Использование музыкальных игр-этюдов в развитии танцевального творчества у детей

Использование музыкальных игр-этюдов в развитии танцевального творчества у детей.

По ФГОС, осуществляя образовательный процесс с дошкольниками, необходимо ориентироваться на их индивидуальные предпочтения, а также учитывать возрастные особенности ребенка. В этом контексте музыкальная ритмика не отвечает целям и задачам образовательных стандартов, так как предполагает простое повторение всеми участниками группы за преподавателем, а индивидуальное начало в этом процессе практически не присутствует. Кроме того, в силу возрастных особенностей, дети тяготеют к игровой деятельности, которая в музыкально-ритмических упражнениях не является ведущей.

Одной из наиболее приемлемых методик на современном этапе развития музыкально-ритмического, хореографического и творческого воспитания являются музыкальные этюды. Именно эта форма детского творчества позволяет реализовывать индивидуально-творческое начало дошкольника, а также отвечает возрастным особенностям ребенка.

Танец и танцевальное творчество в психолого-педагогической литературе

Начиная с первой трети XX века психологи активно интересуются проблемой творческих способностей человека, начинают появляются труды в этой области в России и за рубежом (В.М. Бехтерев, В.П. Полонский, В.В. Савич, В. Освальд и др.). Также в это время возникает психоаналитическая трактовка творческого начала (З. Фрейд, К. Юнг), согласно которой оно исходит из бессознательного человека.

В середине XX века в связи с развитием научно-технического прогресса начинается изучение закономерностей творчества в науке (Г.С. Артшуллер ). К концу XX века в психологии складывается несколько подходов к пониманию творческих способностей человека: Генетический подход, связывающий творческие способностей человека с его наследственностью.Средовой подход, приверженцы которого считают определяющим при развитии творческих способностей определенный набор условий, окружения человека.Подход генотип-средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

Психологи выделяют несколько уровней в развитии творческих способностей человека: одаренность, талант, гениальность.

Важное значение творческим способностям дошкольников и младших школьников уделял в своих исследованиях Л.С. Выготский. Творческой он называл такую деятельность человека, "которая создает нечто новое, все равно, будет ли это вещью внешнего мира либо каким-либо построением ума и чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке ". По Выготскому, применение творческих способностей не ограничено искусством.

Я.А. Пономарев считает, что "Творчество – необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм ". Творческие способности начинают рассматриваться не только в психологии, но и в философии, что позволяет взглянуть на исследуемую проблематику очень широко.

На основе психологических (и философских) исследований в педагогике формируется комплексный подход к развитию творческих способностей человека.

Средства искусства достаточно давно плодотворно и эффективно используются в дошкольном образовании для развития творческих способностей. В художественной и музыкальной деятельности происходит активное развитие правого полушария головного мозга, отвечающего за развитие интуиции, музыкальных способностей, воображения, эмоций и других невербальных каналов восприятия информации. Начиная со второй половины XX века появляется множество авторских разработок для развития творческих (или, по-другому, креативных) способностей детей.

Творчество способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. В этом контексте организация творческого развития ребенка с раннего детства играет определяющую роль в его судьбе, формируя тенденцию к креативности либо, наоборот, стандартизированному типу мышления.

В группе различных методик, направленных на развитие творческого начала дошкольников, большую роль занимают танцевальные движения и игры, способствующие формированию у детей чувства ритма, эстетического начала и первичных хореографических навыков. В связи с этим, необходимо разобраться в сути современного представления о танце, которое складывается к началу XXI века в психолого-педагогической и искусствоведческой литературе.

Развитие танцевального искусства происходило в течении длительного исторического периода по трем направлениям: народный, бытовой (бальный) и классический танец. В XIX веке искусство классического танца (балет) достигло высочайших вершин в своем развитии. Именно в этот период появляется новое, альтернативное направление, которое впоследствии разовьется в танец "модерн". Начиная с Айседоры Дункан, многие выдающие танцовщики танца модерн (Мэри Вигман, Рут Сен-Дени и Тедди Шоун, Дорис Хамфри) пришли к новому пониманию танца: они считали его главным выражением неповторимой индивидуальности танцовщика, непосредственной эмоциональной жизни человеческой личности.

Представление о танце и о хореографии в свете последних направлений модерна и постмодерна существенно расширяется. В связи с этим, на современном этапе понятие "танец" рассматривается в различных значениях: Танец – это искусство отражения в образно-художественной форме тех или иных образов посредством движений тела, пластики, жеста и мимики.Танец – это ритмичные движения в такт музыке (бытовой, любительский танец и т.п.).Танец – это жанр, устойчивый вид музыкально-танцевального искусства. Для каждого жанра характерны свои особенности музыки (определенный темп, размер, особенности ритма и интонационные черты в мелодии) и танца (группа танцевальных движений, шагов, которые составляют суть данного танца – польки, вальса и т.д.).Танец – это язык тела, жеста, души человека, пространство для его творческого самовыражения.

Последнее определение танца чрезвычайно важно для педагога дошкольного образования. Интересно, что подход к формированию у ребенка творческого начала в танце был сформирован уже в рамках классического танца. У В Р. Захарова, танцора и балетмейстера, в работе "Сочинение танца" можно найти следующее высказывание: "Главное, на что должно быть обращено внимание преподавателя, – это раскрытие индивидуальности каждого из своих учеников, а они всегда разные, самобытные, неповторимые. Не себе подобные копии, а новые кадры балетмейстеров, творчески самостоятельных, со своим мышлением и почерком ".

Развитие танцевального творчества старшего дошкольного возраста

Каждый возрастной период дошкольного детства имеет свои, уникальные особенности, накладывающие отпечаток на специфику образовательного процесса. В период старшего дошкольного возраста начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов. Зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо".

Старший дошкольный возраст характеризуется утратой непосредственности в проявлении чувств и эмоций, осознанием своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции. С точки зрения мыслительных процессов в старшем дошкольном возрасте происходит постепенное формирование словесно-логического мышления. В контексте данных преобразований в психике ребенка становятся понятны такие преобразования в его внешней жизни, как постепенное ослабление игровой деятельности, переход от ситуативного поведения к социально обусловленному, что подчеркивали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец.

Стремление ребенка "войти в мир взрослых" стимулирует познавательную активность, он стремится обнаружить перед другими свои умения, осведомленность. Данное обстоятельство необходимо знать и учитывать педагогу при работе с детьми данного возраста, так как данная психологическая возрастная особенность может послужить основой для успешной мотивации дошкольника.

Игровая деятельность продолжает оставаться важной для детей 5-7 лет, ведущей является ролевая игра как средство усвоения социальных норм и правил поведения. Взаимодействие ребенка со взрослым, которому они симпатизируют, строится через подражание, что можно эффективно использовать для усвоения моральных норм общества и определенных знаний, умений, навыков.

В то же время, к шестому году жизни у ребенка достаточно сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и слов педагога (объяснений, оценок, распоряжений), в результате чего понижается способность к внушаемости. В связи с этим, при работе с детьми старшего дошкольного возраста особо важным становится открытая модель педагогического общения, построение взаимодействия на основе творческого сотрудничества.

Все возрастные особенности старшего дошкольного возраста необходимо учитывать на занятиях с детьми, особенно в процессе формирования у них индивидуально-творческого начала в хореографической деятельности.

Конкретизируем возрастные особенности танцевального творчества старших дошкольников в Таблице 1.

Таблица 1

Возрастные особенности танцевального творчества у детей старшего дошкольного возраста

Возрастная особенность старших дошкольников

Специфика организации танцевального творчества

1

Усвоение в игре социальных норм, норм морали.

При формировании игровых заданий для музыкальных этюдов необходимо ориентироваться на сюжетно-ролевую тематику, близкую и понятную детям данного возраста.

2.

Стремление быть первым, получить общественное признание.

Для творческой реализации необходимо сделать соревновательный момент универсальным, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, быть первым в своей роли. Для успешного хода музыкально-ритмической игры необходимо, чтобы каждый ребенок ощущал себя комфортно, получал удовольствие от процесса игры, и не был разочарован по ее окончании, если другого ребенка поощрили, а его нет. Для этого нужно отмечать успехи всех детей, подмечать у каждого индивидуально-творческое начало.

3.

Развитие познавательной активности, стремление продемонстрировать свои знания в той или иной области, как опыт приобщения к "миру взрослых".

Дети старшего дошкольного возраста уже обладают определенными знаниями о музыке, определенно ритмическими и двигательными умениями. Они могут реагировать на смену характера музыки (веселая, грустная и др.), а также знакомы с музыкально-выразительными средствами (громко – тихо, быстро – медленно и др.) и воплощать в танцевальных движениях.  Умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки можно превратить в музыкальный этюд, в котором старший дошкольник может продемонстрировать свои знания о музыке, а также свои танцевальные навыки, реализовать свое творческое начало.

Организуя творческую работу с детьми посредством музыкальных этюдов, необходимо учитывать, что данный вид деятельности является не только игрой, но и несет в себе определенной познавательный элемент, позволяет развить эмоциональное, художественно-эстетическую сторону личности. В этом возрасте дети обладают определенными музыкальными и хореографическими навыками, от которых нужно отталкиваться на занятии.

В работе А.Н. Зиминой указано, что дети старшего дошкольного возраста "уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседа и т. д.)".

Отталкиваясь от данных умений и навыков, характерных для детей старшего дошкольного возраста, путем целенаправленной работы нужно развивать творческую активность детей, расширять их представлений о музыке, ее средствах и художественных образах, а также их воображение, мышление, эмоционально-чувственное начало и определенные танцевальные навыки.

Методика музыкально-танцевальных игр-этюдов

Создание собственного музыкально-игрового образа составляет суть методики музыкальных этюдов. С одной стороны, этюд – это определенное техническое задание, которое помогает освоить что-то новое, незнакомое, повысить свое мастерство. В области игры на музыкальных инструментах этюды – это технически сложные музыкальные пьесы, исполнив которые, маленький музыкант приобретёт определенный навык. В хореографии этюды – это маленькие законченные произведения, учебные или танцевальные, которые приближаются к самостоятельному художественно выразительному номеру.

При работе с детьми дошкольного возраста понятие "этюд" используется в несколько ином значении. Этюды – это творческие, игровые задания, в процессе которых дети получают возможность для творческой реализации.

Использование музыкальных этюдов преследует определенные цели, среди которых: Обогащение ребенка новыми впечатлениями, развитие эмоционального начала, необходимого для полноценного личностного развития.Развитие фантазии, воображения путем сочинения движений под песню или инструментальную музыку. Формирование представлений о различном характере музыки и средствах ее выразительности. Развитие координации, пластичности, умения ритмично двигаться, освоение определенных танцевальных движений в импровизационной деятельности.

Музыкальные этюды делятся на две основные группы: Сюжетные, несюжетные.

Несюжетные игры предполагает предварительное прослушивание музыки, определение на слух образов, характера, элементов музыкальной формы. Педагог помогает детям придумать те движения, которые можно совершать под музыку, а при повторном прослушивании дети могут исполнять танцевальные и ритмичные движения самостоятельно.

Несюжетные этюды могут быть применены как на одном занятии, так и повторяться несколько раз. Неоднократное повторение этюдов преследует цель глубокого освоения художественного музыкального произведения, а также позволяет детям совершенствовать свои движения под уже знакомую музыку.

Несюжетные игры сложней для восприятия детьми, имеющими конкретно – образное мышление. Однако только сюжет и использование программной музыки существенно упрощает их восприятие, в связи с этим несюжетные игры не менее полезны для музыкально-ритмического и творческого воспитания дошкольников.

В качестве примера несюжетнонго этюда можно привести тему с вариациями, когда дети определяют на слух уже знакомую мелодию, звучащую в нескольких вариантах. После прослушивания музыки педагог предлагает детям придумать на каждое изменение характера свое движение (плавный шаг, подскок, бег, ходьба).

Несюжетные этюды в работе со старшими дошкольниками могут иметь музыкально-терапевтическую направленность. Не секрет, что музыкотерапия в последнее время используется при работе с особыми детьми, и приносит достаточно эффективные результаты. Также элементы музыкальной терапии возможно применять для достижения релаксации, для гармонизации ребенка, что особенно актуально в современном мире с его высоким жизненным темпом.

Сюжетные музыкальные этюды могут быть использованы как в групповой, так и в индивидуальной работе. В групповой работе неизбежно встречается элемент подражания, когда малоактивные дети копируют движения детей более активных, с развитой фантазией и музыкально-ритмическими навыками. Избежать подобного копирования невозможно, однако оно несет и определенную развивающую направленность – позволяет детям лучше осознать собственные движения, взглянуть на них со стороны, точнее освоить пространство зала в совместной деятельности, научиться определенному социальному взаимодействию.

Методика музыкальных сюжетных этюдов строится следующим образом: педагог рассказывает сюжет (чаще всего сказочный), который лежит в основе задания. Затем исполняется музыка, и ребенок исполняет движения под музыку без показа педагога, по собственному наитию. Здесь важна эмоциональная отзывчивость на музыку, точность в передаче определенных образов, деталей сюжета посредством движений, мимики, пластики.

Музыкальный сюжет предполагает: Наличие сказочной истории, придуманной педагогом или специально подобранной. Музыкальное произведение, исполненное на фортепиано или воспроизведённой в записи, музыкальные образы которого полностью соответствуют сказочной истории, в том числе деталям ее сюжета.

Сюжет музыкального этюда не должен быть многосоставным, сложным. Он должен быть ориентирован на образы, понятные и близкие детям, а также учитывать объем памяти ребенка старшего дошкольного возраста.

Формируя задания для музыкальных этюдов, необходимо помнить: дети лучше всего реагируют на яркие образы, а также на музыкальные произведения с сильно выраженным эмоциональным началом. Музыка должна трогать душу ребенка, побуждать его к творческой активности. Подбор музыки и сюжета (или просто музыки во вне сюжетных этюдах) составляет важнейший элемент методики музыкальных этюдов.

Кроме содержания музыки, существует ряд педагогических условий, в которых использование музыкальных этюдов является наиболее эффективными.

Педагогические условия использования музыкальных этюдов при работе с детьми старшего дошкольного возраста

В дошкольном образовании музыкальные этюды могут быть применены на музыкальных занятиях (входит в основную программу дошкольного образования), либо на занятиях по хореографии (дополнительные программы дошкольного образования).

Особенностью использования музыкально-ритмических этюдов является принцип интеграции в данной форме музыки и танца, что позволяет использовать их на различных занятиях с детьми. В любом случае, для детей старшего дошкольного возраста данная форма работы является творческой. В статье Е.Б. Юнусовой, посвященной педагогическим условиям развития хореографических умений у старших дошкольников, осуществлена классификация занятий по современной методической литературе. Согласно мнению автора, существует "творческий тип занятий", направленный на раскрытие потенциала ребенка и формирование у него умения составлять "несложные хореографические этюды и композиции ".

Необходимо подчеркнуть, что на занятии с традиционной ориентацией (дети повторяют за педагогом), старшему дошкольнику сложно перестроиться на творческую самореализацию. Дети привыкают к определенным типам задания, к определенной манере общения педагога дошкольного образования. Если выбран авторитарный стиль педагогического общения, тогда чрезвычайно сложно создать условия для реализации методики музыкальных этюдов. Для того, чтобы дети могли проявить свое индивидуально-творческое начало, необходимо создать развивающую среду для этого и использовать свободный, открытый стиль общения с ними.

Для открытого стиля общения со старшими дошкольниками важно интересоваться их мнением, выслушивать их эмоционально-образные характеристики музыки, а также впечатления от проведения тех или иных музыкальных этюдов. Если дети в словесной манере не боятся проявить инициативу, доверяют педагогу, могут раскрыть свои чувства и впечатления, тогда они смогут осуществить творческую деятельность и в музыкальном этюде.

Не менее важна определенная развивающая среда, в рамках которой ребенок может реализовать свое творческое начало. Для формирования развивающей среды необходимо подготовить определенный реквизит, который отражает характер сказочной сюжетной истории или характер музыкального произведения в не сюжетном этюде. Это могут быть: Персонажи кукольного театра, перчаточные куклы. Платки, венки и др. с помощью которых можно создать образы (платками украсить голову, изображая русских красавиц, и т.п.). Раздаточный материал (грибочки, шишки, цветочки и т.п.), с помощью которых дети выполняют определенные движения по сюжету (собирают грибы или цветы, и т.п.).Стулья, которые в разных сказочных историях могут изображать различные объекты (скамейка, пенек, паровоз и т.п.), развивая воображение ребенка. Флажки, ленты, с которыми дети могут выполнять привычные танцевальные движения. Спортивный инвентарь, который используется с включением творческого начала ребенка (например, скакалку разложить кругом, изобразив озеро и т.п.).Специально приготовленный педагогом реквизит, позволяющий детям глубже проникнуть в содержание сказочной истории, в характер музыки.

В проведении музыкального этюда очень важно отмечать успехи детей, при этом уделить внимание каждому ребенку. С точки зрения особенностей возраста это очень важное условие для успешного проведения музыкальных этюдов и достижения целей и задач.

Иногда сюжетные музыкальные этюды исполняются несколько занятий подряд, однако при этом они не должны заучиваться. Если дети начинают механически повторять движения, теряют интерес к сюжетной истории – значит потенциал данной игры исчерпан, и ее необходимо сменить. Внимание и педагогический талант педагога дошкольного образования заключается в уместном использовании творческих заданий, в создании творческой атмосферы при работе с детьми, а также в подборе заданий в соответствии с индивидуальными предпочтениями ребенка, что прописано во ФГОС.

Выводы

Музыкальные этюды – это форма музыкально-ритмического воспитания, способствующая развитию личностного потенциала дошкольника, формированию у него творческого начала.

Специфика работы с детьми старшего дошкольного возраста диктует свои особенности применения методики музыкальных этюдов:

1. Опора на знания и умения, опыт эмоционального восприятия музыки, который дети получили к данному возрасту.

2. Использование музыки, понятной и доступной детям данного возраста.

3. Опора на танцевальные движения, которые дети знают и умеют исполнять. Отсутствие в музыке тех звучаний, которые предполагают сложные движения, которые дети еще не могут исполнить.

4. В сказочном сюжете учитывать возрастные особенности старших дошкольников, те социальные роли, которые они проигрывают в свободное время.

5. Учитывать индивидуальное начало, интересы детей. Включать музыкальные этюды на те темы, которые наиболее интересны детям.

6. Поощрять детей, отмечать их успехи.

Среди важнейших условий успешного применения музыкальных этюдов:

- Развивающая среда, в которой дети могут полно проявить свое творческое начало.

- Открытая модель общения педагога с детьми.

Каждый ребенок одарен с детства. Раскрыть творческие способности, помочь развитию мышления и креативности – высшая цель процесса развития и воспитания в дошкольном детстве. Склонность детей старшего школьного возраста к игровой и танцевальной деятельности, наличие авторских методик развития творческого начала ребенка в форме музыкальных этюдов создают благоприятные условия для развития креативности.

В процессе формирования художественно-эстетических, хореографических, музыкально-ритмических способностей ребенка старшего дошкольного возраста необходимо учитывать ряд факторов. Ведь именно в этих педагогических условиях возможно максимальное раскрытие таланта каждого ребенка.

Тема является перспективной, ведь в процессе использования данной методики возможно не только развивать творческое начало у ребенка, но сформировать некоторые умения, навыки, которые могут быть реализованы в профессиональной музыкальной и хореографической деятельности. Для этого должна быть осуществлена преемственность в работе по методике музыкальных этюдов от старшей к подготовительной группе с учетом возрастных особенностей детей 6-7 лет, после чего необходимо оценить результаты.

Принцип интеграции музыки и танца, принцип синтеза искусств в рамках музыкального этюда способствует комплексному эмоциональному и интеллектуальному развитию детей, вызывает у них интерес, будит их воображение и фантазию. В единстве музыкального восприятия и музыкального исполнения, в игровой деятельности дошкольники получают заряд положительных впечатлений и умения, навыки, которые помогут им в будущем реализовать себя как креативной, творческой личности.

Литература

1. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – 2-e изд., доп. [Текст] / Г.С. Альтшуллер. – Новосибирск: Наука, 1991. – 224 с.

2. Библер В.С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога) [Текст] / В.С. Библер. – М.: Политиздат, 1975. – 399 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. Изд. 3-е. [Текст] / Л.С. Выготский– М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

4. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С, Выготский. – М.: Аст: Хранитель, 2008. – 668 с.

5. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2006. – 1008 с.

6. Горшкова, Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце [Текст] / ЕВ Горшкова. – Дошкольное воспитание. – 1991. – № 12. – С. 15-16.

7. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В, Давыдов. – М.: Интор, 1996. – 544 с.

8. Дубровская, Е.А. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми седьмого года жизни [Текст] / Е.А, Дубровская. – М.: Просвещение, 2006. – 111 с.

9. Захаров, Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта [Текст] / Р.В. Захаров. – М.: Искусство, 1983. – 224 с.

10. Зимина, А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду [Текст] / А.Н. Зимина. – М.: Просвещение, 1971. – 76 с.

11. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. – Спб.: Питер, 2011. – 448 с.

12. Немов, Р. С. Психология. Книга 2. "Психология образования" [Текст] / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 640 с.

13. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.А. Пономарев. – М.: Педагогика, 1976. – 280 с.

14. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры [Текст] / О.П. Радынова // Музыкальный руководитель. – 2005. – №3. – С. 7.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. N 1155.

16. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.

17. Чибрикова – Луговская, А.Е. Ритмика [Текст] / А.Е. Чибрикова – Луговская. – М.: Дрофа, 1998. – 104 с.

18. Штырева, Л.А. Роль музыкальной игры в закреплении дошкольниками танцевальных навыков.

19. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2005. – 348с.

20. Юнусова, Е.Б. Педагогические условия становления хореографических умений детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании в ДОУ [Текст] / Е.Б. Юнусова // Вестник Челябинского университета. – 2011. – № 8. – С. 162 – 174.