Влияние качества выпускаемой продукции на рост ее конкурентоспособности

Влияние качества выпускаемой продукции на рост ее конкурентоспособности.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие качества продукции и факторы, воздействующие на его уровень

Качество продукции – это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

В современных условиях перехода к рыночной экономике среди множества проблем, связанных с обеспечением, как выживания, так и последующего нормального развития предприятия, главной и решающей проблемой является проблема качества продукции, работ и услуг. В ближайшие годы в лучшем положении окажутся те предприятия, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособностью продукции.

Понятия и термины, используемые в области управления качеством, определяются международными и национальными стандартами. Международный стандарт ИСО 8402-94 устанавливает термины по качеству, поясняет их сущность и то, как они применяются в стандартах ИСО 9000 "Система качества".

Объект – это, то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, т.е. это широкое понятие, включающее не только продукцию, но и деятельность или процесс, организацию или лицо.

Продукция – рассматривается как результат деятельности или процесса. Согласно ГОСТ 1546779 " Управление качеством продукции. Основные понятия и термины " качество продукции – это совокупность свойств, обуславливающих ее пригодность удовлетворять потребности в соответствии с назначением.

Продукция здесь рассматривается как материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для удовлетворения потребностей общественного или личного характера.

Учитывая, что свойство продукции является исходной характеристикой ее качества, рассмотрим связанные с ним понятия и термины.

Свойство продукции – это объективная характеристика, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении изделия. Свойства можно разделить на простые и сложные: надежность изделия является сложным свойством, которое обусловлено относительно простыми характеристиками его свойствами – безотказностью, долговечностью, сохраняемостью.

Признаком продукции является качественная характеристика любых ее свойств или состояний.

Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств, продукции, составляющих ее качество, рассматривая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления. Многие показатели качества продукции являются функциями ее параметров.

Проблема качества продукции тесно связана с проблемой изучения полезности отдельных видов продуктов для общества. Полезность продукции характеризует потребительская стоимость. Но сама по себе полезность не определяет уровень качества. Качество продукции является экономической категорией и обнаруживается в процессе потребления. Повышение качества продукции увеличивает меру ее полезности и таким образом влияет на потребительскую стоимость.

Повышение качества продукции в настоящее время рассматривается как одна из основных экономических проблем. Цель повышения качества – достижение наиболее полного удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей людей. Повышение качества следует рассматривать одновременно как цель и условие повышения роста эффективности производства.

За последние годы был принят ряд нормативных документов, направленных на повышение уровня продукции. В соответствии с ними в отраслях пищевой промышленности с учетом специфики назначения вырабатываемой продукции категории качества, включают повышение биологической ценности продуктов, улучшение вкусовых свойств, обновление номенклатуры, улучшение структуры ассортимента продукции.

Качество – категория динамичная. Рост материального и культурного уровня населения, научно – технический прогресс и другие факторы вызывают изменения в номенклатуре, ассортименте и свойствах продукции.

От понятия "качество" следует отличать понятие "уровень качества". Уровень качества – относительная характеристика, определяется сравнением показателей данного продукта с базовыми исходными показателями, отражающими средний или высший уровень. Уровень качества продукции зависит от разнообразных факторов.

К факторам, влияющим на качество продукции, в пищевой промышленности относят:

-природные (качество сельскохозяйственного сырья и его ассортимент),

-инженерно-технические (передовая технология, механизация и автоматизация, учета и контроля ходом производственного процесса),

-организационные (организация управления, ответственность исполнителей, уровень квалификации трудящихся, обеспеченность ресурсами),

-экономические (планирование, материальное стимулирование, материальные санкции),

-воспитательные (воспитание моральной ответственности, моральное стимулирование, обучение).

Совершенствование качества, как правило, связано с дополнительными затратами, и это обусловливает необходимость экономической оценки качества. Возможности совершенствования всех видов продукции при своевременных ускоренных темпах научно-технического прогресса очень велики. С точки зрения экономической целесообразности качество продукции рекомендуется повышать в тех пределах, при которых данная продукция более полно удовлетворяет ту потребность, для которой она предназначена. Общественно необходимый уровень качества продукции – оптимальное качество – определяется сопоставлением общественных потребностей с ресурсами, которые могут быть выделены на указанные цели.

Уровень качества товаров и его стабильность.

Уровень качества товаров как критерий конкурентоспособности представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнение показателей качества оцениваемой продукции и аналога (базового образа).

Оценка качества продукции состоит в проверке соответствия продукции требованиям к качеству – перечню количественных характеристик (показателей качества) и качественных признаков.

Законодательной основой требований к качеству служат:

1) Законы Российской Федерации "О стандартизации", "О защите прав потребителя", "Об охране окружающей Среды", " О качестве и безопасности пищевых продуктов" и так далее.

2) Государственные стандарты РФ (ГОСТР), санитарные правила и нормы (Сан П и н), Строительные нормы и правила ( С Н и П) и так далее.

3) Стандарты отраслей, стандарты научно технических и других объединений (СТО).

4) Технические условия (ТУ).

Жесткость требований, устанавливаемых в стандартах, контрактах, технических условиях, технических заданиях на разработку продукции, на соответствие которым она будет проверяться, определяется уровень качества продукции. Очень жесткие требования к качеству закладывают в своих фирменных стандартах товаропроизводители, лидирующие на рынке или ставящие перед собой задачу выйти в лидеры.

Требования, устанавливаемые федеральными органами исполнительной власти в стандартах на основную массу товаров народного потребления, как правило, средней жесткости, так как являются результатом компромисса между требованиями потребителей и возможностями производителей.

Обязательные требования должны неукоснительно соблюдаться всеми государственными органами, субъектами хозяйственной деятельности, организациями и учреждениями независимо от их форм собственности. Установление обязательных требований – прерогатива федеральных органов исполнительной власти, принимающих федеральные законы и государственные стандарты.

Рекомендуемые требования, содержащиеся в нормативных документах, подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности, если это предусмотрено договорами или технической документацией изготовителя продукции.

Уровень качества позволяет сопоставить полезность конкурирующих товаров. Поскольку уровень качества продукции базируется на сравнении показателей качества, то возникает необходимость в общей характеристике показателей качества, разработке моделей расчета уровня качества, рассмотрении потребительских показателей качества, которые в отдельности и в совокупности определяют полезный эффект при использовании товара.

Показатель качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Показатель качества количественно характеризует степень пригодности продукции удовлетворять определенные потребности (однако все количественные характеристики служат параметрами качества).

В зависимости от характера решаемых задач по оценке уровня качества показатели можно классифицировать по ряду признаков.

1. По количеству характеризуемых свойств

- единичные

- комплексные

2. По форме представления

- абсолютные

- относительные

3. По виду характеризуемых свойств

- показатели назначения

- эргономические показатели

- показатели надежности

- показатели безопасности

- экологические показатели

- эстетические показатели

Единичный показатель относится к одному из свойств товара, например: запах, состав.

Комплексный показатель качества относится к нескольким свойствам товара. Комплексный показатель может иметь различную степень обобщения. Комплексный групповой показатель представляет функцию от единичных показателей. Обобщенный комплексный показатель может рассчитываться на основе комплексных групповых показателей.

Абсолютный показатель качества представляет собой фактическое значение показателя качества и выражается в натуральных и стоимостных единицах.

Относительный показатель качества представляет отношение абсолютного показателя оцениваемого образца продукции к абсолютному показателю аналога.

Установление уровня качества товаров состоит из следующих этапов:

1) установление номенклатуры показателей качества товара;

2) определение численных значений показателей качества товара;

3) установление значимости показателя качества товара;

4) определение уровня оцениваемого товара.

Установление номенклатуры показателей качества товара производится с учетом показателей качества конкретного вида продукции, указанных в следующих документах: международных стандартах (ИСО), национальных зарубежных и отечественных стандартах, руководствах по эксплуатации образцов продукции, каталогах, проспектах, описаниях изобретений направленных на совершенствование продукции данного вида.

Учет номенклатуры показателей качества, установленный международным стандартом, является обязательным условием реализации этой продукции на мировом рынке. Это касается и национальных стандартов страны, на рынке которой планируется, сбыт данной продукции.

При реализации продукции на внутреннем рынке должны использоваться отечественные стандарты следующего назначения – стандарты общих технических требований ГОСТ ОТТ, стандарты системы показателей качества продукции ГОСТ СПКП. Большинство видов товаров охвачены стандартами СПКП. В указанных стандартах дается классификация показателей, области применения отдельных групп товаров с учетом их спецификации.

Определение численных значений показателей качества товара. Любое определение показателя качества включает два элемента: получение информации о фактическом значении показателя качества; сопоставление полученной информации с установленными требованиями с целью соответствия. В зависимости от источника и способа получения первичной информации различают следующие методы:

- органолептический – основан на использовании органов чувств человека, которые служат приемниками соответствующей информации, в соответствии с органами чувств человека различают следующие методы: визуальный, осязательный, вкусовой, обонятельный. Значения показателей находят путем анализа полученных ощущений на основе полученного человеком опыта. Точность заключений определяется степенью развития органов чувств.

- измерительный – метод основан на информации, получаемой с использованием средств измерений. Измерение показателей качества, как правило, осуществляется в лабораториях. По сравнению с органолептическим методом, измерительный метод обеспечивает большую точность и воспроизводимость результатов, но более дорог и трудоемкость, так как требует значительных затрат на оборудование лабораторий, подготовку персонала, приобретение и обслуживание средств измерений.

- регистрационный – метод основан на использовании информации, получаемой путем фиксации наличия и подсчета определенных событий, документов или затрат. Объектом анализа могут быть, например, наличие знака соответствия на таре, документов в товар (заключений, сертификатов соответствия), даты окончания срока годности, числа отказов изделия при эксплуатации.

- расчетный – метод основан на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей потребительских показателей качества от технических характеристик. Как самостоятельный метод он широко используется при определении цены потребления, показателей ресурсосбережения, расчета коэффициентов весомости и комплексных показателей качества.

- экспериментальный – заключается в использовании информации, получаемой в результате эксперимента – опытной эксплуатации. Необходимость в эксплуатационных испытаниях вызывается тем, что измерительные методы не всегда позволяют полно воспроизвести реальные условия роботы изделий. Достоинство этого метода состоит в определении совокупности потребительских показателей – соответствия товара назначению, удобства пользования, надежности.

- экспертный – метод основан на использовании и обобщении мнений высококвалифицированных специалистов – экспертов. Как и при органолептическом методе, источником первичной информации являются ощущения людей, воспринимающих своими органами чувств отдельные характеристики товара. Но участие в оценке специалистов позволяет получить по сравнению с органолептическим методом более объективные результаты. В группы включают дизайнеров, дегустаторов, товароведов и так далее. Эти группы периодически или эпизодически функционируют в качестве экспертных комиссий. С помощью экспертных методов определяются такие показатели качества, которые не могут быть установлены другими методами или определены достаточно объективно.

- социологические – осуществляются путем сбора, анализа и обобщения мнений потребителей. Сбор мнений потребителей производится путем устных опросов, распространения анкет – вопросников. Социологические методы так же, как и экспертные, базируются на отдельных органолептических оценках. С помощью этих методов определяются значения таких показателей качества, которые либо не могут быть определены другими методами, либо определяются другими методами относительно приближенно.

Установление значимости показателей качества товара. Для различных показателей товаров отдельные потребительские показатели качества имеют неодинаковое значение, то есть на первый план ставятся наиболее весомые. Степень важности потребительских показателей оценивается коэффициентом весомости. Существуют различные методы определения весомости.

Определение уровня качества оцениваемого товара. Заключительный этап комплексной оценки. На этом этапе делается заключение, анализируются следующие показатели:

– качество товара (превосходит товар конкурент – находится на уровне – уступает товару конкуренту);

- численное значение комплексного показателя качества оцениваемого товара;

- превосходство над товаром конкурентом.

Уровень качества как главный товарный критерий конкурентоспособности определяется значением относительных показателей качества, характеризующих отдельные группы потребительских свойств товаров.

Потребительские показатели качества товаров

Показатели назначения – характеризуют свойства товара, определяющие его основные функции. Значимость этих показателей определяется ст. 4 Законом РФ от 07.02.92 г. № 2300-1 " О защите прав потребителя", которая обязывает продавца передать товар, качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам. При этом предлагаемый товар должен быть пригодным для использования по назначению. Показатели назначения включают в себя следующие группы показателей: – функциональная пригодность – взаимозаменяемость – совместимость.

Показатели функциональной пригодности – характеризуют полезный эффект потребления, степень удовлетворения конкретной потребности при использовании потребителем товара по назначению. В стандартах на пищевые продукты нормируются показатели химического состава, определяющие пищевую ценность товара и вкусовую, а также показатели энергетической ценности.

Показатели взаимозаменяемости – характеризуют пригодность одного товара для использования вместо другого в целях выполнения одних и тех же функций. Этот показатель учитывается, прежде всего, при оценке качества комплектующих изделий.

Показатель совместимости – характеризует пригодность товара к совместному не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию для выполнения установленных требований. При оценке совместимости товаров необходимо использовать системный подход, который предусматривает учет взаимосвязи объектов с их частями или объектов с окружающей предметной средой, таких, как изделие – среда, изделие – изделие и так далее.

В государственных стандартах на товары показатели взаимозаменяемости, совместимости, большинство показателей функциональной пригодности отнесены к обязательным показателям. В соответствии с Положением о системе сертификат ГОСТ Р к сертификат допускается продукция, пригодная для использования по назначению.

Эргономические показатели – характеризуют соответствие конструкции изделия особенностям человеческого организма. Насколько конструкция товара " подогнана " к человеку, насколько товар удобен для применения. Удобство по отношению к пользе (определяемой функциональной пригодностью) выступает в качестве своеобразной количественной характеристики затрат сил и энергии человека, которые надо применить, чтобы получить от товара желаемый эффект. Удобство в этом смысле – это своеобразный коэффициент полезного действия. В состав эргономических показателей входят:

Антропометрические показатели характеризуют соответствие изделия типичным размерам и форме человеческого тела и его отдельных частей. Это соответствие особенно важно для мебели, посуды, инструментов, одежды, мебели. Игнорирование антропометрических особенностей вызывает повышенную усталость и возникновение болезней.

В группу антропометрических показателей входят показатели характеризующие:

- соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей;

- соответствие конструкции изделия форме тела и его отдельных частей, входящих в контакт с изделием; соответствие конструкции изделия распределению массы человека.

Физиологические показатели характеризуют соответствие изделия физиологическим особенностям человека – его силовым, скоростным и энергетическим возможностям. При конструировании товаров основное внимание уделяют силовым возможностям.

Психофизиологические показатели характеризуют соответствие изделия особенностям функционирования органов чувств человека – порогу слуха, зрения, осязания.

В группу физиологических и психофизиологических показателей находят показатели, характеризующие:

-соответствие конструкции изделия силовым возможностям человека;

-соответствие конструкции изделия скоростным возможностям человека;

-соответствие конструкции изделия (размера, формы, яркости, контраста, цвета и пространственного положения объекта наблюдения) зрительным психофизиологическим возможностям человека;

-соответствие конструкции изделия, содержащего источник звуковой информации, слуховым психофизиологическим возможностям человека;

-соответствие изделия (формы и расположения изделия и его элементов) осязательным возможностям человека;

-соответствие изделия вкусовым и обонятельным возможностям человека.

Гигиенические показатели характеризуют способность материалов и изделий поддерживать параметры организма человека и предметной среды, в которой он находится, на уровне обеспечивающих ему ощущение комфортности. Содержание гигиенических показателей различно с одной стороны они выполняют защитную функцию, защищая тело человека от вредных воздействии, природно-климатической среды, с другой – обеспечивают нормальное функционирование человеческого организма.

В группу гигиенических входят показатели, характеризующие уровень освещенности, температуры, влажности, давления, напряженности магнитного и электрических полей, запыленности излучения, токсичности, шума, вибрации, перегрузки (ускорений).

Психологические показатели определяют соответствие изделия психологическим особенностям человека – особенностям формирования и закрепления навыков, восприятия, памяти, мышления.

В группу психологических входят показатели, характеризующие:

-соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации;

-соответствие изделия закрепленным и вновь формируемым навыкам человека (с учетом легкости и быстроты их формирования) при пользовании изделием.

При оценке качества продукции с использованием эргономических показателей необходимо в промышленных изделиях выделить элементы, влияющие на работоспособность, производительность и утомляемость человека.

Уровень эргономических показателей определяется экспертами – эргономистами, специализирующимися в данной отрасли промышленности по разработанной специальной шкале оценок в баллах.

Показатели безопасности – характеризуют степень защиты человека от воздействия опасных и вредных факторов, возникающих при использовании товара. Соблюдение норм безопасности обуславливает отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья человека и его имущества. Показатели безопасности включают: механической безопасности, термическое безопасности, электрической безопасности, электромагнитной безопасности, химической безопасности, биологической безопасности, радиационной безопасности, пожарной безопасности.

Экологические показатели это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции. Показатели экологичности и безопасности применения товара Показатели экологичности товара – одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества. К ним относятся показатели, оказывающие вредное воздействие объекта на воздушный бассейн, почву, воду, природу, здоровье человека и животного мира. Вредное воздействие может быть непосредственным, при применении объекта, либо перспективным, разовым, либо накопительным, прямым, либо косвенным.

В настоящее время ряд международных организаций осуществляют постоянный мониторинг за функционированием отдельных объектов, изменением экологических параметров окружающей природной среды, здоровьем животного мира. Промышленно развитые страны в последние годы резко ужесточают требования к экологичности объектов. Однако существенных конечных результатов в мировом масштабе эта работа пока не дает. Показатели экологии земного шара продолжают ухудшаться.

В Российской Федерации на основе Закона" Об охране окружающей природной среды 41, принятом 19.12.91, формируется система правового и нормативного обеспечения проблем экологии.

К конкретным показателям экологичности товара относятся:

а) содержание вредных примесей (элементы, окислы, металлы) в продуктах сгорания двигателей различных машин, оборудования, агрегатов, комплексов; б) выбросы вредных веществ в воздушный бассейн, воду, почву (включая недра земли), химических, нефтехимических, горнодобывающих, металлургических, энергетических деревообрабатывающих, пищевых и других производств;

в) радиоактивность функционирования атомных электростанций и других объектов, связанных с исследованием и использованием атомной энергии;

г) уровень шума, вибрации и энергетического воздействия транспортных средств различного назначения и других машин и агрегатов. Все эти показатели по различным объектам регламентируются в соответствующих нормативных актах и документах (законах, стандартах, строительных нормах и правилах, инструкциях и т.п.). Обращаем внимание инвесторов, специалистов, менеджеров, всех заинтересованных лиц на огромную важность логических показателен объектов, на необходимость соблюдения их при проектировании объектов и изучения при их приобретении.

Эстетические показатели – характеризуют способность товаров выражать свою общественную ценность в признаках формы.

Эстетичность – комплексное свойство, оказывающее влияние на чувственное восприятие человеком всего изделия в целом с точки зрения его внешнего вида. Менее эстетичное изделие утомляет человека, отвлекает его внимание от процесса труда, угнетает его психику. В результате ухудшается использование изделия во времени, повышается брак в работе, снижается его продуктивность. Эстетичность обусловливается рядом простых свойств, как, например, форма, гармония, композиция, стиль.

Конструирование современных изделий должно вестись с соблюдением ряда эстетических требований, которые предъявляются к ним в связи с растущими запросами потребителей, желающих привнести в свой быт красоту окружающих его изделий, жить и работать в красивых, светлых и чистых помещениях, пользоваться удобным оборудованием, имеющим приятный внешний вид.

Придание объекту модного, красивого внешнего вида, строгих лаконичных очертаний, подчеркнутого выделения вертикальной или горизонтальной компоновки, соблюдение эстетических пропорций, обычно не только не противоречит предъявляемым к объекту техническим и эксплуатационным требованиям, а, наоборот, подчеркивает стремление создать наиболее рациональную и экономичную конструкцию.

В основе эстетических требований лежат условия рациональной композиции изделия, важнейшими из которых являются: соответствие форм проектируемой конструкции ее служебному назначению и условиям ее будущей эксплуатации; гармоничное сочетание формы изделия и технологического содержания выполняемой им работы; выражение характерного для изделия основного свойства (тяжеловесность, мощность, легкость, динамичность, быстроходность.); соблюдение гармоничности размерных пропорций.

Немаловажное значение при конструировании рабочих машин имеет и рациональное использование цвета для создания зрительного фона, яркость которого по сравнению с обрабатываемым предметом не должна отличаться больше чем на 20%.

В настоящее время используются рекомендации по цветовой отделке разных частей машины и оборудования, например, неподвижные части металлорежущих станков должны окрашиваться в светло-зеленый цвет, движущиеся – в кремовый, транспортеры – в зеленый, термическое оборудование – в алюминиевый, гидравлическое в зелено-голубой цвет.

Работы, связанные с эстетикой конструирования, ведут художники-конструкторы (дизайнеры) и скульпторы, которые совместно с конструкторами строят специальные модели (в натуральную величину или уменьшенные), используя различные материалы. Моделирование позволяет отработать компоновку, пропорции, цветовую гамму, удобство расположения органов управления.

Рациональная архитектурная форма объекта, его композиционная стройность и выразительность цветового оформления, разумно сочетаясь с его техническими параметрами, обеспечивают ему те качества, которые требуют потребители

Показатели эстетичности включают:

Показатель информационной выразительности характеризует способность изделия через особенности формы выражать сложившиеся в обществе эстетические представления. Эти представления в первую очередь проявляются в следовании стилю (использованию средств художественной выразительности, присущих данному времени), моде ( использованию внешних признаков формы, господствующих в определенной период). Степень следования современному стилю и моде определяет престижность товара. Изделия, подверженные действию моды, но не соответствующие ее требованиям, частично или полностью теряют свою потребительскую ценность.

Показатель рациональности формы характеризует единство формы и содержания, определяя соответствие формы природе использования материала, особенностям технологии изготовления, требованиям эргономики. Подобно тому, как нефункциональная форма эстетически неполноценна, так и неполноценна и неудобная форма.

Показатель композиционной целостности характеризует гармоническое единство частей и целого изделия, органическую связь элементов формы изделия. Для достижения этого единства дизайнером используются приемы, позволяющие выявить в композиции главный и второстепенные элементы, подчинив последние главному элементу – композиционному центру, придать элементам изделия единый характер в частности формы, цвет, стилевого исполнения. Если в изделии отдельные части не будут подчинены композиционному центру, то такое изделие будет восприниматься композиционно раздробленным и не способным вызывать у человека эстетическое удовлетворение.

Показатель совершенства производственного исполнения и стабильности товарного вида характеризует тщательность исполнения отдельных деталей, отсутствие значительных дефектов внешнего вида, тщательность исполнения информационных знаков, упаковки, сопроводительной документации, сохранность первоначального внешнего вида. Нужно иметь в виду, что эстетическая оценка таких товаров, как продовольственные, сводится к анализу эстетического уровня упаковки. Стандарты, на большинство товаров, относят эстетические показатели к рекомендуемым. Основной метод определения показателей – экспертный (показатели информационной выразительности, рациональной формы, композиционной целостности) и органолептический ( совершенство производственного исполнения ).

Показатели надежности характеризуют способность изделия выполнять заданные функции в течение требуемого промежутка времени. Проблема повышения надежности продукции имеет огромное экономическое значение, поскольку увеличение срока службы равносильно дополнительному выпуску. Надежность товара – сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости свойств и долговечности товара.

Показатель безотказности характеризуют способность изделия сохранять работоспособность в течении заданного, ограниченного промежутка времени, без вынужденных перерывов. Безотказность – свойство надежности товара сохранять работоспособность в течение некоторой наработки в часах без вынужденных перерывов.

К показателям безотказности относятся вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, интенсивность отказов, параметр потока отказов, гарантийная наработка. Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки. Безотказность свойственна объекту в любом из режимов его эксплуатации. Именно это свойство составляет главный смысл понятия надежности. Однако оно не исчерпывает всего содержания надежности. Любой, даже самый высокий уровень безотказности системы не дает абсолютной гарантии того, что отказ не возникнет. Причем последствия отказа в большинстве случаев зависят не от самого факта его появления, а от того, насколько быстро может быть восстановлена утраченная объектом работоспособность, устранен отказ. В связи с этим все объекты делятся на две группы – восстанавливаемые или ремонтируемые объекты и невосстанавливаемые.

Показатель долговечности характеризует способность изделия или материала сохранять в течение длительного времени потребительские свойства до наступления физического износа или другого предельного состояния. Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Долговечность характеризует свойство надежности с позиции предельной длительности сохранения работоспособности объекта с учетом перерывов в работе. Сохранение работоспособности объекта в пределах срока службы или срока до первого капитального ремонта зависит не только от режима и организационно технических условий работы, мероприятий восстанови восстановительного характера, проводимых в это время, но также способности сохранял эти свойства во времени.

К показателям долговечности объекта относят нормативный срок службы (срок хранения), срок службы до первого капитальною ремонта гамма – процентный ресурс (это наработка, в течение которой объект не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью) и другие показатели (см. ГОСТ 27.002-ХЗ).

Срок службы – календарная продолжительность эксплуатации, измеряемая главным образом в годах. В стандартах могут быть рекомендации потенциально опасного изделия по окончании срока службы:

1) по истечении срока службы необходимо представить изделие службе бытового обслуживания для проверки его безопасности.

2) по истечении срока службы объект должен быть изъят из эксплуатации или должно быть принято решение – направить в ремонт, уничтожить, проверить и установить новый назначенный срок.

Ресурс – наработка изделия до предельного состояния, обговоренного в инструкции. Этот показатель измеряют в часах работы.

Долговечность изделия, как и надежность, определяется долговечностью его частей. Для достижения оптимальной долговечности необходимо стремиться к равно изнашиваемости составных частей.

Показатели ремонтопригодности характеризуют приспособленность изделия к поддерживанию или восстановлению состояния, в котором оно способно выполнять требуемую функцию путем проведения технического контроля и обслуживания. Приспособленность продуктов и материалов к восстановлению их свойств после хранения и транспортирования характеризуется показателем восстанавливаемости. Примером показателя является среднее время восстановления до заданного значения показателя качества. Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

Процесс эксплуатации технической системы включает время не только его непрерывного функционирования, но также плановые и неплановые перерывы в работе, при транспортировании, хранении и т.п. Плановые перерывы в работе осуществляются с целью проведения технического обслуживания (регламентных работ), ремонтов, контрольных проверок. Внеплановые – в основном связаны с устранением возникших отказов. В общем случае длительность применения объекта, измеряемая техническим ресурсом или сроком службы, ограничена не его отказом, а переходом в предельное состояние. Под предельным понимается состояние объекты, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно (ГОСТ 27.002-83).

Показатели сохраняемости характеризуют способность товара сохранять потребительские свойства в течение и после срока хранения и транспортирования. Этот показатель по применяемости является наиболее универсальным, который используется для оценки уровня качества продовольственных товаров. К показателям сохраняемости относят:

Срок хранения – период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет все свои свойства, указанные в нормативной или технической документации и договоре купли продажи. По истечении срока хранения пищевой продукт пригоден для потребления, однако его потребительские характеристики могут быть снижены.

Срок годности – период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению. Срок годности устанавливает изготовитель пищевых продуктов с указание условий хранения. Изготовитель, устанавливая срок годности, обязан гарантировать при соблюдении условий хранения соответствие продукта требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей. По истечении срока годности пищевые продукты считаются непригодными для использования по назначению. Они могут быть употреблены не для пищевых целей или повергнуты утилизации. Для пищевых продуктов, подлежащих длительному хранению, в том числе специальному, срок годности, условия и сроки хранения устанавливают в договоре на поставку. По истечении срока годности непродовольственных товаров происходит ухудшение их потребительских свойств, в частности функциональных.

Срок реализации – дата, до которой пищевой продукт может предлагаться потребителю для использования по назначению и до которой он не теряет своих потребительских свойств. Срок реализации устанавливают на пищевые продукты с учетом некоторого разумного периода хранения продуктов в домашних условиях.

С сохраняемостью продукции тесно связан показатель ее транспортабельности – важнейший сбытовой фактор конкурентоспособности. Предупреждение и снижение товарных потерь при хранение и транспортировании – важнейшая народнохозяйственная проблема. В целом товарные потери ухудшают результаты финансово- хозяйственной деятельности предприятия изготовителя, а значит, его конкурентоспособность.

Показатели надежности могут носить обязательный и рекомендательный характер. Причем показатели одного и того же вида товара могут иметь различный характер. Проводимые испытания товаров с целью определения конкурентоспособности в подавляющем большинстве случаем содержат информацию о всех потребительских характеристиках кроме показателей надежности. Потребитель и продавец судят о надежности косвенно и приближенно по имиджу товаропроизводителя.

Патентно-правовые показатели товара.

Патентно-правовой уровень промышленного изделия оценивается при помощи двух безразмерных показателей: показателя патентной защиты (или патентоспособности) и показателя патентной чистоты.

Официальным документом, свидетельствующим о патентной защите и патентной чистоте изделия, является патентный формуляр, выполняемый в соответствии с ГОСТ 2.110-68.

Показатель патентной защиты характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном изделии, отражает степень защиты изделия принадлежащими отечественным фирмам патентами за рубежом.

Показатель патентной чистоты характеризует возможность беспрепятственной реализации товара на внутреннем и внешнем рынках.

Товар обладает патентной чистотой в отношении данной страны, если он не содержит технических решений, подпадающих под действие патентов, свидетельств исключительного права на изобретения, показные модели, промышленные образцы и товарные знаки, зарегистрированных в этой стране.

При определении показателя патентной чистоты товара необходимо учитывать, что товары, выпускаемые для реализации только внутри страны, не должны нарушать действующие патенты исключительного права, выданные в Российской Федерации (СССР), а изделия, которые могут стать объектами экспорта, не должны нарушать действующие патенты третьих лиц, выданные в предполагаемых странах экспорта.

Для вновь разрабатываемых товаров это требование можно выполнить, обеспечив им патентную чистоту в отношении стран, занимающих ведущее положение в мире в данной области.

Показатели качества сервиса товара

Качество сервиса товара является одним из факторов конкурентною преимущества. Необходимо не только создан" качественный товар с оптимальными затратами, по и обеспечить простоту, надежность и экономичность его испытаний, упаковки, транспортирования, монтажа, обслуживания и утилизации. Документы и персонал должны гарантировать достоверность информации, рекламы, маркировки товара. Перечень показателей качества сервиса определяется особенностями товара и конкретными требованиями потребителей.

Планирование и стимулирование качества продукции.

Предметом планирования являются показатели, характеризующие качество изделий на всех стадиях их жизненного цикла. Показатели находят отражение в заданиях по улучшения качества продукции; в планах выпуска продукции, технического развития предприятия стандартизации, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовки кадров и т.д.

Для предприятия планируемыми могут быть следующие показатели: уровень качества – доля выпуска продукции высшей категории качества; вида аттестуемой продукции, имеющие наиболее важное значение для удовлетворения потребностей населения, характеристики процесса изготовление продукции – процент сдачи продукции с первого предъявления, коэффициент качества, снижение процента брака, количества рекламаций, доли возврата изделий на доработку; эксплуатационные характеристики – производительность, грузоподъемность, надежность, долговечность, экономичность и др.

Планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предусматривают разработку и внедрение в производство новых изделий с высоким техническим уровнем и показателями качества, наиболее полно удостоверяющими запросы потребителей.

Важнейшими задачами планирования качества продукции являются:

- достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;

- своевременная замена или снятие с производства устаревших изделий;

- обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации;

- изготовление продукции высшего качества, снижение материалоемкости изделий, повышение фондоотдачи;

- рост надежности и долговечности выпускаемой продукции.

Планирование повышения качества продукции может быть перспективным (на сложную продукцию с большим производственным циклом ее изготовления), объем работ, в которых предусмотрен на несколько лет, и текущем в котором предусматривается осуществление, реализация заданий перспективного плана.

Оперативно-тематическое планирование используется для ликвидации возникших отклонений от текущего плана или для срочного удовлетворения новых требований, предъявляемых к качеству продукции. Оперативно-тематические планы составляются в масштабах предприятия, цеха, отдела, согласовываются с заинтересованными службами и утверждаются соответствующими руководителями.

Одним из основных этапов планирования повышения качества продукции на предприятии является план мероприятий по подготовке изделий к сертификации. Для этого предприятие должно располагать необходимыми ресурсами и персоналом, способным обеспечивать стабильный выпуск качественной продукции.

Руководство предприятия должно определять требования к использованию ресурсов и выделять их в необходимом объеме, чтобы обеспечить проведение мероприятий в области повышения качества. Такие ресурсы могут включать:

- людские ресурсы и специализированный персонал;

- оборудованием, необходимое, для проектно-конструкторских работ и разработок;

- производственное оборудование;

- контрольное, испытательное и проверочное оборудование;

- программное обеспечение ЭВМ.

Руководство предприятия определяет необходимый уровень компетенции, классификации и подготовки персонала.

Обращаясь к этапам работы в нашей стране по улучшению качества продукции, их характеру и содержанию с точки зрения профессионального обеспечения, можно увидеть, что одна из главных причин неудач в решение данной проблемы состоит в том, что не была должным образом организована подготовка кадров по вопросам управления и обеспечения качества продукции. Сравнение с другими странами и убеждает, что существует острая необходимость создания в России условий для приобретения всеми работающими глубоких знаний и устойчивых навыков по изготовлению высококачественной продукции.

Важнейшим звеном в управлении качеством продукции является экономическое и моральное стимулирование предприятий и исполнителей за выпуск высококачественной продукции, причем для этого используются различные показатели в зависимости от типа производства, назначения и сложности продукции. При решение вопроса о стимулировании рабочих наиболее часто используются показатели бездефектного изготовления изделий и сдачи их с первого предъявления, уменьшение потерь, количества возврата продукции от потребителей. На многих предприятиях применяют системы индивидуального и бригадного поощрения. За исходный показатель бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления обычно принимают наивысший или средне достигнутый уровень по производственной группе, участку, цеху или группе однородных цехов.

Огромное значение имеет материальное и моральное стимулирование рабочих. В целях повышения материальной заинтересованности участников создания и освоения высококачественной продукции, высокоэффективной техники, технологии и новых материалов Правительством РФ учреждена ежегодная премия, которая присуждается коллективам предприятий, достигнувших наилучших показателей качества за выпуск продукции, отвечающей современному технико-экономическому уровню или превышающий его.

Зависимость конкурентоспособности продукции от уровня ее качества

В современных рыночных условиях, когда спрос высок, можно продать практически любой, даже низкокачественный товар. Однако как только предложение начинает превышать спрос, качество становится важнейшим фактором конкурентоспособности. Высокое качество продукции не всегда подразумевает простую конструкцию и высокие эксплуатационные характеристики. Потребитель рассматривает качество приобретаемого им товара в увязке с ценой, поэтому она имеет большое значение для разделения рынка на подгруппы потребителей со схожими оценками. Семейный человек с невысоким уровнем доходов ориентируется на ценовую шкалу, отличную от той, которой руководствуется высокооплачиваемый холостяк. Интерес к качеству, безусловно, фокусирует внимание предприятий на роли потребительской оценки качества.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что в современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Качество, которое определяет авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания и работу по управлению качеством на фирме, становится важной целью для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции – характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Качество выпускаемой продукции – основа для конкуренции между фирмами.

Качество продукции регламентировано ГОСТ 15 467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения ": Качество – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции – относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей и определяющей техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими значениями базовых показателей.

Качество продукции – это совокупность свойств, количественно выражаемых в показателях качества. Общепризнанной является следующая их классификация, включающая десять групп свойств и соответственно показателей.

Качество продукции представлено совокупностью его показателей. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполняющим свои функции, т.е. удовлетворяющим те потребности, для которых оно предназначено. Однако помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда анализирует, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влияют на затраты по эксплуатации и ремонту, если изделие характеризуется длительным сроком службы. Эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а в некоторых случаях и существенно превосходят продажную цену.

Итак, качество продукции в условиях современного производства – важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия, и поэтому ему должны уделять на предприятиях постоянное внимание все работники – от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.

Управление качеством – совокупность действий, осуществляемых при создании и эксплуатации или потребленной продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на до производственной стадии, так и на производственной и после производственной стадиях жизненного цикла продукции.

Выработка управляющих решений производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления.

Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции.

Основной задачей каждого предприятия или организации является улучшение качества производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые:

-отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;

- удовлетворяют требованиям потребителя;

- соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;

- отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;

- предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;

- направлены на получение прибыли.

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, то есть на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые Для управления качеством.

В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международной опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами формируется политика в области качества – создание непосредственной системы контроля качества, включается обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.

Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочных его целей и ключать:

-улучшение ‘экономического положения предприятия; расширение или завоевание новых рынков сбыта;

-достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

-ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;

-освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

-улучшение важнейших показателей качества продукции;

-снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

-увеличение сроков гарантии на продукцию;

- развитие сервиса.

С помощью качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.

Наряду с системами управления качеством продукции важная роль в изучении и реализации программы качества принадлежит и группам качества. Как показывает зарубежный опыт, группам качества – это форма демократизации капитала, она создает заинтересованность рабочих в качестве, изменяет психологический климат на предприятии.

Принципы организации групп качества: добровольность участия; стремление к коллективным формам поиска правильных решений, их оперативное рассмотрение, внедрение в производство принятых решений; моральное и материальное удовлетворение достигнутыми успехами, стимулирование результатов творческой деятельности; поддержка инициативы руководством и общественными организациями на всех уровнях управления предприятием; обеспечение гласности и пропаганды их деятельности всеми формами и средствами массовой информации, обобщение и распространение опыта работы.

Группы качества помогают предприятиям решать как технико-экономические, так и социально-психологические задачи. Группы качества распространены во всем мире, и они представляют собой важный элемент общественного участия в управлении качеством наряду с обществами потребителей.

Хотя управлению качеством продукции во всех странах уделяется достаточно много внимания, в последние годы сформировался новый подход к управлению качеством продукции. Он характеризуется рядом моментов: – обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы; – новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия; – вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания; – качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя; – повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества; – повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.

Однако этот комплекс взаимосвязанных проблем осуществим только тогда, когда действует четко организованная система управления качеством, направленная на учет интересов потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.

В условиях острой конкурентной борьбы фирмы смогут успешно развиваться, внедряя системное управление качеством продукции. Растущая требовательность к улучшению качества изделий в настоящее время – одна из характерных черт мирового рынка.

Системы разработки новых изделий должны включать три основных положения:

- качество рассматривается наравне со всеми техническими новшествами с самого начала разработки изделия;

- планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организуется таким образом, чтобы не ограничивать проектирование вариантов изделия с наилучшими характеристиками;

- ускорение разработки изделия должно стать основным критерием эффективности системы разработки.

Литература

1. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д., Сиротина Т.П., Смирнов С.А. Экономика и статистика фирм. – М.: Финансы и статистика, 2001.

2. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: "МИК", 2001.

3. Экономика предприятия / Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е. М. Куприянова. – М.: "Банки и биржи", "ЮНИТИ", 2002.

4. Экономика предприятия / Под ред. Проф. О.И.Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2000.

5. Филатов О.К.,Рябова Т.Ф.,Маргулис Е.И. Экономика предприятия – М.: – 2001.

6. Козловских Л.А., Дашкова Н.И., Якушева А.И. Производственный менеджмент. Москва, 2008.

7. Райзберг Б. А. Введение в экономику. М., 1992.–130с.

8. Устав ООО "Композит".

9. Экономика / учебник под редакцией к. э. н., доц. А. С. Булатова.– М.: издательство БЭК, 2000. – 605 с.

10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск Новое знание, 2008.

11. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность. – Москва, 2003.

12. Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М, 2008.