Закон синергии и методы усиления потенциала организации

Закон синергии и методы усиления потенциала организации.

Статьи по теме
Искать по теме

Закон синергии и методы усиления потенциала организации

Рис. 1. Схема управленческих процессов в организации

Зависимость – это связь между переменными входа и выхода. Зависимости могут быть:

- объективными и субъективными. Объективные зависимости формируются независимо от сознания и воли людей. Субъективные – формируются людьми для реализации их целей;

- кратковременными и долговременными. К кратковременным относится, например, зависимость подбора кадров отличных качеств нового руководителя. К долговременным – зависимость прибыли организации от величины устойчивого спроса на ее продукцию;

- моральными и аморальными. Моральные связаны с соблюдением норм поведения человека, а аморальные – с обычаями и традициями, так или иначе нарушающими права человека. Из категории "зависимость" вытекает понятие закона.

Закон – это зависимость, которая зафиксирована в законодательных документах (конституции, законодательных актах и т. д.) и является общепризнанной нормой для большой группы людей и организаций, получила признание и поддержку авторитетных ученых.

Между категориями "закон" и "закономерность" существует взаимозависимость: вновь открытые законы и закономерности служат очередной ступенью познания новых зависимостей и законов.

Развитие и функционирование сложных систем подчиняются ряду закономерностей. К ним можно отнести: закономерности целостности, интегративности, коммуникативности и иерархичности [38].

Таким образом, закономерность является частью закона. С позиций управления закон или закономерность можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения.

Законы имеют механизм действия и механизм использования. Механизм действия представляет собой формирование зависимости выходных параметров от входных; определение допустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования. Механизм использования– это набор правил и норм для работника, реализующего механизм действия, с указанием перечня его прав и ответственности.

Выявление законов и закономерностей развития организационных систем может идти за счет как анализа большого количества конкретных систем, так и переноса закономерностей, известных в других областях развития на базе принципа универсальности развития сложных систем.

Чаще всего специалисты выделяют две категории законов: законы природы, в том числе природы человеческого общества, и законы, сформулированные людьми. Законы природы объективны, непротиворечивы и нерушимы. А законы, сформулированные людьми, переменчивы, непоследовательны и противоречивы.

Поэтому принято считать, что законы организации – это объективные законы, а законы для организаций – законы субъективные.

Частные (специфические) законы изучаются отдельными естественными науками (физикой, химией, биологией и др.) или науками об обществе (историей, социологией, экономикой и др.).

Кроме писаных законов, определяющих жизнь в обществе, существуют сотни неписаных, неформальных законов, представляющих собой нормы поведения, традиции и привычки.

Применительно к организации закон – это "необходимая, существенная и устойчивая связь между элементами внутренней и внешней среды, обусловливающая их упорядоченное изменение" [2].

Законы организации состоят из общего и особенного. Общая часть имеет механизм действия независимо от географического положения, сферы деятельности организации. Особенное – это часть закона, не меняющая его сути и отражающая особенности организаций как социальной системы.

Законы организации позволяют адекватно оценивать происходящие события и анализировать опыт.

Руководитель при принятии решений может руководствоваться либо законом, либо здравым смыслом, который обычно приводит к центробежным движениям в организации – развалу ("хотел, как лучше, а получилось, как всегда").

По важности законы организации делят на два уровня: основополагающие и менее важные. К законам первого уровня относится закон синергии.

Главная особенность социальных законов заключается в том, что, в отличие от законов материального мира, действие одного и того же социального закона может обладать различной степенью интенсивности в однотипных ситуациях, что позволяет рассматривать социальный закон не как постоянную характеристику или устойчивую связь явлений, а как некоторую тенденцию, имеющую определенную степень достоверности,

При разработке субъективных законов для организаций следует учитывать действие объективных законов. Объективные законы организации первичны по отношению к законам для организаций. Так, при формировании закона "О товариществах с ограниченной ответственностью" не был учтен объективный закон организации – закон синергии. В результате пришлось доработать закон и принимать его в новой редакции под названием "Об обществах с ограниченной ответственностью". Закон или закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения.

Например, существуют законы о различных организациях (ОАО, ЗАО, ООО, ОДО и др.), однако в этих законах есть общее по порядку создания товариществ и обществ. Это общее и есть закономерность.

В качестве примера закономерностей перечислим характерные виды работ, необходимые для создания компаний:

1. Выявление конкретной общественной потребности либо потребности группы людей в товаре, услуге, информации или знаниях;

2. Исследование потребностей на устойчивость, объем, степень неудовлетворенности, альтернатив ее удовлетворения;

3. Анализ рынков спроса и предложений, платежеспособного спроса;

4. Формирование объекта управления (состав, профессиональный уровень, функциональные обязанности).

5. Создание субъекта управления (состав, профессиональный уровень, функциональные права и обязанности). В состав субъекта управления могут входить физические и (или) юридические лица.

6. Проектирование организации (организационная структура управления), географическое расположение и структура (сосредоточенная или распределенная).

Зависимости, законы и закономерности характеризуются условиями применения и порядком функционирования. Условия применения – это набор правил и норм для эффективного функционирования в организации зависимостей, законов и закономерностей. Порядок функционирования – это формирование соотношений между входными и выходными параметрами; определение допустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования. Условия применения и порядок функционирования обычно указываются в стандартах на законы организации для проведения функционального аудита.

Каждую организацию можно рассматривать как объединение мелких подразделений. Условия применения и порядок функционирования законов в этих подразделениях могут различаться в деталях, однако неэффективное выполнение закона в каком-либо подразделении может свести общую работу на нет. Кроме того, в порядке функционирования могут быть предусмотрены ограничения на область применения (например, реализация закона только в определенных подразделениях организации).

Законы организации имеют в своем составе общее и особенное. Общая часть закона универсальна, то есть она не зависит от страны, географического расположения. Особенное – это часть закона, отражающая специфику организации.

Законы организации образуют теоретический фундамент теории организации, способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию, помогают объективно анализировать накопленный опыт, способствуют повышению управленческой культуры в компаниях.

Они имеют существенные особенности, а именно – законы организации:

- характеризуют всеобщие связи и отношения в социальной среде;

- выступают в роли катализатора общественного прогресса;

- усиливают свое влияние на деятельность компании с развитием общественных отношений.

Многие руководители не знают законов организации и руководствуются здравым смыслом, который часто приводит их к правильным результатам. Однако этот путь требует больших временных, нервных и ресурсных затрат. Нужно ли самому изобретать то, что уже давно создано другими и приводит к хорошим результатам? Может быть это время посвятить решению новых задач, выявлению новых зависимостей, законов и закономерностей, выдвигаемых современной экономикой, политикой, управлением. В ряде случаев здравый смысл приводит к центробежным движениям в деятельности компаний в сторону неустойчивых состояний, а профессиональное использование законов организации и законов для организаций – к центростремительным движениям в сторону устойчивости и процветания. Примерами профессионального подхода может служить деятельность компании МНТК "Микрохирургия глаза".

Рассмотрим две группы объективных законов: универсальные и специфические. Действие универсальных законов распространяется на социальную, биологическую и частично – техническую системы. К этой группе относятся основополагающие и фоновые законы. Основополагающие – закон синергии, закон самосохранения и закон развития. Фоновые – закон информированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции-пропорциональности.

Потенциал организации

В любой организации имеется помещение, технологическое оборудование, персонал, материалы, комплектующие изделия и т.д. Эти ресурсы составляют потенциал организации, ее способность к деятельности. Слово "потенциал" происходит от латинского potentia – сила и обозначает источники, возможности, средства, ресурсы и запасы, которые могут быть приведены в действие или использованы для решения какой-либо задачи. Потенциал зависит от каждого из работников и их расстановки, технологической оснащенности и профессионализма руководителей. Он может быть имущественный и интеллектуальный, осязаемый и неосязаемый.

К осязаемому потенциалу относят все то, что входит в имущественный комплекс компании или отражено в каких-либо документах – в виде отчетов, методик, правил и т. д. Например, основные и оборотные фонды, дебиторская задолженность, денежные средства на расчетном счете и в кассе компании, должностные инструкции, инновационный и научный задел, профессионализм персонала, технология производства, система производства и управления. К неосязаемому потенциалу относят техническую, научную, производственную и информационную ауру, созданную работниками во внутренней и внешней среде, в том числе: имидж, открытость, честность, высокая техническая и социальная требовательность, надежность.

Потенциал компании может быть представлен в десяти взаимодополняющих видах: производственный, организационный, экономический, социальный, технологический, психологический, правовой, экологический, этический и политический. Рассмотрим некоторые из них.

Производственный потенциал определяется технологическими возможностями компании по производству продукции (объем, качество, имидж, перспектива и др.). Организационный потенциал связан с возможностью персонала компании реализовать потребности и интересы работников и общества в организации, безопасности, управлении, стабильности и порядке. Так, в некоторых характеристиках, представляемых кандидатами на должность, отмечаются организационные способности. Экономический потенциал определяет наличие или возможность компании функционировать в условиях простого или расширенного воспроизводства продукции. Это основной потенциал, характеризующий стабильность или ликвидность компании и определяющий темп достижения основной цели – получение максимальной прибыли. Социальный потенциал также может рассматриваться как возможность персонала компании реализовать потребности и интересы работников и общества в информации, знаниях, творческом труде, самовыражении, общении, отдыхе. Технологический потенциал определяется возможностью персонала компании достичь результатов, запланированных в бизнес-плане. Экологический потенциал связан с возможностью персонала компании реализовать экологические цели компании и общества в целом, а также с реализацией потребностей человека в безопасности, здоровье, организации устойчивого развития жизни. Политический потенциал определяется возможностью персонала компании достичь результатов в области удовлетворения потребностей и интересов в вере, патриотизме, самопроявлении и самовыражении, управлении.

В качестве примеров организаций с высоким потенциалом можно привести: Московский государственный университет (РФ), Объединение организаций по строительству московской кольцевой автомобильной дороги.

Каждый ресурс компании имеет свои количественные и качественные характеристики: объем, вес, производительность, цену, технический или профессиональный уровень, впечатление, производимое на других участников организационных отношений. Совокупность ключевых характеристик определяет потенциал конкретного ресурса компании. В реальной деятельности компании важен потенциал не отдельного ресурса, а их совокупности. При этом возможны три варианта результатов их совместного использования:

- ресурсы в основном совместимы друг с другом и их общий потенциал будет равен (немного меньше или немного больше) сумме потенциалов всех составляющих ресурсов;

Потенциал ресурса и компании

Закон синергии и методы усиления потенциала организации

Рис. 2. Схема формирования общего потенциала Пк3 при совместимых друг с другом ресурсах, используемых в компании (Пк3 = П1+П2+ПЗ)

- ресурсы хорошо подобраны или мешают деятельности друг друга и их общий потенциал будет на 50-60% больше (рис. 3а) или меньше суммы потенциалов всех участвующих в деятельности компании ресурсов – эффект эмерджентности (рис. 3б);

Закон синергии и методы усиления потенциала организации

Рис. 46.2. Варианты формирования потенциала компании

а) общий потенциал компании Пк3 меньше простой суммы потенциалов, входящих в него ресурсов П1, П2, ПЗ,

б) общий потенциал компании Пк3 больше простой суммы потенциалов, входящих в него ресурсов П1, П2, ПЗ

- используемые ресурсы существенно усиливают или ослабляют потенциал друг друга в два и более раз. Общий потенциал компании будет либо существенно меньше, либо существенно больше суммы потенциалов' составляющих деятельность ресурсов -эффект синергии (см. ответ на вопрос 47).

Таким образом, различные сочетания используемых в компании ресурсов могут создать разный уровень возможного потенциала организации: от очень низкого до очень высокого.

Низкий потенциал может быть обусловлен приобретением некомплектного оборудования; слабым профессиональным уровнем персонала, работающего на новом оборудовании; приемом на работу несовместимого с коллективом работника. Высокий потенциал может быть создан посредством приобретения организацией оборудования адекватного квалификации персонала; повышения квалификации персонала; проведения работы по доведению целей организации до всех работников. Даже один новый ресурс вместе с уже имеющимися может вызвать эффект синергии. Так, открытие золотоносного района на северо-западе Канады в бассейне реки Клондайк в 1897 г. вызвало "золотую лихорадку", продолжавшуюся вплоть до 1963 г. Она характеризовалась необыкновенным энтузиазмом и работоспособностью старателей3 строителей, дорожников и работников других специальностей.

Повышение общего потенциала компании эквивалентно формальному приобретению новых ресурсов, а понижение общего потенциала – фактическому выводу из процесса производства части ресурсов.

На формальное приобретение денег тратить не нужно, а фактический вывод – это дополнительные прямые затраты компании. Так, общий потенциал компании может снизиться на величину Р1 при приобретении трех ресурсов или повыситься на величину Р2: Р1 = (Ш + П2 + ПЗ) – Пк3, Р2 = Пк3 – (Ш + П2 + ПЗ).

2. Закон синергии

1. Синергия означает совместное и однородное функционирование элементов системы:

материальных.

- территории;

- зданий;

- техники;

- денежных средств;

соииальных.

- руководителей;

- персонала;

- партнеров;

- поставщиков и др.

2. Закон синергии состоит в том, что "в любой организации возможен как прирост энергии, так и снижение общего энергетического ресурса по – сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в нее элементов".1

1 Теория организации: Учебное пособие / СВ. Рогожин, Т.В. Рогожина. – М.: Экзамен, 2003. С. 80.

Применительно к эффективным социальным организациям закон синергии проявляется, в частности, в приросте энергии, превышающем сумму индивидуальных усилий членов организации. Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальных организаций является возможность управления приростом энергии. В деловых организациях это выражается в целенаправленном регулировании энергетического и производственного потенциала. Неэффективный же менеджмент, отсутствие в коллективе лидера, слабая техническая оснащенность, использование устаревших технологий управления и многие другие причины, наоборот, могут повлечь за собой низкий уровень энергетического потенциала организации.

Закон синергии – Способность организации к деятельности и ее потенциал определяют в основном следующие элементы: производительность, микроклимат в коллективе, заинтересованность, кадровый, научный и технический состав, отношение к внешней среде, перспективы развития, имидж.

Сочетание указанных элементов может создавать множество вариантов потенциала организации: от высокого (например, в случае совпадения целей работников и целей организации) до низкого (например, в случае приобретения некомплектного оборудования, увольнения "генераторов идей" и т. п.).

Проявление результатов соединения потенциалов элементов системы находится в соответствии с законом синергии, который состоит из двух частей:

1) эффект, полученный в результате соединения двух и более систем, больше или меньше простого сложения;

2) существует такой набор элементов, при котором потенциал системы будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше.

Применительно к организации синергия – это "такое приращение ресурсного потенциала организации в процессе совместной деятельности ее членов для достижения поставленной цели, при котором полученный результат больше-меньше, чем простое сложение используемых ресурсов" [71].

Потенциал может меняться пропорционально привлечению дополнительных ресурсов или скачкообразно (рис. 4).

Закон синергии и методы усиления потенциала организации

Потенциал дополнительных ресурсов

Рис. 4. Варианты изменения потенциала организации:

1 – потенциал имущества предприятия; 2 – потенциал репутации предприятия;

3 – потенциал работников предприятия; 4 – потенциал одного вновь принятого работника (например, директора); 5 – приобретение некомплектного оборудования, которое не установлено и лежит на складе

Соединение ресурсов 1, 2 и 3 дает меньший прирост потенциала, чем соединение тех же ресурсов с ресурсом 4, обладающим небольшим потенциалом. Привлечение ресурса 5 снижает потенциал организации (см. рис. 3.3).

Процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-то материальной системы носит название синергии.

Закон синергии означает, что для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше.

В биологических системах синергические процессы позволяют накапливать и передавать энергию, запасенную на молекулярном уровне, в ее макроскопические формы. Они проявляются в мышечном сокращении, электрических колебаниях в мозге, в образовании электрического заряда у некоторых рыб и т. д.

В социологии находит объяснение известное положение о том, что в процессе формирования общественного мнения индивидуумы взаимно влияют друг на друга. При некоторых внешних условиях (например, в области политики или экономики) может резко меняться общественное мнение, что проявляется в возникновении разного рода кризисных ситуаций.

Известные в экономике колебания между спросом и предложением на рынке товаров и услуг количественно описываются методами синергии. Примером демонстрации действия закона синергии могут служить и альянсы организаций, в которых суммарный доход выше суммы доходов каждой из организаций, работающих в одиночку. В данном случае эффект масштаба и общий объем инвестиций обусловливают в интегрированной компании существенный синергетический эффект, который достигается с помощью тщательного отбора товаров и рынков, а также соответствующей конкурентной позицией.

Но синергизм имеет отрицательный знак при переходе компании в отрасль с высокой турбулентностью. Синергизм продаж возникает в ситуации, при которой реализация нескольких товаров производится через единую сеть распределения и координируется из единого центра, а также продажу сопутствующих товаров, совместную рекламу различных товаров.

В рамках теории систем закон синергии проявляется в следующих формулировках:

- сумма свойств организационного целого превышает "арифметическую" сумму свойств, имеющихся у каждого вошедшего в состав целого элемента в отдельности;

- совокупность элементов, образующих систему, организована, если ее потенциал больше суммы потенциалов входящих в нее элементов по отдельности.

Дело не столько в том, что соединяется, сколько в том, как соединяется в систему. Существо эффекта проявляется через связи, которые устанавливаются между частями, т. е. связи являются необходимым организационными элементами.

Связи должны обеспечивать наилучшее сочетание компетенций организации как системы:

1) в области исследований и разработок;

2) в части операций по закупке сырья, планированию и контролю производства, изготовлению технической оснастки, по производственному инжинирингу, контролю над качеством, запасами и производством товаров и услуг;

3) в области маркетинга – широкая деятельность по созданию приверженности к продукту, реклама, стимулирование сбыта и продажи, а также распределение товара (включая транспортировку и складирование), контроль над своевременным выполнением контрактов, анализ эффективности продаж и послепродажного сервиса;

4) общий менеджмент и финансы, которые включают три области деятельности:

- определение общей системы взаимодействий компании с внешней средой;

- обеспечение интегрированного принятия решений;

- обеспечение предоставления разнообразных услуг в функциональных сферах, таких, как бухгалтерский учет, отраслевые отношения, повышение квалификации персонала и осуществление функций, наиболее эффективно исполняемых на централизованных уровнях.

Для повышения результативности внутри каждой из обозначенных функциональных областей следует поместить четыре категории навыков и ресурсов: мощности и оборудование; навыки персонала; организационные и управленческие способности [25].

Специалисты в области стратегического управления выделяют два типа синергизма:

1) структурный синергизм, где эффект возникает за счет объединения ресурсов двух компаний, что позволяет снизить издержки и увеличить объем продаж;

2) управленческий синергизм, в случае которого эффект достигается благодаря повышению качества управления без каких-либо структурных изменений.

Структурный синергизм проявляется в процессе объединения аналогичных структур двух объединяющихся организаций. И если эти организации производили аналогичную или схожую продукцию или действовали на одном и том же или смежных рынках, то сокращение издержек достигает 15–25%, а объем продаж возрастает на 25-30% [63].

Управленческий синергизм основан на том, что организация, присоединяющая к себе другую организацию, способна более эффективно управлять приобретенным бизнесом, в частности, благодаря внедрению новой системы финансового контроля, повышению ответственности менеджеров за исполнение бюджета, сокращению необоснованных расходов, продаже сопутствующего бизнеса. Управленческий синергизм позволяет добиться снижения издержек. Значительно реже он ведет к увеличению объема продаж компании.

Синергизм проявляется не только при поглощении одной организацией другой, но и в результате создания союзов и прочих объединений за счет более тесных отношений с поставщиками, в уже существующей группе организаций, когда менеджеры систематически приходят на помошь коллегам. Такого рода синергизм называют "дешевым", поскольку он не связан с затратами на поглощение.

Определить количественное значение синергического эффекта невозможно, главная задача руководителя – найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер.

Синергетические эффекты оцениваются увеличением прибыли, снижением оперативных расходов и потребности в инвестициях.

В качестве элементов модели проявления синергического эффекта приведем ряд признаков:

- хорошее настроение в коллективе;

- снижение заболеваемости;

- сокращение технологического цикла;

- использование "замороженных" ресурсов;

- частичный отказ от услуг сторонних организаций;

- рост числа предложений по совершенствованию производства и управления;

- активное приобретение акций своей организации;

- постоянный спрос на продукцию организации. Руководитель должен создать в организации систему, обеспечивающую реализацию закона синергии.

Формулировка закона синергии. "Для любой системы (технической, биологической или социальной) существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее ресурсов (технологий, персонала, компьютеров и т. д.) либо существенно меньше".

Особое значение имеют социальные системы в виде компаний, фирм, товариществ или обществ. Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор, при котором ресурсы оптимально взаимодействовали бы между собой, создавая эффект положительной синергии.

На практике эффект положительной и отрицательной синергии проявляется достаточно редко. Это объясняется очень редким сочетанием высочайшего управленческого профессионализма руководителя и длительного периода везения (удачи). Чаще можно наблюдать средние ситуации между эмерджентностью и синергией. Однако знание закона синергии может активизировать деятельность руководителя по поиску наилучшего набора ресурсов.

Закон синергии действует независимо от воли и сознания руководителя, однако результаты действия закона зависят от состояния трех сред: руководителя, подчиненных и внешней среды по отношению к закону синергии. Каждое состояние характеризуется двумя значениями: знает закон или не знает закон. Таким образом, существует шесть вариантов реализации закона. Однако мы не будем рассматривать влияние внешней среды и ограничимся тремя вариантами, оставляя другие для самостоятельной проработки заинтересованными читателями.

- Первый вариант. Руководитель и подчиненные не знают о законе синергии.

Характер стихийного действия закона. Персонал компании будет действовать на уровне здравого смысла, исходя из имеющихся

средств. Руководители компании будут основное внимание обращать на личные и профессиональные качества вновь принимаемых специалистов, технические характеристики оборудования. Однако даже очень хороший профессионал и замечательный человек может не вписаться в микроклимат коллектива и его отдача будет меньше возможной; приобретенное первоклассное оборудование в ряду уже имеющегося морально устаревшего оборудования или при отсутствии требуемой подготовки персонала также не даст должной отдачи. Подчиненные будут стремиться максимально полно использовать имеющееся оборудование, не подозревая о том, что оно давно морально и технологически устарело. Таким образом, потенциал многих приобретенных и имеющихся ресурсов может в сумме дать меньший, чем возможно, результат.

- Второй вариант. Руководитель знает о законе, а его подчиненные нет.

Характер действия закона. Руководитель будет стараться достичь гармонии в использовании всех ресурсов компании, в том" числе приобретать или правильно расставлять технологическое оборудование и персонал, вводить прогрессивную систему стимулирования и профессионального обучения. Подчиненные могут не понять стратегических и тактических замыслов руководителя и начнут явно или скрыто сопротивляться. Подчиненные в таких случаях сами пытаются найти пути достижения гармонии посредством изобретательства и рационализации. Однако их работа скорее носит тактический характер и может принести вред компании в будущем. Изобретения и рационализаторские предложения подчиненных, которые могут быть вредны для компании, разумеется внедрять не нужно, но поощрять творческие стремления таких работников следует обязательно в целях дальнейшего развития интеллектуального потенциала персонала. Не владея планами дальнейшего развития компании, подчиненные могут неумышленно действовать против общей стратегии развития компании. Ряд других действий руководителя и подчиненных могут привести к возникновению несогласованности и даже противостояния. Например, для формирования работоспособного коллектива руководитель должен иметь или собрать своеобразное досье на каждого его будущего работника, для того чтобы качества нового работника сразу нашли свое полезное применение и не создали неудобств для уже работающих. Однако многие работники будут с большой неохотой давать достоверную и подробную информацию о себе. Это самый плохой вариант, приводящий к взаимному непониманию действий руководителя и персонала.

- Третий вариант. Руководитель и подчиненные знают о законе синергии.

Характер действия закона. Руководитель в своих решениях может опираться на понимание со стороны подчиненных. Работники, знающие данный закон, с пониманием будут относиться к действиям руководителя по гармонизации деятельности и использования ресурсов. Кроме того, подчиненные будут сами проявлять, инициативу в рамках порученных заданий и общей цели компании. Совместная позитивная работа руководителей и подчиненных всегда приводит к положительным результатам: благоприятный климат, творческий стиль работы и прибыль.

Процесс резкого повышения или снижения потенциала компании (эффект синергии) аналогичен резонансу, то есть резкому росту или снижению производительности. Таким образом, синергия может вызывать как резко положительные, так и резко отрицательные последствия. Положительная синергия реализуется за счет совпадения набора ресурсов и оптимального сочетания их характеристик. Отрицательная синергия получается в результате абсолютно непрофессионального или преступного подхода к порученной деятельности.

Руководителей компаний конечно в большей степени интересует эффект синергии, так как знание механизма его действия может существенно им помочь. Этим механизмом является объективный закон теории организации – закон синергии. Закон синергии вытекает из свойств систем.

В социальных системах положительным синергетическим эффектом является усиление результатов совместной деятельности в силу совпадения набора элементов и оптимального сочетания их характеристик.

Основными показателями положительного синергетического эффекта являются.

- увеличение производительности труда;

- сознательное отношение работников к труду, заинтересованность в успешной судьбе фирмы;

- хороший психологический климат в коллективе;

- высокое качество товаров и услуг;

- хороший имидж фирмы;

- высокая конкурентоспособность;

- рост прибыли.

ПРИЗНАКИ ДОСТИЖЕНИЯ СИНЕРГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Достаточно трудно заранее определить необходимые ресурсы и условия их использования для достижения синергии. Это можно делать либо приобретая собственный опыт в процессе перебора различных ресурсов в деятельности компании и дальнейшего отслеживания экономического или социального результата, либо используя опыт успешных компаний. Оценка синергетического эффекта может идти косвенно – как части (составляющей) экономической, социальной, организационной, технологической, экологической, правовой или идеологической эффективности. Прямые методы оценки синергетического эффекта находятся в стадии разработки. Ниже приведен набор типовых ситуаций, в какой-то мере характеризующих приближение деятельности компании к синергетическому эффекту:

- длительная и качественная работа оборудования без поломок;

- использование замороженных ресурсов, в том числе находящихся в личном пользовании;

- доверительные отношения между сотрудниками;

- снижение простудных и сердечно-сосудистых заболеваний;

- поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда;

- соотношение разработанных и принятых для внедрения рационализаторских предложений и изобретений;

- уменьшение объема услуг сторонних организаций;

- рост числа предложений по совершенствованию производства и управления;

- стимулирование интереса работников к повышению профессионального образования;

- активное приобретение работниками акций своей компании;

- выработка и поддержка традиций организации;

- усиление технологической и организационной дисциплины;

- усиление лояльности к своей организации и непосредственному руководству;

- сокращение количества оперативных совещаний и увеличение количества стратегических;

- снижение усталости работников;

- устойчивость организации к небольшим внешним возмущающим воздействиям;

- благотворительная деятельность;

- постоянный спрос на продукцию;

- хорошее настроение в коллективе;

- улыбчивость работников.

Руководитель должен стремиться усиливать имеющиеся положительные ситуации и формировать недостающие.

3. Методы усиления общего потенциала организации

Для успешной реализации закона синергии необходимо использовать методы организации и самоорганизации, управления и самоуправления. Среди них: "вопросы и ответы", "конференция идей", "метод эвристического прогнозирования".

Метод "вопросов и ответов" наиболее прост в организационном исполнении. Его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы вопросов трех уровней:

- вопросы, на которые есть практические ответы и известны конкретные результаты – это прошлый опыт;

- вопросы, на которые есть ответы, но мало конкретных результатов или они не подтверждены независимыми источниками;

- вопросы, которые ставятся по новым проблемам и на них еще нет ответов ("темники").

Путем коллективного тренинга по первому и второму уровням вопросов можно прийти к решению и ряда вопросов третьего уровня.

Перспективным является метод "конференции идей или мозговой атаки", в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. Основные принципы данного метода следующие: число участников в пределах 4-12; запрещаются насмешки, критика, в том числе и позитивная; для обсуждения формулируются 1-2 зависимые друг от друга задачи; продолжительность конференции 30-50 минут; ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных. Затем через 1-2 недели специалисты компании анализируют все предложения более внимательно. Как правило, ряд предложений оказываются полезными для компании.

Технология данного метода включает следующие этапы:

- тренировка генерации коллективных идей по заранее заданным проблемам;

- изучение возможностей участников тренинга;

- корректировка состава участников генерации идей;

- генерация участниками идей по новым проблемам;

- обсуждение предложенных идей.

Метод эвристического прогнозирования основан на обсуждении прогнозных решений высококвалифицированными специалистами (экспертами) в узких областях техники, технологии, производства и т. п. (аналогично врачебному консилиуму). Каждый специалист, опираясь на свою компетентность, оценивает предлагаемое решение, а возможно и совершенствует его. В результате глубокого профессионального анализа каждой стороны вариантов решений выявляется лучшее, а возможно и формулируется в ходе обсуждения совершенно новое. Этот метод является плодотворным в случае отсутствия алгоритмического подхода к выработке наилучшего решения.

Изучение эффектов синергии влияет и на изменение парадигм в бизнесе. "Оптимальный набор решений и параметров экономических объектов" перестал восприниматься как ответ на все вызовы жизни. Ему на смену приходит концепция "управляемого хаоса" – работа в условиях шаткого равновесия, удержаться в котором можно только за счет непрерывных усилий (инноваций). Примером может быть велосипед – техническая система, способная в неустойчивом состоянии сохранять равновесие только в результате движения вперед. Роль мышечных усилий ног выполняют инновационные идеи, которые придают стимул развитию бизнеса, позволяя ему перейтк на новый уровень в своем развитии А главная проблема – создание функцио нирующей системы, способной превращать новаторские идеи в готовые продукты и решения.

Желание получить эффект синергии приводит компании и страны к поиску эффективных принципов организации бизнес-систем. Это находится в прямой зависимости от готовности к реорганизации своей организационной структуры в более сложный управленческий и технологический комплекс. А следствием такого процесса является рост числа взаимодействий между компаниями (подразделениями) в рамках определенных интересов. И это в свою очередь нередко приводит к созданию инновационных бизнес-инкубаторов, рождающих особую форму инноваций – совокупный инновационный продукт.

Причиной фиаско синергизма является неспособность компаний понять его сущность и воплотить ее в реальность, а не изъяны самой концепции.

Так, исследования компании General Motors в сфере газотурбинных двигателей были использованы ее подразделением по производству авиадвигателей. Sony, Matsushita и Toshiba приобрели акции американских компаний, специализирующихся на развлечениях, с целью получить эффект синергии между выпуском электроники и созданием аудио- и видеопродукции. Philip Morris применяла в пивной промышленности принципы товарного менеджмента и позиционирования, отработанные ее табачными подразделениями, a Procter&Gamble связала между собой подразделения по производству одноразовых пеленок и бумажных полотенец, объединив закупки, сырье, технологии, персонал и систему распределения.

Сегодня, ввиду растущей сложности современных технологических систем, производством высокотехнологичной продукции становится невозможно эффективно управлять из одного центра. Это вызывает постепенный переход от линейно-иерар-хичных систем управления, которые обслуживали вертикальную или горизонтальную кооперацию производств, к синергичным системам, которые базируются на реализации принципов самоорганизации и нелинейных управленческих связей.