Коллектив как фактор развития детей младшего школьного возраста

Коллектив как фактор развития детей младшего школьного возраста.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие "коллектив"

В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, для которых характерны:

- Высокая сплоченность;

- Коллективистское самоопределение – в противовес конформности или нонконформности, проявляющихся в группах низкого уровня развития;

- Коллективистская идентификация;

- Социально ценный характер межличностных выборов;

- Высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу;

- Объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности.

Подобные отношения создают условия для всестороннего и гармоничного развития человека, способствуют появлению коллективизма как особого качества в развитии группы.

В коллективе проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением коллектива, не уменьшается вклад, вносимый его членами, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности, отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами, имеется положительная связь между эффективностью совместной деятельности и благоприятным психологическим климатом, создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, но в коллективе этот эффект отсутствует.

Групповые процессы в коллективе образуют многоуровневую структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная социально значимыми целями:

Первый уровень структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность.

Второй уровень – отношения межличностные, опосредованные совместной деятельностью.

Третий уровень – отношения межличностные, опосредованные ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью.

Закономерности, действующие на этом уровне структуры коллектива, не проявляются на втором, и наоборот; поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, полученным в пределах третьего уровня, не могут переноситься на характеристику второго уровня и коллектива в целом.

Другими словами, психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет положительное значение для многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.

Для того, чтобы назвать малую группу коллективу, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, то есть как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и межличностных отношений, строящихся на высокой нравственной основе.

Таким образом, обязательными признаками коллектива являются:

- Объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может называться сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа правонарушителей).

- Наличие добровольного характера объединения, причем под добровольностью здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто задана внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности.

- Целостность, которая выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления.

- Особая форма взаимоотношений между членами коллектива, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

Коллектив и развитие личности

Вопросы коллективного воспитания ставились как в зарубежной, так и в отечественной педагогике. Задачу необходимости организации детских воспитательных коллективов пытался решать швейцарский педагог И.Г.Песталоцци. В созданных им детских приютах он строил воспитание по типу большого семейного коллектива, в котором царили благожелательные взаимоотношения и постоянная трудовая атмосфера. Теоретически эту же проблему выдвигал Вильгельм Август Лай, указывая на то, что дети гораздо легче приучаются соблюдать правила и нормы поведения в процессе коллективной деятельности.

Система воспитания, сложившаяся в нашей стране за годы советской власти, получила название коллективистической и до сих пор хранит свои основные черты, по крайней мере, в педагогической теории. Она годами строилась и развивалась на основе тезиса, согласно которому воспитание, а следовательно, и полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив. Этот тезис в свое время разделялся практически всеми учеными-педагогами и многими педагогическими психологами, и если не на практике, то уж во всяком случае, на страницах научных публикаций активно пропагандировался, утверждался как безусловно правильный и единственно возможный. Иного пути для полноценного воспитания личности, кроме ее включения в реальный коллектив, традиционная педагогическая теория и практика не видели. Коллектив понимался не только как основной инструмент воспитания, но и как его главная, первичная цель. Утверждалось, что сначала непременно нужно создать воспитательный коллектив, а потом уже через него воспитывать и личность. Соответствующая мысль в свое время была высказана А.С. Макаренко: "Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания" (17).

Своими практическими делами А.С. Макаренко действительно в свое время доказал, что развитый детский коллектив играет важную роль в перевоспитании личности, и эта роль особенно велика в отношении детей-правонарушителей. Однако, впоследствии из сферы внимания ушли те условия и объекты воспитания, с которыми имел дело выдающийся педагог. Макаренковская практика коллективистского воспитания, сложившаяся и оправдавшая себя в детских колониях, была без изменений перенесена на нормальную школу и стала применяться к обычным детям. Она превратилась во всеобщую, единственно правильную и универсальную теорию и практику воспитания. Значение коллектива в воспитании личности стали возводить почти в абсолют.

Однако нередко высокоразвитая, самостоятельная, интеллектуально одаренная личность намного превосходит свой реальный коллектив и по уровню развития стоит выше большинства его членов. В свое время В.М. Бехтерев совместно с М.В. Ланге провели серию экспериментов, в которых показали, что влияние группы, напоминающей средний реальный коллектив, на индивида не всегда и не во всем только положительное. В экспериментах Бехтерева и Ланге обнаружено, что такой коллектив может подавлять особо творческую, одаренную личность, невольно препятствуя ее развитию, не принимая и из-за непонимания, зависти и нездоровых агрессивных тенденций даже активно отвергая ее творения.

Не так уж редки случаи, когда кто-либо из детей, опережая в развитии своих товарищей по коллективу, попадает в ситуацию беспринципного и даже аморального давления со стороны сверстников по коллективу.

Конечно, А.С. Макаренко и его последователи имели в виду высокоразвитые детские и педагогические коллективы. В настоящее время факты, которыми располагает социальная и педагогическая психология, свидетельствуют, что среди реально существующих коллективов, воспитывающих личность, высокоразвитых не более 6-8%. Средне- и слаборазвитые в социально-психологическом отношении коллективы двойственно влияют на психологию и поведение личности: и положительно, и отрицательно.

Личность – это всегда индивидуальность, и воспитывать личность психологически означает формировать самостоятельного, независимого, не похожего на других людей человека. Коллектив же, как правило, унифицирует личностей своим влиянием, одинаково действует на всех составляющих его индивидов, предъявляя к ним единые требования. Одинаковость требований, предъявляемых ко всем людям без учета их индивидуальности, приводит к деиндивидуализации или обезличиванию.

Человек психологически формируется, личностно развивается не только под воздействием коллектива, но и под влиянием множества других социальных факторов и институтов. Практически невозможно точно установить, чье воспитательное воздействие на личность сильнее: реальных коллективов или всех других, в том числе, случайных факторов.

Все это не означает полного отрицания ценности коллектива для становления человека как личности. Высокоразвитые коллективы полезны для формирования личности. Многое, что в человеке есть положительного, действительно приобретается в разного рода коллективах в результате общения и взаимодействия с людьми. Коллектив является существенным и важным фактором развития человека, несмотря на все вышеуказанные противоречия.

Воспитание по И.П. Иванову

И. П. Иванов рассматривает воспитание как процесс развития личности в условиях совместной деятельности старших и младших, направленной на решение жизненно важных задач, на заботу об окружающих людях, о себе и своих товарищах. Воспитание при этом должно быть направлено не только и не столько на передачу опыта от старшего поколения к младшему, сколько на создание опыта самих воспитанников, в основе которого должен быть опыт общей творческой заботы об улучшении окружающей жизни, о людях близких и далеких, обо всем обществе.

Идея преемственности, взаимосвязи поколений на основе гуманистических отношений – исходная в концепции И.П. Иванова.

Цели и задачи воспитания рассматриваются в логической связи с жизненно важными задачами. Целью создания какого-либо объединения является участие в решении жизненно важных практических задач, а собственно воспитательные задачи решаются по ходу достижения общественно и личностно значимых практических целей.

И.П. Иванов разработал методику коллективной организаторской деятельности. Здесь крайне важным условием считается включение каждого воспитателя и воспитанника в поиск оптимальных вариантов решения насущных для данного времени и пространства задач, жизненно важных для воспитателя и воспитанников, практических – для общества.

Психосоциальное развитие детей младшего школьного возраста

Если Шекспир был прав и весь мир – это театр, то сцена, на которой дети играют свои роли, в период младшего школьного возраста заметно расширяется. Если до этого вся жизнь ребенка проходила главным образом в семье, то с момента поступления в школу ему открывается более широкий мир, состоящий из одноклассников, учителей и других взрослых и детей, проживающих по соседству. Расширение мира ребенка происходит непрерывно, хотя и неравномерно, ускоряясь такими важными для него событиями, как поступление в первый класс, вступление в различные клубы, посещение внешкольных занятий, участие в рискованных вылазках за пределы ближайшей округи.

В младшем школьном возрасте дети должны научиться принимать в расчет нюансы дружбы и авторитета, расширяющихся и конфликтующих половых ролей, а также учитывать множество социальных норм, правил и предписаний. Дети достигают этого разными способами. Одни движутся по пути прямой социализации, связанном с вознаграждением желательного поведения и наказанием нежелательного, а также подражанием поведению доступных наблюдению ролевых моделей. Социальное научение помогает детям приобрести уместные в данном обществе формы поведения и социальные установки. Другой способ, с помощью которого дети узнают о социальном мире, связан с психодинамическими процессами и формированием защитных механизмов.

Кроме того, дети приобретают знания о мире людей благодаря процессу, называемому социальным познанием. Понимание детьми социального мира с возрастом изменяется, как и их представления о физическом мире.

В младшем школьном возрасте социальное познание становится важной детерминантой поведения детей. Именно в это время дети должны научиться разрешать осложнения в дружеских отношениях и разбираться в вопросах справедливости, соблюдать социальные правила, обычаи и связанные с полом условности, уважать власть и нравственный закон. Дети начинают присматриваться к миру людей и постепенно постигать принципы и правила, по которым он существует.

У дошкольников понимание мира ограничено их эгоцентризмом. В младшем школьном возрасте они развивают мене эгоцентрическую позицию, принимающую в расчет то, что думают и чувствуют другие люди.

В этом возрасте важное значение приобретает дружба. Она оказывает огромное влияние на социальное и личностное развитие ребенка. Дети, как и взрослые, много выигрывают от близких, доверительных отношений. Благодаря дружбе дети усваивают социальные понятия, овладевают социальными навыками и развивают самоуважение. Дружба придает структуру активности ребенка в играх. Она усиливает и укрепляет групповые нормы, установки и ценности, а также служит задним планом для индивидуального и группового соперничества.

Характер дружбы меняется на протяжении детства. Эгоцентрический характер дружбы, свойственный дошкольникам и ученикам 1-2 классов, в дальнейшем изменяется, дети начинают устанавливать более близкие отношения, чаще всего с лучшими друзьями.

Наиболее распространенной становится групповая дружба. Размер группы сверстников ограничен тем условием, что все ее члены должны взаимодействовать между собой. Кроме того, группа сверстников относительно устойчива и сохраняет свое единство в течение некоторого времени. Ее члены разделяют много общих ценностей, а общие нормы регулируют взаимодействие и влияние каждого ребенка. И наконец, взаимодействие членов группы определяется степенью статусной дифференциации, - существует хотя бы временное разделение на лидеров и ведомых.

Группы сверстников остаются важными в течение всего среднего детства (с 6 до 12 лет), но за это время, как в их организации, так и в их значении для ребенка происходят заметные перемены.

Вначале группы сверстников относительно неформальны. Они обычно создаются самими детьми, имеют очень мало действующих правил и их состав быстро изменяется. Конечно, многие игры проводятся по строгим правилам. Однако структура самой группы отличается в этом возрасте большой гибкостью.

Группа сверстников приобретает существенно большее значение для ее членов, когда они достигают возраста 10-12 лет. Соответствие группе приобретает исключительную важность для ребенка, который теперь может проявлять поистине религиозное преклонение перед принятыми правилами и нормами поведения. Давление со стороны сверстников приобретает для ребенка неодолимый характер. В группе появляются специальные требования к желающим стать членами группы, ритуалы посвящения для новичков и регулярные собрания полноправных членов группы. Группы почти всегда состоят из представителей одного пола, и для каждого пола характерны свои интересы, род занятий и формы взаимодействия.

Положение детей в группе сверстников зависит от их общей приспособляемости. Особой популярностью среди сверстников пользуются общительные, жизнерадостные, отзывчивые и склонные к участию в общих делах дети. Высокий интеллект, хорошая успеваемость в школе, успехи в спорте также могут способствовать популярности ребенка в группе, в зависимости от характера приоритетов и ценностей группы. Если ребенок обладает какими-то особенностями, отличающими его от сверстников, он очень часто не пользуется популярностью в группе, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на его самоуважении.

Наиболее восприимчивыми к давлению группы сверстников оказываются дети с низкой самооценкой, тревожные, постоянно контролирующие свое поведение. Для них наиболее вероятна идентификация с нормами группы как способ повысить самоуважение. Принадлежность к группе сверстников и конформное поведение становятся особенно значимыми для детей в этом возрасте.

Таким образом, можно сделать вывод, что в период учебы в начальной школе группа сверстников имеет большое влияние. Иногда формы деятельности детских групп определяются взрослыми, например, при организации спортивных команд или групповых занятий, будь то репетиция оркестра или гимнастическая секция. Другие виды деятельности происходят без наблюдения и руководства со стороны взрослых. В педагогике разрабатывались ранее и разрабатываются до сих пор методики, позволяющие обучать и развивать ребенка в ходе его совместной деятельности с другими детьми.

Литература

1. Аванесян И. Д., Тарухачева Т. В. Воспитание по Иванову: Вчера? Сегодня? Завтра? Проще простого? – С-Петербург1996

2. Башкиров Г. Н. Наедине с собой. –М..,1975

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968

4. Бреслов Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990

5. Вайнер М.Э. Учителю об эмоциональном развитии младших школьников // Начальная школа. – 1997. -№ 3

6. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. – М., 1993

7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976

8. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собрание сочинений. – Т.5. – М., 1983

9. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1982

10. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1999

11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997

12. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1978

13. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990.

14. Немов Р.С. Общие основы психологии. – М., 1991

15. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Словарь. – 2-е изд. – М., 1990

16. Поляков С., Ясницкая В. Творчество – коллективное, воздействие – индивидуальное // Директор школы. – 1998. - №1

17. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988, с.29.

18. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 1996.

19. Немов Р.С. Психология. Т.1,2. М.: Владос, 2000.

20. Крайг Г. Психология развития. С-Пб.: Питер, 2000.