Обращение взыскания на заработную плату, пенсию или иные доходы должника

Обращение взыскания на заработную плату, пенсию или иные доходы должника.

Статьи по теме
Искать по теме

Исполнительное производство

Исполнительное производство – это установленный законом порядок принудительной реализации постановлений судов (решений, определений, судебных приказов и прочих судебных актов) и других компетентных органов, как одна из заключительных стадий гражданского, арбитражного и уголовного процесса.

Исполнительное производство на территории РФ регулируется Федеральным Законом № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 г., Федеральным законом №118-ФЗ "О судебных приставах" от 21.07.1997 г., Трудовым кодексом РФ, КоАП РФ, а также иными федеральными законами, установившими условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, постановлениями Правительства РФ по вопросам исполнительного производства.

Задачами и целями исполнительного производства является осуществление функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Исполнительное производство может быть возбуждено как в отношении юридических, так и в отношении физических лиц. Сторонами исполнительного производства являются должник и взыскатель, которыми, в основном, становятся бывшие истец и ответчик. Судебный пристав-исполнитель, ведущий исполнительное производство, извещает в обязательном порядке взыскателя и должника о возбуждении исполнительного производства, с указанием в своем постановлении о добровольном исполнении должником (если иное не установлено законом об исполнительном производстве) решения суда, в противном случае к нему могут быть применены меры принудительного исполнения (ст. 68 Закона "Об исполнительном производстве"). [11, электронный ресурс]

Окончание исполнительного производства по исполненному документу оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, основанием которого должны являться документы, подтверждающие факт получения взыскателем денежной суммы, акты о передаче имущества взыскателю, о вселении/выселении, после чего исполненный документ возвращается в суд или орган, его выдавший. Также исполнительное производство может быть окончено в связи с невозможностью взыскания (и выдачи об этом акта), направлением исполнительного документа для производства периодических удержаний по месту работы должника, направлением исполнительного документа в другой отдел судебных приставов, возвращением исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя.

Исполнительное производство признается важнейшим условием для реализации судебного механизма защиты прав. Систематизацию источников по вопросам исполнительного производства следует начать с нормативно-правовых актов, основанную на классификации по юридической силе. Первостепенное значение здесь имеют международно-правовые акты. Международное право, основанное на демократических принципах, придает вопросам исполнения судебного решения особое значение. Среди международных актов, имеющих значение для исполнительного производства, следует, прежде всего, отметить Гаагскую конвенцию по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 года. В ней заложены базовые принципы демократического судопроизводства и исполнения судебных решений. В СССР Конвенция начала действовать 26 июля 1967 года. Так как Российская Федерация является преемницей СССР на международной арене, данная Конвенция имеет юридическую силу в РФ. [Гаагская конвенция, с.86 ]

Конституция Российской Федерации, являясь высшим нормативно-правовым актом государства, признает международно-правовые принципы в сфере осуществления правосудия, заложенные в вышеуказанных международно-правовых актах. В систематизации источников по юридической силе Конституция Российской Федерации занимает первостепенное значение после международно-правовых актов. Конституционные основы реализованы и в исполнительном праве. В целях реализации основ демократического судопроизводства, Конституция Российской Федерации установила, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.[Конституция РФ, с.5]

Трудовой кодекс РФ пришел на смену Кодексу законов о труде РСФСР 1971 года. В новом кодексе преобладает договорный метод регулирования трудовых и социально-трудовых отношений. Он призван обеспечить оптимальное согласование интересов сторон трудового договора. Кодекс, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Кодекс введен в действие с 1 февраля 2002 года.[Трудовой кодекс РФ, с.12]

КоАП РФ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ – это свод правил, определяющих основные принципы и порядок привлечения к административной ответственности. В Кодексе закреплены принцип равенства перед законом, презумпция невиновности.

Основными и непосредственно регулирующими отношения в области исполнительного производства являются Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах", Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" регулирует полномочия органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов, обязанности и права судебных приставов, гарантии их правовой и социальной защиты, а также вопросы финансирования и материально-технического обеспечения службы судебных приставов. Принятие данного закона явилось значительным шагом для молодой российской правовой системы. Становление системы исполнения судебных актов невозможно было без создания специального государственного органа и соответствующей нормативно-правовой базы. Данный федеральный закон, прежде всего, был необходим для законодательного оформления и функционирования Федеральной службы судебных приставов.[ФЗ О судебных приставах]

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" излагает в новой редакции Федеральный закон "Об исполнительном производстве", принятый в 1997 г. и направлен на совершенствование норм, регламентирующих вопросы исполнительного производства. Закон содержит понятийный аппарат, процедуру, сроки, органы исполнительного производства.

Исполнительное производство осуществляется на принципах:

1) законности;

2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3) уважения чести и достоинства гражданина;

4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Федеральный закон "Об исполнительном производстве" достаточно подробно регулирует процедуру исполнения требований имущественного характера. В частности, в нем содержатся правовые институты:

- обращение взыскания на имущество должника;

- реализация имущества должника на торгах;

- особенности обращения взыскания на имущество должника-организации;

- обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина и др.

Исполнению же требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах, посвящен один раздел, в котором 8 статей. Учитывая общественную значимость исполнения данных требований, организационно-правовые проблемы, возникающие в процессе исполнения, следует конкретизировать некоторые положения данного раздела.[ФЗ Об исполнительном производстве]

Суть обращения взыскания на заработную плату, пенсию или иные доходы должника в рамках исполнительного производства

На решение задачи правильного и своевременного использования судебных актов, актов других органов и должностных лиц направленные установленным законом правила обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина [2, с. 13].

Глава 11 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определена как "Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина". Она разъясняет следующее:

Судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях:

- исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;

- взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей;

- отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.[ФЗ Об исполнительном производстве]

Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющей своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов.

При отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 настоящего Федерального закона.

Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств, производятся за счет должника.

При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.

О новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю.

Ясно, что заработная плата относится к доходам должника-гражданина и также может являться объектом обращения взыскания [13, с. 39].

В соответствии со ст.129 "Трудового кодекса Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015 г.) заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).[]

Закон "Об исполнительном производстве" расширил перечень оснований обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина [ФЗ. Об исполнительном, производстве].

Так судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и пенсию или иные доходы должника в рамках исполнительного производства в следующих случаях:

- исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;

- взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей;

- отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме. [ФЗ О судебных приставах]

При отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника.

Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях. О новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю [10, с. 206].

Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.

При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований. Однако указанное ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70 % (ч.3 ст.99 Закона об исполнительном производстве, в соответствии с изменениями на 29 июня 2015 года – редакция, действующая с 1 октября 2015 года).

В соответствии со статьей 101 "Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание" Федерального закона от взыскания не может быть обращено на следующие виды доходов:

- денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

- денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

- денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

- компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

- компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

- ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

- денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

- компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:

- в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

- в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

- денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

- страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

- пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

- выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

- пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

- средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

- суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников;

- суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

- суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;

- социальное пособие на погребение. [ФЗ. Об исполнительном производстве].

По алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания, установленные пунктами 1 и 4 части 1 настоящей статьи, не применяются.

Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В отношении несовершеннолетних детей по алиментным обязательствам, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания на денежные средства, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также на компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, не применяются [12, с. 48].

Определенную специфику имеет обращение взыскания на заработок должника, отбывающего уголовное наказание, и в частности, при осуждении его к исправительным работам. Согласно части 1 статьи 100 "Обращение взыскания на заработную плату, пенсию или иные доходы должника-гражданина, отбывающего наказание".

Взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату граждан, осужденных к исправительным работам, за вычетом удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда.

Взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан [8, с. 59].

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет. Причем из заработка, осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5% до 20%.

Удержания производятся из заработной платы осужденного за каждый отработанный месяц включая все виды дополнительных выплат, в том числе денежные премии, предусмотренные системой оплаты труда, если они не носят характера единовременного вознаграждения [8, с. 72].

Удержания производятся без исключения из заработной платы осужденного налогов и других платежей, а также независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. Общий размер удержаний из заработной платы по нескольким исполнительным документам (исправительные работы, алименты, судебные иски) не может превышать 70% (п.90). При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются администрацией организации платежным поручением в соответствующий бюджет ежемесячно. При этом удержания не производятся из пособий, получаемых осужденными в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Если у осужденного ухудшилось материальное положение, инспекция разъясняет ему право на обращение в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из его заработной платы. Само решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан [8, с. 89].

Таким образом, понятие заработной платы только как вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы в полном объеме не раскрывает прав работника и обязанностей работодателя как сторон трудового правоотношения, в содержании которого заработная плата является одним из элементов. Кроме того, это понятие не содержит всех признаков, отличающих заработную плату от иных вознаграждений за труд, выполненный, например, на основании гражданско-правовых договоров (подряда, поручения и др.).

С учетом закрепленного в Трудовом кодексе Российской Федерации права работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы правильнее понимать заработную плату как вознаграждение за работу, выполненную работником по трудовому договору, которое работодатель обязан выплатить в соответствии с количеством и качеством затраченного труда в заранее определенных размерах и в сроки, установленные для выплаты заработной платы.

Проверка правомерности обращения взыскания на заработную плату и иные доходы гражданина

Исполнительные правоотношения, являющиеся окончательной стадией любого юридического процесса, характерны для подавляющего большинства судебных дел [10, с. 115].

Успешно преодоленный в ходе правовой реформы рубежа ХХ – ХХI вв. комплекс проблем длительности судебных процессов, актуальности законодательства, его соответствия общественно-экономическим отношениям и государственно-правовым реалиям, справедливости судебных решений, их соответствия Конституции России и основным общепризнанным правам и свободам человека и гражданина обогатился таким фактором "торможения" в отправлении охранительной функции государства, как низкая эффективность исполнительного производства.

Если должник не имеет крупного официального дохода, то ему всегда выгодно, чтобы судебный пристав-исполнитель как можно быстрее обратил взыскание не на имущество, которого может быть довольно много и на кругленькую сумму, а на доходы, представляющие собой жиденький, иногда вовсе пересыхающий финансовый ручеек в виде "белой" заработной платы.

Если должник, напротив, зарплату получает только официальную (учителя, врачи, государственные и муниципальные служащие и все прочие граждане, связанные трудовыми и служебными узами с государством), он всегда недоволен тем, что его зарплата меньше – следует обратить внимание на следующее обстоятельство: исполнены ли судебным приставом-исполнителем требования ч. 1 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. от 19.07.2009) [13,с. 51].

Согласно указанной норме судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях:

1) исполнение документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;

2) взыскание суммы, не превышающей 10 тыс. руб.;

3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Если ни одного из этих обстоятельств не имеется в наличии, то судебный пристав-исполнитель не имеет права обращать взыскание на доходы гражданина. На практике это выглядит следующим образом: если исполнительный лист предполагает взыскание не периодических платежей (например, алиментов), а единой суммы (например, взыскание долга) и размер задолженности превышает 10 тыс. руб., то судебный пристав вправе обратить взыскание на доходы гражданина. То есть в том случае, если имущество должника установлено, арестовано, изъято, оценено и реализовано (передано взыскателю) и его недостаточно для погашения долга, судебный пристав получает право на обращение взыскания на доходы гражданина.

На практике же судебные приставы часто поступают иначе: даже не появившись по месту жительства должника-гражданина, они направляют документацию лицу, производящему периодические выплаты должнику, предписывающие часть финансов направлять в адрес службы судебных приставов. Такое поведение судебного пристава-исполнителя неправомерно и подлежит обжалованию [12, с. 63].

Целесообразность подобного обжалования может иметь место в различных случаях:

-когда должник обладает личным имуществом, но ему не хватает того, что остается после обращения взыскания на доходы для нормального существования;

-когда нарушаются права взыскателя длительностью исполнительного производства, несмотря на то, что должник имеет имущество, на которое может быть обращено взыскание, но взыскание обращается только на доходы, размер которых незначителен, и ситуация предполагает многолетнее принудительное исполнение исполнительного документа.

Описанное незаконное действие судебного пристава-исполнителя может быть обжаловано каждой из сторон исполнительного производства: как должником, так и взыскателем.

И последний момент, на который необходимо обратить внимание, – это момент возникновения у судебного пристава-исполнителя права на обращение взыскания на доходы должника. Такое право не может возникнуть в момент установления имущества должника, наложения на него ареста или оценки, так как в каждом из этих случаев не определен размер непогашенной части задолженности. Даже если изъятое имущество уже оценено привлеченным судебным приставом-исполнителем независимым оценщиком, сумма долга остается неизвестной, так как на торгах имущество может быть продано за большую сумму либо, в случае отсутствия на него спроса, передано взыскателю с уценкой стоимости. Взыскатель вправе вовсе отказаться от получения в качестве возмещения имущества должника. Из этого следует, что право на обращение взыскания на доходы должника у судебного пристава-исполнителя возникает только в момент погашения части долга перед взыскателем за счет имущества должника. Если взыскание на доходы должника-гражданина обращено судебным приставом-исполнителем ранее этого момента, будут нарушены права стороны исполнительного производства, которая получает основания для обжалования подобных действий должностного лица.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (в ред. от 28.06.2009 г.) суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда. Этим целесообразно воспользоваться. Подсудность: федеральный суд общей юрисдикции основного звена (по первой инстанции) – районный или городской суд. Срок обжалования (оспаривания): 10 суток [14, с. 127].

Таким образом, факторов, понижающих эффективность этой деятельности, довольно много, их спектр включает как базовые дефекты современного государственного аппарата вроде девальвации юридического образования, сказавшейся на профессиональных качествах практикующих правоведов, так и более сиюминутные веяния вроде повального увлечения антикоррупционной деятельностью в ущерб интересам службы.

Специфика обращения взыскания на заработную плату, пенсию или иные доходы должника.

В настоящее время очень важно четко и правильно формулировать принципы обращения взыскания на заработную плату, пенсию или иные доходы должника.

Для этого организовано исполнительное производство. Однако и у него есть свои недочеты.

Среди недостатков Федерального Закона "Об исполнительном производстве" необходимо отметить отсутствие дифференциации регулирования институтов обращения взыскания на имущество юридических и физических лиц. В законе отсутствует самостоятельное и полноценное нормативное регулирование процедуры обращения взыскания на имущество должника- физического лица. При осуществлении конкретно этой процедуры судебному приставу-исполнителю следует в комплексе применять нормы Федерального Закона "Об исполнительном производстве", а также руководствоваться целым рядом иных нормативных актов.

Обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника является одной из мер принудительного исполнения, не связанной с описью и арестом имущества должника.

Обращение взыскания на заработную плату возможно в случаях:

1. при исполнении решений о взыскании периодических платежей (алиментов, возмещение ущерба, причиненного здоровью, смертью кормильца);

2. в случае взыскания суммы долга, не превышающей двух минимальных размеров оплаты труда;

3. при отсутствии у должника имущества либо недостаточности имущества для полного погашения взыскиваемых сумм.

На мой взгляд, данная норма изложена не столь удачно, гораздо более эффективной была норма ст. 368 ГПК, согласно которой взыскание на имущество должника не обращалось, если размер взыскания не превышал той доли месячной заработной платы или иного вида дохода, пенсии или стипендии, на которую по закону может быть обращено взыскание. На практике возможны ситуации, когда сумма долга составляет, 3000 рублей, а заработная плата должника составляет 7000 рублей.

В этом случает, с учетом требований и принципов Федерального Закона "Об исполнительном производстве", важно составить обращение взыскания на имущество должника. Однако смысла в совершении этих исполнительных действий нет, поскольку тут требования исполнительного документа, возможно, исполнить путем обращения взыскания на заработную плату должника, и такой способ исполнения будет безболезненным для должника и максимально экономичным и эффективным для судебного пристава-исполнителя.

При обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника судебному приставу-исполнителю необходимо знать, что под заработной платой понимается денежное вознаграждение, выплачиваемое должнику при работе по трудовому договору, как по основному месту работы, так и при работе по совместительству.

Важно знать, что под иными доходами понимаются любые денежные суммы, выплачиваемые должнику по договорам подряда, поручения, комиссии, аренды и иным договорам, это доходы от предпринимательской деятельности должника, доходы от ценных бумаг, процентов по вкладам.

Стоит выделить, что основной проблемой при обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника являются установление места работы должника и установление источников его дохода. Место работы должника, как правило, указывается в исполнительном документе, если место работы должника не указано, то его можно установить путем опроса самого должника, членов его семьи соседей. В том случае, если должник скрывает место работы или скрывается сам, данные сведения можно получить в территориальном отделении Пенсионного фонда РФ. Следует также иметь в виду и применять на практике такое правило, что граждане обязаны сообщать судебному приставу-исполнителю свое место работы и источники доходов. Судебный пристав-исполнитель вправе вручить должнику требование сообщить место работы.

Следует помнить, что предусмотрена обязанность плательщика алиментов сообщать об изменении своего места работы. За нарушение требований судебного пристава-исполнителя и за сокрытие места работы и источников дохода должник может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.

Действительно, удержание из заработной платы производятся после уплаты налога. Размер удержания из заработка должника не может превышать 50 % заработной платы и приравненных к ней платежей. При удержании из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50 % заработка.

Круг доходов должника, на которые возможно обращение взыскания, законодательством ограничен, за исключением видов дохода должника, обращение взыскания на которые не допускается.

К таковым относят денежные суммы, выплачиваемые:

1. в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;

2. лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и ҹленам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

3. в связи с рождением ребенка; многодетным матерям; одиноким отцу и матери; на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; пенсионерам и инвалидам I группы по уходу за ними; потерпевшим на дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, протезирование и расходы по уходу за ними в случае причинения вреда здоровью; по алиментным обязательствам;

4. за работу с вредными условиями труда или в экстремальных ситуациях, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф либо аварий на АЭС, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

5. организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака, а также на выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работника.

Таким образом, с целью эффективного обращения взыскания важно, не только изучить особенности обращения взыскания, но и выявить порядок и основания для составления исполнительного документа в данном направлении.

Порядок обращения взыскания на заработную плату, пенсию или иные доходы должника

В современном обществе правильно оформленный исполнительный документ по обращению взысканий с должника является гарантией защиты гражданских прав человека, поэтому необходимо осознавать, что с этой целью установлен специальный порядок.

При исполнении исполнительных документов, содержащих имущественные требования, Закон об исполнительном производстве предусматривает возможность обращения взыскания на доходы должника-гражданина.

Стоит отметить, что обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника применяется судебным приставом-исполнителем в виде исключения, так как они являются, как правило, основным источником существования гражданина.

Основанием обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в первом и втором случаях является наличие исполнительного документа – исполнительного листа или судебного приказа, содержащих требование имущественного характера о взыскании периодических платежей или взыскания суммы, не превышающей 10 тыс. рублей.

Основанием для обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина может быть и постановление судебного пристава-исполнителя, но только в том случае, если у должника отсутствует имущество или его недостаточно для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Специалисты отмечают, что при наличии оснований для обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника судебному приставу-исполнителю необходимо установить место работы должника и источники его доходов. Обычно место работы должника указывается в исполнительном документе. Если место работы должника не указано в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель может его установить путем опроса самого должника, членов его семьи, запросов в территориальные отделения Пенсионного фонда РФ и т.п.

При обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина необходимо учитывать установленный законом размер удержания из доходов должника. При исполнении одного или нескольких исполнительных документов с должника при каждой выплате может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов до полного погашения взыскиваемых сумм

(ч. 2 ст. 99 Закона об исполнительном производстве).

Однако данное ограничение не применяется только при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания при каждой выплате заработной платы и иных доходов должнику не может превышать 70 %.

Работодатели и лица, выплачивающие должнику заработную плату иные доходы, после получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя, обязаны производить удержание суммы долга из доходов должника в соответствии с действующим законодательством, с периодичностью или до удержания суммы, указанной в исполнительном документе, ежемесячно. Удержанные суммы могут выдаваться лично взыскателю или направляться ему почтовым отправлением по адресу, указанному в исполнительном документе, с обязательным указанием размера заработной платы должника и периода, за который взысканы суммы. Перевод и перечисление денежных средств, производится за счет должника.

Если должник изменит место работы, учебы, место получения пенсии и иных доходов, лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные доходы, обязаны незамедлительно сообщать об этом судебному приставу-исполнителю либо взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.

Следует подчеркнуть, что в случае нарушения законодательства об исполнительном производстве, выразившегося в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, предоставления недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа, руководитель организации и лица, выплачивающие должнику заработную плату и иные доходы, могут быть привлечены к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.

Следовательно, в рамках исполнительного производства установлен обязательный порядок обращения взыскания на заработную плату, пенсию или иные доходы должника.

Литература

I. Нормативно-правовые акты

1. Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 года (в СССР начала действовать 26 июля 1967 г.). // Собрание постановлений Правительства СССР, 1967. – № 20.

2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета. – № 197. – 25 декабря 1993 года. (с изменениями на 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ

3. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ. // Российская газета, 2001, № 256. (с изменениями на 15 февраля 2016 года № 30-ФЗ

5. Федеральный закон "О судебных приставах" от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ // Российская газета, 1997, № 149. (с изменениями на 30 декабря 2015 года № 425-ФЗ

6. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ. // Российская газета, 2007, № 223-ФЗ. (с изменениями на 30 декабря 2015 года № 444-ФЗ

Научная и учебная литература

1. Алексеевская Е.И. Судебные акты надзорной инстанции. – М.: Юстицинформ, 2012. – 120 c.

2. Вдовина Ю.Г. Исполнительное право. Учебный курс (учебно-методический комплекс). – М., 2010. – 164 с.

3. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор и отраслевая идентификация сферы исполнительного производства // Исполнительное право. – 2012. – № 2. – 139 с.

4. Воронов Е.Н. Организация принудительного исполнения судебных актов в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Воронов Е.Н.; [Рос. акад. правосудия]. – М., 2010. – 96 с.

5. Вышинский А. Я. Судебные речи. Государственное издательство юридической литературы – Москва, 2012. – 564 c.

6. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов. Издание 9-е, переработанное и дополненное/под ред. К.Ф. Гуценко. – М.: ИКД "Зерцало-М", 2010. – 496 с.

7. Карабчевский Н. П. Судебные речи. Юрайт – Москва, 2013. – 568 c.

8. Миронова К.А. Система контроля и надзора в исполнительном производстве // Закон и право. – 2013. – № 4. – 198 с.

9. Медведев М. Ю., Насонов А. М. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора; Юстицинформ – Москва, 2012. – 224 c.

10. Никифорюк Е.О. Исполнимость как требование к судебным актам // Исполнительное право. – 2013. – № 1. – 241 с.

11. Правовой центр поддержки москвичей

12. Чекмарева А.В. Исполнительное производство в условиях модернизации правовой системы России // Соврем. право. – 2010. – № 3. – 272 с.

13. Чобанян А.Г. Прокурорский надзор в сфере исполнения законодательства об исполнительном производстве // Закон и право. – 2011. – № 11. – 195 с.

14. Молчанов В.В. Основы теории доказательств в гражданском процессуальном праве// Учебное пособие.-М.: ИКД "Зерцало-М", 2012-с.360