Ключевые аспекты управления оборотными средствами предприятия
Управление оборотными активами торгового предприятия
- Экономическая стратегия предпринимательства
- Оптовая торговля и товароснабжение
- Коммерческая деятельность производственного предприятия
- Организация и анализ автотранспортного предприятия
- Организация товароснабжения розничного предприятия
- Организация оплаты труда на предприятии и ее эффективность
- Технологии процессов комплектации партии товара и отправки потребителям
Оборотный капитал (оборотные средства) относится к мобильным активам предприятия, которые являются денежными средствами или могут быть обращены в них в течение производственного цикла [30, С. 208].
Типовой состав и классификация оборотных средств представлены на рисунке 4 [11, С. 113].
Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей. Скорость оборачиваемости оборотных средств является важнейшим показателем интенсивности использования оборотных средств и в свою очередь определяется с помощью следующих взаимосвязанных показателей: длительности одного оборота в днях, количества оборотов за год, а также величины оборотных средств, приходящихся на единицу реализованной продукции.
Оборотные средства предприятия | |||
Оборотные производственные фонды |
СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА |
1 Производственные запасы 1.1 Сырьё, основные материалы и покупные полуфабрикаты 1.2 Вспомогательные материалы 1.3 Топливо 1.4 Тара 1.5 Запасные части для ремонта 1.6 Инструменты, приспособления и инвентарь 2 Незавершённое производство и полуфабрикаты собственного изготовления 3 Расходы будущих периодов 4 Готовая продукция на складе и отгруженная, находящаяся в оформлении |
Нормируемые оборотные средства |
Фонды обращения |
СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ |
5 Товары отгруженные, но неоплаченные покупателями 6 Денежные средства в кассе и на счетах в банках 7 Дебиторская задолженность 8 Средства в прочих расчётах |
Ненормируемые оборотные средства |
Рисунок 4 – Состав и классификация оборотных средств
Длительность одного оборота в днях (О) определяется по формуле:
О = Со * Д / Т (1)
где Со – остатки оборотных средств (среднегодовые или на конец периода), тенге;
Т – объём товарной продукции (по себестоимости или в ценах), тенге;
Д – количество дней в отчётном периоде.
Коэффициент оборачиваемости (Ко) показывает количество оборотов, совершаемых оборотными средствами за год (полугодие, квартал) и определяется по формуле:
Ко = Т / Со (2)
Коэффициент загрузки оборотных средств (Кз) – показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости. Он характеризует величину оборотных средств, приходящихся на единицу (1 тенге) реализованной продукции и рассчитывается по формуле:
Кз = Со / Т (3)
Рассмотренные взаимосвязанные показатели оборачиваемости отражают общую оборачиваемость оборотных средств. Для выявления конкретных причин изменения общей оборачиваемости определяются показатели частной оборачиваемости оборотных средств. Частная оборачиваемость оборотных средств отражает степень использования оборотных средств в каждой фазе кругооборота, а также по отдельным элементам оборотных средств.
Показатели частной оборачиваемости рассчитываются по тем же вышеизложенным формулам, исходя из величины остатка этих видов товарно – материальных ценностей и оборота по расходу их за соответствующий период.
Различают абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств. Абсолютное высвобождение оборотных средств происходит, если фактические остатки оборотных средств меньше норматива или остатков оборотных средств за предшествующий (базовый) период при сохранении или увеличении объёма реализации за этот период. Относительное высвобождение оборотных средств происходит в тех случаях, когда оборачиваемость оборотных средств ускоряется за счёт роста объёма производства на предприятии.
Управление оборотными активами предприятия преследует своей целью поиск оптимального их уровня. С одной стороны, чрезмерно большие объёмы оборотных активов могут легко привести к заниженным значениям коэффициента оборачиваемости активов и показателя доходности инвестированного капитала (ROI). Однако слишком малые текущие активы могут вызывать дефицит ресурсов и трудности в обеспечении бесперебойной работы [10, С. 288].
Решения по управлению оборотными активами зависят от компромисса между рентабельностью и риском, которого придерживается руководство компании. Снижение уровня оборотных активов при том, что он всё же обеспечивает требуемый объём продаж, обычно приводит к увеличению оборачиваемости и доходности использования суммарных активов фирмы.
Однако, данная стратегия сопряжена с повышенным риском. Этот риск состоит в том, что есть опасность не удержать оборотные активы на уровне, достаточном для:
- выполнения денежных обязательств фирмы по мере их возникновения;
- обеспечения надлежащего объёма продаж (например, при исчерпании товарно-материальных запасов).
Соответственно делаются расчёты по нахождению компромисса межу риском и рентабельностью бизнеса, учитывая влияние на этот выбор уровня оборотных активов (и их элементов). Определяя надлежащий объём, или уровень, оборотных активов, руководству необходимо найти оптимальное решение достижения рентабельности при минимальном риске.
По рисунку 5 видно, что чем больше объём производства, тем настоятельнее потребность в оборотных активах для его обеспечения (а также для обеспечения продаж). Однако это соотношение не является линейным – при увеличении объёма производства степень роста текущих активов уменьшается. Это связано с тем, что на начальном объёме производства при незначительных его объёмах требуется более высокий уровень оборотных средств по отношению к объёму производства, чем впоследствии, когда эффективность использования оборотных активов повышается.
Рисунок 5 – Уровни оборотных активов для трёх стратегий
финансирования оборотного капитала
Если считать "консерватизм" залогом ликвидности, то самой консервативной из имеющихся трех вариантов является стратегия А. При любом уровне производства стратегия А предусматривает бóльший уровень текущих активов, чем любая другая стратегия. При прочих равных условиях, чем выше уровень оборотных активов, тем выше ликвидность фирмы. Принято считать, что стратегия А подготавливает фирму к обеспечению почти всех возможных потребностей в текущих активах.
Стратегия В существенно понижает ликвидность активов предприятия; ее можно назвать "агрессивной". Эта стратегия не обеспечивает должного уровня денежных средств, рыночных ценных бумаг, дебиторской задолженности и товарно-материальных запасов. Следует помнить, что при каждом уровне производства существует минимальный уровень оборотных активов, необходимых фирме для выживания. Есть границы того, насколько "скудным и бедным" может становиться предприятие. Можно следующим образом ранжировать альтернативные стратегии управления оборотного капитала с точки зрения ликвидности (рисунок 6).
Рисунок 6 – Ранжирование альтернативных стратегий управления
оборотным капиталом по критерию ликвидности
Стратегия А, несомненно, обеспечивает самую высокую ликвидность. Однако, как же поведут себя эти три альтернативные стратегии, кода мы посмотрим на эту схему с позиции ожидаемой рентабельности? Чтобы ответить на этот вопрос, известное уравнение о доходности инвестированного капитала (ROI) необходимо переписать следующим образом:
ROI = Чистая прибыль / Суммарные активы = Чистая прибыль / (Денежные средства + Дебиторская задолженность + Товарно-материальные запасы + Основной капитал) (4)
Из приведенного выше уравнения следует, что уменьшение объема активов (например, движение от стратегии А к стратегии В) приведет к увеличению потенциальной рентабельности (и оборачиваемости).
Если мы сможем уменьшить оборотные активы фирмы, при этом должным образом обеспечивая сложившийся уровень производства и продаж, доходность (и оборачиваемость) инвестированного капитала возрастет.
Более низкие уровни денежных средств, дебиторской задолженности и товарно-материальных запасов уменьшили бы знаменатель уравнения; а чистая прибыль, в данном примере числитель, осталась бы приблизительно такой же, а возможно, и увеличилась бы.
Таким образом, стратегия В обеспечивает наивысший потенциал рентабельности (оборачиваемости), если измерять последнюю доходностью инвестированного капитала.
Однако движение от стратегии А к стратегии В ведет не только к увеличению рентабельности. Уменьшение денежных средств ослабляет способность фирмы исполнять финансовые обязательства при наступлении сроков платежа.
Уменьшение дебиторской задолженности через ужесточение кредитных условий и принятие более строгих мер по их обеспечению, может оттолкнуть некоторых клиентов и сорвать планы продаж.
Следовательно, более агрессивные стратегии оборотного капитала приводят к увеличению риска.
Несомненно, стратегия В – самая рискованная стратегия управления оборотным капиталом.
Она ориентируется на рентабельность, а не на ликвидность. Одним словом, можно сделать следующие обобщения (рисунок 7).
Рисунок 7 – Выбор стратегии с точки зрения различных критериев
Рассмотрение стратегий управления оборотным капиталом проиллюстрировало два основных финансовых принципа:
- Рентабельность и оборачиваемость изменяются обратно пропорционально ликвидности. Во всех трех альтернативных вариантах стратегий управления оборотным капиталом позиция ликвидности прямо противоположна позиции рентабельности и оборачиваемости. Рост ликвидности, как правило, происходит за счет уменьшения рентабельности (и оборачиваемости).
- Рентабельность изменяется однонаправленно с риском (т.е. между риском и доходностью можно добиваться компромиссных решений). Стремясь к увеличению рентабельности, надо быть готовым к повышенному риску.
И наконец, оптимальный уровень каждой части оборотных активов (денежных средств, дебиторской задолженности и товарно-материальных запасов) будет определяться отношением руководства к выбору между рентабельностью (оборачиваемостью) и риском своего бизнеса.
Управление дебиторской задолженностью. В аспекте управления дебиторской задолженностью очевидными являются такие нюансы, как то, что, с одной стороны, ослабление кредитной политики ведёт к росту реализации, а это важно, существенно для предприятия. Но, с другой стороны, "независимо ни от каких причин, если средний период сбора слишком большой, значит, компания теряет прибыль. Компания не превращает деньги, которые ей должны клиенты, в новые активы, которые, в свою очередь, могли бы быть использованы для получения дохода" [18, С. 170].
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объёма реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной её инкассации [4, С. 319].
Чтобы правильно оценить экономический эффект ослабления условий, на которых предоставляется кредит, необходимо знать показатель рентабельности дополнительных объёмов продаж, показатель увеличения спроса на продукцию в результате ослабления стандартов кредитоспособности, увеличение периода взыскания дебиторской задолженности и показатель требуемой доходности инвестируемого капитала [10, С. 345].
Вся необходимая информация сужает анализ до выбора между ожидаемой дополнительной доходностью в связи с добавочными объёмами продаж и альтернативными издержками, которые будет нести фирма вследствие увеличения инвестиций в дебиторскую задолженность.
Изменение (введение) скидки за ранние платежи (cash discount) представляет собой попытку ускорить оплату счетов покупателями. В данном случае необходимо определить, перекроет ли выгода от ускорения процесса взимания платежей затраты, которые понесёт фирма при увеличении (введении) предполагаемой наличной скидки за быструю оплату счёта. Если да, то фирме следует изменить свою политику предоставления скидок.
Важным является и управление периодом кредитования. Ослабление кредитной политики, рост периода кредитования приводит к увеличению объёма продаж. Для ужесточившейся кредитной политики последствия обратные.
В любом случае оптимальный размер дебиторской задолженности определяется путём сравнения выгод, которые фирма рассчитывает получить при определённом уровне инвестированных в дебиторскую задолженность средств, с затратами, которые ей придётся нести для этого [10, С. 343].
Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью – её рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
Основными источниками рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются: факторинг; учёт векселей, выданных покупателями продукции; форфейтинг.
Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платёжным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании – "фактор компании", которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк (фактор-компания) взимают с предприятия-продавца определённую комиссионную плату в процентах к сумме платежа. Ставки комиссионной платы дифференцируются с учётом уровня платежеспособности покупателя продукции и предусмотренных сроков её оплаты. Кроме того, при проведении такой операции банк (фактор-компания) в срок до трёх дней осуществляет кредитование предприятия-продавца в форме предварительной оплаты долговых требований по платёжным документам (обычно в размере от 70 до 90% суммы долга в зависимости от фактора риска). Остальные 10-30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта депонированная часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга покупателем).
Учёт векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому финансовому институту, другому хозяйствующему субъекту) по определённой (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учётной вексельной ставки. Учётная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платёжеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.
Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путём передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк (факторинговая компания) берёт на себя обязательство по финансированию экспортной операции путём выплаты по учтённому векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортёра. В результате форфейтирования задолженность покупателя по товарному (коммерческому) кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка). По своей сути форфейтинг соединяет в себе элементы факторинга (к которому предприятия-экспортёры прибегают в случае высокого кредитного риска) и учёта векселей (с их индоссаментом только в пользу банка). Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (многолетних) экспортных поставок и позволяет экспортёру немедленно получать денежные средства путём учёта векселей. Однако его недостатком является высокая стоимость, поэтому предприятию-экспортёру следует проконсультироваться с банком (факторинговой компанией) ещё до начала переговоров с иностранным импортёром продукции, чтобы иметь возможность включить расходы по форфейтинговой операции в стоимость контракта.
Управление запасами представляет сложный комплекс мероприятий, в котором задачи финансового менеджмента тесным образом переплетаются с задачами производственного менеджмента и маркетинга. Все эти задачи подчинены единой цели – обеспечению бесперебойного процесса производства и реализации продукции [4, С. 319].
В тоже время, "никакая компания не хочет, чтобы её товарно – материальные запасы были слишком большими… Товары, которые остаются в товарно-материальных запасах слишком долго, превращают активы компании в бесполезный склад, к тому же требуют дополнительных расходов на хранение этих товаров" [18, С. 170].
С позиции управления финансами предприятия запасы – это иммобилизованные средства, т.е. средства, в известном смысле отвлеченные из оборота. Понятно, что без такой вынужденной иммобилизации не обойтись, однако вполне естественно желание минимизировать вызываемые этим процессом косвенные потери, с определенной долей условности численно равные доходу, который можно было бы получить инвестировав соответствующую сумму в какой-то альтернативный проект (например, положив деньги в банк под проценты) [23, С. 447].
Для оптимизации размера текущих запасов товарно-материальных ценностей используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила "Модель экономически обоснованного размера заказа" [Economic ordering quantity – EOQ model]. Она может быть использована для оптимизации размера как производственных запасов, так и запасов готовой продукции.
Расчетный механизм модели EOQ основан на минимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти операционные затраты предварительно разделяются на две группы: а) сумма затрат по размещению заказов (включающих расходы по транспортированию и приемке товаров); б) сумма затрат по хранению товаров на складе [4, С. 321].
Рассмотрим механизм модели EOQ на примере формирования производственных запасов. С одной стороны, предприятию выгодно завозить сырье и материалы как можно более высокими партиями. Чем выше размер партии поставки, тем ниже совокупный размер операционных затрат по размещению заказов в определенном периоде (оформлению заказов, доставке заказанных товаров на склад и их приемке на складе).
С другой стороны, высокий размер одной партии поставки товаров вызывает соответствующий рост операционных затрат по хранению товаров на складе, так как при этом увеличивается средний размер запаса в днях оборота (период их хранения). Если закупать сырье один раз в два месяца, то средний размер его запаса (период хранения) составит 30 дней, а если размер партии поставки снизить вдвое, т.е. закупать сырье один раз в месяц, то средний размер его запаса (период хранения) составит 15 дней.
При неизменной стоимости хранения единицы товара в рассматриваемом периоде общая сумма операционных затрат по хранению товарных запасов на складе минимизируется при снижении среднего размера одной партии поставки товаров.
Таким образом, с ростом среднего размера одной партии поставки товаров снижаются операционные затраты по размещению заказа и возрастают операционные затраты по хранению товарных запасов на складе предприятия (и наоборот). Модель EOQ позволяет оптимизировать пропорции между этими двумя группами операционных затрат таким образом, чтобы совокупная их сумма была минимальной.
Для запасов готовой продукции задача минимизации операционных затрат по их обслуживанию состоит в определении оптимального размера партии производимой продукции (вместо среднего размера партии поставки). Если производить определенный товар мелкими партиями, то операционные затраты по хранению его запасов в виде готовой продукции будут минимальными. Вместе с тем, при таком подходе к операционному процессу существенно возрастут операционные затраты, связанные с частой переналадкой оборудования, подготовкой производства и другие. Используя вместо показателя объема производственного потребления показатель планируемого объема производства продукции, мы на основе модели ЕОQ аналогичным образом можем определить оптимальный средний размер партии производимой продукции и оптимальный средний размер запаса готовой продукции.
Также следует отметить, что в формуле для определения коэффициента оборачиваемости запасов используют не объём продаж, а себестоимость проданных товаров, так как она показывает, во что обошлись компании запасы в течение года [19, С. 281].
Определение целевого остатка денежных средств. Выделяют 4 метода расчёта этого показателя и контроля за ним: 1) модель Баумоля, 2) модель Миллера-Орра, 3) модель Стоуна, 4) имитационное моделирование по методу Монте-Карло [9, С. 308].
Уильям Баумоль первым заметил, что простая модель запасов может рассказать кое-что об управлении остатками денежных средств. Предположим, что предприятие держит резерв денежных средств, которые постоянно расходуются на оплату счетов. Когда деньги заканчиваются, предприятие пополняет остатки путём продажи казначейских векселей. Основные издержки на содержание этих денежных средств – это проценты, которые теряет предприятие. "Затраты на заказ", как в случае с управлением запасами, – это фиксированные административные расходы на каждую поставку казначейских векселей. При таких условиях запасы денежных средств ведут себя так же, как показано на зигзагообразном графике рисунка 8.
Рисунок 8 – Модель управления запасами
Другими словами, проблема управления денежными средствами абсолютна аналогична проблеме оптимального размера заказа. Надо просто переименовать переменные.
Модель Баумоля хорошо работает до тех пор, пока фирма постоянно использует свои запасы денежных средств. Однако обычно этого не происходит. В одним недели фирма может получать деньги по некоторым крупным неоплаченным счетам и, следовательно, иметь чистый приток денежных средств. В другие недели она может платить своим поставщикам и, следовательно, иметь чистый отток денежных средств.
Экономисты и учёные, занимающиеся проблемами управления, разработали более сложные и реалистичные модели, которые учитывают возможность как притока, так и оттока денежных средств. Одна из них – модель Миллера-Орра. Она представляет собой хороший компромисс между простотой и реализмом [8, С. 855].
Исходные положения этой модели предусматривают наличие определённого размера страхового запаса и определённую неравномерность в поступлении и расходовании денежных средств, а соответственно и остатка денежных активов. Минимальный предел формирования остатка денежных активов принимается на уровне страхового остатка, а максимальный – на уровне трёхкратного размера страхового остатка.
Когда остаток денежных активов достигает максимального значения (верхней границы своего "коридора"), излишние средства (по отношению к среднему остатку) переводятся в резерв, т.е. инвестируются в краткосрочные финансовые инструменты. Аналогичным образом, когда остаток денежных активов достигает минимального значения (нижней точки своего "коридора") осуществляется пополнение денежных средств до среднего уровня за счёт продажи части краткосрочных финансовых инструментов, привлечения краткосрочных банковских кредитов и других источников [4, С. 362].
Необходимо обратить внимание и на то, что значение среднего остатка денежных активов находится на одну треть выше минимального его значения и на две трети ниже максимального его значения, а не посередине между этими значениями (рисунок 9). При таком подходе уровень альтернативных потерь доходов при хранении денежных средств будет более низким.
Рисунок 9 – Модель Миллера-Орра
Модель Стоуна в отличие от предыдущей больше внимания уделяет управлению целевым остатком, нежели его определению; вместе с тем она во многом схожа с моделью Миллера-Орра. Верхний и нижний пределы остатка средств на счёте подлежат уточнению в зависимости от информации о денежных потоках, ожидаемых в ближайшие несколько дней [9, С. 313].
Основной особенностью модели Стоуна является то, что действия фирмы в текущий момент определяются прогнозом на ближайшее будущее. следовательно, достижение верхнего предела не вызовет немедленного перевода наличности в ценные бумаги, если в ближайшие дни ожидаются относительно высокие расходы денежных средств; тем самым минимизируется число конвертационных операций и, следовательно, снижаются расходы.
Имитационное моделирование по методу Монте-Карло содержит предположение о вероятностной природе показателей и реализуется при помощи компьютерных программ (Microsoft Excel). Эта модель также может быть использована для определения целевого остатка.
Литература
1 Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Минск: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2001. – 576 с.
2 Баранов В.В. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – М.: Дело, 2002. – 272 с.
3 Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчётности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 624 с.: ил.
4 Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Том 1. – К.: Ника – Центр, 1999. – 592 с. – (Серия "Библиотека финансового менеджера"; Вып. 3).
5 Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учеб. курс. – Киев: Ника-Центр Эльга, 2000. – 528 с.
6 Большаков С.В. Основы управления финансами: Учеб. пособие. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2000. – 368 с.
7 Бочаров В.В. Финансовое моделирование. – СПб: Питер, 2000. – 208 с.: ил. – (Серия "Краткий курс").
8 Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. – М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 1997. – 1120 с.
9 Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 2000. Т.2. 669 с.
10 Ван Хорн, Джеймс, К., Вахович, (мл.), Джон, М. Основы финансового менеджмента, 11-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом "Вильямс", 2004, 992 с.: ил. – Парал. тит. англ.
11 Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 280 с. – (Серия "Высшее образование").
12 Грузинов В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 795 с.
13 Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчётности: Учебное пособие. – М.: Издательство "Дело и Сервис", 2003. – 336 с.
14 Дюсембаев К.Ш. Аудит и анализ в системе управления финансами (теория и методология). – Алматы: Экономика, 2000. – 293 с.
15 Ефимова О.В. Финансовый анализ. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учёт, 2002. – 528 с.
16 Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2000. – 358 с. – (Серия "Высшее образование".
17 Истаева А.А., Вершинина Г.С. Экономика и планирование коммерческого предпринимательства / Под ред. проф. Б.А. Алтынбаева. – Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2000. – 132 с.
18 Карлберг К. Бизнес-анализ с помощью Excel 2000: Пер. с англ.: М.: Издательский дом "Вильямс", 2001. – 480 с.: ил.
19 Карлин Т.Р., Макмин А.Р. Анализ финансовых отчётов (на основе GAAP): Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 448 с. – (Серия "Высшее образование").
20 Ковалёв А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – Изд. 4-е, исправл., доп. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 208 с.
21 Ковалёв В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. / В.В. Ковалёв, О.Н. Волкова. – М.: Проспект, 2001. – 424 с.
22 Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 768 с.: ил.
23 Ковалёв В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560 с.
24 Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство "Дело и Сервис", 2001. – 400 с.
25 Лобанова Е.Н., Лимитовский М.А. Финансовый менеджер. – М.: ДеКА, 2000. – 400 с.
26 Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 471 с.
27 Половинкин С.А. Управление финансами предприятия: Учебно-практическое пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 376 с.
28 Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий: Учеб. пособие для вузов. – М.: Акад. Проект, 2002. – 573 с. – (Gaudeamus).
29 Радионов А.Р., Радионов Р.А. Управление сбытовыми запасами и оборотными средствами предприятия (практика нормирования): Учебное пособие. – М.: Издательство "Дело и Сервис", 1999. – 400 с.
30 Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2002. – 1012 с.
31 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Новое знание, 2001. – 704 с. – (Экономическое образование).
32 Селезнёва Н.Н. Финансовый анализ: Учеб. пособие / Н.Н. Селезнёва, А.Ф. Ионова. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 479 с.
33 Станиславчик Е.Н. Основы финансового менеджмента. – М.: Ось-89, 2001. – 128 с.
34 Суша Г.З. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Г.З. Суша. – М.: Новое знание, 2003. – 384 с.
35 Ткачук М.И. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие для вузов / М.И. Ткачук, Е.Ф. Киреева. – Минск: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. – 416 с.
36 Тренев Н.Н. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 496 с.
37 Финансовый менеджмент / Под ред. В.С. Золотарёва. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 224 с. – (Учеб. и учеб. пособия).
38 Финансовый менеджмент: Конспект лекций / Авт. – сост. Н. Бендина. – М.: ПРИОР, 2002. – 144 с.
39 Финансовый менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.И. Шохина. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. – 408 с.
40 Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, А.А. Володин и др.; Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – 495 с.