Оптовая торговля и товарооборот

Оптовая торговля и товарооборот.

Статьи по теме
Искать по теме

Оптовая торговля и ее роль в товарообороте

Оптовая торговля – это все виды деятельности, связанные с продажей товаров и услуг тем, кто перепродает их или использует в корпоративных целях. К оптовой торговле не относится сбытовая деятельность производителей (их основная функция – производство) и розничных торговцев.

В настоящее время все большую популярность приобретает теория "ненужности оптовых торговцев", основанная на том, что оптовая торговля является отраслью-паразитом, и увеличивает стоимость продукции для конечного потребителя. В данном разделе мы попытаемся разобраться в этом вопросе.

Оптовые торговцы (их еще называют дистрибьюторами) во многом отличаются от розничных:

1) оптовики меньше занимаются продвижением, их не очень интересует атмосфера и расположение собственных заведений;

2) объем оптовых сделок, как правило, больше, а количество меньше, чем в розничной торговле;

3) правительство по разному подходит к регулированию оптовой и розничной торговли, что находит свое отражение в законодательстве и налогах.

Но, учитывая суть оптовой торговли, являющейся посредником, возникает логичный вопрос: "Зачем вообще нужны оптовые торговцы? Неужели производители не могут обойтись без них, напрямую продавая свои товары магазинам или конечным потребителям?". Ответ прост – они нужны, если выполняют свои функции эффективнее других, они берут на себя функции посреднического института, деятельность которого, в итоге, снижает издержки как производителя (на сбыт произведенной продукции), так и потребителя (на снабжения необходимой продукцией).

Таким образом, оптовая торговля является необходимым институтом на этапе продвижения товара от производителя к конечному потребителю, выполняя следующие функции:

1) оптовики облегчают производителям (и делают это с меньшими затратами) доступ к большому числу корпоративных покупателей;

2) оптовики имеют более широкий круг связей, и порой покупатели доверяют им больше, чем производителям (неизвестно где находящимся);

3) оптовые торговцы способны производить отбор товара и составлять такой ассортимент, какой нужен покупателям, тем самым, избавляя розничных торговцев от лишней работы;

4) оптовики помогают своим корпоративным покупателям экономить средства, поставляя товар с меньшими затратами (и ценами);

5) оптовики сами занимаются хранением товара, сокращая таким образом затраты и риски поставщиков и покупателей;

6) оптовики могут обеспечить быструю доставку товаров покупателям, потому что находятся к ним ближе, чем фирма-производитель;

7) оптовики осуществляют финансирование своих клиентов, предоставляя кредиты и оплачивая большие партии товара;

8) оптовые торговцы принимают на себя часть риска, получая право собственности на товар и неся потери из-за воровства, повреждения, порчи, старения продуктов;

9) оптовые торговцы предоставляют своим поставщикам и покупателям информацию о деятельности фирм-конкурентов, появлении новых продуктов, изменении цены и т.д.;

10) оптовики нередко помогают розничным торговцам совершенствовать их деятельность, обучая продавцов, принимая участие в разработке планировки магазина и оформления витрин, устанавливая новые системы учета и контроля запасов. Они могут также оказывать помощь и промышленным покупателям, предоставляя им услуги по обучению и техническому обслуживанию.

В последние годы оптовики начали ощущать усилие конкуренции в сфере оптовой торговли. Они столкнулись с новыми ее источниками, требовательными покупателями, новыми технологиями, ростом количества программ прямых закупок со стороны крупных промышленных, организационных и розничных покупателей. Как следствие, им приходится разрабатывать соответствующие стратегии реагирования. Одним из основных направлений стало повышение эффективности использования основных средств, улучшение работы с товарами.

Несмотря на изменение бизнес среды в сфере обращения и возрождение "теории ненужности оптовых торговцев", нельзя игнорировать социальный характер оптовой торговли. Оптовая торговля по-прежнему работает с широкой номенклатурой товаров и заключает сделки с большим числом производителей, что подтверждает выполнение ею своей социальной роли.

В настоящее время в результате изменений на рынке, а именно диверсификации и сокращения цикла внедрения, развития информатизации, системы обращения и проникновения, место оптовой торговли традиционного типа в сфере обращения относительно уменьшается. Но, ряд оптовых компаний осуществляют реформаторскую стратегию выживания, наиболее примечательными формами, которой являются: деятельность по поддержке розничных магазинов, по перевозке большими партиями с высокой частотой, "система оптовика-главного снабженца", кооперация в сфере товародвижения.

Поэтому, существование оптовой торговли в такой же форме, как и десятилетие тому назад, конечно, уже не возможно, но, если, оптовый торговец, стараясь сохранить и упрочить свою конкурентную позицию, применяет новейшие технологии управления продажами, то его деятельность, по-прежнему будет являться необходимым связующим звеном между производителем и потребителем, обеспечивая каждому значительную экономию издержек.

Сущность, содержание и виды оптового товарооборота

На современном этапе, в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение. Именно оптовая торговля является активным проводником товаров отечественного производства и достаточно большой массы товаров зарубежной продукции на внутренний рынок; она заставляет наших производителей поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

В данном разделе мы рассмотрим какие виды оптовой торговли присутствуют на сегодняшнем российском рынке.

Общую структуру оптовой торговли, функционирующей в России, можно представить в виде следующей схемы (рисунок 1).

Рисунок 1.

Структура оптовой торговли России

Оптовая торговля и товарооборот

В настоящее время основными формами оптовой торговли являются:

1) транзитная, когда оптовая база продает товары без завоза на свои склады, сразу конечному пользователю;

2) складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов.

Результатом этих форм продажи является оптовый транзитный оборот и складской товарооборот, на который приходится больший удельный вес.

Транзитный товарооборот подразделяется:

1) товарооборот с участием в расчетах. Торговая фирма оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, которую затем получает от своих покупателей;

2) товарооборот без участия в расчетах. Поставщик предъявляет к оплате счет непосредственно покупателю.

При организации транзитного оборота оптовая база выполняет посредническую роль между поставщиками и получателями за отдельную плату.

При этом она заключает с поставщиком и получателем продукции договоры, контролирует выполнение договоров. Трудоёмкость транзитного оборота значительно ниже складского, поэтому при относительно высоких размерах наценок он выгоден для оптовых баз. Обоснованием для транзитной отгрузки товаров является наряд, который выписывается оптовым предприятиям и адресуется конкретному поставщику-изготовителю, а копия высылается в адрес покупателя – клиента базы.

При складской форме торговли используются следующие методы оптовой продажи товаров со склада:

1) личная отборка товаров покупателями, практикуется по изделиям сложного ассортимента (автомобили, меха, новейшие модели швейных изделий, мебель и т.п.), когда нужен выбор с учетом цвета, модели, рисунка;

2) продажа товаров через передвижные комнаты товарных образцов, которые оборудуются в кузовах автомашин, оснащаются выдвижными ящиками, витринами с образцами, рекламными альбомами, каталогами, бизнес-картами, на базе которых товаровед оформляет заявки на доставку товаров покупателям;

3) продажа товаров через автосклады, которые загружаются товарами на базе и, выезжая по графику, отпускают товары магазинам;

4) посылочная торговля, обеспечивает население в форме индивидуальной или розничной торговли через магазины мелкооптовой посылочной торговли;

5) подборка товаров в соответствии с заявками, заказами, оформленными письменно, по телефону, телеграфу, телефаксу со стороны потребителей;

6) привлечение при формировании портфеля заказов многочисленных торговых агентов или коммивояжеров.

Продажа товаров на оптовых рынках регулируется гражданским законодательством, в основе которого лежит признание равенства участников хозяйственных отношений, неприкосновенности их собственности, свободы выбора партнёров.

В последнее время широкое распространение получили мелкооптовые магазины-склады типа "кэш энд керри " что в переводе означает "плати и увози". Этот тип магазинов ориентирован на обеспечение мелких потребителей: владельцев ларьков, павильонов, торговых лотков и др. Такого типа магазины-склады действуют по принципу самообслуживания. Они отличаются высокой товарооборачиваемостью с минимальными эксплуатационными расходами, так как не имеют традиционных комплектовочных и экспедиционных помещений и дорогостоящего подъёмно-транспортного и погрузочно-разгрузочного оборудования, присущих крупным складам. Сокращается также объем учетно-расчетных операций в связи с отсутствием безналичного отпуска и в кредит. Невысокий уровень расходов позволяет устанавливать более низкие цены. Закупки для магазинов-складов ведутся напрямую с промышленных предприятий.

Важной формой оптовой торговли является биржевая торговля. На бирже товары продаются без осмотра, торговые сделки не заключаются. Товарные биржи осуществляют куплю и продажу не товаров как таковых, а контрактов на их поставку. При этом ведется свободная купля и продажа контрактов. Сделки заключаются только профессиональными посредниками – брокерами. Базисные рыночные цены устанавливаются биржевой котировкой и формируются под влиянием реальных соотношений спроса и предложения. Покупатель дает брокеру поручение на совершение биржевой сделки, в котором определяются конкретный товар, срок его поставки, цена.

Таким образом, существующее на сегодняшний день многообразие видов оптовой торговли порождено спросом конечных потребителей, для которых сущность оптовой торговли измеряется качеством предоставленной услуги; институт оптовой торговли является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях и устранению товарного дефицита, принимает участие в формировании региональных и отраслевых товарных рынков. Через оптовую торговлю усиливается воздействие потребителей на производителей, в свою очередь, изготовитель сам подбирает потребителей.

Анализ реализации товаров оптовым предприятием.

Основу коммерческой деятельности предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия.

Данный раздел будет посвящен вопросу образования товарооборота, как основы существования оптового предприятия.

Под товарооборотом торгового предприятия понимается сумма продажи им потребительских товаров за определенный период времени.

Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок и его конкурентную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.

Товарооборот торгового предприятия рассчитывается по формуле:

Оптовая торговля и товарооборот, (1)

где T – товарооборот,

ЦI – розничная цена I-го товара,

VI – объем продаж I-го товара,

I – общее количество наименований реализованных товаров.

Являясь основным оценочным показателем объема деятельности торгового предприятия, он служит также показателем формирования его ресурсного потенциала (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов) и затрат ресурсов (суммы и состава издержек). Поэтому анализ товарооборота оптового предприятия является главным инструментом для выработки стратегии развития, оценки его положения на рынке и объёма данного вида деятельности с позиции получения необходимой прибыли, так как основной целью деятельности предприятия в условиях рыночной экономики является максимизация прибыли.

В процессе анализа оптового товарооборота предприятия решают целый ряд задач, которые целесообразно разделить на две группы:

- задачи, связанные с реализацией;

- задачи, связанные с закупками товаров и услуг.

Для того, чтобы предприятие могло успешно функционировать в условиях рыночных отношений, необходимо решить эти задачи, посредством:

1) исследования всех сторон товарного рынка (процесса реализации в разрезе покупателей, степени удовлетворения их потребностей, уровня конкуренции и места предприятия на товарных рынках – в общем, оптовое предприятие должно оценить сильные и слабые стороны, как свои собственные, так и конкурентов, определиться с торговым ассортиментом, ценообразованием и продвижением товаров);

2) проведения анализа источников закупок (правил отбора по определённым критериям поставщиков товаров, выработки мер по активизации закупок, условий разовых и постоянных закупок, концентрации и распыления заказов, изучения политики цен, осуществления контроля за поступлением товаров).

Анализ товарооборота оптовых предприятий изучается на основе следующих показателей:

1) динамики общего объёма по видам и товарным группам оптового товарооборота в действующих и сопоставимых ценах. Основное место в общей оптовой продаже приходится на складской товарооборот и определённую часть составляет розничная продажа (реализация товаров со склада и через розничную сеть, созданную оптовыми базами). В процессе анализа необходимо дать ответ: имеется ли возможность расширить оптовую продажу по каким-либо товарам. Для этого необходимо выявить, будут ли предприятия – покупатели и частные предприниматели расширять свою деятельность, и по каким товарным группам имеется возможность расширить деятельность;

2) доли оптового товарооборота в разрезе товарных групп и по общему объёму на товарных рынках региона. Оптовому предприятию необходимо добиваться стабильности или увеличения своей доли по всем товарным группам и по общему объёму и чётко выявить факторы, оказавшие влияние на изменение этой доли. Особое внимание следует уделить сравнению показателей товарооборота оптового предприятия с показателями предприятий – конкурентов;

3) доли розничных и других покупателей в общем товарообороте, и оценить возможность работы с ними в перспективе;

4) анализа конъюнктуры в сфере оптовой торговли. Важно использовать информацию покупателей о спросе на продукцию;

5) отношения оптово-складского товарооборота к розничному и коэффициента звенности товародвижения, исчисляемого как отношение валового товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному) в динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по региону в целом;

6) коэффициента выполнения каждого контракта. Он исчисляется как отношение фактически поставленного количества товара к объёму поставок, предусмотренному на этот период, в контракте.

Кроме того, оптовое предприятие при анализе поставок и оценке их влияния на товарооборот должно учитывать целый ряд факторов связанных с ценообразованием. А именно: каковы средние затраты, которые соответствуют этим объёмам реализации; каков уровень рентабельности продаж. Следует проанализировать, как повлияло на развитие товарооборота и обеспечение прибыльной работы использование активных мер в области ценообразования. Эти меры являются составной частью стратегии маркетинга оптового предприятия.

Заключительным этапом анализа товарооборота оптового предприятия является:

1) расчёт влияния на изменения складского товарооборота изменений поставок товаров и товарных запасов (путём использования балансовой увязки показателей товарооборота);

2) изучение показателей эффективности, исчисленных как отношение оптового товарооборота к совокупным или отдельным ресурсам (затратам);

3) разработка мер по использованию резервов увеличения товарооборота и прибыли на данном этапе развития и в предстоящем периоде.

Таким образом, на основе анализа товарооборота предприятие выстраивает свою деятельность на следующий период, учитывая недостатки, допущенные в отчетном периоде, приводя их в соответствие с целями, стоящими перед оптовой структурой на плановый период.