Психологическая адаптация трудовых мигрантов

Взаимосвязь направленностей личности и социально-психологической адаптации трудовых мигрантов.

Статьи по теме
Искать по теме

Адаптация мигрантов как психологическое явление

Проблема социальной адаптации мигрантов – одна из самых сложных и теоретически многозначных в научной литературе. Термин "адаптация", происходящий от позднелатинского слова: "adaptatio" – прилаживание, приспособление, впервые введенным Г. Аубертом, для характеристики явления "приспособления" чувствительных органов (зрения, слуха) к воздействию соответствующих раздражителей. В настоящее время термин употребляется в биологии, медицине, социологии, психологии. Совокупность названных отраслей науки подразумевает под понятием "адаптации": приспособление в биологии, привыкание в физиологии и медицине, усвоение и преобразование в психологии, социологии. В целом явление адаптации есть приспособление индивида к внешней среде. В самом начале, господствовало широкое понимание адаптации, еѐ философское толкование, подразумевающее эволюцию, приспособление индивида к обществу. В рамках данного толкования Г.И. Царегородский трактует адаптацию в широком смысле, имея в виду жизнь любого организма, приспособление индивида к обществу.

Несколько десятилетий назад понятие адаптации было заимствовано социологией и психологией для описания явлений, касающихся освоения человеком различных сфер природной и социальной сред. В них термин "адаптация" несет иную смысловую нагрузку, т.е. он наполнен новым социальным содержанием.

Самым распространенным подходом к изучению адаптации личности в социально-гуманитарных науках является деятельностный, согласно которому, адаптация есть сам процесс, и его конечный результат, который выражается в адаптированности человека к новым факторам среды. К примеру, Ж. Годфруа, определяет адаптацию как итог процесса формирования, становления личности. При этом предполагает, что контакты любого индивида и социокультурной среды, всегда связаны с непрерывным обменом деятельностью и какой-либо информацией.

Существует и другая, абсолютно противоположная точка зрения, согласно которой, "адаптация – это процесс и результат взаимодействия личности с изменившейся социальной средой, при котором согласуются все требования и ожидания, как самой личности, так и социальной среды". К примеру, Ж. Пиаже, социальную адаптацию определяет как многофакторный

и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения, как личности, так и среды.

Данная мысль и прослеживается в работах необихевиористов и психоаналитиков, которые являются в социологии яркими представителями широкого толкования концепции адаптации личности/ группы в обществе. В трудах необихевиористов направление адаптации определяется двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды, с другой, полностью удовлетворены; как состояние гармонии между индивидом и средой: природной и социальной; б) процесс, посредством которого данное гармоничное состояние достигается (при этом справедливо отмечается, что на практике достижима только относительная адаптация).

Отметим, что необихевиористы не рассматривают изменения психики и использование собственно психических механизмов адаптации. Кроме того, они не отличают социальную адаптацию группы от индивидуальной адаптации человека, что на наш взгляд является ошибочным и некорректным, поскольку проблема социальной адаптации групп является специфической проблемой более высокого уровня. Например, в нашем случае, процесс адаптации отдельного африканца не обязательно идентичен адаптации всего его землячества в целом, потому, что каждый африканец выступает как отдельная, особенная личность, он своим воспитанием, поведением, мироощущением и др. в определенной степени отличается от земляков. Также, по-нашему мнению, ошибочным является использование необихевиористами для всех случаев термина "adjustment", т.е. приспособление, поскольку личность не только приспосабливается к социальной среде, но и перестраивает условия среды по своим вкусам, возможностям (навыки и умения).

В рамках психоаналитического подхода, который опирается на представления З. Фрейда о трех структурах психической сферы личности: Id (Оно), Ego (Я) и Super-Ego (Сверх Я), хорошо адаптированным считается человек, у которого не нарушены продуктивность деятельности, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие.

Кроме того, психоаналитиками введено понятие "социальная уступчивость" для обозначения того явления, когда социальная среда исправляет нарушения адаптации таким образом, что неприемлемые в одних социальных условиях формы поведения становятся приемлемыми в других.

Однако, вызывает сомнение опора психоаналитиков на фрейдовские представления о трех инстанциях личности, которые могут объясняться влиянием биологии на психологию, еѐ не признанием социальной активности личности вообще, и проблемы социальной адаптации личности в частности.

Также, процесс адаптации иногда заканчивается неуспешно для

личности, и наоборот ведет к состоянию дезадаптированности, связанному с противоречиями между процессами социальной адаптации и социализации или несоответствию между социализированностью и адаптированностью индивида и выбранными им моделями поведения. Это нашло отражение в парадоксальном утверждении А.А. Налчаджяна о том, что современная личность "может быть социализированной, но дезадаптированной", причем "дезадаптированность человека может быть прямым следствием высокой степени и полноты его социализированности".

Помимо широкого смысла, "адаптация" в узком, еѐ социально-психологическом смысле рассматривается как процесс вхождения индивида в малую группу, усвоение им сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между членами группы. Специфики социально-психологического изучения адаптации заключаются в том, что, во-первых, отношения индивида и общества рассматриваются как опосредованные малыми группами, членом которых является индивид. Во-вторых, малая группа сама становится одной из сторон, участвующих в адаптационном взаимодействии, образуя новую социальную среду – сферу ближайшего окружения, к которому приспосабливается человек. В рамках данного направления представлены трактовки интеракционистами концепции социальной адаптации личности. Они рассматривают изменения психики и использование собственно психических механизмов адаптации. К примеру, Л. Филипс, считает, что при достижении "эффективной адаптации", личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества. Согласно интеракционистскому направлению адаптация есть:

- ответная реакция на социальные ожидания, с которыми встречается каждый человек в соответствии со своим возрастом и полом;

- в более специфическом смысле адаптация не сводится просто к принятию социальных норм; она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями жизнедеятельности, а также способность человека придавать событиям желательное для себя направление. Этот подход ясно указывает на то, что следует провести различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям.

Профессиональная адаптация есть взаимное приспособление образовательной деятельности и учащегося, в ходе которого он осваивает цели, ценности и нормы поведения данной деятельности. Она представляет постепенное освоение роли и совершенствование профессиональных способностей учащегося в рамках ведущей деятельности. Эффективность профессиональной адаптации определяется отношением учащегося к данной деятельности, совпадением взаимных ожиданий профессиональной среды и личности друг с другом и других причин. Производственная адаптация представляет социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга при формировании определенных свойств личности, например, профессиональных качеств.

Потребность в самоуважении и уважении со стороны других, согласно теории мотивации А. Маслоу относится к числу базовых потребностей человека, и завершает собой их иерархию. Без их удовлетворения невозможна реализация потребностей высшего уровня – потребностей развития, роста, потребностей в самореализации или самоактуализации личности. Отсюда на личностном уровне выбор наиболее успешного варианта адаптации – интеграции – будет определяться наличием и стремлением к реализации потребностей высшего уровня – потребностей в самоуважении и самоактуализации, так как именно этот тип стратегии создает наиболее успешные условия для их удовлетворения.

Можно сказать, что в процессе адаптации, личность бывает как адаптивной, так и неадаптивной. Адаптивной можно считать личность, способную выбрать приѐмы адаптации, с одной стороны, в соответствии еѐ основным потребностям, а, с другой стороны, оптимизирующие еѐ взаимодействие с окружающей средой. Неадаптивной будет считаться личность, неспособная достичь состояния адаптированности. Однако, A.A.

Налчаджян утверждает, что нельзя придерживаться сугубо прагматической точки зрения, согласно которой хорошо адаптирован тот, кто добивается успеха в своей ведущей деятельности. Неверно каждую неудачу считать признаком отсутствия адаптированности.

На адаптацию влияют многочисленные факторы, под которыми понимаем условия, негативно или позитивно влияющие на состояние адаптированности личности/группы в новой социокультурной среде, вызванные той или иной ситуацией и преодолимые с активизацией адаптационных ресурсов личности.

Часто на процесс адаптации личности/группы к новой культурной среде влияют следующие факторы: индивидуальные характеристики – демографические и личностные (т.е. устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией). К их числу относят пол, возраст, социальное положение и образование, представление о собственной значимости в социальном окружении и степени совпадения ожиданий личности и реальных обстоятельств. И, напротив, есть мнение, согласно которому половые различия, а также высокий образовательный уровень и социальный статус отнюдь не всегда гарантируют быстрое и безболезненное достижение состояния адаптированности.

Другими авторами выделяется установление дружеских отношений с местными жителями как фактор, благоприятно влияющий на процесс адаптации личности. При этом ограниченность данного взаимодействия с представителями страны пребывания может усилить чувство отчуждения.

К личностным факторам, негативно влияющим на процесс адаптации личности, относят: конформизм; неуверенность в себе, а также слишком сильную уверенность; эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других.

Кроме того, на адаптационный процесс существенно влияют групповые факторы обстоятельства жизненного опыта личности – еѐ знакомство с историей, культурой, условиями жизни страны прибытия и характеристики взаимодействующих культур. Иными словами влияют на адаптационный процесс сходство или различия между культурами, особенности культуры, к которой принадлежат переселенцы; особенности страны пребывания (социально-экономические условия, политическая ситуация, полиэтнический состав населения, толерантность, равенство, свобода выбора и.т.д.); степень выраженности культурного шока и продолжительность межкультурной адаптации (продолжительность пребывания в чужой стране). Также к числу факторов влияющих на адаптационный процесс, относят овладение языком принимающего общества (хотя имеется другое мнение о том, что обладание единой или сходной системой кодификации и декодификации не гарантирует успешность взаимопонимания и, в конечном счѐте, адаптации).

Взаимодействие человека с различными факторами, агентами и институтами происходит с помощью механизмов. Пусковым механизмом процесса адаптации является осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы сознания и поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка сознания и поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для неѐ социальной среде:

- начальная стадия, на которой происходит осознание индивидом или группой необходимости в перестройке систем сознания и поведения с одной стороны, с другой проявляется неготовность признать и принять систему ценностей новой среды (или стремление придерживаться прежней системы ценностей);

- стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

- аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

- ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

В данном случае выбор личностью конкретного адаптационного механизма существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии она переживает. Например, с переездом в иную культурную среду хорошо видно, что проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения новой своей позиции в принимающем обществе приходится решать практически каждому мигранту (в нашем случае иностранному учащемуся), и не всегда этот процесс протекает одинаково успешно. От того, насколько будет включен в адаптационный процесс индивидуально-личностный потенциал человека, будет зависеть и успешность его адаптации. Также по мере развития адаптационных сложностей, ускоряется и интенсивность потребности в адаптации. В данном случае выработка стратегий адаптации приобретает жизненно важное значение не только для молодых, но и для старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.

По нашему мнению наиболее успешной адаптацией личности в новых условиях существования будет адаптация по типу интеграции. Этот тип

предполагает сохранение представителями разных культур позитивной социальной и этнокультурной идентичности и обретение ими новой социальной идентичности, адекватной изменившейся реальности.

В нашем исследовании под социально-психологической адаптацией личности в новой социокультурной среде мы понимаем многоуровневый процесс взаимодействия представителей разных культур особенно в культурной, коммуникативной, бытовой, профессиональной и др. сферах жизни общества, в результате которого формируется новая социальная идентичность, способная противостоять изменяющимся условиям среды; также процесс, позволяющий личности раскрыть личностный потенциал по мере его активного вхождения в различные сферы профессиональной деятельности, нахождение условий для реализации потребностей в самоуважении и самоактуализации личности.

Соответственно адаптированность есть результат процесса гармонизации отношений с новой культурной средой путем полного/частичного принятия индивидом норм и правил социального взаимодействия, самоуважение и позитивная оценка данной среды.

Состояние данного результата определяется критериями, которыми можно условно разделить на: объективные и субъективные (или внешние и внутренние). Под критериями мы понимаем оценку (или признак), с помощью которой определяется или классифицируется состояние различных адаптационных процессов. В нашем случае состояние адаптированности включает в себя совокупность двух критериев, так как первый характеризует специфику адаптации и адаптивную деятельность субъектов (психофизиологические затраты), второй описывает оценочные характеристики данного процесса (социально-психологические затраты). В основе субъективных и объективных критериев лежит оценка характера деятельности. При этом степенью успешности адаптации выступает социальная значимость результата деятельности, общественная активность личности.

Что касается внешнего критерия, он отражает соответствие требованиям среды, а внутренний критерий – возможность удовлетворения индивидуальных потребностей. Оптимальным вариантом является согласованность адаптированности по этим двум критериям.

В итоге наши критерии оценки результативности адаптационного процесса выглядят следующим образом:

- в качестве показателей успешной социально-психологической адаптации личности в новых условиях существования на групповом уровне предлагаем: 1) реальное положение личности в группе; 2) продуктивность деятельности; удовлетворенность отношениями с новым окружением; 3) позитивная социальная (этническая) идентичность; 4) позитивный образ "Мы" и позитивный образ "Они"; 5) межгрупповая толерантность; 6) авторитет личности.

- В тоже время в качестве показателей успешной социально-психологической адаптации индивида на личностном уровне предлагаем: 1) удовлетворенность вузовским обучением, образовательной деятельностью; 2) результативность обучения на работе и дисциплинорованность; 3) активность в учебной и общественной жизни; 4) удовлетворенность смыслом жизни и оптимистическая оценка жизненной ситуации; 5) удовлетворѐнность собой как личностью, эмоциональная стабильность; 6) самооценка своей позиции в системе официальных и неофициальных отношений; 7) степень принятия инициативы в своѐм поведении, стремление к лидерству и успеху.

Следует отметить, что термин "адаптированность" определяет лишь состояние некоей "гармонии" в отношениях личности и окружающей среды, удовлетворения всех еѐ требований, при которых еѐ результат не тождественен итогу адаптации.

Таким образом, социально-психологическая адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействий индивида со средой. В данном процессе человек выступает как активный субъект, который адаптируется в среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями, и активно самоопределяется. Также показатели адаптации лежат в основе оценки характера деятельности, при этом успешность адаптации во многом определяется социальной значимостью результата деятельности, общественной активностью личности. Поэтому критерии адаптации относятся к самому процессу, а критерии адаптированности к результату.

На адаптационный процесс оказывают влияние биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы сознания и поведения в отдельной социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс адаптации личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе адаптации личности (в нашем случае иностранных учащихся) в обществе.

Выбор личностью конкретного адаптационного механизма существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии она переживает.

Исходя из вышесказанного адаптация – это многоуровневый процесс взаимодействия индивида/группы и инокультурной среды в различных сферах жизни общества: культурной, коммуникативной, бытовой, профессиональной и др., в результате которого формируется новая социальная идентичность, способная противостоять изменяющимся условиям среды; процесс, позволяющий личности раскрыть внутренний потенциал по мере ее активного вхождения в различные сферы профессиональной деятельности, нахождение условий для реализации потребностей в самоуважении и самоактуализации.

Психологическая характеристика процесса адаптации трудовых мигрантов

Существует довольно много исследований, посвященных изучению стратегий адаптации мигрантов и особенностям взаимодействия мигрантов с принимающим населением. Однако до сих пор остается малоизученным, как стратегии адаптации мигрантов связаны с их психологическим здоровьем.

Основные теоретико-методологические подходы к изучению психологической адаптации личности содержатся в необихевиористском подходе Г. Айзенка, Дж. Уотсона, Р. Хенки; интеракционистской концепции адаптации Л. Филипса, Т. Шибутани; психоаналитической концепции адаптации Г. Гартмана, З. Фрейда и др.

Представители интеракционистского направления проводят различие между адаптацией и приспособлением, описывая адаптацию через последовательную цепочку приспособлений (Т. Шибутани).

Отечественными учеными вопросы психологической адаптации личности рассматриваются в трудах Б.Г. Ананьева, В.Г. Афанасьева, В.П. Каширина, А.А. Налчаджяна, В.И. Плотникова, Г.Л. Смирнова, В.А. Ядова и др.

Психологическая адаптация – это процесс психологической включенности личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций.

В отечественной психологии феномен адаптации рассматривается через деятельностный подход (Б.Г. Ананьев). В процессе деятельности не только формируется поведение человека, но и меняются его взгляды, ожидания, социальные установки. По существу здесь идет речь о двух адаптационных тенденциях: адаптивной, как о приспособлении индивида к социальной среде, и адаптирующей, как о стремлении индивида преобразовать окружающую действительность в соответствии со своими интересами и потребностями.

Трудовая адаптация представляется нам как социальный и психологический процесс взаимодействия индивида с производственной средой, посредствам которого происходит включение индивида в систему трудовых отношений. И индивид, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами.

Изучение литературных источников дают основания выделять в трудовой адаптации социально-трудовую, профессионально-трудовую и социально-психологическую стороны.

Вопросы адаптации мигрантов представлены в работах Л.М. Давтяна, Т.И. Заславской, В.М. Моисеенко, В.И. Переведенцева, В.В. Покшишевского, Л.Л. Рыбаковского, В.И. Староверова и др.

Процесс трудовой адаптации мигрантов имеет некоторые специфические черты (изменение экономического менталитета и трудового поведения мигрантов, формирование групповых форм трудовой активности и др.) и не ограничивается решением вопроса трудоустройства (Ю.И. Бромлей, Л.А. Евдокимова, А.Ю. Завалишин, И.П. Рязанцев, Н.Н. Чебоксаров, И.А. Чебоксарова и др.).

Уточнение теоретических предпосылок о сущности и особенностях трудовой адаптации мигрантов позволило осуществить разработку и проведение эмпирического исследования.

Также представляется интересным рассмотреть, какие именно факторы культуры обуславливают более успешную социокультурную адаптацию мигрантов, а также их психологическое благополучие и психологическое здоровье. Особенно актуальны такого рода исследования в поликультурных мегаполисах и регионах, характеризующихся высоким миграционным сальдо.

Начнем с того, что межкультурная адаптация понимается как сложный процесс, в случае успешного завершения которого человек достигает совместимости с новой культурной средой, принимая ее традиции при сохранении своих собственных и действуя в соответствии с ними. Психологическая и социокультурная адаптация представляют собой взаимодополняющие сферы (домены) межкультурной адаптации. Таким образом, обычно выделяют внутреннюю сторону адаптации (психологическую адаптацию), выражающуюся в чувстве удовлетворенности и полноты жизни, и ее внешнюю сторону (социально-культурную адаптацию), которая проявляется в участии индивида в социальной и культурной жизни новой группы, полноправном межличностном взаимодействии с ее членами. Такие показатели психологической адаптации как удовлетворенность собой, удовлетворенность жизнью, уровень депрессии, уровень тревожности и социокультурной адаптации в нашем исследовании служили индикаторами степени адаптированности мигранта, так как социокультурная и психологическая адаптация взаимосвязаны между собой: "в то время как социальная неадекватность ведет к изоляции и вызывает психологические нарушения, имеет место и обратная связь, поскольку психологическое недомогание отражается на поведении, в том числе на различных социальных навыках".

Также немаловажно подчеркнуть, что переживаемые мигрантами эмоциональные состояния (состояние тревоги или депрессии) могут служить важнейшими характеристиками их адаптивных возможностей, определять их поведенческую стратегию в новой социокультурной среде и выступать в качестве субъективных индикаторов успешности или, наоборот, затрудненности адаптации.

Психологическое благополучие мигрантов характеризуется широким спектром проблем, среди которых могут быть такие факторы как расставание с близким людьми из-за переезда на новое место жительства, изменение собственного статуса, изменение материального положения, изменение качества жизни и т. д. Ситуация "аккультурационного стресса" может вызвать затруднения в адаптации мигранта, так как его чувство собственного благополучия будет потеряно.

В основу нашего исследования легла модель "аккультурационных стратегий" Дж. Берри. Автор данной модели в основу стратегий аккультурации мигранта кладет два измерения– стремление мигранта поддерживать свою прежнюю культуру и стремление принимать новую. В исследовании мы придерживаемся точки зрения Дж. Берри на состав стратегий, которые состоят из двух (обычно связанных) компонентов: установок и поведения, проявляющихся в повседневном межкультурном взаимодействии. Разумеется, не всегда бывает полное совпадение между тем, что человек предпочитает(установки) и тем, что он делает(поведение). Это несоответствие широко исследуется в социальной психологии и обычно объясняется как результат социальных ограничений поведения(нормы, возможности и т.д.). Однако существует положительная корреляция между установками и поведением, что позволяет использовать общую концепцию индивидуальных стратегий.

Процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма и поддержание сбалансированности в системе "организм – среда", но и процесс поддержания адекватных отношений в системе "индивидуум – социальная среда".

Трудовые мигранты прежде всего вынуждены отказаться от привычных стереотипов поведения. Например, осуществление принципа единоначалия предполагает осознанное подчинение своей воли, желаний воле другого человека – командира, что в социально-психологическом плане сопровождается ограничением степени личной свободы и активности выбора. Необходимость ограничения степени личной свободы обусловлена и строгой регламентацией трудового кодекса РФ (сюда можно отнести обязательность выполнения распорядка дня и т.п.).

Другой особенностью деятельности трудовых мигрантов является постоянная готовность выполнить свое профессиональное предназначение в трудовой деятельности, что само по себе вызывает определенное психологическое напряжение. Также следует отметить, что психологическое напряжение обусловлено и отрывом молодого человека от привычного социального окружения (семьи, друзей и т.п.), адаптацией к новому коллективу, ограничением жизненных перспектив, происходит изменение режима дня и системы питания, увеличиваются физические нагрузки, что в целом обусловливает перестройку энергетических и обменных процессов.

Многое зависит от качеств личности мигранта, преодолевающего трудности адаптационного периода, от его характера, темперамента, направленности личности. Большое значение в процессе социально-психологической адаптации имеет направленность ценностных ориентаций иностранного гражданина. Слабое развитие или отсутствие положительных качеств, наличие отрицательных черт характера, привычек поведения у некоторой части призывной молодежи значительно снижают адаптивную способность личности, тормозят процесс социально-психологической адаптации трудового мигранта с подобными характеристиками. Таким людям трудно приходится в воинских коллективах. Они вынуждены приспосабливаться к непривычным для них требованиям, которые предъявляют не только командиры, но и большинство членов коллектива. В этом случае возможны также варианты адаптивного поведения лиц с негативной направленностью, как конформизм, т.е. внешнее согласие с требованиями и нормами воинского коллектива при внутреннем неприятии их, или открытый конфликт с командирами и коллективом, сопровождающийся поиском "сторонников" – тех солдат, которые могли бы поддержать, одобрить недисциплинированное поведение.

Этапы психической адаптации трудовых мигрантов подразделяются на:

1. подготовительный;

2. стартового психического напряжения;

3. острых психических реакций входа (первичная дезадаптация);

4. психической;

5. переадаптации;

6. неустойчивой психической деятельности;

7. глубоких психических изменений (устойчивая дезадаптация);

8. реадаптация;

9. острых психических реакций выхода (вторичная дезадаптация);

10. завершенного психического напряжения.

Уровень адаптированности трудового мигранта непосредственно влияет на эффективность его профессиональной деятельности. Адаптация выступает как особый вид социального поведения и деятельности человека и включает: усвоение трудовых норм, ценностей и условий новой среды; его непосредственное включение в сложившееся в воинском коллективе взаимоотношения овладение и использование и приемов поведения и действий; освоение должностных обязанностей.

Приспосабливаясь к условиям трудовой деятельности, мигрант утверждается как личность, завоевывает определенный статус, интегрируется в коллектив и становится его полноправным членом. Важным результатом адаптации является установлению равновесия между личностью трудового мигранта и трудовой средой. Тем самым обеспечивается целость и сбалансированность в данной социальной среде, успешная включенность человека в воинскую деятельность, психологическое состояние, определяющее адекватное поведение, внутренний психологический комфорт.

Основными сферами деятельности трудовых мигрантов различных субкультур являются: служебная, общественная и бытовая. Исходя из содержания деятельности трудовых мигрантов различных субкультур, можно выделить следующие виды социально-педагогической адаптации: профессионально-функциональная адаптация, усвоение функциональных обязанностей по занимаемой должности, приобретение умений и навыков профессиональной деятельности; общественная адаптация – процесс включения трудовых мигрантов различных субкультур в профессиональную деятельность, выработки у них новых ценностных ориентаций, установок по отношению к общественной деятельности; бытовая адаптация – привыкание к режиму, выработка привычек к исполнению требований руководства и др. [31]

Особенности направленности личности мигрантов в условиях адаптации

Адаптация живого организма к новым условиям жизни является стрессовой ситуацией, вызывающей определенный дискомфорт и требующей мобилизации всех энергетических ресурсов организма. В ситуации миграции адаптация осложняется огромным количеством факторов, влияющих на данный процесс: климатические условия, культурные, социальные, языковые, этнические и религиозные различия, установление новых межличностных контактов, неизбежные материальные и бытовые проблемы и т. д. Все эти составляющие, имеющие свою специфику в процессе адаптации, в ситуации миграции воздействуют на индивида как одно целое, создавая тем самым мощную стрессовую ситуацию, которая является действительно экстремальной.

Не менее важным условием социально-психологической адаптации мигрантов является то, что миграция ставит человека перед необходимостью реадаптации, ломая прежние, привычные формы взаимодействия с окружающей средой и заставляя искать и нарабатывать новые. Мигранту приходится не только формировать в себе новые ценности, убеждения, формы поведения, характерные для данной среды, но и найти в себе силы отказаться от прежних, а это бывает порой гораздо труднее. Поэтому процесс адаптации мигрантов может занимать огромное количество времени и исчисляться не столько временными интервалами жизни одного человека, сколько поколениями.

Применительно к проблемам мигрантов Т. Г. Стефаненко определяет социальную адаптацию как результат взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы.

В. В. Константинов считает, что "…при адаптации вынужденных мигрантов к новым условиям жизни со всей очевидностью просматривается взаимодействие двух сторон: адаптация личности вынужденного мигранта к новым условиям жизни и адаптация социальной среды (коренных местных жителей) к личности вынужденного мигранта".

В. В. Константинов, рассматривая адаптацию вынужденных мигрантов к новым условиям жизни, понимает под этим процессом "перестройку психологических качеств личности, поведения и деятельности субъекта адаптации в ответ на требования новой социальной среды и изменения самой социальной среды в ходе удовлетворения адаптивной потребности вынужденного мигранта в целях их полноценной взаимной деятельности и развития".

Н. П. Нейхц под социально-психологической адаптацией мигрантов понимает сложный и многоуровневый процесс взаимодействия личности или группы, являющейся участником миграционного движения, с окружающей средой (природой и социумом), направленный на поиск приемлемых механизмов поведения (способов адаптирования) в соответствии с изменившимися условиями проживания и связанный с проявлением личностного или группового потенциала мигрантов.

По мнению Н. П. Нейхц, при прибытии на новое место мигрант попадает в незнакомую среду и процесс социально-психологической адаптации происходит по следующим направлениям: 1) к иной природно-климатической среде; 2) новой социокультурной среде; 3) иноэтнической среде; 4) иноконфессиональной среде. К основным адаптационным проблемам, с которыми сталкиваются мигранты, Н. П. Нейхц относит: различия в культурах мигрантов и принимающего населения; переживание ими депривации и изоляции; взаимоотношения с местным населением; проявление кризиса идентичности.

Е. А. Клыгина понимает психологическую адаптацию мигрантов в новой социальной среде как "сложный многомерный процесс взаимодействия представителей разных культур, в результате которого происходит формирование новой позитивной (общей с коренными жителями) социальной идентичности, адекватной изменившимся социальным условиям; процесс развития личностного потенциала мигрантов по мере их активного включения в различные виды деятельности (и прежде всего в профессиональную деятельность, систему межличностных отношений, социальную и социально-политическую жизнь страны пребывания, нахождение условий для реализации потребностей в самоуважении и самореализации личности)".

Процесс адаптации у мигрантов протекает по-разному в зависимости от многих факторов, наиболее важным из которых нам представляются причины миграции, а именно был ли процесс миграции вынужденным или добровольным.

Багери Масуд отмечает, что "по сравнению с фактором этнокультурной принадлежности ситуация вынужденной или преднамеренной миграции как сложная совокупность экономических, социальных и психологических условий и параметров оказывает доминирующее и корректирующее влияние на величину культурной дистанции, степень субъективной удовлетворенности жизненными изменениями, состояние психического здоровья личности и эффективность ее социокультурной адаптации".

Стоит отметить, что любая миграция в какой-то степени носит вынужденный характер: индивиду уже невмоготу оставаться на прежнем месте. Но в случае добровольной миграции индивид принимает решение о миграции самостоятельно, без внешнего давления, исходя из своих потребностей. Готовность к развитию и самореализации у добровольного мигранта изначально достаточно высока, а сама ситуация миграции для него – это возможность осуществить эту готовность. В случае вынужденной миграции причина миграции лежит вне индивида и полностью диктуется внешними обстоятельствами (миграция по принуждению), что в значительной мере снижает его готовность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, а зачастую и сопровождается тяжелыми психологическими травмами (межэтнические конфликты, потеря родственников, угроза собственной жизни и т. д.).

В своем исследовании Багери Масуд установил, что "преднамеренное, осмысленное пребывание в чужой стране, вписывающееся в общую перспективу жизненного пути личности, в целом способствует позитивному восприятию новой культуры и большей удовлетворенности от нее, что, в свою очередь, повышает эффективность адаптации к инокультурной среде. Вынужденное, бесперспективное пребывание в чужой стране, нарушающее целостность жизненного пути личности, способствует негативному восприятию новой культуры, приводит к неизбежным разочарованию и неудовлетворенности и снижает эффективность адаптации к инокультурной среде".

Багери Масуд отмечает, что ситуация вынужденной миграции определяет высокую неудовлетворенность личности жизненными изменениями и способствует развитию депрессии, психастении, паранойяльных и шизоидных расстройств.

Г. У. Солдатова высказывает мнение, что "в отличие от добровольной миграции в поисках улучшения жизненных условий, вынужденная миграция – один из видов перемещений людей, когда они, спасаясь от угрозы для жизни и иных преследований, вынужденно покидают места своего постоянного места жительства и ищут убежища на других территориях – в границах государства своей гражданской принадлежности или за ее пределами".

Н. С. Палагина считает, что в процессе социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов происходят значительные изменения личностного плана, выражающиеся в снижении самооценки и уровня притязаний, деформации ценностных ориентаций и социальных установок [6].

В исследовании Н. С. Палагиной было установлено, что большинство вынужденных мигрантов дезадаптированны, что проявляется в гипотимном типе реагирования, хаотичном характере активности, в тенденции занимать оборонительную позицию, экстернальности и эскапизме. Эмоциональный фон у вынужденных мигрантов снижен, проявляются эмоциональная напряженность и склонность к беспричинной озабоченности маловажными проблемами, раздражительность, тревожное состояние. Социальная ситуация вынужденной миграции может быть охарактеризована как кризисная и даже экстремальная (т. е. создающая угрозу здоровью и жизни).

Таким образом, можно утверждать, что процесс адаптации к условиям жизни на новом месте у вынужденных мигрантов протекает гораздо сложнее, чем у добровольных, затрагивая самые глубокие слои личности, наиболее важным из которых является ее идентичность.

Г. У. Солдатова отмечает, что "травматический опыт и жизненные трудности вынужденных мигрантов определяют нарушение у них целостности и интегрированности личности. Комплекс проблем, отражающих личностные трансформации, можно обозначить как кризис идентичности".

Согласно теории социальной идентичности Тежфела, одной из основных закономерностей идентичности является стремление человека к достижению позитивной идентичности – позитивному образу себя.

Позитивная идентичность позволяет воспринимать мир как стабильный и справедливый; если же позитивная идентичность утрачивается, то дезорганизуется не только внутренний мир, но и впечатления относительно внешнего.

Кризис идентичности обычно определяется как потеря чувства самого себя, невозможность приспособится к изменившимся обстоятельствам, разрыв между требованиями, предъявляемыми новой ситуацией, и прежними установками и взглядами.

"Кризис идентичности возникает у вынужденных мигрантов как в результате событий, ставших причинами миграции, так и вследствие культурного шока и адаптации в новой среде. В результате пережитых событий разрушается само основание идентичности – происходит трансформация той картины мира, которая встраивается с самого рождения и включает в себя широчайший диапазон образов, представлений, мнений, убеждений, отношений", – считает Г. У. Солдатова.

О кризисе идентичности у вынужденных мигрантов в процессе адаптации говорит и Л. А. Шайгерова: "сложный процесс адаптации в ситуации вынужденной миграции приводит к тому, что изменения идентичности личности мигрантов достигают уровня кризисных. Кризис идентичности у вынужденных мигрантов проявляется в глубоких множественных преобразованиях ее содержания, происходящих на личностном и на групповом уровнях". Л. А. Шайгерова полагает, что преодоление кризиса идентичности – важнейшее условие успешной адаптации личности в ситуации вынужденной миграции, но он нередко достигает такой глубины и силы, когда собственных ресурсов личности оказывается недостаточно и для его преодоления требуется психологическая помощь. Помощь в преодолении кризиса идентичности, по мнению Л. А. Шайгеровой, возможна через коррекцию нарушений мотивационно-потребностной сферы, восстановление позитивной идентичности, ее целостности и интегрированности, развитие конструктивных стратегий совладания с кризисной ситуацией, встраивание и интегрирование в содержание идентичности личности ценностей и элементов принимающей культуры.

Кризис идентичности – это неизбежный этап в процессе адаптации мигрантов к новым условиям жизни, успешное его преодоление приводит личность к обретению новой, более зрелой идентичности.

Еще одной важной особенностью в процессе социально психологической адаптации мигрантов, является то, что неадаптированные мигранты не только испытывают психологический и социальный дискомфорт, но и несут в себе опасность для принимающего общества.

Мы согласны с мнением Н. С. Палагиной о том, что "когда мигрант не может приспособиться и адаптироваться к новой этнической среде, с ним происходит трансформация отрицательного характера. Изменяется его психологическое состояние, ухудшается физическое самочувствие, рушатся многие социальные установки, меняется взгляд на мир и людей. Такая трансформация приводит к различным последствиям, начиная от сепаратизма и этнического нигилизма до крайнего фанатизма и национализма, где формируется выраженный отрицательный образ этноса, и поведение индивида исходит из этого образа".

Таким образом, ситуация миграции – это один из видов экстремального воздействия на личность, когда на личность одновременно воздействует большое количество факторов, каждый из которых требует своей специфики в адаптационном процессе, вызывая тем самым состояние стресса высокой интенсивности. Не менее важным условием социально-психологической адаптации мигрантов является то, что миграция ставит человека перед необходимостью реадаптации, ломая прежние, привычные формы взаимодействия с окружающей средой и заставляя искать и нарабатывать новые. Мигранту приходится не только формировать в себе новые ценности, убеждения, формы поведения, характерные для данной среды, но и найти в себе силы отказаться от прежних.

Процесс социально-психологической адаптации у вынужденных мигрантов проходит гораздо сложнее, чем у добровольных, затрагивая самые глубокие слои личности, наиболее важным из которых является ее идентичность. Кризис идентичности – это неизбежный этап в процессе адаптации мигрантов к новым условиям жизни, его преодоление является важнейшим условием успешной адаптации личности в ситуации миграции и приводит личность к обретению новой, более зрелой идентичности.

Однако кризис идентичности у вынужденных мигрантов нередко достигает такой глубины и силы, когда собственных ресурсов личности оказывается недостаточно и для его преодоления требуется психологическая помощь.

В современном мире, когда процессы миграции приобретают глобальные масштабы, социально-психологическая адаптация мигрантов представляется одной из наиболее важных и сложных проблем, требующих быстрого и корректного решения.

Проблема встраивания мигрантов в новое для них общество, преодоления ими кризиса идентичности и налаживания социальных контактов является не только проблемой самих мигрантов, но и принимающего общества и должна решаться с учетом потребностей как принимающей стороны, так и самих мигрантов. По тому, как решается данная проблема, можно судить о благополучии и социальном развитии общества в целом.

Содержание психологического тренинга успешной социально-психологической адаптации трудовых мигрантов

Психологическое консультирование рассматривается как процесс, направленный на помощь человеку в разрешении возникающих у него проблем и затруднений психологического характера.

Проблемы в сфере межличностных отношений, как правило, обусловлены степенью сформированности у человека коммуникативных способностей. К ним относят: неумение наладить эффективное взаимодействие, отсутствие навыков уверенного поведения, неумение выражать свои чувства, неумение предупреждать и разрешать межличностные конфликты.

Для разрешения подобных проблем чаще всего формируется группа из 7-12 клиентов со схожими проблемами или подбираются клиенты на основании заранее заявленной цели, и работу с которыми ведут один или два ведущих. Входящие в такую группу люди, делясь своими мыслями, чувствами и поведенческими проблемами, предоставляют тему для обсуждения. Предполагается, что каждый член группы вовлекается в процесс благодаря реагированию на др. ее членов посредством обратной связи, поддержки и решения проблем. Ведущий, или руководитель группы, обычно имеет специальную подготовку в области методов Групповое консультирование и стремится создать атмосферу доверия, открытости, ответственности и взаимозависимости. Ведущий демонстрирует типичные образцы поведения и направляет процессы понимания, проявления заботы о др. и урегулирования конфликтов.

Основные методы группового консультирования схематично представлены на рисунке 3.1. Далее опишем каждый из них более подробно.

Взаимосвязь направленностей личности и социально-психологической адаптации трудовых мигрантов

Рис. 3.1 – Основные методы группового консультирования

- Методы группового развития

Данный групповой метод направлен на развитие социальной компетенции клиентов, межличностных отношений, потребности в формировании безопасной окружающей среды.

- Групповой метод решения проблем

Решение проблемы в процессе группового обсуждения – основная цель данной группы. Первичные задачи направлены на обучение клиентов через опыт группы решать свои индивидуальные проблемы. Метод применим как к нормальным, так и к "тревожным" клиентам.

- Групповое адлерианское консультирование

Это групповое консультирование семьи по проблемам трудностей, возникающих у детей в процессе обучения и развития. В основе метода – телеаналитическое семейное консультирование Адлера.

- Функциональный групповой подход

Групповое функциональное консультирование состоит из эклектических методов поведенческой терапии.

- Группо-центрированное консультирование

В основе данного метода – недирективные подходы клиент-центрированной терапии К. Роджерса. Данное направление подчеркивает, что каждый индивид имеет потребность к самоактуализации, личностному росту и индивидуальному развитию.

Процесс помощи в групповой интервенции осуществляется через следующие фазы или этапы (рис. 3.2):

Группа организуется на принципах поддержки и демократического участия.

Взаимосвязь направленностей личности и социально-психологической адаптации трудовых мигрантов

Рис. 3.2 – Фазы процесса помощи в групповой интервенции

Основные стратегии группы самопомощи можно представить в следующей последовательности:

- обеспечение принятия групповой принадлежности;

- обеспечение адекватного понимания всеми проблемы или состояния;

- обеспечение возможности для всех обсуждать проблемы, разделять чувства, осуществлять поиск решения поставленных задач;

- обеспечение возможности брать ответственность в группе;

- обеспечение возможности расширять группы самопомощи на ближайшее окружение.

Терапевтические группы. Основная цель этих объединений – на основе группового общения развивать понимание индивидом окружающей среды. Групповая терапия преследует следующие цели (рис. 3.3):

Взаимосвязь направленностей личности и социально-психологической адаптации трудовых мигрантов

Рис. 3.3 – Цели групповой терапии

Индивидуальные и групповые цели достигаются в процессе деятельности групп. В группе происходит обсуждение ее функций, дискутируются ролевые позиции лидеров и помощников, поощряется взаимопомощь, осуществляется содействие в решении индивидуальных проблем. В ходе группового обсуждения проектируются модели оптимального социального функционирования, стабилизируется эмоциональное напряжение. Руководитель (терапевт) фиксирует взаимодействия в группе, предлагает и разъясняет модели помощи, интерпретирует групповое поведение. В процессе анализа индивидуального и группового поведения вырабатываются новые, более продуктивные модели поведения, взаимодействия, социального общения. В работе используются психоаналитические, биохевиористские, клиент-центрированные подходы.

Практика работы в группах психотерапевтов имеет особенные черты, которые можно проследить по следующим параметрам:

- Направление помощи. Для психотерапевтической работы, динамика группы выступает как лечебное средство; для социальной групповой работы – в качестве социальной формы, где основными подходами могут быть: терапия в группе, терапия группы, терапия посредством группы либо сочетание всех данных подходов.

- Цель. Для психотерапевтических групп – преодоление не конструктивной фиксации на болезненном состоянии.

- Роли в процессе групповой работы. В психотерапевтической групповой работе центральной фигурой является терапевт, выступающий в родительской роли.

Рассмотрим тренинг, как метод воздействия на трудовых мигрантов под руководством котерапевтической команды, состоящей из мужчины и женщины.

Важнейшими направлениями работы с соотечественниками в процессе тренинга были следующие: научить открытому выражению собственных чувств; научить определять ценности и цели, которые они могут реализовать в новых условиях жизни; осознать свои проблемы в групповой работе и попытаться найти решение этих проблем; обучить основным способам регуляции психического состояния, релаксации; повысить уровень толерантности.

Среди технологий проведения тренинга одно из ключевых мест занимают "правила группы". В работе с группой соотечественников эти правила тоже были определены при первой встрече.

Схема традиционного тренингового занятия выглядела следующим образом: приветствие (ритуал), опрос самочувствия, предложение темы занятия, теоретический материал (притча), разминочные упражнения, основная рабочая часть, подведение итогов занятия, резюме ведущего (притча), прощание (ритуал).

В тренинге использовались дискуссионные методы работы, в частности групповая дискуссия, игровые методы, а также психогимнастические упражнения (Приложение 4).

Общее описание программы психологического тренинга:

Цель: выработка уверенности в межличностных отношениях и формирование коммуникативных навыков общении с противоположным полом.

Методы: поведенческие и когнитивные техники, информирование, ролевая игра, упражнения на развитие креативности и генерирования идей.

Продолжительность:

Общая продолжительность – 1,5 месяца (12 встреч, дважды в неделю по 2 часа).

Участники – 10 человек. Люди, испытывающие трудности в межличностных отношениях.

Задачи тренинга:

- Развитие самопознания.

- Развитие умения в коммуникации, взаимодействии и межличностном восприятии.

- Развитие и отработка навыков конструктивного общения с другими.

Последовательность действий:

- Модель нового навыка создается сначала в форме схем и описаний, затем в виде реальной модельной демонстрации целевого поведения, то есть сначала тренер совместно с участниками группы описывают, как должно выглядеть тренируемое поведение, затем смотрят, как оно выглядит в реальности, и затем переходят к ролевым играм.

- Тренировка навыков осуществляется по стандартной схеме: сначала на простых ситуациях, затем выработанные навыки автоматизируются на ситуациях, предложенных самими участниками группы.

Организационное обеспечение тренинга: специально оборудованное помещение, не менее 20 кв. м с мягкими стульями по количеству участников, рабочие тетради с основными раздаточными материалами (по количеству участников группы), видеоаппаратура, флип-чарт, маркеры разных цветов, листы ватмана, листы бумаги, цветные карандаши, мелки.

Выводы

Анализ существующих подходов зарубежных и отечественных авторов к пониманию сущности и структуры позволяет рассматривать трудовую адаптацию как составную часть адаптации личности, включающая в себя два взаимосвязанных процесса: адаптивный – как приспособление личности к условиям трудовой деятельности, и адаптирующий – как видоизменение параметров и других условий трудовой деятельности, в соответствии с потребностями и возможностями работников. И адаптант, и трудовая среда оказывают взаимное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Трудовая адаптация является перманентно идущим процессом и определяется в достижении соответствия личностно-профессиональных качеств адаптантов требованиям социально-трудовой, профессионально-трудовой и социально-психологической сфер жизни и труда.

Психологические особенности трудовой адаптации мигрантов в начале адаптационного периода определяются повышенной личностной и ситуативной тревожностью. В течение первых трех месяцев после трудоустройства мигранты вынуждены приспосабливаться к условиям новой социокультурной и трудовой деятельности, реагируя на возникающие проблемные ситуации состоянием тревоги и беспокойства.

Психологические особенности трудовой адаптации мигрантов в середине адаптационного периода определяются снижением общего уровня неудовлетворенности работой, нервно-психического напряжения и рабочей тревожности, а также повышением уровня благоприятной психологической атмосферы в рабочих коллективах мигрантов. Приспосабливаясь к новой социокультурной и трудовой деятельности, мигранты начинают чувствовать себя более уверенно.

Психологические особенности трудовой адаптации мигрантов в конце адаптационного периода определяются повышением уровня коммуникативного потенциала. Адаптировавшись к условиям новой социокультурной и трудовой деятельности, мигрантов перестает устраивать социальная действительность, они начинают вести себя иначе, поведение становится более раскрепощенным.

В контексте профессионально-трудовой адаптации обучать новых сотрудников рекомендуется во время адаптационных тренинговых занятиях. В начале профессиональной деятельности не стоит предъявлять излишних требований по качеству выполняемой новым сотрудником работы. Необходимо поддерживать вновь трудоустроившегося мигранта и дать понять, что в первое время может что-то не получаться. Так же для лучшего результата на рабочем участке следует включать новичка в командную работу, где инициатива при внутригрупповом взаимодействии исходила бы в большей степени от более опытных сотрудников. Руководству необходимо хвалить новичков за стремление и за первые результаты, и в тоже время, обращать внимание на то, что в компании приветствуются грамотные сотрудники, которые способны учиться не только на ошибках, но и на личном примере своих сослуживцев. Работодателю также можно предположить награждать новичков бонусами за своевременно и успешно проделанную работу.

Одной из важных особенностей социально-психологической адаптации мигранта в трудовом коллективе является не только преодоление им естественной неуверенности и чувства напряжения при вхождении в новый трудовой коллектив с уже сложившимися правилами и ценностями, но также преодоление языкового барьера, этнических стереотипов, предустановок. Благоприятным будет прикрепление к вновь трудоустроившемуся этническому мигранту наставника (специалиста, принадлежащего к той же этнической группе, что и новичок), который на протяжении всего адаптационного периода будет опорой и примером для подражания. Наставник введет новичка в процесс трудовой деятельности (познакомит с техникой выполнения должностных обязанностей, проконтролирует процесс выполнения рабочей задачи, расскажет о сложившихся правилах внутри рабочей группы). При этом, так как не каждый сотрудник способен напрямую обратиться к работодателю с возникающими претензиями, просьбами и пожеланиями, то рациональным будет создание "Почтового ящика для писем", в которую сотрудники организации (мигранты) смогут складывать записки с волнующими проблемами и переживаниями, а руководство – своевременно реагировать на возникшие трудности по средствам проведения анкетирования, тренингов, деловых игр, тематических встреч и т.п.

Исходя из того, что процесс трудоустройства отчасти носит сезонный характер, то при периодическом обновлении рабочей группы целесообразным будет подготовка и совместное проигрывание тренингов сплочения и доверия друг к другу внутри обновившегося рабочего коллектива.

Следует помнить, что адаптация – это двусторонний процесс, в котором, с одной стороны, вновь трудоустроившийся мигрант привыкает к рабочей и социально-психологической среде (коллективу), а, с другой стороны, коллектив привыкает к новичку. Руководству компании необходимо заранее провести подготовительную беседу внутри коллектива, куда будет определен новый сотрудник, создать эмоционально положительную и доброжелательную обстановку для приема новичка.

Литература

1. Авдеев, В.В. Теория и практика воспитательной работы: учебное пособие. / С.А. Чернов, Л.В. Глемба. – Новосибирск: НВВКУ, 2008. – 180 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.:Наука, 1980.-125 с.

3. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. – М.:НПО МОДЭК, 1996. -205 с.

4. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 413 с.

5. Анцыферова Л.И. Условия деформации личности– М.: Наука, 1998. –36 с.

6. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека. СПб.: 1999. – 45 с.

7. Багери Масуд. Социокультурная динамика психического здоровья личности в ситуации преднамеренной и вынужденной миграции: дис. … канд. психол. наук. – М., 2005.

8. Боенко А. В. Суицидальное поведение мигрантов и его предупреждение.-Наук. М.: ГА ВС РФ., 1993. -199 с.

9. Бакирова Г. Х.. Управление человеческими ресурсами.-Речь 2003 -145 с.

10. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности.-СПб:Речь,2004-212 с.

11. Васильева, О.С. Конструктивное проживание экстренной ситуации как фактор развития личности / О.С. Васильева, Л.Р. Правдина // Прикладная психология. – 2002.- 38-53 с.

12. Военная психология / под. ред. Маклакова А.Г. – Санкт-Петербург, 2004. – 303 с.

13. Громов Д.В. Психологические изменения, наблюдающиеся у солдат и курсантов вузов вследствие прохождения работы (обучения) // Труды Института психологии им. Л.С. Выготского Российского Государственного Гуманитарного Университета. Выпуск 2. – М., 2002, -46 с.

14. Глозман Ж. Нарушение общения и дезадаптация // Вестник Московского университета.- 2001.- №3. – 35-46 с.

15. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтельев А.И. – Психология труда и инженерная психология.М:ИГП,2005- 278 с.

16. Дичев Т. Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека (методологические и социальные аспекты). М.: 1996. – 156 с.

17. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск.: 1996. – 123 с.

18. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека.- Новосибирск, 2006.- 139 с.

19. Костюк А. И. Адаптация и военная служба // Вестник ПВО. -1999. №11. – 49-52 с.

20. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. – М.: Академия, 1993. – 256 с.

21. Ковалев В.А. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Наука, 2008. – 181с.

22. Клыгина Е. А. Психологические условия адаптации вынужденных мигрантов в новой социально-экономической среде (на примере Белгородской области): дис. … канд. психол. наук. – Тамбов, 2004.

23. Константинов В. В. Зависимость успешности социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов к новым условиям жизни от типа проживания: дис. … канд. психол. наук. – Самара, 2004.

24. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М.: Политиздат, 1989. – 280 с.

25. Леонова А. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник московского университета. Сер. Психология. – 2000 -18 с.

26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Высшая школа, 2000. – 289 с.

27. Либина, А.С. Дезадаптивное поведение / А. С. Либина //Психологическая газета (Мы и мир). – 2001. – 4-5 с.

28. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. – 233 с.

29. Мартюшев Д. Психологическая адаптация призывников к условиям работы / Мартюшев Д. // журнал "Ориентир",2002- 52 с.

30. Майерс Д. "Социальная психология". С-Пб.: 1997. – 52 с.

31. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журнал. – 2001, 16-24 с.

32. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: 1995. -310 с.

33. Мичурин М.И. Взаимосвязь возраста и уровня мотивации власти у курсантов и мигрантов срочной работы. //М.-2007, 205 с.

34. Муцинов С. С. Молодые воины: воспитание и адаптация в коллективе / Институт военной истории МО СССР. М.: 1999. -89 с.

35. Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина/ Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2006.- 203 с.

36. Мясищев, В.Н. Адаптация человека. / В.Н. Мясищев – М.: Наука, 1968.-219 с.

37. Нейхц Н. П. Роль религии в процессе социально-психологической адаптации мигрантов (на примере православия в период колонизации Сибири): дис. … канд. филос. наук. – М., 2006.

38. Озернюк Н.Д. Механизмы адаптаций. М.: Наука, 1992. – 270 с.

39. Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации // Вопр. теории и методов социологических исследований (по материалам науч.-теорет. конф.).- Вып. 3.- М., 2000- 57 с.

40. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории – М., 1971.- 351 с.

41. Подоляк, С.В. Практические вопросы общей психологии. – М.: Воениздат, 1998. – 244 с.

42. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения – М., 2002.- 309 с.

43. Попков В.В. Психологические факторы адаптации личности к служебно-боевой деятельности/, Новосиб. ГПУ, 1999- 110 с.

44. Практикум по экспериментальной и практической психологии: Учеб. пособие / Л. И. Вансовская, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.; Под ред. А. А. Крылова. – СПб: Издательство СПБГУ, 1997. – 207 с.

45. Палагина Н. С. Особенности социально-психологической адаптации мигрантов в преодолении жизненного кризиса: дис. … канд. психол. наук. – Таганрог, 2007.

46. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / под ред. Г. У. Солдатовой. – М.: Смысл, 2002.

47. Стефаненко Т. Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации. – М.: Наука, 1999.

48. Реан А. Психологические проблемы акмеологии. Акмеология личности.// Психологический журнал, 2000, 89-95 с.

49. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001. – 176 с.

50. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека: Речь, 2007- 180 с.

51. Роом М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. – 275 с.

52. Спивак, В. А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.

53. Современная психология. Справочное руководство. /Под ред. Дружинина. – М.: Инфра – М, 1999. – 688 с.

54. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- Спб.:ООО "Речь",2001.- 49 с.

55. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала-М:-В:НПО:МОДЭК. Московский психолого-социальный институт,2003- 240 с.

56. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.:Изд-во "Питер", 2001.-224 c.

57. Цылев В.Р. Об условиях, влияющих на становление характера // Вопросы психологии. – 2001. -135 с.

58. Урбанович А.А. "Современная психология" Хрестоматия. Сост. – Мн.: Харвест, 2003,147-149с.

59. Хесле В. Кризис индивидуальности и коллективной идентичности // Вопросы философии. – 1994. – № 10. – С. 112–113.

60. Хорев Б. С., Чапек В. Н. Проблемы изучения миграции населения. – М.: Мысль, 1978.

61. Шапкин С.А. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации / СА. Шапкин, Л.Г. Дикая // Психологический журнал. – 1996. – 19 с.

62. Шайгерова Л. А. Психология идентичности личности в ситуации вынужденной миграции: дис. … канд. психол. наук. – М., 2002.

63. Holmes T. H. The social readjustment rating scale / Т. Н. Holmes, R. H. Rahe // 7. Psychosomatic Research. – 1967. – Vol. 11. – P. 213–218.

64. Tajfel H. (ed). Social Categorization in the Social Psychology of Intergroup relations. – London: Academic Press, 1978

65. Wills T. A. Downward comparison as a coping mechanism / Т. А. Wills; C. R. Snyder and 8. Carol E. Ford (Eds.) // Coping with negative life events: Clinical and social psychological perspectives. – N. Y. – L: Plenum Press, 1987. – P. 243–268.