Совершенствование управления оборотными средствами предприятия.
Совершенствование управления оборотными средствами предприятия
Сущность и структура оборотных средств предприятия
Основными составляющими производственной деятельности предприятия, ее функциональным капиталом является взаимосвязь производственных средств, которые функционируют в основных средствах и оборотных средств, которые определяются наличием денежных ресурсов и возможностью их обращения [6, c.56].
Оборотные средства – это денежные средства, которые направлены на развитие производственных средств и средств обращения, необходимых для осуществления производственной деятельности.
Для производственных предприятий оборотные средства позволяют обеспечить непрерывность и ритмичность технологического процесса за счет обновления производственных ресурсов и наращивания трудового потенциала.
Особенностью оборотных средств является обращение в течение одного производственного цикла, что позволяет обеспечить непрерывность производственного процесса [27].
Оборотные средства являются началом кругооборота, которые с течением времени в результате совершения производственного процесса переходят из сферы обращения в сферу производства.
Проблемы увеличения оборачиваемости оборотных активов постоянно дискуссируются различными исследователями, поскольку они являются частью интересов основных участников рыночной системы от самой крупной промышленной компании до частного лица.
Поэтому с учетом современных тенденций развития и оптимизации основных бизнес-процессов предприятий, развития информационных технологий для увеличения оборотов оборотных активов система управления предприятием постоянно совершенствуется, расширяется, что создает больше возможностей и усиливает взаимосвязь между участниками рыночной системы [15, c. 86].
В настоящее время понятие "оборотные активы" имеет различные теоретические аспекты.
С одной стороны под оборотными активами рассматривают источники погашения краткосрочных и долгосрочных обязательств, с другой стороны они выступают источником накопления собственного капитала в кредитных организациях.
С юридической точки зрения, "оборотные активы" рассматриваются как система правовых отношений между различными субъектами хозяйствования, с целью обеспечения и функционирования текущей деятельности.
Рассматривая понятие и содержание оборотных активов, Ковалев В.В. [12, c. 112] указывает, что оборотные активы являются способом регулирования долгосрочных обязательств на основании имеющихся запасов и денежных средств на счетах предприятия.
С точки зрения денежно-кредитной системы рассматривает оборотные активы Масленникова Н. П. [20, c. 56], указывая, что оборотные активы средства представляются в данной системе в виде расчетов, которые совершаются за счет фиксирования записей на счетах плательщиков и получателей денежных средств.
Такая формулировка к определению понятия "оборотные активы" позволяет рассматривать их как экономическую категорию предполагающую обращение денежных средств, а расчеты в этой категории являются процессом подсчетов денежных обязательств.
Товарное обращение является результатом оборота денежных средств в производственном процессе направленным на получение прибыли через реализацию полученных товаров.
От постоянного обращения оборотных средств зависит наращивание функционального капитала на каждой стадии этого кругооборота, как это показано на рис.1 [7, c.102].
Рис. 1. Кругооборот постоянного обращения оборотных средств
Как видно из рисунка 1, вторая стадия направлена на развитие производственного процесса за счет приобретения материальных ценностей, основных средств, наращивания трудовых ресурсов.
На данной стадии особое значение уделяется качеству производимой продукции, которое достигается за счет использования современных технологий, инновационных методов в процессе производства и получения готовой продукции.
После получения предприятием оптимальной суммы прибыли, которая может покрыть расходы на производственную деятельность для получения товарной продукции, начинается новый оборот капитала, в процессе которого предприятие постоянно совершенствуется согласно поставленной стратегии развития и увеличения уровня конкурентоспособности.
В различных отраслях народного хозяйства соотношение оборотных средств находящихся в сфере производства и сфере обращения зависит от особенностей организации производственного процесса, логистики и реализации продукции. Для эффективности и обеспечения непрерывности производственного процесса необходимо достигать оптимального соотношения использования оборотных средств за счет использования рациональных форм расчетов [28].
Порядок формирования источников оборотных средств на предприятиях зависит от формы собственности, которая находится в основе функционирования предприятия, специфики организационной структуры.
Источники формирования собственных оборотных активов государственных предприятий при их организации определяются вышестоящей организацией. К оборотным средствам относятся средства бюджета, средства структурных подразделений входящих в государственное предприятие.
При коллективной форме собственности оборотные средства формируются за счет денежных и материальных взносов учредителей, взносов других организаций или физических лиц.
Структура оборотных средств включает нормируемые и ненормируемые оборотные средства [29].
К нормируемым оборотным средствам относятся средства в запасах, которые включают предметы труда и орудия труда и средства производства, которые включают незаконченную продукцию и расходы будущих периодов, а также готовую продукцию на складе.
К ненормируемым оборотным средствам относят денежные средства и дебиторскую задолженность.
Для определения обеспечения необходимой ликвидности оборотных средств определяется удельный вес оборотных активов в общем объеме финансовых средств, что позволяет выявить основные направления улучшения финансового состояния предприятия за счет оптимизации оборотных средств.
Структура оборотных средств, приведена на рис.2 [9, c.52].
Рис. 2. Структура оборотных средств
Производственные средства, которые используются в каждом цикле производства для изготовления продукции, относятся к оборотным производственным средствам. Такие элементы оборотных производственных средств как малоценные и быстроизнашивающееся активы, которые находятся в качестве складских запасов, а также предметы труда, которые в процессе производства изнашиваются, являются вещественными элементами оборотных средств, при этом новая потребительская стоимость возникает в виде полученной из них продукции.
Часть оборотных средств, которая вложена в материальные ресурсы, но еще не используется в процессе производства, называется производственными запасами [10, c.113].
Средства труда, которые относятся к основным фондам, участвуют в производственном процессе постоянно, не теряя своей материально-вещественной формы, называются малоценными и быстроизнашивающимися предметами.
Незаконченная продукция в денежном выражении, а также предметы труда, которые находятся на различных стадиях процесса производства, относятся к незавершенному производству. Производственные запасы, которые используются на первых стадиях цикла производства, также относят к незавершенному производству.
Расходы будущих периодов являются невещественным элементом оборотных производственных средств, которые включают расходы на подготовку и освоение производства, инноваций для совершенствования производства в будущем.
Фонды обращения – это денежные средства, которые возвращаются предприятию после совершения каждого цикла производственного процесса, но не участвующие в процессе производствах [15, c.115].
Основную часть фондов обращения составляют товары, которые получены в результате производства, но еще не оплачены покупателем. Вторую часть фондов обращения составляют денежные средства, которые находятся либо на счетах в банке, либо в кассе и дебиторская задолженность.
Состав и структура источников формирования оборотных активов не является постоянной величиной. Они зависят от состояния экономики предприятий, особенностей формирования запасов и затрат и могут изменяться со временем.
Однако увеличение доли собственных активов и уменьшение доли кредитов банка в источниках формирования оборотных активов повышает эффективность их использования и уровень рентабельности предприятия.
Особенности управления оборотными средствами предприятия
Управление оборотными активами направлено на обеспечение прибыльности, эффективности предприятия за счет использования оборотных средств [11, c.42].
Размер оборотных средств определяется оптимальными размерами запасов и предметов труда необходимостью средств направленных на производства и реализации продукции с выполнением расчетов.
Для рационального управления оборотными средствами, в финансовом менеджменте их классифицируют:
- по характеру финансовых источников формирования (валовые, чистые и собственные оборотные средства);
- по видам (производственные запасы, запасы готовой продукции и дебиторская задолженность);
- по характеру участия в операционном процессе (оборотные активы, которые обслуживают производственный процесс, и оборотные активы которые обслуживают финансовый цикл предприятия);
- по периоду функционирования (постоянная и переменная часть оборотных средств).
Для оборотных средств характерна высокая степень структурной трансформации, приспособляемость к изменениям конъюнктуры товарного и финансового рынков, высокая ликвидность и легкость управления в принятии управленческих решений.
С точки зрения финансового менеджмента оборотные средства имеют следующие положительные особенности, приведенные на рис.3 [13, c.7].
Рис. 3. Положительные особенности оборотных активов
Однако, имея положительные стороны, которые отображены на рисунке 3, в управлении оборотными средствами на предприятии имеются трудности [30]:
- часть оборотных активов подвержена потере стоимости в процессе инфляции, поскольку выражена в денежных средствах и дебиторской задолженности;
- наличие излишних запасов, свободных оборотных средств, исключая денежные средства, которые могут быть использованы в инвестиционных вложениях, не направлены на повышение прибыльности предприятия;
- возможность риска потерь оборотных средств из-за финансовых ошибок партнеров или собственного персонала;
- изменение геополитики, финансовой политики государства, может привести к снижению производственных оборотов предприятия.
Основные этапы формирования политики управления оборотными средствами предприятия приведены на рис.4 [14, c.55].
Рис. 4. Этапы управления оборотными средствами предприятия
В соответствии с рисунком 4, на первом этапе выполняется анализ оборотных активов предприятия, в результате которого:
- анализируется динамика общего объема оборотных активов предприятия;
- определяются темпы абсолютного и относительного изменения оборотных средств;
- выполняется определение средней суммы оборотных средств.
На этапе определения принципиальных подходов к формированию оборотных средств выполняется анализ структуры оборотных средств предприятия в разрезе основных элементов, которые входят в данную структуру.
На этапе оптимизации объема оборотных средств выполняется изучение оборачиваемости отдельных элементов оборотных средств на основании определения коэффициентов оборачиваемости, а также определения длительности и структуры основных финансовых циклов предприятия.
На этапе оптимизации соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов определяется коэффициенты рентабельности оборотных активов, таких как рентабельность оборотных активов, рентабельность реализации продукции и оборачиваемость оборотных средств, взаимосвязь между которыми позволяет установить модель Дюпона [6, c.109].
На следующих этапах происходит формирование финансовой политики предприятия, в результате которой должно быть выполнено повышение рентабельности оборотных активов, минимизация потерь оборотных активов, формирование принципов финансирования предприятия, а также оптимальность структуры оборотных активов, позволяющая предприятию улучшить свое финансовое положение в прогнозном периоде.
Повышение рентабельности оборотных активов и увеличение их оборачиваемости позволит улучшить деловую среду предприятия и улучшить его финансовое состояние.
Методика оценки эффективности управления (использования) оборотных средств
Основной целью оценки эффективности использования оборотных средств предприятия является получение данных для принятие управленческих решений в области накопления денежных средств или необходимость привлечения дополнительных заемных средств.
На основании проведения сравнительного анализа формулируются итоги анализа, с получением информации, какие обороты были выполнены на текущих и кредитных счетах организации, насколько результативно работала компания за данное время на рынке функционирования.
Оценка эффективности использования оборотных средств является инструментом, который позволяет выявить слабые и сильные стороны предприятия, а также выработать мероприятия, которые позволят усилить слабые стороны для дальнейшего развития предприятия.
Оценка эффективности использования оборотных средств предприятия выполняется на основе базе сравнения [17, c. 126]:
- собственный опыт работы организации, используется при анализе кредиторской и дебиторской задолженности за текущий период времени в процессе сравнения со значениями за предыдущие года. Позволяет выявить тенденции изменения денежных средств на счетах предприятия за определенный интервал времени;
- сравнительный анализ имеющихся оборотов денежных средств с оборотами конкурентов на основании получения данных финансовых отчетов конкурентов, что выявляет необходимость выработки конкурентных преимуществ для развития организации;
- сравнительный анализ с нормативными значениями, которые приняты в отрасли, где функционирует предприятие, что позволяет получить отклонения оборачиваемости денежных средств на рынке функционирования и определить уровень конкурентоспособности.
Необходимо отметить, что оценка эффективности использования оборотных средств также предусматривает установление взаимосвязь между прибылью от реализации и затратами, а также между активами и пассивами баланса [31].
Данный вид анализа предусматривает использование дополнительного анализа, который позволяет обеспечить отражение финансового состояния организации, оценить его производительность, деловую активность, устойчивость и платежеспособность.
Вместе с анализом деловой активности предприятия необходимо выполнить анализ финансовых коэффициентов для оценки эффективности деятельности предприятия, который выполняется на основании показателей чистой прибыли, а также капитала организации и выполнением контроля уровня затрат, что в конечном итоге позволяет выполнить анализ финансовой ликвидности и платежеспособности предприятия с использованием системы активов и пассивов предприятия.
Наибольшее представление про обороты позволяет выполнить анализ деловой активности предприятия, где оценивается результативность в контексте существующей стратегии развития предприятия, а также вырабатываются решения по отношению выбора альтернативных стратегий развития предприятия.
Достаточно важным условием, которые должно выполняться при оценки эффективности использования оборотных средств является достоверность источников информации.
Поэтому важным этапом является правильное составление финансовых отчетов предприятия, которые отражают информацию – это баланс предприятия, финансовые результаты доходов и затрат предприятия, движения денежных средств, собственного капитала и других основных показателей.
Уравнение финансового учета – это важный элемент анализа, которые получается из активов и прав на активы [18, c. 64].
К активам относиться собственность предприятия, которые включает сумму дебиторской задолженности, денежных средств на счетах предприятия, а также малоборачиваемые средства, к которым относятся запасы. Права на активы организации включают обязательства и стоимость собственного капитала без обязательств.
К пассивам относиться то, что организация должна другим, которые включают сумму кредиторской задолженности, облигации, подлежащие уплате налоги, а также векселя к получению.
Важной составляющей пассивов является собственный капитал – это права собственников на предприятие в форме обыкновенных и привилегированных акций, нераспределенной прибыли, а также избытка капитала.
Бухгалтерская сбалансированность представляет собой равенство между активами и пассивами предприятия, которое отражает тесную взаимосвязь между этими составляющими баланса предприятия.
Классификация активов и пассивов предприятия по категориям, приведена на рис. 5 [22, c. 116].
Рис. 5. Классификация активов и пассивов предприятия по категориям
Собственный капитал представляет собой остаток суммы без обязательств по активам предприятия, при этом баланс увеличивается доходами и сокращается убытками предприятия.
Кроме баланса предприятия, достаточно важным для анализа обращения денежных средств является ответ про результаты хозяйственной деятельности предприятия, поскольку он обобщает результаты операционной и управленческой деятельности предприятия в выражении прибыли и затрат за определенный интервал времени.
Балансовый отчет и отчет про финансовые результаты предприятия являются главными источниками проведения анализа финансовых коэффициентов, поскольку они отображают финансовое оздоровление или банкротство предприятия на текущий момент времени.
Вторая группа показателей связана с определением как средства используются на предприятии. Показатель положения, позволяет определить, каким образом поступают денежные средства в организацию и как организация эти средства использует. Показатель изменения в собственном капитале отображает разрыв между суммой собственного капитала на начало определенного периода и окончания данного периода времени.
Одним из преимуществ оценки эффективности использования оборотных средств является оценка стратегии и результативности работы организации, поскольку улучшает процесс проведения стратегического анализа.
При выборе стратегических вариантов развития организации фактические значения, полученные при анализе финансовых коэффициентов, позволяют принять рациональные управленческие решения.
Оценка эффективности использования оборотных средств приобретает важность при обобщении финансовых данных, что снимает информационную перегрузку для оценки деятельности предприятия.
Однако, финансовые коэффициенты имеют ограничения связанные с учетом внешней информации, которая подвержена риску изменения в любой момент времени.
Качество работы сотрудников является одним из важнейших показателей работы предприятия, однако данный актив не нашел свое отображение в балансе.
Сравнение коэффициентов с нормативными значениями не укажет на полную результативность организации, поскольку оценка эффективности использования оборотных средств является внутренним инструментом для организации, учитывающий только внутренний потенциал, а внешний потенциал можно оценить только на проведении маркетинговых исследований, социальных опросов, которые позволят принять меры по выработке конкурентных преимуществ.
Проведение оценки эффективности использования оборотных средств предусматривает следующие этапы [23, c. 37]:
- выбор коэффициентов для проведения анализа;
- поиск достоверных источников для проведения анализа финансовых коэффициентов;
- расчет и сравнительный анализ финансовых коэффициентов;
- выявление возможностей и проблем предприятия на основании полученных результатов.
Финансовые коэффициенты для проведения анализа платежеспособности и ликвидности предприятия позволяют оценить уровень риска, который стоит перед компанией, то есть степень, при которой, организация имеет долговые обязательства.
Финансовые коэффициенты для проведения анализа активности отражают перевод активов в наличность. Также финансовые коэффициенты ликвидности можно назвать коэффициентами оборотных фондов, поскольку они используют в своих расчетах текущие активы и текущие пассива предприятия.
Применение оценки эффективности использования оборотных средств целесообразно и применять после выработке решений по улучшению финансового состояния предприятия. Сравнительный анализ до и после внедрения предложений по улучшению финансового состояния предприятия, покажет эффективность принятых управленческих решений и стратегии развития предприятия.
В соответствии с рассмотренными принципами управления оборотными средствами рассмотрим методологию оценки эффективности оборотных средств [9, c.7].
Сумма чистых оборотных активов (ЧОА) рассчитывается по формуле:
ЧОА = ОА – КФО (1)
где ОА – оборотные активы, тыс. руб.;
КФО – краткосрочные текущие финансовые обязательства предприятия, тыс. руб.
Сумма собственных оборотных активов предприятия (СОА) определяется по формуле:
СОА = ОА – ДЗК – КФО (2)
где ДЗК – долгосрочный заемный капитал, который инвестирован в оборотные средства предприятия, тыс. руб.
Общий объем оборотных средств (ОАП) предприятия определяется по формуле:
ОАП = ЗСП + ЗГП + ДЗП + ДАП + Пп
(3)
где ЗСП – запасы сырья и материалов в денежном выражении, тыс. руб.;
ЗГП – запасы готовой продукции в денежном выражении, тыс. руб.;
ДЗП – дебиторская задолженность в денежном выражении, тыс. руб.;
ДАП – денежные средства, тыс. руб.
Пп – сума прочих видов оборотных средств, тыс. руб.
Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов, (Коа/воа) определяется по формуле:
Коа/воа = ОА / ВОА (4)
где ОА – сумма оборотных средств, тыс. руб.;
ВОА – сумма внеоборотных средств, тыс. руб.
Коэффициент обеспеченности оборотных средств (Кобес.оа) определяется по формуле:
Кобес.оа = СОА / ОА (5)
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками финансирования (Кобес.зап) определяется по формуле:
Кобес.зап = СОА / Зап (6)
где Зап – затраты и запасы, тыс. руб.
Коэффициент оборачиваемости активов определим по формуле:
Коборакт = ВП / ВБ (7)
где ВП – выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.
Длительность оборота активов определим по формуле:
Тоборакт. = ВБ * Д / ВП (8)
где Д – анализируемый период времени, Д=360 дней;
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов определим по формуле:
Кобороборакт = ВП / ОА (9)
Длительность оборота оборотных активов определим по формуле:
Тобороборакт = ОА * Д / ВП (10)
где Д – анализируемый период времени, Д=360 дней;
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности определим по формуле:
Ккред.зад. = ВП / КЗ (11)
где КЗ – кредиторская задолженность, тыс. руб.
Длительность оборота кредиторской задолженности определим по формуле:
Ткред.зад. = КЗ * Д / ВП (12)
Коэффициент оборачиваемости материальных запасов определим по формуле:
Кобор.мат.зап. = ВП / МЗ (13)
Длительность оборота материальных запасов определим по формуле:
Тобор.мат.зап = МЗ * Д / ВП (14)
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности определим по формуле:
Кобордз = ВП / ДЗ (15)
Длительность оборота дебиторской задолженности определим по формуле:
Тобордз = ДЗ * Д / ВП (16)
Выделяют два основных подхода к определению оценки эффективности использования оборотных средств, в соответствии с которыми дифференцированной является информационная база анализа.
При первом подходе при оценки эффективности использования оборотных средств ориентируются исключительно на данные баланса.
При втором подходе для оценки эффективности использования оборотных средств анализируют взаимосвязь между активом и пассивом баланса, то есть прослеживают направления использования средств.
При первом подходе коэффициенты, рассчитанные по данным баланса, являются основными. Однако характеристика эффективности использования оборотных средств с помощью таких показателей будет не полной. Важно не только знать, откуда привлечены средства, но и куда они вложены, какова структура вложений.
Более полным и с экономической точки зрения более оправданным является второй подход. Поэтому полную оценку эффективности использования оборотных средств следует осуществлять с использованием как коэффициентов, рассчитанных по данным баланса, так и коэффициентов, которые отображают взаимосвязь между источниками формирования средств предприятия и структурой вложений.
В данном случае наиболее рациональной является балльная оценка оценки эффективности использования оборотных средств предложенная Лобановым Е.Н. [24, c.108], на основании которой выполняется ранжирование предприятий осуществляющих свою деятельность в одном целевом сегменте по классам эффективности использования оборотных средств.
Если метод коэффициентов позволяет определить эффективность использования оборотных средств и его внутренний потенциал для дальнейшего развития, то балльная оценка позволит выявить, насколько предприятия эффективно в сравнении со своими конкурентами.
Автор Москвин О.В. [25, c.53], разработали критерии для выполнения оценки эффективности использования оборотных средств, соответствующие каждому показателю деловой активности.
Однако оценка эффективности использования оборотных средств по критериям имеет недостаток, создавая разрыв между критериальными значениями, считает Ковалев В. В. [21, c.96] и предлагают балльную оценку.
В основе балльной оценки заложены показатели характеризующие эффективность использования оборотных средств предприятия в сравнении с конкурентами. С их помощью осуществляется ранжирование предприятий на имеющих высокую деловую активность на рынке функционирования и кризисные. В зависимости от степени развития финансового менеджмента на предприятии и внешнего потенциала авторами предложены две шкалы. Причем для предприятий выделены условия снижения критериев, таким образом, распределяющие их по отдельным категориям и классам деловой активности.
Балльная оценка выполняется с учетом существующих нормативных значений для каждого из показателей характеризующих деловую активность предприятия.
После выполнения балльной оцени для выбранных предприятий занимающихся выпуском близким по характеристикам продукции необходимо определить итоговый балл и определить класс деловой активности.
Предприятие, получающее 94-100 баллов, относится к 1-ому классу, согласно которому предприятие имеет высокую деловую активность на рынке, устойчивые партнерские отношения и высокий уровень концентрации. Данному предприятию необходимо концентрировать внимание на поддержке своей позиции, инновациях и удержании имеющейся контактной аудитории;
Предприятие, получающее 65-93 балла, относится ко 2-ому классу, согласно которому предприятие имеет стабильную деловую активность, но ему необходимо работать над развитием своей контактной аудитории для повышения уровня конкурентоспособности;
Предприятие, получающее 52-64 балла, относится к 3-ому классу, согласно которому предприятию необходимо развивать свою деловую активность для наращивания своих доходов и усиления финансовой устойчивости, расширять свои возможности и коммуникации;
Предприятие, получающее 21-51 балл, относиться к 4-ому классу, согласно которому предприятие входит в зону риска приводящего к либо к поглощению более сильной компанией либо к банкротству. В данном случае необходима разработка антикризисной политики и пересмотр стратегии развития;
Предприятие, получающее 0-20 баллов, относится к 5-ому классу, согласно которому предприятие является кризисным и убыточным. В данном случае необходимо не только антикризисная политика, но и возможное изменение партнерских отношений и существующего профиля деятельности.
На основании проведенного теоретического исследования управления оборотными средствами в современных условиях было установлено, что управление оборотными активами направлено на обеспечение прибыльности, эффективности предприятия за счет использования оборотных средств.
Размер оборотных средств определяется оптимальными размерами запасов и предметов труда необходимостью средств направленных на производства и реализации продукции с выполнением расчетов.
Основной целью оценки эффективности использования оборотных средств предприятия является получение данных для принятие управленческих решений в области накопления денежных средств или необходимость привлечения дополнительных заемных средств.
Наибольшее представление про обороты позволяет выполнить анализ деловой активности предприятия.
Совершенствование управления оборотными средствами предприятия
В качестве рекомендаций для совершенствования управления оборотными активами рекомендуем:
- увеличить покупательский спрос товаров за счет расширения ассортимента и формирования политики продвижения;
- расширить целевую аудиторию за счет выхода на новые рынки, в том числе выполнить поиск потребителей в сети Интернет;
- привлечь для реализации товаров торговых посредников и предложить им выгодные условия сотрудничества;
- пересмотреть ценовую политику на товары и предложить постоянным покупателям акции и скидки;
- открыть на территории склада розничную точку для сбыта продукции.
Одной из возможностей компании является увеличение объемов продаж с использованием современных технологий посредством открытия Интернет магазина, который позволит улучшить финансовое состояние компании и увеличить обороты сбыта продукции.
В настоящее время Интернет-магазин является наиболее актуальным решением для осуществления коммерческих операций, поскольку в своем составе включает все необходимые инструменты для автоматизации процессов совершения электронных сделок.
Интернет-магазин для торговых компаний, которые кроме коммерческой выгоды получают возможность демонстрирования своих товаров или услуг.
Создание и разработка Интернет-магазина включает следующие этапы, приведенные на рисунке 11.
Рис. 11. Основные этапы создания Интернет-магазина
Как видно из рисунка 11 на первом этапе происходит утверждение первичного технического задания на разработку, которое включает все требования заказчика, функциональные особенности Интернет-магазина, план выполнения этапов работ, а также стоимость создания Интернет-магазина для предприятия заказчика.
На втором этапе исполнитель предлагает заказчику различные макеты Интернет-магазина, учитывая особенности предприятия, сферу деятельности.
После выбора макета исполнитель предлагает заказчику выбрать основные интерактивные элементы, которые будут привлекать покупателей в Интернет-магазин. После согласований всех необходимых условий с заказчиком происходит непосредственно разработка, тестирование и сдача в эксплуатацию Интернет-магазина заказчику.
Рассмотрим архитектуру Интернет-магазина приведенную на рисунке 12.
Рис. 12. Структурная схема Интернет-магазина
На главной странице отображается основная информация о магазине и компании. На странице сайта "Магазин товаров" покупатель может просмотреть продукцию ознакомиться с последними поступлениями, рекомендуемыми товарами, а также их ценами и скидками. Также к странице сайта "Магазин" привязаны страницы "Список заказов", "Корзина покупателя" и "Страница товара".
Как видно из структуры Интернет-магазина приведенной на рисунка 8 Интернет-магазин от обычного сайта отличается следующими особенностями:
- внешним видом, наименование товаров, цена;
- вариант выбора счета на оплату;
- условия доставки товаров;
- возможность заключить договор на крупные поставки.
Большое значение для технической поддержки Интернет-магазина имеет удаленный хостинг. Поэтому осуществляя выбор хостинга необходимо ознакомиться с возможностями технической поддержки.
В Интернет-магазине осуществляется непрерывный цикл наполнения контентом – размещение информации о товаре, выбор товара покупателем, заказ и оплата товара, доставка товара.
Открытие Интернет-магазина позволит осуществить:
- экономию времени на поиск, выбор и заказ товаров и услуг;
- возможность получения дополнительной прибыли от продвижения непродовольственных товаров на сайте;
- усилить контроль спроса на предлагаемую продукцию, которая пользуются большим успехом у покупателей;
- возможность стимулирования сбыта непродовольственных товаров и услуг за счет рекламной компании в сети Интернет;
- повысить конкурентоспособность в целевом сегменте;
- совершенствовать политику продвижения за счет усиления стимулирования сбыта через сеть Интернет.
В современной литературе, для разработки Интернет-магазинов, описываются самые разнообразные модели. Чаще всего, они являются масштабными, состоят из многих этапов.
Важным является и регулирование деятельности Интернет-магазина. Как и у любого другого коммерческого предприятия, деятельность Интернет-магазина обязательно должна быть зарегистрирована и в налоговой службе. Формами собственности в таких организациях могут выступать общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа, индивидуальные предприниматели, никакая дополнительная регистрация для Интернет-магазина не имеет необходимости.
Для избегания конфликтов с покупателями и законом, владельцы Интернет-магазина обязаны представить на сайте в доступном для потребителя виде следующую информацию, приведенную на рисунке 13.
Рис. 13. Информация необходимая для соблюдения законодательства России по использованию Интернет магазина
Как видно из рисунка 13, для соблюдения законодательства России необходимо при открытии Интернет-магазина подготовить соответствующий комплект документов, подтверждающий законные основания осуществления коммерческой деятельности.
Анализ организационной структуры предприятия показал, что компания не сможет самостоятельно выполнить разработку Интернет-магазина, поскольку в организации нет специалистов в данной области.
Поэтому предлагаем использовать аутсорсинг ИТ-услуг за счет передачи непрофильных функций осуществления своей деятельности сторонним организациям, что позволит получить эффективный результат, снизить риски внедрения Интернет-магазина, а также использовать профессиональных специалистов для развития продвижения на предприятии.
Принципы аутсорсинга основаны на делегировании функций в области обслуживания, повышения эффективности работы программного обеспечения для развития автоматизации на предприятии, в данном случае Интернет-магазина. Отношения между основными участниками процесса аутсорсинга регламентируются за счет заключения договора или контракта как краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.
Таблица 11
Примерные затраты на разработку Интернет-магазина
Наименование работ |
Цена, руб. |
Результат |
Разработка структуры сайта, подготовка документов, изучение рынка, анализ поисковой эффективности |
2000 |
Пакет договорных документов. Перечень ключевых фраз поисковых запросов. Анализ частоты обращений. |
Разработка стиля и логотипа |
4000 |
Эскизы логотипа на бумаге для выбора. Файлы выбранного и доработанного логотипа. |
Разработка двух стилевых решений – двух эскиз макетов "Главной страницы" |
5000 |
Два изображения в формате.jpg размером 900х600, представляющие разные стилевые решения вида "Главной страницы" сайта. |
Доработка выбранного эскиза, с учетом комментариев, исправлений и предложений Заказчика и создание на его основе работающей html-страницы. |
4000 |
HTML-страница "Главной страницы", изображение страницы раздела в формате.jpg размером 900х600. Файл электронной схемы проезда. |
Доработка с учетом исправлений и пожеланий Заказчика и создание работающих html-страниц всех основных разделов сайта |
4000 |
HTML-страницы основных разделов сайта: О компании, Продукция, Прайс-лист, Услуги, Контакты. |
Разработка и интегрирование программного модуля представления каталога сайта |
5000 |
Работающий раздел каталога сайта. |
Разработка и интегрирование программных модулей: основного меню, блок новостей / специальных предложений, модуль открытия контекстных окон, вершины каталога для титульной страницы, форма отправки сообщений с сайта. |
5000 |
Работающие шаблоны всех разделов и страниц сайта. |
Разработка единой системы управления сайтом (контент-менеджер – КМ), внедрение системы в программные модули сайта и шаблон сайта. |
6000 |
Объединение всех разделов сайта по управлением единого контент-менеджера |
Заполнение шаблона сайта контентом. Поисковая оптимизация текстового контента. |
3000 |
Работающие заполненные разделы и страницы сайта. |
Регистрация хостинга, доменного имени сайта и размещение сайта в сети Интернет |
5000 |
Размещение сайта в сети Интернет по адресу выбранного доменного имени |
Регистрация и описание сайта в поисковых системах: Rambler, Yandex, Google, Aport, Mail, WWW.ru, HotLog, специальных тематических каталогах и поисковых системах. |
3000 |
Помещение описания и адреса сайта в перечисленные системы |
Итого: |
46000 |
Таблица 12
Примерные затраты на предоставление услуг аутсорсинга
Наименование |
Затраты, руб. |
Обновление базы данных введение новых товаров |
50000 |
Системная поддержка и защита информации |
10000 |
Индексирование и повышение ТИЦ сайта |
5000 |
Создание регламентированных, автоматизированных отчетов по объемам реализации товаров в Интернет-магазине |
10000 |
Другие расходы |
20000 |
Вместе |
95000 |
Таблица 13
Минимальные затраты на продвижение Интернет-магазина в сети
Средства распространения рекламы |
На один месяц, руб. |
На год, руб. |
Контекстная реклама в поисковых системах |
250 |
3000 |
Размещение баннеров на отдельных сайтах |
300 |
3600 |
Участие в партнерских программах и ТОП-рейтингах |
500 |
6000 |
Всего |
1050 |
12600 |
Таблица 14
Расчет годовых текущих затрат
Наименование статьи затрат |
Сумма, руб. |
Затраты на разработку Интернет-магазина, согласно данным предоставленным компанией |
46000 |
Затраты на предоставление услуг аутсорсинга |
95000 |
Затраты на продвижение Интернет-магазина в сети |
12600 |
Всего |
153600 |
Таким образом, затраты на организацию Интернет магазина составят 153600 руб.
Следовательно, снижение цены на предлагаемые товары, также будет достигаться за счет электронной коммерции.
С целью оптимизации продвижения товаров предлагаем разработку программы лояльности клиентов, которая включает следующий комплекс мероприятий, приведенный в таблице 15.
Таблица 15
Комплекс маркетинговых мероприятий для оптимизации продвижения товаров
Название мероприятия |
Характеристика |
Создание на сайте онлайн консультанта |
Организация онлайн консультанта позволит получить клиенту ответ за максимально короткий промежуток времени. |
Размещение выполненных проектов в социальных сетях |
В настоящее время в социальных сетях сосредоточено большое количество пользователей. |
Разработка персональных дисконтных карт |
Для создания скидок клиентам с целью привлечения и формирования лояльности |
Участие в программах экологичности продукции, благотворительных фондах |
Позволит придать социальную значимость производственной деятельности компании |
В Интернет магазине предлагаем организовать онлайн-консультант, который является актуальным решением для продвижения Интернет магазина. Преимуществом использования онлайн консультанта для просителей является то, что им не нужно регистрироваться и оставлять информацию о себе, а также устанавливать на компьютере дополнительное программное обеспечение, что позволит компании повысить лояльность за счет персонального контакта с каждым клиентом, который интересуется услугами.
Затраты на установку онлайн консультанта составят 500 руб. в месяц.
Также можно дополнить, что запросы клиентов позволят оптимизировать собственный сайт и облегчить доступ к страницам и разделам, которыми пользователи часто интересуются, но не могут их найти самостоятельно.
Для рекламы продукции предлагаем также создать группу с уникальным контентом для клиентов компании. Создав свою группу в социальных сетях предусмотрена возможность рассылки приглашений, которую можно использовать для лояльности клиентов, которые уже покупали продукцию в компании.
Создание своей группы позволит организовать общение с клиентами, своевременно отреагировать на их пожелания при выборе продукции, размещать для потенциальных клиентов полезные сообщения или новости компании, что повысит не только лояльность, но и возможность повторных заказов.
Разработка персональных дисконтных карт, с помощью которых клиентам будет предоставлена скидка при полной оплате.
Выход на новые точки сбыта продукции позволит компании нарастить свои доходы в долгосрочной перспективе и привлечь новый сегмент покупателей.
Литература
4. Арутюнов Е.А. Финансовый менеджмент. – М.: КноРус, 2012. – с. 52-70.
5. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. – М.: Издательство "ДИС", 2012 – с. 118.
6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 2011 – с. 56
7. Бочаров В. Современный финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2012 – с. 102
8. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – К.: Ника-центр, 2012 – с. 115
9. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и Сервис, 2010 – с. 52
10. Ван Хорн Дж. Основы финансового менеджмента / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2012 – с. 113-117
11. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. – М.: ИКЦ "ДИС", 2012 – с. 42
12. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2010 – с. 112
13. Глазов М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Андреевский издательский дом, 2012. – с. 7
14. Лапенков В.И., Лютер Е.В. Анализ и диагностика финансово – хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИВАКО Аналитик, 2011. – c.55
15. Кузьменко Т.Н. Диагностика, анализ и планирование финансовой деятельности предприятия: Учебное пособие. Самара: СГЭА, 2010. – – с. 86
16. Соколова Н.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Ютас, 2010. – с. 109.
17. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Савицкая Г.В. Инфра-М, 2009 – с. 126.
18. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2012. – с. 64
19. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности: Шпаргалка коллектив издательства: РИОР, 2011 – с. 118.
20. Масленникова Н.П. Управление развитием организации. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2012. – с. 56.
21. Ковалев В. В. Анализ финансового состояния и прогнозирование банкротства – М.: 2012 – с. 96
22. Осипов Ю.М. Основы предпринимательского дела – М.: ИНФРА-М, 2012. – с. 116
23. Прутков К.И. Автоматизация логистических процессов 1С: Логистика. – М. ИД ФБК-ПРЕСС, 2011. – с. 37.
24. Лобанова Е.Н. Лимитовский М.А. Финансовый менеджер. М.: Издательско-Консалтинговая Компания "ДеКА", 2011. – с. 108
25. Москвин О.В. Современные информационные системы в менеджменте. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет", (Библиотека журнала "Современные технологии"), 2013 – с. 53.
26. Преимущества автоматизации для менеджера в современных условиях. Т.В. Малькова, А.Б. Гусакова. М: Форум, 2013 – с. 25.