Значение досуга в развитии культуры

Значение досуга в развитии культуры.

Статьи по теме
Искать по теме

Сегодня культурный досуг и развлечения стали неотъемлемой частью нашей жизни. Телевидение, радио, театры, кинотеатры, Дворцы и Дома культуры, спортивно-развлекательные комплексы – все это важные составляющие части отечественной индустрии развлечений.

Одна из ведущих тенденций развития современной цивилизации связана с усилением роли досуга в духовной жизни общества и сохранении здоровья его членов. Чем более быстрыми оказывались темпы научно-технического и социального прогресса, тем более интенсивно шел процесс перемещения производительных сил из сферы материального производства в сферу быта и досуга. Осознавая, что сложившаяся к началу третьего тысячелетия организация труда и система образования не могут достаточно эффективно решать кардинальные проблемы нравственно-эстетического формирования личности, ведущие страны мира пошли по оправдавшему себя пути реализации рекреативно-развивающего потенциала досуга. И правомерно, что ныне величие государства в значительной мере определяется долей совокупного национального продукта, вложенного в эту сферу бытия.

С начала XXI века наблюдается существенный рост значимости досуга как общественной ценности. Свободное время по своему объему начинает превышать время труда. Резервы воспитательного воздействия общества на личность в этой связи перераспределяются, и досуг ныне превратился в столь же важную сферу формирования личности, какими традиционно выступали прежде учеба и труд. Досуг приобретает все большую субъективную ценность для людей, ибо обладает широкими возможностями для самореализации личности, для удовлетворения ее многообразных потребностей и интересов. Однако по своей организации он заметно отстает от труда. Научным обеспечением труда общество занималось на протяжении тысяч лет, а научная организация досуга вошла в орбиту интересов ученых и практиков сравнительно недавно.

За последние годы активность людей в сфере досуга приобрела новое качество. Наблюдается небывалое прежде расширение видов, форм, всего диапазона самодеятельной досуговой деятельности. Характерно, что если прежде досуг четко дифференцировался в индивидуально-семейные (домашние) и обобществленные (клубные) формы, то ныне возникла огромная по своему объему и богатая по структуре досуговая деятельность людей, осуществляемая вне сложившихся традиционных рамок. При этом практика показывает, что неформальная система организации досуга охватывает значительно большее число людей, чем формальная. Неорганизованный досуг по сравнению с организованным оказался несравненно более гибким, динамичным и оперативно реагирующим на складывающуюся социально-культурную ситуацию.

Учреждениями культуры пока освоена лишь незначительная часть свободного времени людей. Во многом это обусловлено тем, что они по традиции занимаются организацией традиционных форм культурно-досуговой деятельности. Между тем реальное творчество разных групп населения, их интересы и потребности давно переросли эти рамки. Это и разнообразные виды любительства, и новые синтетические формы художественной самодеятельности, и проведение камерных праздников, обрядов, ритуалов, другие виды коллективной национальной жизни. Игнорирование реальных интересов граждан учреждениями досуга приводит к возникновению стихийных объединений, деятельность которых протекает вне социального влияния и далеко не всегда способствует конструктивному развитию личности.

Бурное развитие культуры в начале XXI века стало фактором формирования новых форм досуговой деятельности, связанных с использованием компьютерных технологией и переструктурированием культурного пространства в мегаполисах. Усложнение культурной жизни и увеличение психологических нагрузок приводит к тому, что у современного человека остается все меньше свободного времени, которое он вынужден тратить более сбалансированно и продуманно. С учетом указанных тенденций, культура досуга становится важной сферой человеческой жизни, регулируемой системой социальных институтов и культурных установлений.

Концепция досуга в теории культуры

1. Самым распространенным определением досуга в настоящее время является следующее: досуг – это, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.

2. Мнения ученых относительно понятия досуга неоднозначны. Одни считают досугом просто время, не занятое работой, т.е. свободное время, включающее развлечения, личные занятия, хобби и т.д. Другие – социальную организацию свободного времени именно в форме досуга, досуговых занятий. Психологи обращают внимание на необходимость удовлетворения специальных досуговых потребностей, формирования установок и ценностей.

3. Досуг в целом не имеет четко датированной истории. Становление досуга в России напрямую связано с этапами становления общества и государства.

4. За последние годы активность людей в сфере досуга приобрела новое качество. Наблюдается небывалое прежде расширение видов, форм, всего диапазона самодеятельной досуговой деятельности.

5. В условиях современности необходимо повышение досуговой квалификации людей. Однако учитывать, что если вопросы обучения или повышения трудовой квалификации являются традиционными, а подготовка молодежи к труду составляет важнейшее направление деятельности системы народного образования, то повышение досуговой квалификации, формирование готовности каждого человека к рациональному досугу пока, в значительной мере, остается во многом стихийным процессом.

Понятие "досуг" в науке

Категория "досуг" в своем первоначальном значении восходит к древнегреческой культуре. Досуг был важной составляющей жизни индивидов, занимал одно из центральных мест в системе социальных институтов, восхвалялся Сократом и являлся, по его мнению, "драгоценным состоянием", неотъемлемым свойством жизни древнегреческого общества.

На протяжении долгого исторического времени древними философами решался вопрос о том, каким должно быть идеальное государство, обеспечивающее полноценную жизнь человека и осуществляющее в нем скрытую (латентную) божественную природу. По мысли Платона, составляющими идеального государства являются досуг и искусство. Древнегреческие молодые юноши, у которых не было необходимости в труде, по его описаниям, "большую часть своего досуга проводили в занятиях наукой, математикой и философией". Благодаря развитию в себе высших человеческих качеств – разумности и мудрости – они находили в досуге счастье. По мысли Платона, все "войны происходят ради стяжания богатств, а стяжать их нас заставляет тело, которому мы по-рабски служим. Вот по всем этим причинам – по вине тела – у нас и нет досуга для философии".

Досуг, таким образом, в античном мире характеризовал счастье, крепкую государственность, порядок и гармонию во взаимодействии индивида с внешним миром.

В настоящее время очень ёмким и актуальным определением досуга является трактовка Г. А. Аванесовой, которая под досугом современного человека подразумевает "время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений".

Можно проследить, как значение понятия "досуг" менялось с течением времени. В словаре В. Даля досуг определяется в известном значении – свободного, незанятого времени (гулянки, гулячая пора, простор от дела), а также как умение или добрые качества. По Далю, досужливый – это мало занятой, часто свободный, а досужий – умеющий, способный к делу, ловкий. В современном словаре С.И. Ожегова второе значение у слова "досужий" исчезло, зато появилось негативное значение ("Досужие мысли появляются от безделья"). Подобные изменения в смыслах и значениях употребляемых нами понятий показывают глубинные культурные сдвиги и трансформации, потерю понимания того, как "творческий характер культуры противостоит расчетливости цивилизации, духовный труд – физическому труду, как праздник – будням, досуг – работе, свобода – необходимости, как связаны досуг и умение, как они важны для социума и культуры".

В конце 40-х гг. прошлого столетия Й. Хейзинга показал, что общая тенденция изучения досуга отличается формализмом, сепарацией его от других сфер человеческой активности и общего социального контекста, что обусловлено вспомогательным, вторичным положением по отношению к труду.

В Советской России феномен свободного времени привлекал к себе внимание ученых различных областей науки в связи с "общественной стоимостью" воспроизводства рабочей силы. Выдвигалась "проблема создания необходимых условий для рационального использования трудящимися свободного времени, организации содержательного и полезного досуга". В результате сложившееся представление о том, что досуг вторичен по отношению к работе, долгое время оставалось очень устойчивым. Советский период привнес в общественное сознание ощущение того, что повседневная жизнь людей, их быт – это просто придаток производства. Однако не все так однозначно и советские социологи признавали тот факт, что от того, какими благами цивилизации люди могут пользоваться в быту и как они ими пользуются, зависят в конечном счете характер, направление и темпы экономического развития, общественного прогресса в целом.

В настоящее время мы можем наблюдать многослойность досугового пространства, пронизывающее общественное бытие. В нем присутствуют как высшая, так и высокая сферы досуга, однако праздная над ними превалирует. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые учеными в области социально-гуманитарных наук.

Увеличение количества свободного времени в структуре социального бытия и развитие научнотехнического процесса задали новый вектор развития досуга в XX в. Праздная сфера досуга наполнилась массовой культурой, при которой досуг стал ассоциироваться с ничегонеделанием, развлечением, расслаблением, наслаждением.

Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества и пронизывает всю повседневную жизнь. Какие бы виды деятельности мы не выделяли – трудовую, высшую нервную, творческую, образовательную, потребительскую или досугово-рекреационную – классификация не поддается ранжированию и носит условный характер. Все сферы жизнедеятельности человека равнозначны. Долгое время досуг рассматривался как вознаграждение за труд. В основе определения досуга лежала идея об абсолютной подчиненности сферы досуга сфере труда. Отсюда вытекала оценка человека как производительной силы общества, а не как личности. Человек сводился к понятию "работник".

Усилия по созданию и совершенствованию науки, искусства, танца, пения, поэзии, театра, прикладного творчества, искусства-общения, присущие "праздному классу" за труд не признавались, не признавалось и право на досуг. Однако в настоящее время исследователи досуга считают, что труд не может служить признаком, отличающим рабочее время от свободного ни в историческом прошлом, ни в настоящем. Предметы домашнего обихода зачастую носили художественно-прикладной характер, а песни, игры на посиделках и в обрядах составили основу фольклора. Искусство танца, музицирования на светских раутах и балах приближалось к профессиональному уровню. А в настоящее время, когда возрастает число свободных профессий, рабочее и свободное время практически сливаются. Кроме того, многие формы культурно-досуговой деятельности и хобби неотъемлемы от творческого труда.

Формирующееся в настоящее время понимание культурного досуга ориентировано на принципиально новое понимание культуры. В общепринятом бытовом понимании понятие "культура" сегодня трактуется уже не только как культурное потребление. Она рассматривается как живой культурно-творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, самоорганизация на почве культурно-досуговой деятельности и т.д. Произошло переосмысление функций культуры в обществе: теперь это не идеологическое воспитание и культурное обслуживание, а создание условий для развития культуры и человека. Культурный досуг, являясь важной составной частью культуры, сохраняя и совершенствуя сервисную функцию, меняет свое содержание.

Мнения ученых относительно понятия досуга неоднозначны. Одни считают досугом просто время, не занятое работой, т.е. свободное время, включающее развлечения, личные занятия, хобби и т.д. Другие – социальную организацию свободного времени именно в форме досуга, досуговых занятий. Психологи обращают внимание на необходимость удовлетворения специальных досуговых потребностей, формирования установок и ценностей.

Досуг связан с ощущением свободы, возможностью индивидуального выбора занятий, рекреационной деятельностью. Обобщая многочисленные определения понятия досуга и опираясь на собственный опыт, можно попытаться сформулировать общие положения культурно-досуговой деятельности. Прежде всего отметим, что культурный досуг является не только средством борьбы с негативными поступками людей, но он способен сформировать в обществе достойную культурнодосуговую среду.

Итак, понимание досуга как сферы нерегламентированного поведения людей имеет право на существование, но с необходимыми уточнениями. В понятие "досуг" мы вкладываем несколько иное содержание: это сфера свободного, нерегламентированного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и в то же время стройность, целенаправленность самого процесса досуга, охватывающего искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д.

История развития досуга в России

Официальная история досуга прерывиста и скупа. У ее истоков стоят древние греки, их двусферный "высокий" досуг. Однако для современной теории культуры особый интерес имеет развитие категории досуга в России, так страна богата различными традициями в силу её многонациональности.

Чередование будней и праздников характеризовало и быт восточных славян. К моменту возникновения государственности в конце IX- начале Х вв. славяне имели достаточно развитую праздничную культуру. Праздниками отмечалось начало весны и наступление осени, важные для крестьян виды сельскохозяйственных работ: сев, сенокос, жатва, сбор ягод и плодов. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, в течение которых крестьянин получал некоторую передышку от тяжелого напряженного труда. Праздники посвящались языческим божествам, которые, по мнению древних славян, должны были оказывать помощь людям во всех жизненных обстоятельствах и прежде всего в земледелии. Самыми раздольными и разгульными праздниками были дошедшие до нас святки, масленица, праздник Ивана.

Праздники давали возможность славянину-земледельцу освободиться на время от всех необходимых дел и предаться веселью, радости, почувствовать себя свободным и счастливым. Праздник был для крестьян самым ранним способом коллективного проведения досуга. Состояние, в котором находился человек во время праздника, нашло отражение в языковых символах, обозначивших данное явление. В русском языке слово "праздник" произошло от прилагательного "праздный", что означает "незанятый", "пустой", "порожний"(если речь идет о месте) и "праздное время" – период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным, если речь идет о времени.

Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршество за общим столом, получившее название "братчины". "Братчины", как и праздники в целом, не только помогали людям восстановить физические и психические силы, но выполняли и другую важную для древнего социума функцию – единения. Славяне жили небольшими общинами, в рамках которых каждая семья самостоятельно обрабатывала землю и вела свое хозяйство на принадлежащей ей территории. Постоянная опасность набегов со стороны соседних племен заставляла славян быть готовыми в любой момент дать отпор противникам. Общие коллективные праздники и застолья поддерживали у славян чувство единства, содействовали сплочению их сил для противостояния врагам.

По мере своего развития праздники обогащались культурным содержанием. Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения сделались их неотъемлемыми элементами. Такие музыкальные инструменты, как гудок, дудка, волынка, гусли, были уже известны древним славянам.

Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха и развлечений. Так, например, при княжеском дворе устраивались пышные пиры не только по поводу больших праздников, но и по случаю удачных сражений и других значимых для князя и его окружения событий. Таким событием, в частности, мог стать приезд в княжеский дворец "гостей" (куп-цов).

С XVIII века заметно различается быт городов и деревень. Перемещение традиционных земледельческих в новые, городские условия на могло не сказаться на их характере. В атмосфере промышленного города нарушаются такие существенные черты крестьянского праздника, как его строгая регламентация и обрядность, перестаёт ощущаться магическая сторона действий и слов, уходят из памяти исконные матировки языческая предназначенность празднеств. Резко меняется также состав участников гуляний и ярмарок, здесь сталкивается огромное число людей, представителей всех сословий, многих местностей и национальностей. Гулянье становится открытой системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры, искусства.

Слишком решительные и смелые реформы не редко встречали непонимание и отпор в различных кругах патриархальной России, поэтому Пётр "настойчиво искал новые формы и методы поведения пропагандистской компании в поддержку своих начинаний".

Так, в 1702 году Пётр I распорядился воздвигнуть в самом центре Москвы, на Красной площади, "комедийную хоромину" – первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие.

Интерес к театру пробудился в разных слоях городского населения: в России второй четверти XVIII века бытовали театры: придворный, школьный, городской демократический и устный народный.

XVIII век не без основания называют "играющим веком". Действительно, игровая стихия захватила многие стороны общественной жизни и быта, сама культура носила от части игровой характер. Однако, это столетие по праву считается и временем просвещения. Изменения в экономической, политической и культурной жизни России требовали всё большего числа грамотных, знающих людей. Развивалось книгопечатание, расширялся круг читателей, зарождалась и новая литература, отвечающая интересам демократических слоёв городского населения.

С конца XVII века всё более популярными становились светские лубочные картинки, среди которых значительный процент составляли западноевропейские "потешные" листы, русские лубки с изображением шутов, скоморохов, народных праздников, гуляний, сказочных героев. В XIX веке на смену им пришли лубочные книжки с текстами повестей, сказок, сатир, пользующиеся повышенным спросом в среде читающей демократической публики.

Характерной чертой России XVIII века был и наплыв в страну иностранцев, в том числе бродячих актёров, познакомивших население с европейским ярмарочным искусством.

Формирующийся площадной фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Их года в год городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплёскивающийся сюда в различные дни, приспосабливала его к требованиям основного своего посетителя, и в тоже время формируя его вкусы и запросы. Всё это привело к тому, что на ярмарках и гуляньях возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, не известные деревенской России развлечения и зрелища.

Балаганы, качели, карусели, горы составляли, без сомнения, основу гуляний. Однако они были далеко не единственными объектами внимания гуляющей публики. Неповторимый колорит и своеобразие площади придавала также разнообразная реклама: устная, живописная, театрализованная. К первому виду следует отнести громкие зазывы торговцев и ремесленников, ко второму – всевозможные вывески и афиши. Под театрализованной рекламой понимаются выступления балаганных, качельных, карусельных "дедов", а также разыгрывавшиеся на балконах балаганов, специальных подмостках качелей, каруселей и цирков пантомимы, комические диалоги и целые сценки. Устная и зримая реклама на была исключительно ярмарочным или праздничным явлением. Широко распространённая в обычной, повседневной жизни горожан, она на площади во время веселья представала в концентрированном, более ярком обличии, иногда в особом, праздничном варианте. Театрализованная реклама существовала только на ярмарке, на гулянье, начинаясь и кончаясь с первым и последним взлётом качелей, поворотом карусельного круга, с открытием и завершением представлений в балаганах.

Начиная с XVIII века русская песня развивается в тесном соприкосновении с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. В последние четверти века в России формируется национальная музыкальная школа. Среди первых отечественных композиторов ярко выделяются И. Хандошкин, В. Пашкевич, М. Матинский, Е. Фомин, Д. Кашин.

В XIX веке возникает новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества. Новизна содержания частушек – отражение в них всего того нового в быту, хозяйстве и в сознании людей, что принесли в жизнь нашей страны богатые событиями конец XIX и XX веков.

С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 в Петербурге, а через два года в Москве появились Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, развлечений для представителей дворянских кругов.

Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных учреждений. Уже в XVIII веке стали появляться первые музеи, публичные театры, организовываться художественные выставки.

Со второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Последние десятилетия XIX в. были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского населения.

На "возникновение досуга" в его современном научном понимании оказали влияние три социоэкономических фактора. Прежде всего, это новые структуры занятости, которые проводят гораздо более отчетливую границу между работой, с одной стороны, и развлечениями и забавами – с другой. Модерность совсем не обязательно предоставляет людям больше нерабочего времени, однако она подталкивает их к тому, чтобы рассматривать это время в качестве обладающего особым смыслом и ценностью. Фактором вторым является урбанизация – вкупе с большим количеством сопутствующих технологических достижений, таких как наручные часы, система освещения, аудиосредства, кинематограф, телеграф, телефон, поезда и велосипеды1. Теперь люди полагают, что существует гораздо больше типов деятельности, которым можно предаваться в "свободное" время, а кроме того, они начинают более отчетливо осознавать то, как они контролируют это время (например, возвращаясь домой позже, уезжая на праздники, путешествуя дальше и чаще, более гибким образом планируя свою социальную жизнь).

По мнению Стивена Ловелла возникновение досуга в современном понимании можно рассматривать как движение по таким социальным, культурным и экономическим траекториям, которые делали неизбежным столкновение между двумя группами людей: теми, кто работают в поте лица своего и чьей привычной ситуацией является труд, и теми, кто вообще не считают себя работающими. Возникновение современного государства заставляет неработающих продавать свой умственный труд или социальный капитал; индустриализация толкает трудящихся на продажу своего физического труда. Постепенно обе группы начинают выстраивать различия между рабочим и нерабочим временем и соответственно менять свои привычки и ценности.

Современные тенденции развития досуга

Влияние глобализации на понимание досуга

Исторические культуры всегда национальны, партикулярны, органичны конкретному времени и пространству, допускаемый в них эклектизм жестко детерминирован и ограничен. Глобальная культура внеисторична, не располагает своей сакральной территорией, не отражает какую–либо идентичность, не воспроизводит никакой общей памяти поколений, не содержит проспектов будущего. У глобальной культуры нет исторических носителей, но есть создатель – новый культурный империализм глобального размаха. Этот империализм, как и любой другой – экономический, политический, идеологический – элитарен и техничен, не располагает никаким популярным уровнем функционирования. Он создан власть предержащими и навязывается "простецам" вне всякой связи с теми народными культурными традициями, носителями каковых эти "простецы" являются.

При формировании нового общественного мировоззрения в XXI веке произошла утрата устоявшейся системы ценностей и традиций. Возникший социокультурный вакуум быстро заполнился массовой западной продукцией. Возникли новые телекоммуникационные и информационные системы, давшие импульс развитию явления глобализации.

Глобализация подтолкнула современное российское общество к социокультурному сдвигу, где "потребности людей становятся более разнообразными, а субординация их интересов – все более сложной".

Одна из сфер жизнедеятельности, в которой наиболее ярко проявились последствия этих трансформаций – это досуг. В связи с интеграцией российского культурного пространства в мировое, стали распространяться нетрадиционные виды досуга, которые послужили основой для формирования разнообразных молодежных субкультур.

В отдельном обществе сосуществуют, взаимопереплетаются и взаимодействуют все три тенденции, выражая в различной степени процессы интеграции и дифференциации, а также их специфические особенности.

Процесс глобализации основан на экономических взаимосвязях и рыночных отношениях, и в настоящее время он все больше охватывает культурную, социальную и научную области. Глобализация мировых связей – естественный цивилизационный процесс.

Объединение наций и народов – процесс позитивный, однако, объединяя рынки, валюты, создавая общие экономические зоны в Латинской, Северной и Южной Америке или в Европе и Юго-Восточной Азии, многие страны сталкиваются с пониманием того, что в процессе такой универсализации они могут потерять свою национальную самобытность, самосознание нации как уникального культурного феномена. Такие опасения актуальны и для России.

Особенно подвержена процессам глобализации в современном обществе социальная группа молодежи в силу своих психолого-возрастных особенностей, для которой характерно активное стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей. Исследователи называют этот процесс "культурная диффузия".

Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для взаимовлияния и расширяющееся межнациональное общение – все это говорит о процессе глобализации современной культуры в целом и досуга в частности.

Существуют и отрицательные проявления глобализации, о которых пишут многие исследователи: "Одним из мощнейших факторов, влияющих на ход культурных процессов в России, являются процессы экономической и культурной глобализации, которые не оставляют учреждениям культуры возможности для консервации – сохранения стиля, темпов и тематики деятельности, без риска "выпадения" в особую зону – резервацию, имеющую все признаки культурного захолустья".

В связи с объективными тенденциями глобализации культуры с середины XX века в общественную практику стали входить такие понятия, как "социальная политика" и "культурная политика". Возник плановый подход к сохранению культурного наследия всего человечества и каждой отдельной страны, так как появилась опасность утраты своей самобытности многими странами и народами.

В последние десятилетия XX века наблюдается рост значения досуга как общественной ценности. Свободное время по своему объему начинает превышать время труда. Резервы воспитательного воздействия общества на личность в этой связи перераспределяются, и досуг ныне превратился в столь же важную сферу формирования личности, какими традиционно выступали прежде учеба и труд. Досуг приобретает все большую субъективную ценность для людей, ибо обладает широкими возможностями для самореализации личности, для удовлетворения ее многообразных потребностей и интересов. Однако по своей организации он заметно отстает от труда. Научным обеспечением труда общество занималось на протяжении тысяч лет, а научная организация досуга вошла в орбиту интересов ученых и практиков сравнительно недавно.

Для XXI века характерно, что, если прежде досуг четко дифференцировался на индивидуально-семейные (домашние) и обобществленные (клубные) формы, то ныне возникла огромная по своему объему и богатая по структуре досуговая деятельность людей, осуществляемая вне сложившихся традиционных рамок. При этом практика показывает, что неформальная система организации досуга охватывает значительно большее число людей, чем формальная. Неорганизованный досуг по сравнению с организованным оказался несравненно более гибким, динамичным и оперативно реагирующим на складывающуюся социально-культурную ситуацию.

Кризис культуры связывается при этом с исчезновением более или менее органичного единства людей и природы, царем которой с некоторых пор возомнил себя человек. Помимо этого – с исчезновением живой веры, с ее рационализацией, формализацией. Это касается и веры в богов, и веры в светские идеалы человеческой разумности, человеческого единения и братства, которые не реализуются, оставаясь прекрасными утопиями.

Трансформации в эстетической и художественной культуре видятся как извращение эстетического чувства, снижение уровня художественной "продукции", эстетических и художественных вкусов.

Все это и многое другое (падение нравов, к примеру) часто описывается как следствия стандартизации жизни, "омассовления" культуры, ее "витализации", при которой главной жизненной ценностью становится все большее и все более успешное потребление.

Правда, все это уже бывало в истории культуры и раньше. Но в ХХ – начале XXI в. это, очевидно, обретает не региональные, а планетарные масштабы.

Вместе с тем самосознание культуры возвысилось тоже до планетарности и даже до космичности. Достаточно напомнить концепцию ноосферы В. Вернадского и Тейяра–де–Шардена. В наше время, как и прежде, создаются шедевры художественной культуры мирового значения. Возникли и действуют международные организации, направленные на достижение единства человечества в преодолении вооруженных конфликтов, неравноправия разных стран (ООН), на сохранение ценностей культуры (ЮНЕСКО). Порой осуществляются акты милосердия, гуманитарной помощи там, где это необходимо. Религиозные конфессии заговорили о терпимости, притом, что активизировался и религиозный экстремизм. Возникают новые религии, часть которых претендует на духовное объединение людей всех рас, национальностей и вероисповеданий. В условиях современных войн на фоне изощренной жестокости и подлости ярко проявляются жертвенность и милосердие.

Из этого, конечно, не следует, что культура сейчас развивается нормально. Не следует и то, что мы сегодня культурнее, чем люди прежних эпох. Из этого следует только то, что многие серьезные проблемы собственного культурного состояния в принципе осознаются человечеством. Осознается и возникновение новых антикультурных явлений и тенденций. Осознано то, что культура не стала пока что основой быстро, хотя и неравномерно, прогрессирующей цивилизации.

Препятствует этому многое. Инерционность цивилизационного движения мощна и неуправляема. В этих условиях ни теоретически, ни практически не разрешаются общие проблемы культуры человечества, которой к тому же еще нет, а есть только потребность в ее рождении и некоторые подвижки в эту сторону.

Потому действия людей, озабоченных сохранением и развитием культуры, двойственны. Это, с одной стороны, поиски путей разрешения самых болезненных проблем современной жизни, культуры, поиски, которые ведут философы, культурологи, в общем, мыслители–теоретики;с другой – попытки конкретных действий в сфере культуры с помощью ее социальных институтов.

Наряду и вместе с этим существует огромное поле культуротворческой деятельности, в процессах которой слабо соединяется "знание различных теорий и подходов с навыками их использования при работе с конкретными культурными объектами".

Во всяком случае, в России, надо осваивать переходы от понимания общих проблем бытия культуры, особенностей ее развития к задачам, решение которых могло бы содействовать этому развитию. И отсюда – к действиям в направлении пробуждения желаний и становления умений реализовывать ценности культуры в отношении вот к этим живым людям и их группам. Необходима теоретическая проработка оснований практической работы в направлении повышения так называемого "среднего" уровня культуры большинства населения. Теория, оставаясь теорией, должна в большей мере разворачиваться в эту сторону.

Обеспечение культуры досуга

Одна из ведущих тенденций развития современной цивилизации связана с усилением роли досуга в духовной жизни общества и сохранении здоровья его членов. Чем более быстрыми оказывались темпы научно-технического и социального прогресса, тем более интенсивно шел процесс перемещения производительных сил из сферы материального производства в сферу быта и досуга. Осознавая, что сложившаяся к началу третьего тысячелетия организация труда и система образования не могут достаточно эффективно решать кардинальные проблемы нравственно-эстетического формирования личности, ведущие страны мира пошли по оправдавшему себя пути реализации рекреативно-развивающего потенциала досуга. И правомерно, что ныне величие государства в значительной мере определяется долей совокупного национального продукта, вложенного в эту сферу бытия.

Учреждениями культуры пока освоена лишь незначительная часть свободного времени людей. Во многом это обусловлено тем, что они по традиции занимаются организацией традиционных форм культурно-досуговой деятельности. Между тем как реальное творчество разных групп населения, их интересы и потребности давно переросли эти рамки. Это и разнообразные виды любительства, и новые синтетические формы художественной самодеятельности, и проведение камерных праздников, обрядов, ритуалов, другие виды коллективной эмоциональной жизни. Игнорирование реальных интересов граждан учреждениями досуга приводит к возникновению стихийных объединений, чья деятельность протекает вне социального влияния и далеко не всегда способствует конструктивному развитию личности.

На сферу свободного времени существенно усилилось влияние научно-технической революции. Это находит выражение в стремлении людей рационализировать свой досуг, использовать в нем современные достижения техники, повысить его эффективность в информационном, образовательном, эмоциональном, рекреативном плане.

В течение многих десятилетий общество пыталось решать проблемы воспитания личности, ограничивая этот процесс рамками трудового и учебно-воспитательного коллектива. В последние годы имели место попытки преодолеть дискретность воспитательного процесса, включив в него и сферу досуга. Однако эффективность культурно-досуговой деятельности оказалась чрезвычайно низкой вследствие того, что на область свободного времени были механически перенесены методы воспитания, принятые в формализованных условиях труда и обучения.

Недостаток, а подчас и полное отсутствие профессионализма в организации общественного досуга часто приводит к грубым отступлениям от элементарных психолого-педагогических требований. Взять, к примеру, дифференцированный подход к объекту воздействия. Его в некоторых случаях довели до такого абсурда, при котором начисто снижается возможность обеспечить преемственность и взаимообогащение поколений. Для подростков – рок-ансамбли, для пенсионеров – лекции о текущем моменте. Каждому только свое.

Магистральный путь эффективного использования культуросозидающего потенциала досуга сегодня видится:

1. в гуманизации социально-культурной деятельности в свободное время, освобождении ее от несвойственных природе досуга идеологических и производственных функций; актуализации национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей;

2. в создании системы материального, правового, психолого-педагогического и организационно-методического обеспечения широкой доступности культурно-досуговой деятельности для всех слоев населения, государственных гарантий защиты от коммерциализации культуры и нарушения принципа социальной справедливости, стимулирования свободы творчества и общественных инициатив в сфере рационального использования свободного времени людей;

3. в разработке и осуществлении федеральных, региональных и муниципальных культурно-досуговых программ, обеспечивающих отдых и дальнейшее духовное и физическое развитие всех проживающих на данной территории групп населения;

4. во всестороннем развитии инфраструктуры культурно-досугового творчества путем совершенствования традиционных (клубы, парки, музеи, библиотеки, кинотеатры и т.д.) и создании новых общественно-государственных центров досуга, отвечающих требованиям обогащения духовной жизни региона;

5. в коренной перестройке образования в сфере культуры и досуга, перевода его в новое качество, отвечающее требованиям научно-технического, социального и духовного прогресса начала XXI века.

Наиболее слабой стороной досуговедения стала односторонность осуществляемых в его рамках исследований. Они, как правило, анализировали экономические, социологические, социально-психологические аспекты досуга, за редким исключением оставляя в стороне педагогику и культурологию реализации нравственно-эстетического потенциала свободного времени.

Свободное время – социально-экономическая категория, отдых – психофизиологическая категория, досуг – категория социально-экономическая.

Социальная практика свидетельствует, что бюджет времени человека складывается из трех органично взаимосвязанных, но качественно различных компонентов: рабочего времени, необходимого внерабочего и свободного времени.

Рабочее время – это часть общего бюджета времени, детерминированная уставами, правилами распорядка и иными обязательными предписаниями, которые четко определяют параметры рудовой, учебной или иной изначально регламентированной деятельности.

Личность свободна в выборе профессии и путях ее овладения, но в принципе трудовая или учебная деятельность, где ее форма, содержание и технология целиком предопределяются администратором, мастером, педагогом или иными лицами, выступает для человека как первейшая необходимость, как естественное условие существования, как требование природы и общества.

Необходимое внерабочее время слагается из:

а) времени, идущего на удовлетворение физиологических и санитарно-гигиенических потребностей;

б) времени, которое требуется для подготовки к работе, выполнения домашних заданий, передвижения к месту работы или учебы и обратно, и всего остального, что органично вытекает из профессионально-трудовой или учебной деятельности;

в) времени, затрачиваемого на самообслуживание, помощь семье и товарищам и на другие виды хозяйственно-бытовой деятельности.

Необходимое нерабочее время не имеет столь четко определенных границ, как рабочее, но и оно обусловлено рядом социально-экономических и физиологических факторов и находится в прямой зависимости от направленности, содержания и структуры рабочего времени. В основе своей оно направлено на сохранение жизнедеятельности и работоспособности личности и выступает как фактор восстановления физических сил, растраченных в рабочее время. Это значит, что в течение необходимого внерабочего времени происходит процесс простого воспроизводства сил индивида.

Если в рабочее и необходимое внерабочее время поведение человека детерминировано гражданскими, профессиональными и иными обязанностями и непреложными физиологическими, санитарно-гигиеническими, бытовыми, материальными потребностями, то в свободное время оно определяется уровнем духовных и физических потребностей, чувством общественного долга, умением рационально использовать свой досуг.

Свободное время – это часть общего бюджета времени, остающегося у человека после выполнения им профессионально-трудовых, гражданских, семейных обязанностей, удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических и иных непреложных потребностей, и которое он может использовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и возможностями.

Отдых может быть длительным и кратковременным, активным и пассивным, эффективным и малоуспешным, полным и неполным, но все это предмет медицины, психологии, гигиенистики.

Выводы

В понятие "досуг" мы вкладываем несколько такое содержание: это сфера свободного, нерегламентированного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и в то же время стройность, целенаправленность самого процесса досуга, охватывающего искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество.

Досуг является универсальным культурным феноменом, присущим каждой исторической эпохе и каждому культурному типу, поэтому первые попытки его осмысления были предприняты еще в античной культуре, когда досуг воспринимался в качестве времени творческого самосовершенствования, противопоставляемого тяжелому физическому труду.

По мере развития российского общества и с ростом значимости культуры, ценность свободного времени в сознании граждан возрастает. Этот процесс весьма противоречив, на него оказывают влияние различные факторы. Особенно заметно воздействие рыночных отношений и деятельности людей, связанных с их внедрением в жизнь российского социума. Происходит актуализация, с одной стороны, предпринимательских, с другой – потребительских ценностей.

В досуге реализуются множество функций, среди которых можно выделить две основные – восстановление сил человека и его духовное и физическое развитие. В соответствии с функциональной направленностью досуга учреждения сферы культуры и досуга можно диф ференцировать на культурно-развлекательные и культурно-просветительные. К культурно-просветительным относятся услуги музеев, библиотек, театров: через эти учреждения удовлетворяются потребности в интеллектуальном и духовном развитии человека. Большая часть таких услуг предоставляется в основном государственными учреждениями.

Одним из первичных уровней организации досуга является развлечение. На этом уровне досуг становится в какой-то мере целенаправленной, организованной, активной деятельностью. Развлечениями могут служить прогулки, игры, участие в коллективных экскурсиях или путешествиях, посещение концерта или танцевального вечера, коллекционирование или другие виды любительства и т.д. Деятельность на уровне развлечения отвечает социально-психологическим потребностям личности и лучше всего протекает в небольших, неформальных коллективах, в группах свободного общения, в семье.

Литература

1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М.: Аспект Пресс, 2011

2. Ариарский М.А. Прикладная культурология. – Спб: Ассоциация музеев России, 2001

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М.: Аспект Пресс, 2009.

4. Жарков А,Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности – М.: Издательский дом МГУКИ 2008

5. Зверева Г. И. Российская культурология как академическая проблема // Первый Российский культурологический конгресс. Программы. Тезисы. Доклады. СПб., 2006.

6. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – М.: Радуга, 2006

7. Кравченко, А.И. Культурология: учебное пособие / А.И.Кравченко. – М.: Академ. проект, 2009

8. Крестьянов Валериан Павлович Педагогика досуга: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры: Орел: ОГУ. – 2010

9. Культурно-досуговая деятельность / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М.:ПРОГРЕСС, 2009 – С.27

10. Солонин Ю. Н. Культурология. – М.: ЮРАЙТ, 2012

11. Теория культуры / Под редакцией С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова – Спб: Издательство: Питер, 2008

12. Тинькова З. С. Теория и методика культурно-досуговой деятельности – Орел: ФГБОУ ВПО "Госуниверситет-УНПК" 2010

13. Фролов Э.Д. Парадоксы истории – парадоксы Античности: очерки. СПб.: Изд-во СПбУ, 2011

14. Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М.:ПрогрссТРАДИЦИЯ, 1997

Периодические издания:

15. Андреева Светлана Викторовна Влияние глобализации на формирование молодежных субкультур в России

16. Анна Некрылова, Нина Савушкина Русский фольклорный театр

17. Глобализация и культура // Материалы круглого стола в ЮНЕСКО.

18. Гурин Н. А. История социально-культурной деятельности как самостоятельное научное направление / Н. А. Гурин // Молодой ученый. – 2011. – №11. Т.2. – С. 42-45.

19. Понукалина О.В. Досуг в обществе массового потребления: концептуальные рамки исследования // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 1 – С. 23- 27

20. Прянишников Н.Е. В поисках нового движителя культуры

21. Стивен Ловелл Досуг в России: "свободное" время и его использование //Антропологический форум №2, С.136 – 173

22. Ходнев А. С. "Новая" история досуга как исследовательское поле // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 1 – Том I – С.23-28