Смысложизненные ориентации

Теоретические подходы к изучению смысложизненных ориентаций.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Основные подходы к определению понятия "смысложизненные ориентации" личности

Смысложизненные ориентации – ориентации, направленные на смысл жизни, или определяющие смысл жизни. Возможно даже наоборот, смысл жизни определяет эти ориентации, но так как смысл жизни может меняться с течением времени и в зависимости от наполненности жизни, то и ориентации могут поменяться. А возможен вариант когда в направлении движения по некой ориентации для достижения некоторого смысла жизни может этот самый смысл видоизмениться. Поэтому в этом определении очень сложно понять что же выше и более определяющее – ориентации или смысл.

Смысложизненные ориентации, или жизненные стратегии, – один из наиболее влиятельных компонентов интегральной индивидуальности, формирующих социогенез личности. Соотнесение с индивидуальными потребностями с целью адекватной самореализации является важнейшим условием формирования у человека постоянно действующей установки на решение имеющей и общественное, и личное значение задачи, содержательный характер которой по мере продвижения человека по жизненному пути постоянно претерпевает изменения. Кроме того, оно способствует формированию у человека отношения к себе как к ценности и убежденности в том, что важнейшим способом утверждения ценностного начала в себе выступает постоянное свершение поступков и деяний. Жизненные стратегии играют важную роль в направлении, ориентации и регулировании отношений людей и общества.

В отечественной психологии растет интерес к исследованию смысловой сферы личности. Смысловая сфера направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем. Д.А. Леонтьев определяет смысловую сферу личности как особым образом организованную совокупность смысловых образований и связей между ними, обеспечивающую смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах.

Б.С. Братусь выделил две основные функции смысловых образований: создание образа будущего (который определяет настоящую деятельность) и опоры для нравственной оценки поступков; создание общих принципов ведения деятельности. Смысловые образования и ценности задают общее "поле соотнесения мотивов", общие принципы, в соответствии с которыми будет осуществляться жизненный выбор. Общие смысловые образования или "личностные ценности" определяют главные и относительно постоянные отношения человека к миру, себе и другим людям. Личностные ценности – это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни.

Ценность выполняет две связанные функции – жизнеутверждающую (обеспечивает привлекательность деятельности) и мотивирующую (побуждает к ее выполнению, преодолению препятствий). Л.И. Божович отмечает, что основу мотивации составляет эмоциональная значимость предмета потребности, т.е. подчеркивается ценностная основа выбора. Личностные ценности определяют содержательную сторону направленности личности, и составляет основу ее отношений, ядро мотивации и смыслы жизни. В структуре личности ценностные ориентации выступают своего рода "координирующим центром", определяющим поведение и отношение.

Как считает А.А. Кроник, жизнь требует от человека конкретных поступков в ответ на события, и то, как человек взаимодействует с этими ситуациями, и определяет его судьбу. В.Э. Чудновский отмечает, что выбор главного жизненного пути происходит тогда, когда у человека недостаточно жизненного опыта и знаний, а образовательный процесс в школе мало готовит человека к выбору жизненной стратегии. Потому личность остается один на один с неопределенностью по поводу своего будущего. Человек не изобретает смысл, а находит его в мире объективной действительности. Б.С. Братусь отмечает, что смысл обретается в зависимости от складывающихся отношений, связей с бытием. И для нормального функционирования личности необходимо создать условия, при которых она могла бы адекватно понимать, зачем она осуществляет ту или иную деятельность. Как говорил В. Франкл, если человеку есть "зачем жить", он выдержит любое "как".

Традиция изучения личности в контексте концепции ситуационизма насчитывает в психологии несколько десятилетий. Возникнув в 30-е гг. ХХ-го столетия как вариант решения проблемы детерминации социального поведения и роли личности в ней, данное направление очень быстро стало самостоятельной исследовательской парадигмой в социальной психологии и психологии личности. Наиболее интенсивно "ситуационный" подход развивался представителями зарубежных психологических школ (L. Ross, R. Nisbett, D. Magnusson, H. Thomae, К. Graumann, Т. Herrmann, D. Dorner, H. Fisseni и др.).

В отечественной психологии изучение психологических феноменов взаимодействия человека и ситуации имеет свою историю и тесно смыкается с событийно-биографическим подходом, который начал формироваться в 70-е гг. XX в. Этот подход подчеркивает уникальность жизненного пути каждого человека, а также необходимость превращения психологии развития личности в психологию жизненного пути, основой периодизации которого могут стать конкретные жизненные (биографические) события, выступающие в качестве единицы анализа для биографического метода. Теоретико-методологическая база данной концепции была заложена такими выдающимися отечественными психологами, как Б.Г. Ананьев и С.Л. Рубинштейн. Последний, в частности, подчеркивал необходимость "изучения конкретной личности в конкретной ситуации особенно при изучении высших, наиболее сложных проявлений личности" (Рубинштейн, 1977).

Смысложизненные ориентации, безусловно, выступают в качестве таких "сложных проявлений", а потому задача их теоретического и эмпирического исследования, на наш взгляд, требует обязательного учета ситуационного компонента: изучение феномена "смысла жизни" невозможно "вне жизни", изолированно от актуальной жизненной ситуации, в которой находится человек. Невозможно потому, что смысл жизни всегда конкретен в той мере, в которой определяется конкретной личностью ("чей-то смысл") и на конкретном этапе жизненного пути. Об этом писал и В. Франкл (1990), отмечая, что "нет такой вещи, как универсальный смысл жизни, есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций".

В отечественной психологии можно выделить две линии исследования жизненного пути личности, идущие от своих основателей – С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева. С.Л. Рубинштейн в 1936 г. ввел определение "события жизненного пути" как поворотного этапа, когда принимаются важные решения на длительное время. Последователи С.Л.Рубинштейна анализировали организацию событийной структуры жизненного пути, которая непосредственно зависит от уровня развития личности. В результате подобных исследований К.С. Абульханова-Славская (1999) сделала вывод о том, что существуют индивидуально-типологические способы организации жизни личности, присущие ей как субъекту. Однако субъект не существует без объекта, на который он направляет свою активность. По отношению к жизнедеятельности в качестве объекта выступают дискретные жизненные ситуации, в которые человек вступает в процессе жизни. Процесс жизнедеятельности, таким образом, представляется как цепочка взаимодействий человека с жизненными ситуациями.

Другую модель субъект-объектного взаимодействия при анализе жизненного пути предлагают А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров (2003) – авторы оригинальной "мотивационной теории счастья", построившие типологию стилей жизни, основываясь на представлениях личности о путях достижения счастья. В контексте этой теории научное осмысление индивидуального стиля жизни, отражающего единство всех жизненных проявлений человека как индивидуальности (по Б.Г. Ананьеву), является необходимым условием понимания жизни как предмета психологического исследования.

Такое осмысление возможно на разных уровнях: от принятия решений в отдельных ситуациях, в которых осуществляется та или иная деятельность, до построения человеком стратегии жизни. И в том и в другом случае анализ индивидуального стиля жизни заключается в изучении субъект-объектного взаимодействия, включающего в качестве необходимых этапов постановку цели (целеполагание) и ее достижение (целеосу-ществление). На уровне актуальной ситуации субъект, опираясь на сформировавшийся у него образ ситуации, принимает решение относительно целей своей деятельности (иными словами, выбирает объект деятельности). На выбор в данном случае оказывают влияние два фактора. Во-первых, это субъективная значимость объекта, которая будет тем больше, чем выше оценка субъектом его полезности и ниже самооценка субъектом своих потребностей. Вторым фактором является субъективная возможность достижения объекта, которая увеличивается с ростом самооценки субъектом своих способностей и уменьшается с ростом оценки субъектом сложности (непредсказуемости) объекта.

Совокупность факторов субъективной значимости и субъективной возможности выступает основой формирования общей мотивации субъекта к объекту: чем больше мотивация, тем с большей вероятностью объект станет целью деятельности. Представленная модель ситуативного субъект-объектного взаимодействия может быть экстраполирована на взаимодействие человека (как высокоразвитой индивидуальности) и мира (как единого в себе объекта) в целом. И тогда проблема целеполагания трансформируется в проблему определения той наиболее общей жизненной цели, к которой человек стремится и овладение которой приносит ему ощущение полноты бытия, то есть в проблему смысла жизни и счастья. Следуя логике решения вопросов о целях и способах осуществления деятельности в конкретной ситуации, можно сказать, что и решение проблемы смысла жизни предполагает определение ее содержательной и процессуальной стороны. Иначе – решения вопросов: в чем состоит смысл жизни и каковы пути его реализации?

Кроник отмечает А.А., что у развитой индивидуальности жизненный путь зачастую понимается как практические поиски ответа на смысложизненные вопросы, а ее индивидуальный стиль жизни – как конкретный ответ на эти вопросы. Мы можем добавить, что жизнь человека, "свершаясь" в конкретных ситуациях, требует такого ответа, который выражается в конкретных поступках человека, в совершаемом им выборе стратегий поведения. Е.Ю. Коржова считает, что выбираемые субъектом способы взаимодействия с жизненными ситуациями в итоге определяют его судьбу. Обоснование данная точка зрения находит в работах многих отечественных и зарубежных психологов. Так, Н.В. Гришина полагает, что в целом проблема ситуации – это фундаментальная методологическая проблема соотношения субъективного и объективного, внешнего и внутреннего мира человека на протяжении его жизни. Именно ситуация внутренне детерминирует человеческое поведение.

Разрабатываемая в русле отечественной психологии современная теория ситуации позволяет реализовать целостный подход к изучению жизни человека в бесконечном разнообразии ее проявлений. Отношение человека к ситуации, характер взаимодействия с ней и деятельности в ней рассматриваются здесь не как локальный поведенческий акт, проявление временных ("ситуативных") характеристик, но как отражение устойчивых субъективных предпочтений, ценностей, относительно стабильных личностных качеств, частных вариантов типичных для индивидуальности способов "бытия-в-мире". Наличие такой взаимосвязи подтверждено множеством эмпирических исследований. Так, А.В. Махнач (1995) в контексте исследования проблемы соотнесения динамических состояний и стабильных черт личности показал, что интегральные диспозиционные стратегии поведения фиксируются в чертах личности. Иными словами, наиболее часто употребляемые субъектом способы взаимодействия с жизненными ситуациями и сопряженные с ними психические состояния являются потенциальными стержневыми характеристиками личности. Прослеживается и обратная связь: специфика используемых стратегий поведения, в свою очередь, обусловливается личностными качествами и отражает систему наиболее значимых для субъекта ценностей. Таким образом, стратегии взаимодействия с ситуациями являются не просто механизмами, обеспечивающими адекватность поведения и характеризующими адаптивные возможности индивида, но выступают в качестве своеобразного "индикатора" его ценностных и смысложизненных ориентации.

В связи с тем, что ситуация является своего рода "экраном", на котором проявляются скрытые от внешнего наблюдения черты личности, склонности, мотивы, ценности и система смыслов, исследование способов взаимодействия человека с различными ситуациями открывает широкие диагностические и психотерапевтические возможности. Так, биографический метод, разработанный на основе идей Б.Г. Ананьева о жизненных событиях внешнего и внутреннего мира как единицах жизненного пути, дает уникальную возможность изучить стабильность и изменчивость поведения личности сквозь призму времени и в зависимости от ситуации; позволяет исследовать вариант выбора или избегания личностью тех или иных социальных ситуаций, а также сами ситуации, в которые попадает личность на своем жизненном пути.

2. Онтогенетическое развитие смысложизненных ориентаций

Смысл жизни – это характеристика и личности, и ее бытия. Это следует из того, что центром и высшим уровнем организации бытия является человек, обладающий сознанием и конкретным ценностно-смысловым отношением к жизни. Но если личностный аспект "смысла жизни" достаточно интенсивно развивается в современной отечественной психологии, то онтологический – не заслужено обойден вниманием ученых.

Рассмотрение "смысла жизни" как онтологической проблемы предполагает, прежде всего, соотнесение смысла жизни конкретного человека со смыслом целого. В определенной степени смысл жизни как раз и является связующим звеном между индивидом и человечеством, зависит от смысла целого (по терминологии различных авторов, смысла Вселенной, смысла истории, смысла бытия и т.д), той смысловой реальности, которая накоплена человечеством в длительном процессе своего становления. Это дало основание многим ученым говорить, что именно в свете смысла целого приобретает смысл конкретная человеческая жизнь. Например, согласно В. Франклу – это сверхсмысл, который осуществляется независимо от жизни отдельных индивидов (хотя, конечно, и они влияют на его формирование). Люди живут в мире смыслов, но смысловая реальность, как совокупность коллективных смыслов, не сводится к психологической реальности. Из коллективного смыслового поля человек "черпает" свой смысл жизни, который первичен по отношению к смыслам отдельных действий. Он определяется через совокупность основных целей. Именно наличие целей придает действиям человека осмысленность.

Как известно, смысл жизни индивидуален, уникален, но "истинность" его определяется тем, что его разделяют и другие люди. Содержательно смысл жизни чаще всего в трудах ученых предстает как творческий вклад, служение общему делу, связан с постановкой духовных и культурных целей, соответствием образа человека в культуре (Б.С. Братусь). Смысл человеческой жизни, с этой точки зрения, всегда связан с реализацией себя в обществе (транцендированием себя). Он обеспечивает нормальную и продуктивную жизнь человека, утрата его может иметь трагические последствия. Несовпадение личностного смысла с коллективными смыслами – причина отклоняющегося поведения (наркомании, алкоголизма и др.), неврозов (А..Адлер, В. Франкл), потери душевного здоровья (К. Юнг), личностной ущербности (Б.С. Братусь). По терминологии А. Адлера, это "ложный смысл".

Центральное место в коллективных смыслах занимает "Другой" и отношения с ним. "Другой" уже на заре человеческой цивилизации составляет неотъемлемую часть окружающей действительности. Так как одному индивиду нельзя было выжить, "Другой" представляет особую значимость, как первоисточник, связанный с выживанием. Иными словами, отношение к "Другому" для человека изначально было проблемой жизни и смерти, вследствие чего стало частью его смысла жизни.

Поэтому неслучайно С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев, К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь и др. в своих размышлениях о сущностных характеристиках человека и его взаимоотношениях с миром ценностному отношению к другому человеку придают такое глобальное значение. Утверждая при этом, что первейшее из условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода человеческого, является условием и одновременно критерием нормального развития человека, ведущего его к обретению родовой человеческой сущности (Б.С. Братусь).

О значимости "Другого" и отношений с ним свидетельствует феномен субъектификации – идентификация с "Другим" (который может быть и объектом природы), наделение его определенными чертами. Субъектификация природных объектов плохо изучена в психологии, хотя и позволяет понять предисторию человеческого общения, его механизмы (идентификацию, эмпатию и другие). Можно полагать, что на основе идентификации, как объединения личностью себя с другим и включения в свой внутренний мир общих ценностей, норм и т.д. происходит и становление "Мы".

Субъектификация может происходить не только с природными объектами, но и со "значимыми" другими, с виртуальными лицами – литературными героями или историческими деятелями, с героями художественных фильмов и др. В целом общение с "мысленным собеседником" – следствие диалогичности внутреннего мира – интериоризованной формы личностного общения.

Таким образом учет онтологического аспекта смысла жизни позволяет не только понять культурно-исторические корни формирования смысла жизни конкретного человека, причины его "потери", асоциальные формы поведения, но и роль других людей в самоопределении и самореализации личности, а также организовать практическую помощь, например, в тех случаях, когда потеря близкого человека ощущается как потеря смысла жизни.

3. Взаимосвязь профессиональной деятельности и смысложизненных ориентаций

Социально-экономические преобразования произошедшие в России на рубеже XX – XXI веков внесли серьезные коррективы в различные сферы человеческой жизни и, в том числе, в сферу профессионального развития личности.

Специфика переживаемого Россией периода может быть охарактеризована как переход от стабильной фазы к динамической фазе российской истории. В подобного рода периоды личность оказывается заброшенной в историческую ситуацию развития, в которой происходит ломка традиционной системы ценностных ориентаций, обостряется поиск личностной и групповой идентичности, возрастает влияние индивидуальных действий личности на траекторию развития исторического процесса.

Россия вступила в рыночные отношения. Помимо рынка товаров начинает активно действовать и рынок личностей. И перед человеком стоит задача изменяя мир изменяться самому и активно, разумно и грамотно включиться в новую жизнь, базирующуюся на рыночных отношениях и конкурентной борьбе, и успешно существовать в этой новой жизни. В связи с этим необходима активная, развивающаяся, самоактуализирующаяся, творческая личность, способная успешно позиционировать себя на рынке труда.

Только сильная личность, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная находить адекватные смыслы жизни и смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, видеть новые вершины профессионального и личностного развития, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и счастливой.

Взаимосвязь переживания смысла жизни с личностными ценностями субъекта является общепризнанной. Смысл существования самих ценностей состоит в их утверждении и отрицании антиценностей. Добра не существует, если нет зла; нет истины без заблуждения, также как прекрасного без безобразного. Если же рассматривать смысл жизни индивидуального субъекта, то тогда смысл – это система всех личностных ценностей, которые также "имеют смысл" в противостоянии личностным антиценностям.

Содержание смысла жизни, как и ценностей, с течением жизни меняется, хотя сам смысл остается. Можно сказать, что в переживание "смысла жизни" каждый раз входит целостность ценностных отношений "настоящего периода жизни". "Настоящий период" возникает вследствие некоторой целостной смысловой конфигурации прошлого, настоящего и будущего.

Осмысленное отношение человека к деятельности – залог его успешного развития как в личностном, так и в профессиональном плане.

В соответствии с важнейшим методологическим принципом единства личности и деятельности в акмеологии профессионализм понимается не просто как высший уровень знаний и результаты человека в данной области деятельности, а как определенная система организации сознания, психики человека, становление которой осуществляется в процессе личностно-профессионального развития в период профессиональной подготовки и, далее, в профессиональной деятельности.

Личностно-профессиональное развитие – "это процесс формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях", ориентированный на высокий уровень профессиональных достижений и осуществляемый с помощью обучения и саморазвития. В процессе личностно-профессионального развития происходят следующие прогрессивные изменения: изменение направленности личности (расширение круга интересов, изменение потребностей, актуализация роли мотивов достижения, возрастание потребности в саморазвитии); увеличение опыта и повышение компетентности (увеличение и расширение знаний, совершенствование и расширение умений и навыков, освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач); развитие сложных частных способностей; профессионально важных психологических качеств, определяемых спецификой профессиональной деятельности; личностно-деловых качеств; акмеологических инвариант профессионализма.

Большинство исследователей проблемы эффективной профессиональной деятельности психологов указывают, прежде всего, на значимость выраженности определенных специальных способностей к данному виду деятельности. Так, Н. В. Бачманова и Н. А. Стафурина основной специальной способностью психолога называют талант общения. В структуре этой способности они выделяют: умение полно и правильно воспринимать человека (наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации и т. д.), умение понимать внутренние свойства и особенности человека (проникновение в его духовный мир, интуиция), умение к сопереживанию (эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь человеку), умение анализировать свое поведение (рефлексия), умение управлять самим собой и процессом общения (самоконтроль). Н. А. Аминов и М. В. Молоканов, успешность деятельности психолога усматривают в уровне сформированности таких характеристик, как интерперсональные (коммуникативные) и проектные (сила воздействия на поведение других людей) умения и анропоцентрическая направленность (интегральная чувственность к объекту, процессу и результату психологической деятельности). Исходя из этого, ими выводятся некоторые компоненты специальных способностей психолога. В частности, к ним относятся индивидуально-психологические особенности мышления (социального интеллекта как способности к пониманию поведения других людей) и проективных действий (фасилитивности как поддерживающего стиля социальных отношений). В. М. Молоканов также считает, что задатками специальных склонностей к деятельности в области практической психологии выступают психофизиологические предпосылки, в частности, свойства активированности и лабильности нервной системы. В исследовании, проведенном Л. M. Бэчтолдом, Э. Э. Вернером, Р. Б. Кеттеллом и Дж. Е. Древдалом, получен следующий психологический портрет эффективного психолога: это личность с творческим мышлением, склонная к самоанализу, любящая работать в одиночестве, независимая и самоуверенная, но всегда готовая воспользоваться новыми возможностями для приобретения нового опыта, эмоционально устойчивая, наделена развитым чувством самоконтроля, не привержена стандартам, обладает гибким мышлением и легко адаптируется.

Стремление к самоактуализации у представителей престижных профессий реализуется в большей степени. Для представителей непрестижных профессий высшие мотивы менее актуальны в силу неудовлетворенности "низших" потребностей.

Представители группы престижных профессий в своем сознании связывают достижение безопасности с достижением определенного социального статуса, в то время как представители непрестижных профессий связывают с этой целью достижение материального благополучия

Фактором, актуализирующим процесс самореализации у представителей непрестижных профессий является личностная тревожность и ощущение неприятия себя, выражающееся в установке на самоотречение Самоактуализация развивается как компенсаторный фактор, защищая человека от чувства тревоги. В группе престижных профессий личностная тревога является фактором, препятствующим самореализации и актуализирующим потребность в социальном статусе.

Представители престижных специальностей выбирают для самоактуализации такой механизм как самопродвижение, включающий в себя активность жизненной позиции, высокую самооценку, уверенность в себе и демонстративность, представители не престижных специальностей выбирают для самоактуализации стиль самоотдачи и самопожертвования.

Ценности самоактуализирующейся личности свойственны представителям профессий разного уровня социального престижа, однако способ проявления самоактуализации различен: для представителей престижных профессий характерен экстравертированный, проявляющийся во взаимодействии, стиль самореализации, для представителей непрестижных профессий – интровертированный, направленный внутрь себя, стиль самосовершенствования и саморазвития, им также свойственна определенная консервативность.

Невозможность самореализации в профессиональной деятельности представители непрестижных профессий могут компенсировать удовольствием от рабочего процесса за счет хороших отношений с коллегами по работе; в группе престижных специальностей профессионалы, наоборот, готовы скорее пожертвовать теплыми отношениями с окружающими ради работы, повышающей их социальный статус. Таким образом, в профессии, имеющей низкий социальный статус, и не удовлетворяющей материальные потребности человека, удержать его могут либо отношения с окружающими, либо возможность самоактуализации которая, создает хорошее отношение к своей работе.

В. Франкл писал о том, что "есть смыслы, которые присущи людям определенного общества, и даже более того – смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории". Конкретизируя эту мысль, можно сказать, что существуют смыслы, общие не только для людей определенного общества, страны, социального класса или нации, но и для людей определенной профессиональной группы. Присвоить эти смыслы – значит сделать профессиональную деятельность не просто выполняемой работой, но частью своей стратегии по реализации жизненного смысла, то есть стать носителем культуры своего профессионального сообщества. Необходимость такого присвоения очевидна, что также подчеркивал В. Франки, обозначая общие для множества людей уникальные смыслы как ценности, которые "можно определить как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже все человечество. Обладание такими ценностями облегчает для человека поиск смысла".

Вывод

Личностные смыслы, выражающие отношение к профессиональной деятельности, проявляются, закрепляются и корректируются в ходе самой деятельности. Необходимо отметить, что процесс функционирования системы личностных смыслов и профессиональная деятельность взаимодетерминированы и в комплексе обусловливают целостный процесс личностного развития профессионала. С одной стороны, отношение к профессионально-трудовой деятельности и среде формируется на основе системы личностных смыслов человека, обусловленных прошлым опытом, осознаваемая часть которой существует в виде ценностных представлений и ориентаций, выражающих жизненные перспективы, с другой – сам процесс непосредственного участия в профессиональной деятельности и взаимодействия с профессиональной средой оказывает воздействие на систему личностных смыслов, обусловливая адекватный деятельности уровень ее функционирования. В то же время адекватность уровня функционирования системы личностных смыслов характеру и направленности профессиональной деятельности, выраженная в осмысленном отношении к этим элементам действительности и себе как субъекту этого отношения, обусловливает проявление личностных характеристик, необходимых для эффективной деятельности.

Выводы

Литература

1. Аминов, Н. А., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психол. журн.– 1992. – Т. 13. – № 5.

2. Багринцева Л. Г. Смысложизненные ориентации в период ранней взрослости и их особенности в зависимости от уровня образования // Материалы всероссийской научной конференции с международным участием 17 – 18 февраля 2005 г.) Омск 2005

3. Бачманова, Н. В., Стафурина, Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. – Вып. 5. – Л., 1985.

4. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.; Смысл, 1988.

5. Дахина, Т. В. Понятие адаптация в современной отечественной психологии / Т. В. Дахина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова: научно-методический журнал.Сер. Акмеология образования – 2007. – Т. 13.

6. Деркач, А.А. Акмеология: учеб. пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. –СПб.: Питер, 2003.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. –Екатеринбург: УГППУ, 1997.

8. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А.Климов. – М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.

9. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М: Смысл, 1999.

10. Молоканов М. В. Изучение соотношения показателей теппинг-теста с профессионально значимыми качествами практического психолога // Психол. журн. – 1995. – Т. 16, – № 1.

11. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. М.: Академия, 2002

12. Различные аспекты самоактуализации в профессиональной деятельности. // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. Тезисы доклада межвузовской научной конференции. СПб., РГПУ им. А.И.Герцена. 1999

13. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

14. Серый А.В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально-значимые качества психологов-практиков // www.hpsy.ru

15. Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии становления убеждений \\ Сайт журнала "Вопросы психологии": http://www.voppsy.ru/issues/1990/905/905040.htm