Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями неблагополучных семей

Организация взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями неблагополучных семей.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие неблагополучных семей в современной науке

"Только вместе с родителями, общими усилиями, воспитатели могут дать детям большое человеческое счастье", писал В.А.Сухомлинский. Семья вместе с детский садом создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа педагога с семьей столь значительна в его педагогической деятельности. Если ему удастся сделать родителей своими союзниками, то он станет сильнее во всех отношениях.

На основании Закона Российской Федерации "Об образовании", Типового положения об общеобразовательном учреждении, Конвенции прав ребенка, Конституции РФ родители, как законные представители своего ребенка являются участникам образовательного процесса

Родители – это первые педагоги (статья 18 Закона Российской Федерации "Об образовании")[1].

Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать столь традиционных конфликтов между детским садом и родителями. Более того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать все происходящее в стенах образовательного учреждения [11].

Наиболее распространенными проблемами в отношениях семьи и детского сада на сегодня:

- Дифференциация как резкое расслоение населения на социальные группы, страты, появление очень богатых и очень бедных семей, а значит, и социально незащищенных родителей и детей;

- Чрезмерная занятость родителей добыванием средств к существованию, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;

- Высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;

- Увеличение числа расторгнутых браков;

- Алкоголизация большой части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение;

- Недостаточное внимание к образованию детей и нежелание участвовать в делах детского сада;

- Низкий уровень доверия к детскому саду и как следствие негативное отношение к дошкольному воспитанию;

- Невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей, зачастую повторяющихся у их детей.

Неблагополучные семьи в настоящее время острая социально-педагогическая проблема. Социологическими, психолого-педагогическими, медицинскими исследованиями выявлено отрицательно влияние неблагополучной семьи на нравственное и психическое развитие детей. Оно проявляется не обязательно в детском возрасте и может сказаться на судьбе уже взрослого человека. Почти 90% детей из неблагополучных семей страдают неврозами [12].

Педагоги дошкольного учреждения, которое посещает ребенок из неблагополучной семьи, не могут оставаться равнодушными к его судьбе, его воспитанию. Какие семьи относятся к неблагополучным? Неблагополучной является семья, которая не выполняет свою воспитательную функцию так, как это необходимо социуму.

Если говорить о причинах семейного неблагополучия, то и здесь не все обстоит просто, как может показаться на первый взгляд. Резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами, и прежде всего между родителями и детьми. Во – первых, увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений. Во – вторых, возрос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в условиях разноуровневого обучения в образовательных школах, гимназиях, лицеях; и наконец в – третьих, наблюдается воздействие завышенных социальных требований.

Вследствие этого возросла напряженность в общении родителей с детьми. С одной стороны, родители не располагают достаточным временем для выполнения воспитательной функции в необходимом объеме из-за дополнительной нагрузки на работе, значительно возросшей в последние годы. С другой стороны, многие родители не обладают знаниями, позволяющими решить ту или иную конкретную проблему, часто неожиданно возникшую в семейных отношениях.

Поскольку в настоящее время давление на российскую семью с каждым днем растет и большая его доля приходит на детей, имеет смыл обратить внимание именно на эту категорию российских граждан, которые нуждаются в особой защите не только от социальных трудностей, но зачастую и от своих собственных родителей.

В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием "неблагополучная семья" можно встретить такие "деструктивная семья", " дисфункциональная семья", "семьи группы риска", "негармоничная семья" и др. Как правило, проблемы с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической и других сторон ее жизни [20].

Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются "трудные дети".

Семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, называют семьями социального риска, поскольку поведение их взрослых членов, их образ жизни не соответствуют требованиям общества. В таких семьях чаще формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества [22].

К неблагополучным должны быть отнесены и семьи, где к ребенку не предъявляется никаких требований, где удовлетворяются все его капризы, что создает основу для формирования эгоизма, высокомерия, неуважения к окружающим. В семье растят человека, не желающего ни с кем считаться, в том числе и с собственными родителями.

Таким образом, наиболее типичными причинами неблагополучия в семье являются:

- Алкоголизм

- Открытые и скрытые конфликты

- Ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребенка

- Отсутствие заботы о его воспитании

Все названные причины обычно сочетаются друг с другом.

Типы неблагополучных семей

Воспитание в семье имеет ряд несомненных достоинств. Это и благоприятный эмоциональный климат, атмосфера заботы, поддержки, духовная близость между детьми и родителями, связь между поколениями, положительный пример взрослых, семейные традиции, нравственное воспитание личности ребенка.

Но когда речь заходит о неблагополучных родителях, мы все отчетливо понимаем, что их детям намного сложнее следовать и жить по таким "семейным правилам". говорить о семейном неблагополучии просто и сложно, одновременно, потому что формы его довольно многообразны, как многообразны типы и разновидности семейных союзов. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Существует ряд факторов, по которым можно выявить семейное неблагополучие:

- безработица, недостаточные доходы малоимущих семей, снижение уровня жизни семьи;

- падение нравственных укладов семьи, проявления аддикции (алкоголизм, наркомания) а отсюда и жестокое обращение с детьми, безразличие к их интересам проблемам;

- недостаток в семьях эмоционального общения, большое количество межличностных конфликтов, некомпетентность взрослых в воспитании детей;

- увеличение числа неполных семей, детей рожденных вне брака матерями-одиночками, брошенных и оказавшихся без попечения родителей детей.

Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на ее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно.

Существует большое количество разновидностей неблагополучных семей. Ни у кого не возникает сомнений, что такие семьи не могут в полной мере справляется со своими функциями, с задачами воспитания и образования, более того они оказывают десоциализирующее влияние на детей. Так же есть внешне респектабельные семьи со скрытым неблагополучием прививающие двойную мораль, которую дети быстро усваивают.

Рассмотрим типы неблагополучных семей разных авторов.

М.А. Галагузова выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации [4]:

1. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социального педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы

2. 2. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

3. 3. Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.

В настоящее время большое значение имеет типология семей с точки зрения дохода, предложенная М.С. Мацковским [20].

1 тип – семья маргинальная. Маргинальные семьи отличаются крайне низким уровнем доходов, высоким уровнем потребления алкоголя и наркотиков, весьма плохими жилищными условиями, один из кормильцев семьи может находится в тюремном заключении.

2 тип – семьи кризисные, находящиеся по своему материальному положению ниже черты бедности и имеющие в связи с этим серьезные проблемы в физическом выживании и воспитании детей. Сегодня к этому типу относятся не только уязвимые слои населения (неработающие, пенсионеры, многодетные и неполные), но и семьи "работающих бедняков", т.е. семьи трудоспособных членов общества, которые в силу ряда причин получают низкие доходы и не могут прокормит себя и свою семью.

3 тип – благополучные семьи, которые многого добились в жизни и свои проблемы могут решать самостоятельно, без внешней помощи.

4 тип – семья процветающая, с доходом, позволяющим реализовать практически все виды платных услуг, пусть даже дорогостоящих.

Низкий уровень материального благополучия является благоприятной почвой для увеличения числа семей, относящиеся к группе социального риска (алкогольных, наркозависимых, маргинальных), которые в той или иной степени становятся криминогенными. Если ранее такие семьи становились объектом внимания правоохранительных органов, на них оказывалось воспитательное воздействие со стороны школы, производства, общественных организаций, т.е. они испытывали определенное нравственное давление со стороны общества, то в настоящее время, в условиях приватизации государства и потери им ряда важнейших социальных функций, деморализации школы, распада или слабости общественных организаций, отсутствия четкой правовой базы, коммерциализация образования и здравоохранения неблагополучные семьи легко переходят в разряд криминогенных, которые начинают интересовать государство уже после совершения преступления. В связи с этим можно утверждать, что, ослабив свою социальную составляющую, государство утратило возможность профилактического воздействия на группы риска.

Озабоченность вызывает и то, что именно неблагополучные семьи отличаются достаточно высокой репродуктивной активностью: это на фоне общего падения рождаемости приводит к снижению качественных показателей и генетического потенциала вновь рожденного поколения.

Поскольку неблагополучная семья, как правило, воспроизводит маргиналов, такие тенденции усугубляют процесс имущественного расслоения общества, в рамках которого дифференциация социально – классовой структуры будет формировать не очень стабильный социум.

Опасность представляет то, что в современном российском обществе неблагополучная семья является социальным институтом воспроизводства и социализации новых поколений, в котором превалируют негативные функции (дисфункции).

Поэтому неблагополучная семья нуждается в более пристальном изучении своего генезиса и девиантных форм, необходимое построение типологии данных семей на основе определенных критериев, таких, как например, уровень материального неблагополучия, степень риска (алкогольные, наркозависимые, криминогенные, криминальные), т.е. степени девиантности и асоциальности.

Исследовав у разных авторов типы семей, можно разделить неблагополучные семьи по характеру проявления негативных качеств на чисто асоциальные и семьи с тем или иными девиантными характеристиками. К числу первых следует отнести: алкогольные, наркозависимые семьи. Вторая группа включает семьи с более или менее выраженной девиантностью: педагогически несостоятельны, дезорганизованные, неполные, семьи с внебрачным ребенком, бедные многодетные, повторный брак, семьи безработных, инвалидов, мигрантов.

Важным критерием семейного неблагополучия одни исследователи считают, прежде всего, низкую материальную обеспеченность. Другие утверждают, что экономический фактор выступает как вторичный по отношению к социальным, которые определяют неблагополучие семьи.

В общем, факторы неблагополучия делятся на субъективные и объективные (см.рис. 1).

Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями неблагополучных семей

Рис.1 Факторы неблагополучия

В реальной жизни семьи преимущественное значение могут иметь как субъективные, так и объективные факторы, либо семья может одновременно испытывать влияние обоих [7].

Типология неблагополучных семей строится на основе анализа эмпирического многообразия всех форм семейной жизни, среди которых можно описать следующие типы семей:

1. Малочисленная семья ( полная с одним ребенком)

2. Многодетная семья (три и более детей)

3. Неполная семья

4. Совместное проживание нескольких поколений

5. Совместное проживание разведенных родителей

6. Малообеспеченная семья

7. Семьи с недостатком жилплощади или ее отсутствием, с наличием общежития

8. Семьи, осуществляющие опекунство

9. Семьи с приемными детьми, родителями

10. Мигрирующая семья

11. Семья с инвалидами детьми, взрослыми

12. Семья с ребенком на внутришкольном учете: конфликты с учителями, родителями, сверстниками; непосещаемость школы; низкая успеваемость.

13. Семьи с участниками техногенных катастроф и военных катастроф

14. Семьи с престарелыми родителями

15. Семьи с родителями – алкоголиками (один из родителей)

16. Семьи с родителями – наркоманами

17. Конфликтные семьи (конфликты между членами семьи)

18. Семьи с педагогически несостоятельными родителями

19. Семьи с несовершеннолетними родителями

20. Семьи, где вовлекаются в криминальные действия

21. Семьи с домашним насилием

22. Семьи, где у детей наблюдается асоциальное поведение

23. Семьи, где дети совершают побеги

24. Семьи с детьми, употребляющими психотропные вещества

25. Семьи с родителями, вернувшимися из мест лишения свободы

26. Семьи, где родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей (педагогическая несостоятельность)

Из всего этого эмпирического многообразия типов семьи можно выделить три типологические группы неблагополучных семей[16]:

Дисфункциональные семьи- группа семей, которые находятся на начальной стадии кризиса, причем члены семьи не отказываются от решения возникающих перед семьей проблем. Взрослые осознают свою ответственность, которая выражается в активном поиске средств по стабилизации семьи.

Семьи социального риска – это семьи, находящиеся в стадии затяжного кризиса и не предпринимающие попыток выхода из него. Они как бы привыкают к жизни в кризисном состоянии, которое становится для них привычным и вполне нормальным. У членов семьи формируются иждивенческое и потребительское отношение к оказываемой им социальной помощи, и совершенно атрофируются мотивации на изменение существующего положения.

Дальнейшая деградация таких семей переводит их в разряд асоциальных семей, представляющих глубокую стадию разрушения семейной структуры, нравственного разложения и характеризующиеся определенной степенью асоциальности. Они демонстрируют образцы злоупотребления алкоголем и наркотиками, легкого преступления закона и представляют серьезную опасность для общества, воспроизводя свой асоциальный образ жизни в других поколениях.

Виды благополучных семей, относящихся к группе риска

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции. Их количество может сильно варьироваться в зависимости от потребностей, которые удовлетворяются в семье.

В связи с отсутствием достаточно четкого определения потребностей, которые удовлетворяются семьей, различные исследователи выделяют и отличающиеся друг от друга функции семьи. Большинство исследователей рассматривают следующие функции: воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, сексуально-эротическую, духовного общения, социального контроля, приумножения и передачи по наследству частной собственности. Отдельные авторы выделяют также экономическую, репродуктивную, рекреативную (восстановления), заботы о доме, социализирующую (социальные умения, навыки), терапевтическую (привязанность, поддержка) функции. Между тем главная функция семьи-репродуктивная, т.е. обеспечение появления и воспитания потомства, порождает все остальные функции и определяет задачи, стоящие перед семьей [22].

Что же собой представляет благополучная семья? Если за основу различения благополучной и неблагополучной семьи взять выполнение функций, то к благополучной семье мы отнесем ту, в которой все функции выполняются. В то же время, является ли отсутствие некоторых функций причиной для отнесения семьи к категории неблагополучных.

Как показывают научные исследования, высокий уровень развития цивилизации связан с увеличением длительности детства. Чем выше уровень цивилизации, тем дольше длится человеческое детство. Социализация современного ребенка (его врастание в сообщество взрослых) включает и время, затраченное на получение образования. Процесс выращивания и воспитания ребенка включает не только биологическое его выживание, но и усвоение основных духовных ценностей человечества, в первую очередь у его родителей.

В процессе работы с семьей необходимо анализировать наличие и выполнение всех функций семьи [6]. Такой анализ позволит:

- найти слабые места в семье;

- выделить критические моменты в жизни семьи;

- найти те функции, в выполнении которых семья испытывает затруднения;

- выявить взаимосвязь функций и проблемы семьи;

- найти причины слабого выполнения отдельных функций;

- выделить ключевую, главную функцию, которая провоцирует проблемы

Учитывая важность и значимость семьи для развития человека, постараемся охарактеризовать благополучную семью. Во первых, это семья, которая выполняет все функции. Во-вторых, такая семья должна состоять из родителей и детей. В – третьих, все члены благополучной семьи связаны между собой невидимыми эмоциональными и межличностными связями, которые формируют семейное "я" человека.

Семья является сложным образованием. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью норм, санкций, образцов поведения, и в то же время является объектом семейной демографической политики.

Какую семью можно квалифицировать как семью группы риска? В последнее время в педагогической практике наметилась проблема не совсем верного, на наш взгляд, представления о семьях "группы социального риска". К этой категории часто относят неблагополучные семьи с аморальной и асоциальной направленностью, однако проблема семейного риска, как мы полагаем, просматривается значительно шире.

Неблагополучие в семье, может проявляться в различной мере. Исследователи в области социальной педагогики выделяют три группы семей, в которых степень неблагополучия проявляется в различной степени.

Семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление, находящиеся на начальной стадии развития неблагополучия. Их называют превентивными, условно-адаптированными. Это в целом благополучные семьи, но испытывающие временные сложности, проблемы. У каждой семьи есть риск попасть в трудную жизненную ситуацию.

Семьи, в которых несколько функций подвергаются деструкции, а социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня. Данный тип семей квалифицируют как кризисные или семьи "группы риска".

Семьи, которые столкнулись с большим количеством сложностей и зачастую потеряли всякую жизненную перспективу по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей. В данных типах семьях неблагополучие проявляется в большей мере, поэтому большинство исследователей называет их собственно неблагополучными семьями.

Если благополучная семья не справляется с возникшими временными проблемами, трудными жизненными ситуациями, то она может быть квалифицирована как семья группы риска. Аналогично, если семья группы риска не разрешит сама или с помощью специалистов возникшие противоречия и кризисная ситуация затянется, обострится и, как следствие, актуализирует другие противоречия, то она может перейти в разряд неблагополучных. В то же время может наблюдаться обратное обращение. Так, например, вовремя оказанная социально-педагогическая помощь семье группы риска позволит ей в дальнейшем не стать неблагополучной, а может перейти в статус условно-адаптированной и даже благополучной [9].

Семьи можно разделить на три категории:

1. Благополучные

2. Временно-неблагополучные

3. Неблагополучные

Таким образом, любая семья из категории благополучных может прейти в категории временно неблагополучных или оказаться в категории неблагополучной семей и наоборот.(см.рис. 2)

Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями неблагополучных семей

Рис.2 Категории семей

Влияние на развитие и воспитание ребенка неблагополучной семьи

С самого рождения человек попадает в общество, растет и развивается в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.

По мнению Е.И. Холостовой, семью можно определить, как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязанностями [17].

В. М. Целуйко считает, что семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности [19].

Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация – это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание "истин", которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются. Подобный способ воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен для воспитываемых таким образом детей.

Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения [5].

В. М. Целуйко отмечает, что специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей [18].

Стиль воспитания зависит не только от социокулътурных правил и норм, представленных в виде педагогической точки зрения родителя относительно того, как должны строиться детско-родительские отношения в семье. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения в общении с ребенком.

Среди неблагоприятных факторов семейного воспитания Э. Г. Эйдемиллер выделяет, прежде всего, такие, как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально-конфликтные отношения в семье [21].

Очевидно, что общеобразовательный уровень родителей, наличие или отсутствие полной семьи свидетельствуют о таких важных условиях семейного воспитания, как общекультурный уровень семьи, ее способность развивать духовные потребности, познавательные интересы детей, то есть в полной мере выполнять функции института социализации. Вместе с тем, сами по себе такие факторы, как образование родителей и состав семьи еще с полной достоверностью не характеризуют образа жизни семьи, ценностных ориентации родителей, соотношения материальных и духовных потребностей семьи, ее психологического климата и эмоциональных отношений.

Э.Г. Эйдемиллер выделил следующие факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на репродуктивных функциях семьи[21]:

- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);

- медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, вредные производственные условия родителей и особенно матери, антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);

- социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

- социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости, наличие судимых членов семьи.

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений.

Неблагополучие в семье должно предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики.

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка и выделяет два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи.

Нарушение системы межличностных отношений в семье оказывает мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, приводя к различным личностным деформациям.

Отклоняющемуся поведению детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях уделяется повышенное внимание в различных областях знаний, таких как психология, социология, медицина, педагогика. Прослеживается многообразие причин и факторов, влияющих на формирование неадекватных форм поведения среди подростков, и чаще всего они оказывают свое воздействие в комплексе.

Формы и методы работы с разными типами семе

В социальной практике достаточно редко встречается только один вид проблемы неблагополучной семьи: их немало, все они взаимосвязаны. Основными направлениями работы с семьей выступают: изучение причин семейного неблагополучия и отношения к ребенка в семье; психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания через знакомство с положительным опытом организации воспитательного процесса; оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

Эффективность работы в семье зависит от степени установления контакта и доверительности отношений с родителями, поскольку причины неблагополучия семейных отношений неразрывно связаны со злоупотреблением алкоголем, конфликтным ситуациям между родителями и детьми и т. д.[8].

Несмотря на комплексный характер причин семейного неблагополучия, они взаимосвязаны между собой, одна из них играет ведущую роль, а остальные – второстепенную, вследствие чего выбор форм и методов зависит от выявленности ведущего фактора семейного неблагополучия [3].

Работу в неблагополучных семьях целесообразно проводить поэтапно.

1-й этап предполагает установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, формирование положительных основ для сотрудничества, где в качестве основных средств выступают: беседа на предмет установления сроков следующей встречи; посещение на дому, знакомство с родственниками, ближайшим социальным окружением семьи.

2-й этап предусматривает изучение семьи, в рамках которого проводится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи, изучаются материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия, уточняется информация о родителях, их социальном статусе, о ближайших родственниках несовершеннолетнего, взаимоотношения между взрослыми в семье, знание родителями методов и приемов воспитательного воздействия. Диагностика же причин семейного неблагополучия осуществляется посредством посещения на дому, обследования жилищно-бытовых условий, консультаций, бесе, анкетирования, использования методов диагностики (тесты, проективные методики и т.д.)

На 3-м этапе проводится обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики с установлением ведущей причины семейного неблагополучия.

4-й этап предполагает выбор форм, методов и путей их применения в зависимости от ведущей причины неблагополучия. При этом важное значение при работе с семьями, где родители злоупотребляют алкоголем и часто возникают конфликтные ситуации, и с малообеспеченными семьями, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями, а ребенок испытывает недостаток в общении с ними и нуждается в помощи и поддержке со стороны педагогов, общественности, социума, имеют индивидуальные формы и методы работы, консультации с психологом, посещения на дому, тренинги, психологические игры, совместная деятельность.

На 5-м этапе осуществляется наблюдение за семьей с позиции отслеживания динамики развития взаимоотношений, улучшения психологического микроклимата в семье.

Следует отметить, что формировавшийся на протяжении многих лет дисфункциональный способ поведения членов семьи за короткий период невозможно исправить, поскольку каждый член семьи должен созреть для изменений во внутреннем мире, прежде чем они появятся внешне. Даже если изменения становятся заметны, то об их устойчивости все равно рано говорить, поскольку для того, чтобы новые способы поведения стали привычными, так как возможны "срывы", возвраты к строму, но которые не следует расценивать как тщетность усилий.

Особенности работы педагога с неблагополучной семьей

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [13].

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

* социально – экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

*медико – социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно – гигиеническими нормами);

* социально – демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

* социально – психологические (семьи с эмоционально – конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

* психолого – педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;

* криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная [2].

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, педагогов и педагога-психолога, социального педагога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия [10].

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

- утомленный, сонный вид;

- санитарно-гигиеническую запущенность;

- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

- неумеренный аппетит;

- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;

- привлечение внимания любым способом;

- чрезмерная потребность в ласке;

- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;

- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

- трудности в обучении.

Признаки физического насилия в семье проявляются:

- в боязливости ребенка;

- в выраженном страхе взрослых;

- в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;

- в боязни идти домой;

- в жестоком обращении с животными;

- в стремлении скрыть причину травм.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализовывает систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия [15].

Признаки неблагополучия в семье

1. Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.

2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.

3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

4. Родители неоднократно "забывали" забрать ребенка из детского сада.

5. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.

6. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.

7. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.

8. Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующей с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.

Алгоритм работы с неблагополучной семьёй

Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

Четвёртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению

путей совместных действий.

Пятый этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.

Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

Седьмой этап: составление карты семьи.

Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.

Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.

Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.

Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.

Социально-педагогическая работа с различными типами семей

1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:

- выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, создание банка данных;

- участие в обследовании условий жилья и воспитания детей;

- контроль за здоровьем и оздоровлением детей;

- поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);

- работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;

- защита интересов опекаемых;

- законодательное просвещение;

- практические мероприятия для семьи.

2. Многодетные семьи:

- содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций;

- организация благотворительной помощи;

- рекомендации по организации семейного досуга;

- профориентационная работа;

- законодательное просвещение;

- совместные мероприятия для детей.

3. Неполные семьи:

- оказание необходимой помощи в получении пособий;

- психолого-педагогическое консультирование;

- профилактика асоциально-аморального поведения;

- организационно-практическое содействие родителям в выполнении ихвоспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);

- законодательное просвещение.

4. Проблемные семьи:

- изучение динамики развития проблемы семьи;

- общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;

- законодательное просвещение.

Направления работы инспектора, следующие:

- помощь семье в проблемах, связанных с воспитанием ребенка;

- помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его воспитание;

- привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-значимых мероприятий, акций;

- распознавание и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка с целью предотвращения серьезных последствий;

- консультирование детей и их родителей, лиц, заменяющих родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций;

- выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов соответствующих учреждений и организаций;

- помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.

Основными задачами инспектора по охране детства является предотвращение проблемы, своевременное выявление и устранение причины, порождающий ее; обеспечение профилактики различного рода проявлений отклонений в поведении, в общении и отношениях людей, и, таким образом, задача инспектора – оздоровление окружающей среды ребенка.

Инспектор по охране детства должен обязательно знать закон РФ "Об дошкольном образовании", Конвенцию о правах ребенка, основные закономерности развития личности, специфику формирования отношений в социуме; экологическое, демографическое положение в стране, социально-педагогическую характеристику различных сфер микросреды; формы и методы социальной работы с семьей, с различными группами и категориями населения; основы социальной политики, трудового диагностирования личности и ее микросреды; навыки анализа программирования социально-педагогической работы, педагогическую этику.

На основе практических наблюдений за работой инспектора в детском саду мы пришли к выводу, что его базовые умения и качества следующие:

- слушать клиента и задавать вопросы;

- проявлять сочувствие, искренность, теплоту, доверие и оказывать поддержку учащимся;

- проявлять выдержку, понимание проблемы и ситуации;

- деликатность, чувство такта;

- быть коммуникабельным, контактным, уметь "разговорить" клиента, совместно определить пути решения проблемы;

- быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт; быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением;

- быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем, строить взаимоотношения на основе диалога;

- всегда исходить из позиции гуманизма и милосердия, не осуждать и не упрекать клиента, уважать его достоинство, предупреждать возможности негуманного поведения по отношению к личности или группе людей;

- защищать от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности, унижения;

- информировать людей о доступности социальных служб для различных групп населения;

- соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая любые уловки, ведения кого-либо в заблуждение, нечестные действия, всегда действовать исключительно в интересах клиента;

- нести персональную ответственность за качество своей работы;

- защищать чистоту профессии, уважать и доверять коллегам в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, выступать против неэтичного поведения любого из своих коллег;

- не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную вам;

- стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы.

Основными методами изучения социальных результатов деятельности инспектора по охране детства является:

- наблюдение практической деятельности социального педагога (это формы общения с клиентами, степень удовлетворенности клиента результатами, участие в различных видах деятельности, атмосфера в микросоциуме);

- беседа с детьми, с родителями, психологом, воспитателями, пед.работниками;

- анализ анкет, социологических опросников;

- участие в общем собрании детей, жителей микрорайона, родителей; изучение информационных источников, анализ статистической отчетности, выполнение нормативной документации;

- анализ профессиональной социально-педагогической документации.

Обязательной документацией для инспектора по охране является:

1.Годовой план работы.(см. приложение 1)

2.Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка. (см. приложение 2)

3.Социально-педагогическая характеристика.(см.приложение 3)

4.Другая документация.(см. приложения 4,5,6,7,8)

Социальный педагог собирает информацию, связанную с нуждами детей, организует консультацию по вопросам прав и обязанностей детей, имеющих льготы и получающих пособия. Он анализирует ситуацию клиента и предоставляет ему альтернативные подходы к решению проблем

Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений между людьми, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и выводит на их решение специалистов-профессионалов различных профессий и разного профиля.

Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на оздоровление и нормализацию отношений в семье и ее микросоциуме. Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства, стимулируя их инициативы, добивается общественного признания новаций, внедряя их в жизнь. Инспектор по охране детства заботится о том, чтобы социальная работа носила активный характер, включая в социальную работу самих детей и их родителей.

Изучив работу инспектора по охране детства я выяснила что нужно знать о неблагополучной семье:

1.Материально-бытовые условия.

2.Эмоционально-нравственный климат.

3, Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей

На основании этого я разработала план профилактической работы с неблагополучными семьями для педагогов ДОУ (см. приложение 9)

Литература

1. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2016 новый 273-ФЗ.рф

2. Аксенова Л.В., Архипов Б.А. Специальная педагогика. М.: Академия, 2008

3. Ваньева А. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении, в условиях ДОО / А. Ю. Ваньева // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 2. – С. 50-54.

4. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для вузов / М. А. Галагузова [и др.]; под ред. М.А.Галагузовой.– Москва: Владос, 2006.– 416 c.

5. Губанихина Е. В. Нейтрализация негативного влияния семьи на ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]: [работа с неблагополуч. семьями] / Губанихина Е. В. // Детский сад от А до Я. – Электрон. дан. – 2011. – № 3 (51). – С. 66-75.

6. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. В59 образоват. учреждений и родителей / {Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.}. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 191с.

7. Журнал "Дошкольное воспитание" № 9, 2009г.122с.

8. Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: междунар. заоч. науч. – практ. конф. (Шадринск, 10 дек. 2010 г.): [сб. ст. / отв. ред.: Касьянова Л. Г.]. – Шадринск: Шадр. дом печати, 2011. – 379 с.

9. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2007.-320с.

10. Князева, А. Как работать с неблагополучными семьями в детском саду / А. Князева, Л. Закоморная // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2015. – № 7. – С. 43-52.

11. Ребенок в образовательном пространстве: проблемы, инновации, перспективы: материалы регион. науч. -практ. конф., 24-25 нояб. 2010 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т; [редкол.: Т. В. Кузьмичева, Э. Г. Пономарева (отв. редакторы) и др.]. – Мурманск: Мурм. гос. гуманитар. ун-т, 2011. – 110 с.

12. Логунова Н. В. Продуктивное взаимодействие с детьми и их родителями: [работа ДОУ с проблем. детьми и проблем. семьями] / Логунова Н. В. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008. – № 3. – С. 96-98.

13. Любчик, С. А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи: [опыт работы дет. сада "Золушка", г. Ноябрьск] / С. А. Любчик // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2013. – № 6. – С. 36-47.

14. Современные тенденции семейного и общественного воспитания: материалы регион. науч. – практ. конф., 28-29 апр. 2005 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск: МГПУ, 2006.Т. 1. – 136 с

15. Фазлыева, А. Дошкольное образовательное учреждение как институт защиты прав детей / А. Фазлыева // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 4. – С. 93-103. – Библиогр.: с. 99

16. Филатова, О. В. Типология неблагополучных семей в современном обществе [Электронный ресурс] / Филатова О. В. // Вестник ТОГИРРО. – Электрон. дан. – 2013. – № 2. – С. 92-93

17. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей. – М.: Дашков и К, 2011. – 173 с.

18. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей /В.М. Целуйко.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2006.-271 с.: ил.-(Психология для всех)

19. Психология современной семьи: кн. для педагогов и родителей / В.М. Целуйко.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2006.-287с.:ил.- (Психология для всех)

20. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей: [учеб. пособие для вузов по направлению и специальности "Социал. работа": пособие по курсу "Семьеведение"] / Т. И. Шульга. – Москва: Дрофа, 2006. – 253 с.

21. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер,2010. – 238 с.

22. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска. [В 4 т.]. Т. 1: практическое пособие / Джудит С. Райкус, Рональд С. Хьюз; [пер. В. Прохожий] Издательство Москва: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2008 -285 с.