Занятость населения в регионе

Занятость населения в регионе.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятия и сущность теорий занятости.

Основным источником богатства общества и непременным условием его существования и развития является труд. В условиях современного развития общества значительно возрастает влияние разнообразных сфер его жизни на процесс формирования работника общественного производства, всесторонне развитой личности. От изменения численности населения зависят темпы и масштабы экономического развития.

Вопрос занятости всегда был и остается самым острым и злободневным социальной проблемой. Ей были посвящены исследования многих классиков экономической науки: А, Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, А. Маршала, Д. Кейнса, М. Фридмана, Ф. Хайека, П. Самуэльсона и других. Каждый из них по-своему трактовал вопросы занятости, в результате чего сложились разнообразные теории занятости (см.Рисунок 1).

Занятость населения в регионе

Рисунок 1.Экономические теории занятости.

Представителями данной теории занятости являются А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сей, А. Маршалл, А. Пигу и другие. Классики считали, что рыночная экономика способна обеспечить полное использование ресурсов рабочей силы и на этой основе – полную занятость. Они разработал и теорию трудовой стоимости, которая незыблема по сей день. В работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" А. Смит подчеркнул, что деятельность людей, их устремления определяются их собственными интересами, личной выгодой. "Дай мне то, – писал он, – что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе!"

Его мысль применительно к занятости сводится к тому, что в условиях рынка и свободной конкуренции спрос и предложение сбалансированы и полная занятость обеспечена. Вместе с Д. Рикардо они считали, что труд является единственным всеобщим и единственным точным мерилом стоимости. "Труд определяет стоимость не только той части цены, которая приходится на заработную плату, но и тех частей, которые приходятся на ренту и прибыль". По их мнению, нормой рыночной экономики является полная занятость, а наилучшей экономической политикой – политика невмешательства государства.

Последователь А. Смита Ж. Б. Сей, также внес большой вклад в теорию занятости. Он сформулировал закон рынка. В основе его теории лежат три фактора производства – труд, капитал, земля. Классическая теория, говоря о полной занятости, допускала две ее формы: фрикционную и "добровольную". "Фрикционная" – это когда безработица является результатом временной потери работы при переходе от предприятия к другому. "Добровольная" связана с отказом самих рабочих от работы в силу низкого вознаграждения или других личных причин.

Ведущими представителями неоклассической экономической теории являются А. Маршалл и А. Пигу. В работе "Принципы экономической науки" А. Маршалл разработал идеи плавного бескризисного развития рыночной экономики. Важную роль сыграли его новые положения в теории о рыночной цене, о предпринимательстве и о потребительском поведении. К трем факторам производства Сэя он дополнительно ввел фактор организации. Для обеспечения занятости Маршалл считал важным регулирование спроса и предложения. Он пришел к выводу, что урегулирование рынок, может осуществлять автоматически: " Когда спрос и предложение оказываются в положении устойчивого равновесия, объем производства с его равновесного состояния немедленно начнут действовать силы, толкающие его к возврату. В прежнее положение, точно также, как если подвешенный на веревке камень сместить с его равновесного состояния, он немедленно устремится назад, в свое равновесное положение". Фактором, определяющим объем занятости, по мнению А. Пигу является функция реального спроса на труд. Он приходит к заключению: "При наличии совершенно свободной конкуренции среди наемных работников и при наличии совершенного мобильного труда характер связи (между ставками, реальной заработной платы, на которых настаивают работники, и функцией спроса на труд) будет очень простым. Постоянно будет действовать сильная тенденция к установлению такого соотношения между ставками заработной платы и спросом, чтобы все были заняты", и далее он пишет, что "существующая" в любое время безработица целиком объясняется непрерывно происходящими изменениями в условиях спроса…".

В марксистской теории К. Маркс подробно исследовал вопросы занятости и безработицы, связывая их с положением рабочего класса и его эксплуатацией. Его теория базируется на трех положениях: теории прибавочной стоимости, теории роста органического строения капитала и законе о народонаселении. Первая теория основывается на анализе сущности и особенностей рабочей силы. В капиталистических странах с рыночной экономикой она является товаром особого рода, рабочий продает свою способность к труду. В процессе производства он создает новую стоимость, которая больше стоимости рабочей силы, т. е. работодатель, получает дополнительно прибавочную стоимость. Такая способность рабочей силы стала называться переменным капиталом, авансируемым на покупку рабочей силы. Стоимость товара равна сумме постоянного капитала, переменного капитала и прибавочной стоимости: С+V+m (1), где С- постоянный капитал, затраченный на средства и предметы труда; V-переменный капитал, авансируемый на покупку рабочей силы; m-прибавочная стоимость. Отношение постоянного капитала к переменому он назвал органическим строением капитала. В 23 главе первого тома "Капитала" К. Маркс анализирует влияние возрастания капитала на положение рабочего класса и занятость: " Рассматривая со стороны стоимости строение, определяется тем отношением, в котором капитал делится на постоянный капитал, или стоимость средства производства, и переменный капитал, или стоимость рабочей силы, т. е. общую сумму заработной платы" Он писал, что перенаселение имеет три формы: текучую, скрытую и застойную. К текучей он относил положение, когда рабочие то отталкиваются, то притягиваются в более значимым колличестве к работе, и когда число занятого населения увеличивается, хотя в постоянно убывающей пропорции по сравнению с масштабом производства. К скрытой форме он относил сельскохозяйственное перенаселение, где работники вроде бы и заняты, но далеко не полностью и при первой возможности перемещаются в город или по другим каналам. Под застойной формой понималось крайне нерегулярные занятия работников или вообще их, не имеющих длительное время. Эти формы безработицы имеют место и в современной действительности. Таким образом, К. Маркс доказал, что при росте капитала и общественного производства спрос на рабочую силу снижается, сокращается занятость и растет безработица.

Теория занятости Д.Кейнса и неокейнсианцев на первый план выдвинуты проблемы занятости, конечной целью анализа он видит в определении уровня занятости. Д. Кейнс подверг критике классическую теорию занятости и книгу А. Пигу "Теория безработицы". Основываясь на анализе разрушительного кризиса и роста регистрируемой безработицы, он писал: "Наиболее значительными пороками экономического общества, в котором мы живем, являются его неспособность обеспечить полную занятость, а также его произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов" Главным в теории Д. Кейнса является принцип эффективного спроса. По его мнению:

N = D1 + D2

где N – объем затрат труда

D1 – расходы общества

D2 – расходы на новые инвестиции.

Занятость является функцией эффективного спроса. Увеличение общего объема эффективного спроса увеличивает объем производства и благосостояния нации, а недостаток его ведет к недогрузке производственных мощностей, низким темпам роста производства, кризисным явлениям и безработице.

Представителями концепции экономики предположения выступают современные неокласические теории за стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости. Оприаясь на кривую Лаффера предлагают отказаться от системы прогрессивного налогообложения, урезать социальные налоги, сократить аппарат, уменьшить федеральные затраты на субсидии промышленным предприятиям, на развитие инфраструктуры и т. д.

Сторонники концепции институционализма (Дж. Гэлбрэйт, Т. Веблен и др.) предмет экономики трактуют расширительно и считают необходимым учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь: экономических, социальных, правовых, политических. Они выступают за расширение социальных программ и считают, что вопрос осоциальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы, что проблема безработицы становится, прежде всего, проблемой структурной несбалансированности.

Теория рациональных ожиданий (ТРО) получила развитие в ответ на критику кейнсианцев как стремление поиска новых объяснений, происходящих экономических явлений. Представителями ТРО являются Р. Льюкес, Ж. Сарджент, Н. Уоллес. Они опираются на теорию рынков и исходят из того, что люди ведут себя рационально. Субъекты рынка (потребители и предприниматели), используя имеющуюся информацию, могут предсказать последствия ожидаемых изменений в экономике и принимать соответствующие решения в своих интересах. Они исходят из того, что все рынки (товаров, ресурсов) являются высококонкурентными, при этом цены и ставки заработной платы будут гибкими, цены и объемы производства (а следовательно, и занятость) быстро приспосабливаются к новым условиям. Именно поэтому, считают они, эффективность государственного регулирования сводится к нулю. Но жизнь, вопреки теории рациональных ожиданий, показала, что фискальная и кредитно-денежная политика оказывает существенное влияние на развитие производства и занятость населения.

Общепризнанным основателем монетаристской теории в экономической науки является американский ученый, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен. Он обосновал положения об определяющей роли денег в развитии и стабилизации экономики. Концепция монетаристов заключается в следующем:

1. Рыночное хозяйство обладает высокой степенью устойчивости и конкурентности, стремится к стабильности и самоналаживанию.

2. Государственное вмешательство в экономику является основной причиной инфляции и неустойчивого экономического роста. В противовес Д. Кейнсу они против бюджетного и налогового регулирования.

3. Они против социальных мер правительства по поддерживанию низкооплачиваемых и социально незащищенных слоев населения, считая их неэффективными.

4. Основной регулятор экономики- деньги, стратегия и тактика кредитно-денежной политики, стабильная эмиссия денег. Главное уравнение монетаристов – уравнение обмена:

MV = PQ

где: MV – общие расходы покупателей на приобретение объема производственных благ;

PQ – общая выручка продавцов этих благ.

Так как V (скорость обращения денег) монетаристы считают стабильным, то основным фактором, определяющим объем производства и занятости (Q) и уровень цен (Р), выступает предложение денег (М). По их мнению, это важнейший и единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен, что оказывает воздействие на прироствалового национального продукта.

М. Фридмен утверждал, что между изменением денежной массы и национального дохода существует тесная связь. Это означает, что денежное предложение при нормальном развитии экономики должно возрастать на 3-5% в год. В этом суть денежного правила Фридмена.

Однако эти положения монетаристов вызывают серьезные возражения со стороны многих экономистов, так как считают, что скорость обращения денег (V) не стабильна и не может вызвать устойчивый рост предложения денег (М) и не будет вызывать устойчивый рост ВНП. Высказываются также сомнения в серьезном воздействии кредитно-денежной политики на инвестиции. В большинстве стран не оправдалась теория монетаристов об отрицании государственного регулирования, т. к. фискальная и кредитно-денежная политика взаимосвязаны и должны координироваться государством. Положительная роль монетаризма заключается в обстоятельном исследовании механизма воздействия денежной политики в развитие экономики и занятости населения.

Родоначальником школы "неоклассического синтеза" является американский ученый, лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон. Он пришел к выводу о необходимости одновременного и взаимосвязанного использования и рыночного и государственного регулирования: " П. Самуэльсон видел и нерешенные проблемы, среди которых стагнация производства и занятости при одновременной ползучей инфляции цен, что имеет для России в настоящее время особое значение.Решение проблем занятости и безработицы, определение политики занятости вызывают необходимость теоретической разработки этих важных и острых проблем. Многие видные экономисты прошлого и настоящего уделяли им в своих исследованиях большое внимание. В результате сложились образные теории занятости, большинство из которых имеют значение и в настоящее время. При всем их различии есть много общего в характеристике занятости и необходимости вмешательства государства в решение этих вопросов. Теории занятости находят отражение в практической жизни. Исторический опыт показывает, что страны и их государственные деятели использовали разные теоретические концепции. Однако необходимость государственного регулирования экономики и занятости придерживается в настоящее время большинством развитых стран с рыночной экономикой. Приходит к этому и на всех уровнях управления: национальном, региональном и муниципальном.

Основываясь на теориях наших мыслителей мы можем сказать, что занятость – это использования трудового потенциала общества представляют не только экономический интерес, но и являются основными показателями, отражающими политику государства в сфере труда, отношение к человеку как к личности и главной производительной силе общества. представляет собой приносящую регулярный заработок и иной доход трудовую деятельность по любым основаниям (например, по найму, на основе членства, выборов и т. д.), период осуществления включается в трудовой стаж, дающий право на государственное социальное страхование (обеспечение пособиями, пенсиями и предоставление льгот для работающих). К занятому населению относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

• выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного и неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу, самостоятельно либо у отдельных граждан, независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою должность. Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, а также учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений;

• временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы; ухода за больными; ежегодно отпуска или отгулов; возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (что имеет место при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки, других подобных причин. Выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

Виды и формы занятости населения

Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения видов (структуры) занятости – распределения активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям экономики, по полу и возрасту, уровню образования.

Виды занятости дают характеристику распределению активной части населения по профессиям и специальностям, по сферам применения труда. В обществе существуют несколько видов занятости.

Следующие признаки характеризуют структурные виды занятости

(см.Рисунок 2).

Занятость населения в регионе

Рисунок 2. Признаки структурных видов занятости.

Каждый из выше перечисленных признаков видов занятости реализуется с помощью организационно-правовых способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости.

Виды занятых граждан по общероссийскому классификатору информации о населении:

1. Работающий на постоянной работе

2. Работающий на временной работе

3. Работающий на сезонной работе

4. Работающий по срочному трудовому договору

5. Неработающий

6. Безработный

7.Безработный, зарегистрированный в органах службы занятости.

Форма организации рабочего времени влияет на полную (при условии полного рабочего дня), неполную и сама занятость( см.Рисунок 3).

Занятость населения в регионе

Рисунок 3.Структура формы занятости рабочего времени.

Полная занятость – это состояние на рынке труда, когда полностью удовлетворяется потребность граждан в труде.

Неполная занятость определяется как занятость в неполное рабочее время или по собственному желанию работника, или когда экономически обоснованно, из-за сокращения длительности рабочего времени.

Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.

Частичная безработица – частое и нужное явление для рыночной экономики. Причина неполной занятости заключается в том, что работник по причине перемены места жительства, работы и т.п. выходит на какое-то время из самого производства.

Также определенный уровень безработицы положительно влияет на конкуренцию на рынке труда, стимулирует развитие трудовых ресурсов.

Неполная занятость характеризуется как занятость, при которой естественный уровень безработицы остается высоким.

Проблемы частичной занятости неоднократно освещались в рамках Международной организации труда, и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами. При этом оценка частичной занятости различными государствами происходит по-разному из-за двоякой оценки данного социального явления.

Растет конкуренция на рынке труда из-за того, что идет увеличение масштабов частичной занятости.

Поэтому растет недовольство многих людей. Но есть и те кто, наоборот, поддерживают частичную занятость. Потому что она дает им шанс сочетать работу с выполнением семейных обязанностей и с учебой.

Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость.

Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения – когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).

Также встречается и такая классификация занятости: продуктивная (эффективная), полная, свободно избранная, неполная, скрытая, сезонная, маятниковая, периодическая и др.

Продуктивная (эффективная) занятость – это занятость, приносящая рабочим доход, обеспечивающий достойные условия жизни.

Скрытая занятость населения – характеризуется тем, что безработные, пенсионеры занимаются торговлей или предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.

Сезонная занятость – представляет собой периодическое (в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических условий.

Маятниковая занятость – это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.

Периодическая занятость – это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (работа вахтовым методом).

Формы занятости. Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения видов (структуры) занятости – распределения активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям экономики.

Выделяют также различные формы занятости – организационно-правовые способы, условия трудоиспользования.

По способу участия в общественном труде занятость населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную занятость.

Занятость по найму представляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающим свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы. Самостоятельная занятость для России является относительно новой формой занятости населения.

Это отношения (экономические, правовые и т.д.), в которые вступают люди по поводу участия в общественно полезном труде и которые основаны на личной инициативе, самостоятельности и ответственности направлены, как правило, на получение трудового дохода и обусловливают самореализацию и самоутверждение личности.

По режиму рабочего времени принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость. Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в настоящее время составляет 40 часов в неделю.

Как полный рабочий день следует считать предусмотренный законодательством сокращенный раб день для отдельных категорий работников: подростков до 18 лет, занятых в особо вредных условиях труда.

Неполная (частичная) занятость по количественным характеристикам неполного раб времени подразделяется на разнообразные формы:

По регулярности трудовой деятельности занятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную. Постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже – каждый месяц; временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового договора) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм); сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона, и, наконец, случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения заключения трудового договора.

По легитимности трудоустройства занятость подразделяется на формальную и неформальную. Формальная – это зарегистрированная в официальной экономике. Неформальная занятость – не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником раб мест неформальный сектор экономикики и отдельные его виды. В связи с этим МОТ даже приняла спец конвенцию № 169, в которой указывается, что необходимо содействовать установлению дополнительных связей м/у формальным и неформальным секторами и создавать условия для постоянного включения неформального сектора в национальную экономику.

По условиям организации трудовых процессов занятость разделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы. Стандартная (типичная) занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года. Нестандартная (гибкая) занятость включает след. формы: а) занятость, связан. С нестандартными режимами раб. времени ( гибкий раб. год, сжатая неделя, гибкие графики раб. времени); б) занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, вахтово–экспедиционная занятость; в) занятость по не стандартам. Организационные формы: временная работа, совместительство. На основе систематизации и обобщения подходов к исследованию рынка труда, регулирования рынка труда в показано, что наступление нового этапа исследований с соответствующей модернизированной теоретико-методологической базой должно сопровождаться и формированием современной концепции регулирования рынка труда, предполагающей новое видение его объекта, субъектов, процессов регулирования в условиях социально-экономической неопределенности. В отличие от подходов, в рамках которых социально-экономическая нестабильность рассматривается в негативном ключе сквозь призму отрицательных последствий, в исследовании подчеркивается, что социально-экономическая нестабильность имеет двойственную природу. С одной стороны, она отражает исчерпание существующих моделей развития, что порождает кризис, спад производства и занятости. С другой стороны, предоставляются возможности инновационного обновления рабочих мест, развития новых сфер и форм занятости, реализации изменившихся трудовых предпочтений людей, развития новых направлений социального партнерства и др.

Отмечено, что к оппортунистическому поведению субъектов рынка труда побуждают невозможность выполнить условия контракта или экономический интерес, связанный с сокращением издержек при условии невыполнения обязательств.

Поведенческая неопределенность в условиях экономического кризиса имеет особую важность для понимания оппортунистического поведения субъектов рынка труда, поскольку риски различных форм повышаются.

В качестве критериев типологии предложены следующие: субъекты (работники, работодатели), объекты (заработная плата, социальный пакет, рабочее время, инвестиции в человеческий капитал, организация труда, мотивация к высокопроизводительном труду и др.); формы (полное невыполнение обязательств, частичное невыполнение, замена одних обязательств выполнением других, нарушение сроков и объемов выполнения обязательств); стадии контрактации (доконтрактная, постконтрактная), оплата труда (постоянная часть, переменная часть заработной платы, вся величина заработной платы); управляемость (полностью управляемое; частично управляемое, неуправляемое).

Занятость слабозащищенных категорий населения

Вопрос трудоустройства слабозащищенных категорий населения в нынешней непростой экономической ситуации стоит особенно остро. Одной из приоритетных задач социальной политики государства является улучшение положения на рынке труда таких групп граждан как инвалиды и молодежь, снижение среди них роста безработицы.

Квотирование рабочих мест – один из главных инструментов содействия занятости инвалидов и молодежи. Этот механизм обязывает работодателей трудоустраивать данные категории лиц, а также является действенным способом проявления государственной поддержки и заботы о гражданах. Дополнительные гарантии гражданам, которые особо нуждаются в социальной защите, реализация ими права на труд в Саратове обеспечивается Законом г.Саратова от 22.12.2004 № 90 "О квотировании рабочих мест". Он определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в регионе. По Закону, квоты в городе Саратова устанавливаются для приема на работу инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также для молодежи следующих категорий:

- несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечительства в возрасте до 23 лет;

- выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускники вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые. На данный момент для организаций, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4% от среднесписочной численности. При этом, квота для инвалидов должна составлять не менее 2%. Трудоустройство молодежи на квотируемые рабочие места может быть заменено перечислением в бюджет города Саратова компенсационной стоимости незаполненных квотируемых мест в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. В течение месяца после государственной регистрации все работодатели обязаны встать на учет в Государственное казенное учреждение города Саратова "Центр квотирования рабочих мест". Для постановки на учет работодатель может обратиться в территориальный отдел квотирования по мету регистрации своей организации. На 31 июля 2015 года на учете в Центре квотирования стоит 304 346 организаций. ГКУ "Центр квотирования начал свою работу в 2004 году и за годы существования накопил немалый опыт в содействии работодателям исполнения законодательства в части квотирования рабочих мест. Основными направлениями его деятельности" являются:

- контроль выполнения работодателями города условий квотирования рабочих мест;

- администрирование доходов от перечисления компенсационной стоимости незаполненных квотируемых мест, поступающих в городской бюджет от работодателей, не выполнивших условия квотирования;

- содействие созданию рабочих мест для инвалидов и молодежи;

- проведение информационной работы по вопросам квотирования рабочих мест.

"Гарантированное трудоустройство позволяет людям с ограниченными возможностями получить материальную независимость, полноценно использовать свои способности, стать частью коллектива и общества", – отмечает и.о. директора ГКУ "Центр квотирования" Агафонова Кристина Евгеньевна. Закон № 90 также предусматривает меры экономической поддержки работодателей, которые стремятся создать дополнительные рабочие места для инвалидов и молодежи. Из бюджета города Саратова выделяется денежная сумма на оборудование, сырье, вспомогательные материалы для оснащения каждого рабочего места. В соответствии с установленной квотой работодатели обязаны создавать и выделять рабочие места для инвалидов и молодежи, создавать инвалидам необходимые условия труда, а также предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Выполнением квоты считается трудоустройство инвалида или молодежи на квотируемое рабочее место. Невыполнение обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города об административных правонарушениях в виде наложения штрафа. Обязанность государства – выступать гарантом занятости всех категорий граждан, а в особенности – уязвимых слоев населения. Социальное государство должно предоставлять им такие же политические и гражданские права, как и остальным людям.

Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан. Законодатель установил дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (ст. 13 Закона РФ о занятости). В частности, государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в получении работы, путем разработки и реализации рассмотренных выше целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов) и др.

К гражданам, особо нуждающимся в трудоустройстве, относятся:

- молодежь, в том числе выпускники учебных заведений;

- одинокие и многодетные матери, воспитывающие несовершеннолетних детей;

- инвалиды труда и войны;

- женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов;

- лица предпенсионного возраста;

- лица, освобожденные из мест лишения свободы;

- беженцы;

- вынужденные переселенцы и некоторые другие категории незанятого населения.

Рассмотрим в качестве примера правовые основания трудоустройства некоторых лиц из указанных категорий рассматриваемых групп населения. Так, конституционное право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду относится и к тем гражданам, которые по каким-либо причинам частично утратили трудоспособность и признаны компетентными органами ограниченно трудоспособными, то есть инвалидами. Как уже отмечалось, трудовое устройство инвалидов возложено на органы службы занятости. Специфика их трудоустройства состоит в следующем:

а) предоставляемая инвалидам работа и условия труда должны соответствовать рекомендациям службы медико-социальной экспертизы – ранее ВТЭК';

б) предприятия обязаны создавать им облегченные условия труда;

в) предприятия обязаны предоставлять им дополнительные льготы и др.

Правовым основанием для трудоустройства инвалидов является рассмотренный выше Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации", а также Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В статье 20 последнего предоставляются гарантии занятости инвалидов путем проведения различных специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Среди них:

1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;

2) установление в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и соответствующего количества рабочих мест;

3) резервирование специальных рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

5) организация обучения инвалидов новым профессиям и др.

Рассмотрим некоторые вышеперечисленные законоположения более подробно. Так, указанным выше организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, может быть установлена квота приема на работу инвалидов в процентах к среднемесячной численности работников, но не менее трех процентов. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Органы исполнительной власти субъектов России вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов. Эти же органы утверждают порядок определения квоты. В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоспособного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения РФ. Полученные средства предназначены для расходования целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – это такие рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета субъектов РФ, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей воинской службы, в результате стихийных бедствий или межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета. Инвалидам должны быть созданы необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидам (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность отпусков и др.), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов определяются главой V Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", статьёй 24 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Указом Президента РФ "О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов ", а также названным выше "Примерным положением об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы" и соответствующими Положениями субъектов Российской Федерации. Свои особенности имеются и в трудоустройстве лиц, освобожденных от уголовного наказания или из мест лишения свободы. Такая обязанность по действующему законодательству возлагается на местную администрацию городов и районов, а по существу, на местные органы службы занятости. Данной категории граждан должно быть оказано содействие в трудоустройстве с учетом их профессионального опыта и личных пожеланий. В частности, это правило относится к лицам, освобожденным от уголовного наказания по амнистии. Законодательством предусмотрено, чтобы трудовое и социально-бытовое устройство было завершено не позднее 15-дневного срока со дня прибытия к месту жительства. Такой же порядок распространяется и на подростков, условно осужденных или досрочно освобожденных, а также отбывающих наказание в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних. Следует отметить, что органы по вопросам занятости в ряде случаев занимаются также трудоустройством лиц, мера уголовного наказания которых не связана с лишением свободы. Так, статья 49 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовное наказание в виде обязательных работ. Они заключаются в выполнении в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественных полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Как это усматривается из уголовного кодекса, такие работы устанавливаются от шестидесяти до двухсот сорока часов и не свыше четырех часов в день. Кстати, обязательные работы не должны назначаться лицам, признанным инвалидами I или II групп; беременным женщинам; женщинам, имеющим детей до восьми лет; женщинам, достигшим пятидесятилетнего возраста, а мужчинам – шестидесятилетнего возраста (п. 4 ст. 49 У К РФ). Указанные лица обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров (контрактов), заключаемых ими с работодателями, или на основании договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями и работодателями. Образцы таких контрактов утверждены постановлением Министерства труда РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию. В типовом контракте предусматриваются взаимные обязательства сторон – в частности, между студентом и учебным заведением. Согласно ему, учебное заведение обязуется: обеспечить условия для освоения студентом основной образовательной программы по избранной специальности или направлению в соответствии с государственными образовательными стандартами; создать условия для изучения дополнительных дисциплин сверх государственного образовательного стандарта (с оплатой за счет средств учебного заведения или работодателя с согласия последнего); выплачивать студенту, обучающемуся в рамках целевой контрактной подготовки специалистов, государственную стипендию в размерах, определяемых законодательством России. Кроме того, учебное заведение обязуется на основе изучения потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах осуществлять работу по подбору организаций (работодателей) для реализации целевой контрактной подготовки и последующего трудоустройства студента и др. В свою очередь, студент обязан освоить образовательную профессиональную программу и заключить по предложению ректора (директора) учебного заведения контракт с конкретным работодателем на срок до трёх лет после окончания учебного заведения при условии предоставления работы, соответствующей уровню и профилю профессиональной подготовки, а также материального и, при необходимости, жилищного обеспечения. При невыполнении или ненадлежащем выполнении своих обязательств молодой специалист – бывший студент возмещает учебному заведению затраты, связанные с его обучением: выплаченную государственную стипендию, другие социальные пособия (доплаты) с момента заключения контракта до получения . Однако в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения учебным заведением условий контракта специалист (бывший студент) освобождается от выполнения своих обязательств по нему. В типовом контракте между учебным заведением и студентом, утвержденном указанным выше постановлением Министерства труда РФ, указаны следующие случаи освобождения от заключения и исполнения контракта с работодателем:

- при наличии медицинских противопоказаний к работе в конкретных организациях (на конкретных должностях) или территориях;

- при наличии одного из родителей или супруга (супруги) инвалида I или II группы, если работа предоставляется не по месту постоянного жительства родителей или супруга (супруги);

- жена (муж) военнослужащего офицерского или начальствующего состава, прапорщика, мичмана и других военнослужащих, работающих по контракту в Вооруженных Силах России, органах Министерства внутренних дел РФ и других федеральных служб, если работа предоставляется не по месту службы мужа (жены);

- беременная женщина или имеющая(ий) ребенка в возрасте до 1,5 лет на момент окончания учебного заведения, если работа предоставляется вне места постоянного жительства мужа (жены) или родителей.

Типовой контракт между студентом и работодателем, заключаемый в рамках целевой контрактной подготовки специалистов предусматривает, что работодатель обязан выплачивать студенту надбавку к стипендии в размере, определяемом соглашением сторон, оплачивать по договору с учебным заведением проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги, а на период прохождения производственной практики по месту будущей работы – выплачивать заработную плату по фактически отработанному на рабочем месте времени. Работодатель обязан по контракту принять на работу выпускника после завершения его обучения на должность, соответствующую уровню и профилю его профессионального образования и заключить с ним трудовой договор. Студент обязан по заключенному контракту: освоить основную образовательную программу по избранной специальности или направлению в соответствии с государственным стандартом, дополнительные дисциплины сверх государственного образовательного стандарта по согласованным предложениям студента и работодателя, а также прибыть в организацию для выполнения должностных обязанностей. Часть 2 статьи 182 КЗоТ РФ гласит, что органы исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и органы государственной службы занятости должны оказывать содействие в трудоустройстве выпускников указанных учебных заведений с учетом их профессиональной подготовки и квалификации. При наличии желания выпускников содействие в трудоустройстве им может оказываться негосударственными службами занятости. В случае отказа работодателя в приеме на работу рассматриваемой категории выпускников учебных заведений последние могут такой отказ обжаловать в судебном порядке (ч.З ст.182 КЗоТ). Имеется определенная специфика трудоустройства российских граждан за границей, что обусловлено особенностями их правового положения за пределами России. Надо сказать, что регулирование, в частности, трудовых отношений лиц, оказавшихся за границей, во многом зависит от их гражданства. Находясь за границей, граждане Российской Федерации обязаны подчиняться законам государства, на территории которого они находятся. В то же время не прерывается их правовая связь со своим Отечеством: они должны учитывать действие и российских законов. Таким образом, получается, что граждане России за границей находятся как бы под "двойной юрисдикцией". Профессиональной деятельностью заниматься в период пребывания за границей граждане России имеют право, как правило, в соответствии с международными соглашениями. Что же касается государственной политики в области трудовой миграции граждан России за границу, то по смыслу Программы, она должна быть направлена, в частности, на обеспечение и защиту их прав и законных интересов на всех стадиях трудовой миграции (пребывание и трудовая деятельность на территории принимающего государства, возвращение в Россию). Существенное значение в решении проблемы вынужденной миграции имеет содействие занятости (трудоустройства) вынужденных мигрантов, которое в соответствии с Программой включает в себя:

- содействие в профессиональной подготовке и переквалификации;

- содействие в организации самозанятости и создании рабочих мест;

- содействие в получении документов, необходимых для сохранения и восстановления трудового стажа;

- содействие в решении других вопросов обеспечения занятости в соответствии с российским законодательством. Для обеспечения занятости вынужденных мигрантов государство взяло на себя, в частности обязательство по выделению субсидий для создания новых рабочих мест и организации производств (использование средств федерального бюджета выделенных на Программу, кредитов Центробанка РФ; средств, выделяемых

Многие видные экономисты прошлого и настоящего уделяли им в своих исследованиях большое внимание. В результате сложились образные теории занятости, большинство из которых имеют значение и в настоящее время. При всем их различии есть много общего в характеристике занятости и необходимости вмешательства государства в решение этих вопросов. Теории занятости находят отражение в практической жизни. Исторический опыт показывает, что страны и их государственные деятели использовали разные теоретические концепции. Однако необходимость государственного регулирования экономики и занятости придерживается в настоящее время большинством развитых стран с рыночной экономикой. Приходит к этому и на всех уровнях управления: национальном, региональном и муниципальном. Основываясь на теориях наших мыслителей мы можем сказать, что занятость – это использования трудового потенциала общества представляют не только экономический интерес, но и являются основными показателями, отражающими политику государства в сфере труда, отношение к человеку как к личности и главной производительной силе общества. представляет собой приносящую регулярный заработок и иной доход трудовую деятельность по любым основаниям (например, по найму, на основе членства, выборов и т. д.), период осуществления которой включается в трудовой стаж, дающий право на государственное социальное страхование (обеспечение пособиями, пенсиями и предоставление льгот для работающих).Но также мы рассматривали виды и формы занятости населения. Виды занятости дают характеристику распределению активной части населения по профессиям и специальностям, по сферам применения труда. Зная формы занятости и практическую потребность учета населения- вызывает распределения активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям экономики. Вопрос по трудоустройству слабозащищенных категорий населения в нынешней непростой экономической ситуации стоит особенно остро. Одной из приоритетных задач социальной политики государства является улучшение положения на рынке труда таких групп граждан как инвалиды и молодежь, снижение среди них роста безработицы. Поэтому государством были выделены квоты рабочих мест,из которых на данный момент для организаций. Среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается в размере 4% от среднесписочной численности. При этом, квота для инвалидов должна составлять не менее 2%.

Литература

1. Иванова Н.А. О стимулировании труда на российских предприятиях / Н.А. Иванова // Перспективы и тенденции развития современного инновационного общества в эпоху перемен (экономика, социология, философия, право): материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.И. Долгий. Саратов, 2011. С. 75-78 (0,4 п.л.)

2. Иванова Н.А. Механизм мотивации труда в современных условиях/ Н.А. Иванова // Социально-трудовая сфера на этапе посткризисной экономики: сб. науч. статей по материалам Междунар. науч.-практ. конф., 24-25 ноября 2011 г. / под ред. Л.В. Санковой. Саратов, 2011. С. 374-378 (0,4 п.л).

3. Иванова Н.А. Факторы, влияющие на оплату труда в сельском хозяйстве / Н.А. Иванова // Региональные агросистемы: экономика и социология: Ежегодник [Электронный ресурс]. Саратов: ИАгП РАН, 2011. Вып. 2.

4. Иванова Н.А. Трудовая компетенция как объект регулирования рынка труда / Н.А. Иванова // Перспективы развития современного общества: Инновации и модернизация: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. В.И. Долгий. Саратов: Наука, 2012. С. 192-197 (0,6 п.л.)

5. Иванова Н.А Типология форм оппортунистического поведения контрагентов на рынке труда в условиях нестабильности / Н.А. Иванова // Закономерности развития региональных агропродовольственных систем: материалы Всерос. школы молодых ученых / отв. ред. А.А. Анфиногентова. Саратов: ИАгП РАН, 2012. С. 102-107 (0,5 п.л.)

6. Иванова Н.А. Экономический кризис и его влияние на социально-трудовые отношения / Н.А. Иванова, П.Ю. Татаринов // Человеческие ресурсы в координатах ХХI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л.В. Санкова. Саратов, 2012.

С. 161-164 (0,5/0,3).

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики – Росстат. – Режим доступа:www.gks.ru.

8. ИПС "Кодекс" – Центр "Уникласс".

9. Иванова Н.А. Саратовская область: альтернативные сценарии занятости на обрабатывающих производствах / Н.А. Иванова // Человек и труд. 2012 № 6. С. 1-3 (0,4 п.л.)

10. Иванова Н.А. Трудовой потенциал развития городских территорий / Н.А. Иванова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 1. С. 117-121 (0,8 п.л.)

11. Иванова Н.А. Динамика численности трудоспособного населения и ограничения предложения рабочей силы на региональном рынке труда / Н.А. Иванова // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1.

12. Бондаренко Л. Занятость в селе и диверсификация сельской экономики // Экономика сельского хозяйства России.- №1. – 2011.-С. 71-76

13. Васильева Л.Ю., Валишина Н.Р. Статистический анализ уровня занятости населения в РФ // Тенденции и перспективы развития статистической науки и информационных технологий сборник научных статей. университет., 2013. С. 182-183.

14. Вишневская Н.Т. Законодательство о защите занятости и рынок труда // Вопросы экономики. 2011. – № 4. – с. 114-122.

15. Елисеева Е.Е., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: учебное пособие – 5-е изд.,- М.: Финансы и статистика, 2012. – 654 с.

16. Кабашова Е.В., Сагадеева Э.Ф. Математическая экономика: учебное пособие: электронный ресурс / Башкирский государственный аграрный университет., 2013.

17. Лубова Т.Н. Межрегиональный сравнительный анализ показателей финансовой безопасности Приволжского федерального округа // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 53-60.

18. Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики: учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 771с.

19. Рафикова Н.Т. Основы статистики: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 352 с.

20. Салимова Г.А., Рафикова Н.Т. Статистическое исследование уровня заработной платы и его влияния на эффективность производства., 2012.