Качество жизни младших школьников

Что такое качество жизни для младших школьников.

Статьи по теме
Искать по теме

Характеристика понятия качества жизни и его составляющих.

Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) была проделана большая исследовательская работа по выработке основополагающих критериев качества жизни человека конца XX века. Критерии и составляющие представляются следующими:

- физический – сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых;

- психологические – положительные эмоции, мышление, изучение, запоминание, концентрация внимания, самооценка, внешний вид, негативные переживания;

- уровень самостоятельности – повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения;

- общественная жизнь – личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность (для детей не рассматривается);

- окружающая среда – благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского и социального обеспечения, доступность информации, возможность обучения и повышения квалификации, досуг, экология;

- духовность – религия, личные убеждения [5, 39].

С развитием цивилизации резко изменился образ жизни. Образ жизни – это очень широкое и сложное понятие. Как пишет Ю.П. Лисицын: "Образ жизни – определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей, но не вообще деятельности, активности, а совокупности существенных черт деятельности людей" [15, 28]. Данное максимально общее определение образа жизни трудно сгруппировать в определенную систему, классифицировать, чтобы использовать его в конкретных исследованиях, рекомендациях. В нашей работе мы выделяем и рассматриваем более узкое понятие – здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни – это такие формы и способы повседневной жизнедеятельности, которые направлены на укрепление и сохранение здоровья (В.Г. Запорожченко) [15, 29].

"Под здоровым образом жизни следует понимать: – считают М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, – такие типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение им своих социальных и профессиональных функций".

Под образом жизни большинством авторов понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. Это биосоциальная категория, интегрирующая определенное представление человека о способе его жизнедеятельности, характеризующееся его общественной и трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.

По мнению Э. Вайнера, понятие образа жизни определяется как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств. Ю. Лисицин включает в образ жизни четыре категории: экономическую – уровень жизни, социально-психологическую – стиль жизни, социальную – качество жизни и социально-экономическую – уклад жизни. Здоровье человека в большей степени зависит от стиля и уклада жизни, обусловлено историческими и национальными традициями, закрепленными в сознании людей. Болезни людей обусловлены, прежде всего, образом жизни и повседневным поведением. Абиологические тенденции в образе жизни современного человека существенно обостряют главную проблему здоровья, состоящую в противоречии между возрастающими потребностями в хорошем здоровье и неблагоприятными сдвигами в его состоянии. Последнее связано с низкой гигиенической валеологической и экологической грамотностью, а также поведенческой пассивностью, которую можно объяснить двойственной природой человека: биологической и социальной. В образе жизни человека проявляется борьба между биологическим и социальным. В зависимости от преобладания тех или иных тенденций, человек организует свой индивидуальный образ жизни. В связи с этим актуализируются потенциальные возможности педагогики и психологии в формировании здоровой личности.

Образ жизни – это биосоциальная категория, интегрирующая представление об определённом типе жизнедеятельности человека и характеризующееся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни – это лицо индивида, отражающее в то же время уровень общественного прогресса.

Образ жизни обусловлен социально-экономическими условиями и в то же время зависит от -мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Образ жизни человека включает 3 категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни – это экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.

Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей.

Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраиваются психология и психофизиология личности [15, 31].

Установлено, что при переходе к здоровому образу жизни происходит:

- изменение мировоззрения, приоритетными становятся духовные ценности, обретается смысл жизни;

- исчезает физиологическая и психологическая зависимость от вредных привычек, хорошее настроение формируется "гормонами радости", эндорфинами, образующимися в организме человека;

- половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению во времени половой и социальной зрелости [15, 34].

Для перехода к здоровому образу жизни полезно перепрограммирование психики и формирование опосредующего образа "Я" в рамках здоровой личности.

Формирование здорового образа жизни является очень важным в свете современного состояния нравственности и дезориентации детей. Содержание его не должно сводиться к тому, что не надо делать, оно должно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой гармоничной личности. Если взять за основу теоретическое положение В. Лободина о здоровой личности, можно сделать следующий вывод: здоровье – это нормальная деятельность организма на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях человеческой природы. Здоровье человека можно представить в виде схемы, показывающей четыре уровня человеческой природы, по которой можно определить, с какого уровня произошло у человека нарушение здоровья, как этот уровень влияет на другие.

В понятием качества жизни тесно связано понятие здорового образа жизни. В определении понятия здорового образа жизни, необходимо учитывать два важных фактора – генетическую природу человека и ее соответствие конкретным условиям жизни.

Научные взгляды на предмет здорового образа жизни таких учёных как Н.М. Амосов, И.С. Бердников, М. Борисов, И.И. Брехман, П.Г. Виноградов, Г.И. Соловьёв и других позволили дифференцировать понятие "Здоровый образ жизни" в социальном понимании и применительно к личности. Здоровый образ жизни – это социально-исторически определённое представление на предмет здоровья, а также средства и методы его интеграции в практическую жизнедеятельность [15, 31].

Здоровый образ жизни – это образ жизни, соответствующий генетически типологическим особенностям человека, конкретным условиям жизни и цели – формирование, сохранение и укрепление здоровья, а также для полной реализации социально-биологических функций [1, 60].

В данном определении здорового образа жизни, акцент делается на индивидуализацию концепции, здорового образа жизни должно быть столько, сколько существует человек. В создании здорового образа жизни для каждого человека должны рассматриваться, как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональные тип, преобладающий механизм растительного нервней регулирования и т.д.), и возраста, пола и социального окружения, в котором он живет (семейное положение, профессия, традиций, условий труда, материальная поддержка, жизнь и т.д.).

Отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни:

1. Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект его жизни и социального статуса.

2. В реализации здорового образа жизни, человек действует в единстве биологического и социального начал.

3. В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационное отношение человека в реализации социальной, физической, интеллектуальной и психической способностей.

4. Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичная профилактика заболеваний и удовлетворение жизненных потребностей в области здравоохранения [1, 61].

Таким образом, программа и организация здорового образа жизни для человека, должны основываться на следующих основных допущений:

- индивидуально-типологические наследственные факторы;

объективных социальных условий и общественно-экономических факторов;

- конкретные условия жизни, в которых реализуется семейная и профессиональная деятельности;

- личностно-мотивационные факторы определяется идеология и культура человека, и степень их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни [1, 61].

Основываясь на этих предположениях, структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы:

- оптимальный двигательный режим;

- тренировку иммунитета и закаливание;

- рациональное питание;

- психофизиологическое регулирование;

- психосексуальную и сексуальную культуры;

- рациональный режим жизни;

- отсутствие вредных привычек;

- валеологическое самообразование [1, 63].

Рассмотрим еще одно понятие, которое тесно связано с качеством жизни человека – это психическое здоровье.

Согласно современному определению В.И. Покровского, психическое здоровье – это состояние душевного равновесия, самостоятельность, умение владеть собой, устойчивое хорошее настроение, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их способность в короткий срок восстановить душевное равновесие.

В одном из первых определений В.Н. Осипов утверждал, что норма характеризуется адекватностью реакции индивида на окружающие раздражители; возможность человеку самостоятельно проложить свой собственный путь в жизни и, наконец, особенности поведения человека в конкретных обстоятельствах. Мы подчеркиваем последний момент (индивидуальный аспект здоровья), поскольку она не существует в других определениях. Смысл определение относится к структуре Я, который обладает творческой силой. Эта идея находит свое продолжение в работе Б.Д. Карвасарского. По мнению автора, понятие "психическое здоровье" и "адаптация" родственные. Автор обоснованно утверждает, что психическое здоровье – это не только отсутствие признаков дезадаптации, но способность личности постоянно развиваться и обогащаться за счет повышения самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, более зрелого и адекватного восприятия действительности, умению оптимально соотносить собственные интересы с интересами группы (коллектива)[9, 16].

Директор департамента психического здоровья ВОЗ Норман Сарториус выявил признаки психического здоровья следующим образом:

- отсутствие выраженных психических расстройств;

- резерв сил человека требуемый для преодоления неожиданных стрессов и трудностей;

- состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармония между ним и обществом [9,17].

Г.К. Ушаков, выдающийся отечественный психиатр, в 1976 году, предложил наиболее полный список, содержащий критерии психического здоровья. Здесь важными являются следующие:

- осознание и ощущение непрерывности, постоянства и идентичности

своего физического и психического Я;

- ощущение постоянства и идентичность переживаний в однотипных ситуаций;

- критичность к себе и своими собственной деятельности и ее результатам;

- соответствие уровня притязаний реальным возможностям личности;

- соответствие психических реакций силе и частоте воздействиям;

- способность к самоуправлению в соответствии с социальными стандартами, правилами и законами;

- умение планировать и реализовывать свою жизнь;

- возможность изменять поведение в зависимости от смены ситуаций и обстоятельств;

- чувство ответственности за детей и близких членов семьи [9,17].

К сожалению, автор не ранжировать ваш список, а не выявил отношений между критериями.

В списке А.Л. Каткова содержится 97 признаков психического здоровья. Среди них такие важные составляющие зрелости личности, как:

- завершение идентичности;

- конструктивный, позитивный сценарий и доступность ресурса для его реализации;

- навыки ответственного выбора;

- внутренний локус контроля (принятие ответственности за свои

действия) [9,18].

Очень емкое определение и В.Я. Семке, согласно которому, психическое здоровье "состояние динамического равновесия личности с окружающей его средой, когда все заложенные в его биологической и социальной природы способности проявляются наиболее полно, и все жизненно важные подсистемы, работают с оптимальной интенсивностью" [9,18].

Таким образом, мы заключаем, что психическое здоровье является неотъемлемой характеристикой полного психологического функционирования человека, его "нормальности". В теоретической модели психического здоровья, должны быть внутренние (субъективные) и внешние (поведенческие) компоненты.


Возрастные особенности младших школьников.

Начало младшего школьного возраста, определяется с момента поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом на обучение с 6 лет и внедрение четырехлетней начальной школы нижний предел возраста можно считать со с 6 лет. Соответственно граница младшего школьного возраста совпадает с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время от 6-7 до 9-10 лет.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, которое предусматривается в процессе систематического обучения в школе. В первую очередь, улучшается работа мозга и нервной системы. По данным физиологов, до 7 лет структуры в коре головного мозга уже в значительной степени зрелые. Однако наиболее важным, в частности, для корковых частей мозга, отвечающих за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, детей в этой возрастной группе еще не завершил процесс своего развития (развития лобной части мозга заканчивается к 12 годам), тем самым регулирование торможения коры в подкорковых структур недостаточное. Несовершенство функций коры головного мозга проявляется в специфическом для детей этого возраста, особенностей поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны длительно концентрироваться, эмоциональны [14, 237].

Начало школьного образования практически совпадает с периодом второго физиологического криза, в возрасте 7 лет (в теле ребенка происходит эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела и внутренних органов, вегето-реструктуризацией). Это означает, что радикальные изменения в системе общественных отношений и деятельности ребенка совпадают с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации резервов.

Однако, несмотря на отмечаемые в это время определенные осложнения, сопутствующие физиологическим перестройкам (усталость, нервно-психологическая уязвимость ребенка), физиологический криз не столько болезненный, сколько, наоборот, способствует успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это происходит потому, что физиологические изменения удовлетворяют повышенным требованиям новой ситуации. Кроме того, отставание в общем развитии по причине педагогической запущенности при этом кризисе это последняя возможность, когда еще можно догнать сверстников (Петрунек В.П., Таран Л.Н.) [3, 256].

В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психо-физиологического развития у разных детей. Сохранены и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что на самом деле в младших классах, в среднем, мальчики младше девочек, на полтора года, хотя эта разница не в календарном возрасте" (Хрипкова А.Г., Колесов Д.В.).

Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к психическому здоровью детей, которое в начальной школе является хрупким, характерна низкая сопротивляемость усталости.

Начало обучения в школе приводит к радикальным изменением социальной ситуации развития ребенка. Он получает социально значимые обязательства и общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка во многом определяется тем, насколько хорошо он справляется с новыми требованиями.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет основные изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках деятельности развиваются психологические новообразования, наиболее значительных достижение в развитии младших школьников и являются основополагающими для развития в следующем возрастном этапе [11, 201].

Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активный интерес к действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Младший школьный возраст-это период интенсивного развития и качественного преобразования когнитивных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими умственными процессами, научается управлять вниманием, памятью, мышлением.

По словам Л. Выготского, с началом обучения в школе мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, то, что происходит в процессе освоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: "память в этом возрасте становится мыслящей" (Эльконин Д.Б.). Усвоение в процессе обучения основ теоретического сознания и мышления приводит к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

В этот период, качественно изменяется способность произвольного поведения. Происходящая в этом возрасте "потеря детской непосредственности" (Л.С. Выготский) определяет новый уровень развития мотивационно – потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать напрямую, следовать сознательным целям, социально установленным правилам, нормам и способам поведения [14, 241].

На протяжении младшего школьного возраста, начался новый тип отношений с другими людьми. Абсолютный авторитет взрослого постепенно теряется, все более важно, чтобы ребенок начинает приобретать сверстников, растет роль детского сообщества.

Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

- качественно новый уровень развития произвольной

регуляции поведения и деятельности;

- рефлексия, анализ, внутренний план действий;

- развитие новых когнитивных отношений к действительности;

- ориентация на группу сверстников [11, 203].

Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полное проживание ребенком этого возраста возможно только при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, педагогов, психологов), главной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Глубокие изменения, происходящие в психологической форме младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода, на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, изучающего окружающий мир и самого себя, приобретающих собственный опыт поведения в этом мире.

Младший школьный возраст является сензитивным:

- для формирования мотивов, устойчивого развития познавательных потребностей и интересов;

- развитие производительных приемов и навыков обучения, "умение учиться";

- выявление индивидуальных особенностей и способностей;

- развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегулирования;

- формирование адекватной самооценки, развитие критичности к себе и к другим;

- освоение социальных норм, нравственного развития;

- развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов [11, 204].

Наиболее важные новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно участвует в других видах деятельности (игры, элементы трудовой деятельности, спорта, искусства и других), которые постоянно совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Младший школьный возраст – это период позитивных перемен и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений каждого ребенка на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не обретет способность к обучению, и никогда не научится дружить, не приобретет уверенность в собственных силах, возможность сделать это в будущем (вне сензитивного периода) будет гораздо сложнее и потребует значительных душевных, умственных и физических затрат.

Способы повышения качества жизни младших школьников.

Естественно, что путь каждого человека к здоровому образу жизни имеет свои особенности, как по времени, так и по траектории, но это не важно – важен конечный результат. Эффективность здорового образа жизни для данного человека, можно определить по ряду следующих биосоциальных критериям:

1. Оценка функциональных показателей здоровья:

- уровень физического развития;

- уровень физической подготовленности.

2. Оценка иммунного статуса:

- количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;

- при хронических заболеваниях – динамику.

3. Оценка адаптации к социально-экономическим условиям:

- эффективность профессиональной деятельности;

- деятельность по исполнению обязанностей в семье;

- размах и масштабы социальных и персональных интересов.

4. Оценка уровня валеологических показателей:

- степень формирования здорового образа жизни;

- уровень валеологических знаний;

- уровень приобретение практических знаний и навыков по сохранению и укреплению здоровья;

- способность самостоятельно построить индивидуальную траекторию здорового образа жизни [1, 65].

По данным отечественных и зарубежных авторов, для полноценного развития психики необходима свежая информация, новые впечатления, для развития воображения. Обедненная среда, отсутствие игрушек и общения с взрослыми тормозят развитие интеллекта. Отсутствие притока новых впечатлений, направляющие воображения, может привести к погоне за "острыми" ощущениями, наркотиками, преступности (Короленко Ц.П., Фролова Г.В.). В процесс формирования гармонично развитой личности – это очень важно привить детям способности к сопереживанию, жалости и любви. А.Н. Исаев и Каган В.Е. предполагают, что необходимы консультации педагогов и психологов, передавая родителям и всем специалистам, работающим с детьми, научно обоснованную информацию о психогигиенических требованиях и закономерностях [9, 118].

Правильная система образования способствует гармоничному развитию личности. Наоборот, недостатки в системе обучения способствуют формированию аномальных черт личности. В частности, психически неуравновешенный учитель представляет угрозу для психического здоровья учащихся.

Очень ответственный период для ребенка первый год учебы в школе. Здесь он впервые сталкивается с новыми требованиями, необычным режимом и обязанностями. Легче адаптироваться к школе детям, которые посещают дошкольные учреждения и детский сад, чем так называемым "домашним" детям.

Важнейшим условием сохранения физического и психического здоровья является адекватность требований потребностям школьникам, его индивидуальными способностям, с учетом степени зрелости его нервной системы. Речь идет не только о продолжительности занятий, но и содержании обучения. К сожалению, этот факт не всегда должным образом принимается во внимание педагогами и родителями. Усталость после учебы -это вполне естественно, но важно, чтобы оно не выходило за допустимые пределы и не принимало болезненный характер.

Преждевременная усталость, способствует однообразию, однородности изучаемого материала, формирования состояния монотонии. Это особенно важно при формировании расписания уроков в начальной школе. Школьный врач и психолог должен контролировать этот процесс, убедиться, что происходит переключение с одного вида деятельности на другой. При построении определенного урока, важно также помнить, что объем новой информации в конце урока снижается [9, 119].

Поскольку учебные занятия всегда вызывают некоторую степень усталости, первостепенное значение имеет правильная организация досуга учащихся во время школьных перемен и уроков. Требуется соблюдение режима дня для школьников. Для домашней работы, чтения, развлечений, пребывание на свежем воздухе, спортивные игры и др. должны быть предусмотрены определенные часы. Дополнительные занятия во второй половине дня (занятия в музыкальной, спортивной школы, участие в семинарах, изучения иностранных языков и т.д.) может привести к перегрузке и способствовать усталости детей. В отношении внеклассных мероприятии для родителей и педагогов нужно их организовывать и избегать больших нагрузок.

Здоровый образ жизни должен реализоваться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности – трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой. По существу направленность здорового образа жизни выражается в воспитании у подрастающего поколения комплекса оптимальных навыков, умений и жизненных стереотипов, охватывающих рациональную организацию труда, досуга, питания, физической активности, сферу индивидуальной гигиены, сферу семьи, исключающих пагубные привычки.

При анализе понятия здорового образа жизни, как в теоретическом отношении, так и в ходе практической работы по его формированию необходимо учитывать три основных компонента: объективные общественные условия, конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие его реализовать, и систему ценностных ориентации, направляющих сознательную активность.

Первый компонент – улучшение условий и организации труда, укрепление" материально-технической базы досуга, спорта, научно-технического творчества подрастающего поколения.

Второй компонент – выработка конкретных форм жизнедеятельности, позволяющих вести здоровый образ жизни во всех основных сферах (учебной, трудовой, общественной, семейно-бытовой, сфере досуга).

Третий компонент формирования здорового образа жизни, образующий его содержательную, смысловую сторону, – выработка системы ценностных ориентации, направляющих индивидуальную жизнедеятельность в русло здорового образа жизни [15, 35].

Таким образом, если ставить задачу перевода основных форм жизнедеятельности подрастающего поколения в контексте здорового образа жизни, то для реального управления этим процессом, помимо объективных условий и конкретных форм деятельности, нужно добиться выработки полезных привычек и усвоения соответствующих ценностных ориентации. При таком подходе формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения, его ценностного обоснования становится неотделимым от становления всех высших социальных потребностей личности.

Формирование ценностных ориентации не может вестись стихийно. Это управляемый и координируемый процесс, осуществляемый с использованием всех средств общественного воздействия. Молодые люди должны не только принимать образ жизни, который диктуется им обществом, но и активно к нему стремиться, совершенствовать себя и одновременно совершенствовать собственный образ жизни.

При этом важнейшее значение имеет воспитание чувства ответственности за свой образ жизни, активность в отношении здорового образа жизни – это, прежде всего, сознательная активность, основанная на твердых убеждениях, сформированных знаниями об особенностях состояния своего здоровья и факторах, оказывающих существенное влияние на важнейшие показатели здоровья

Литература

1. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 416с.

2. Введение в детскую психологию: Курс лекций. Учеб. пособие/ Сост. Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2008. – 176 с.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 464с.

4. Лакосина Н.Д. Клиническая психология: Учебн. для студ. мед. вузов / Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. – 3-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 416с.

5. Лукьянова Е.М. Оценка качества жизни в педиатрии// Качественная клиническая практика. №4, 2010. – С.39-43.

6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – Кн. 2: Психология образования. – 608с.

7. Менделевии В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие / В.Д.Менделевич. – 6-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 432 с.

8. Общая психология и психология личности / под ред. А.А. Реана. – М.: ACT: Астрель; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 639с.

9. Овчинников Б.В., Костюк Г.П., Дьяконов И.Ф. Технологии сохранения и укрепления психического здоровья: учебное пособие / Б.В. Овчинников, Г.П. Костюк, И.Ф. Дьяконов. – СПб.: СпецЛит, 2010. – 302с.

10. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. Серия "Учебники и учебные пособия". – Ростов н/Д: "Феникс", 2010. -512с.

11. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ "Сфера", 2008. – 528с.

12. Профилактика кризиса у детей (Мониторинг состояния и своевременное решение проблем несовершеннолетних): практическое руководство / Б.С. Фролов, Л.П. Рубина, И.В. Овечкина. – СПб., 2008. – 187с.

13. Психология: учеб. / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 752 с.

14. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2008. – 349с.

15. Яковлев Б. Психофизиологические основы здоровья / Б. Яковлев, О. Литовченко. – М.: Эксмо, 2010. – 288с.