Сходства и различия человеческих типов художники, мыслители и средний тип.
Сходства и различия человеческих типов художники, мыслители и средний тип
Типы высшей нервной деятельности
Изучая особенности формирования условных рефлексов у животных, И. П. Павлов обратил внимание, что скорость их образования, прочность, выработка дифферецировки у разных собак различны. Это дало основание разделить животных на несколько типов в зависимости от индивидуальных свойств их нервной системы.
Под типом высшей нервной деятельности следует понимать совокупность свойств нервных процессов, обусловленных наследственными особенностями данного организма и приобретенных в процессе индивидуальной жизни.
В основу деления нервной системы на типы И. П. Павлов положил три свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность (возбуждения и торможения).
Под силой нервных процессов понимают способность клеток коры большого мозга сохранять адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители. Если у животного вырабатываются условные рефлексы на сильное раздражение и при этом не возникает состояния торможения, значит нервные клетки коры большого мозга обладают высокой работоспособностью.
Под уравновешенностью следует понимать одинаковую выраженность по силе процессов возбуждения и торможения. Нервные процессы могут быть уравновешенными, сбалансированными или один из них может преобладать над другим. Чаще всего таким преобладающим процессом является возбуждение.
Подвижность нервных процессов характеризует быстроту перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот.На основании изучения особенностей нервных процессов И. П. Павлов выделил следующие основные типы нервной системы: два крайних и один центральный тип.
Крайними типами являются сильный неуравновешенный и слабый тормозной.
Сильно неуравновешенный тип. Характеризуется сильными неуравновешенными и подвижными нервными процессами. У таких животных процесс возбуждения преобладает над торможением, их поведение агрессивное (безудержный тип).
Слабый тормозной тип. Характеризуется слабыми неуравновешенными нервными процессами. У этих животных преобладает процесс торможения, они трусливы, попадая в незнакомую обстановку; поджимают хвост, забиваются в угол.
Центральному типу свойственны сильные и уравновешенные нервные процессы, но в зависимости от их подвижности его делят на две группы: сильный уравновешенный подвижный и сильный уравновешенный инертный типы.
Сильный уравновешенный подвижный тип. Нервные процессы у таких животных сильные, уравновешенные и подвижные. Возбуждение легко сменяется торможением и наоборот. Это ласковые, любознательные, всем интересующиеся животные (живой тип).
Сильный уравновешенный инертный тип. Этот тип животных отличается сильными уравновешенными, но малоподвижными нервными процессами (спокойный тип). Процессы возбуждения и особенно торможения сменяются медленно. Это инертные, малоподвижные животные.
Между этими основными типами нервной системы имеются переходные, промежуточные типы.
Определить тип высшей нервной деятельности у животных трудно, еще сложнее это сделать у человека. И. П. Павлов отмечал, что при определении типов высшей нервной деятельности у человека надо учитывать взаимоотношения первой и второй сигнальной систем. Основываясь на этих положениях, И. П. Павлов выделил четыре основных типа, использовав для их обозначения терминологию Гиппократа: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.
Холерик – сильный, неуравновешенный тип. Процессы торможения и возбуждения в коре большого мозга у таких людей характеризуются силой, подвижностью и неуравновешенностью, преобладает возбуждение. Это очень энергичные люди, но легковозбудимые и вспыльчивые.
Меланхолик–слабый тип. Нервные процессы неуравновешенные, малоподвижные, преобладает процесс торможения. Меланхолик во всем видит и ожидает только плохое, опасное.
Сангвиник – сильный, уравновешенный и подвижный тип. Нервные процессы в коре большого мозга характеризуются большой силой, уравновешенностью и подвижностью. Такие люди жизнерадостны и работоспособны.
Флегматик–сильный и уравновешенный, инертный тип. Нервные процессы сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Такие люди ровные, спокойные, настойчивые и упорные труженики.
Учитывая особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем, И. П. Павлов дополнительно выделил три истинных человеческих типа.
Художественный тип. У людей этой группы по степени развития первая сигнальная система преобладает над второй, они в процессе мышления широко пользуются "умственными образами окружающей действительности. Очень часто это художники, писатели, музыканты.
Мыслительный тип. У лиц, относящихся к этой группе, вторая сигнальная система значительно преобладает над первой, они склонны к отвлеченному, абстрактному мышлению и нередко по профессии являются математиками, философами.
Средний тип характеризуется одинаковым значением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека. К этой группе относится большинство людей.
Изучая особенности формирования условных рефлексов у животных, И. П. Павлов обратил внимание, что скорость их образования, прочность, выработка дифференцировки у разных собак различны. Это дало основание разделить животных на несколько типов в зависимости от индивидуальных свойств их нервной системы.
В основу деления нервной системы на типы И. П. Павлов положил три свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность (возбуждения и торможения).
На основании изучения особенностей нервных процессов И. П. Павлов выделил следующие основные типы нервной системы: два крайних и один центральный тип.
Крайними типами являются сильный неуравновешенный и слабый тормозной.
Могут ли в процессе жизни меняться основные свойства нервных процессов? Установлено, что основные свойства нервных процессов наследуются. Совокупность всех генов, присущих данной особи, получили название генотипа. В процессе индивидуальной жизни под влиянием окружающей среды генотип претерпевает определенные изменения, в результате которого формируется фенотип – совокупность всех свойств и признаков особи на определенной стадии развития. Следовательно, поведение животных и человека в окружающей среде определяется не только наследуемыми свойствами нервной системы, но и влияниями внешней среды (воспитание, обучение и т. д.).
Определить тип высшей нервной деятельности у животных трудно, еще сложнее это сделать у человека. И. П. Павлов отмечал, что при определении типов высшей нервной деятельности у человека надо учитывать взаимоотношения первой и второй сигнальной систем. Основываясь на этих положениях, И. П. Павлов выделил четыре основных типа, использовав для их обозначения терминологию Гиппократа: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.
Холерик – сильный, неуравновешенный тип. Процессы торможения и возбуждения в коре большого мозга у таких людей характеризуются силой, подвижностью и неуравновешенностью, преобладает возбуждение. Это очень энергичные люди, но легковозбудимые и вспыльчивые.
Меланхолик – слабый тип. Нервные процессы неуравновешенные, малоподвижные, преобладает процесс торможения. Меланхолик во всем видит и ожидает только плохое, опасное.
Сангвиник – сильный, уравновешенный и подвижный тип. Нервные процессы в коре большого мозга характеризуются большой силой, уравновешенностью и подвижностью. Такие люди жизнерадостны и работоспособны.
Флегматик – сильный и уравновешенный инертный тип. Нервные процессы сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Такие люди ровные, спокойные, настойчивые и упорные труженики.
Человеческие типы: "художники", "мыслители" и "средний тип"
В психологической и педагогической литературе очень распосранена типология, предложенная И.П. Павловым. В зависимости от взаимодействия двух сигнальных систем Павлов различал три "специально человеческих" типа: с относительным преобладанием первой сигнальной системы – художественный тип, с относительным преобладанием второй сигнальной системы – мыслительный тип и средний тип, который образуется при относительной уравновешенности обеих сигнальных систем. Для представителей художественного типа характерны целостность восприятия, образность мышления, богатство воображения, преимущественная эмоциональная окраска в отражении действительности.
У обладателей мыслительного типа эмоциональный фонд представлен слабо. Для них характерно стремление к анализу, систематизации, к обобщению и теоретическом осмыслению. Средний тип соединяет в себе черты художественного и мыслительного типа в различных сочетаниях.
Обсуждая вопрос склонностей и способностей, Э.А. Голубева дает следующую дихотомическую схему:
Соотношение сигнальных систем | |
"Художники" (преобладание первой сигнальной системы) |
"Мыслители" (преобладание второй сигнальной системы) |
Ориентировочный рефлекс | |
Менее выраженная ориентировочная реакция на первый стимул; более медленное угашение ориентировочной реакции |
Более выраженная ориентировочная реакция на первый стимул; более быстрое угашение ориентировочной реакции |
Память | |
Преобладание памяти-запечатления |
Преобладание памяти-перекодирования |
Интеллект | |
Преобладание невербальных способностей |
Преобладание вербальных способностей |
Соотношение непроизвольной и произвольной сфер | |
Преобладание непроизвольной сферы |
Преобладание произвольной сферы |
Подростки с художественным типом высшей нервной деятельности (назовем их условно "художниками") характеризуются яркостью и непосредственностью восприятия окружающей действительности, эмоциональной образностью мышления, богатством воображения, фантазии, они более склонны к гуманитарным наукам, к литературе и искусству, нередко сами пишут стихи, рисуют, участвуют в художественной самодеятельности, а при наличии таланта становятся в дальнейшем профессиональными литераторами, художниками, артистами.
"Мыслители" же более расположены к анализу и систематизации, к более обобщенному и абстрактному мышлению. Их больше привлекают теоретические науки, такие, как математика, физика, философия. Из спортивных игр многие из них предпочитают шахматы. Это, так сказать, положительные стороны того и другого типа. При неправильном воспитании развиваются и отрицательные качества. Поступки тех, кто руководствуется Главным образом чувствами, по свидетельству психологов, нередко всецело зависят от сиюминутного настроения. Эти люди крайне непоследовательны, их суждения и оценки переменчивы, обещания ненадежны. Они часто склонны ко лжи, причем лгут, как говорится, искренне и Правдиво. Такие люди могут быть отзывчивы как на Хорошее, так и на плохое, они легко внушаемы, легко вовлекаются в разного рода авантюры.
Люди крайнего мыслительного типа в своих решениях и жизненных позициях опираются в основном на, логику, НО логика весьма схематична и прямолинейна, она не учитывает психологических тонкостей и нюансов в отношениях с людьми.
Поэтому такие "мыслители" обычно черствы и порою даже жестоки, этакие "сухари", не понимающие чужих переживаний, не знающие жалости и сочувствия, не чувствующие юмора. Они тяжелы в общении, в семейной жизни и в производственных коллективах, особенно наруководящих должностях.
В реальной жизни такие ярко выраженные "мыслители" и "художники" встречаются не так уж часто.
Представители среднего типа сочетают в себе все черты художественного и мыслительного типов. К этому типу, как считал Павлов, Относится большинство людей, а также исключительно одаренные, гениальные люди
Выводы
Учитывая особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем, И. П. Павлов дополнительно выделил три истинных человеческих типа.
Художественный тип. У людей этой группы по степени развития первая сигнальная система преобладает над второй, они в процессе мышления широко пользуются чувственными образами окружающей действительности. Очень часто это художники, писатели, музыканты.
Мыслительный тип. У лиц, относящихся к этой группе, вторая сигнальная система значительно преобладает над первой, они склонны к отвлеченному, абстрактному мышлению и нередко по профессии являются математиками, философами
Придерживаясь сути павловского учения о взаимодействии сигнальных систем, можно сказать, что отличие художественного типа от мыслительного состоит в том что художник в своей деятельности опирается преимущественно на первую сигнальную систему, а ученый – на вторую, однако у того и другого вторая сигнальная система выполняет регулирующую роль.
Средний тип. Характеризуется одинаковым значением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека. К этой группе относится большинство людей.
Литература
1. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М.: Прометей, 1993
2. Крылов А.А. Психология – М.: Издательство Проспект. 2005
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – Изд. 2-е. – М.: Политиздат, 1977
4. Максимова Н. Е. Типология интуитивного-рационального и формирование структуры индивидуального знания // Психологический журнал том 22 № 1, 2001. С.44
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов – на – Дону: Феникс.2008.
6. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М..: Проспект. 1999.
7. Ажихин Василий "Художники" и "мыслители" // http://ajichin.ru/clauses/