Рекламное сообщение

В рекламной практике используется несколько терминов, обозначающих рекламное сообщение: собственно рекламное сообщение, рекламное объявление и рекламное обращение. Они используются в зависимости от того, какова цель рекламной коммуникации и форма рекламного сообщения.

Статьи по теме
Искать по теме

Рекламное сообщение – элемент рекламной коммуникации, являющийся непосредственным носителем информационного и эмоционального содержания, передаваемого в процессе рекламной коммуникации. Это послание имеет конкретную форму (текстовую, визуальную, символическую) и поступает к адресату с помощью конкретного канала коммуникации. Этот термин носит нейтральный характер. Он не отражает силу рекламного воздействия и, в этом смысле, может быть синонимом рекламного объявления.

Рекламное объявление – рекламное сообщение, имеющее конкретную форму выражения, использующееся с целью привлечения внимания целевой аудитории (рекламное объявление в газете, рекламное объявление по радио).

Рекламное обращение – это любое публичное объявление, направленное на содействие продаже, покупке товара или услуги, на продвижение какого-либо дела, идеи или на оказание других видов воздействия со стороны коммуникатора с целью достижения запланированного результата, отклика со стороны целевой аудитории. Сила рекламного воздействия зависит от цели рекламной коммуникации. Далее в качестве основного термина будет использоваться термин "рекламное сообщение".

Содержание рекламного сообщения определяют следующие факторы:

1) цели воздействия;

2) характер воздействия;

3) мотивы потребителя.

Процесс разработки и создания рекламного сообщения представляет собой совокупность конкретных действий, производимых в определенной логической последовательности и направленных на достижение поставленной задачи. В основе создания любого рекламного сообщения лежит четкое понимание целей рекламы и представления о целевой аудитории рекламы. На этом строится рекламная политика фирмы, тесно связанная с ее общими маркетинговыми задачами. Несмотря на то, что,, как показывает практика, предвидеть реакцию на ту или иную рекламу с высокой точностью в целом невозможно, существуют стандартные процедуры, поэтапное выполнение которых приводит к созданию эффективного рекламного сообщения.

В связи с этим выделяют несколько этапов создания – рекламного сообщения.

1. Определение главной идеи рекламного сообщения.

2. Трансформация (материализация) идеи в, рекламное сообщение, то есть выражение идеи средствами языка и образов (описание идеи).,,

3. Определение набора средств, с помощью которых идея рекламного сообщения будет выражена в зависимости от:

- типа мотивации потребителя (рационалистическая или проекционная реклама);

- предпочтительного типа восприятия (аудио-,, зрительная или мультимедийная реклама);

- медиапредпочтений потребителей;

- творческих способностей создателей рекламы;

- бюджета рекламодателя.

4. Начальный этап создания рекламного сообщения – это выработка редакционной платформы (copy-strategy, рекламной стратегии), которая, как правило, содержит:

- рекламное обещание или предложение;

- рекламную аргументацию, доказательство" подтверждение или поддержку обещания, которое принимает в готовом рекламном продукте разнообразные формы:

а) демонстрацию рекламируемых качеств (остроты лезвия ножа, мощности мотора бытового прибора);

б) в сравнение (эффективность жидкости для мытья посуды рекламируемой марки и всех остальных);

в) свидетельство (подтверждение уважаемого, всем известного актера или ученого, врача, Минздрава);

г) описание товара (крупный план, показ деталей, чертежа);

д) точное описание целевой аудитории, которой реклама адресована, в самой рекламе (в случае с товарной рекламой);

е) тон и стиль, созвучные ожиданиям потребителя;

- преимущества для покупателей, заложенные в товаре;

- тон рекламного послания как совокупность элементов, которые должны с точки зрения общей концепции быть переданы потребителю посредством рекламы (стиль рекламной кампании, информативность, желательные персонажи, стиль одежды персонажей, оформление интерьеров в рекламном ролике, цвет, графика). Тон рекламной кампании должен вызвать у целевой аудитории запланированные ассоциации.

5. Последующие действия непосредственно связаны с созданием элементов рекламы любого вида (в прессе, наружной, теле- и радиорекламы):

- проектирование макета рекламного модуля, разработка сценария или плана видео-, аудиоролика;

- разработка основных компонентов структуры рекламного сообщения;

- разработка языка рекламного текста, применение изобразительно-выразительных средств (стилистических фигур), выбор или создание персонажа и лица рекламируемой торговой марки;

- проверка соответствия созданного сообщения основным требованиям, предъявляемым к языку текстовой рекламы;

- формирование модулей текстов рекламы;

- изготовление story-board (визуализация идеи и содержания видеорекламы);

6. Тестирование рекламы с точки зрения композиционной завершенности, целостности, привлекательности.

7. Тестирование рекламы с точки зрения ее способности реализовать задачи рекламной коммуникации.

8. Тестирование на соответствие рекламному законодательству.

Рекламное сообщение может рассматриваться на двух уровнях: очевидном и скрытом. Об очевидном уровне можно говорить, когда содержание рекламы составляет предмет рационального обсуждения, когда оно написано "открытым текстом". Скрытый же уровень предполагает подсознательное восприятие рекламной информации, которая передается посредством знаков и символов. Они способствуют формированию заданных образов и ассоциаций, имеющих непосредственное отношение к рекламируемому товару, торговой марке.

В рекламном сообщении следует выделить несколько элементов, используемых для аргументации:

1) информация, содержащая только реальные факты о свойствах и качествах товара, способах его употребления и тому подобное, что в процессе выбора и совершения покупки может стать существенным;

2) обращение к разуму характерно для рационалистической рекламы, когда стремятся убедить, приводя доводы и аргументы в пользу покупки того или иного товара;

3) явное или символическое представление преимуществ, обращенное к эмоциональной сфере человека.

В процессе создания рекламного сообщения следует учитывать индикаторы внимания.

Индикаторы внимания в рекламе

Индикаторы внимания

Что следует учитывать при создании рекламного сообщения

1. Размер рекламного сообщения

1) минимальный объем информации достаточный для восприятия (длительность слота, размеры модуля рекламного объявления и тому подобное);

2) "Закон квадрата" – чтобы удвоить внимания, нужно в четыре раза увеличить площадь размещения

2. Цвет

1) цвет в рекламе придает значение товару;

2) эффект восприятия того или иного цвета;

3) межкультурные особенности (важно для международных рекламных кампаний)

3. Уровень звука и движение в рекламе

1)         варьировать уровень звука в рамках одного рекламного ролика;

2)         мобильная реклама предпочтительнее статичной

4. Контраст

1) использовать прием размещения черно-белой рекламы среди полноцветных рекламных материалов;

2) использовать видеорекламу без звукового ряда среди звуковых рекламных видеороликов

5. Позиционирование рекламы

1) лучше читается текст, размещенный на правой стороне страницы, чем на левой;

2) верхняя часть страницы привлекает внимание прежде всего

В своей структуре рекламное сообщение должно содержать:

1) слоган – девиз;

2) заголовок (подзаголовок);

3) рекламный текст: информационный блок, справочный материал;

4) эхо-фраза;

5) внешние атрибуты торговой марки (логотип, эмблема);

6) персонаж марки;

7) лицо марки;

8) дополнительные эффекты для видео-, аудиорекламы: видеоряд, музыкальное сопровождение, цветовое решение.

Слоган или девиз – словосочетание или предложение, отражающее суть рекламного сообщения, миссию фирмы. Например: "Изменим жизнь к лучшему" – в рекламе торговой марки Filips или "Обувь для жизни" – девиз торговой марки ЕССО.

Основные требования к слогану – краткость, простота, легкость запоминания. В рекламном сообщении слоган размещается на самой выгодной позиции и является одним из обязательных элементов. При написании слогана часто прибегают к рифме и аллитерации, используемой в качестве стилистического приема.

Специфика рекламы в прессе диктует некоторые особые подходы к ее созданию и размещению. Важнейшим элементом печатной рекламы является заголовок.

Заголовок – это часть печатного рекламного объявления, которая расположена таким образом, чтобы привлечь наибольшее внимание. Кроме того, он должен сообщать новую информацию, содержать основную аргументацию и наименование товара. Поэтому заголовок набирают более крупным шрифтом, чем основной текст рекламы. Учитывая, что длинный заголовок работает лучше, чем короткий, при его создании не следует бояться большого количества слов.

В заголовке должна быть отражена идея рекламы, которая более подробно раскрывается в последующем текстовом ряде или подтверждается визуальным содержанием (фотографией, рисунком, коллажем). При этом вербальная часть сообщения должна быть направляющей, а иллюстрации могут дополнять и усиливать ее воздействие.

Типы заголовков:

- содержащие призыв;

- отражающие утилитарные свойства товара;

- провоцирующие;

- информативные;

- содержащие вопрос.

Подзаголовок, как правило, уточняет идею заголовка, разъясняет или дополняет ее.

Основной текст рекламного сообщения представляет собой повествование (рассказ) или описание и содержит в себе основную информацию рекламного сообщения. Он может быть представлен в форме монолога или диалога. Рекламный текст состоит из информационного блока и справочного материала.

При составлении основного текста рекламы к нему предъявляется ряд требований. Предпочтительно использовать простые, но несущие позитивные значения слова, например, "надежный", "новинка", "дешево" и другие, а при иллюстрировании – фотографии, так как они имеют больший эффект воздействия, чем рисунки. В рекламе рационалистического типа, обращенной к разуму потребителя, целесообразно использовать большие по объему тексты, так как потребитель, заинтересованный в более детальной информации и привлеченный заголовком, читает весь рекламный текст. Кроме того, существуют товары, пользование которыми предполагает детальное знание инструкций по порядку их применения. Это значит, что рекламная информация должна быть подробной и значительной по своему объему. Существуют и общие требования к тексту рекламы. Так, например, он должен быть легким для восприятия, не содержать преувеличений, не соответствующих действительности, представлять факты, а не голословные утверждения. Общепризнанным считается, что доверие потребителя к рекламе повышается, если фото и текст отражают картину реальной жизни, свидетельства очевидцев, мнения авторитетных специалистов.

Рекомендуется также избегать использования отрицательных оборотов, потому что в памяти потребителя могут сохраняться отрицательные эмоции, ассоциирующиеся с предметом рекламы.

Справочный материал, как правило, содержит выходные данные рекламодателя: адреса и контактные телефоны.

Эхо-фраза – заключительная вербальная часть в печатной рекламе. Наряду с заголовком она является важнейшим элементом рекламного сообщения. Эхо-фраза располагается в конце печатного объявления и повторяет основную идею рекламного слогана или заголовка. Она присутствует и в теле-, и в аудиорекламе, например, в виде речевого элемента (произнесение марочного названия или слогана) или музыкальной фразы. Как правило, эхо-фраза служит для того, чтобы повторить основную мысль рекламы или придать ей законченный вид.

В целом рекламное сообщение представляет собой важнейший элемент рекламной коммуникации, от качества которого зависит результат рекламного воздействия. Одно из основных требований, выдвигаемых в процессе создания рекламного сообщения, – соблюдение правила единства и целостности всех его структурных и композиционных элементов.

Литература

1. Карпова С.В. Рекламное дело. – М.: Финансы и статистика, 2007.

2. Бороноева Т.А Современный рекламный менеджмент. – М.: Аспект Пресс, 2006.

3. Федотова Л.Н. Реклама в коммуникационном процессе. – М.: Камерон, 2007.