны организация рабочего места должно обеспечить оптимальную занятость работников, максимально высокий уровень производительности труда и качество работы.

Этапы и принципы эргономической организации рабочих мест на предприятии

Эргономика труда сформировалась как отдельная наука в 50-х годах и представляет собой высшую степень научной организации труда (от греч. érgon – работа и nómos – закон), научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве. Эргономика возникла в связи со значительным усложнением технических средств и условий их функционирования в современном производстве, существенным изменением трудовой деятельности человека, синтезированием в ней многих трудовых функций. Э. сформировалась на стыке наук – психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук. В условиях научно-технической революции резко возросли стоимость технических средств и "цена" ошибки человека при управлении сложными системами. Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники особенно важно заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. При решении такого рода задач необходимо согласовать между собой отд. рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, социальной психологии и т. п., соотнести их и увязать в единую систему требований к тому или иному виду трудовой деятельности человека.

Эргономика изучает проблемы организации рабочих мест, указывая на психологическо-социальный фактор, выдвигая на первый план рабочего со своими требованиями и запросами к рабочему месту во время производственного процесса. Предметом изучения дисциплины является система человека – запросы которая включает мотивацию труда, условия труда и окружающей среды, отношения в коллективе, хобби и т.д.

Эргономика связана с некоторыми науками: психология, социология, медицина труда, охрана труда, гигиена труда, антропометрия, физиология, технические и экономические науки.

Эргономическая организация преследует цель обеспечить необходимые условия для организации производственного процесса на каждом рабочем месте таким образом, чтобы получить максимальную производительность труда, соблюдая принципы экономии движения и сокращая усталость рабочего.

Законы эргономики:

1. Условия организации рабочих мест должны обеспечивать воспроизводство рабочей силы не только ежедневно, но и от одного поколения к другому

2. Эргономическая организация труда имеет разносторонний характер, используя знания и исследования из многих наук.

Эргономика рабочего места играет роль объединить в единое целое элементы рабочего места (средства труда, предметы труда и рабочую силу) с целью обеспечения условий, которые позволили бы исполнителю осуществлять качественную деятельность с минимальным расходом энергии и ощущением хорошего состояния организма.

Организация рабочих мест является основой организации цехов и отделов предприятия, так как от них зависит в большей мере расход рабочего времени на каждую операцию или продукт.

Рабочее место это площадь или пространство, в котором рабочий или команда рабочих действует с помощью средств труда на предметы труда с целью их обработки/переработки согласно преследуемой цели.

По типу организации производства, рабочие места классифицируются на:

- для мелкосерийного и единичного производства

- для среднесерийного производства

- для массового и крупносерийного производства

По уровню механизации и автоматизации производства:

- С ручными процессами

- С механизировано-ручными процессами

- С автоматизированными процессами

По численности рабочих: индивидуальные и коллективные.

По виду деятельности: рабочие места, где осуществляется основная и обслуживающая виды деятельности.

По их позиции в пространстве: стационарные и мобильные.

Этапы эргономической организации рабочих мест:

1. Документирование и регистрация необходимых данных для проектирования нового рабочего места или выбора того рабочего места, которое нужно проанализировать.

2. Регистрация данных необходимых для изучения – получение информации касательно организации рабочего места (площадь, средства труда, рабочая сила, предмет труда и условия труда)

3. Детальное изучение существующей ситуации в процессе обсуждения. Необходимо выявит недостатки, и предложить меры по улучшению

4. Проектирование эргономической организации рабочего места состоит в проектировании новых вариантов на основе эргономических принципов и правил, из которых отбирается вариант с наибольшими преимуществами. На этом этапе существуют следующие операции: проектирование вариантов организации рабочего места, расчет экономической эффективности и выбор оптимального варианта.

5. Разработка трудовых нормативов или норм, с целью определения затрат труда для реализации элементов трудового процесса.

С целью адаптации человеческого фактора его производственной деятельности при эргономическом проектировании рабочего места будут учитываться антропометрические размеры, которые варьируют от человека к человеку в зависимости от пола, географической зоны, режима.

Что касается человеческого тела в проектировании рабочих мест необходимо обеспечить: удобное положение головы, правильное положение при трудовой деятельности, высота.

Принципы эргономической организации рабочих мест:

1. Экономия движения, что позволит рабочему не затрачивать дополнительные усилия, удаление во времени ощущения усталости и поддержания на удовлетворительном уровне работоспособности.

2. Одновременное осуществление деятельности по пассивному наблюдению за функционированием оборудования (процессов) и ручной деятельности

3. Одновременное осуществление ручных процессов двумя руками

4. Перемещения могут быть сокращены посредством правильного планирования рабочего места, соответствующее размещение оборудования позволит сократить расстояние для перемещения

5. Использование гравитации.

Классификацию рабочих мест осуществляют оценщики – специалисты по компенсациям с привлечением наиболее квалифицированных и опытных работников, а также руководителей различных структурных подразделений.

Метод классификации – наиболее распространенный. В нашей стране многие десятки лет он являлся основным методом оценки рабочих мест. Организация рабочего места методом классификации в современной компании осуществляется в два этапа – вначале разрабатывается система классификации организации рабочего места, а затем, собственно, проводится оценка рабочих мест.

Разработка системы классификации организации рабочего места, безусловно, является самым сложным этапом внедрения метода классификации, и должна быть завершена созданием справочника-классификатора работ компании. В качестве примера такого справочника можно использовать разработанный в нашей стране в 1980-х годах Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). При конструировании справочника-классификатора работ последовательно проводятся следующие основные мероприятия:

- создается специальная комиссия по разработке корпоративного справочника-классификатора работ,

- идентифицируются все существующие и потенциальные рабочие места компании,

- группируются все идентифицированные рабочие места в разрезе производств и видов работ,

- ранжируются все идентифицированные и сгруппированные рабочие места по принятому в компании числу уровней (грейдов),

- всем рабочим местам (работам) в разрезе грейдов и должностей дается тщательная характеристика.

Утвержденный руководством компании с учетом мнения профсоюзной организации справочник-классификатор работ затем используется в качестве эталонного документа.

В дальнейшем оценка того или иного рабочего места компании проводится путем сравнения описания рабочего места и эталонных характеристик справочника-классификатора. В результате сравнения оценщик определяет наиболее близкую данному рабочему месту эталонную характеристику, и, соответственно, грейд данного рабочего места, а также наименование должности работника, который должен выполнять работу на данном рабочем месте.

Пути совершенствования организации рабочих мест

Пути совершенствования организации рабочих мест:

1. Техническое и организационное оснащение рабочих мест. Техническое оснащение это обеспечение рабочего места передовым оборудованием. Организационное оснащение это обеспечение мебелью, информационными средствами, сигнализацией и т.д.

2. Поддержание и техническое обслуживание оборудования. Планово-предупредительный ремонт оборудования осуществляется в соответствии с планом ремонта. Об уровне обслуживания оборудования можно сделать вывод путем оценки удельного весе времени полезной работы.

2. Снабжение рабочих мест должно осуществляться ритмически. А метод снабжения: централизованный или децентрализованный зависит от производственного процесса, типа продукции, рабочего места

3. Планирование рабочих мест состоит в рациональном размещении оборудования таким образом, чтобы перемещения на рабочем месте были короткими по продолжительности и по расстоянию. Таким образом, будет осуществляться принцип экономии движения.

4. Оптимизация условий труда и окружающей среды (см. Следующую тему)

5. Способ организации команд: индивидуальный или коллективный. Специализация и кооперация деятельности в команде.

6. Режим работы и отдыха. Разрабатывается норматив времени для отдыха посредством его распределения в форме микро-перерывов во время смены. Таким образом, можно поддерживать на удовлетворительном уровне производительность труда и работоспособность исполнителя.

Практические советы по совершенствованию организации рабочих мест:

1. На рабочей поверхности должны быть только те материалы и инструменты, которые используются в данный день

2. Должно существовать постоянное место для всех материалов

3. Часто используемые материалы и инструменты будут размещаться ближе, реже используемые – дальше от места использования

4. Коробки и контейнеры, движущиеся посредством гравитации, должны подносить материалы ближе к месту использования

5. Должны обеспечиваться условия для удовлетворительной освещенности, используя местное освещение

6. Высота рабочего места и стула должны позволять совмещение положений стоя и сидя

7. Должно быть сокращено к минимуму количество и разнообразие используемого оборудования и инструментов

8. Каждый рабочий должен быть обеспечен необходимой мебелью, спроектированной с эргономической точки зрения.

Основные требования к организации рабочего места в офисе

Для оптимальной планировки рабочего места используется два стола с выдвижной полкой для клавиатуры. Вращающийся стул с подлокотниками оснащен пневматической системой регулировки высоты и угла наклона спинки. Дисплей имеет плоский цветной экран размером 17 дюймов по диагонали. Используется электронно-лучевая трубка. Есть возможность раздельной настройки яркости и контрастности фона, вертикальной и горизонтальной разверстки и снятия электромагнитного поля экрана. Доступна функция изменения теплоты цветов в пределах от 15 до 3 Ккал. Дисплей установлен на подвижной шарнирной опоре, что позволяет изменять угол обзора. Клавиатура и мышь подключены к системному блоку через инфракрасные порты, что исключает наличие проводов и повышает мобильность этих устройств.

Благодаря поворотному креслу на колесиках, есть возможность свободно работать с принтером и сканером. Угловая планировка рабочего места позволяет избежать лишних движений в процессе работы и при использовании периферийных устройств, так как до них можно легко достать рукой. Компоновка компьютерной мыши и клавиатуры на одной изогнутой полке объясняется тем, что 65% операций на компьютере осуществляется графическим манипулятором, следовательно, его необходимо разместить как можно удобнее.

Для снижения утомления и напряжения рук менеджера в процессе работы выполняются следующие требования по планировке рабочего места:

- клавиатура располагается так, чтобы руки менеджера были направлены вниз, т. е. уровень клавиатуры должен быть ниже уровня локтевого сустава;

- на кресле предусматриваются подлокотники, чтобы создать опору для локтевых суставов;

- компьютерная мышь располагается на одном уровне с клавиатурой, чтобы руки в процессе работы находились на одном уровне, что избавит от усталости в плечах;

- у клавиатуры предусматриваются специальные упоры для поддержания кистей рук.

В соответствии с санитарными нормами на одно рабочее место, оснащенное компьютером, предусматривается не менее 6 м2 площади и кубатура не менее 19,5 м3.

Условия труда менеджера при работе на компьютере характеризуется возможностью воздействия на него следующих производственных факторов: шума, тепловыделений, ионизирующих и неионизирующих излучений, специфических условий зрительной работы.

Микроклимат на рабочем месте оказывает большое влияние на состояние здоровья и производительность труда менеджера. Ввиду того, что видеотерминалы являются источником тепловыделений, это может привести к повышению температуры и снижению относительной влажности воздуха на рабочих местах, что способствует раздражению кожи. В соответствии ГОСТ 12.1.005-88 работы, выполняемые менеджером, который пользуется компьютером, относятся к категории 1а. Для помещения, где размещено рабочее место менеджера, принимаются следующие допустимые микроклиматические условия, приведенные в таблице 1.

Таблица 1. Микроклиматические условия

Период года

Температура воздуха, СО

Скорость движения воздуха, м/с

Относительная влажность воздуха, %

Холодный

22-24

<0.1

40-60

Теплый

23-25

<0.1

40-60

С учетом специфики производственного процесса, т. е. повышенной температуры и пониженной влажности в помещении, организуется система вентиляции на базе одного кондиционера с возможностью регулировки температуры и влажности воздуха, а также предусматривается приточная система вентиляции.

Отопление помещения – центральное водяное от городских тепловых сетей. Возможно, использование электрического обогревателя средней мощности на особо холодный период времени и во время демисезонного отключения отопления.

Основными источниками шума на рабочем месте менеджера, оборудованном видеотерминалами, являются копировальная техника, принтер, сканер, факс, модем и оборудование для кондиционирования воздуха, в самих видеотерминалах – вентиляторы систем охлаждения и трансформаторы.

Допустимые параметры уровней звука и звукового давления по ГОСТ 12.1.003-83 представлены в таблице 2.

Таблица 2. Допустимые уровни звука и звукового давления

Вид трудовой деятельности, рабочие места

Уровни звукового давления, Дб, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц

Уровень звука и эквивалентный уровень звука, дБА

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

Работа в залах обработки информации на вычислительных машинах

96

83

74

68

63

60

57

55

54

65

Уровень шума на рабочем месте менеджера при работе на компьютере не превышает 65 дБА, при работе на принтере он превышает нормы на 2-3 дБА.

Снижение шума обеспечивается за счет использования современного малошумного оборудования (современных компьютеров, дисководов, лазерных принтеров, сканеров и т. д.), применением звукопоглощающих материалов при облицовке помещения, различных звукопоглощающих устройств (прокладок под принтер) и, кроме того, рациональной планировкой рабочего места и удалением принтера и дисководов от менеджера, работающего на видеотерминале.

Важное место в комплексе мероприятий по охране труда и оздоровлению условий труда занимает создание оптимальной световой среды, то есть рациональная организация естественного и искусственного освещения помещения и рабочих мест.

На рабочем месте в светлое время суток предусматривается естественное одностороннее боковое освещение (КЕО=1,2% в соответствии с СНБ 2.04.05-98). Экран дисплея развернут боком к окну. Окна снабжены светорассеивающими шторами.

Искусственное освещение должно создавать хорошую видимость информации на экране видеотерминала и рабочих материалов на столе. Для освещения рабочего места менеджера применяется комбинированное освещение (общее + местное). Освещенность рабочих поверхностей при комбинированном искусственном освещении в соответствии с СНБ 2.04.05-98 составляет 500 лк. Для исключения засветки экрана прямыми световыми потоками светильники общего освещения с люминесцентными лампами располагаются сбоку от рабочего места под потолком параллельно линии зрения менеджера. Местное освещение обеспечивается светильниками, устанавливаемыми непосредственно на рабочем столе ниже или на уровне линии зрения менеджера, чтобы не вызывать ослепления.

Вся вычислительная техника и многие другие виды оборудование представляют для человека с точки зрения поражения электротоком потенциальной опасности, так как в процессе эксплуатации или при проведении профилактических работ человек может коснуться частей оборудования, находящихся под напряжением.

Помещение, в котором находится рабочее место менеджера, относится к помещениям без повышенной опасности. В нормальных условиях электрические сети достаточно безопасны, так как они надежно изолированы, и окружающая среда практически не разрушает изоляцию; кроме того, в помещении выполнены следующие мероприятия по защите людей от поражения электрическим током:

1) защитное заземление – заземляются системный блок и защитный экран дисплея;

2) части оборудования и проводка, находящиеся под напряжением, надежно защищены и расположены в недоступных местах;

3) защитное зануление.

Благодаря заземлению и почти полному отсутствию открытых металлических частей на современной компьютерной технике, опасность возникновения зарядов статического электричества очень мала. Для уменьшения интенсивности генерации электрических зарядов покрытие полов выполняется из антистатического линолеума.

В рабочем кабинете менеджера в непосредственной близости друг от друга располагаются соединительные провода, коммутационные кабели, аппаратура, устройства, узлы которых нагреваются до 80-100 С0. Для отвода избыточной теплоты от персонального компьютера служат системы вентиляции и кондиционирования воздуха. При этом возможно оплавление изоляции соединительных проводов, их оголение, и, как следствие, короткое замыкание, которое сопровождается искрением.

Пожарная опасность помещения определяется особенностями выполняемого в нем технологического процесса, свойствами применяемых веществ и материалов. Здания, в котором находится рабочий кабинет менеджера, относятся к 2 степени огнестойкости.

Для предотвращения распространения огня во время пожара с одной части здания на другую в здании устроены противопожарные преграды в виде противопожарных стен, перегородок. Конструкции изготовлены из кирпича, стекла, металла. Деревянные конструкции пропитаны антиперином. На случай вынужденной эвакуации людей при пожаре из здания, где расположен кабинет менеджера, имеются эвакуационные выходы и пути, на которых предусмотрены искусственное освещение.

Здание относятся ко второй категории по молниезащите. Молниезащита защита выполнена стержневыми молниеотводами.

Для ликвидации пожара в помещении, где расположено рабочее место менеджера, применяются первичные средства пожаротушения. На лестничной клетке находится специальный ящик с песком. На стене имеется ящик с пожарным стволом и пожарным рукавом из тканевого материала. В рабочем кабинете висит огнетушитель типа ОУ-2.

В кабинете под потолком имеются четыре дымовых пожарных извещателя системы сигнализации, предназначенной для обнаружения и оповещения о пожаре.

Оснащение и обслуживание рабочего места

Оснащение рабочего места представляет собой совокупность расположенных в пределах рабочего места основного технологического и вспомогательного оборудования, технологической и организационной оснастки, инструмента, технической документации, средств связи и сигнализации, средств охраны труда. Набор этих средств зависит от технологического назначения рабочего места, уровня его специализации, системы обслуживания рабочих мест.

Конкретные виды оснащения, которые могут быть самыми разнообразными, должны соответствовать особенностям каждого рабочего места и обеспечивать рациональное использование рабочего времени, экономию физиологических усилий, безопасность труда, комфортность и эффективность работы.

Типичными основными видами оснащения являются следующие:

- основное технологическое оборудование, которое предназначено для выполнения основной работы на данном рабочем месте. Это могут быть станки, механизмы, агрегаты, аппараты, конвейерные линии, счетная и вычислительная техника, персональные компьютеры, печатно-множительная техника, пульты управления и т.п.;

- вспомогательное оборудование – индивидуальные подъемно-транспортные устройства, транспортеры, тележки, рольганги, склизы для перемещения материалов и др.:

- технологическая оснастка – рабочие и мерительные инструменты, приспособления, запасные части, канцелярские принадлежности для служащих, сменные принадлежности типа картриджей и т.п. для печатно-множительной техники;

- рабочая документация и специальная литература – инструкции, технологические карты, правила техники безопасности, картотеки, дела, справочники, пособия и др.;

- организационная оснастка, к которой относятся рабочая мебель (столы, верстаки, стулья, кресла, шкафы, тумбочки, стеллажи, полки), часы, средства для размещения технологической оснастки и рабочих документов (ложементы, пюпитры, картотеки), приспособления типа подставок, приставок к столам, подлокотников, подножных решеток, упоров;

- средства безопасности – ограждения, экраны, средства индивидуальной защиты (очки, респираторы, перчатки, специальные одежда и обувь), средства противопожарной защиты, вытяжная вентиляция, предупреждающие об опасности надписи и графика др.;

- средства освещения (общего для всего помещения и местного для рабочей поверхности или пространства);

- средства связи с другими рабочими местами и с местом руководителя;

- средства сигнализации (звуковые, световые, знаковые) о неисправностях, аварийных ситуациях;

- рабочая тара для сырья, материалов, полуфабрикатов, готовых изделий, отходов производства (контейнеры, поддоны, коробки, ящики);

- средства для поддержания на рабочем месте нормального микроклимата;

- хозяйственные средства для ухода за оборудованием и рабочим местом (щетки, ветошь, совки, веники, масленки, урны для мусора и др.)

Могут быть и другие виды оснащения. Главное требование к перечисленному оборудованию и оснастке – качество и обеспечение высокой производительности.

Средства оснащения подразделяются на постоянные и временные. К предметам постоянного пользования относится все, что должно находиться на рабочем месте, независимо от характера выполняемой работы:

- оборудование;

- постоянно используемые приспособления и инструменты;

- подъемно-транспортные устройства;

- вспомогательные материалы и инструменты по уходу за оборудованием;

- инвентарь постоянного пользования и др.

Переменные, в отличие от постоянных, придаются рабочему месту для проведения разовых, или случайных работ:

- приспособления для данной операции;

- рабочие и мерительные инструменты;

- тара для обработки, хранения и передачи данной конкретной продукции.

К каждой разновидности элементов оснащения рабочих мест предъявляются определенные требования.

Основное и вспомогательное оборудование должно обеспечивать: удобство его обслуживания, наладки и ремонта; рациональную рабочую позу (лучше переменную) исполнителя; безопасность эксплуатации и ремонта; возможность применения прогрессивных приемов и методов труда; удобство и легкость управления; экономию физиологических усилий работников и снижение нервно-психической нагрузки на них.

Размещение организационной оснастки должно соответствовать последовательности выполняемых работ и быть подчинено удобству пользования ею. Необходимо предусматривать раздельное хранение документации, режущих, мерительных и вспомогательных инструментов, запасных частей и приспособлений.

Столы и стеллажи, на которых хранятся предметы труда, должны располагаться так, чтобы соответствовать по высоте или быть несколько выше уровня обработки деталей, а высота столов или стеллажей для готовой продукции – соответствовать уровню ее обработки или быть несколько ниже его.

При выборе рабочей мебели необходимо считаться с антропометрическими данными и полом работников, иметь регулируемые по высоте сидения и регулируемые по углу наклона спинки сидений. Высота рабочей поверхности столов выбирается с учетом характера работы и пола работников. Например, для женщин, выполняющих очень тонкие зрительные работы, высота поверхности стола рекомендуется в размере 930 мм, а при сборке крупных деталей – 630 мм. Для мужчин эта высота будет равна соответственно 1020 и 680 мм.

Мебель по своим габаритам не должна загромождать рабочее место, а ее количество нуждается в обосновании, при этом следует руководствоваться необходимостью рационального использования производственной площади.

Количество полок в шкафах и стеллажах, ящиков в тумбочках и столах должно быть достаточным для размещения технологической оснастки, рабочей документации, предметов хозяйственного обихода. Если полы в помещении не имеют деревянного или линолеумного покрытия, то в местах, где непосредственно выполняют свои производственные функции работники, следует устанавливать деревянные подставки для ног.

Большое значение имеет выбор средств освещения. При освещении рабочих мест необходимо обеспечить достаточный уровень общего освещения, специальное освещение рабочей поверхности или пространства, одинаковость освещения разных приборов, контраст между рабочими элементами и фоном, отсутствие слепящего действия света.

Обслуживание рабочих мест является важной частью производственного процесса и имеет своей целью обеспечение их средствами и предметами труда, необходимыми для осуществления производства. Такое обслуживание включает:

- своевременное доведение до рабочих производственного задания с соответствующей документацией;

- бесперебойное снабжение рабочих мест материалами, заготовками, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, инструментом и приспособлениями;

- ремонтное обслуживание, наладочные и транспортные работы, контроль качества продукции, поддержание чистоты на рабочих местах.

Эффективность труда вспомогательных рабочих, выполняющих перечисленные функции, во многом зависит от того, какая система обслуживания основных рабочих принята на предприятии. Система обслуживания представляет собой комплекс регламентированных по объему, периодичности, срокам и методам мер, определяющих сферу деятельности отдельных групп вспомогательных рабочих по обеспечению основных рабочих материалами, инструментом, документацией и комплексом услуг и работ, необходимых для бесперебойного высокопроизводительного труда. Она должна соответствовать типу производства и характеру труда на рабочих местах основного производства, быть увязана со структурой производства и управления, обеспечивать комплексность обслуживания.

Система обслуживания рабочих мест базируется на функциональном разделении труда на предприятии, в результате которого основные рабочие максимально высвобождаются от выполнения вспомогательных работ, а каждая функция обслуживания осуществляется определенными профессионально-квалификационными группами вспомогательных рабочих.

Различают следующие функции обслуживания рабочих мест:

- производственно-подготовительная – комплектование предметов труда, выдача производственного задания и технической документации, проведение производственного инструктажа;

- инструментальная – обеспечение инструментом и приспособлениями;

- наладочная – наладка, переналадка и подналадка оборудования и технологической оснастки. Первоначальная наладка заключается в установке, оснащении и регулировке нового оборудования; переналадка – в смене оснастки и регулировки оборудования при переходе к производству нового изделия; подналадка – в устранении появившихся в ходе выполнения производственного задания нарушений в работе оборудования и оснастки;

- контрольная – контроль качества продукции и соблюдение технологического режима, предупреждение брака, обслуживание и ремонт мерительного инструмента и контрольно-измерительной аппаратуры;

- транспортно-складская – приемка, учет, хранение и выдача материалов, деталей, доставка к рабочим местам предметов и средств труда;

- поддержания в рабочем состоянии основного и вспомогательного оборудования, включающая его профилактическое обслуживание и ремонт;

- энергетическая – обеспечение рабочего места всеми видами энергии;

- ремонтно-строительная – текущий ремонт производственных помещений, строительство мелких вспомогательных помещений, ремонт дорог и подъездных путей;

- хозяйственно-бытовая – систематическая уборка производственных помещений и территорий, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание.

Все эти функции могут выполняться по различным системам – централизованной, децентрализованной и смешанной.

При централизованной системе обслуживание осуществляется едиными функциональными службами предприятия.

Децентрализованная система предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия).

При смешанной (комбинированной) системе одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие – децентрализовано.

Значительными организационными и экономическими преимуществами обладает централизованное обслуживание. Оно позволяет более рационально использовать работников обслуживающих служб, концентрировать их усилия в необходимый период на определенных участках обслуживания, механизировать труд и т.д. При этом улучшаются возможности для организации внутрипроизводственного планирования работ по обслуживанию, что повышает их качество, надежность, своевременность, экономичность. При децентрализованной системе каждый руководитель цеха имеет в своем подчинении вспомогательных рабочих, которые выполняют весь комплекс необходимых работ. Это обеспечивает своевременность и оперативность их выполнения. Однако, при этой системе сложно обеспечить нормальную и стабильную занятость вспомогательного персонала, рациональное его использование в соответствии с квалификацией. Наибольшее распространение на предприятиях получила смешанная (комбинированная) система обслуживания, при которой часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть – децентрализовано.

На выбор системы обслуживания влияют масштаб и тип производства, производственная структура предприятия, качественный уровень имеющегося оборудования, сложность выпускаемой продукции, требования к ее качеству, планировка производственных площадей и др. Однако, во всех случаях, критерием выбора оптимальной системы обслуживания является минимум затрат рабочего времени и материальных ресурсов на обслуживание при высоком качестве последнего.

С этой точки зрения в основу построения любой из перечисленных систем должны быть заложены следующие принципы:

- планово-предупредительный, профилактический характер;

- гибкость;

- комплексность;

- высокое качество обслуживания;

- экономичность.

Планово-предупредительный, профилактический характер обслуживания означает согласование системы обслуживания с оперативно-календарным планированием хода основного производства, предварительную подготовку и доставку всего необходимого для эффективного функционирования рабочего места.

Гибкость системы означает возможность ее оперативной перестройки в связи с возможными отклонениями от нормального хода процесса обслуживания.

Комплексность системы предполагает согласование и увязку между собой всех функций обслуживания, выполняемых различными службами предприятия в течение одного и того же промежутка времени и на одних объектах.

Высокое качество и экономичность обеспечиваются соответствующей квалификацией вспомогательных рабочих при оптимальной их численности, четкой организацией труда, обеспечением всем необходимым для выполнения своих функций.

Конкретное обслуживание рабочих мест может осуществляться в виде одной из трех основных форм: стандартной, планово-предупредительной и дежурной.

Стандартное (регламентированное) обслуживание позволяет строго увязать работу обслуживающего персонала с графиком работы основного производства и тем самым сводит к минимуму простои основных рабочих и оборудования. К достоинствам данной формы обслуживания относятся обеспеченность полной загрузки вспомогательных рабочих, сокращение затрат времени на обслуживание, высокое качество работ. Эта система наиболее целесообразна в условиях массового и крупносерийного производства.

В серийном производстве, где существует большая вероятность возможных отклонений от нормального течения производственного процесса, целесообразно использовать планово-предупредительное обслуживание. Эта форма носит предупредительный характер, который находит выражение в предварительном комплектовании рабочей документации, инструментов и приспособлений, заготовок, проведении ремонтов, наладок и других работ. Таким образом, обеспечивается четкая и ритмичная работа обслуживающего персонала и минимальная вероятность возникновения простоев у основных рабочих.

Дежурное обслуживание используется в единичном и мелкосерийном производстве и характеризуется отсутствием заранее разработанных графиков и расписаний. Оно осуществляется по вызовам основных рабочих по мере необходимости. Обязательным условием для этой системы является наличие оперативной связи рабочих мест со вспомогательными службами и диспетчерским пунктом.

Говоря о целесообразности той или иной формы обслуживания основного производства, было бы неправильно рекомендовать в чистом виде ту или иную. Любому типу производства свойственны не только закономерные процессы, но и случайные отклонения от них. Поэтому каждую систему регламентированного обслуживания, предупреждающую большую часть возможных отклонений от нормального хода производственного процесса, но не исключающую их возникновения, должна дополнять другая система, быстро реагирующая на различные отклонения и устраняющая их.

Таким образом, речь идет о смешанной системе, при которой часть функций обслуживания производства осуществляется по заранее разработанному регламенту, а часть – по мере возникновения тех или иных отклонений от регламента. Оптимальное соотношение между объемами регламентированного и нерегламентированного обслуживания зависит от многих факторов. Необходимо оценивать преимущества и недостатки каждой системы и находить оптимальные в экономическом отношении решения.

В общем виде разработка системы обслуживания рабочих мест, включает:

- выбор форм ее организации;

-определение профессионального состава обслуживающего персонала;

- установление ее регламентации;

-обеспечение обслуживающего персонала соответствующей технической и инструктивной документацией;

-расчет норм обслуживания;

-организацию труда и оснащение рабочих мест вспомогательных рабочих;

-организацию регулярной и надежной связи между рабочими местами основного производства и обслуживающим персоналом.

Проектирование осуществляется в несколько этапов, выполняемых в следующей последовательности.

На первом этапе выявляются состав и объем работ по видам обслуживания для каждого рабочего места основных рабочих и устанавливается функциональное содержание системы обслуживания.

На втором этапе по всем функциям обслуживания на основании соответствующих нормативов формируются группы вспомогательных рабочих.

На третьем этапе определяются форма обслуживания, зоны обслуживания, связи между основными и обслуживающими рабочими.

На четвертом этапе разрабатывается регламент обслуживания, составляются графики-регламенты, рассчитываются маршруты и расписания перемещения вспомогательных рабочих, проектируется организация рабочих мест вспомогательных рабочих.

Литература

1. Зудина Л. Н. Организация управленческого труда: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М – Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.

2. Ивановская Л.В., Свистунов В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. – М.: ГАУ, 1995.

3. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих/ Минтруд РФ. – М.: Экономические новости, 1998.

4. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом. – М.: ГАУ, 1993.

5. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В. Стратегическое управление персоналом: Учебно-практическое пособие для студентов заочного образования. – М.: ИНФРА-М, 2000.

6. Липатов Б. С. Управление персоналом предприятий и организаций: Учебник. – М.: ТОО "Люкс-арт", 1996.

7. Кибанов А.Я. Оценка экономической эффективности совершенствования управления машиностроительным предприятием. – М.: МИУ, 1990.

8. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. – М.: ГАУ, 1994.

9. Книга для работника кадровой службы. – М.: Экономика, 1998.

10. Ниссинен И. Время руководителя: Эффективность использования. – М.: Вента-2,1998.

11. Научная организация труда в управлении производственным коллективом: Общеотраслевые научно-методические рекомендации. – М.: НИИ труда, 1991.

12. Охрана труда. – М.: ПРИОР, 1998.

13. Охрана труда: информационно-аналитический бюллетень. – Вып. 1.-М., 1998.

14. Оценка работников управления / Под ред. Г. X. Попова. – М.: Моек, рабочий, 1976. – С. 352

15. Питере Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. – М.: Прогресс, 1986.

16. Свенцицкий А. Л. Социально-психологическое исследование трудовой дисциплины в производственных коллективах // Психология – производству и воспитанию. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. – С. 12-19.

17. СергинА.М., Половинке В. С., Апенько С.Н. Рабочее место в банке: проблемы дисциплинированности и трудовой активности личности. –Л.: Высшая школа, 1987.

18. Социология труда / Под ред. Н.Ч. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

19. СпивакВ.А. Основы управления персоналом. – СПб., 1997.

20. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия.–М.: Дело, 1998.

21. Управление персоналом организации: Практикум: Учеб. пособие / Под. ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2004.

22. Фаустова Л. В. Социально-психологический анализ психического состояния удовлетворенности трудом // Психические состояния (Экспериментальная и прикладная психология). – Л., 1981. – Вып. 10.

23. Шадриков В. Д. Психологические аспекты расстановки кадров. – М., 1974. – С. 64.

24. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000.

25. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. – М.: Финансы и статистика, 1992.

26. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: ИНФРА-М, 1998.

27. ШурД.Л., Труханоеич Л.В. Кадры предприятия. 300 образцов должностных инструкций: Практическое пособие. – М.: Дело и сервис, 2001.

28. ШурД.Л., Труханоеич Л.В. Кадры предприятия. 60 образцов положений об отделах и службах: Практическое пособие. – М.: Дело и сервис, 2001.

29. Экономика и социология труда: Учебник / В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлев; Под ред. В.В. Адамчука. – М.: Финстатинформ, 1999.

30. Ярочкин В.И. Предприниматель и безопасность. – Ч. 2. – М.: Экспертное бюро, 1994.

31. Ядов В. А., Кисселъ А. А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического истолкования // Социологические исследования. – 1974. – № 1. – С. 78-87.