Вертикальная интеграция как фактор повышения конкурентоспособности предприятий.
Вертикальная интеграция как фактор повышения конкурентоспособности предприятий
- Экономическая стратегия предпринимательства
- Оптовая торговля и товароснабжение
- Коммерческая деятельность производственного предприятия
- Организация и анализ автотранспортного предприятия
- Организация оплаты труда на предприятии и ее эффективность
- Формирование ассортимента предприятия розничной торговли и пути его совершенствования
- Разработка плана производства наукоемкой продукции
Вертикально-интегрированные группы объединяют предприятия, выполняющие последовательные стадии производства и сбыта продукции. Сегодня вертикально интегрированные структуры задают вектор развития экономики и являются одной из основ поддержания стабильности производства в ряде развитых и развивающихся стран. Вертикальная интеграция может способствовать снижению издержек производства (например, снижению транзакционных издержек, связанных с рыночной координацией фирм, риском оппортунизма, асимметричной информацией), создавая тем самым возможность усиления конкурентных позиций предприятия.
Аккумулирование возможностей финансового, торгового, интеллектуального капитала и рост производственной эффективности за счет углубления вертикальной интеграции может способствовать активизации инвестиционной деятельности, создавая условия и стимулы для инноваций и модернизации экономики. Кроме того, объединение последовательных стадий единой технологической цепи и установление контроля одной компании над ними, может стимулировать инновационно-технологический трансфер, обмен стратегической информацией между звеньями технологической цепочки и, как следствие, способствовать повышению эффективности инноваций.
В силу всех этих преимуществ, получаемых предприятиями за счет функционирования в составе вертикально интегрированных структур, вертикальная интеграция часто рассматривается исследователями и полиси-мейкерами как один из способов усиления конкурентных позиций предприятий. Например, в ряде аналитических докладов и записок, рассматривающих различные аспекты развития экономики России, углубление процессов вертикальной и горизонтальной интеграции предлагается в качестве одной из основных политических рекомендаций для повышения конкурентоспособности предприятий.
Однако наряду с указанными преимуществами, вертикальная интеграция может иметь ряд отрицательных последствий. В частности, вертикальное объединение предприятий может привести к снижению производственной гибкости компаний, ограничению свободы выбора поставщиков, снижению скорости адаптации компании к изменению технологии производства. Поэтому, однозначного ответа на вопрос о том, способствует ли углубление вертикальной интеграции усилению конкурентных позиций предприятий, нет. При этом, до сих пор не было проведено исчерпывающих исследований, оценивающих эффективность вертикальной интеграции как фактора повышения конкурентоспособности предприятий в России, что обусловливает необходимость разработки методологического аппарата и проведения комплексного анализа эффективности вертикальной интеграции для усиления конкурентных позиций предприятий. Эффект от вертикальной интеграции может варьироваться в зависимости от отраслевой специфики производства.
Сущность конкурентоспособности как категории экономической теории
Конкуренция – (с латинского concurrere – сталкиваться) это цивилизованная и легализованная форма борьбы субъектов рынка, за наилучшие условия производства и сбыта своей продукции, с целью получения прибыли.
Конкурентоспособность – это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях: товара, товаропроизводителя (или фирмы), отрасли, регионов и стран. Между всеми этими уровнями конкурентоспособности существует тесная внутренняя и внешняя зависимость. Товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов. Среди них первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий. Синтетическим показателем, который объединяет конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризует положение страны на мировом рынке, является показатель конкурентоспособности стран. В самом общем виде страновую конкурентоспособность можно определить, как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан.
Основная предпосылка конкурентоспособности предприятий – производство и реализация конкурентоспособных товаров, однако для реализации данной предпосылки необходима эффективная организация работы на рынке, т. е. под конкурентоспособностью понимается "текущее положение предприятия на рынке, в первую очередь, доля рынка и тенденция ее изменения". Во многих работах конкурентоспособность предприятия – это "способность осуществлять прибыльную деятельность в условиях конкурентного рынка".
Национальная конкурентоспособность является главным показателем, отражающим состояние экономики страны и перспективы ее экономического развития. В современных условиях ускоренного развития научно-технической революции и крупномасштабного трансграничного перемещения капитала, глобализации рынков и производства конкурентоспособность товаров, предприятий и стран все в большей степени определяется способностью национальной экономики генерировать и внедрять новые технологии.
Конкурентоспособность как экономическая категория выражает функциональный результат использования множества факторов действия конкуренции на различных уровнях и сегментах рынка.
Рассмотрим особенности трактовки конкурентоспособность на нескольких уровнях:
- конкурентоспособность страны;
- конкурентоспособность региона (отрасли);
- конкурентоспособность предприятия;
- конкурентоспособность товара.
Между понятиями конкурентоспособности на различных уровнях существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.
С одной стороны, страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособные товары.
Но с другой стороны, выпуск конкурентоспособной продукции может осуществляться в условиях, созданных для товаропроизводителей в отрасли и в стране в целом.
Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность и самого предприятия, его финансово-экономическое состояние и репутацию. Но это возможно только в том случае, если в структуре реализованной продукции на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и значительная часть прибыли.
В своей работе "Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление" Фатхутдинов Р. А. [16] определил конкурентоспособность всех уровней как внешние факторы конкурентных преимуществ товара. По его мнению, с увеличением конкурентоспособности на уровне страны, отрасли, региона, организации, выпускаемой товар, улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара.
Можно предположить, что все уровни конкурентоспособности имеют двустороннюю связь (рис.1.). То есть конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.
Рис. 1. Схема взаимосвязи конкурентоспособности на различных уровнях
Однако не всегда повышение конкурентоспособности объектов одного уровня способствует повышению конкурентоспособности объектов другого. Например, производство конкурентоспособной продукции может быть ресурсоемким и высоко затратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате снижает конкурентоспособность производителя.
Национальная конкурентоспособность, с точки зрения Майкла Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция – это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли – непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории – все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.
Процесс, благодаря которому растет производительность и экономики создает боле эффективные рабочие места, обеспечивается за счет ряда инструментов, которые также служат промежуточными показателями конкурентоспособности. Благодаря экспорту государство может развивать свою наиболее эффективную деятельность до уровня, выходящего за пределы спроса местного рынка. За счет импорта страна получает доступ к товарам, которые ей не удается продуктивно производить, к иностранным технологиям, как основной капитал, и усиливает соперничество на внутренних рынках. Внутренние инвестиции чрезвычайно важны для повышения уровня производительности компаний и инфраструктуры. Поступающие прямые иностранные инвестиции приносят дополнительные капитал, а также технологии, навыки, руководство, доступ к рынкам и конкурентное давление. Инвестирование за рубеж способствуют росту местных компаний на международном уровне, одновременно с изучением внешних возможностей. Инновационный продукт способствует росту производительности.
Таблица 1. Показатели и инструменты реализации конкурентоспособности
Производительность | |||||
Внутренние инвестиции |
Экспорт |
Импорт |
Поступающие прямые иностранные инвестиции |
Выбывающие прямые иностранные инвестиции |
Отечественные инновации |
Конкурентная среда |
Каждый из этих инструментов в свою очередь зависит от исходной конкурентоспособности. Инвесторы не будут инвестировать, если государство не сделает привлекательное ценное предложение в сравнении с, например, местным уровнем оплаты труда. В то же время рост экспорта не возможен, качество продукта невысоко, а производство неэффективно. Кроме того, если экспорт, инвестиции или уровень патентования являются следствием прямых субсидий, они не вносят существенного вклада в повышение производительности и на практике могут подорвать ее.
Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция – это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли – непрерывный процесс. Конкурентоспособность отрасли национального хозяйства связанна с экономическим значением страны на мировом уровне. Для конкурентоспособности страны важно также благосостояние наций Главной экономической целью нации является повышение стабильного уровня жизни населения страны. Именно уровень жизни, а не абсолютный размер экономики, объем золотовалютных запасов или торговый баланс, является истинной целью. Уровень жизни должен оцениваться для населения в целом, а не по отдельным гражданам, а повышение уровня жизни должно быть доступно всем группам населения.
Концепция вертикальной интеграции
Переход отечественной промышленности к рыночным условиям хозяйствования в значительной степени осложнил проблему экономического функционирования предприятий, способствовал созданию и развитию различных форм хозяйственных объединений. Основными предпосылками для создания таких объединений в России являются:
- необходимость восстановления хозяйственных связей между предприятиями;
- способность крупных хозяйственных объединений сосредотачивать крупные денежные средства и проводить техническое перевооружение и реконструкцию производств;
- стремление предприятий и хозяйственных объединений обеспечивать себе надежную сырьевую базу и сбыт продукции.
По экономическому содержанию новые хозяйственные объединения представляют собой организации, консолидировавшие материальные, финансовые и прочие ресурсы предприятий с целью увеличения объемов производства и повышения эффективности их деятельности.
Говоря о структуре преобразований в отечественной химической и нефтехимической промышленности, следует особо подчеркнуть роль в решении этой проблемы таких форм объединения материальных и финансовых ресурсов, как интеграция.
Под интеграцией понимается объединение самостоятельных предприятий, углубление их взаимодействия и развития связей между ними. Интеграция возможна как на уровне национальных хозяйств, так и на уровне предприятий, фирм, компаний и корпораций. Она проявляется в расширении и углублении производственно – технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, а также в создании друг другу благоприятных условий экономической деятельности.
Существует два вида интеграции: вертикальная и горизонтальная.
Горизонтальная интеграция – взятие под контроль или поглощение фирмы, находящейся в той же отрасли промышленности и на той же ступени производства что и поглощающая фирма.
Плюсы горизонтальной интеграции:
- снижение издержек за счет выбрасывания дублирующих процессов;
- снижение издержек за счет эффекта массовости;
- снижение издержек за счет обмена опытом;
- снижение издержек за счет уменьшение конкуренции.
Минусы горизонтальной интеграции:
- снижение уровня диверсификации;
- недовольство коллектива при изменении организационной структуры предприятия;
- длительность интеграционных процессов.
Из этого видно, что горизонтальная интеграция позволяет экономить в среднесрочной перспективе, а в краткосрочной способна привести к некоторому спаду производства Вертикальная интеграция – процесс слияния стадий производства, который способствует снижению транзакционных издержек и ускорению всего процесса производства.
Плюсы вертикальной интеграции:
- увеличение скорости производства товара за счет оптимизации внутренний процессов ранее разных предприятий;
- сокращение издержек на производство продукции;
- уменьшение зависимости от внешней среды.
Минусы вертикальной интеграции:
- вхождение в новый рынок;
- увеличение зависимости от внешней среды;
- уменьшение гибкости.
Таким образом если рынок сбыта растет и на нем господствуют бычьи (восходящие) тенденции, то вертикальная интеграция дает выигрыш.
Вертикально интегрированной называется фирма, включающая более одной стадии производства конечной продукции, в противоположность не интегрированной фирме, приобретающей сырье и материалы для производства товара на свободном рынке. Однако и не интегрированная фирма может заключать долгосрочные контракты со своими поставщиками и покупателями, в которых помимо цен оговариваются вопросы особых условий поставки, особых условий реализации произведенной продукции, нормативов запасов, минимальной и максимальной цены перепродажи и так далее. Такие контракты называются вертикальными ограничениями.
Вертикальная интеграция заключается в том, что компания предпочитает создавать необходимые элементы производственного цикла (товары, услуги) самостоятельно, внутри компании, вместо того, чтобы покупать их на рынке. Вертикальная интеграция предполагает объединение в рамках одной компании производство исходных компонентов производственного цикла, их переработку, распределение, продажу конечного продукта и другие мероприятия. Вертикальная интеграция предполагает в большей мере использование и генерирование внутренних, чем внешних связей компании.
Существует два основных типа вертикальной интеграции:
- вертикальная интеграция "вперед" или "вверх" (прямая интеграция с точки зрения направления технологического потока), когда сырьевые отрасли интегрируются в перерабатывающие отрасли и маркетинг (или – шире – интеграция более низкой стадии технологического передела с более высокой);
- вертикальная интеграция "назад" или "вниз" (обратная интеграция с точки зрения направления технологического потока), когда перерабатывающие отрасли интегрируются в сырьевые (или – шире – интеграция более высокой стадии технологического передела с более низкой).
Из приведенной классификации видно, что понятие вертикальной интеграции "вперед" или "назад" достаточно условно и зависит скорее от точки зрения наблюдателя и компании, которая инициирует этот процесс.
Издержки Вертикальной Интеграции:
- отказ от разделения труда и специализации может снизить эффективность производства и привести к росту издержек на единицу продукции. Поэтому может оказаться, что издержки самостоятельного производства для фирмы окажется выше, чем цена, по которой данный товар можно было бы купить на рынке;
- усложнение процесса управления вместе с увеличением масштаба фирмы, т.е. рост издержек на управление;
- слияние и/или поглощение сопряжены со значительными расходами (как явными, так и неявными) на совершение такого рода сделок;
- создает барьеры входа на рынок и монопольную власть фирм-продавцов;
- вертикальная интеграция, объединяющая поставщиков промежуточной и производителей конечной продукции на любом этапе технологической цепочки снижает фактическую и потенциальную конкуренцию на рынках как промежуточной, так и конечной продукции. На рынках промежуточной продукции доступ новых покупателей ограничен невозможностью заключения контрактов с фирмами, включенными в вертикально интегрированную структуру, или неблагоприятными условиями этих контрактов. Если вертикально интегрированные фирмы объединяют только часть поставщиков промежуточной продукции, повышается монопольная (монопсоническая) власть не вовлеченных в объединение фирм. На рынках конечной продукции вертикально интегрированная фирма обладает преимуществом в издержках, позволяющим повысить монопольную власть.
Учитывая перечисленные издержки вертикальной интеграции, ее целесообразность должна быть обусловлена серьезными соображениями.
Выгоды от Вертикальной Интеграции:
- вертикальная интеграция снижает трансакционные издержки. Экономия на трансакционных издержках (по О.Уильямсону) бывает пяти видов:
- которые возникают при заключении договоров ( вполне определенный и небольшой выигрыш);
- которые возникают при производстве продуктов, спрос на которые в будущем полностью не определен: снижается риск инвестиционных программ поставщика промежуточной продукции;
- снижается также риск безответственности поведения со стороны одной из сторон контракта, что особенно актуально в случае неопределенности относительно технологии и издержек производства конечной продукции;
- при использовании фирмой специализированных активов (рынок специализированных активов не может быть конкурентным);
- при асимметрии информации о качестве поставляемого оборудования и промежуточной продукции.
Итогом вышесказанному следует, что под вертикальной интеграцией понимают объединение на финансово-экономической основе различных технологически взаимосвязанных производств. Вертикальная интеграция состоит в объединении друг с другом технологически обособленных стадий производства и предполагает переход под контроль корпорации ранних стадий производственного процесса, когда интегрируются ресурсы и/или поздних стадий, когда обеспечивается эффект масштаба производства.
Повышение конкурентоспособности за счет вертикальной интеграции
Вертикальная интеграция обычно эффективна в отраслях с непрерывным характером производственного процесса (химической, нефтегазовой и нефтехимической, металлургической, целлюлозно-бумажной, резинотехнической и производстве пластмасс). В силу высокой степени взаимосвязанности стадий производственного процесса, в таких отраслях высоки издержки, связанные с разделением технологической цепочки. Поэтому, вертикальная интеграция в отраслях с непрерывным характером производственного процесса может быть использована для повышения эффективности производства, снижения себестоимости и повышения конкурентоспособности конечного продукта.
Углубление вертикальной интеграции и объединение в рамках одного предприятия ряда последовательных этапов производственного процесса в дискретных высокотехнологичных отраслях (например, производство электронного и оптического оборудования) может быть неэффективным с точки зрения повышения конкурентоспособности предприятий. По результатам эмпирического анализа, для предприятий стран Западной и Восточной Европы эффективной является специализация на производстве отдельных (в основном, относительно менее сложных) компонентов высокотехнологичной продукции (как, например, LCD-мониторов для компьютеров и телевизоров). Объединение в рамках одного предприятия нескольких последовательных стадий производства высокотехнологичной продукции в Западной и Восточной Европе может быть сопряжено с высокими издержками, которые могут превысить выгоды от углубления вертикальной интеграции. Возможной причиной является то, что практически каждый из этапов производственного процесса в высокотехнологичных отраслях является сложным производством, налаживание которого требует наличия специфичных ресурсов (например, инженеров с соответствующим опытом работы и квалификацией), соответствующей инфраструктуры, постоянного обновления оборудования и больших вложений в сферу исследований и разработок и, поэтому, сопряжено с высокими денежными и временными затратами.
Кроме того, в высокотехнологичных отраслях большое значение имеет производственная гибкость и способность быстро адаптироваться к изменениям технологии. Углубление вертикальной интеграции может привести к ограничению производственной гибкости и снижению скорости адаптирования к смене технологии производства и, соответственно, оказать неблагоприятное влияние на повышение конкурентоспособности предприятий.
Развитие нефтяного бизнеса на Западе с самого начала пошло по пути вертикальной интеграции. Крупнейшие нефтяные компании – Standard Oil, Gulf, Техасе, Shell и другие установили контроль за всеми сферами нефтяного дела в национальном, а затем и международном масштабе. Такого же подхода придерживались и многие небольшие предприятия-аутсайдеры, хотя они и оперировали на ограниченных территориях.
Поэтому в 70-х годах сначала для самообеспечения нефтепродуктами, а затем и с целью выхода с ними на внешние рынки Саудовская Аравия – крупнейшая нефтяная держава мира – и многие другие страны-производители приступили к строительству нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. В 80-е годы они разнообразили свою политику, приобретая материальные и финансовые активы нефтеперерабатывающих производств и сбытовых компаний на территории стран-потребителей нефти – в Северной Америке и Западной Европе.
В данном случае процесс вертикальной интеграции развивался в направлении от разведки и добычи нефти к сферам ее переработки и маркетинга продукции. Важнейшими предпосылками такого процесса можно считать стремление овладеть рынками конечного спроса и конкуренцию в сфере нефтедобычи в условиях достаточно насыщенного рынка и снижающейся эффективности инвестиций в освоение новых нефтяных ресурсов.
В другом направлении шла интеграция в нефтяных компаниях стран Западной Европы исключая British Petroleum и Shell, давно входящих в число крупнейших международных компаний. Так, во Франции и Италии сформировавшийся еще в 50-е годы мощный государственный сектор в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности находился в сильной зависимости от поставок со стороны крупнейших нефтяных компаний мира. Используя конкурентные противоречия между транснациональными нефтяными корпорациями и правительствами нефтедобывающих стран, прежде всего в Северной Африке, европейские государственные и частные компании сумели вклиниться в сферу нефтедобычи на более приемлемых для стран-собственников ресурсов концессионных условиях. Иными словами, основным движителем данного интеграционного процесса было стремление к преодолению зависимости от поставок сырья. В результате этого сложились крупные нефтяные компании, такие как французская Total и итальянская ENI, входящие ныне в двадцатку лидеров.
Анализируя опыт создания вертикально-интегрированных нефтяных компаний в странах Запада, среди важнейших предпосылок вертикальной интеграции следует отметить следующие:
- стремление нефтяных компаний к контролю над рынками сбыта конечной продукции – сначала нефтепродуктов, а затем и нефтехимикатов;
- обусловленная природными, технологическими и экономическими факторами необходимость создания эффективно управляемой организации производства и сбыта;
- возможность экономии на масштабах производства. Концентрация капитала и производства, наличие единой инфраструктуры, возможности маневра (капиталом, мощностями, потоками сырья и продукции) способствуют сокращению удельных затрат в производстве и приводят к приросту сбытовой деятельности, росту массы и нормы прибыли;
- обеспечение в рамках вертикально интегрированных структур контролируемых источников сырьевого обеспечения;
- международный характер нефтяного бизнеса и его теснейшая связь с мировой и национальной политикой.
В целом в нефтяном бизнесе, во многом вследствие процессов вертикальной интеграции, имеет место чрезвычайно сложное переплетение экономических и политических интересов. Сама вертикальная интеграция, в том числе опирающаяся на систему финансового участия и совместного владения, приобрела многоступенчатый характер, адекватный условиям современной рыночной экономики.
В дискретных отраслях, которые не относятся к высокотехнологичным (например, текстильно-швейная, пищевая отрасли) результаты эмпирического анализа на примере стран Западной и Восточной Европы свидетельствуют об эффективности вертикальной интеграции как фактора улучшения показателей деятельности предприятий. Полученные результаты могут быть обусловлены спецификой производственного процесса в этих отраслях: в частности, адаптировать имеющиеся в стране инфраструктуру и ресурсы для освоения и налаживания производства на всех этапах производственного процесса в этих отраслях обычно легче, чем в высокотехнологичных. Поэтому, в таких отраслях вертикальная интеграция может быть более эффективна (по сравнению с высокотехнологичными отраслями) за счет того, что издержки размещения всех стадий производственного процесса в рамках одного предприятия не превышают выгоды от углубления вертикальной интеграции.
Более того, ряд специфических характеристик производственного процесса в этих отраслях также способствует достижению положительного эффекта от углубления вертикальной интеграции (например, большое значение, которое имеет быстрый обмен информацией между звеньями технологической цепи в текстильно-швейной отрасли, где предпочтения потребителей меняются очень быстро).
В заключение стоит отметить, что по результатам анализа на примере стран в Западной и Восточной Европе, большинство крупных вертикально-интегрированных предприятий в таких отраслях поставляют часть произведенной продукции на экспорт. С одной стороны, углубление вертикальной интеграции и повышение концентрации капитала может стимулировать инвестирование средств в обновление основных фондов предприятия, создание бренда, узнаваемого на зарубежных рынках и, как следствие, может быть необходимым для выхода предприятия на внешние рынки. С другой стороны, конкуренция на внешнем рынке может создавать стимулы для повышения эффективности деятельности предприятий.
Литература
1. Аганбегян А.Г. Победы и поражения на нефтегазовом фронте // ЭКО. – 2011. – № 9.
2. Афанасьев В. Финансирование инноваций в нефтегазовом секторе / В.Афанасьев, М.Кузнецов // Экономист. – 2011. – № 6.
3. Богомолова И. Повышение конкурентоспособности бренда // Маркетинг. – 2010. – № 4.
4. Богомяков Г.П. Дело века // ЭКО. – 2011. – № 9.
5. Бозо Н.В. Нефтегазовая "монополька" в России // ЭКО. – 2011. – № 10.
6. Гильмундинов В.М. Анализ структурных изменений в экономике России в условиях межотраслевой конкуренции // ЭКО. – 2010. – № 11.
7. Голикова Ю.А. Транснациональные корпорации: определение сущности и характеристика деятельности в современных условиях // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. – 2010. – Т.10, вып.4.
8. Гунина Е.Н. Трансформация подходов к оценке эффективности деятельности корпораций в условиях постиндустриальной экономики // Соц.-гуман. знания. – 2010. – № 5.
9. Данилин В.И. Операционное и финансовое планирование в корпорации: Методы и модели. – М.: Наука, 2006.
10. Дмитриев О.Б. Корпоративные образования в современной экономике // Микроэкономика. – 2010. – № 1.
11. Дмитриева Г.С. Инновационная направленность проектов нефтяной отрасли ТЭК // Инновации. – 2010. – № 9.
12. Дмитриевский А.Н. Фундаментальный базис инновационного развития нефтяной и газовой промышленности в России // Вестн. Рос. акад. наук. – 2010. – Т.80, № 1.
13. Дохолян С.В. Региональные интегрированные корпоративные структуры. – М.: Наука, 2008.
14. Егорова М. Государственные и частные нефтегазовые корпорации: особенности корпоративного управления // Пробл. теории и практики управл. – 2011. – № 3.
15. Егорова М. Государственные и частные нефтегазовые корпорации: особенности корпоративного управления // Пробл. теории и практики управл. – 2011. – № 3.
16. Илышев А.М. Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике России. – М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2010.
17. Качалин В.В. Культура конкуренции // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2011. – № 7.
18. Кизим А.А. Основные тенденции глобализации мировой экономики под воздействием транснациональных корпораций в условиях кризиса // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 22.
19. Козеняшева М.М. Проблемы структурной перестройки нефтеперерабатывающей промышленности РФ // Микроэкономика. – 2010. – № 6.
20. Кондратьев В. Минерально-сырьевые ресурсы как фактор глобальной конкурентоспособности // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2010. – № 6.
21. Конкурентоспособность и стратегические направления развития региона / под ред. Новоселова А.С. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008.
22. Коржубаев А.Г. Инновационное развитие нефтегазового комплекса России: проблемы, условия, перспективы // Минерал. ресурсы России: экономика и управл. – 2011. – № 2.
23. Коржубаев А.Г. Перспективы развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока // Регион: экономика и социология. – 2011. – № 2.
24. Коржубаев А.Г. Современное состояние нефтеперерабатывающей промышленности России // Минерал. ресурсы России: экономика и управл. – 2011. – № 4.
25. Коржубаев А.Г. Современные тенденции развития нефтеперерабатывающей промышленности в России // Эколог. вестник России. – 2011. – № 8.
26. Кормишкина Л.А. Конкурентоспособный тип воспроизводства в национальной экономике: объективная необходимость и методология формирования // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 32.
27. Костюков В. Российская нефтяная отрасль: 10 мифов // Финанс. – 2011. – № 20.
28. Котлярова И. Сотрудничество с конкурентами – путь к рыночному успеху // Маркетинг. – 2011. – № 3.
29. Красильников С. Принципы эффективного управления холдингом // Пробл. теории и практики управл. – 2010. – № 10.
30. Крюков В. Оценка параметров развития российского нефтегазового сектора // Вопросы экономики. – 2010. – № 7.
31. Кузаев А. Разработка модели конкурентоспособности для нефтегазовых предприятий на основе концентрации капитала // Аспирант и соискатель. – 2010. – № 5.
32. Левинбук М.И. Тенденции развития нефтеперерабатывающей промышленности и перспективы развития ТЭК России // Экол. вестник России. – 2010. – № 4.
33. Мигин С. Оценка соответствия в техническом регулировании: особенности рынка и влияние на конкурентоспособность российских предприятий // Вопросы экономики. – 2009. – № 11.
34. Михайлов Д. Эффективное корпоративное управление // Экон. стратегии. – 2011. – № 3.
35. Могилевский С.Д. Корпорации в России: Правовой статус и основы деятельности. – М.: Дело, 2006.
36. Мокроусов С. Нефтегазовый комплекс: вектор модернизации // Охрана труда и соц. страхование. – 2011. – № 3.
37. Морозов В. Формирование конкурентных преимуществ в отрасли // Маркетинг. – 2011. – № 5.
38. Незамайкин В.М. Управление структурой капитала корпорации // Микроэкономика. – 2011. – № 1.
39. Оборский В. Инновационная корпорация: формирование стратегии управления // Пробл. теории и практики управл. – 2010. – № 7.
40. Опыт конкуренции в России: Причины успехов и неудач / авт. проекта Юданов А.Ю. – М.: ИНТРАСТ: КНОРУС, 2007.
41. Отраслевые корпорации и региональный бизнес: интеграция интересов / Леонтьев Р.Г., Веретенников Н.П., Адаменя А.И., Орлов А.Л. – М.: ВИНИТИ, 2009.
42. Пахомов А.А. Конкурентоспособность российской экономики и отечественных компаний в глобальном измерении: внешнеэкономический аспект // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. – 2011. – № 2.
43. Плетнев Д.А. Корпорация как способ организации материального производства // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. – 2011. – № 6.
44. Портер М.Е. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
45. Потенко Д.Л. Методы оценки стоимости бизнеса в процессе конкурентной борьбы компаний // Микроэкономика. – 2011. – № 3.
46. Проблемы формирования российской инновационной системы и развития конкурентоспособности предприятий / под ред. Титова В.В. – Новосибирск: ИЭОПП, 2009.
47. Российская промышленность на этапе роста: факторы конкурентоспособности фирм / под ред. Гончар К.Р., Кузнецова Б.В. – М.: Вершина, 2008.
48. Рудаков М.Н. Особенности конкуренции в области атомной энергетики // Микроэкономика. – 2011. – № 3.
49. Рудаков М.Н. Особенности конкуренции на рынке информационных технологий // Микроэкономика. – 2011. – № 4.
50. Современные проблемы развития нефтяного сектора России / подготовил И.И.Ларин // Энергия: экономика, техника, экология. – 2011. – № 8.
51. Соколов В. Проблема стратегического эффекта в международной конкуренции // Вопросы экономики. – 2011. – № 5.
52. Соломенникова Е.А. Проблемы исследования конкурентоспособности предприятия // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. – 2010. – Т.10, вып.4.
53. Титов В.В. Оптимизация управления промышленной корпорацией: Вопросы методологии и моделирования. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007.
54. Токарев А.Н. Нефтесервис в России: в поисках эффективной структуры // ЭКО. – 2010. – № 4.
55. Третьякова Е. Оценка системы корпоративного управления: методика анализа // Пробл. теории и практики управл. – 2010. – № 1.
56. Тычинская Т.А. Особенности корпоративного управления в нефтегазовых холдингах // Микроэкономика. – 2010. – № 1.
57. Филиппов В.А. Аналитические центры и транснациональные корпорации. – М.: URSS, 2008.
58. Черезов А.В. Корпорации. Корпоративное управление. – М.: Экономика, 2006.
59. Шаров В. Совет директоров: оценка эффективности работы // Пробл. теории и практики управл. – 2011. – № 11.