Зарождение туризма

Зарождение туризма.

Статьи по теме
Искать по теме

Туризм стал массовым, в сущности, всего лишь после второй мировой войны; но с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, поскольку путешествия, независимо от их целей, все же известны человечеству с древнейших времен.

Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали географическими описаниями, которые давали общие представления о соседних территориях. Еще в античный период, да и много позднее, основными мотивами путешествия были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение. Путешественники прошлого, таким образом, не были туристами в современном понимании этого слова, то есть сугубо развлекательные цели обычно не преследовались, но те не менее, поездки таких людей были предшественниками современных путешествий.

Туризм (как национальный, так и международный) – продукт длительного исторического развития. Сегодня ни для кого не секрет, что это не только популярная форма отдыха, но и весьма доходный вид бизнеса, причем речь идет не только о доходах турфирм: целые страны живут в основном за счет туризма.

Именно поэтому необходимость знания истории развития туризма вполне очевидна: это поможет лучшему пониманию самого явления.

1. Понятие и значение туризма

По определению, туризм – это "временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 1 года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника".

Слово туризм происходит от французского слова, означающего "прогулка, поездка". В сегодняшнем мире туризм – это еще и весьма доходная отрасль большого бизнеса. По оценкам Всемирной туристической организации доходы отрасли составляют более 1,5 триллионов долларов в год.

Дать краткое и при этом полное определение понятию "туризм", из-за многообразия выполняемых им функций и большого числа форм проявления, довольно сложно. По определению, принятому ООН в 1954 году, туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства. В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной ВТО в 1981 году в Мадриде, дано следующее определение: туризм – один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта.

В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение: туризм – это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями

Есть и другие определения, и каждое из них отражает те или иные стороны туризма. Разнообразие дефиниций связано с двойственностью внутренней природы самого туризма. С одной стороны, туризм есть частный случай путешествия, с другой – деятельность по производству туристского продукта.

Можно обоснованно утверждать, что и путешествие, и производство турпродукта есть деятельность. Однако производство – это экономическая, а чаще предпринимательская деятельность, и его главной целью, соответственно, является получение прибыли, а путешествие – это всегда передвижение в пространстве. Найти различия между целями путешествия и целями туризма довольно сложно, поэтому стоит разграничивать их.

Толчок к развитию массового туризма дал технический прогресс, обеспечивший невиданные дотоле возможности передвижения. В 1830 г. была построена первая в мире железная дорога, соединившая Манчестер и Ливерпуль. Это коренным образом изменило временные рамки совершения путешествий. Следует учитывать и то, что путешествие теперь стало доступно каждому за сравнительно небольшую плату. Железные дороги стали активно строиться во всех европейских странах, а затем и в США

Среди множества выделяемых разновидностей туризма, в первую очередь, как нам думается, следует упомянуть конвейерный и дифференцированный туризм.

Конвейерный туризм предполагает относительную простоту и однообразность мотивации туристов а это, соответственно, порождает обезличенно-конвейерный характер производимых услуг.

Дифференцированный туризм отличают более разнообразные потребности и мотивации туристов, что обусловливает множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе. Так достигается разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Для дифференцированного туризма характерен не столько широкий, сколько глубокий ассортимент услуг.

Иными словами, турфирма предлагает ограниченное число видов турпродукта, но при этом каждый из них имеет большое число вариантов. Заметим, что переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с переходом от рынка относительного диктата производителей к рынку потребителей.

2. Предпосылки зарождения туризма

Как известно, в истории развития туризма различаются четыре этапа, причем первый из них занимает большую временную проятженность, нежели остальные:

1. До начала XIX века – предыстория туризма;

2. Затем до начала XX века существует этап элитарного туризма,но уже начинается зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг;

3. Далее, до начала второй мировой войны идет этап начала становления социального туризма;

4. 4-й – современный этап – это уже массовый туризм, активно идет формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

В основу данной периодизации, как легко заметить, положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки; социальные предпосылки; целевые функции туризма на разных этапах развития.

Не говоря уж о более ранних эпохах, заметим, что большая подвижность была характерна еще для населения Древнего Рима. Зачастую для римлянина из богатой семьи поездка в Грецию была связана с необходимостью пополнить свое образование. В период расцвета Римской империи путешествия в Грецию стали все чаще приобретать развлекательный характер.

Перемещение богатых путешественников требовало соответствующей организации их отдыха. Еще в I веке до н. э. в Римской империи возникли государственные постоялые дворы. Они располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима, вплоть до Малой Азии и Галлии, в то время ставшими колониями Рима.

В средние века усиливается религиозный фактор путешествия – поклонение святыням христианства и мусульманства. Однако, несмотря на различные цели путешествий, все они объективно расширяли географические познания человека.

Позднее, в эпохи Ренессанса и Просвещения ослабляются религиозные мотивы путешествующих, и одновременно усиливается индивидуальный характер и образовательная направленность поездок. Представители привилегированных классов совершали в средние века путешествия к целебным источникам.

Стало своего рода обычаем то, что молодые аристократы нередко оправлялись в своеобразный "гран-тур" по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности, такое путешествие стало практически обязательным "для завершения образования", что получило отражение в литературе того времени.

По мере усиления общественных позиций третьего сословия его представители в XVIII веке – начале XIX века тоже все чаще предпринимают аналогичные образовательные туры.

При этом отличительными характерами путешествий до середины XIX века были, во-первых, примитивизм средств передвижения; а во-вторых, то, что путешествия было не самоцелью, а необходимым условием и средством к достижению собственно цели. Целями же были торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество.

Как уже упоминалось в 1-й главе, важнейшую роль в развитии туризма сыграли революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном в 1807г., чуть позднее, в 1814г., изобретение паровоза Стефенсом, сопровождавшееся расширением сети дорог в Европе. Все это обусловило больше надежности и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия.

Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а так же постепенное сокращение рабочего времени повлекли за собой существенное увеличение потоков путешествующих. Соответственно незамедлительно возникли и первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей.

Во второй половине XIX века индустрия отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входила организация туристических поездок и реализация их потребителю.

Хрестоматийным примером первого тура как комплекса туристических услуг, продаваемого по единой цене – является групповой тур на отдых, организованного именно Т.Куком в 1841г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, а также духовой оркестр.

Интересно, что Т.Кук, о деятельности которого более подробно будет сказано ниже, преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие цели. Будучи, помимо прочего, еще и председателем местного союза трезвенников, он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования свободного времени и найти новых сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, идея прижилась.

Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х гг., а тем более, и вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в период между двумя мировыми войнами появляются ростки массового туризма, расцвет которого приходится на послевоенные десятилетия. Туристические поездки как внутри стран, так и зарубежные постепенно приобретают качественно иной характер. Они преследуют уже не только развлекательные, но и вновь возродившиеся познавательные цели.

В маршруты все чаще включаются исторические места, памятники культуры. Подавляющая часть международного туристского движения приходилось на Европу. В этот период развития туризм одиночек постепенно уступал место групповому туризму широких масс.

В условия растущего единства и взаимозависимости мира, расширение межнациональных контактов в сфере экономики усиливается инвестиционный аспект туризма. Деловой туризм сегодня является неотъемлемой частью производственного процесса. Наряду с этим необходимо учитывать и растущее значение коммуникативного аспекта туризма: усиливается число туристических поездок с целью коммуникации и установления гуманитарных контактов, посещение друзей и знакомых; развивается религиозный и этнический туризм.

Таким образом, с одной стороны предпосылкой развития туризма послужило желание людей совершать поездки (они при этом могли руководствоваться различными стремлениями), а с другой стороны это желание находило встречный коммерческий интерес у тех, кто мог предоставить технические возможности для совершения таких поездок.

Одним из первых людей, осознавших такие возможности, и был Томас Кук.

3. Деятельность Т. Кука и ее значение сегодня

Томас Кук, сегодня признанный основоположником современного туризма, как уже говорилось выше, первым понял сущность и выгодность организованных массовых перемещений путешественников и в 1841 г. организовал первый железнодорожный тур. Успех сопутствовал ему. И в 1851 г. Кук организовал участие англичан со всех провинций страны в международной выставке в Париже. Ему удалось единовременно привезти на выставку 165 тысяч посетителей. Выставочные туры оказались выгодными, и Кук был организатором массового посещения туристами из Англии Всемирной выставки в Париже в 1855 г.

Но еще в 1854 году, то есть до выставки, в Англии был издан первый справочник по гостиницам, включавший около восьми тысяч наименований. Некоторые из них, конечно, были просто постоялыми дворами эпохи дилижанса, но значительную часть составляли уже гостиницы, близкие к современному пониманию этого слова.

С 1856 г. путешествия по Европе стали регулярными, создано туристское агентство Кука и множество филиалов. О фантастическом успехе туристской компании свидетельствует тот факт, что клиентами фирмы "Томас Кук" только в 1870 г. уже стали 500 тысяч англичан.

Регулярное пароходное сообщение между европейским и американским континентами было открыто в 1832 г., и в 1866 г. Кук направляет в США первые две группы туристов. Туры были продолжительные и длились до пяти месяцев. Среди именитых американских туристов, пользовавшихся услугами Т. Кука, следует назвать Марка Твена, который именно после этого издал книгу "Простаки за границей".

Т. Кук первым предложил выполнить кругосветное путешествие всем желающим в 1872 г. Первые двадцать путешественников совершили кругосветный тур за 220 дней, что и дало жюльверновскому герою возможность продемонстрировать в знаменитой книге, куда большую скорость путешествия, завершив его "всего" за 80 дней.

Бюро Кука уже в это время занялось размещением экскурсантов, выпуском путеводителей и периодической туристской литературы, рекламными кампаниями, банковскими операциями и обменом иностранной валюты.

Новый бизнес начал приносить своим владельцам неплохие доходы, поэтому к нему стали проявлять интерес и другие предприниматели. Постепенно, но весьма быстро, в разных странах образуются туристические компании, занимающиеся организацией экскурсий и путешествий во все части планеты.

Вслед за конторой Т. Кука в Англии появились туристские бюро Фреймза и сэра Генри Ланна. Возникли многочисленные туристские клубы и ассоциации – Велосипедный туристский клуб, Политехническая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха и другие.

Туристические фирмы и агентства, вслед за знаменитой "конторой Кука", появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента. В 1885 г. в Петербурге начинает свою деятельность первая туристская компания Л. Липсона.

Томас Кук умер в 1892 г., его дело продолжили сын и компаньоны. Компания существенно расширила ареал деятельности, став крупным финансовым институтом, она стала выпускать дорожные чеки для путешественников. Это по существу изобретение века – безопасные деньги, одни из первых безналичных средств массового характера.

Сегодня компания "Томас Кук" владеет 12000 туристских агентств во всех странах мира (кроме России) и обслуживает 20 млн. туристов.

Говоря о значении деятельности Т. Кука для современного туризма, следует, прежде всего, отметить, что для него не менее важными, чем коммерческие, были социальные цели туризма, что звучит вполне современно.

Кук понимал, что туризм не ограничивается отдыхом для восстановления жизненных сил, но и служит удовлетворению познавательных, эстетических, социальных потребностей человека, а поэтому не может быть обычным средством для получения прибыли. Сначала следует обеспечить удовлетворение перечисленных потребностей туриста, а это уже и может обеспечить необходимую прибыль.

Поэтому анализируя деятельность компании Т. Кука, нельзя не заметить, что организация поездок была очень педантичной: в местах, посещаемых туристами, существовала четкая система предоставления услуг. В своем большинстве услуги носили индивидуальный характер и предоставлялись частными лицами. В некоторых случаях можно говорить о правилах рыночной конкуренции при сдаче в наем помещений; распространении местных путеводителей, рекламных материалов и печатных изданий; продаже сувениров; предоставлении услуг переводчиков и гидов.

Одним словом, уже тогда имело место практически все, что мы сегодня подразумеваем под турпродуктом.

Выводы

Сейчас уже можно говорить об экспансии индустрии туризма, хотя ее действительный объем оценить можно лишь приблизительно вследствие несовершенства статистики и неопределенности понятийного аппарата науки о туризме.

В современном мире продолжается активное формирование мощной индустрии отдыха, обладающей своими институтами, уникальным продуктом, производственным циклом, особенностями методов организации и управления производством. Завершается переход от массового конвейерного к массовому дифференцированному туризму.

И все это происходит, в том числе, и благодаря активной деятельности Т. Кука, сделавшего на этом поприще первые и очень важные шаги.

Деятельность Кука как бизнесмена – яркий образец протестантской деловой этики. Повинуясь постулатам протестантского понимания бизнес-активности, он неутомимо расширял свое дело и набор предоставляемых услуг, находя при этом решения, которые постепенно и неуклонно стали классическими для туристского бизнеса.

Например, достаточно упомянуть, хотя бы то, что именно Кук поставил на индустриальную (кстати, в то время, монопольную) основу туры в Египет в Каир и круизы по Нилу, построил два отеля со спортивными площадками в Луксоре и в Асуане.

Деятельность, связанная с бизнесом на турпродукте, превратила захолустный Египет в популярную туристскую точку, оторвала феллахов от мотыги, научила английскому языку, необходимому при оказании туристских услуг, что и дало тысячам новых специалистов высокооплачиваемую работу, а попутно обеспечило мощные финансовые вливания в казну сначала британской колонии, а позже и самостоятельного египетского государства.

Таким образом, сегодняшний уровень развития туризма, и само понятие комплексной туристической услуги, столь популярное ныне, своим существованием обязаны в первую очередь деятельности Т. Кука – первопроходца туристического бизнеса в его сегодняшнем понимании.

Литература

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебное пособие. – М: изд-во Герда, 2004.

2. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности.- М.: Проспект, 2003.

3. Квартальнов В.А Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. – М: Финансы и статистика, 1999.

4. Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме.- СПб.: Питер, 2006.

5. Котлер Ф. и др. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. – М.: Юнити, 1998.

6. Круглякова Е.А. Анализ особенностей и факторов развития туристской индустрии.- М.: Айрис-Пресс, 2007.

7. Папирян Г. А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. – М.: Финансы и статистика, 2000.

8. Пивоварова М. Стратегии привлечения клиентов в индустрии гостеприимства. // Маркетинг. № 2, 2003.

9. Симонов Е. Зарубежный туризм сегодня//Ветер странствий, № 7, 2006.

10. Чудновский А.Д. Международный туризм. – М: Вагриус, 2003.