Использование малого фольклора в развитии речи детей.
Использование малого фольклора в развитии речи детей
- Поручения как средство воспитания у детей среднего дошкольного возраста положительного отношения к труду
- Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
- Методы развития диалогической речи для формирования связной речи
- Воспитание физических качеств у детей
- Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
- Взаимодействие ДОУ и семьи
- Воспитание наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями
Развитие речи детей в исследованиях психологов и педагогов
Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к следующему выводу: "Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи". Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка [5].
В исследованиях чётко выделены три основных направления разработки психолого – педагогических проблем развития речи дошкольников и совершенствования содержания методов обучения родному языку.
Во – первых, структурное (формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, грамматического); во-вторых, функциональное (формирование навыков владения языком и его коммуникативной функции: развитие связной речи и речевого общения); в-третьих, когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Все три направления взаимосвязаны, так как развитие осознания речевых и языковых явлений включается в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников [11].
В исследованиях первого направления (Ф.А. Сохин, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Э.А. Федеравичене, А.Г. Тамбовцева, М.С. Лаврик, Г.И. Николайчук, Л.А. Колунова, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева) установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Так, работа над словарем оказывает подлинное развивающее воздействие, если она не ограничивается его расширением, а включает углубление понимания значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями слов (синонимия, антонимия). В совершенствовании грамматического строя речи в качестве основной задачи выступает не преодоление разнообразных грамматических ошибок в речи детей, а формирование языковых обобщений. Оно строится на обучении детей образованию новых слов, в ходе которого активно усваиваются средства и способы словообразования. Наряду с этим важно и обучение использованию в высказываниях языковых средств, накапливающихся при слушании и понимании детьми речи взрослых.
В исследованиях второго направления (Л.В. Волошина, Г.Я. Кудрина, О.С. Ушакова, А.А. Зрожевская, Н.Г. Смольникова, Е.А. Смирнова, Л.Г. Шадрина, Е.В. Савушкина, М.В. Ильяшенко и др.) авторы стремились найти более четкие критерии связности речи, чем просто логичность, последовательность и т.п. В качестве основного критерия связности было принято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания. Путь, по которому должно идти развитие речи в целях формирования у детей способности строить связное и развернутое высказывание – это путь ведет от диалога между взрослым и ребенком к произвольной и осознанной монологической речи самого ребенка.
Исследования третьего направления (Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова, Г.А. Тумакова) были направлены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят.Эти исследования показали, что осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к овладению грамотой и самое главное – закладывают основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешного обучения.
В целом исследования показали, что система обучения по разработанной методике приводит к большим сдвигам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У детей формируется высокая культура речи и тенденция к ее саморазвитию, повышаются точность и выразительность. Рассмотренные исследования находятся в русле работ, которые опровергают распространенную точку зрения на развитие речи как на процесс, целиком основанный на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка ребенком. Они убедительно доказывают, что в основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности.
Трудно переоценить тот вклад, который внесли исследователи в становление науки о развитии речи. Назовем лишь те направления исследований, которые легли в основу современной методики развития речи дошкольников.
Большое значение работе с живым словом придавала Е.А. Флерина, считая, что "рассказывание самих детей развивает мышление ребенка и навыки речи". Она подчеркивала: "Как в вопросах содержания, так и в формах словесного материала совершенно необходимо учитывать особенности восприятия детей разного возраста". При этом особое значение Флерина придавала образности речи, чтобы словесный материал вызывал в воображении ребенка ясные представления, четкие образы и затрагивал его эмоционально. Разговор с ребенком дает возможность индивидуального воздействия на него, чтобы установить с ним контакт и влиять на развитие его речи. Разработанная ею методика проведения бесед широко используется в практике работы дошкольных учреждений как для расширения представлений и знаний об окружающей их жизни, так и для развития диалогической формы речи. Большой вклад в разработку проблемы развития связной речи внесла A.M. Леушина, которая предлагала "вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того, чтобы, опираясь на них, развивая то, что уже имеется в детской речи как прогрессивные тенденции, развития, обеспечить планомерное движение вперед – в тесной и неразрывной связи с развитием личности ребенка в целом". Ею были разработаны методические рекомендации, непосредственно касающиеся обучения детей творческому рассказыванию.
В работах Ф.А. Сохина проблема речевого воспитания, в том числе и вопросы развития связной речи, получила новое направление. Прежде всего Ф.А. Сохин четко обосновал необходимость формирования осознания явлений языка и речи – это положение стало стержневым во всех исследованиях, относящихся к решению любой задачи речевого развития. Он считал, что "связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком: в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя".
А.П. Усова, разработавшая теоретические основы обучения дошкольников, доказавшая необходимость обязательной программы для детского сада и занятий как формы обучения, писала, что обучение родному языку является важнейшей задачей детского сада, так как оно играет большую роль в формировании мышления.
Вместе с А.П. Усовой проблему развития речи разрабатывали Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьева.
Все педагогические исследования, относящиеся к вопросу развития речи, обращаются к наследию Ушинского, так как ему принадлежат произведения подчёркивающие роль родного языка в воспитании ребёнка. Широко известны мысли Ушинского о роли народного творчества. Он отмечал, что малые формы фольклора помимо воздействия на развитие ума, помогают развитию чутья к образности родной речи, красочности и меткости языка [12].
Подводя итог, можно сказать, что проблема развития речи издавна интересовала многих исследователей. У каждого из них мы находим свое понимание проблемы обучения рассказыванию, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития речи, вместе с тем все исследователи единодушно подчеркивают роль специального воспитания в становлении и развитии речи детей дошкольного возраста.
Особенности развития речи детей среднего возраста
В среднем дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функции (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).
Сравнивая речь среднего и младшего дошкольника, А.В. Запорожец, отмечал, что и по содержанию, и по своему строению речь первого сложнее. Ребенок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное употребление определений. Изменение в строении речи (подчинение предложений в соответствии с характером описываемых явлений), это связано с появлением рассуждающего, логического мышления. Вместе с тем в речи ребенка сохраняются черты предыдущего этапа развития: в рассказывании ребенок часто пользуется указательными местоимениями "этот", "там"; встречаются и самые разнообразные ошибки в звуковом оформлении высказывания [4].
В педагогических исследованиях, посвященных развитию речи детей среднего дошкольного возраста, рассматриваются разные аспекты их овладения родным языком. Г.М.Лямина, анализируя использование языковых средств в высказываниях детей средней группы детского сада, подчеркивает роль всех сторон речи в становлении связной монологической речи.
С одной стороны у детей пятого года жизни отмечается особая чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны несовершенство произношения многих звуков.(Е.И. Радина, М.М. Алексеева, А.И. Максаков, Г.А. Тумакова) [3].
В возрасте 4-5 лет происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. В то же время ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в общении со взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность. Ситуативная речь присутствует у детей среднего возраста в рассказах на темы из своего быта, при пересказе с введением картинок.
Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры. В развитие звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Именно на пятом году жизни у ребенка совершенствуются элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания: темп, дикция, сила голоса и интонационная выразительность. Кроме того, благоприятными источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки). Поэтому развитие речи дошкольников, обучение их родному языку исследователи тесно связывают с решением задач формирования художественно – речевой деятельности. Так, использование пересказа фольклорных и литературных произведений с целью формирования у дошкольников умения строить связное монологическое высказыние включает ознакомление детей с художественно выразительными средствами литературного текста (сравнениями, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем овладение этими речевыми художественно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений, которое сохраняет свой эмоционально-непосредственный характер. Таким образом, у ребенка формируется осознанное отношение к речи, которое проявляется в выборе речевых изобразительно – выразительных средств для создания художественного образа.
Включение малых жанров фольклора потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр, русских сказок помогает развивать у детей фонематический слух, так как в них используется особое сочетание звуков, исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на заданный звук [16].
В среднем дошкольном возрасте дети знакомятся с произведениями разных литературных жанров (рассказами, стихотворениями, малыми формами поэтического фольклора), их художественными достоинствами, учатся понимать значение образных выражений и целесообразность их использования в тексте. Специальные задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности значительно влияют на развитие образной речи. Разнообразные упражнения и задания на материале поговорок, пословиц, загадок развивают поэтический слух дошкольников и подводят детей к использованию средств художественной выразительности в самостоятельном словесном творчестве.
Выразительно – изобразительные средства художественной литературы и фольклора:
Большую роль в создании выразительности художественного произведения выполняют стилистические средства выразительности. Среди них своей художественностью выделяется метафора. Она основана на переносе наименования по сходству. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Метафора выделяется своей оригинальностью и необычностью. Она вызывает эмоциональные ассоциации, помогает глубже осознать или представить событие, явление, предмет. Именно метафора дает возможность ребенку воспринять понятие, сделать его вещественным, наделить его определенными качествами.
Распространенной разновидностью метафоры является художественное олицетворение. Оно встречается в сказках, песнях, легендах. Именно в этих жанрах фольклора животные и предметы персонифицируются чаще и приобретают способность говорить и действовать как люди. Встречается персонификация и в литературных сказках, сочиненных писателями специально для детей дошкольного возраста.
Еще одной разновидностью метафоры, которая поэтизирует детскую речь, является гипербола. Нарушение в содержании произведения реальных пропорций и взаимоотношений, которое создается гиперболой, вызывает у дошкольников юмористические представления и образы.
Образное направление в произведениях литературы и фольклора имеет и такое средство выразительности, как сравнение. Оно позволяет более конкретно, ярко и точно охарактеризовать один предмет или явление при помощи другого. Чаще всего сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
Яркость и образность мысли передает в произведениях художественной литературы и фольклора эпитет. С его помощью речь приобретает свою высокую эстетическую функцию. Эпитет позволяет ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащает содержание высказывания. Он помогает точнее нарисовать портрет литературного или сказочного персонажа. В научной литературе выделяют три типа эпитетов: – общеязыковые (постоянно употребляются в литературном языке, имеют устойчивые связи с определяемым словом: трескучий мороз, быстрый бег); – народно – поэтические (употребляются в устном народном творчестве: чистое поле, серый волк);
-идивидуально – авторские (создаются авторами: голубая радость (А.Куприн)).
Под воздействием выразительных средств художественной литературы развивается эстетика речевой культуры дошкольника. Дети овладевают искусством устной речи. Вместе со связностью у дошкольников развиваются такие коммуникативные качества речи, как выразительность и образность.
Пятый год жизни – период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко и др.).
Развивая речь детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что правильность нашей речи, точность языка, умелое использование слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова.
Литературный репертуар по жанрам для детей среднего возраста
Художественная литература является мощным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Однако в программе художественное произведение рассматривается как самоценность, и материал по приобщению детей к художественной литературе выделяется в отдельный раздел. В средней группе следует ежедневно читать детям знакомые и новые произведения: на занятиях и вне их (перед выходом на прогулку, на прогулке, перед сном и т. д.).
Ребенок четырех лет – это уже "потребитель" всевозможной информации, фантазер и мастер потрясающих выводов и обобщений, любознательный слушатель.
Литературный репертуар для детей этого возраста отличается разнообразием жанров, тем, сюжетов. Значительное место занимают произведения малых фольклорных форм. Объемнее стали песенки, потешки, сложнее их язык: "Дед хотел уху сварить…", "Барашеньки крутороженьки…", "Лень-потягота…" и т.д. В программный репертуар включены заклички ("Иди, весна, иди, красна"), считалки, загадки, скороговорки. Отгадывать загадки дети ещё плохо умеют, но старательно запоминают и проговаривают их.
Выбирать ведущего с помощью считалки (это новое приобретение возраста) дети могут только при участии взрослого. Ребенок вместе с педагогом медленно проговаривает текст, а воспитатель в такт каждого воспроизведенного слова слегка касается рукой очередного игрока.
Умение проговаривать скороговорки только начинает формироваться. Неудачи пока не огорчают, а веселят детей, потому что воспроизвести скороговорку, не сбившись, не исказив ее слова, не получается.
Объемнее и сложнее стали сказки. В этом возрасте детям доступны сказки о животных, которые выступают носителями определенных качеств: лиса умна, хитра и артистична; заяц бахвал и воображала. Но эти качества характеризуют и людей: "Сказка ложь, да в ней намек!". Постепенно дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности.
Для чтения и рассказывания детям рекомендованы, как русские народные сказки о животных (в обработке М. Булатова, О. Капицы, И. Карнауховой, В. Даля, И. Соколова-Микитова и др.), так и зарубежные ("Три поросенка", английская; "Бременские музыканты" (из сказок братьев Гримм, немецкая); "Колосок", украинская; "Хитрая лиса", корякская; "Травкин хвост", эскимосская и т. д.).
Среди программных произведений есть басни Л. Толстого (по Эзопу).
Достойную репертуарную нишу занимают литературные сказки отечественных и зарубежных авторов: "Воробьишко" М. Горького, "Сказка про Комара Комаровича…" Д. Мамина-Сибиряка, "Огниво", "Стойкий оловянный солдатик" X.К. Андерсена и т.д.
Детям рекомендуется читать главы из "толстых" книг: "В медвежачий час" Г. Цыферова, "Винни-Пух и все-все-все" А. Милна, "Мафин и его веселые друзья" Э. Хогарт, "Приключения в лесу Елки-на-Горке" М. Эгнера и других авторов.
В репертуаре много интересных рассказов – о животных (В. Вересаев "Братишка"; С. Воронин "Воинственный Жако"; Е. Чарушин "Лисята", "Воробей") и о детях (М. Зощенко "Показательный ребенок"; Л. Пантелеев "На море"; С. Георгиев "Бабушкин садик" и др.).
Специально предусмотрено знакомство дошкольников с историями о маленьких человечках (гномик, домовенок), похожих на самих детей, но менее самостоятельных и знающих, а потому нуждающихся в сочувствии умных и находчивых ребят (А. Балинт "Гном Гномыч и Изюмка"; Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей").
Воспитателям предлагается широкий выбор художественных произведений для чтения на занятиях, в повседневной жизни, для проведения спектаклей, праздников.
В ходе работы с детьми средней группы особое внимание следует обратить на задачу формирования у них способности сопереживать при восприятии литературного произведения и личностного отношения к нему. Этому способствует точное и выразительное прочтение произведения воспитателем. Но прежде чем знакомить детей с произведением, педагог должен проанализировать его.
Условно можно выделить три аспекта анализа:
Содержательно-методический. Воспитатель должен определить, что ребенок сможет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы он понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и в дальнейшем старался подражать им в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками.
Языковой. Этот анализ предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых будет способствовать тому, чтобы язык художественной литературы стал достоянием речи ребенка.
Исполнительский. Педагог должен поупражняться в выразительном прочтении произведения.
Дети эмоционально реагируют на описываемые события, но это не значит, что они все понимают правильно. Так, многие из них считают, что заяц в сказке братьев Гримм "Заяц и еж" лучше, чем еж. Еж – обманщик, а это плохо. Ответы на вопрос: "А разве заяц сам себя не наказал и разве не надо воспитывать грубиянов и невежд?" – были самыми разными. Но мнение о зайце – страдальце изменяется, как только воспитатель еще раз зачитывает начало сказки, где заносчивый заяц насмехается над ежом.
При любых разногласиях между детьми следует обращаться к тексту. Необходимо учить дошкольников размышлять и пересматривать первоначально высказанную точку зрения, пытаясь аргументировать ее.
Известно, что пятый год жизни – чрезвычайно благоприятный возраст для развития языкового чутья. Одним из условий его формирования является доступный ребенку анализ произведений с точки зрения образности и выразительности речи.
В процессе чтения воспитателю следует выделять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Однако для того, чтобы они стали достоянием речи детей, необходимо предоставить им возможность произнести, проговорить их. Например, воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают: "Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы… ( собирать ), венки… ( плести ), песни… ( петь ), хороводы… ( водить ). Только одной Снегурочке… ( по-прежнему не весело )". ("Снегурочка", русская народная сказка, обр. А.Н. Толстого.) Или: "Темный лес что… ( шапкой ) принакрылся… ( чудной ) и заснул под нею… ( тихо, беспробудно )". (И. Суриков. "Зима".)
Подобный анализ учит детей, слушая произведение, не только следить за ходом событий, но и радоваться интересным словам и выражениям. "Прочитайте, – просят они, прослушав "Федорино горе" К. Чуковского, – как коза выпучила глаза, только там другое слово" ("растопырила").
Понять, прочувствовать образность языка детям помогают и физкультурные паузы. Например: "И впрямь находчивый этот Жихарка, -восхищается педагог. – Сообразил, как перехитрить лису. Та на лопате свернулась в кольцо, лапки спрятала, хвостом накрылась". Воспитатель предлагает детям показать (на ковре), как лиса свернулась в кольцо и спрятала лапки. Дети обычно находятся под впечатлением от прослушанного и хотят, чтобы им прочитали произведение еще раз, но за неимением времени воспитатель вынужден ограничиваться выборочным чтением, поэтому уже с начала года желательно привлекать дошкольников к выбору отрывков для повторного чтения. В начале года дети обычно называют персонажа ("Прочитайте про заиньку-паиньку"), но со временем они уже способны формулировать суть отрывка ("Повторите про то, как Айболит чуть не погиб в пути"). Выбор отрывка – трудная, но чрезвычайно полезная для детей деятельность. Она помогает им разобраться в прочитанном педагогом произведении. Воспитателю же это дает возможность проанализировать, как оно воспринято и осмыслено.
В средней группе для заучивания предлагаются небольшие динамичные стихи, часто юмористического содержания. И все-таки, чтобы запомнить стихотворение и понять, как его выразительнее прочитать, детям нужны пояснения воспитателя. Их необходимо сочетать с упражнениями в индивидуальном декламировании тех или иных строчек стихотворения, выражающих логически завершенную мысль. Ни в коем случае нельзя заучивать стихи хором.
Поэтапный анализ стихотворения в сочетании с упражнениями на запоминание и выразительное чтение следующих друг за другом логически завершенных отрывков требует времени, но именно такая работа позволяет повысить умственную активность детей, обеспечивает осмысление текста. А главное – упражнения в декламации воспринимаются детьми как приятное времяпрепровождение.
Для того чтобы порадовать детей и проверить, не забыли ли они знакомые сказки, рассказы, стихи, проводятся литературные викторины (литературные калейдоскопы).
Во всех возрастных группах следует периодически проверять, насколько хорошо дети знают программные произведения. При проведении контрольного среза следует избегать таких вопросов, как: "Какие сказки (рассказы) ты знаешь? Назови их", "Какие стихи ты помнишь?" Целесообразно, ориентируясь на перечень произведений для той или иной возрастной группы, взять выборочно 5–6 произведений разных жанров и напомнить детям начало произведения или отрывок из него. Если ребенок знает сказку (рассказ), то вспомнит ее название (в своей редакции) и содержание. Если речь идет о стихотворении, то взрослый должен начать читать его сам, а затем предложить ребенку продолжить декламацию [13].
Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей среднего дошкольного возраста
Житейские правила и приёмы воспитания – первые законы, с которыми ребёнок встречается в своей жизни. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали неписанными законами воспитания. В устном народном творчестве выражен вековой опыт воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении народные сказки и афоризмы несут в себе бесценную мудрость. Поговорки, пословицы и сказки оказывают воспитательное воздействие не сами по себе, а при условии, если педагоги и родители личным примером поддерживают принципы выраженные в них. Как примеры кратких и метких выражений поговорки и пословицы можно использовать и в целях развития речи [17].
В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова. Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых; ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола "баять, баить" – говорить. Старинное значение этого слова – "шептать, заговаривать". Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим "героем" кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.
Пестушки – небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые детские сознательные движения ("Идет коза рогатая…" и т.д.) Согласно правилам народной педагогики, для того, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы бодрствования радостные эмоции. Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.
Потешки. Их главное назначение – подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры. Их начинают применять на втором году жизни ребенка, когда у него уже имеется первичный словарь. В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом. Роль потешек – в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.
Сменяют потешки, прибаутки. Это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Своим содержание они напоминают маленькие сказочки в стихах. Как правило, в прибаутке дана картина какого – либо яркого события, стремительного действия. Это отвечает деятельностной натуре ребенка, его активному восприятию действительности.
Небылицы – особый вид песен с шутливым текстом, в котором намеренно смещаются реальные связи и отношения. Основаны они на неправдоподобии, вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности. Юмор становится педагогикой.
Дразнилки – форма проявления детской сатиры и юмора. Дразнилки – вид творчества, почти всецело развитый детьми. Нельзя сказать, чтобы у него не было своего "предка" в творчестве взрослых. Раздоры, столкновения, вражда, кулачные бои, настоящие драки, когда один "конец" деревни шел на другой, были постоянным явлением старого быта. Взрослые давали друг другу прозвища, клички, отмечавшие мнимые и действительные недостатки.
В каждой дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы. Часто дразнилки осуждают ябедничество, обжорство, лень и воровство. Однако в самой детской среде обычай дразнить вызывал протест. Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором – потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах – в дразнилках. Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, выразить свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде. Без дразнилки игра и жизнь ребенка утрачивают вкус, справедливость [10].
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова: На дворе – трава, на траве – дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать. Трудно решить, кто творец этих скороговорок – дети или взрослые. Некоторые из них вряд ли созданы детьми. Скороговорка чаще всего представляет картинку знакомых реалий повседневного быта. Каждое действие, указание, определение в скороговорке имеет смысл. Следующая удивительная особенность скороговорок – ее сложная ритмика. Каждый звук, звукосочетание и слово в скороговорке подчиняется ритму, и создают ритм [9].
Удивительно поэтичны русские загадки, просто и красочно повеству-ющие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них – богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета. Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Метко определил загадку сам народ: " Без лица – в личине". Предмет, который загадан, "лицо", скрывается под "личиной" – иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком. Поэтому каждая загадка для отгадывающего – это своеобразное испытание на сообразительность [2].
Пословицы и поговорки представляют собой лаконичные, выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости. Пословица – краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический социально – бытовой опыт, ярко и углубленно характеризующее разные стороны жизни и деятельности человека, а также явления окружающего мира. Поговорка – краткое, образное изречение (или сравнение) для которого характерна незавершенность высказывания. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Пословицы и поговорки, обращенные к детям, могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Краткое изречение, полное мудрости и юмора, запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад" [8]. Поговорка сходна с пословицей, но поговорка не является полным суждением. Поговорка – часть суждения, часть предложения. Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка – только цветочек, яркое выражение, а пословица-ягодка: это законченное предложение [14].
Сказки. Трудно себе представить мир ребенка без сказок: "детство" и "сказка" – понятия неотделимые. Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики. В сказочном эпосе различают следующие жанровые разновидности: сказки о животных, сказки на бытовые темы, волшебные сказки. В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определять свое место в жизни, усваивать морально – этические нормы поведения в обществе. Сюжет сказок разворачивается стремительно, а счастливый конец сказки соответствует жизнерадостному мироощущению ребенка. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью [6]. Читая сказку, мы сочувствуем положительным героям, а дочитав до конца радуемся – ведь всё закончилось хорошо. Можно смело утверждать, что сказки помогают нам открыть в себе самые лучшие черты и избавиться от недостатков [15].
Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Во всех народных играх проявляется характерная для русского человека любовь к веселью, удальству, чести, соревновательный задор, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, а также смекалка, выдержка, находчивость, выдумка и сила воли. Народные игры, содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. В процессе игр – забав, считает Т.Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика [7].
Считалка тесно связана с народной игрой. Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру, разделить роли, установить очередь для начала игры. Считалка – рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма.
Русская народная песня предлагает ребенку обширный круг поэтических ассоциаций. Белая береза, шумящая на ветру, разлившаяся весенняя вода, белая лебедушка. Все эти образы становятся основой поэтического взгляда на мир, проникнутого любовью к родной природе, родной речи, Родине.
Изучение языка своего народа, овладение всем богатством фольклора -один из важнейших, магистральных путей духовного возрождения России,
но кроме этого дошкольников необходимо знакомить и с творчеством других народов (сказками, песенками, пословицами, играми и т.д.). В фольклорных произведениях должны найти отражение как специфические черты национального искусства, так и общие с творчеством других народов. Для этого необходимо подбирать сказки, пословицы, поговорки, наиболее ярко отражающие особенности содержания (быта, обычаев, нравственных принципов, традиций) и формы (композиция, выразительные средства и др.) Таким образом, дети будут приобщаться к культуре не только своего народа, а также к культуре других народностей.
Методика ознакомления дошкольников с фольклором на занятиях и в других видах деятельности
Традиционно принято выделять две формы организации работы с фольклором в детском саду:
1. Чтение и рассказывание на занятиях:
- одного произведения;
- нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов (две сказки о лисичке);
- объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусств;
- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (с игрушками, разными видами театра, диафильмами, кинофильмами);
- чтение как часть занятия по развитию речи или ознакомлению с окружающим.
2. Использование вне занятий, в разных видах деятельности (рассказывание вне занятий, уголок книги, вечера сказок, фольклорные праздники, мини-музеи сказок и т.д.).
Методика ознакомления с фольклором на занятиях.
Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами – необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо.
При ознакомлении с малыми фольклорными жанрами воспитателю следует обратить внимание на следующее:
1. Можно использовать предметы народно-прикладного искусства и русские народные музыкальные инструменты.
2. Использование потешек, поговорок и т.д. только тогда обеспечивает систематический подход к ознакомлению с окружающим миром, когда их содержание ориентировано на человека, виды его деятельности и конкретные действия (умывание, одевание, танцы и т.д.). Они должны как можно чаще звучать в речи педагога.
3. Необходимо широко использовать наглядный материал (чем младше ребенок, тем чаще он используется: игрушки, картинки, пособия и т.п.), с помощью которых создается развернутая картина действий и их результата. Показ может быть фрагментарным или полным. Инсценирование произведения с помощью наглядных средств помогает добиться наилучшего понимания содержания. Во время чтения произведения делают динамический акцент на фрагментах текста ("масляна головушка" – приводят в движение именно эту часть игрушки и т.п.).
4. В ходе инсценирования и прослушивания текста следует поощрять и стимулировать действенное участие ребенка: например "позови петушка".
5. Эмоциональным изложением произведения нужно побуждать детей к познавательной деятельности: сюрпризность появления, интонационная выразительность речи. Нужно обратить внимание ребенка на то, что один и тот же персонаж может быть разным в разных произведениях.
6. Важно следить, чтобы ребенок не потерял нить понимания произведения в целом.
7. Обязательное правило – неоднократное полное прочтение произведения. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным процессом, чем первое знакомство.
8. Повторение произведения в несколько измененной форме. Меньше внимания педагог должен уделить ознакомительной части и больше – возможности освоить, запомнить и воспроизвести текст.
Методика ознакомления с пословицами и поговорками. Воспитатель должен следить за умелостью и правильностью употребления пословиц и поговорок как в своей речи, так и в речи детей. Чтобы добиться правильного понимания детьми обобщенного значения этих видов малых фольклорных форм, необходимо всю работу проводить в два этапа:
1. Первоначально пословица или поговорка дается вне контекста – для того чтобы выяснить, понимает ли ребенок содержание и значение ее, знает ли, когда ее следует употреблять.
2. Затем пословица или поговорка предлагается в контексте небольшого рассказа. Можно проверить понимание обобщенного значения пословиц и поговорок, предложив детям задание: придумать сказку, рассказ, речевую ситуацию, где один из героев мог бы уместно использовать данную пословицу или поговорку. Когда у детей накопится некоторый запас пословиц и поговорок, можно предложить им подобрать пословицы, соответствующие содержанию и идее определенной сказки.
Методика ознакомления со сказками
1. Сказку ребенку надо рассказывать, а не читать. И рассказывать неоднократно. Необходимо художественно, артистично воссоздать образы персонажей, передать и моральную направленность, и остроту ситуации, и свое отношение к событиям.
2. Для того, чтобы дети слушали сказку внимательно, надо их подготовить к этому. Можно использовать следующие приемы:
- показать сказку с помощью игрушек (настольный театр);
- использовать присказку, причем новую сказку лучше начать знакомой присказкой, а уже слышанную сказку – присказкой новой, интересной.
3. Алексеева М. М., Яшина В. И. предлагают использовать словесные методические приемы в сочетании с наглядными:
- беседы после ознакомления со сказкой, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;
- выборочное чтение по просьбе детей;
- рассматривание иллюстраций, книг;
- просмотр диафильмов, кинофильмов после знакомства с текстом;
- прослушивание записи исполнения сказки мастерами художественного слова.
4. При рассказывании сказки рекомендуется использовать моделирование. Замещенными объектами становятся герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например крокодил, а какой солнышко. Когда процесс выбора заместителей освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета
5. Заканчивать сказку можно известными концовками: "Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец", цель их использования – дать ребенку понять, что сказка закончилась, и отвлечь его от фантастического. Концовками могут служить и подходящие к содержанию сказки пословицы, это закрепит впечатление об услышанном и научит ребенка к месту употреблять образные народные выражения.
6. Р. Халикова раскрыла своеобразие приемов влияющих на нравственное, патриотическое, интернациональное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором:
- образное восприятие пословиц, сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом русского народа и народа других национальностей.
- включение в беседу по сказкам вопросов, ответы на которые требуют акцентирования на нравственных качествах героя.
- использование метода сравнения национальных фольклорных произведений, что дает возможность не только формировать определенные представления о характерных национальных особенностях устного творчества, но и воспитывать глубокий интерес к анализу этих особенностей, понимание ценности фольклора каждого народа; детей следует подводить к пониманию того, что разные народы в сказках одинаково оценивают поступки персонажей.
- использование метода сравнения современной жизни с изображенной в сказках.
7. Необходимо после занятий создать условия для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание сказок, загадок, рисование на темы любимых сказок, их драматизация
Методика ознакомления с загадками:
1. На начальном этапе учить детей воспринимать образное содержание загадок, объяснять их.
2. Затем обратить внимание на сочный, колоритный язык загадки, формировать умение понимать целесообразность использования выразительно-изобразительных средств. Для этого можно предложить детям для сравнения две загадки, спросить какая из них двух им больше понравилась и почему. Предложить подобрать определение к слову, которое обозначает отгадку.
действительности.
Методика работы с фольклором при организации различных видов деятельности
В дошкольном детстве, как известно ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы. Фольклор широко используется в играх-драматизациях. Драматизируя песенку, потешку, а в дальнейшем и сказку, ребенок пользуется их языком. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается "гармонией русского слова", о чём говорил Белинский. Ребёнок связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию произведений устного народного творчества детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к этому всех детей.
Технология использования сказки в играх-драматизациях:
1 этап – знакомство со сказкой (рассказывание, беседы, просмотр диафильмов, видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций);
2 этап – знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные и дидактические игры с персонажами сказок и т.п.);
3 этап – отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности;
4 этап – подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывание сюжета сказки
Устное народное творчество можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию:
– двигательно – творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества; сюжетные физкультурные занятия с "вкраплением", "вплетением" элементов сказки (проводятся в форме "двигательного" рассказа);
- театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций; музыкально-ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий;
- игровые физкультурные занятия (используются народные игры и игры со сказочными героями);
– интегрированные физкультурные занятия, сочетающие фольклор и физические упражнения.
При организации двигательной деятельности детей необходимо использовать народные игры, которые влияют не только на физическое развитие детей, но и по словам Е.А. Покровского: "…детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания"
Можно выделить некоторые особенности характерные для организации и проведения народной игры:
- Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка, жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении легко запоминают зачин.
- При объяснение сюжетной народной игры воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют фольклорные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Народные праздники всегда связаны с игрой, поэтому и в содержание праздников в детском саду включаются разнообразные народные подвижные игры, а разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Ни один фольклорный праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах, исполнения под их аккомпанемент песен, плясок.
Широко используются и сценки, кукольный театр по народным песенкам, потешкам, сказкам. Основным отличием народных драматических действ (игры, хороводы, сценки) является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Большое внимание должно быть уделено костюмировке, использованию декораций.
Выводы
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Мыслительная деятельность невозможна без речи. Ребенок учится правильному произношению и правильному пониманию обращенной к нему речи, значительно увеличивается ее словарный запас, он овладевает верным употреблением грамматических конструкций родного языка. Из ситуативной речь перерастает в контекстную, связную, а затем в объяснительную. Ребенок овладевает речью практически, не осознавая ни закономерностей, которым она подчиняется, ни своих действий с ней. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать. Слово – материальная оболочка мысли. Однако этот тезис справедлив в том случае, если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета, который это слово обозначает. Если ребенок слышит в речи взрослых или сам использует слова, за которыми не стоят образы, мыслительной деятельности не происходит.
После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. Таким образом, слово удваивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствие. Это расширяет границы его познавательной деятельности: он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора (художественное произведение, рассказ взрослого, объяснение).
На этапе среднего дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить чётко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет и т.д.
Использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Литература
1. Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3 издание испр. и доп. М.:Мозаика – Синтез 2016 – 368 с
2.Галанина Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика 2008 – №5 с.32
3.А.И. Максаков. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Мозаика – Синтез 2007
4.З.Н. Павлова. Развитие связной речи и обучение составлению описательного рассказа. Молодой учёный 2012
5.Н.В. Новоторцева, Т.В. Башаева, Н.Н. Васильева. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника Ярославль Академия развития 2011- 480с
6.Пидручная С. Сказки за безопасность детей Дошкольное воспитание 2008- №2 127 с
7. Павлова Л.Н., Развитие речи детей. Педагогика и воспитание 2007- 304 с.
8.Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Mеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, Декабрь 2014 г.).
9. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры: учебно-методическое пособие / Г. М. Лунина – М.: Радуга, 2005. -128 с. 8.
10. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий / В. П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008. – 181 с.
11.О.С. Ушакова, Е.М. Струнина "Методика развития речи детей дошкольного возраста" Уч.- метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Владос 2010 – 287 с
12. О.С. Ушакова "Теория и практика развития речи дошкольника" М;ТЦ Сфера, 2008
13. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду средняя группа – М.: Мозаика – Синтез, 2014 – 80с
14. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: АСТ, 2007. – С. 22.
15.В.Г. Дмитриева 1000 сказок, басен, загадок о животных Сова, 2008- 480с
16.А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева "Звуковая культура речи/ в кн. Развитие речи детей дошкольного возраста/ под ред. ФА. Сохина М.: Мозаика – Синтез, 2009 с 152-167
17. Юдаева М.В. Хрестоматия для средней группы