Адаптация и дезадаптация в педагогической психологии

Спасибо инвесторам из Азино 777

Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервносихических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие "Социализация" и "Социальная адаптация"

Социализация – это процесс и результат социального развития человека. Социализация непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.

Социализацию имеет смысл рассматривать как двусторонний процесс не только из-за диалектического единства усвоения и воспроизводства социального опыта, но также из-за единства стихийного и целенаправленного влияния на все процессы становления человека как субъекта общественных отношений.

Современная социализация обусловлена быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека.

К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность. Детство как первичный период социализации по сравнению с предшествующими эпохами значительно увеличилось. Современная социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.

Современные психологи выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию [23, 16].

На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направленно громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и др. людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности. Ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, практически не может быть обучен этому в последствии. Стадия адаптации в процессе социализации является важной, поскольку сенситивные периоды детства необратимы.

Социальная адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможность выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

  • адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
  • адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
  • изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Социальная адаптация представляетсобой:

  • постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды;
  • результат этого приспособления.

Социальная адаптация помогает человеку сблизить его цели, интересы, ценности с целями, интересами и ценностями той группы, в которой он находится, и войти в данную группу.

Проблему "адаптации" и "социальной адаптации" можно назвать часто исследуемой. Вообще вопросы адаптации личности интересуют большое количество психологов из различных областей науки. Первоначально проблематикой адаптации занимались естествоиспытатели. По мнению Ж.Б. Ламарка, "адаптация – это прямое приспособление организмов к среде". Ч. Дарвин считал, что эволюция организмов определяется не только изменчивостью, но и наследственностью, естественным и искусственным отбором. Он справедливо полагал, что адаптация бесконечна. Взгляды Ч. Дарвина легли в основу так называемого "адаптациогенеза", объясняющего эволюцию живой природы, что нашло отражение в теориях "дарвинизма", "теории отбора", "вероятностной теории адаптации". Сторонники организмоцентрического подхода показали, что адаптация является функцией не только организма, но и надындивидуальных образований (от популяции и вида до биогеоценозов и биосферы в целом). Представители популяционноцентрического подхода обосновали представление об онтогенетической и филогенетической адаптации. Они исходили из утверждения, что приспособительные возможности популяции гораздо шире, чем у любого отдельного организма. Несоответствие организма и требований социальной среды были показаны в концепциях "социальной адаптации" Р. Delore, "социальной инадаптации" E. Huant и A. Dussort, теории Г. Селье, который открыл общий адаптационный синдром.

Социальные законы, нормы и помогают, и мешают человеку в достижении адаптации. Адаптация – это и следование нормам, и отказ от них, это и рациональное поведение, ведущее к достижению индивидуальных целей, и иррациональное поведение, мешающее достижению цели, это и сотрудничество с социумом, и бунт против него. Р.К. Мертон ввел понятия "норма–патология", которые идентичны понятиям "адаптация–дезадаптация". С его точки зрения, адаптация выступает как процесс, противоположный социальному прогрессу, им полностью игнорируется роль личности в процессе адаптации. По существу, Р.К. Мертон понимал адаптацию как усвоение индивидом условий социальной среды, что соответствовало ламарковскому прямому приспособлению.

Намеченные различия в понимании адаптации попытался проанализировать Л.В. Корель. Он заключает: "Сущность социальной адаптации выражается многообразно и противоречиво, не разработана общая социологическая теория социальной адаптации, отсутствует общепризнанное социологическое определение, выделяется бесчисленное количество разновидностей адаптации, не определены единые критерии и показатели. Актуальность проблемы такова, что предпринимаются даже попытки создания новой отрасли социологического познания – социологии адаптаций, обосновывается своевременность и необходимость ее институализации".

В значительной степени преодоление понимания адаптации как пассивного процесса происходило под влиянием работ социальных психологов. А.Н. Леонтьев указывал, что личность как специфическое образование не может быть выведена из приспособительной деятельности, человеку требуется не равновесие, а борьба за какую-то цель. Таким образом, рассмотрение социальной адаптации с точки зрения гомеостатического подхода не позволяет объяснить ее природу как природу социально-исторического процесса. С. Д. Артемов отмечал, что характер приспособления может быть пассивным (вынужденное изменение личности) и социально активным (воспитание личности и ее формирование социальной средой). Он пишет: "Под адаптацией мы понимаем не просто приспособление личности к окружающей среде, но и активный процесс воспитания личности в социуме, процесс, в котором и личность, и социум играют активную роль". Указание на общественно-историческую и потребностно-личную детерминацию помогают понять природу адаптации Социальными психологами социальная адаптация выводится из специфики социальной активности и рассматривается в качестве специфического механизма социализации в онтогенезе личности, единицы субъект-объектных отношений.

Обладая сложной и многоуровневой структурой и функциями, адаптация способна привести как к глубоким изменениям в сознании и поведении субъекта, так и к внесению существенных корректив в инновационную среду. Адаптационный потенциал – возможности субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой – накоплением человеком такого потенциала в процессе деятельности по приспособлению к социальным условиям. С нашей точки зрения, представляется оправданной позиция исследователя П.С. Кузнецова, который под социальной адаптацией понимает целостный, непрерывный, динамичный, относительно устойчивый социальный процесс установления соответствия между совокупным уровнем активности на данный момент (перспективу) конкретной личности и наличным (перспективным) уровнем удовлетворения потребностей, определяющих ее непрерывное развитие. Он рассматривает социальную адаптацию как процесс установления соответствия. Во-первых, социальная адаптация – процесс социальный, так как адаптация человека всегда социальна, она и субъект и объект процесса. Во-вторых, количество способов соответствия велико: взаимодействие, вживление, усвоение, включение, приспособление, формирование. Чаще всего социальная адаптация – результат взаимодействия личности и среды. В-третьих, социальная адаптация определена как соответствие между уровнем приспособления и уровнем удовлетворения. Здесь понятийное ядро определения составляют имеющиеся потребности, которые удовлетворяются и затем формируют новые потребности более высокого уровня.

Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления его к изменившейся среде с помощью мероприятий по установлению соответствия своего поведения принятым в обществе правилам, нормам и ценностям или корректировки несоответствия такого поведения. Основным способом социальной адаптации ребенка является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, семейных и соседских отношений и т.д.), а также форм предметной деятельности.

Социальная дезадаптация

Шпак Л.Л. дает следующее определение социальной дезадаптации: "Социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

Социальная дезадаптация имеет четыре уровня, отражающих глубину дезадаптированности человека:

  1. нижний уровень – скрытый, латентный уровень проявления признаков дезадаптации
  2. "половинный" уровень – начинают проявляться дезадаптивные "пертурбации". Некоторые отклонения становятся возвратными: то возникают, обнаруживают себя, то исчезают, чтобы вновь появиться.
  3. устойчиво входящий – отражает глубину, достаточную для разрушения прежних адаптивных связей и механизмов.
  4. закрепившаяся дезадаптация – имеет очевидные признаки результативности.

Но есть иные взгляды на социальную дезадаптацию. Так, по мнению Н. Е. Яценко социальная дезадаптация – это "частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Такое утверждение верно лишь отчасти. Во-первых, полная дезадаптированность означает для человека полную деградацию или невозможность выживания в любой социальной среде. Но человек, как известно, способен на некоторое время приспособиться даже к экстремальным условиям существования. Во-вторых, способность к приспособлению развивается на базе природных возможностей человека, мера проявления этой способности зависит не только от состояния и масштабов социальной среды, но и от степени соответствия этой среды личному опыту человека, его индивидуализированным практикам сосуществования и взаимодействия с другими людьми.

Детскую дезадаптацию можно отнести к числу глобальных проблем, вызванных развитием индустриальной цивилизации. У детей социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, ценностной ориентации, социальных установок. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации детей. Социальная дезадаптация детей дошкольного возраста как правило выражается в неумении осуществлять присущие возрасту формы деятельности, причем это является результатом либо несформированности таких умений, либо их разложения под действием ряда факторов.