Издержки обращения в торговле

Издержки обращения в торговле.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Экономическая сущность и классификация издержек обращения

Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей.

Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.

Издержки обращения характеризуются суммой и уровнем. Уровень в розничной торговле определяется в процентах к розничному товарообороту, в оптовой – в процентах к оптовому товарообороту с участием в расчетах.

Уровень издержек обращения – важный качественный показатель торговой деятельности. По этому показателю судят с одной стороны, о величине затрат в расчете на 1 руб. (1000 руб.) товарооборота, с другой – о доле торговых расходов в розничной цене, с другой – о доле торговых расходов в розничной цене, об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Для более глубокого познания сущности издержек и обеспечения возможности управления ими разработана система классификации затрат, т.е. их группировка по какому-либо предварительно разработанному или принятому признаку. Классификация позволяет непрерывно контролировать и анализировать издержки обращения по их разновидностям, следить за динамикой, выявлять изменения, тенденции с целью дальнейшего управления ими. Единая классификация издержек обращения дает возможность сопоставлять их не только с затратами внутри торгового предприятия, но и с затратами по другим магазинам. Можно тем самым сравнить качество управления в различных магазинах и в разных отделах.

Издержки обращения а отечественной экономике классифицируются по:

- видам и статьям расходов;

- по отраслям хозяйственной деятельности;

- по товарам.

Единая для всей сферы обращения номенклатура статей издержек обращения включает 15 статей (таблица1)

Таблица 1.

Номенклатура статей издержек обращения торговли

Номера

статей

Наименование статей

1

Расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки

2

Расходы на оплату труда

3

Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря

4

Амортизация основных фондов

5

Отчисления и затраты на ремонт основных средств

6

Износ санитарной одежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов

7

Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд

8

Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров

9

Расходы на торговую рекламу

10

Проценты на пользование кредитов и займов

11

Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации

12

Расходы на тару

13

Отчисления на социальные нужды

14

Налоги, отчисления, сборы, включаемые в издержки обращения

15

Прочие расходы

Потоварная классификация связана с различиями в уровнях затрат, вызванными неодинаковой издержкоемкостью товаров. В основе потоварной классификации лежит сумма расходов, приходящаяся на 1 рублю (100 или 1000 рублей) товарооборота.

С помощью специальных наблюдений выявлено, что уровень издержек обращения по товарным группам имеет весьма широкий диапазон колебаний, например он составляет:

- для яиц 50%;

- масла животного 6%;

- мебели 14,1%;

- консервов овощных 19,8%;

- картофеля 18,1%;

- часов 5,4%;

- ювелирных изделий 5,7% и т.п.

В целом по непродовольственной торговле уровень издержек обращения примерно составляет около 9-15%, по продовольственной – 6-15%, плодоовощной – 11-20%. Приведенные данные характерны для нынешнего состояния экономики. С улучшением или изменением торговли в целом они могут изменяться.

Помимо вышеперечисленных способов классификации затраты, включаемые в состав издержек обращения, классифицируются по различным признакам.

По участию в образовании стоимости все издержки делятся на чистые и дополнительные.

Чистые издержки обращения – это затраты торгового предприятия по обслуживанию акта купли-продажи товара и смены форм стоимости. Эти затраты общественно необходимы, по своей сути они непроизводительны и не создают потребительную стоимость, не увеличивают стоимость товара. К ним относятся расходы, связанные с рекламой, обслуживанием покупателей, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и т.п.

Дополнительные издержки обращения – это затраты торговых предприятий по выполнению операций, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся затраты на транспортировку, хранение, доработку, фасовку, упаковку товаров и т.п. В ходе выполнения этих операций товар как потребительная стоимость сохраняется, преобразуется и доводится до потребителя, одновременно увеличивается и его стоимость.

Таким образом, дополнительные издержки возмещаются за счет вновь созданной на предприятии стоимости, а чистые издержки – за счет вновь созданной стоимости и части стоимости, которую уступает торговцу производитель за осуществление окончательной реализации его товара.

В настоящее время доля чистых издержек обращения в общей их сумме возрастает, что диктуется требованиями рынка к повышению культуры обслуживания покупателей и конкурентоспособности предприятий.

По способу отнесения на отдельные товары и товарные группы издержки обращения делятся на прямые и косвенные.

Прямые издержки обращения – это затраты, которые на основании первичных документов напрямую могут быть отнесены на ту или иную товарную группу.

Косвенные издержки обращения невозможно напрямую без предварительных расчетов распределить между товарными группами. Как правило, их распределяют между товарными группами пропорционально какому-либо показателю (торговой площади, объему товарооборота, заработной плате торгово-оперативных работников и т.п.).

Данный способ классификации издержек обращения имеет важное значение для определения издержкоемкости реализации отдельных товаров (затрат на единицу товарооборота по товару или товарной группе), что, в свою очередь, необходимо для обоснования уровня торговой надбавки и исчисления рентабельности продажи отдельных товаров и товарных групп.

По составу различают простые и комплексные издержки. К простым относятся издержки, представляющие собой экономически одноэлементные расходы, неразложимые на разнородные составные части (например, расходы на оплату труда).

Комплексные издержки состоят из разных элементов затрат (например, прочие расходы включают командировочные расходы, износ нематериальных активов, налоги и обязательные платежи и др. расходы).

По рациональности использования все расходы можно разделить на производительные и непроизводительные.

Производительные расходы дают полезный результат: расходы на реализацию товаров обеспечивают предприятию получение розничного товарооборота. Непроизводительные расходы полезного результат не дают, но они бывают неизбежными в процессе осуществления предприятием торгово-хозяйственной деятельности. В торговле это прежде всего потери товаров в виде естественной убыли. Предприятие должно стремиться к снижению непроизводительных потерь путем улучшения организации доставки, хранения и реализации товаров.

По степени зависимости от изменения объема товарооборота издержки обращения подразделяются на постоянные и переменные.

Под постоянными понимаются такие издержки, сумма которых непосредственно не зависит от объема и структуры товарооборота, но их уровень изменяется в обратном по отношению к товарообороту направлении: с увеличением объема товарооборота уровень постоянных издержек обращения, исчисленный в процентах к товарообороту, снижается и наоборот. Постоянные издержки могут быть остаточными и стартовыми (рис. 1).

К остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что процесс реализации товаров на какое-то время полностью остановлен (плата за аренду помещения, коммунальные платежи, выплата заработной платы работникам в сумме минимального размера или части оклада и т.п.).

К стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением процесса реализации товаров (расходы на электроэнергию, уборку помещений, на заработную плату по ставкам и окладам и т.п.).

Рис. 1. Постоянные издержки обращения

Издержки обращения в торговле

Переменные издержки могут быть пропорционально-переменными, дегрессивно-переменными и прогрессивно-переменными.

Пропорционально-переменные издержки обращения изменяются в том же направлении и темпе, что и объем розничного оборота. Поэтому их сумма изменяется, а уровень остается без изменения.

Дегрессивно-переменные издержки обращения изменяются в относительно меньшей пропорции, чем объем розничного товарооборота, поэтому их уровень несколько снижается с увеличением товарооборота и возрастает в связи с его сокращением.

Прогрессивно-переменные издержки изменяются в относительно большей пропорции, чем объем розничного товарооборота, поэтому их уровень незначительно возрастает с ростом товарооборота и снижается в результате снижения его объема.

Деление издержек обращения на переменные и постоянные носит условный характер, поэтому их чаще называют условно-переменными и условно-постоянными (рис. 2).

Рис. 2. Различия между постоянными и переменными затратами

Издержки обращения в торговле

По видам затрат издержки обращения подразделяются на элементы и статьи, номенклатура и содержание которых установлены Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). В каждый элемент включаются расходы на конкретный вид ресурсов. Группировка затрат производится по следующим экономическим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Затраты, предусмотренные указанным Положением, включаются в издержки обращения.

2. Необходимость совершенствования анализа и планирования издержек обращения в условиях конкурсной среды

В рыночных условиях хозяйствования, когда организация осуществляет свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею. Поэтому встает задача определения не только явных бухгалтерских издержек обращения, но и неявных затрат, а также предстоящих издержек и издержек упущенных возможностей (недополучение прибыли).

Анализ издержек обращения направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей. В конкурентной борьбе предприятий за максимально высокую прибыль необходимо проводить систематический анализ фактических издержек с целью недопущения случаев их неэффективного расходования.

Полный анализ издержек обращения необходимо производить не реже одного раза в квартал, текущий – ежемесячно. Для достижения поставленной цели необходимо ежедневно проводить сравнительный анализ фактических издержек обращения с предельно допустимыми, нормативными, прогнозными, а также с индексами объемов продаж, валовых доходов, прибылью.

Изучение издержек обращения позволяет дать более правильную оценку показателей прибыли и рентабельности, генеральных, текущих и стратегических целей.

Задачами полного анализа издержек обращения является определение:

- ожидаемы (фактических) уровней выполнения плана издержек обращения и суммы затрат по общему уровню и по отдельным статьям расходов;

- динамики и степени выполнения плана по издержкам;

- размера и темпа изменения фактического (ожидаемого) уровня издержек обращения по сравнению с плановым уровнем;

- величины экономии или перерасхода средств по общему уровню и отдельным статьям;

- изменений размера влияния основных факторов на отклонение фактических затрат от плановых;

- изменений в издержках обращения подведомственных предприятий;

- издержкоемкости отдельных видов товаров; размера различий в сравнении с издержками конкурентов.

По итогам анализа составляется пояснительная записка, содержащая конкретные рекомендации по управлению издержками и ликвидации нерациональных текущих затрат в торговле.

Анализ издержек обращения осуществляется в основном по показателям их уровня, так как оценка затрат в стоимостном выражении не позволяет судить об их объективности.

Источниками информации для анализа издержек обращения служат:

- оперативные данные бухгалтерского учета;

- статистическая отчетность;

- материалы документальных ревизий;

- материалы инвентаризаций;

- материалы проверок;

- докладные записки;

- результаты наблюдений.

Анализ начинают с определения абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения:

А эк./пер. = ИО 1 – ИО 0,

где А эк./пер. – сумма абсолютной экономии (перерасхода) издержек

обращения, руб.;

ИО 1 – фактическая сумма издержек обращения отчетного периода, руб.;

ИО 0 – плановая сумма издержек обращения отчетного периода или

фактическая сумма базисного периода.

Расчет абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения должен быть дополнен расчетом относительной экономии (перерасхода). Для определения относительно отклонения следует скорректировать базисное значение издержек обращения на фактический объем розничного товарооборота отчетного периода. При этом следует учитывать условное деление издержек обращения на переменные и постоянные.

ИО скор.о = ИО пост.0 + Рi * УИО пер.0 / 100

где ИО скор.0 – базисная сумма издержек обращения, скорректированная на

фактический товарооборот отчетного периода, руб.;

ИО пост.0 – условно-постоянные издержки обращения базисного периода,

руб.;

УИО пер.0 – уровень условно-переменных издержек обращения базисного

периода, %;

Рi – фактический объем розничного товарооборота отчетного года.

Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения представляет собой разницу между фактическими издержками отчетного года и базисными скорректированными издержками:

О экс./пер. = ИО 1 – ИО скор.0

При проведении анализа издержек обращения определяют размер и темп изменения их уровня:

УИО = УИО1 – УИО2,

где УИО – размер изменения уровня издержек обращения, %;

УИО1 – отчетный уровень издержек обращения, %;

УИО2 – базисный уровень издержек обращения, %

Т ио = УИО1 УИО0 * 100%,

где И ио – темп изменения уровня издержек обращения, %.

Анализ общего уровня и суммы издержек обращения в сопоставлении с планом и соответствующим периодом прошлого года производится за год, по кварталам, по месяцам и по подразделениям.

Следующим этапом анализа является изучение состава и структуры расходов, соблюдения сметы по отдельным видам затрат. При этом в первую очередь должны анализироваться статьи, занимающие наибольший удельный вес в издержках обращения, и условно-постоянные расходы. Оценку выполнения сметы издержек обращения по условно-переменным статьям следует давать по их уровню, по условно-постоянным статьям – по абсолютной величине.

Следующим этапом анализа должно стать выявление объективности значительного влияния прочих факторов на издержки обращения. Если это обусловлено качественным совершенствованием процесса продаж, то такое изменение издержек допустимо, если же нет, следует срочно разработать меры по уменьшению влияния прочих факторов на условно-постоянные затраты, которые несет торговое предприятие в процессе осуществления им своих функций и задач.

В условиях конкурентной среды, характерной для рыночных отношений, уровень издержек обращения находятся под влиянием факторов цен. Изменение цен и тарифов влияет с различной силой и направленностью воздействия почти на все материальные затраты. Уровень условно-переменных затрат при изменении цен остается прежним. Уровень условно-постоянных затрат находится в обратной зависимости от изменения уровня цен на товары.

Снижение или рост издержек обращения за счет изменения цен не характеризует эффективность работы торгового предприятия, так как изменение цен в основном зависит от влияния факторов внешней среды торгового предприятия.

Разница между уровнем издержек обращения в действующих ценах и сопоставимых даст влияние ценового фактора.

УИО скор.1 = УИО н/з1 + (ИО зав.1 – (P1/Jp) / 100,

где УИО скор.1 – скорректированный отчетный уровень издержек обращения, %;

УИО н/з1 – уровень независимых от изменения розничных цен издержек;

ИО зав.1 – сумма независимых от изменения цен издержек обращения

отчетного года, руб.;

Jp – индекс цен;

P1 – фактический объем розничного товарооборота отчетного года, руб.

План издержек обращения разрабатывается торговым предприятием самостоятельно и представляет собой важнейший раздел финансового плана. Планирование издержек обращения осуществляется по этапам, в последовательности:

1) расчет максимально возможной суммы издержек для обеспечения безубыточной работы торгового предприятия;

2) выработка основных направлений обеспечения режима экономии издержек обращения;

3) расчет плана издержек обращения по общему объему и в разрезе отдельных статей.

В ходе проведения предпланового анализа издержек обращения выявляются тенденции изменения за предплановый период их суммы и уровня, состава и структуры, сопоставляются темпы изменения затрат и розничного товарооборота.

Плановая сумма издержек обращения должна соответствовать соотношению:

ИО min ИО пл ИО max

Только такое соотношение плановых, минимальных и максимальных издержек обращения обеспечит высокую культуру обслуживания покупателей и безубыточную (или прибыльную) работу торгового предприятия.

Работа торгового предприятия будет безубыточной в случае равенства между доходами и затратами:

ИО пер + ИО пост = ВД – НДС,

где ИО пер – переменные издержки обращения;

ИО пост – постоянные издержки обращения;

ВД – сумма валового дохода;

НДС – налог на добавленную стоимость.

После определения границ, в пределах которых должны быть запланированы издержки обращения, приступают к выработке основных направлений по обеспечению на торговом предприятии режима экономии, что подразумевает систему форм и методов планомерного сокращения затрат относительно получаемого полезного результата. Реализация мероприятий, направленных на обеспечение режима экономии, обеспечивает снижение уровня издержек обращения. Эти мероприятия могут быть связаны с совершенствованием:

- торгово-технического процесса;

- структуры товарооборота и процесса нормирования товарных запасов;

- использования материально-технической базы торгового предприятия;

- организации и оплаты труда работников торгового предприятия.

Таким образом, планирование издержек обращения позволяет установить для торгового предприятия планируемый размер ожидаемой прибыли в зависимости от выбранной стратегии и финансовых ресурсов, для чего необходимо систематически проводить текущий и фактический анализ издержек обращения.